Научная статья на тему 'Понятие специальной правоспособности ломбарда как юридического лица'

Понятие специальной правоспособности ломбарда как юридического лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ломбард / специальная правоспособность / статус / Центральный банк / правоспособность юридического лица / pawnshop / special legal capacity / status / Central Bank / legal capacity of a legal entity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Юрий Владимирович

В России уже на протяжении многих лет особой пользуются популярностью услуги, оказываемые ломбардом. Имея в собственности определенную ценную вещь, гораздо более удобным становится обратиться к ломбарду с запросом о предоставления займа под залог этой вещи, чем нежели обратиться в банк или иную кредитную организацию в ожидании решения банка или иной кредитной организации об одобрении или неодобрении кредита. Несмотря на последние изменения действующего законодательства, остается множество нерешенных вопросов, связанных с правовым статусом ломбардов. Законодатель отнес ломбард к некредитным финансовым организациям, однако, несмотря на данный факт точно статус его, а также специфика его правоспособности, не раскрывается. В настоящей статье ставится цель раскрыть понятие специальной правоспособности ломбарда как юридического лица с учетом особенностей его правового статуса, возникновение и прекращение его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SPECIAL LEGAL CAPACITY OF A PAWNSHOP AS A LEGAL ENTITY

The services provided by a pawnshop have been particularly popular in Russia for many years. Having owned a certain valuable thing, it becomes much more convenient to contact a pawnshop with a request for a loan secured by this thing, rather than contacting a bank or other credit institution in anticipation of a decision by a bank or other credit institution to approve or disapprove a loan. The purpose of this article is to reveal the concept of a pawnshop’s special legal capacity as a legal entity, taking into account the specifics of its legal status

Текст научной работы на тему «Понятие специальной правоспособности ломбарда как юридического лица»

Понятие специальной правоспособности ломбарда как юридического лица

Соколов Юрий Владимирович,

старший преподаватель, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Московский финансово-юридический университет (МФЮА)

E-mail: yury-sokolov-2013@mail.ru

В России уже на протяжении многих лет особой пользуются популярностью услуги, оказываемые ломбардом. Имея в собственности определенную ценную вещь, гораздо более удобным становится обратиться к ломбарду с запросом о предоставления займа под залог этой вещи, чем нежели обратиться в банк или иную кредитную организацию в ожидании решения банка или иной кредитной организации об одобрении или неодобрении кредита. Несмотря на последние изменения действующего законодательства, остается множество нерешенных вопросов, связанных с правовым статусом ломбардов. Законодатель отнес ломбард к некредитным финансовым организациям, однако, несмотря на данный факт точно статус его, а также специфика его правоспособности, не раскрывается. В настоящей статье ставится цель раскрыть понятие специальной правоспособности ломбарда как юридического лица с учетом особенностей его правового статуса, возникновение и прекращение его деятельности.

Ключевые слова: ломбард, специальная правоспособность, статус, Центральный банк, правоспособность юридического лица.

S2

со см о см см

Правоспособность юридического лица представляет собой способность иметь права и нести обязанности, а также своими действиями приобретать и осуществлять их. В отличие от физического лица, у которого правоспособность у всех равная, а дееспособность наступает при наличии юридических фактов, например, достижение определенного возраста, у юридического лица правоспособность включает в себя и дееспособность, и наступает и прекращается одновременно. Правоспособность у юридического лица наступает с момента государственной регистрации и заканчивается с момента ликвидации.

Различают общую и специальную правоспособность юридического лица. Общая правоспособность представляет собой право юридического лица заниматься любыми видами деятельности, предусмотренными законом и учредительными документами. Специальная правоспособность юридического лица предполагает занятие определенными видами деятельности, предусмотренными правовым статусом, а также специальным законодательством, регулирующим деятельность такого юридического лица.

Ломбард представляет собой юридическое лицо со специальной правоспособностью, целью которого является защита интересов граждан путем предоставления краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Действует ломбард в соответствии с законодательством РФ, в частности, Федеральным Законом «О ломбардах» от 19.07.2007 (далее Закон о ломбардах) [1] и Гражданским Кодексом РФ.[2]

Начиная с 2021 года ломбард обладает особым статусом, который раскрывается с особенностью его положения.

- ломбард, согласно ст. 1 Закона о ломбардах, может создаваться в форме хозяйственного общества. По современному российскому законодательству выделяются три вида хозяйственных обществ. К ним относят Общество с ограниченной ответственностью, публичное акционерное общество и непубличное акционерное общество.

- ломбард создается на основании разрешения Центрального Банка (Банка России) и вносится в специальный реестр ломбардов

- в своем названии ломбард обязан содержать слово «ломбард»

- ломбард не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, кроме видов деятельности, указанных в законодательстве о ломбардах.

- к ломбарду применяются специальные требования к лицам, входящих в состав правления

- деятельность ломбарда подотчетна Центральному Банку РФ.

Среди видов деятельности, отнесенных к компетенции ломбарда относится предоставление краткосрочных займов, обеспеченных залогом вещей в ломбарде, предоставление услуг по хранению вещей в ломбарде, предоставление в аренду (субаренду) нежилых помещений, принадлежащих ломбарду на праве собственности, а также предоставление услуг платежного агента, т.е. выполняет функцию по приему платежей.

Начиная с 2021 года правоспособность ломбардов была расширена. До этого момента правоспособность ломбарда была ограничена лишь правом предоставления займов под залог движимого имущества, хранением вещей, а также консультированием по вопросам ломбардной деятельности. До 2008 года, до момента вступления в законную силу Закона о ломбардах, ломбард обладал общей правоспособностью, и мог заниматься любым видом предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. Однако на текущий момент ломбард может заниматься предоставлением краткосрочных займов под залог движимого имущества. Размер займа зависит от стоимости движимой вещи, которую предоставит лицо, желающее получить определенную сумму кредита. Источник средств, предоставляемых ломбардом, в законодательстве не уточняется. Ломбард не аккумулирует денежные средства путем привлечения денежных средств физических и юридических лиц. Более того, законодатель уточнил это внеся изменение в Закон о ломбардах в 2020 году:

«Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся акционерами (участниками) ломбарда.»

Напрашивается вывод о необходимости придания ломбарду специального статуса, не предполагающего статуса банковской организации. На сегодняшний день ломбарду придается статус «некредитной финансовой организации» который предусмотрен Законом о «Центральном банке РФ (Банке России)».[3]

В соответствии со ст. 2.3 Закона о ломбардах Центральный банк следующим образом взаимодействует с ломбардом

Во-первых, Центральный банк может издавать нормативно-правовые акты в отношении ломбардов, в том числе руководящие. Данная функция аналогична в отношении и банковских организаций. Кроме того, Центральный Банк (Банк России) ведет специальный реестр ломбардов, то есть именно Центральный Банк принимает решение о включении ломбарда в этот реестр, либо исключении из него. Здесь опять мы замечаем признаки организации, подконтрольной Центральному Банку, цель которого была изначально проведение кредитной политики и устанавливать контроль именно над кредитными организациями.

Во-вторых, Банк России имеет право запросить у ломбарда документы и информацию для осуществления контроля и надзора.

Банк России осуществляет функцию контроля и надзора за ломбардами исключительно в области предоставления услуг по кредитованию населения. Вопросы, связанные с предоставлением услуг ломбардом по хранению вещей, сдаче недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности, в аренду (субаренду) Центральный Банк (Банк России) не контролирует и надзор не осуществляет. Также Центральному Банку неподконтрольна функция ломбарда по оказанию консультационных услуг. В рамках данной деятельности Центральный Банк осуществляет и иные функции. Данное положение Закона о Центральном Банке оставляет перечень полномочий Центрального Банка по взаимодействию с ломбардом расширенным и открытым, т.е., получается, что Центральный Банк может осуществить любую функцию, но только ту, которая может быть предусмотрена законодательством РФ.

Однако если говорить о полномочиях Центрального Банка по вопросу действий, которые Центральный Банк может осуществлять по отношению к ломбарду также представлен в Законе о ломбардов и также не является исчерпывающим, однако он может быть ограничен общегосударственными интересами по вопросам поддержания стабильности единой национальной валюты, а также защиты прав граждан от ростовщичества.

Банк России в соответствии с Законом о ломбардах контролирует финансово-хозяйственную деятельность. Он может запросить любую информацию о финансово- хозяйственной деятельности, как у самого ломбарда, так и у органов статистики, а также у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ответственных за государственную регистрацию юридических лиц, и иных органов контроля и надзора.

Также в полномочия Центрального Банка (Банка России входит проверка, контроль и надзор за деятельностью ломбарда на предмет соответствия требованиям законодательства, то есть получается, что ломбард полностью подконтролен Центральному Банку точно также, как это касается банков и кредитных организаций.

При этом Центральный Банк может направлять ломбарду обязательные для исполнения предписания в любой доступной форме современной связи, то есть с помощью почтовой, факсимильной, или электронной связи. Также передача предписаний возможна путем вручения адресату электронных документов в электронной форме, например, подписанной электронной цифровой подписью, при чем не просто цифровой подписью, а усиленной квалифицированной цифровой подписью, которая в соответствии с законодательством обладает особыми полномочиями, т.е. практически во всех случаях приравнивается к собственноручной. Порядок передачи и использования усиленной квалифицированной цифровой подписи со стороны Банка

5 -о

сз ж

■с

см см

России определяет сам Центральный Банк. Предписания, направленные Центральным Банком, считаются переданными в течение одного рабочего дня. В течение этого же времени согласно Закона о ломбардах запросы и предписания считаются полученными ломбардами и обязательными для исполнения. Но при этом подобные запросы и предписания со стороны ломбарда считаются полученными после подтверждения получения со стороны ломбарда, т.е. на ломбард не возлагается презумпция автоматического получения запросов и пред-писаний.Если исходить из пункта 4 ст.. 2.3. Закона о ломбардах, то здесь также подтверждается неограниченный и открытый перечень полномочий Центробанка в отношении ломбарда и контроля и надзора за его деятельностью.Ломбард вправе обжаловать действия (бездействие) Банка России в суд.Кроме того, ломбард не подпадает под определение понятия банковской организации, а также небанковской кредитной организации, предусмотренной Законом о банках и банковской деятельности. [4]

Придание ломбарду статуса платежного агента не дает основания полагать, что его можно отнести к статусу финансовой или кредитной организации. Согласно специальному закону Федеральный закон от 03.06.2009 Ш03-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)[5] «платежный агент - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

«Регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России.»

Таким образом, ломбард, имея статус платежного агента, являясь подотчетным Центральному банку РФ, имеет особый статус некредитной финансовой организации.

Ликвидация и банкротство ломбарда как юридического лица специальными нормами закона не урегулирована.

Ещё одним аспектом правового статуса ломбарда являются особенности процедуры банкротства и ликвидации ломбарда. Поскольку ломбард на сегодняшний момент имеет правовой статус некредитной финансовой и в соответствии с Законом о банкротстве ломбард проходит процедуру банкротства на общих основаниях и к нему не применяются правила банкротства кредитной организации. Это правило касается всех действий учредителей или кредиторов начиная с заявления в арбитражный суд, и заканчивая ликвидацией по при-

чине банкротства. В своих предыдущих статьях автор рассматривал возможность применения к ломбарду правил о банкротстве и ликвидации, которая применяется в отношении кредитных организаций. Так, одним из оснований банкротства и ликвидации кредитной организации является неспособность или невозможность удовлетворить требования кредиторов в течение двух недель, скажем, по зарплате сотрудников, а также по требованиям их вкладчиков. Но если говорить о признаках банкротства, то любая организация, или юридическое лицо, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) только в случае, если общий размер долга превышает триста тысяч рублей и срок возврата или просрочки выплаты долга составляет более трёх месяцев.

Такие процедуры как наблюдение, внешнее управление, а также мировое соглашение не применяются при банкротстве кредитных организаций. (ст. 189.9 Закона о банкротстве).[6] В отношении ломбардов в процессе реализации процедуры банкротства не применяется процедура реализации имущества во внесудебном порядке. Такое право предусмотрено законодателем на случай, если договором возможность реализации имущества во внесудебном порядке предусмотрена договором между залогодателем и залогодержателем. Если к ломбарду применять процедуру банкротства кредитной организации, то мы увидим ограничение прав как ломбардов, так и заемщиков, т.е. граждан, которые являются потребителями услуг ломбардов. Недопустимым также является упрощение начала процедуры банкротства ломбардов по основаниям, предусмотренных для финансовых и кредитных организаций. Для ломбардов Центробанк не является гарантом обеспечения кредитоспособности и надежности, по крайней мере, это не вытекает из положения законодательства о ломбардах и о банках и регулировании банковской деятельности. Деятельность ломбардов носит рисковый характер, и законодатель закрепляет за ломбардом статус субъекта предпринимательской деятельности. Ломбард не привлекает денежные средства населения и других субъектов, что прямо вытекает из содержания действующего законодательства. Ему запрещено привлекать денежные средства физических и юридических лиц, поскольку финансовая деятельность не является предметом деятельности ломбарда. Функция платежного агента также не означает, что финансы привлекаются ломбардом, поскольку он обеспечивает лишь техническую сторону платеже. В силу специфики правоспособности ломбарда, ломбард не принимает вклады у населения, а возврат денежных средств, которые заемщик получил под залог движимого имущества не рассматривается как привлечение денежных средств ломбардом.

Если говорить о процедуре банкротства кредитной организации, то согласно ст. 189.9 Закона о банкротстве предполагается активное участие в ней Центрального Банка, который также прини-

мает меры к по предупреждению банкротства. Для этого Центральный Банк проводит финансовое оздоровление. Назначает временную администрацию, т.е. Центральный Банк принимает активное участие в реорганизации и ликвидации ломбарда как юридического лица. Центральный Банк принимает особое участие в регулировании деятельности кредитных организаций. Получается, что если ломбард станет кредитной организацией, то Центральный Банк обязан принимать непосредственное участие в регулировании его деятельности. Но в данный момент Центральный Банк не имеет полномочий по предупреждению процедур банкротства, а также отзыв лицензий, например, в отношении некредитных финансовых организаций, которой является ломбард. Ломбард лишь имеет полномочия по осуществлению контроля и надзора за ломбардами, а также может давать ломбардам предписания и запрашивать по необходимости документы. Предоставление Центральному Банку тех же полномочий в отношении ломбардов, что и в отношении кредитных организаций не решит проблему защиты прав заемщиков при банкротстве ломбардов.

Получается, что если мы придаем ломбарду статус некредитной финансовой организации, ну или «квазикредитной», то мы предполагаем применение процедуры банкротства в отношении ломбардов, которая предусмотрена для всех субъектов предпринимательской деятельности с общей правоспособностью и не применяем процедуру банкротства кредитной организации. Центральный Банк может лишь инициировать, или начать процедуру банкротства, но законодатель не предусмотрел участия в не Центробанка, по крайней мере, в том объеме, в котором Центробанк участвует в отношении кредитной организации.

Процедуру банкроства ломбардов как субъекта предпринимательсва, несмотря на положение некредитной финансовой организации, ну или её «квазикредитный» характер, всё-равно следует проводить по процедурам, которые установлены для среднестатистического субъекта предпринимательской деятельности, которое предусмотрено Законом о банкротстве. Данная процедура избавляет участников гражданских правоотношений от необходимости досрочного погашения долгов (займов, полученных в процессе кредитования), и это может упростить защиту прав заемщиков, которые обладают статусом потребителей в соответствии с действующим законодательством.

В заключении можно сделать вывод о том, что придание ломбарду специального статуса некредитной финансовой организации со специальной правоспособности не гарантирует полную защиту прав граждан, вступающих в правоотношения с ломбардом, поскольку несмотря на контроль Центробанка РФ и подотчетность ему, а также применение статуса платежного агента не выделяют

его среди прочих юридических лиц, поскольку ломбард не имеет финансовой защиты, не привлекает финансовые средства, а при ликвидации и при банкротстве к нему применяются правила, аналогично применяемые к юридическому лицу с общей правоспособностью.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N51^3)// Российская газета» от 8 декабря 1994 г.

2. Федеральный закон «О ломбардах»//РГ от 31.07.2007

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»//РГ от 13.07.2002

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I //Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N27

5. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»//РГ от 23.12.2013

6. Федеральный закон от 03.06.2009 Ж03-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)//Парламентская газета» от 9 июня 2009 г.

THE CONCEPT OF SPECIAL LEGAL CAPACITY OF A PAWNSHOP AS A LEGAL ENTITY

Sokolov Yu.V.

Moscow University of Finance and Law (MFUA)

The services provided by a pawnshop have been particularly popular in Russia for many years. Having owned a certain valuable thing, it becomes much more convenient to contact a pawnshop with a request for a loan secured by this thing, rather than contacting a bank or other credit institution in anticipation of a decision by a bank or other credit institution to approve or disapprove a loan. The purpose of this article is to reveal the concept of a pawnshop's special legal capacity as a legal entity, taking into account the specifics of its legal status.

Keywords: pawnshop, special legal capacity, status, Central Bank, legal capacity of a legal entity.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One of the Civil Code of the Russian Federation dated November 30, 1994 N51-FZ)//Rossiyskaya Gazeta" dated December 8, 1994

2. The Federal Law "On Pawnshops"//WG from 07/31/2007

3. Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)"//WG from 07/13/2002

4. Federal Law "On Banks and Banking Activities" dated 02.12.1990 No. 395-I //Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR dated December 6, 1990 No. 27

5. Federal Law "On Consumer Credit (Loan)"//WG dated December 23, 2013 _

6. Federal Law No. 103-FZ dated 06/03/2009 (as amended on Р 07/10/2023) "On Activities for Accepting Payments from Individ- Д uals carried out by Payment Agents" (with amendments and ad- Ч ditions, intro. effective from 01.10.2023)//Parliamentary News- С

paper" dated June 9, 2009 А

a

Н

К

т:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.