Научная статья на тему 'Роль иностранного языка в развитии социальной ответственности у студентов вузов'

Роль иностранного языка в развитии социальной ответственности у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RESPONSIBILITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / COMMUNICATION / FOREIGN LANGUAGE / SPIRITUALLYMORAL UPBRINGING / CULTURE / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Ирина Дмитриевна

Современные учёные отмечают необходимость формирования духовнонравственной культуры подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях развития общества. Проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи подразумевает необходимость осознания общекультурных процессов развития цивилизации. В формировании человека культуры важная роль отводится образованию. В статье рассматривается вопрос развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений. Социальная ответственность определяется как способность личности определять своё поведение на основе осознания социальных норм, духовных и нравственных ценностей общества. Данное качество является важной характеристикой будущего профессионала. Для достижения данной цели важная роль отводится предметам социальногуманитарного цикла, в том числе иностранному языку как межпредметной дисциплине. Именно в общении, через коммуникацию человек учится строить свои отношения с партнёрами на основе взаимопонимания, осознавать всю полноту ответственности, которая возлагается на него. Автор рассматривает те методы обучения иностранным языкам, которые позволяют обеспечить максимально возможную эффективность решения поставленной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of foreign language in the development of social responsibility of the higher institutions'' students

Modern scholars note the necessity of forming spiritually-moral culture of young generation in the contemporary social and economic conditions of the development of society. The problem of spiritually-moral education of young people implies the necessity to understand the cultural process of the development of civilization. Education plays an important role in the formation of human culture The article is devoted to the development of social responsibility of the higher institutions' students. Social responsibility is defined as the person's ability to determine his behavior on the base of the realization of social norms, spiritual and moral values of society. This quality is an important characteristic of the future specialist. To achieve this goal social and humanitarian subjects sector including foreign language as interdisciplinary subject play an important role. In communication, through communication person learns to build his relations with partners on the base of mutual understanding, to realize the full responsibility which devolves upon him. The author describes methods of teaching of foreign languages which help to ensure the opportunity to solve the problem effectively.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка в развитии социальной ответственности у студентов вузов»

УДК 378

13.00.00 - Педагогические науки

Кочетова Ирина Дмитриевна

ФГБОУ ВПО «Хабаровская академия экономики и права»

Россия, Хабаровск1

Доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации

Кандидат педагогических наук E-Mail [email protected]

Роль иностранного языка в развитии социальной ответственности у студентов вузов

Аннотация: Современные учёные отмечают необходимость формирования духовнонравственной культуры подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях развития общества. Проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи подразумевает необходимость осознания общекультурных процессов развития цивилизации. В формировании человека культуры важная роль отводится образованию.

В статье рассматривается вопрос развития социальной ответственности у студентов высших учебных заведений. Социальная ответственность определяется как способность личности определять своё поведение на основе осознания социальных норм, духовных и нравственных ценностей общества. Данное качество является важной характеристикой будущего профессионала.

Для достижения данной цели важная роль отводится предметам социальногуманитарного цикла, в том числе иностранному языку как межпредметной дисциплине. Именно в общении, через коммуникацию человек учится строить свои отношения с партнёрами на основе взаимопонимания, осознавать всю полноту ответственности, которая возлагается на него. Автор рассматривает те методы обучения иностранным языкам, которые позволяют обеспечить максимально возможную эффективность решения поставленной задачи.

Ключевые слова: Ответственность; социальная ответственность; общение;

иностранный язык; духовно-нравственное воспитание; культура; высшее образование.

Идентификационный номер статьи в журнале 02РУЫ114

1 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134 1

Irina Kochetova

Khabarovsk State Academy of Economics and Law

Russia, Khabarovsk E-Mail [email protected]

The role of foreign language in the development of social responsibility of the higher institutions' students

The Abstract: Modern scholars note the necessity of forming spiritually-moral culture of young generation in the contemporary social and economic conditions of the development of society. The problem of spiritually-moral education of young people implies the necessity to understand the cultural process of the development of civilization. Education plays an important role in the formation of human culture

The article is devoted to the development of social responsibility of the higher institutions' students. Social responsibility is defined as the person's ability to determine his behavior on the base of the realization of social norms, spiritual and moral values of society. This quality is an important characteristic of the future specialist.

To achieve this goal social and humanitarian subjects sector including foreign language as interdisciplinary subject play an important role. In communication, through communication person learns to build his relations with partners on the base of mutual understanding, to realize the full responsibility which devolves upon him. The author describes methods of teaching of foreign languages which help to ensure the opportunity to solve the problem effectively.

Key words: Responsibility; social responsibility; communication; foreign language; spiritually- moral upbringing; culture; higher education.

Identification number of article 02PVN114

Активно происходящие в обществе социальные перемены, в том числе модернизация образования, затрагивают и усложняют условия жизни практически каждого молодого человека, изменяют социокультурную среду современного вуза, влияющую на становление и развитие личности студента. Главная ценность общества - человек, а важнейшим критерием качества жизни человека в конкретном социуме выступает та мера духовного развития, которая определяет идеальные и реальные нормы взаимодействия людей.

По мнению Н.Татаркиной, в современный период развитие системы образования должно быть в значительной мере нацелено на переориентацию активности учебных заведений на внутренний мир человека, который способствовал бы формированию духовнонравственной культуры подрастающего поколения [11].

Приоритетными требованиями к будущему профессионалу с точки зрения социальной практики, экономики являются сформированность не только ключевых компетенций, но и ответственности как способности личности определять своё поведение на основе осознания социальных норм, духовных и нравственных ценностей общества.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения подразумевает, прежде всего, необходимость осознания общекультурных и общефилософских процессов развития цивилизации, определяющих условия формирования нового гуманитарного мышления, обладающего всеобщностью и включающего в себя духовность, нравственность, понимание ценности собственной и иной жизни.

Идея целостности человека как культурного существа является одной из важных в понимании социальной ответственности. Требования, выдвигаемые к современным специалистам с высшим образованием, предполагают наличие у них не только глубоких знаний, умений, навыков, но и высокого уровня культуры. Чем богаче сложившийся у индивида в процессе его приобщения к культуре состав потребностей, способностей и умений и чем более он человечен, то есть духовен, тем выше уровень его культуры. Такой специалист направляет свои знания, умения, навыки на решение задач устойчивого развития общества, страны.

По мнению К.А. Шварцмана, современное общество нуждается в личности, которой «присущи активность, динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за выполняемую функцию», так как именно «человек, его мировоззрение... и уровень культуры» решает судьбу перестройки общества [12, С. 2, 15].

Проблема ответственности приобрела сегодня исключительную значимость в силу критического состояния современного мира. Какую бы сферу человеческой жизнедеятельности и реальных отношений - человека и природы, человека и человека - мы ни взяли, везде обнаруживается, что преодоление критического состояния (касается ли оно решения экологических или социальных проблем) зависит от людей, от их активных, целенаправленных и ответственных действий. Становится все более очевидным, что происходит падение профессионализма у многих наших людей, занятых в различных сферах деятельности. Хотя в мире имеются объективно обусловленные и остро назревшие глобальные проблемы, возлагающие на человека определенную ответственность, но без активных действий прогрессивных сил они реализоваться не могут. «Это и показывает, что одно дело существование объективных отношений ответственной зависимости, а другое дело - формирование субъекта ответственных действий, призванного реализовать назревшие объективные потребности» [9, С. 22].

Именно поэтому основная задача современного профессионального образования заключается в том, чтобы не только вооружить студентов глубокими профессиональными

знаниями, но и развить в них чувство социальной ответственности за результаты своей деятельности.

Сегодня психология трактует ответственность как социально-психологическое образование, которое формируется у человека благодаря жизни в обществе, развивается в процессе общения в системе существующих связей и отношений (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалёв, К.Е. Левитин, А.В. Петровский). Именно в процессе общения происходит социализация личности и её самореализация. Общение организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нём, соотнося своё поведение с действиями других.

Исследователи утверждают «диалогическую» природу человека, развитие которого возможно только в общении, во взаимодействии человека с человеком. М.М. Бахтин понимает диалог как «универсальное общение, как державный принцип человеческого существования» [4]. По мнению ученого, диалог характеризуется как специфическая форма отношения человека к миру, как способ миропонимания, в котором выражено стремление к познанию другого человека, к самопознанию. Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, ориентацию партнеров на взаимопонимание и внесение каждым необходимых корректив в свое поведение. Такое общение развивает чувство ответственности человека к самому себе и к своему партнеру.

М. Бубер видит в диалоге не только способ миропонимания, но и спасение человека. Согласно М. Буберу, человек обретает собственную сущность только вбирая в себя все человеческое, соотнося себя с другими людьми [6]. Следует отметить, что содержание такого общения имеет духовный слой, образующийся вследствие того, что совместное действие людей требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств слежения за действиями партнера. Общение строится на отношениях доверия, понимания, принятия, эмпатии, уважения. В свое очередь, наличие данных качеств способствует развитию ответственности во взаимоотношениях, что является недостающим элементом в развитии личности в современных социально-экономических условиях.

В общении формируется направленность на человека, что позволяет принять и понять другого. Важным компонентом успешного общения, по А.А. Бодалёву, выступает умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним. Общение, по А.А. Бодалеву, - это «и сложнейшее переживание отношений общающихся друг к другу, к совместной деятельности, к ее результатам, к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга» [5, С. 134].

В процессе общения через коммуникацию развиваются коммуникативные умения и навыки личности, что помогает будущему профессионалу строить свои отношения с партнерами на основе взаимопонимания, согласовывать свои стремления, потребности, цели, осознавать всю полноту ответственности, которая возлагается на него.

Общество не может жить, не пользуясь языком, этим важнейшим средством человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором не применялся бы язык для выражения мыслей, чувств и воли людей, для достижения взаимопонимания между ними. В новом XXI веке весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость иностранных языков. Важным становится воспитать личность, которая будет способна и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации. Основой бытия и мышления нового XXI века является диалог различных культур. У иностранного языка, как учебного предмета, есть весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины,

способствующей приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Развитию личностных качеств будущего профессионала, в которых заинтересовано общество (в том числе развитию социальной ответственности), должна способствовать смена знаниевой парадигмы образования на гуманистическую, личностно-ориентированную (М.Н. Берулава, О.С. Газман, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.В. Коновалова, Л.Н. Куликова,

Н.Е. Седова и др.).

Гуманистическая концепция образования призвана обеспечить возможности для успешной самореализации обучающихся, их личностного и профессионального роста, создать условия для раскрытия духовного потенциала растущего человека. Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания, общения, т. е. свободным, самодеятельным, ответственным существом.

При построении образовательного процесса, нацеленного на развитие ответственности, необходимо делать акцент на самостоятельность личности, в этой связи образование «призвано помочь человеку осознать свой внутренний мир и свое отношение с миром внешним, гармонизировать его личный и социальный интересы и активизировать на этой основе его сознательное самосозидание» [1, С. 5].

Поворот российского образования к человеку, к гуманистическим идеям вызвал интерес педагогов к концепциям личностно-ориентированного образования, направленного на утверждение «сущностного личностного начала в человеке». Сущность личностного подхода в образовании представлена в работах таких ученых, как Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др. Под личностноориентированным образованием понимается «обеспечение развития и саморазвития личности, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» [3, С. 36], т. е. совместная деятельность обучающегося и обучаемого, направленная на индивидуальную самореализацию студента, раскрытие его личностных качеств в ходе обучения.

Отметим, что современная система образования в области иностранных языков строится в рамках личностно-ориентированной парадигмы. Приоритет личностноориентированной парадигмы языковой образовательной системы ставит в центр обучения не деятельность преподавания, а учения, то есть познавательную деятельность учащегося, учитывающую и развивающую его индивидуальные возможности, творческие и рефлексивные способности. При таких концептуальных воззрениях на обучение иностранным языкам основная задача преподавателя состоит в том, чтобы организовать продуктивную учебную деятельность учащихся, которая представляет собой определённый тип самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности. Данная деятельность обеспечивает учащемуся реализацию его личностного когнитивного и творческого потенциала, даёт возможность овладеть стратегиями образовательной деятельности, а также приобрести эффективный самостоятельный опыт изучения и использования иностранного языка в разных ситуациях и условиях саморазвития [2].

Социальные потребности, связанные с глобальными социокультурными изменениями современной эпохи, обусловили выдвижение новой цели обучения иностранным языкам: формирование коммуникативной компетенции, что связано с ведущей функцией языка - быть средством общения. Данная основная цель определяет и новую воспитательную, которая предполагает формирование «эмоционально-оценочного отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на данном языке,

способствующих развитию мотивации учения, понимания важности изучения иностранного языка, и потребности пользоваться им как средством общения» [6]. Проблема формирования языковой личности нового типа, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех сферах, заняла существенное положение в преподавании иностранных языков в вузе. Нельзя не согласиться с тем, что языковое образование играет в процессе развития личности ведущую роль. Язык и культура являются формами сознания, отображающими мировоззрение человека [10].

Актуальность оптимизации обучения иностранному языку сегодня как никогда высока. Оптимизация учебного процесса требует осознанного выбора именно такого варианта направления и метода, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения поставленной задачи. В рамках нашего исследования мы использовали следующие методы оптимизации обучения иностранному языку - ролевые и деловые игры, метод проектов, которые позволяли создать условия, приближённые к реальному профессиональному общению.

Согласно Н.И. Г ез, ролевые игры являются «моделью взаимодействия партнёров по общению в обстановке имитационных условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают и совершенствуют профессиональноориентированные умения» [8, С. 3].

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Целью деловой игры является формирование у студентов навыков и умений делового общения и подготовка студентов к выбору будущей профессии.

К активным формам обучения, наряду с ролевой и деловой игрой, мы относим метод проектов, который в последнее время приобретает все больше сторонников. Очень важно, чтобы разработка проекта завершалась вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (выпуск студенческих журналов, газет, альбомов и т. д.). В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов творчески мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Работа по развитию межличностного взаимодействия студентов привела нас к выводу о том, что значительное место в учебном процессе должно отводиться работе в парах, командах, группах. Работая в группе, студенты обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Работая в командах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чем он слабее других. Это способствует созданию ситуаций взаимной поддержки, выражению эмпатии, толерантности в коммуникации. Сотрудничая, студенты учатся работать без контроля со стороны преподавателя, совместно с товарищами стремятся к единой самостоятельно выбранной цели, осознавать собственные действия и их результаты в соответствии с принятыми в коллективе социальными нормами, выражать сопричастность к общему делу. Становясь активным участником того или иного вида деятельности, будущий

профессионал должен научиться самостоятельно принимать ответственные решения относительно себя и других.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проблемы развития образования нельзя рассматривать вне контекста ситуации и проблем, злободневных для всего комплекса социально-экономической сферы России.

Сказанное выше определяет актуальность поставленной нами проблемы развития социальной ответственности: детерминации поведения личности в обществе, слияние личностных и общественных интересов, побуждение к общественно полезной деятельности во всех сферах общественной жизни. Для достижения данной цели важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское. - 1990. - 559 с.

2. Архипова Г.С. Актуальность оптимизации обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Альманах современной науки и образования. - №11 - 2010. -С. 16-17.

3. Баканова Е.С. Институциональные основы формирования социальной ответственности бизнеса в экономике России: дисс. ... канд. экон. наук. - СПб, 2007. - 156 с.

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

5. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

6. Бубер М. Я и ТЫ. // Пер. с нем. Ю.С. Терентьевой, Н. Файгольда; послесл.П.С. Гуревича. - М., Высшая школа, 1993. - 175 с.

7. Габанова И.Т. Влияние языка и культуры на социокультурное развитие личности // «Молодёжь и наука: реальность и будущее». Материалы II Международной научно-практической конференции. - Невинномысск, 2009. -С.131-132.

8. Гез Н.И. Психология упражнений в организации обучения аудированию // Иностранные языки в школе. - 1985. - №6. - С.21

9. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. - М.: Высшая школа, 1990. - 216 с.

10. Сысоев П.В. Обучение культурной вариативности и самоопределению (на материале курса американистике) // Современные теории и методика обучения иностранным языкам // Под ред. Л.М. Фёдоровой, Т.И. Рязанцевой. - М., 2004 -С. 61-64

11. Татаркина Н. Методические основы концепции формирования духовнонравственной культуры студенчества // Вестник высшей школы. - 2007. - № 2. -С. 44-48.

12. Шварцма К. А. Теоретические проблемы этики. - М.: Высшая школа, 1977. -144 с.

Рецензент: Акенина Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Дальневосточный юридический институт Министерства Внутренних Дел России, г.

Хабаровск.

REFERENCES

1. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaja osnova pedagogicheskogo processa. Minsk: Universitetskoe. - 1990. - 559 s.

2. Arhipova G.S. Aktual'nost' optimizacii obuchenija inostrannomu jazyku v nejazykovom vuze // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. - №11 - 2010. -S. 16-17.

3. Bakanova E.S. Institucional'nye osnovy formirovanija social'noj otvetstvennosti biznesa v jekonomike Rossii: diss. ... kand. jekon. nauk. - SPb, 2007. - 156 s.

4. Bahtin M. M. Jestetika slovesnogo tvorchestva. - M.: Iskusstvo, 1986. - 445 s.

5. Bodaljov A.A. Vosprijatie i ponimanie cheloveka chelovekom. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. - 200 s.

6. Buber M. Ja i TY. // Per. s nem. Ju.S. Terent'evoj, N. Fajgol'da; poslesl.P.S. Gurevicha. - M., Vysshaja shkola, 1993. - 175 s.

7. Gabanova I.T. Vlijanie jazyka i kul'tury na sociokul'turnoe razvitie lichnosti // «Molodjozh' i nauka: real'nost' i budushhee». Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Nevinnomyssk, 2009. - S. 131-132.

8. Gez N.I. Psihologija uprazhnenij v organizacii obuchenija audirovaniju // Inostrannye jazyki v shkole. - 1985. - №6. - S.21.

9. Minkina N.A. Vospitanie otvetstvennost'ju. - M.: Vysshaja shkola, 1990. - 216 s.

10. Sysoev P.V. Obuchenie kul'turnoj variativnosti i samoopredeleniju (na materiale kursa amerikanistike) // Sovremennye teorii i metodika obuchenija inostrannym jazykam // Pod red. L.M. Fjodorovoj, T.I. Rjazancevoj. - M., 2004 - S. 61-64

11. Tatarkina N. Metodicheskie osnovy koncepcii formirovanija duhovno-nravstvennoj kul'tury studenchestva // Vestnik vysshej shkoly - 2007. - № 2. - S. 44-48.

12. Shvarcma K. A. Teoreticheskie problemy jetiki. - M.: Vysshaja shkola, 1977. - 144s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.