Научная статья на тему 'Понятие, структура и значение избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в российском праве'

Понятие, структура и значение избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в российском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1040
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие, структура и значение избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в российском праве»

Рыжков Н.Е.*

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ КАНДИДАТОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Институт избирательных фондов в настоящее время играет значительную роль в отношениях финансового обеспечения избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений. В первую очередь это обусловлено тем, что избирательный фонд является единственно возможной формой такого финансирования, обеспечивающей как интересы кандидатов, избирательных объединений, так и интересы государства, осуществляющего контроль за поступлением средств в указанные фонды и, что немаловажно, их расходованием. Вместе с тем, развитие партийной системы России, повышение уровня материального обеспечения граждан и политических партий, усиление государственного и общественного контроля за состоянием материальной базы кандидатов, избирательных объединений, осуществляемого помимо избирательных фондов, а также отмена избирательного залога при проведении выборов \ ставят под сомнение целесообразность использования данной конструкции в дальнейшем.

Современная трактовка понятия избирательного фонда в науке избирательного права указана Е.И. Колюшиным, который определяет его как денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата либо избирательного объединения, которые аккумулируются и расходуются в установленном законодательством порядке2.

Вместе с тем существуют иные точки зрения на данную категорию, например, Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго полагают, что избирательный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансирования избирательной кампании кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения3.

Что касается определения этого понятия с точки зрения экономической науки, то избирательный фонд, представляющий собой не что иное, как фонд денежных средств, в данном аспекте понимается как их совокуп-

* Аспирант Института экономии!, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. E-mail: ryzhkovne@maiI.ni.

1 См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № З-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов», положения которого в отношении проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации вступают в силу с 1 января 2010 года.

2 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / под ред. А.А. Вешнякова. М., 2003. С. 401.

J Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: вопросы и ответы. М., 2001. С. 115.

ность, объединенная единой целью, достижение которой они обеспечивают. Вместе с тем, некоторые исследователи данного вопроса с точки зрения науки финансового права отмечают, что фонд денежных средств — это не простая их совокупность, поскольку данному образованию присущ ряд функций, которых не имеют денежные средства. Например, А.С. Емельянов отмечает, что наряду с общепризнанными четырьмя функциями денег (мера стоимости, орудие обмена, средство платежа, средство накопления) фонду денежных средств свойственны также распределительная и контрольная функцииМожно отметить, что по отношению к избирательным фондам распределительная функция выражается в процессе расходования средств фондов кандидатами, избирательными объединениями (их полномочными представителями по финансовым вопросам) и направления указанных средств на предвыборные мероприятия. Контрольная функция избирательных фондов проявляется при их использовании в качестве одного из средств, позволяющего осуществлять эффективный контроль за финансовой деятельностью кандидатов, избирательных объединений на выборах. Кроме того, необходимо отметить, что избирательный фонд является одним из институтов избирательного права, а также единственной формой финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений на выборах.

В любом случае, из данных определений и смысла законодательства вытекает, что речь идет об обособленной совокупности денежных средств, размещенных на специальном избирательном счете в банке, открытом в установленном законом порядке, куда поступают средства из перечисленных законом возможных источников и впоследствии направляются кандидатами, избирательными объединениями на обеспечение установленных законом мероприятий, составляющих избирательную кампанию в целом. При этом в избирательных фондах должны аккумулироваться все средства, затрачиваемые любыми участниками выборов (кроме избирательных комиссий) на избирательную кампанию, за исключением, как указал Конституционный Суд Российской Федерации 2, случаев проведения гражданами предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, лично за счет собственных средств.

Анализ положений избирательного законодательства, которые регулируют отношения финансового обеспечения избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений, позволил автору выделить структуру избирательного фонда, которая включает в себя следующие элементы:

1 Емельянов А. С. Понятие фонда денежных средств в российском праве // Финансовое право. № 1. 2002. С. 49-55.

2 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 10-П.

1. Распорядитель средств избирательного фонда.

2. Права распорядителя на средства избирательного фонда.

3. Источники формирования фонда.

4. Операции по мобилизации средств избирательного фонда.

5. Направления расходования средств фонда.

6. Операции по расходованию средств фонда.

7. Результаты использования средств фонда.

Распорядителем средств избирательного фонда являются непосредственно кандидат либо избирательное объединение, участвующие в выборах, которые полномочны направлять указанные средства на определенные законодательством цели и в необходимом объеме, который, вместе с тем, не должен превышать установленный законодательством предельный размер расходов средств фонда.

Что касается прав распорядителя на средства избирательного фонда, то следует отметить, что кандидаты и избирательные объединения не приобретают право собственности на средства своего избирательного фонда, а только управляют ими сами либо через своих представителей по финансовым вопросам.

Действующим законодательством предусмотрено пять источников формирования средств избирательных фондов:

1. Собственные средства кандидата, избирательного объединения.

2. Средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением.

3. Добровольные взносы и пожертвования граждан.

4. Добровольные взносы и пожертвования юридических лиц.

5. В предусмотренных законом случаях — средства, выделенные кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией.

Под собственными средствами кандидата можно понимать денежные средства в российских рублях, находящиеся в собственности у являющегося кандидатом физического лица. Под собственными средствами или средствами политической партии понимаются средства на счетах этих организаций, которые не находятся в избирательном фонде данной партии.

Действующее избирательное законодательство пошло по пути установления ограничения размера собственных средств в процентах от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда. Для кандидатов в Президенты Российской Федерации это составляет 10%, при повторном голосовании — 15%. Для политической партии сумма расходов таких средств составляет не более 50%. Это говорит о том, что законодателем сделан упор именно на собственные средства политических партий, но, как

показывает практика, на региональных выборах данный источник не особенно популярен. В качестве примера можно привести структуру поступлений денежных средств в избирательные фонды партий на выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края 3 декабря 2006 года.

Структура поступлений средств в избирательные фонды некоторых политических партий на выборах депутатов Законодательного собрания Пермского края 3 декабря

2006 года (в тыс. руб.)1.

Политическая партия Собственные средства политической партии Пожертвования граждан Пожертвования юридических лиц

«Единая Россия» 7000 1333 39 216

«Союз правых сил» 0 743 19 855

ЛДПР 0 778 8 850

КПРФ 0 1242 1 715

«Родина» 0 1 202 2 905

Что касается пожертвований юридических лиц, то можно отметить, что в настоящее время существуют многочисленные фонды поддержки той или иной политической партии, которые по форме являются некоммерческими организациями и цель которых состоит именно в оказании помощи (в том числе финансовой) такой партии. Например, в Сведениях о некоммерческих организациях, осуществивших пожертвования политическим партиям в первом полугодии 2006 года (закреплены в Приложении 7 к Постановлению ЦИК России от 20 декабря 2006 года № 192/1201-4 «О некоторых итогах работы избирательных комиссий в 2006 году по реализации полномочий, связанных с проверкой сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений») перечисляются множество таких организаций и суммы пожертвований, которые они внесли в первом полугодии 2006 года. Например, политической партии «Единая Россия» 54 некоммерческие организации пожертвовали сумму в 356,3 млн рублей, а партии «Патриоты России» — всего 3 некоммерческие организации сумму в 6,9 млн рублей. Это говорит о том, что и в период выборов активность этих организаций по внесению средств в избирательные фонды политических партий и кандидатов, выдвинутых данными партиями, будет высокая.

Таким образом, можно отметить, что основным источником поступления денежных средств в избирательные фонды избирательных объедине-

1 Без учета средств, перечисленных с нарушением закона и по этой причине возвращенных жертвователям.

ний, как на федеральных, так и на региональных выборах являются пожертвования некоммерческих организаций, поскольку основная цель коммерческих организаций, как это установлено положениями ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, состоит в извлечении прибыли. В связи с этим основное внимание при законодательном регулировании порядка формирования избирательных фондов следует уделить именно пожертвованиям некоммерческим организаций. Это подтверждается также тем, что п. 16 ч. 7 ст. 64 Федерального закона от 20 декабря 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»1 распространил ограничения по участию в финансировании избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, на некоммерческие организации, получившие средства в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательные фонды, денежные средства и иное имущество от субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды.

В заключение можно отметить, что отношения по формированию и использованию денежных средств избирательных фондов играют в настоящее время в избирательном процессе немаловажную роль, поскольку призваны решить ряд задач:

Во-первых, они позволяют кандидату, политической партии и иным общественным объединениям с должной эффективностью провести предвыборную агитацию и решить многие вопросы организационно-технического характера на предстоящих выборах.

Во-вторых, они позволяют надлежащим образом проинформировать избирателя о политических силах в стране в целом и о политике каждого кандидата или избирательного объединения в частности.

В-третьих, так как все денежные средства аккумулированы в единый фонд и расположены на специальном избирательном счете кандидата или объединения в банковском учреждении, государство и общественные организации могут проконтролировать процесс распоряжения этими средствами, тем самым свести к минимуму возможные нарушения в ходе избирательной кампании.

В-четвертых, на отношения, связанные с операциями по данному избирательному счету, не распространяются банковские гарантии тайны вклада, напротив, информация о всех крупных поступлениях на счет подлежит опубликованию, чтобы у избирателя возникло представление о том, кто и в каком объеме финансирует, а следовательно, поддерживает политику того или иного избирательного объединения, кандидата.

Кроме того, для государства правовое регулирование института избирательных фондов необходимо с целью обеспечения избирательных прав граж-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 2. Ст. 1919.

дан, а также для установления общих правил финансирования кандидатами и избирательными объединения своих избирательных кампаний и контроля за этим процессом. Для участников же избирательного процесса такое регулирование позволяет, с одной стороны, правильно спланировать проведение собственной избирательной кампании законными способами, а с другой — дает им уверенность в том, что все политические силы в стране поставлены в равные условия в плане привлечения и расходования финансовых средств, независимо от того, какое положение (правящее или оппозиционное) они занимают.

Вместе с тем, в процессе дальнейшего совершенствования порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений практическая значимость института избирательных фондов на выборах может быть снижена.

Белевская Ю.А. *, Фисун А.П.**

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Актуальность конституционного регулирования деятельности личности, общества и государства в рассматриваемой сфере в рамках основных направлений государственной политики очевидна и обусловлена следующим

— необходимостью развития и совершенствования конституционного законодательства, обеспечивающего оптимальное сочетание приоритетов интересов личности, ведомств и в целом государства в рамках одного из направлений по обеспечению информационной безопасности;

— совершенствованием деятельности государства по реализации своих функций обеспечения безопасности всех субъектов информационных отношений;

— потребностью граждан в защите своих интересов в информационной сфере;

— необходимостью формирования единого правового поля в сфере информационных отношений.

* Канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Орловской региональной академии государственной службы. E-mail: fiiriya_ua@mail.ni.

** Докт. техн. наук, профессор кафедры административного и финансового права Орловской региональной академии государственной службы, академик РАЕН. E-mail: fiiriya_ua@mail.rii.

1 Актуальные проблемы информационного права // Труды по интеллектуальной собственности. 2000. Т. 2. 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.