Научная статья на тему 'Понятие, способы обеспечения и состояние дорожно-транспортной безопасности в России на современном этапе'

Понятие, способы обеспечения и состояние дорожно-транспортной безопасности в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / транспортная безопасность / безопасность дорожного движения / правопорядок / national security / transport security / road safety / law and order

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Геннадьевна Королева, Александр Анатольевич Никоноров

В статье определяется и обосновывается необходимость принятия государством определенного комплекса мер, позволяющих предотвратить, минимизировать различного вида угрозы. Данная деятельность охватывается понятием национальной безопасности, в которой значимое место занимает транспортная безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept, methods of providing and state of road and transportation safety in Russia at the present stage

The article identifies and substantiates the need for the state to take a certain set of measures to prevent and minimize various types of threats. This activity is covered by the concept of national security, in which transport security takes a significant place.

Текст научной работы на тему «Понятие, способы обеспечения и состояние дорожно-транспортной безопасности в России на современном этапе»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 342.95

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-49-53 NIION: 2007-0083-3/21-038 MOSURED: 77/27-005-2021-03-237

Понятие, способы обеспечения и состояние дорожно-транспортной безопасности

в России на современном этапе

Екатерина Геннадьевна Королева1, Александр Анатольевич Никоноров2

2 Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, Московская область, Россия 2 haligali008@mail.ru

Аннотация. В статье определяется и обосновывается необходимость принятия государством определенного комплекса мер, позволяющих предотвратить, минимизировать различного вида угрозы. Данная деятельность охватывается понятием национальной безопасности, в которой значимое место занимает транспортная безопасность.

Ключевые слова: национальная безопасность, транспортная безопасность, безопасность дорожного движения, правопорядок Для цитирования: Королева Е. Г., Никоноров А. А. Понятие, способы обеспечения и состояние дорожно-транспортной безопасности в России на современном этапе. Криминологический журнал. 2021;(3):49-53. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-49-53.

Original article

Concept, methods of providing and state of road and transportation safety

in Russia at the present stage

Ekaterina G. Koroleva1, Alexander A. Nikonorov2

2 Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow Region, Russia 2 haligali008@mail.ru

Abstract. The article identifies and substantiates the need for the state to take a certain set of measures to prevent and minimize various types of threats. This activity is covered by the concept of national security, in which transport security takes a significant place. Keywords: national security, transport security, road safety, law and order

For citation: Koroleva E. G., Nikonorov A. A. Concept, methods of providing and state of road and transportation safety in Russia at the present stage. Criminological Journal. 2021;(3):49-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-49-53.

© Королева Е. Г., Никоноров А. А., 2021

Научно-технический прогресс имеет огромное позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, способствует облегчению выполнения многих видов деятельности. Но, в то же время, его негативные последствия тоже достаточно велики. Развитие техники и науки приводит к созданию тех механизмов, которые могут причинить существенный вред, оказать негативное влияние на природные процессы. Все это обуславливает необходимость принятия государствами определенного комплекса мер, позволяющего предотвратить, минимизировать различного вида угрозы. Данная деятельность охватывается понятием национальной безопасности, в которой значимое место занимает транспортная безопасность.

Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные

качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [6].

В настоящее время необходимо обратить внимание на недостаточную изученность самого понятия транспортной безопасности, которая, хоть и на протяжении достаточно долгого времени выступает в качестве предмета исследования в различных отраслях науки, так и не нашла единообразного подхода к ее определению.

При этом, все труды, посвященные данному вопросу, имеют существенные отличия друг от друга, поскольку каждый исследователь приходит к своим собственным выводам, формулируя на основе их авторские определения.

Несмотря на всю важность анализируемого вопроса, данный вид безопасности так и не был воспринят государством в качестве значимого и существенного, о чем свидетельствует отсутствие его в Концеп-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

ции национальной безопасности [5]. В то же время, вопросы обеспечения транспортной безопасности затронуты в рамках Стратегии о национальной безопасности Российской Федерации, где она рассматривается в качестве одной из основных составляющих национальной безопасности [6].

Все это свидетельствует со всей очевидностью о двух существенных аспектах:

• транспортная безопасность — это один из полноправных видов национальной безопасности [11];

• данный вид национальной безопасности, безусловно, нуждается в системном анализе.

На данном этапе законодательное определение транспортной безопасности изобилует недостатками.

Пожалуй, самый основной из недостатков легально закрепленного определения — излишняя его узость, лаконичность, краткость, и исключительная технологичность. Поясним данное мнение.

Законодатель использовал такой подход при определении транспортной безопасности, в соответствии с которым, при буквальном его толковании, получается, что защите подлежат транспортная инфраструктура и транспортные средства. И здесь возникает очень важный вопрос, остающийся пока без ответа — почему законодатель ничего не сказал в данном случае о безопасности человека, ведь именно он — основной пользователь услугами транспорта либо предоставляющая их сторона (в случае, когда человек является сотрудником транспортного предприятия).

Полагаем, что здесь возможна определенная поверхностная позиция законодателя, которая может, помимо всего прочего, базироваться и на научных определениях транспортной безопасности, поскольку ряд исследователей также использует аналогичный подход.

К примеру, можно привести определение транспортной безопасности морского флота, предложенное в одном из научных трудов, где она понимается как совокупность общественных отношений и связей, обеспечивающих состояние защищенность объектов транспортной инфраструктуры морского флота, судов, безопасное существование морской деятельности от противоправных, техногенных и опасных явлений [8, с. 9].

Разделять такой подход с нашей точки зрения абсолютно неверно. Понятие любого вида безопасности базируется на основном, обобщающем их все — на определении национальной безопасности. И она как раз-таки совершенно справедливо рассматривается как комплексная защищенность, и, прежде всего, лично-

сти, поскольку именно личность в определении национальной безопасности поставлена на первое место среди объектов, защищенность которых должна быть обеспечена.

Безопасность в ее самом общем понимании — это сложнейшее социально-правовое явление, которое теснейшим образом связано с жизнедеятельностью человека в любых ее формах и направлениях, если не связывать ее с какой-то определенной сферой либо с какими-то конкретными объектами, то и понять четко ее смысловое значение невозможно. В частности, достаточно давно и прочно утвердился такой термин, как «безопасная жизнедеятельность», определяемая как состояние защищенности человечества и объектов материального мира от различных негативных воздействий.

Таким образом, некоторыми исследователями предлагается рассматривать в качестве содержания транспортной безопасности безопасность жизнедеятельность государства, общества и личности от опасностей и угроз, возникающих в сфере функционирования транспортного комплекса [7].

В целом, с предложенным подходом мы согласны, но представляется, что было бы более целесообразным на первое место в данном определении вывести все же личность, ведь именно ее защита — это основная задача государства.

Среди достаточно полных определений транспортной безопасности, учитывающих, в том числе, и приведенные нами аспекты, представляется возможным привести следующие.

Так, с точки зрения О. Е. Трофимова, транспортную безопасность надлежит определять как состояние защищенности транспорта и транспортной инфраструктуры, а также потребителей транспортных услуг от угроз природного и техногенного характера, а также от актов незаконного вмешательства в деятельность различных видов транспорта [12, с. 8].

Имеется и несколько более широкий подход к определению транспортной безопасности, которое в целом основано на вышеизложенном, но, при этом, более полно учитывает отдельные формулировки и разъяснения правовых источников по данному вопросу. Так, предлагается определять транспортную безопасность как составную часть национальной безопасности Российской Федерации, представляющую собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, потребителей транспортных услуг, работников транспортного комплекса, окружаю-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

щей среды, от актов незаконного вмешательства, а также угроз природного и техногенного характера [10].

В данном определении, несомненно, прослеживаются определенные положительные аспекты, в частности, его достаточная подробность, указание на транспортную безопасность как на составляющую национальной безопасности, перечисление угроз транспортной безопасности. Однако, видится нецелесообразным такое подробное перечисление тех объектов, которым может быть причинен вред при отсутствии их защищенности, которое, при этом, видится неполным. Так, как видим, автор говорит о защищенности тех лиц, которые вовлечены в транспортную сферу в качестве:

• работников транспортной сферы;

• потребителей транспортных услуг.

Но разве угрозы транспортной безопасности могут причинить вред исключительно лицам, вовлеченным в данную сферу? Представляется, что нет. Приведем пример. Человек находится на автобусной остановке, встречая прибывающего пассажира. Сам он получателем транспортных услуг не является. Прибывающий автобус в силу акта незаконного вмешательства — террористического акта в виде заложения на пути взрывного устройства — взрывается, человек, стоящий на остановке, гибнет либо получает травму. Будучи не названным в качестве объекта защищенности в рамках определения транспортной безопасности он, тем не менее, пострадал в результате вмешательства в транспортную сферу. Представляется, что наиболее верным будет законодательное закрепление менее детализированного, но более полного определения транспортной безопасности.

Таким образом, с нашей точки зрения, с учетом существующего законодательного определения транспортной безопасности, мнений исследователей по данному вопросу, анализу видов транспортной безопасности, видится необходимым предложить следующее определение.

Транспортная безопасность — это часть национальной безопасности, представляющая собой состояние защищенности личности, общества и государства от опасностей и угроз в транспортной сфере.

Представляется, что данное определение будет наиболее точным и не потребует внесения в него изменений долгие годы по ряду причин:

• прежде всего, оно не содержит перечисления тех опасностей и угроз, которые могут привести к нарушению состояния защищенности, поскольку в связи с развитием общества и государства, науки и техники

виды и содержание таких опасностей и угроз могут варьироваться;

• кроме того, в нем не перечисляются и объекты транспортной сферы, подлежащие защите, поскольку, представляется, что защищены должны быть все, так или иначе находящиеся во взаимосвязи с ней.

Поэтому представляется, что в ФЗ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» должно содержаться именно такое определение, а определенные его уточнения, такие как субъекты, объекты, виды угроз и т. д. могут быть закреплены в различных нормативных правовых актах.

Транспортная безопасность — это своего рода обобщенное, родовое понятие, в качестве его частных составляющих выделяют такие понятия как:

• безопасность дорожного движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, под которой принято понимать состояние защищенности железнодорожного подвижного состава и процесса его движения, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих причинение вреда жизни или здоровью граждан [3];

• безопасность дорожного движения — состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенность его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [4];

• безопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде [1].

Таким образом, из приведенных определений четко следует один положительный аспект, выгодно отличающий их от общего определения транспортной безопасности — указание в них на ключевую цель обеспечения безопасности — минимизацию возможного причинения вреда гражданам (их жизни, здоровью, имуществу), а также обществу и государству именно в лице граждан.

Дорожно-транспортная безопасность представляет собой один из элементов транспортной безопасности. При этом, законодатель использует несколько иной термин — безопасность дорожного движения, определяя ее как «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» [4].

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Полная безопасность для всех участников дорожного движения не возможна, об этом свидетельствует тот факт, что дорожно-транспортные происшествия, травматизм на дорогах имеет место в любом государстве, вне зависимости от того, насколько высока эффективность профилактики данного направления. Однако масштабы данных негативных явлений существенно различаются.

Среди участников дорожного движения основную роль выполняют водители транспортных средств, их деятельность происходит в условиях постоянного риска, при обеспечении постоянного контроля за процессом движения транспортного средства с целью обеспечения устойчивости движения, безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения. Отсюда следует, что в содержание понятия «безопасность дорожного движения» надлежит включать также и защиту интересов участников дорожного движения.

Представляется, что цель регулирования дорожного движения как сферы общественных отношений заключается в:

• минимизации вероятности нарушения устойчивости и автономности движения механического транспортного средства по причине потери контроля над ним водителем;

• минимизация потерь времени и материальных затрат при перемещении людей и грузов.

Представляется, что обеспечение безопасности участников дорожного движения должно рассматриваться как комплекс мер, направленных на реализацию норм, регламентирующих порядок возникновения, развития и охраны общественных отношений, образующих данный комплекс. Но действующее определение понятия «безопасность дорожного движения» все многообразие общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением транспортной безопасности, не отражает.

Безопасность дорожного движения включает в себя широкий круг отношений и зависит от состояния правопорядка, особенностей взаимодействия человека с техникой, организации дорожного движения, благоустройства дорог и многих иных факторов.

Таким образом, представляется, что безопасность в сфере дорожного движения должна пониматься как специфическое состояние правоотношений, нацеленных на исключение угроз для участников дорожного движения при обеспечении необходимого объема перемещения людей и предметов их труда.

Библиографический список

1. Регламент Таможенного союза от 1 марта 2015 г. «О безопасности колесных транспортных средств» // СЗ РФ. 2019. № 877.

2. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Российская газета. 2007. № 31.

3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2019. 18 янв.

4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

5. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997.

6. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

7. Бабурова А. А., Панфилова А. Д. Понятие и виды транспортной безопасности в России // Молодежь и наука: шаг к успеху. 2020. № 3. С. 136.

8. Бадура И. А. Административно-правовое регулирование транспортной безопасности морского флота: дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.

9. Горелов И. П., Воронин В. А. Современные инновационные технологии как основа и перспектива снижения уровня дорожно-транспортного травматизма. Инновационное развитие: экономические проблемы и задачи государства: Сб. науч. статей. Пенза, 2018.

10. Корякин В. М. Понятие транспортной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2017. № 11 (23). С. 28.

11. Попова М. А. Проблемы определения понятия системы обеспечения транспортной безопасности России и ее элементов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 2. С. 149.

12. Трофимов О. Е. Административно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

13. Официальный сайт ГИДД // URL://https://stat.-gibdd.ru

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Bibliographic list

1. Regulations of the Customs Union of March 1, 2015 «On the safety of wheeled vehicles» // SZ RF. 2019. No. 877.

2. Federal Law No. 16-FZ of February 9, 2007 «On Transport Security» // Rossiyskaya Gazeta. 2007. No. 31.

3. Federal Law No. 17-FZ of January 10, 2003 «On Railway Transport in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2019. January 18.

4. Federal Law No. 196-FZ of December 10, 1995 «On Road safety» // SZ RF. 1995. No. 50. St. 4873.

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 1300 of December 17, 1997 «The Concept of national security of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 1997.

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SZ RF. 2016. No. 1 (Part II). 212.

7. Baburova A. A., Panfilova A.D. The concept and types of transport security in Russia // Youth and science: a step to success. 2020. No. 3. P. 136.

8. Badura I. A. Administrative and legal regulation of transport safety of the marine fleet: diss.... cand. jurid. sciences'. Rostov n/A, 2009.

9. Gorelov I. P., Voronin V. A. Modern innovative technologies as a basis and perspective for reducing the level of road traffic injuries. Innovative development: economic problems and tasks of the state: Sat. sci. articles. Penza, 2018.

10. Koryakin V. M. The concept of transport security and its place in the general system of national security of the Russian Federation // Transport law and security. 2017. No. 11 (23). P. 28.

11. Popova M. A. Problems of defining the concept of the transport security system of Russia and its elements // Problems of law enforcement. 2017. No. 2. P. 149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Trofimov O. E. Administrative and legal regulation of the activities of federal executive authorities in the field of security at transport facilities and transport infrastructure: diss.... cand. jurid. sciences. M., 2013.

13. Official website of GIDD // URL://https://stat.-gibdd.ru

Информация об авторах

Е. Г. Королева — старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности полиции Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат филологических наук.

А. А. Никоноров — преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД и применения информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the authors

E. G. Koroleva — Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Police of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Philological Sciences.

A. A. Nikonorov — Lecturer of the Department of Operational-Investigative Activities of the Internal Affairs Directorate and the Application of Information Technologies of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 1.09.2021; принята к публикации 10.09.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 1.09.2021; accepted for publication 10.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.