Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИЯХ'

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / цифровизация / цифровые инструменты / технологии / маркетинг / инструменты коммуникации / Communications / digitalization / digital tools / technology / marketing / communication tools

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дикаева Луиза Хамидовна, Кахаров Арслан Самаилович, Эльгайтарова Наргиз Тахировна

Данное исследование посвящено вопросу построения системы цифровых инструментов и выявлению актуальных технологий и принципов разработки и внедрения таких систем. Системы коммуникаций усложняются, требуют сочетания онлайн и оффлайн данных, интеграции внешних и внутренних коммуникаций, внедрения алгоритмов персонализации. Данные тренды требуют нового подхода к построению и выбора инструментов коммуникаций. Эффективность предприятия сегодня и конечный результат его деятельности во многом зависят от степени согласованности всех элементов внутренней системы и качества связей между этими элементами, а также между внутренней системой и внешней средой. В этом контексте сетевое взаимодействие следует рассматривать как некий процесс, в виде управленческих решений, конфликтов и общения. В этом контексте коммуникация является одним из важнейших элементов, который в современном обществе во многом определяет эффективность работы компании, поскольку отвечает за передачу информации, необходимой для принятия грамотных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дикаева Луиза Хамидовна, Кахаров Арслан Самаилович, Эльгайтарова Наргиз Тахировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT, ESSENCE AND ROLE OF COMMUNICATION PROCESSES IN COMPANIES

This study is devoted to the issue of building a system of digital tools and identifying relevant technologies and principles for the development and implementation of such systems. Communication systems are becoming more complex, require a combination of online and offline data, integration of external and internal communications, implementation of personalization algorithms. These trends require a new approach to the construction and selection of communication tools. The efficiency of an enterprise today and the final result of its activities largely depend on the degree of consistency of all elements of the internal system and the quality of connections between these elements, as well as between the internal system and the external environment. In this context, networking should be considered as a kind of process, in the form of managerial decisions, conflicts and communication. In this context, communication is one of the most important elements that in modern society largely determines the effectiveness of the company, since it is responsible for transmitting information necessary for making competent management decisions.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИЯХ»

Научная статья УДК 159.9

DOI: 10.26118/2782-4586.2023.80.73.020

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИЯХ

Дикаева Луиза Хамидовна

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова

Кахаров Арслан Самаилович

Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова Эльгайтарова Наргиз Тахировна

Северо-Кавказская государственная академия

Аннотация. Данное исследование посвящено вопросу построения системы цифровых инструментов и выявлению актуальных технологий и принципов разработки и внедрения таких систем. Системы коммуникаций усложняются, требуют сочетания онлайн и оффлайн данных, интеграции внешних и внутренних коммуникаций, внедрения алгоритмов персонализации. Данные тренды требуют нового подхода к построению и выбора инструментов коммуникаций. Эффективность предприятия сегодня и конечный результат его деятельности во многом зависят от степени согласованности всех элементов внутренней системы и качества связей между этими элементами, а также между внутренней системой и внешней средой. В этом контексте сетевое взаимодействие следует рассматривать как некий процесс, в виде управленческих решений, конфликтов и общения. В этом контексте коммуникация является одним из важнейших элементов, который в современном обществе во многом определяет эффективность работы компании, поскольку отвечает за передачу информации, необходимой для принятия грамотных управленческих решений.

Ключевые слова: коммуникации, цифровизация, цифровые инструменты, технологии, маркетинг, инструменты коммуникации.

THE CONCEPT, ESSENCE AND ROLE OF COMMUNICATION PROCESSES IN COMPANIES

Dikaeva Louise Hamidovna

Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov

Kakharov Arslan Samailovich

A.A. Kadyrov Chechen State University

Elgaitarova Nargiz Tahirovna

North Caucasus State Academy

Abstract. This study is devoted to the issue of building a system of digital tools and identifying relevant technologies and principles for the development and implementation of such systems. Communication systems are becoming more complex, require a combination of online and offline data, integration of external and internal communications, implementation of personalization algorithms. These trends require a new approach to the construction and selection of communication tools. The efficiency of an enterprise today and the final result of its activities largely depend on the degree of consistency of all elements of the internal system and the quality of connections between these elements, as well as between the internal system and the external environment. In this context, networking should be considered as a kind of process, in the form of managerial decisions, conflicts and communication. In this context, communication is one of the most important elements that in modern society largely determines the effectiveness of the company, since it is responsible for transmitting information necessary for making competent management decisions.

Keywords: Communications, digitalization, digital tools, technology, marketing, communication tools.

Введение.В рамках коммуникаций рассматриваются межличностное общение и передача информации в обществе, исследуется влияние информации на общество. Процессы коммуникации рассматриваются в разных областях знания, таких науках как социология, психология, лингвистика, история и прочих. Для человеческого общества язык и общение являются его неотъемлемой частью.

Научная литература в различных областях, как на национальном, так и на международном уровне, предлагает различные подходы к интерпретации термина «коммуникация»:

— это объект изучения в теории менеджмента и широко распространенная деятельность в операционных процессах и управленческих решениях организаций;

— это средство, способствующее внедрению социальной энергии и инвестиций в социальные системы;

— это инструмент для достижения поставленных целей, организационных и других изменений, изменения поведения и повышения эффективности предоставления информации.

Тот факт, что термин «коммуникация» под-

вержен столь разнообразным интерпретациям, в основном объясняется различными подходами, принятыми учеными и специалистами, работающими в области психологии бизнеса и менеджмента.

Стоит также отметить, что некоторые авторы считают коммуникацию и общение синонимами и подчеркивают, что их суть заключается в обмене информацией, опытом и знаниями. С другой стороны, по мнению многих авторов, термины «коммуникация» и «общение» нельзя считать тождественными, так как в процессе общения ярко выражены личностные и эмоциональные элементы, а по содержанию они не имеют никакого сходства.

Результаты исследования.Давайте теперь рассмотрим определения «коммуникации» и «общение», данные разными авторами, чтобы подчеркнуть фундаментальные различия.

В.А. Спивак. Хотя общение - явление скорее психологическое, стоит уточнить, какие аспекты этого явления принимаются во внимание, когда говорят об общении. Общение - это многомерный развивающийся процесс человеческого контакта, который возника-

ет из потребности в совместной деятельности. В данном случае автор фокусируется на коммуникативном аспекте, в котором происходит обмен информацией, связанный с реальными поведенческими характеристиками субъекта.

Автор приводит интеллектуальные, информационные, технические, организационные и экономические аспекты коммуникации. По мнению автора, основными компонентами процесса коммуникации являются - передача информации, как основной источник.

Согласно социальной психологии, общение - это процесс передачи сообщения от отправителя к получателю. В то же время об -ращается внимание на сообщение, которое является частью этого процесса.

Анализ различных подходов показывает, что, какая бы дисциплина ни определяла термин «коммуникация», для его уточнения необходимо определить ключевые элементы процесса. Даже если этот термин не является синонимом коммуникации, они связаны между собой, поскольку коммуникация - это форма обмена.

На основе анализа различных подходов к определению термина «коммуникация» авторы утверждают, что в организации существует многогранная и структурно сложная система, которая включает в себя компанию и ее составляющие, а также специфические действия внешней среды организации и процесс обмена информацией и другим контентом. Было разработано оригинальное определение коммуникации.

Внутренние коммуникации тесно связаны с понятием человеческих отношений. Сотрудники работают эффективно и с полной отдачей тогда и только тогда, когда чувствуют вовлеченность в жизнь организации и чувствуют свою причастность к принимаемым компанией решениям. Для того, чтобы этого добиться, необходимо обеспечить сотрудников полной информацией, пониманием целей и задач, стоящим как перед отдельными служащими, так и перед организацией в целом. У каждого сотрудника должно быть понимание того, как его действия помогают компании реализовывать стратегию развития.

Значительное количество исследователей констатируют тот факт, что необходимо искать новые подходы к построению систем

внутренних коммуникаций. Некоторые из исследователей в данном контексте отводят особую роль маркетинговым коммуникациям. В статье «Новая роль маркетинга» Кимберли Уитлер и Рэм Джанакираман исследуют вопрос реорганизации внутренних коммуникаций через реструктуризацию маркетинговых процессов на примере анализа крупной компании. Директор по маркетингу взяла на себя лидерство в задачах, которыми не занимались другие отделы. Одной из задач стало построение более гибкого процесса принятия решений в компании. По данному вопросу отдел маркетинга выступил с рекомендациями по построению внутренних коммуникаций и внедрению agile в организацию. Также директор по маркетингу разработала и запустила инициативу по управлению отношениями с клиентами, руководители других отделов подключились к этой инициативе и получили от этого выгоду. В итоге отдел маркетинга также был привлечен к принятию стратегических решений, выходящих за пределы маркетинга и касающихся компании в целом. Были предложена и внедрена новая единая система метрик, включающая в себе маркетинговые показатели. Авторы сообщают, что «по сравнению с прошлым годом чистая выручка компании выросла на 48%, активы клиентов увеличились на 39%, а прибыль на акцию - на 80%.» Это исследование доказывает, что оптимизация роли отдела маркетинга может принести положительные результаты, а также показываю зависимость внутренних и маркетинговых коммуникаций.

В компании с горизонтальным или матричным управлением нельзя сказать «я прав, потому что я главный» или «сделай, как я говорю, иначе уволю». Фактически нужно руководить не сотрудниками, а людьми, выполняющими работу, то есть управлять, не управляя, больше вовлекать, чем руководить [2].

Одной из наиболее распространенной методологией, в которой преобладают горизонтальные коммуникации является метология «Agile». Однако важно отметить, что это не универсальный метод решения проблем, возникающих в иерархических структурах. В статье «Agile или нет: подходят ли вам гибкие методы управления и работы» Павел Алферов выводит признаки, по которым можно понять, подходит компании или подразделе-

нию данная методология или нет.

Невозможно реализовать эффективную коммуникацию без учета всех типов коммуникационных процессов. М.Й. Коваленко рассматривает определенные виды делового общения как когнитивное общение и передачу необходимой информации другой стороне в процессе коммуникации, обострение ее осведомленности и расширение базы информационных ресурсов. В процессе когнитивной коммуникации субъект получает наиболее ценную и полезную для него информацию, которая соответствует сфере его интересов.

Следующий вид коммуникации, который преобладает в теории менеджмента, — это деловая коммуникация. Высокая интенсивность и развитие этого вида коммуникации в последние годы объясняется современным контекстом, в котором корпоративная коммуникация является неотъемлемой частью функционирования компаний и правительственных организаций.

Корпоративная коммуникация относится ко всем формам делового общения. Сегодня корпоративная коммуникация заслуживает рассмотрения как отдельное понятие, согласно которому данный вид коммуникации является самостоятельной бизнес-технологией, устанавливающей связь информации между экономическим субъектом (например, компанией) и его внешней средой.

Как уже говорилось, деловое общение является самостоятельной управленческой дисциплиной, т.е. функцией современного менеджмента. Поэтому в корпоративной коммуникации часто участвуют управленческие команды, которые могут состоять из представителей различных направлений бизнеса.

Организационная коммуникация - это процесс, посредством которого руководство компании получает информацию из внутренней - персонал - и внешней среды с целью поддержки возможностей развития системы. Организационная коммуникация - это координация деятельности всех подорганизаций путем получения, обмена и распространения необходимой информации. С одной стороны, он помогает установить внешние связи компании с окружающей средой, а с другой -обеспечивает эффективное взаимодействие между организационными лидерами на всех

уровнях управления и их подчиненными.

По мнению Беляловой, организационная коммуникация - это согласованная система информационных потоков между структурными подразделениями компании. Правильно внедренная система делает каналы внутренней коммуникации очень эффективными и создает стабильный психологический микроклимат, который положительно влияет на производительность и эффективность работы сотрудников (отделов или организации в целом).

Исследование показывает, что многие авторы рассматривают «коммуникацию» как процесс. Одна из основных задач процесса коммуникации - организовать процесс передачи информации таким образом, чтобы ее можно было правильно интерпретировать.

Процесс коммуникации делится на семь фаз, на которых входящие идеи преобразуются в передаваемые, а обратная связь осуществляется и повторяется. Поэтому коммуникации в организации имеют особое значение в текущем экономическом климате; их качество и процесс реализации являются залогом быстрого реагирования на изменения во внешней среде и общего успеха бизнеса в быстро меняющейся рыночной среде.

В любой организации с двумя и более сотрудниками можно говорить не только о коммуникации и наличии каналов связи, но и о функционировании коммуникационной системы в целом, которая состоит из переплетенной сети. Суть коммуникационной сети заключается в том, чтобы служить связующим звеном между различными элементами административной организации и формировать единую «организацию», охватывающую все формальные и неформальные каналы. Признано, что коммуникационные сети можно условно разделить на три типа: открытые сети, закрытые сети и комбинированные сети.

Независимо от используемого метода, очевидно, что в каждой классификации существуют типичные проблемы при разработке эффективных коммуникационных процессов. Их можно разделить на две основные группы:

- проблемы в процессе межличностного общения;

- структурные проблемы коммуникации.

Таким образом, коммуникационные барье-

ры можно разделить следующим образом:

- логические барьеры в деловом общении - одно из самых распространенных препятствий в переговорах между деловыми партнерами. Важно понимать, что психология разных субъектов отличается, например, когда сторонами являются представители компаний из разных стран. При организации ком -муникативных взаимодействий важно уметь манипулировать ими в соответствии с поведенческими характеристиками. Основные неточности, возникающие в контексте этих барьеров, включают семантические пробелы, несоответствия в используемых концептуальных средствах, двусмысленность определенных моментов или утверждений и неполное перекодирование или переинтерпретацию слов.

- стилистические барьеры возникают при несоответствии между стилем делового общения и содержанием полученного или переданного сообщения, и его реализацией.

- лингвистические барьеры возникают, когда стиль речи говорящего (отправителя сообщения) имеет определенный логический акцент, дефектную структуру предложения, затрудняющую понимание смысла информации в сообщении, или плохое знание иностранных языков. Барьеры этой группы также могут возникать в напряженных ситуациях или в атмосфере, не подходящей для переговоров.

- семантические барьеры возникают, когда деловой партнер не понимает значения определенных символов, знаков или слов. Основными причинами этих барьеров являются: теологические различия, профессиональные, социальные, этнические, культурные, психологические и религиозные различия между партнерами и недостаточный словарный запас одной из сторон в ситуациях, когда необходимо общение на иностранном языке.

Результаты анализа концептуальной схемы и выявленных характеристик коммуникационного процесса позволяют выделить пренебрежение поведенческими аспектами, а также сложность и неопределенность между сторонами информационного обмена (структурными подразделениями организации) как основные проблемы эффективных коммуникационных процессов в организациях. Большинство неоптимальных организационных форм коммуникационного процесса

характеризуются «указаниями руководства, не соответствующими реальной ситуации», «неясными формами передачи информации подчиненным», «повторением информации» и «противоречивой информацией». Если эти характеристики присутствуют, можно сделать вывод, что горизонтальные и вертикальные связи между структурными подразделениями и отдельными работниками ненадежны. В результате возникает неупорядоченный поток информации, который препятствует ее оптимальному использованию. В результате возникает «дефицит информации» и «информационный голод». Кроме того, в такой среде больше барьеров для общения.

Именно поэтому большинство авторов утверждают, что коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и специфический акт, включающий эмоции, выражения и поведение. В этом разделе мы рассмотрим основные барьеры, которые могут возникнуть при передаче информации между адресатами: фонологические, стилистические, логические и семантические.

Заключение.Сегодня коммуникации являются неотъемлемой частью системы управления компанией, так как правильная организация передачи информации вносит большой вклад в конечный результат и эффективность работы компании. Плохая коммуникация, в свою очередь, может негативно сказаться на результатах деятельности компании и сделать всю систему спонтанной и неконтролируемой. Поэтому коммуникация может и должна быть элементом эффективной системы управления бизнесом.

В современных реалиях одной из ключевых функций связи является обеспечение развития информационных технологий, использование которых направлено не только на оптимизацию традиционной административной и производственной деятельности в компаниях, но и на максимизацию покупательной способности клиентов. В качестве хорошего примера возможностей использования инновационных средств коммуникации можно привести официальный сайт Государственного финансового университета Российской Федерации, который позволяет посетителям быстро получить ответы на все интересующие их вопросы о деятельности университета.

Список источников

1. Алферов, П. Agile или нет: подходят ли вам гибкие методы управления и работы [Электронный ресурс] / П. Алферов. - Режим доступа: https://hbr-russia.ru/management/prinyatie-resheniy/809338.html.

2. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / ГЛ. Багиев, В.М. Тарасевич, X. Анн; под общ. ред. ГЛ. Багиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЗАО «Издательство «Экономика», 2019. - 718 с.

3. Белов, В.С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учебное пособие, руководство, практикум / В.С. Белов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Евразийский открытый институт, 2020. - 111 с.

4. Быченко Ю. Г. Важнейший показатель человеческого роста // Человеческие ресурсы. 2008. № 3. С. 23-27.

5. Дивина Т.В., Безобразова О. В. Использование маркетинговых коммуникаций в деятельности корпорации// Актуальные вопросы современной экономики -2020- № 6. - С.73-78

6. Дмитриева Н.В. Поколение Z как новое поколение работников // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1(66). - с. 760-763.

7. Евдохина О.С. Диверсификация коммуникационных каналов предприятия //Актуальные вопросы современной экономики.- 2020.- №10.- С.37-44

Сведения об авторах

ДИКАЕВА ЛУИЗА ХАМИДОВНА, к.э.н. кафедры Экономической теории и государственного управления, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия

КАХАРОВ АРСЛАН САМАИЛОВИЧ, доцент кафедры «Теория и технология социальной работы», Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия

ЭЛЬГАЙТАРОВА НАРГИЗ ТАХИРОВНА, к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет», Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск, Россия

Information about the authors

DIKAEVA LUISA KHAMIDOVNA, PhD in Economics, Department of Economic Theory and Public Administration, Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia

ARSLAN SAMAILOVICH KAKHAROV, Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Social Work, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia ELGAITAROVA NARGIZ TAHIROVNA, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.