LEGAL SCIENCES
THE ORDER OF FORMATION OF ELECTION FUNDS ELECTORAL ASSOCIATIONS AND CANDIDATES: RESTRICTIONS AND PROHIBITIONS Kholkina Yu. A. (Russian Federation)
Kholkina Julia Alexandrovna - master, LAW SCHOOL, FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, VLADIVOSTOK
Abstract: this article discusses the procedure for the formation of election funds of candidates and electoral associations, and providing information on money income in the election account. The classification of existing restrictions and prohibitions regarding the participation of some actors (international organizations, government agencies, local governments, state and municipal enterprises and other) in the formation of the election funds, based on the analysis of the Russian legislation in the financing of election campaigns. Keywords: suffrage, election financing, election campaign, election fund.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И КАНДИДАТОВ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ Холкина Ю. А. (Российская Федерация)
Холкина Юлия Александровна - студент, магистратура Юридической школы Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: в настоящей статье рассматривается порядок формирования избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений и предоставление информации о поступлениях денежных средств на избирательный счет. Приводится классификация действующих ограничений и запретов в отношении участия некоторых субъектов (международных организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и других) в формировании избирательных фондов, исходя из анализа действующего законодательства Российской Федерации при финансировании избирательных кампаний. Ключевые слова: избирательное право, выборы, финансирование, избирательная кампания, избирательный фонд.
Действующее избирательное законодательство пошло по пути установления ограничения размера собственных средств в процентах от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда. Для кандидатов в Президенты Российской Федерации согласно п. 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» это составляет 10%, при повторном голосовании - 15% [1]. Для политической партии сумма расходов таких средств согласно п. 2 ст. 71 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не более 50% [2].
Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд кандидата или политической партии вносится лично гражданином на специальный избирательный счет кандидата через отделение связи, кредитную организацию Российской Федерации из собственных средств по
предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования, гражданин указывает в платежном документе слово «пожертвование» и следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд кандидата или политической партии осуществляется строго в безналичном порядке.
По представлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также по требованию кандидата или уполномоченного представителя по финансовым вопросам политической партии филиал Сбербанка России обязан представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств соответствующего избирательного фонда в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования - немедленно.
Необходимо заметить, что законодательством установлены ограничения и запреты в отношении участия в финансовом обеспечении кандидатов и избирательных объединений некоторых лиц, органов и организаций, указанных в пункте 6 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3], наличие которых исключает возможность участвовать в финансировании кандидатов и избирательных объединений. В рамках рассматриваемой темы можно их разделить на несколько групп:
1. Запреты в отношении иностранного и международного участия в финансировании избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений. Такие запреты направлены, в первую очередь, на обеспечение самостоятельного (внутригосударственного) формирования выборных государственных органов и избрания должностных лиц и основаны на положениях части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающей исключительное право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти (местного самоуправления) России. Кроме того, положения законодательства, устанавливающие запреты в отношении иностранного участия в финансировании указанных избирательных кампаний, являются одной из составляющих принципа недопустимости иностранного влияния на избирательный процесс, который хотя прямо не закреплен избирательным законодательством, но вытекает из многих его положений. К ним относятся международные организации и общественные движения, иностранные государства, организации и граждане, лица без гражданства (за исключением предусмотренных международными договорами Российской Федерации случаев участия иностранных граждан в выборах в органы местного самоуправления), а также российские юридические лица с иностранным участием.
2. Ограничения и запреты в отношении государственного, муниципального участия, а также участия публичных служб в финансовом обеспечении избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений. В целом они касаются государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, учрежденных указанными органами или имеющих государственное (муниципальное) участие в уставном капитале более 30%, а также организаций, учрежденных данными юридическими лицами, военных частей и учреждений, правоохранительных органов. Такие ограничения и запреты необходимы для недопущения злоупотребления должностным положением при проведении выборов, а также нецелевого расходования средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В целом, следует учесть, что частичное участие таких субъектов в финансировании указанных правоотношений возможно, при условии их финансирование юридическими лицами, имеющими в уставном капитале долю государства (муниципальных образований) не более 30%.
3. Иные ограничения в отношении граждан Российской Федерации, юридических лиц, а также ограничения формально-организационного характера. К последним
можно отнести, например, не указание субъектами финансирования различных сведений о себе при внесении денежных средств в избирательные фонды, что влечет за собой признание данных субъектов анонимными жертвователями и перечисление их средств в доход государства. К ним, согласно законодательству Российской Федерации, относятся несовершеннолетние граждане Российской Федерации, религиозные и благотворительные организации, а также учрежденные ими юридические лица, анонимных жертвователей и юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до выборов.
4. Отдельным случаем можно выделить запрет в отношении некоммерческих организаций, получившим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства от указанных выше иностранных государств, органов, организаций или физических лиц. Данное положение было введено в 2006 году и связано было с участившимися случаями финансирования предвыборных мероприятий некоторых кандидатов и избирательных объединений на федеральных выборах 2003 -2004 годов за счет средств различных некоммерческих организаций, в которые незадолго до внесения ими пожертвований в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения перечислялись средства иностранных организаций [4].
Все перечисленные ограничения и запреты, по сути, отражают международные стандарты финансирования кандидатов и избирательных объединений и решают вопросы, связанные с участием в финансировании избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений государства и международного сообщества и оказывают положительное влияние на реализацию принципа невмешательства в выборный процесс.
Список литературы /References
1. О выборах президента Российской Федерации: Федер. закон от 10.01.2003. № 19-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2003. № 2. Ст. 171.
2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 22.02.2014. № 20-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2014. № 8. Ст. 740.
3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2002. № 24. Ст. 2253, 2015. № 14. Ст. 2015.
4. Биктагиров Р. Т. Полный курс избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: Научно-практич. изд. в 3-х т. Том 2. Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013.
Список литературы на английском языке /References in English
1. O vyborakh prezidenta Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 10.01.2003 № 19-FZ [On elections of President of the Russian Federation: the federal law from 10.01.2003 N 19-FZ] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2003. № 2. Art. 171 [in Russian].
2. O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 22.02.2014 N 20-FZ [On election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: the faderal Law of 22.02.2014 № 20-FZ] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2014. № 8. Art. 740.
3. Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastiye v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ [On Basic Guarantees of Electoral Rights and the right to participate in a referendum of citizens of
the Russian Federation: faderal Law of 12.06.2002. № 67-FZ] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2002. № 24. Art. 2253, 2015. № 14. Art. 2015.
4. Biktagirov R. T. olnyy kurs izbiratel'nogo i referendumnogo prava Rossii: teoriya, zakonodatel'stvo, praktika: Nauchno-praktich. izd. v 3-kh t. [The full course of the election and the referendum law in Russia: Theory, Legislation, Practice: Scientific-practical. ed. 3 Vols] Volume 2. Kazan. GBU «Respublikanskiy tsentr monitoringa kachestva obrazovaniya» [National Center for Educational Quality Monitoring], 2013.
THE DEVELOPMENT OF MECHANISMS TO COMBAT INTERNATIONAL CARTELS IN THE FRAMEWORK OF THE EAEC Reshetnikova S. (Russian Federation)
Reshetnikova Stephanie - student, INSTITUTE OF LAW AND NATIONAL SECURITY, RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION (RANEPA), MOSCOW
Abstract: this article discusses the prospects of development of cooperation of the antimonopoly authorities of the countries - participants of the EAEC in the detection, investigation and prosecution of international cartels. Also the author of the article Identifies the main directions of development of international cooperation, including in the area of rulemaking - by adopting an international single act establishing a common terminology, standardized approaches to the identification and suppression of cartels. Keywords: cross-border cartels, international cooperation, international cartels, economic integration, anti-competitive agreements.
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ БОРЬБЫ С ТРАНСГРАНИЧНЫМИ КАРТЕЛЯМИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Решетникова С. Б. (Российская Федерация)
Решетникова Стефания Борисовна - студент, юридический факультет им. М. М. Сперанского, Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются перспективы развития взаимодействия антимонопольных органов стран - участниц ЕАЭС в части выявления, расследования и пресечения трансграничных картелей. Выявляются основные направления развития международного сотрудничества, в том числе в сфере нормотворчества - путем принятия в рамках ЕАЭС или на международном уровне единого акта, устанавливающего единую терминологию, унифицированные подходы к выявлению и пресечению картелей, формы взаимодействия антимонопольных органов. Ключевые слова: трансграничные картели, международное сотрудничество, международные картели, экономическая интеграция, антиконкурентные соглашения.
Мировая экономика находится в постоянном движении: товарные рынки стремительно развиваются, способствуя образованию новых хозяйствующих