Научная статья на тему 'ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РЕФОРМЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН'

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РЕФОРМЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционная реформа / адресный подход / государственное управление / комплексность / политические реформы / corruption / anti-corruption reform / targeted approach / public administration / complexity / political reforms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадова Эльза Исаевна, Эльгайтарова Наргиз Тахировна, Мидаева Хава Усамхаджиева

В статье раскрываются проблемы, связанные с коррупцией, которые угрожают экономическому и политическому развитию каждой страны, и для решения которых предлагается целенаправленный подход к формирование антикоррупционной реформы в развивающихся странах. Утверждается, что модель антикоррупционной реформы развитой страны нелегко экспортировать в какой-либо конкретный контекст реформ в развивающихся странах. Поэтому необходимо проявлять осторожность при выборе этого подхода, который представляется более подходящим для стран с относительно высоким уровнем управления. В статье подчеркивается, что формирование антикоррупционной реформы базируется на целенаправленном подходе, который включает в себя следующие аспекты: организация, коммуникация, ресурсы, мониторинг и оценка и учитывает многогранные составляющие не только политической, правоохранительной, экономической, но и социально-административной сферы. При освещении вопросов, связанных с компонентами целевого подхода, выявляются преимущества и недостатки, или трудности этих составляющих аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомадова Эльза Исаевна, Эльгайтарова Наргиз Тахировна, Мидаева Хава Усамхаджиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TARGETED APPROACH TO THE FORMATION OF ANTICORRUPTION REFORM ON THE EXAMPLE OF DEVELOPING COUNTRIES

The article reveals the problems associated with corruption that threaten the economic and political development of each country, and for the solution of which a targeted approach to the formation of anti-corruption reform in developing countries is proposed. It is argued that the model of anti-corruption reform of a developed country is not easy to export to any particular context of reforms in developing countries. Therefore, caution should be exercised when choosing this approach, which seems more appropriate for countries with a relatively high level of governance. The article emphasizes that the formation of anti-corruption reform is based on a purposeful approach, which includes the following aspects: organization, communication, resources, monitoring and evaluation and takes into account the multifaceted components of not only the political, law enforcement, economic, but also the socio-administrative sphere. When highlighting issues related to the components of the targeted approach, the advantages and disadvantages, or difficulties of these component aspects are identified.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РЕФОРМЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН»

Научная статья УДК 342.597

DOI: 10.26118/2782-4586.2023.80.26.022

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РЕФОРМЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Магомадова Эльза Исаевна

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова Эльгайтарова Наргиз Тахировна Северо-Кавказская государственная академия Мидаева Хава Усамхаджиева

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова

Аннотация. В статье раскрываются проблемы, связанные с коррупцией, которые угрожают экономическому и политическому развитию каждой страны, и для решения которых предлагается целенаправленный подход к формирование антикоррупционной реформы в развивающихся странах. Утверждается, что модель антикоррупционной реформы развитой страны нелегко экспортировать в какой-либо конкретный контекст реформ в развивающихся странах. Поэтому необходимо проявлять осторожность при выборе этого подхода, который представляется более подходящим для стран с относительно высоким уровнем управления. В статье подчеркивается, что формирование антикоррупционной реформы базируется на целенаправленном подходе, который включает в себя следующие аспекты: организация, коммуникация, ресурсы, мониторинг и оценка и учитывает многогранные составляющие не только политической, правоохранительной, экономической, но и социально-административной сферы. При освещении вопросов, связанных с компонентами целевого подхода, выявляются преимущества и недостатки, или трудности этих составляющих аспектов.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная реформа, адресный подход, государственное управление, комплексность, политические реформы.

A TARGETED APPROACH TO THE FORMATION OF ANTICORRUPTION REFORM ON THE EXAMPLE OF DEVELOPING COUNTRIES

Magomadova Elsa Isaevna

Kadyrov Chechen State University Elgaitarova Nargiz Tahirovna

North Caucasus State Academy

Midaeva Hava Usamkhadzhieva

Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov

Abstract. The article reveals the problems associated with corruption that threaten the economic and political development of each country, and for the solution of which a targeted approach to the formation of anti-corruption reform in developing countries is proposed. It is argued that the model of anti-corruption reform of a developed country is not easy to export to any particular context of reforms in developing countries. Therefore, caution should be exercised when choosing this approach, which seems more appropriate for countries with a relatively high level of governance. The article emphasizes that the formation of anti-corruption reform is based on a purposeful approach, which includes the following aspects: organization, communication, resources, monitoring and evaluation and takes into account the multifaceted components of not only the political, law enforcement, economic, but also the socio-administrative sphere. When highlighting issues related to the components of the targeted approach, the advantages and disadvantages, or difficulties of these component aspects are identified.

Keywords: corruption, anti-corruption reform, targeted approach, public administration, complexity, political reforms.

Как известно, коррупция возникает, когда государственные служащие нарушают закон, преследуя свои частные интересы. К наиболее грандиозным формам коррупции относятся взяточничество, вымогательство, раздача государственных ресурсов привилегированным клиентам с целью получения политической выгоды и т.д. для развивающихся стран, которым различными способами платят за подрыв планов развития, отвлечение ресурсов, которые могли бы быть продуктивно инвестированы, а также за нарушение прозрачного и нормального функционирования рынков и тем самым создание неопределенности для инвесторов.

В то же время в развивающихся странах политический переход к многопартийной демократии начался, но еще не завершен из-за структурных недостатков в политическом управлении. Неудивительно, что лидеры идут на многое, чтобы избежать перемен, а старые политические и экономические элиты продолжают затмевать усилия по проведению реформ [5]. Таким образом, национальные системы антикоррупционных реформ сталкиваются с проблемами не только в борьбе с коррупцией и правоохранительной деятельности, но и в надлежащей связи с другими политиками и реформами в системе управления для создания основы для устойчивого развития. Именно с этой теоретической точки зрения анализ эффективного управления предлагает ряд параллельных

политических приоритетов, которые должен одновременно выполнять, чтобы вырваться из ловушки бедности в развивающихся странах. Новая особенность этой стратегии заключается в том, что она выходит за рамки традиционной направленности экономической и правоохранительной деятельности и включает в себя широкий спектр политических и институциональных реформ.

Целью статьи является теоретико-методологическое обоснование механизмов противодействия коррупции и формирования национальных антикоррупционных реформ через призму науки государственного управления с учетом специфики антикоррупционной политики разных стран, в том числе стран, которые развиваются в условиях глобализации социально-экономических процессов и институциональных изменений.

За последние 15 лет наблюдались существенные различия в политических и экономических системах во всех странах, в том числе в развивающихся странах, таких как Грузия, Индонезия, Никарагуа, Пакистан, Танзания, Замбия и другие. В последнее время международные организации уделяют гораздо больше внимания борьбе с коррупцией на основе всестороннего анализа роли государственного управления и политических инициатив в улучшении перспектив развития таких стран. Проблема в том, что в разных странах никогда не существовало единого перечня институтов, которые бы работали над одной

и той же проблемой (борьбой с коррупцией).

Например, партнерство между государством и бизнесом, которое позволило достичь (частично или всех) этих целей в Республике Корея в 1960-х годах, сильно отличалось от стратегии, которой придерживалась Малайзия в 1970-х годах, и опять же, сильно отличалась от стратегии в экспортно-ориентированных отраслях Китая и секторе программного обеспечения в Индии. Эти различия в международных соглашениях можно проследить до различий в первона -чальных институциональных, политических и экономических условиях, поскольку новые институты не просто должны соответствовать критическим экономическим условиям. Они также должны реализовываться с учетом политического урегулирования и уже имеющихся институциональных возможностей государства.

Поэтому развивающимся странам было бы очень рискованно придерживаться одних и тех же стратегий формирования антикоррупционных реформ. В каком-то смысле этот вывод правильный, так как без соответствующего управленческого потенциала попытки государств ускорить и поддержать развитие приведут лишь к ошибкам с дополнительными издержками [1]. Однако этот вывод столь же противоречив, сколь и косвенно утверждает: что для стран с развивающейся экономикой существует другой, радикально новый путь.

На практике реализация системы антикоррупционных мер создает огромные трудности не только потому, что бросает вызов корыстным интересам, но и потому, что зачастую амбициозные, но плохо спланированные цели не сопровождаются адекватными институциональными механизмами их реализации, получают слишком мало финансовых и человеческих ресурсов, не включают в себя инструменты борьбы с рисками и сопро -тивлением изменениям.

Мы считаем, что формирование антикоррупционной реформы должно основываться на целенаправленном подходе, который включает в себя следующие аспекты: координация, коммуникация, ресурсы, мониторинг и оценка.

Координация (роли и обязанности). Роли и обязанности в той или иной степени определены во всех изученных антикоррупционных

реформах и стратегиях, хотя это происходит скорее на бумаге, чем на практике. В развивающихся странах, как правило, координация слабая, нерегулярная или вообще отсутствует, а учреждения, на которые возложена эта функция, не используют упреждающий подход.

Кроме того, в большинстве случаев ведущие антикоррупционные ведомства не уделяют достаточно времени и усилий разъяснению министерствам своих конкретных ролей и обязанностей в реализации антикоррупционной реформы. Чаще всего это связано с отсутствием реальной поддержки или участия руководителей министерств или ведомств в антикоррупционной реформе, так как они этого не делают занимаются разработкой необходимых инструкций о том, как их сотрудники должны осуществлять антикоррупционные мероприятия. Кроме того, для этого отсутствует система поощрений и мотиваций или санкций за несоблюдение.

Управление реализацией антикоррупционной реформы требует четкого понимания того, где, когда и как может возникнуть сопротивление планам и как его можно преодолеть. Однако среди ведущих антикоррупционных ведомств и других государственных институтов наблюдается недостаточная осведомленность о необходимости достижения таких целей, что свидетельствует об отсутствии политической воли [2].

Логично, что сквозные реформы в первую очередь зависят от хорошей коммуникации между всеми исполнительными органами и общественностью посредством соответствующих документов, материалов, нормативных актов и другой информации, однако коммуникация по теме борьбы с коррупцией почти во всех исследованных странах очень слабая. Эти документы труднодоступны для заинтересованных сторон (государственных служащих и граждан), а также для большинства государственных органов и политиков. Они даже не знают об их существовании. Кроме того, тот факт, что цели и ход антикор -рупционных реформ не доводятся до сведения общественности заранее, не позволяет вести длительные политические дебаты и препятствует продвижению самой антикоррупционной реформы.

Оценка затрат и выделение финансовых, человеческих и институциональных ресур-

сов на превентивные антикоррупционные меры - это большая проблема, и до сих пор она была нестабильной мерой. Например, во многих странах, таких как Никарагуа, Пакистан, Танзания и Замбия, значительные ресурсы были инвестированы для оказания помощи в разработке антикоррупционных реформ посредством интенсивные финансовые вливания со стороны международных агентств. Тем не менее, финансовая и техническая поддержка на этапе реализации со стороны правительства, партнеров по развитию и других лиц, как правило, сосредоточена на антикоррупционных агентствах или координационных подразделениях, в то время как министерства и другие государственные учреждения остаются в значительной степени самофинансируемыми.

Тем не менее, многие правительства увеличили государственные ресурсы, выделяемые на антикоррупционные институты. Однако, как показали недавние исследования, ресурсы в основном используются для увеличения штата, в то время как операционные бюджеты не выделяются на дополнительные виды деятельности [4]. Учитывая, что многие антикоррупционные инициативы охватывают государственную службу, финансовый сектор и реформу правосудия, мы признаем, что оценка наличия ресурсов является сложным вопросом.

Таким образом, финансовые, технические и человеческие ресурсы отсутствуют во всех исследованных странах. Большая часть государственных институтов перегружены реформами, а на государственной службе лишь немногие руководители обладают управленческими навыками, необходимыми для того, чтобы направлять своих сотрудников через процессы глубоких изменений, четко определяя их обязанности и обеспечивая подотчетность персонала.

В исследуемых странах мониторинг и оценка реализации антикоррупционных реформ с точки зрения прогресса и воздействия ограничивается установлением ориентиров, которые необходимо учитывать на этапе разработки. Отсутствие механизмов мониторинга еще больше осложняет реализацию, так как никто не опирается на неофициальную информацию не могут быть привлечены к ответственности и не могут быть приняты меры по исправлению ситуации.

Причины этих недостатков многочисленны: правительства мало заинтересованы в привлечении к ответственности за то, что в большинстве случаев не выполняют обещаний; планы мониторинга часто непродуманны и основываются в основном на самооценке изменений институтами; отсутствие простых, но значимых показателей, которыми могли бы управлять государственные органы со слабыми возможностями сбора, обработки и анализа данных и т.д.

Кроме того, подходы к мониторингу и оцен -ке имеют недостатки, заключающиеся в том, что они игнорируют любой вклад негосударственных субъектов, чтобы обеспечить независимую перспективу прогресса. Глядя на потенциальное влияние независимого мониторинга гражданского общества, этот недостающий элемент становится еще более серьезным. Кроме того, связи с мониторингом других видов государственной политики, которые, как ожидается, окажут косвенное влияние на снижение уровня коррупции, не были установлены, и не было оценено, оказывают ли они заявленное воздействие или нет.

В последнее время некоторые страны ста -ли использовать отраслевые антикоррупционные подходы, иногда заменяя или дополняя более известные антикоррупционные реформы. Отраслевые подходы сосредоточены либо на государственных учреждениях, которые считаются крайне уязвимыми к коррупции (например, налоговые и таможенные ведомства), либо на секторах, имеющих решающее значение для достижения результатов реформ.

Однако результаты реформы в этих институтах были, в лучшем случае, неоднозначными, главным образом потому, что модель антикоррупционной формы развитого государства нелегко экспортировать в какое-либо конкретное содержание реформ развивающихся стран. Поэтому необходимо проявлять осторожность при выборе такого подхода, который, на наш взгляд, больше подходит для стран с относительно высоким уровнем управления.

Более того, хотя нет никаких оснований утверждать, что, если бы удалось добиться постепенного снижения уровня коррупции и других переменных в правительстве, общие экономические показатели, даже с точки зре -ния темпов роста, в некоторой степени улуч-

шились бы.

Достаточно серьезная проблема традиционной антикоррупционной реформы заключается в том, что она сопряжена с вредом от любого дискреционного вмешательства со стороны государственных институтов, поскольку такие полномочия не только кажутся ненужными для ускорения развития, но и создают возможности для вымогательства со стороны государственных служащих. Мы считаем это предположение ошибочным, поскольку ускорение экономического развития требует осуществления ряда критически важных интервенций, например, помочь отечественным производителям наверстать упущенное, научившись использовать новые технологии [3] или государство формирует достаточно значительный спрос на различные товары и услуги, а также предоставляет большое количество услуг с использованием цифровых технологий и т.д. Свидетельства таких вмешательств со стороны всех, например, успешных развивающихся стран Азии ошеломляют. Они дополняют отношения, которые государства должны осуществлять на гибкой основе для поддержки благососто-

яния своих граждан и экономического развития стран в целом.

Несмотря на международное признание того, что коррупция является глубоко политической проблемой, поддержка государств в борьбе с коррупцией по-прежнему сосредоточена на технократических решениях, которые недостаточно подкреплены национальными политическими механизмами. Во многом это связано с дилеммой, заключающейся в том, что развивающиеся государства сталкиваются со значительными трудностями в определении путей поддержки или содействия национальным политическим процессам и соглашениям для постановки конкретных целей антикоррупционные реформы.

Кроме того, большое внимание уделяется нормативным подходам к институциональным и поведенческим изменениям, в то время как потенциальные выгоды от реструктуризации государственного управления, систем стимулирования и подотчетности как на национальном, так и на международном уровнях игнорируются.

Список источников

1 Баумик С.К. Сложность контроля над коррупцией в условиях политической демократии // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 (36). С. 26—35.

2. Громыко А.А. Коррупция в верхних эшелонах власти Великобритании // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2010. № 10 (249). С. 117—128.

3. Дроздова О.А., Литовка А.Б. Некоторые вопросы правового регулирования противодействия коррупции: российский и зарубежный опыт // Отечественная юриспруденция. 2017. № 6 (20). С. 10—13.

4. Ефимов Г.В. Борьба с коррупцией в Сингапуре // Россия и АТР. 2008. № 2 (60). С. 125— 127.

5. Лазарев Е.А. Политическая коррупция: объясняя природу постсоветских трансформаций // Полис. Политические исследования. 2010. № 2. С. 106—121.

Сведения об авторах

МАГОМАДОВА ЭЛЬЗА ИСАЕВНА, старший преподаватель кафедры «Гражданское право и процесс», Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова,г. Грозный,Россия

ЭЛЬГАЙТАРОВА НАРГИЗ ТАХИРОВНА, к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет», Северо-Кавказская государственная академия, г.Черкесск, Россия МИДАЕВА ХАВА УСАМХАДЖИЕВА,преподаватель ФСПО, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, г.Грозный, Россия.

Information about the authors

MAGOMEDOVA ELSA ISAEVNA, senior lecturer of the Department of "Civil Law and Process", A.A. Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia.

ELGAITAROVA NARGIZ TAHIROVNA, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia. MIDAEVA HAVA USAMKHADZHIEVA, Teacher of the Faculty of Secondary Vocational Education, Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.