Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОМБАРДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОМБАРДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОМБАРД / ЛОМБАРДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СТАТУС / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛОМБАРДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахарова Ю.В., Мельников И.В.

В статье рассмотрены радикальные изменения, внесенные в Федеральный закон «О ломбардах» Федеральным законом от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ст. 2 ФЗ «О ломбардах» было закреплена новая редакция понятия «ломбард» и конституирующий признак, расширен перечень услуг, которые может оказывать ломбард. Кроме того в ФЗ «О ломбардах» было внесено несколько новых статей, изменивших подходы к правовому регулированию ломбардов и ломбардной деятельности: ст. 2.5. Ведение государственного реестра ломбардов, ст. 2.6. Приобретение статуса ломбарда, ст. 2.7. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, ст. 2.8. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CHANGING THE LEGISLATIVE REGULATION OF PAWNSHOP ACTIVITY

This article is about the radical changes made to the Federal Law "On Pawnshops" by Federal Law No. 196-FZ of 13.07.2020 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". In article 2 of the Law on Pawnshops, a new version of the concept of "pawnshop" was fixed and the constituent feature of a pawnshop was the inclusion of information about it in the state register of pawnshops in accordance with the procedure provided for by the Law on Pawnshops and the regulatory act of the Bank of Russia. Also, pawnshops were explicitly prohibited from attracting funds from individuals and individual entrepreneurs, with the exception of funds from participants (shareholders) of the pawnshop. In the previous version of the Law on Pawnshops, there was no such restriction, which gave rise to discussions among civilists. In the new version of Article 2 of the Law on Pawnshops, the list of services that a pawnshop can provide has been expanded - the activity of leasing (subleasing) real estate owned by a pawnshop on the right of ownership (lease, sublease) and the activity of a bank payment agent has been added. The time range during which the pawnshop has the right to conclude a loan agreement has been expanded.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОМБАРДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 347.471.2

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЛОМБАРДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сахарова Ю.В., Мельников И.В.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассмотрены радикальные изменения, внесенные в Федеральный закон «О ломбардах» Федеральным законом от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ст. 2 ФЗ «О ломбардах» было закреплена новая редакция понятия «ломбард» и конституирующий признак, расширен перечень услуг, которые может оказывать ломбард. Кроме того в ФЗ «О ломбардах» было внесено несколько новых статей, изменивших подходы к правовому регулированию ломбардов и ломбардной деятельности: ст. 2.5. Ведение государственного реестра ломбардов, ст. 2.6. Приобретение статуса ломбарда, ст. 2.7. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, ст. 2.8. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов. Ключевые слова: ломбард, ломбардная деятельность, законодательные изменения, статус, правовое положение, надзор за деятельностью ломбарда

Правовое регулирование статуса ломбарда и ломбардной деятельности выступает актуальным вопросом российского законодательства. Основными источниками регулирования деятельности ломбардов на сегодняшний день выступают Гражданский кодекс Российской Федерации [1] и Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» [2] (далее - Закон о ломбардах).

Ломбарды осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите) [3]. Закон о потребительском кредите регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.

Федеральный закон «О Центральном банке» (далее - закон о Банке России) [4] определяет Банк России как лицо, которое осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами (ст. 4 Закона о Банке России). В соответствии со статьей 76.5 Закона о Банке России Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Юридическое лицо приобретает статус ломбарда и связанные с этим статусом права и обязанности с момента внесения записи о его регистрации в Государственный реестр ломбардов и утрачивает его с момента исключения сведений о нем из указанного реестра. Правом внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов и исключения из указанного реестра сведений о ломбардах наделен Банк России. Согласно статье 2.3 Закона о ломбардах Банк России осуществляет регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России. Функции Банка России по надзору за ломбардами так же закреплены в статье 2.3 Закона о ломбардах. Из смысла норм статьи 2.3 Закона о ломбардах следует, что Банк России является регулятором ломбардной деятельности в Российской Федерации. В частности, Банк России проводит проверку соответствия деятельности

ломбарда требованиям Закона о ломбардах, других федеральных законов и нормативных актов Банка России в порядке, установленном Банком России, направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения (п. 4 ст. 2.2 Закона о ломбардах).

Ключевым моментом регулирования ломбардов со стороны Банка России является право последнего включать ломбарды в государственный реестр ломбардов и право исключать из него, что равносильно прекращению ломбардной деятельности. Порядок ведения государственного реестра ломбардов установлен Указанием Банка России от 19.11.2020 № 5626-У «О ведении государственного реестра ломбардов» [5].

В целях исследования вопроса правового регулирования ломбардной деятельности стоит остановиться на анализе последних изменений Закона о ломбардах. Федеральным законом от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] (далее - Закон № 196-ФЗ) в статье 2 были внесены радикальные изменения в Закон о ломбардах, касающиеся правового положения ломбарда.

Во-первых, в статье 2 Закона о ломбардах было закреплена новая редакция понятия «ломбард» и конституирующий признак ломбарда - включение сведений о нем в государственный реестр ломбардов в порядке предусмотренном Законом о ломбардах и нормативным актом Банка России.

Так же ломбардам было прямо запрещено привлекать денежные средства физических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств участников (акционеров) ломбарда. В прежней редакции Закона о ломбардах такого ограничения не было, что порождало дискуссии среди цивилистов.

В новой редакции статьи 2 Закона о ломбардах расширен перечень услуг, которые может оказывать ломбард - добавлена деятельность сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды) и деятельность банковского платежного агента. Расширен временной диапазон, в течение которого ломбард вправе заключать договор займа - с 8 до 23 часов по местному времени (ранее было с 8 до 20 часов).

Претерпела изменение и статья 2.3 Закона о ломбардах, касающаяся регулирования деятельности и надзора за деятельностью ломбардов. В новой редакции установлены пределы регулирования и надзора ломбардов со стороны Банка России. В частности, регулирование и надзор Банка России не распространяется на деятельность по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг. Исключены положения о судебной ликвидации ломбарда по обращению Банка России в предусмотренных законодательством случаях, что наряду с введением новой статьи 2.6 Закона о ломбардах устанавливает, что ломбард утрачивает свой статус ломбарда и не вправе заниматься выдачей потребительских займов под залог вещей и (или) хранением вещей в соответствии с Законом о ломбардах со дня сведений о нем Банком России из государственного реестра ломбардов по основаниям статьи 2.8 Закона о ломбардах.

Закон № 196-ФЗ ввел в Закон о ломбардах несколько новых статей, изменивших подходы к правовому регулированию ломбардов и ломбардной деятельности, это: ст. 2.5. Ведение государственного реестра ломбардов, ст. 2.6. Приобретение статуса ломбарда, ст. 2.7. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, ст. 2.8. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов.

Согласно ст. 2.5 Закона о ломбардах Банк России наделен полномочиями внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, отказом во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключением сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов. На Банк России возлагается и установление порядка ведения государственного реестра ломбардов.

Исходя из положений статьи 2.6 Закона о ломбардах, юридическое лицо приобретает статус ломбарда и связанные с этим статусом права и обязанности, предусмотренные Законом о ломбардах, со дня внесения о нем в государственный реестр ломбардов и

утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

Важным аспектом правового регулирования в целях обеспечения прозрачности финансового рынка является введенный статьей 2.6 Закона о ломбардах жесткий контроль за использованием хозяйственным обществом слова «ломбард» в своем фирменном наименовании, в отличие от предыдущей редакции Закона о ломбардах. Полное фирменное наименование и сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово «ломбард». Согласно пункту 8 статьи 2.6 Закона о ломбардах, ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр ломбардов, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус ломбарда, не может использовать в своем полном наименовании (полном фирменном наименовании) и сокращенном наименовании (сокращенном фирменном наименовании) слово «ломбард» или слова и словосочетания, производные от слова «ломбард». Юридическое лицо, намеревающееся приобрести статус ломбарда, вправе использовать в своем полном фирменном наименовании и сокращенном фирменном наименовании слово «ломбард» в течение девяносто календарных дней со дня государственной регистрации юридического лица либо со дня государственной регистрации изменений, связанных с наименованием юридического лица. В случае исключения юридического лица из государственного реестра ломбардов и утраты статуса ломбарда данное лицо обязано в течение 30 календарных дней исключить из своего наименования слово «ломбард» и уведомить заемщиков по договорам потребительского займа о наличии оснований для расторжения договоров.

Закрытый перечень оснований, по которым юридическое лицо исключается Банком России из государственного реестра ломбардов, содержит статья 2.8 Закона о ломбардах. Всего их пять, из которых значимыми являются неоднократные нарушения в течение одного года ломбардом требований Закона о ломбардах, Закона о потребительском кредите, Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [7] (далее - Закон № 115-ФЗ), а также нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с данными законами.

Исключение сведений из государственного реестра ломбардов хотя и может быть обжаловано в судебном порядке но, по сути, означает прекращение ломбардом ломбардной деятельности. Поскольку в соответствии с п. 8 ст. 2.8 Закона о ломбардах в случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов юридическое лицо не вправе заключать с гражданами (физическими лицами) новые договоры займов.

Законодательное установление требований к участникам (акционерам) ломбарда и должностным лицам ломбарда является одним из важных аспектов регулирования ломбардной деятельности со стороны Банка России. Более того, несоответствие единоличного исполнительного органа ломбарда, специального должностного лица, ответственного за противодействие отмыванию (легализации) денежных средств, полученных преступным путем, а также лиц, имеющих право прямо или косвенно самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться 10 и более процентами голосующих акций (долей), составляющих уставный капитал ломбарда, требованиям Закона о ломбардах является основанием для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов (статья 2.7 Закона о ломбардах).

Таким образом, регулятор предупреждает субъективную возможность недобросовестной деятельности ломбарда на финансовом рынке, в том числе криминальную деятельность, связанную с легализацией украденных вещей.

Законодатель в ст. 2.2 Закона о ломбардах сформулировал ограничения для лиц, намеревающихся получить право прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал ломбарда. Физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за

преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним разного рода договорными отношениями, предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) ломбарда, получать право распоряжения десятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющих уставный капитал ломбарда.

А для лиц, получивших право распоряжения десятью и более процентами голосующих акций (долей) ломбарда законодательно установлено ограничение корпоративных прав участников (акционеров) ломбарда по управлению хозяйственным обществом, если они не соответствуют требованиям статьи 2.2 Закона о ломбардах. Так, физическое лицо, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, вправе прямо или косвенно распоряжаться количеством голосов, не превышающим десять процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) ломбарда. При этом акции (доли) превышающие порог десяти процентов голосующих акций (долей), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания участников (акционеров) не учитываются (пункт 5 статьи 2.2 Закона о ломбардах). Таким образом, по сути, проведение общих собраний акционеров (участников) может быть невозможным по причине отсутствия кворума.

Законом № 196-ФЗ изменено наименование и редакция статьи 2.1 - теперь она называется «Требования к должностным лицам ломбарда». В новой редакции статей 2.1 Закона о ломбардах расширяются ограничения для единоличного исполнительного органа ломбарда, и устанавливаются требования для специального должностного лица, ответственного в ломбарде за выполнение Закона № 115-ФЗ. Кроме требований отсутствия, снятия или погашения судимости за преступление в сфере экономики или государственной власти, а также отсутствия дисквалификации, к единоличному исполнительному органу ломбарда предъявляются дополнительные ограничения. В частности, единоличным исполнительным органом ломбарда не может являться:

Лицо, которое осуществляло функции единоличного исполнительного органа финансовой организации в период двенадцати месяцев, предшествующих отзыву лицензии финансовой организации либо исключению финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, и причастное к такому нарушению, если не истек пятилетний мораторий назначения на должность после отзыва лицензии или исключения финансовой организации из соответствующего реестра.

Лицо, которое привлекалось два и более раза в течение трех лет, предшествовавших дню назначения (избрания) лица на должность, в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юридического лица (за исключением случаев, если такое административное правонарушение повлекло административное наказание в виде предупреждения).

Под финансовыми организациями понимаются ломбарды и другие финансовые организации, перечисленные в статье 2.1 Закона о ломбардах.

Вместе с тем, Законом № 196-ФЗ были исключены ранее предъявлявшиеся аналогичные требования (в прежней редакции Закона о ломбардах) к членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа. Данное изъятие является неоправданным по следующим основаниям.

Исходя из законодательного определения ломбарда, он создается как хозяйственное общество - акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, которые являются корпоративным юридическими лицами. В соответствии со статьей 65.3 ГК РФ наряду с исполнительными органами, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления

(наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Структура органов управления, вопросы компетенции органов управления ломбардов, реализация корпоративных прав участников (акционеров) ломбардов за исключением ограничений, установленных Законом о ломбардах, регламентируются законодательством о хозяйственных обществах: в отношении ломбардов, созданных как акционерное общество - Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [8] (далее - Закон об АО); в отношении ломбардов, созданных как общество с ограниченной ответственностью - Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [9] (далее - Закон об ООО).

В акционерных обществах согласно Закону об АО создается Совет директоров (наблюдательный совет). Исключение составляют акционерные общества с числом голосующих акционеров менее пятидесяти, где функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров, если устав общества это предусматривает. Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров, при этом членом совета директоров может не быть акционер общества. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества в пределах своей компетенции. В компетенцию избранного совета директоров (наблюдательного совета) ломбарда в форме акционерного общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью ломбарда, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров. Пределы компетенции Совета директоров (наблюдательного совета) определяются Законом об АО и уставом ломбарда в форме акционерного общества.

Так же в акционерных обществах может быть создан коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), который действует на основании устава общества (статья 70 Закона об АО).

Уставом ломбарда в форме общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Членом совета директоров и коллегиального исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью может быть лицо, которое может не являться участником общества.

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) ломбарда в форме общества с ограниченной ответственностью определяется уставом ломбарда в соответствии с Законом об ООО (статья 32 Закона об ООО). При этом в отношении обществ с ограниченной ответственностью законодатель допускает большую диспозитивность в регулировании компетенции совета директоров уставом общества.

Коллегиальный исполнительный орган (при наличии) ломбарда в форме общества с ограниченной ответственности осуществляет полномочия, отнесенные уставом ломбарда к его этого органа. (статья 41 Закона об ООО).

Таким образом, с учетом полномочий, которые в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах имеют члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа ломбарда, факт отсутствия к ним требований, аналогичных требованиям к единоличному исполнительному органу ломбарда, в Законе о ломбардах в редакции Закона № 196-ФЗ представляется неоправданным.

В связи с этим целесообразно внести следующие изменения в Закон о ломбардах:

- наименование статьи 2.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 2.1. Требования к органам управления и должностным лицам ломбарда».

- абзац 1 пункта 1 статьи 2.1 изложить в следующей редакции:

«Членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа ломбарда, не может являться:».

- подпункт 4 пункта 1 статьи 2.7 изложить в следующей редакции:

«несоответствие юридического лица, намеревающегося приобрести статус ломбарда,

члена его совета директоров (наблюдательного совета), члена его коллегиального исполнительного органа, его единоличного исполнительного органа, а также лиц имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, требованиям законодательства Российской Федерации».

Среди других изменений, внесенных Законом № 196-ФЗ, следует отметить новую редакцию статьи 7 Закона о ломбардах, часть положений которой вступает в силу 10.07.2021:

Введена норма, что сумма займа не может превышать сумму оценки заложенной

вещи.

Форма залогового устанавливается нормативным актом Банка России, а сам залоговый билет должен содержать условия договора потребительского займа, соответствующие Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)».

Кроме того изменения, введенные Законом № 196-ФЗ, коснулись и порядка реализации невостребованной вещи, в части повышения стоимостного порога реализации невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, исключительно путем продажи с открытых торгов. Согласно новой редакции статьи 13 Закона о ломбардах, продажа невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем продажи с открытых торгов, только если сумма ее оценки превышает триста тысяч рублей. Ранее законодатель устанавливал порог продажи невостребованной вещи исключительно с публичных торгов в размере тридцати тысяч рублей.

Данные изменения следует признать оправданными. Прежняя редакция не содержала условия ограничения суммы займа суммой оценки заложенной вещи, что могло провоцировать ломбард на злоупотребления либо участие в криминальных схемах. Поскольку в данном случае могли иметь место занижение стоимости залогового имущества или схемы по легализации средств, полученных преступным путем.

Увеличение стоимостного порога упрощает и удешевляет процедуру реализации ломбардом невостребованных вещей, на которые обращено взыскание, и убыстряют оборот ломбарда.

Законодательное ужесточение требований к ломбардам и расширение прав надзорного органа по отношению к ним представляется целесообразным. Ломбард является некредитной финансовой организацией, оказывающей финансовые услуги населению. При этом потенциальным рискам подвергается заложенное или сданное на хранение имущество граждан. Поэтому обеспечение финансовой устойчивости и прозрачности деятельности ломбардов имеет социальное значение. На предупреждение рисков направлен надзор Банка России. Банк России в целях анализа финансово-хозяйственной деятельности ломбарда получает информацию о показателях деятельности ломбарда. Ломбарды в силу статьи 2.4 Закона о ломбардах обязаны ежеквартально и ежегодно представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Содержание, форма и порядок предоставления отчета определяются Указанием Банка от 30.12.2015 № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» [10]. Отчетность ломбарда позволяет Банку России, как отмечают отдельные ученые экономисты, позволяют Банку России в рамках надзора оценивать его финансовое состояние, ликвидность, характер и степень в его деятельности, качество корпоративного управления [11].

Оборотной стороной усиления регулирования ломбардной деятельности стало сокращение числа ломбардов. Так, по состоянию на 19.03.2021 г. в Государственном реестре ломбардов числилось 3080 действующих ломбардов, тогда как в 2015 г. насчитывалось 8417 ломбардов [12].

Часть операций ломбарда с денежными средствами и иным имуществом подлежит обязательному контролю в соответствии с Законом № 115-ФЗ. Перечень операций с

денежными средствами и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, приведен в статье 6 Закона № 115-ФЗ. Так, обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций ломбарда: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Ломбарды обязаны подавать сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в Росфинмониториг.

В отношении ломбардов, принимающих в залог или на хранение ювелирные изделия и (или) антиквариат, действуют нормативные правовые акты специального регулирования. Как субъект оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них ломбард подпадает под регулирование Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [13] (далее - Закон о драгметаллах), и должен быть поставлен на специальный учет в Федеральной пробирной палате. К другим нормативным правовым актам специального регулирования относятся Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (вместе с «Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями») [14], Приказ Минфина России от 01.02.2016 № 5н «Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» [15].

В соответствии со статьей 20 Закона о драгметаллах ломбарды обязаны вести обязательный учет драгоценных металлов и драгоценных камней, и продукции из них, принятых в залог или на хранение. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них установлены Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н (далее - Приказ № 231н) [16].

Новые требования к ломбардам в части оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них установлены Статьей 12.2 Закона о драгметаллах, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2020 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [17]. Согласно нововведениям, ломбарды должны предоставлять информацию об обороте драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК). ГИИС ДМДК создается Минфином России в целях обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения.

На ломбарды распространяются Правила функционирования ГИИС ДМДК, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесения изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [18]. Данным Постановлением установлено то, что:

- с 1 марта 2021 года на территории Российской Федерации осуществляется добровольная регистрация в ГИИС ДМДК подлежащих постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с

драгоценными металлами и драгоценными камнями, поставленных на специальный учет до 12 апреля 2020 года в Федеральной пробирной палате;

- с 1 августа 2021 года на территории Российской Федерации вводится добровольное нанесение двухмерного штрихового кода непосредственно на невостребованные ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, на которые ломбардами обращено взыскание, а также уникального идентификационного номера на их ярлыки с внесением в ГИИС ДМДК сведений об указанных изделиях;

- с 1 сентября 2021 года на территории Российской Федерации операции по специальному учету (постановка, снятие, внесение изменений) производятся исключительно в ГИИС ДМДК;

- с 1 марта 2022 года на территории Российской Федерации оборот драгоценных металлов, драгоценных камней осуществляется только при наличии средств идентификации, за исключением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- с 1 марта 2023 года на территории Российской Федерации на ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, заявленных в качестве остатков, должны быть нанесены двухмерные штриховые коды непосредственно на ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации.

Одним из ключевых направлений контроля и надзора Банка России в отношении ломбардов выступает ограничение полной стоимости кредита (займа) - ПСК. Устанавливая ограничение полной стоимости кредита, регулятор решает задачи защиты заемщика и контроля финансового рынка от недобросовестных организаций, пользующихся финансовой неграмотностью населения, и предоставляющего займы на невыгодных, а подчас, грабительских условиях.

Таким образом, правовое регулирование ломбардов и ломбардной деятельности затрагивает вопросы создания ломбарда и процессов его деятельности. Оно направлено, прежде всего, на защиту клиентов ломбарда и обеспечение прозрачности ломбардной деятельности.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. О ломбардах : Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.07.2021) // Российская газета. - 2007. - № 164.

3. О потребительском кредите (займе): Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №51. - 6673.

4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Российская газета. - 2002. - № 127.

5. О ведении Банком России государственного реестра ломбардов: Указание Банка России от 19.11.2020 № 5626-У (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2020). - Текст электронный // Текст: электронный // Консультант Плюс [сайт] / - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372731/ (дата обращения 01.06.2021).

6.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2020 № 196-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 29. - Ст.4506.

7. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33 (часть I). - ст. 3418.

8. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

9. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 7. -Ст.785.

10. О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда: Указание Банка России от 30.12.2015 № 3927-У (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2016 № 41096) // Вестник Банка России. - 2016. - № 20.

11. Абрамова, М.А. Регулирование ломбардного бизнеса в Российской Федерации / М.А. Абрамова, Л.С. Александрова, С.Е. Дубова // Банковские услуги. - 2015. - № 11. - С.5. -Текст: непосредственный.

12. Андрющенко, Г.И. Роль государства в процессе регулирования рынка услуг ломбардов в Российской Федерации / Г.И. Андрющенко, А.М. Андрющенко // Социальная политика и социология Том 16. - 2017. - № 2. -С.7. - Текст: непосредственный.

13. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 23.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. -С.1463.

14. О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (вместе с «Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»): Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 (ред. от 29.01.2020). - Текст: электронный // Консультант Плюс [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186841/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5 633b/ (дата обращения 01.06.2021).

15. Об утверждении форм документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями: Приказ Минфина России от 01.02.2016 № 5н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2016 № 420141). - Текст: электронный // Консультант Плюс [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197789/ (дата обращения 01.06.2021).

16. Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении: Приказ Минфина России от 09.12.2016 № 231н. - Текст: электронный // Консультант Плюс [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_210686/ (дата обращения 01.06.2021).

17. О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 23.06.2020 № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 26. - Ст. 4002.

18. О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.02.2021 № 270 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 10. - Ст. 1608.

19. Прилуцкий А.М. Гражданско-правовое регулирование залоговых правоотношений в деятельности ломбардов: новеллы законодательства: сборнике трудов конференции. Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики, 2015. - С. 283288.

20. Дубова С.Е. Регулирование ломбардного бизнеса и надзор за деятельностью ломбардов на стадиях допуска на финансовый рынок и ухода с рынка // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - №1 (27). - 2016. -С. 23-28.

Сведения об авторах

Сахарова Ю.В. - доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, к.ю.н., доцент, 1887342@mail.ru

Мельников Игорь Владимирович, магистрант 1 курса заочной формы обучения кафедры гражданско-правовых дисциплин, Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, к.биол.н., bgu-rio@yandex.ru

UDK 347.471.2

ON THE ISSUE OF CHANGING THE LEGISLATIVE REGULATION OF PAWNSHOP

ACTIVITY

Sakharova J.V., Melnikov I. V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bryansk State University named after academician of I. G. Petrovsky, Bryansk

This article is about the radical changes made to the Federal Law "On Pawnshops" by Federal Law No. 196-FZ of 13.07.2020 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". In article 2 of the Law on Pawnshops, a new version of the concept of "pawnshop" was fixed and the constituent feature of a pawnshop was the inclusion of information about it in the state register of pawnshops in accordance with the procedure provided for by the Law on Pawnshops and the regulatory act of the Bank of Russia. Also, pawnshops were explicitly prohibited from attracting funds from individuals and individual entrepreneurs, with the exception of funds from participants (shareholders) of the pawnshop. In the previous version of the Law on Pawnshops, there was no such restriction, which gave rise to discussions among civilists. In the new version of Article 2 of the Law on Pawnshops, the list of services that a pawnshop can provide has been expanded - the activity of leasing (subleasing) real estate owned by a pawnshop on the right of ownership (lease, sublease) and the activity of a bank payment agent has been added. The time range during which the pawnshop has the right to conclude a loan agreement has been expanded.

Keywords: pawnshop, pawnshop activity, legislative changes, status, legal status, supervision of pawnshop activities

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) : Federal'nyj zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 28.06.2021, s izm. ot 08.07.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1994. - № 32. - St. 3301.

2. O lombardah : Federal'nyj zakon ot 19.07.2007 N 196-FZ (red. ot 13.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 10.07.2021) // Rossijskaya gazeta. - 2007. - № 164.

3. O potrebitel'skom kredite (zajme): Federal'nyj zakon ot 21.12.2013 № 353-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2013. - №51. - 6673.

4. O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii): Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 N 86-FZ (red. ot 11.06.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2021) // Rossijskaya gazeta. - 2002. - № 127.

5. O vedenii Bankom Rossii gosudarstvennogo reestra lombardov: Ukazanie Banka Rossii ot 19.11.2020 № 5626-U (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 22.12.2020). - Tekst elektronnyj // Tekst: elektronnyj // Konsul'tant Plyus [sajt] / - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372731/ (data obrashcheniya 01.06.2021).

6.O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 13.07.2020 № 196-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2020. - № 29. - St.4506.

7. O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnyh putem, i finansirovaniyu terrorizma: Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ (red. ot 30.12.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2001. - № 33 (chast' I). - st. 3418.

8. Ob akcionernyh obshchestvah: Federal'nyj zakon ot 26.12.1995 № 208-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1996. - № 1. - St. 1.

9. Ob obshchestvah s ogranichennoj otvetstvennost'yu: Federal'nyj zakon ot 08.02.1998 № 14-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1998. - № 7. - St.785.

10. O formah, srokah i poryadke sostavleniya i predstavleniya v Bank Rossii dokumentov,

soderzhashchih otchet o deyatel'nosti lombarda i otchet o personal'nom sostave rukovodyashchih organov lombarda: Ukazanie Banka Rossii ot 30.12.2015 № 3927-U (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 15.02.2016 № 41096) // Vestnik Banka Rossii. - 2016. - № 20.

11. Abramova, M.A. Regulirovanie lombardnogo biznesa v Rossijskoj Federacii / M.A. Abramova, L.S. Aleksandrova, S.E. Dubova // Bankovskie uslugi. - 2015. - № 11. - S.5. -Tekst: neposredstvennyj.

12. Andryushchenko, G.I. Rol' gosudarstva v processe regulirovaniya rynka uslug lombardov v Rossijskoj Federacii / G.I. Andryushchenko, A.M. Andryushchenko // Social'naya politika i sociologiya Tom 16. - 2017. - № 2. -S.7. - Tekst: neposredstvennyj.

13. O dragocennyh metallah i dragocennyh kamnyah: Federal'nyj zakon ot 26.03.1998 № 41-FZ (red. ot 23.06.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1998. - № 13. - S.1463.

14. O vedenii special'nogo ucheta yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej, osushchestvlyayushchih operacii s dragocennymi metallami i dragocennymi kamnyami (vmeste s «Pravilami vedeniya special'nogo ucheta yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej, osushchestvlyayushchih operacii s dragocennymi metallami i dragocennymi kamnyami»): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.10.2015 № 1052 (red. ot 29.01.2020). - Tekst: elektronnyj // Konsul'tant Plyus [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186841/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5 633b/ (data obrashcheniya 01.06.2021).

15. Ob utverzhdenii form dokumentov, neobhodimyh dlya special'nogo ucheta yuridicheskih lic ili individual'nyh predprinimatelej, osushchestvlyayushchih operacii s dragocennymi metallami i dragocennymi kamnyami: Prikaz Minfina Rossii ot 01.02.2016 № 5n (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.05.2016 № 420141). - Tekst: elektronnyj // Konsul'tant Plyus [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197789/ (data obrashcheniya 01.06.2021).

16. Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke ucheta i hraneniya dragocennyh metallov, dragocennyh kamnej, produkcii iz nih i vedeniya otchetnosti pri ih proizvodstve, ispol'zovanii i obrashchenii: Prikaz Minfina Rossii ot 09.12.2016 № 231n. - Tekst: elektronnyj // Konsul'tant Plyus [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_210686/ (data obrashcheniya 01.06.2021).

17. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O dragocennyh metallah i dragocennyh kamnyah: Federal'nyj zakon ot 23.06.2020 № 188-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2020. -№ 26. - St. 4002.

18. O nekotoryh voprosah kontrolya za oborotom dragocennyh metallov, dragocennyh kamnej i izdelij iz nih na vsekh etapah etogo oborota i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.02.2021 № 270 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2021. - № 10. - St. 1608.

19. Priluckij A.M. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie zalogovyh pravootnoshenij v deyatel'nosti lombardov: novelly zakonodatel'stva: sbornike trudov konferencii. Klasternye iniciativy v formirovanii progressivnoj struktury nacional'noj ekonomiki, 2015. - S. 283-288.

20. Dubova S.E. Regulirovanie lombardnogo biznesa i nadzor za deyatel'nost'yu lombardov na stadiyah dopuska na finansovyj rynok i uhoda s rynka // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom. - №1 (27). - 2016. - S. 23-28.

Author's information

Sakharova Julia Vlsdimirovna - Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Bryansk State University named after Ak. I. G. Petrovsky, Candidate of Law, Associate Professor, 1887342@mail.ru

Melnikov Igor Vladimirovich - Master's student of the 1st year of correspondence education of the Department of Civil Law Disciplines of the Bryansk State University named after ak. I.G. Petrovsky, Candidate of Biological Sciences, bgu-rio@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.