УДК: 340 Юридические науки
Спиркина Татьяна Александровна, студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, г. Саранск.
(tgpogareva@mail. ru)
ТЕХНИКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ И ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена анализу механизмов имплементации норм и принципов международного права в национальное законодательство РФ в условиях глобализации, характеризующей взаимопроникновение правовых систем различных стран. Разграничены виды и формы имплементации.
Ключевые слова: имплементация, законодательная техника, глобализация, международное право, российское право.
Spirkina Tatyana Aleksandrovna, the student of the Faculty of Law Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University» Russia, Saransk (tgpogareva@mail.ru)
TECHNIQUE OF IMPLEMENTATION OF NORMS AND PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A TOOL OF GLOBALIZATION
Annotation. The article is devoted to the analysis of the mechanisms of implementation of the norms and principles of international law in the national legislation of the Russian Federation in the context of globalization, which characterizes the interpenetration of the legal systems of different countries. The types and forms of implementation are limited.
Keywords: implementation, legislative technique, globalization, international law, Russian law.
Необходимость имплементации норм международного права в национальное законодательство обусловлено набирающем всё большую силу процессом взаимодействием международного и внутригосударственного права, которое стало возможно именно в условиях глобализации, которую знаменитый профессор И. И. Лукашук, считал одной из главных тенденций развития международного права в XXI веке [14, с. 261].
Имплементация (от лат. implere - выполнять, исполнять; англ. implementation) буквально означает «претворение в жизнь в соответствии с определенной процедурой». А. С. Гавердовский характеризовал такой процесс применительно к международному праву как «целенаправленную организационно-правовую деятельность государств, предпринимаемую индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций в целях своевременной, всесторонней и полной реализации принятых ими в соответствии с международным правом обязательств» [11, с. 62].
Осуществление данного процесса на территории нашей страны регламентируется Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью правовой системы российского государства. Однако юридическую силу на территории России они будут иметь только после приобретения силы национально - правовой нормы.
Согласно указанным выше положениям Конституции РФ, можно сделать вывод, что российская правовая система не является тождественной международной правовой системе, так как с одной стороны международные договоры не могут противоречить Конституции РФ, как верховному закону государства, следовательно можно говорить о примате внутреннего права; но с другой - сама Конституция РФ должна соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, также хочется отметить, что
нормы международных договоров РФ имеют приоритет перед российским законодательством т. е. устанавливается приоритет международного права. Таким образом мы можем сделать вывод, что Российская Федерация в свою очередь придерживается дуалистической концепции соотношения международного права и внутригосударственного, что обуславливает необходимость имплементации норм и принципов международного права в национальное законодательство.
Существует несколько точек зрения относительно выделения основных способов имплементации (трансформации), некоторые из них мы попробуем рассмотреть. Как исходный посыл обозначим, что процесс трансформации можно разделить на конкретные способы с учетом перевода норм международного права во внутригосударственное законодательство.
С точки зрения формы можно выделить официальную, происходящую в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, и неофициальную, происходящую в явочном порядке по усмотрению каких -либо государственных органов.
С точки зрения способа осуществления - автоматическую, не требующую принятия специального законодательного акта, так как законодательно закреплено, что международные договоры являются составной частью внутреннего права государства, пример - Устав Организации Объединенных Наций [1], и неавтоматическую, т. е. требующую принятия специального акта. Примером может являться принятие Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [9] для выполнения обязательств по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [2].
С точки зрения масштабов процесса можно выделить общую, частичную и индивидуальную трансформацию. Общая трансформация заключается во введении в национальное законодательство всех или большей части положений международного права, что и зафиксировано в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 УК РФ. Частичная трансформация предполагает, что правила
международного договора имеют приоритет перед правилами какого-либо отраслевого закона. А вот индивидуальная трансформация осуществляется на основании нормы, предусматривающей необходимость в каждом случае вступления в силу для данного государства конкретного договора приятия специального акта, позволяющего «превратить» его положения в нормы внутригосударственного права. В. В. Шумилов разграничивает прямую индивидуальную трансформацию (инкорпорацию), производящуюся путем ратификации, и опосредованную, при которой для включения норм договора во внутреннее право необходимо издать специальный закон, повторяющий содержание норм международного договора [18, с. 187-188].
С точки зрения юридической техники можно выделить следующие виды трансформации: инкорпорацию и отсылку [13, с. 94-96].
Инкорпорация как один из видов имплементации предполагает принятие нового закона или подзаконного акта, внешне полностью идентичного международному договору. Также следует заметить, что в данном случае речь может идти только о внешнем, текстуальном сходстве международных и внутригосударственных норм, при котором последние по - прежнему остаются нормами различных систем права [17, с. 156]. Иллюстрацией применения инкорпорации является подписанная Российской Федерацией 28 марта 1977 г. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения [2], послужившая основой для принятия Федерального закона от 23 июля 2013 № 191-ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера» [10].
В юридической литературе существует деление на формальную инкорпорацию и материальную. Формальная инкорпорация подразумевает стадию принятия законодательного акта, который является лишь формальным предварительным условием включения международного договора в национальную правовую систему. А материальная - принятия
законодательного акта имеющего материальный характер, т. е. воспроизведение в той или иной форме содержания международного договора, поскольку сам международный договор не действует во внутригосударственном праве [15, с. 344].
Другим распространенным способом имплементации является отсылка, которая представляет особой особый способ обеспечения международно -правовых обязательств путем указания во внутригосударственном акте на то, что в установленных случаях должно применять правила международного договора либо международно - правового обычая. Указанный выше способ реализации государством международно-правовых норм на своей территории также имеет подвиды. И. В. Гетьман-Павлова выделяла общую (генеральную) отсылку и частичную (специальную) отсылку [12, с. 111]. Общая относится ко всему международному праву и выражается в наличии в национальном праве общего правила, придающего международным нормам силу внутреннего закона, что и мы можем видеть на примере уголовного законодательства Российской Федерации. Так примерами данного способа включения норм международного права в национальное законодательство РФ являются статьи с 11 по 13 Уголовного кодекса РФ [7]. Частичная отсылка представляет собой определенную группу норм национального права отсылающихся к определенной группе норм международного права [12, с. 111 ]. Примером частичной отсылки является ч. 2 ст. 285 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, согласно которой при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила 2016 г. [4] об общей аварии и другие международные обычаи торгового мореплавания [5].
Таким образом, отсылка как один из способов имплементации, санкционирует применение международного права на территории государства и является возможной только в отношении самоисполнимых норм международного права, т. е. когда адресант и адресат данных норм не совпадают.
Рецепция как вид имплементации означает заимствование и приспособление норм международного права национально - правовой системой. Примером рецепции нормы-дефиниции является определение континентального шельфа РФ [8], которое напрямую заимствовано из Конвенции ООН по морскому праву [2]. Наиболее распространенной является рецепция связанная с заимствование национальными системами положений римского права, которая нашла своё отражение и в российском законодательстве, преимущественно в Гражданском кодексе Российской Федерации [6], а именно в статьях 17, 27, 32, 33.
Однако наилучшим способом выполнения государством его международно-правовых обязанностей перед своим народом или международным сообществом является комплексное взаимосвязанное использование всех указанных способов имплементации норм во внутригосударственное законодательство, так как именно имплементация обеспечивает необходимые условия для реализации международно-правовых обязательств нормами национального права.
Глобализация, представляя собой объективный общественно-исторический процесс, является своего рода катализатором перелива норм международного права во внутригосударственное законодательство и, следовательно способствует процессу интернационализация права как исторически и объективно обусловленного процесса взаимовлияния и взаимопроникновения правовых культур, существующих в них доктрин, правопонимания и правоприменения.
Интернационализация, таким образом, представляет собой наибольшее взаимодействие, углубление взаимосвязи международного права и внутригосударственного, их влияния друг на друга, при котором государства не теряют своей самостоятельности и не происходит стирания грани между международным правом и национальным, возможное только в условиях глобализации, которая в свою очередь ведет тем самым к интернационализации их правовых систем. Другими словами, интернационализация обозначает
процесс изменения национального права под влиянием глобализации, который заключается в распространении общепризнанных принципов, норм и иных положений международного права на национальное право отдельных государств, в сближении нормативного содержания национального права отдельных стран.
Сегодня глобализация определяет новые черты не только мировой системы, но внутренней жизни государств. Таким образом, интернационализация международного права в национальной правовой системе привела к возникновению процесса доместикации, т. е. внедрению норм международ-ного права во внутригосударственное законодательство посредствам влияния на внутренний правопорядок путем воздействия на основные составляющие правового режима государства.
А соответственно уже приведение национального права в соответствие с нормами международного права называется гармонизацией, посредствам которой обеспечивается наиболее эффективное обеспечение норм международного права внутригосударственным. Наиболее распространенным способом гармонизации является унификация, которая, согласно В. М. Шумилову, определяется как процесс приведения в разных странах норм внутреннего права, направленных на регулирование одинаковых отношений к единому (близкому) содержанию - либо путем принятия схожих норм, либо корректировки имеющихся, либо другими способами [18, с. 186]. Обеспечение данного процесса в большей степени обязано решениям (резолюциям) интеграционных объединений и международных организаций.
Согласно представлениям Л. П. Рассказова, в новейшей истории неизбежно возрастает роль имплементации, как одной из форм интернационализации, благодаря которой нормы международного права реализуются в национальной правовой системе государства. Эта деятель-ность многоаспектна и включает в себя различные методы. Одним из них является метод изменения национального законодательства путем принятия нормативных актов, укрепляющих позиции международного права или
вводящих соответствующие его нормы [16, с. 534].
Необходимость тесного взаимодействия международного и внутригосударственного права в современном мире предопределяется рядом объективных факторов. В их числе следует упомянуть как стремительно развивающуюся тенденцию интернационализации общественных отно-шений, еще недавно входивших в сферу исключительно внутриго-сударственного регулирования, так и появление глобальных проблем, решение которых возможно только на основе тесного конструктивного взаимодействия большинства государств мира. Следует также иметь в виду, что связь внутригосударственного и международного права во многих случаях представляет собой юридически необходимое взаимодействие, особенно в процессе реализации международно-правовых норм.
Процесс имплементации прежде всего соответствует теории имплементации, так именно теория примата международного права не может существовать без процесса имплементации норм и принципов международного права, а теория примата внутригосударственного права исключает необходимость процесса имплементации.
Имплементация, воздействуя на правотворческую и правоприменительную деятельность государства, позволяет нормам международного права действовать на внутригосударственном уровне. Другими словами, именно имплементация обеспечивает необходимые условия для реализации международно-правовых обязательств нормами национального права.
Однако сразу хочется сделать оговорку, что международные нормы, входя в национальную правовую систему государства, хотя действуют и обеспечиваются внутригосударственным механизмом, не теряют своего статуса. В связи в чем наиболее актуально высказывание профессора Р Мюлллерсона, который утверждал, что «включение международных норм в правовую систему страны не означает, что лев становится котом» [19, с. 199].
Необходимость тесного взаимодействия международного и внутригосударственного права в современном мире предопределяется рядом объективных факторов. В их числе следует упомянуть как стремительно развивающуюся тенденцию интернационализации общественных отно-шений, еще недавно входивших в сферу исключительно внутриго-сударственного регулирования, так и появление глобальных проблем, решение которых возможно только на основе тесного конструктивного взаимодействия большинства государств мира. Следует также иметь в виду, что связь внутригосударственного и международного права во многих случаях представляет собой юридически необходимое взаимодействие, особенно в процессе реализации международно-правовых норм.
Библиографический список
1 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII. - М. Госполитиздат, 1956. - С. 14 - 47.
2 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 дек. 1982 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
3 Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (Москва, 28 марта 1997 г.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
4 Йорк-Антверпенские правила 2016 г. о регулировании общей аварии по новым принципам [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
5 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 № 81-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
8 Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
9 Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
10 Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 191-ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11 Гавердовский А. С. Имплементация норм международного права / А. С. Гавердовский. - Киев : Вища школа, 1980 - 320 с.
12 Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для бакалавров / И. В. Гетьман-Павлова. - 3-е изд. - М. : Юрайт, 2018. - 560 с.
13 Егоров С. А. Международное право : учебник / С. А. Егоров. - М. : Статут, 2016. - 848 с.
14 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. - М. : Волтерс Клувер, 2008. -432 с.
15 Осминин Б. И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств / Б. И Осминин. - М. : Волтерс Клувер, 2006. - 406 с.
16 Рассказов Л. П. Теория государства и права: углубленный курс / Л. П. Рассказов. - М. : Инфра-М, 2015. - 559 с.
17 Черниченко С. В. Международное право: современные теоретические проблемы / С. В. Черниченко. - М. : Междунар. отношения, 1993. - 295 с.
18 Шумилов В.М. Международное право: учеб. / В. М. Шумилов. - М. : ТК Велби, 2013. - 488 с
19 Mullerson R. Ordering Anarchy. International Law in International Society / R. Mullerson. -The Hague : Springer, 2000. - 387 p.