УДК 378.02 (045)
Радикова Т. И.
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Ученые разных стран всегда отмечали необходимость формирования духовно-нравственной культуры подрастающего поколения в постоянно меняющихся социально-экономических условиях развития общества. Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи подразумевает необходимость осознания общекультурных процессов развития цивилизации. В формировании человека культуры важная роль отводится образованию. В статье рассматривается вопрос развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений на занятиях иностранного языка. Социальная ответственность - сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и психологическая категория, изучаемая многими науками, но под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности, которые в совокупности составляют родовое понятие - «социальная ответственность».
Такое качество, как социальная ответственность, является важной характеристикой будущего профессионала. В формировании данного качества важная роль отводится предметам социально-гуманитарного цикла, в том числе иностранному языку как межпредметной дисциплине. Именно посредством общения человек учится строить свои отношения с партнерами на основе взаимопонимания, осознавать всю полноту ответственности, которая возлагается на него. Автор рассматривает те методы обучения иностранным языкам, которые позволяют обеспечить максимально возможную эффективность в формировании у студентов социальной ответственности.
Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, общение, иностранный язык, нравственность, культура, высшее образование.
Radikova T. I.
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
THE CONCEPT OF SOCIAL RESPONSIBILITY AND MODERN METHODS OF RESPONSIBITY FORMATION BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGES
Scholars worldwide always note the necessity of forming spiritual and moral culture of the young generation in the ever-changing social and economic conditions of the developing society. The problem of spiritual and moral education of young people implies the necessity to understand the cultural process of the civilization development. Education plays an important role in the formation of human culture. The article is devoted to the development of social responsibility of the higher institutions' students by means of foreign languages.
Social responsibility is a complicated, collective, morally-juridical, philosophical and psychological category that is studied by many sciences in different perspectives. They distinguish such responsibilities as: moral, political, juridical, public, civil, professional and other kinds which, as a whole, form the very term «social responsibility».
Such a quality as social responsibility is an important feature of the future specialist. Social subjects and the humanities, including a foreign language as an interdisciplinary subject play an important role in its formation. Through communication a person learns to develop relationships with partners on the basis of mutual understanding, learns to realize the full extent of responsibility devolved upon him.
The author describes the methods of teaching foreign languages which can help to more effectively develop such a quality as social responsibility.
Key words: responsibility, social responsibility, communication, foreign language, morality, culture, higher education.
Рассмотрим понятие «ответственность». Ответственность - это качество, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств [6, с. 24]. В философском энциклопедическом словаре ответственность - это философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между лично-
стью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают ответственность юридическую, моральную и т. д. В зависимости от субъекта ответственных действий выделяется индивидуальная, групповая, коллективная ответственность. У индивида ответственность формируется как результат тех внешних требований, которые к нему предъявляет общество, класс, данный коллектив. Воспринятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которая становится ее свойством [13, с.127].
Суть категории ответственность в том, что:
• ответственность, точнее ответственное поведение, вызывает уважение со стороны окружающих, а также к самому себе;
• ответственность дает уверенность в себе и своих силах;
• ответственность дает возможности для самоконтроля и контроля над ситуациями.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его нравственной личной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике дает следующее определение социальной ответственности. Это отношения между личностью и социальной группой, обществом, базирующиеся на осознанном выполнении ими взаимных обязательств и своих обязанностей, вытекающих из нормативных актов, регулирующих социальные отношения, а также из традиций и ценностных установок. Формирование социальной ответственности происходит под воздействием социально-экономических условий, социально направленной политической системы, духовной культуры общества. Общество, где социальная ответственность диффузна и размыта, характеризуется высоким конфликтогенным потенциалом [15].
Исходя из приведенных выше определений ответственности и социальной ответственности, мы можем сделать заключение, что социально-ответственное поведение - это такое поведение, при котором человек осознает всю полноту возложенных на него обязанностей и старается действовать так, чтобы результат его действий был эффективен и не причинил вреда ему и всем окружающим.
Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:
• гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
• поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
• когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
• биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
• психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).
Концепция социального воспитания представлена такими
исследователями, как М. И. Башмаков, Б. П. Битинас, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, Г. Н. Филонов и др.
Происходящие в российском обществе экономические и социокультурные изменения требуют осмысления существующей стратегии и тактики воспитания студенческой молодежи, повышения его эффективности, усиления субъектной направленности воспитательной деятельности, пересмотра ее содержания, форм, методов, так как в период получения им высшего образования должны быть решены сложные задачи формирования компетентного, конкурентоспособного, мобильного и социально ответственного выпускника.
Зарубежные исследователи при изучении проблемы социальной ответственности демонстрируют большой диапазон отличий в понимании данного качества.
• В. Франкл определяет ее как один из экзистенциалов человеческого существования;
• Л. Кольберг - как результат морального суждения;
• А. Фромм и С. И. Гессен - как проявление дисциплины;
• Л. Берковиц, П. Хейвен - как склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей, склонность придерживаться принятых в обществе норм и исполнять ролевые обязанности;
• Д. Роттер - как склонность человека видеть причины происходящих с ним событий либо в самом себе, либо во внешних факторах [4, а 36].
Вышеприведенные выдержки свидетельствует, что во всех данных определениях понятия «социальная ответственность» речь идет о взаимоотношениях личности и общества, ответственность последнего за благополучие личности и первой за собственную жизнь,
за жизнь других, за последствия каждого сделанного выбора. Социально ответственное поведение личности выражается в высоком качестве выполняемой деятельности, добровольности при ее осуществлении; готовности идти на риск для достижения поставленных социально значимых целей; способности к помощи другому индивиду; самостоятельности при принятии решений и четкости представлений о возможных последствиях при выборе характера и содержания конкретных действий [3, с.12].
Обобщая все вышесказанное, мы соглашаемся с Л. В. Крыловым в том, что социальную ответственность можно охарактеризовать как интегративное качество личности, выступающее показателем ее социальной зрелости и определяющее ее поведение на основе осознания социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий в социуме как добровольно принятых человеком личных обязательств выполнять качественно конкретное дело и обеспечивать его удовлетворительное завершение, уважая права других людей [7].
Изучение процесса обучения свидетельствует, что образовательный процесс университета и конкретного факультета обладает информационным потенциалом, т. е. вооружает студентов определенным объемом общекультурных и социальных знаний, которые способствуют формированию у них ключевых компетенций, профессиональных ориентиров, социально ответственных позиций.
По мнению Л. В. Крылова, успешному формированию социальной ответственности студентов способствуют:
• проблемные методы обучения;
• развитие межсубъектного доверия на основе способности к эмпатии в ходе реализации специальных программ;
• совершенствование форм организации учебно -воспитательной работы;
• увеличение количества заданий, ориентированных на диалог, сотрудничество и самореализацию;
• моделирование учебных и производственных ситуаций, связанных с необходимостью свободного выбора способа действий, форм контроля, обоснования предпочтений, оценкой принимаемого решения [7].
Огромное значение в личностном и профессиональном становлении, воспитании социальной ответственности у студентов высших учеб-
ных заведений имеют различные формы внеаудиторной работы: научно-исследовательская деятельность, участие в студенческом самоуправлении и научном обществе, в молодежных акциях и студенческом движении, культурно-просветительские, познавательные, развивающие и спортивно-оздоровительные мероприятия в стенах вуза и вне его.
На занятиях по иностранному языку на факультете «Информационных технологий и вычислительной техники» мы применяем следующие методы для формирования социальной ответственности:
• беседа (групповая, индивидуальная);
• проблемное обсуждение;
• игра, имитирующая те или иные жизненные ситуации;
• ответственное поручение;
В ходе бесед мы узнаем мнения студентов по той или иной теме, затрагивающей понятие социальной ответственности. Студентам может быть представлен некий сюжет по теме и дальнейшее его обсуждение. Чаще всего беседа является первым этапом в последующем развитии и обсуждении заданной темы.
При проблемном обсуждении группа делится на две, иногда три подгруппы, в зависимости от количества человек. Каждая подгруппа представляет свое мнение по заданной теме. В ходе проблемного обсуждения студенты должны отстоять свою точку зрения, обосновывая ее примерами и дополнительной информацией по обсуждаемому вопросу.
Игра может быть любой. Например, игра на решение конфликтных ситуаций. В ходе подобных игр также могут отрабатываться грамматические и лексические элементы языка.
Ответственное поручение обозначает, что одному или нескольким студентам дается задание подготовить небольшое сообщение, например по теме «Артикли в английском языке». После того, как ответственные представляют свое сообщение, вся группа пишет тест, по результатам которого можно определить, насколько ответственно докладчики подошли к своему поручению и насколько сами они поняли представляемую тему и смогли объяснить ее своим одногруппникам.
Таким образом, при освоении языка другой страны возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения студентов к духовной
культуре других народов и познанию действительности путем обмена интеллектуальной информацией, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При овладении иностранным языком используются почти все эти способы воспитания, так как он является и предметом обучения, и средством общения.
Итак, формирование социальной ответственности - это воспитание культурного человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 672 с.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентиро-ванного образования. Ростов н/Д, 2000. 115 с.
3. Гулевская А. Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей: монография / А. Ф. Гулевская, В. П. Максимов. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 208 с.
4. Дорофеев Е. Д. Внутригрупповая ответственность при разных формах собственности // Психология личности и группы в изменяющемся обществе. М., 1994. 126 с.
5. Кочетова И. Д. Интернет-журнал Науковедение. Выпуск № 1 (20), 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/journal/n/internet-zhurnal-naukovedenie.
6. Краткий психологический словарь. М., 1985. 55 с.
7. Крылов Л. В. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/ dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-sotsialnoy-otvetstvennosti-u-studentovuniversiteta#ixzz3arU42nh2.
8. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Образовательная экономико-правовая библиотека: книги, учебники, лекции по экономическим и юридическим наукам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://зачётка.рф/.
9. МуздыбаевК. Психология ответственности. Л.: Наука, 1993. 248 с.
10. Ореховский О. И. Ответственность и ее социальная природа. Томск, 1972. 231 с.
11. Известия РГПИ.: Изд-во РГПУ, 2004. № 6. 47 с.
12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //psylib.org.ua/books/roger01/.
13. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия / под. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. 1983. 840 с.
14. Шушерина О. А. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза: дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-otvetstvennosti-kak-professionalno-znachimogo-kachestva-u-studentov-vuza.
15. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology_ pedagogy.academic.ru/.
УДК 811.1-13(045)
Тройникова Е. В.
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
ФОТОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МУЛЬТИЛИНГВА
Существующие условия влияния информационного пространства на иноязычное и мультилингвальное образование требуют внедрения новых подходов и образовательных технологий развития у студентов способности адекватно воспринимать и критически осмыслять визуальную реальность. Одним из эффективных средств формирования визуальной культуры выступает фотоизображение, имеющее культуроведческий контекст и предоставляющее возможность для культуроведческого анализа. Рассматривается дидактический потенциал фотографии и возможности ее корреляции как источника информации с культуроведческими темами, используемыми при подготовке студентов-мультилингвов. На основе технологии работы с культуроведческой информацией и технологии развития критического мышления предлагаются этапы работы над фотоснимком в целях раз-