Научная статья на тему 'Понятие "социально-культурное измерение" мотивационного развития личности'

Понятие "социально-культурное измерение" мотивационного развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / SOCIO-CULTURAL DIMENSION / МОТИВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / MOTIVATIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жаркова Л. С.

В статье рассматривается понятие «социально-культурное измерение» мотивационного развития личности, которое определяет особое сложное образование, представляет собой систему мотивационного развития личности. Данное понятие функционирует на психологических особенностях структуры различных форм, средств и методов, которые представляют собой целостность. Это особая система показателей перцептивно-коммуникативного процесса истолкования и оценки соответствующей социально-культурной деятельности. Данный процесс может иметь позитивный и ретроспективный аспекты и происходить по двум направлениям: от социально-культурной модели в сознании к возможному будущему улучшению влияния на мотивационное развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “SOCIO-CULTURAL DIMENSION" OF THE MOTIVATIONAL DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL

Article deals with a concept of “socio-cultural dimension” of a person's motivational development, which determines a particular complex education, is a system of motivational development of the individual. This concept functions on the psychological features of the structure of various forms, means and methods that represent integrity. This is a special system of indicators of the percep tive-communicative process of interpretation and assessment of the corresponding socio-cultural activities. This process can have positive and retrospective aspects and occurs in two directions: from the socio-cultural model in consciousness to the possible future improvement of the influence on the motivational development of the individual.

Текст научной работы на тему «Понятие "социально-культурное измерение" мотивационного развития личности»

теля, и начинается все сначала. Хочется отметить, что если в деятельности человека случаются рефлексивные выходы, то он неизбежно будет заниматься исследовательской деятельностью и самопознанием.

Рассмотрим проектировочный этап, который происходит в так называемой мыследеятельности человека и может быть назван самопроектирование, т. к. в нём происходят процессы проектирования некоторых будущих процессов.

Сегодня понятие «самопроектирование» можно встретить довольно часто в психолого-педагогических работах. Термин «проектирование» многими авторами понимается как процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Психологами часто используется понятие «самопроектирование личности», понимаемое в качестве формы психотехнической практики, суть которой - изменение психических состояний или свойств самого субъекта (В.И. Клейман [3]). Термин «самопроектирование» часто используют в менеджменте, понимая под этим «обучение действием» (Л.Д. Гительман [4]). Социологами понятие «самопроектирование» применяется в аспекте проблемы культурного самоопределения. Педагогическая интерпретация понятия самопроектирование дает B.C. Безрукова [5], понимая под самопроектированием создание образа, к которому стремится будущий специалист и создание плана его достижения в формах мечты, самообязательств, самообещаний, программы личностного роста и т.д. Следует, однако, заметить, что самопроектирование в приведенном определении понимается только как результат (образ, к которому стремится будущий специалист), в нем не отражен деятельностный характер самопроектирования, которое является не только результатом, но и процессом.

Более глубоко понятие самопроектирования рассматривается в работе А.А. Попова [6], рассматривающего самопроектирование в качестве процесса деятельностного освоения и присвоения схем и норм собственной организации: «Специфика условий взаимодействия в педагогических системах заключается в предоставлении возможностей реализации в различных культурных заданностях, т. е. в предоставлении возможностей формирования «способности строить самого себя» как культурного существа. В этих условиях освоение культурных смыслов происходит в форме включения человека в процессы и ситуации

Библиографический список

культурно-исторического становления и функционирования идей и идеалов, их деятельностного освоения и присвоения как схем и норм собственной организации (самопроектирование). И этот процесс, как процесс становления индивидуального сознания посредством интериоризации способов самоорганизации, является базовым».

Важным для развития рефлексивной компетенции преподавателя является способность видеть «себя действующего». Для этого преподавателем в своей педагогической деятельности должны проектироваться задания для обучающихся, требующие анализа конкретных действий студента в ходе выполнения данного задания: что и зачем я буду делать, последовательность моих действий, результат моих действий. Для разработки заданий такого типа преподаватель сам должен не только обладать умением видеть «себя действующим», но и умением видеть «себя рефлексирующим» - так называемая рефлексия второго порядка (в терминологии О.С. Анисимова).

Немаловажным в преподавательской деятельности является самоанализ проведенного занятия. Именно в самоанализе преподаватель способен увидеть причины неудавшихся моментов своего занятия. Анализируя поставленные цели занятия, запланированные средства их достижения (формы, методы преподавания, методические приемы, дидактические средства), и не совсем удавшиеся результаты занятия, т. е. анализируя свою деятельность на занятии и свою подготовку к занятию (методические задумки, специально подобранные задания, примеры, проблемные ситуации) преподаватель может найти причины неудачи не только в деятельности обучающихся (недостаточная подготовка, нежелание, отсутствие мотивации и т. д.), но и в собственной подготовительной деятельности к данному занятию, а также найти способы устранения этих причин на следующих занятиях.

Таким образом, под самопроектированием личности мы видим концептуальную идею новой педагогической парадигмы. Самопроектирование мы рассматриваем компонентом рефлексивной компетенции преподавателя и понимаем в качестве процесса самостороительства, самоделания, освоения и присвоения схем и норм самоорганизации. Самопроектирование как процесс носит деятельностный характер, что обуславливает его структурно-логическую упорядоченность, иерархичность, объ-ектность, контекстность, перспективный характер. Самопроектирование как компонент рефлексивной компетентности позволяет обеспечить профессиональное развитие преподавателя системы среднего профессионального образования.

1. Кривых С.В. Приёмы развития рефлексивных умений старшеклассников при изучении химии. Мир науки, культуры, образования. 2013; 2 (39): 29 - 33.

2. Кривых С.В., Аниканов М.В., Аниканова Н.Г. Рефлексивное обучение: теория и практика: монография. Санкт-Петербург: ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2017.

3. Клейман В.И. Тренинг самопознания. Прикладная психология. 1990; 2; 14 - 15.

4. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: учебное пособие. Москва: Дело, 1999.

5. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

6. Попов А.А. Педагогика и тьюторство в пространстве трансцендентальной реальности (обоснование места возникновения открытого образования). Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы. Барнаул, 1997: 42 - 67.

References

1. Krivyh S.V. Priemy razvitiya refleksivnyh umenij starsheklassnikov pri izuchenii himii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 29 - 33.

2. Krivyh S.V., Anikanov M.V., Anikanova N.G. Refleksivnoe obuchenie: teoriya ipraktika: monografiya. Sankt-Peterburg: FGKVOU VO «Sankt-Peterburgskij voennyj institut vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii», 2017.

3. Klejman V.I. Trening samopoznaniya. Prikladnaya psihologiya. 1990; 2; 14 - 15.

4. Gitel'man L.D. Preobrazuyuschij menedzhment. Lideram reorganizacii i konsul'tantam po upravleniyu: uchebnoe posobie. Moskva: Delo, 1999.

5. Bezrukova B.C. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1996.

6. Popov A.A. Pedagogika i t'yutorstvo v prostranstve transcendental'noj real'nosti (obosnovanie mesta vozniknoveniya otkrytogo obrazovaniya). Pedagogika samoopredeleniya iproblemnyjpoisk svobody. Barnaul, 1997: 42 - 67.

Статья поступила в редакцию 29.11.12

УДК 371.72

Zharkova L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: mgukidissov@mail.ru

THE CONCEPT OF "SOCIO-CULTURAL DIMENSION" OF THE MOTIVATIONAL DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL. The

article deals with a concept of "socio-cultural dimension" of a person's motivational development, which determines a particular complex education, is a system of motivational development of the individual. This concept functions on the psychological features of the structure of various forms, means and methods that represent integrity. This is a special system of indicators of the percep-

tive-communicative process of interpretation and assessment of the corresponding socio-cultural activities. This process can have positive and retrospective aspects and occurs in two directions: from the socio-cultural model in consciousness to the possible future improvement of the influence on the motivational development of the individual.

Key words: socio-cultural dimension, motivational development of personality.

Л.С. Жаркова, д-р пед. наук, проф. каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт

культуры, г. Москва, E-mail: mgukidissov@mail.ru

ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» МОТИВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается понятие «социально-культурное измерение» мотивационного развития личности, которое определяет особое сложное образование, представляет собой систему мотивационного развития личности. Данное понятие функционирует на психологических особенностях структуры различных форм, средств и методов, которые представляют собой целостность. Это особая система показателей перцептивно-коммуникативного процесса истолкования и оценки соответствующей социально-культурной деятельности. Данный процесс может иметь позитивный и ретроспективный аспекты и происходить по двум направлениям: от социально-культурной модели в сознании к возможному будущему улучшению влияния на мотивационное развитие личности.

Ключевые слова: социально-культурное измерение, мотивационное развитие личности.

Мотивационное развитие личности - сложный феномен, особенно в условиях досуга, который характерен специфическими закономерностями с общим теоретическим основанием для их социально-культурного измерения.

Анализируя систему детерминант поведения личности в атмосфере социально-культурной деятельности, необходимо предоставить возможность влиять на факторы, обусловливающие объективные, относительно-объективные и субъективные. Объективные детерминанты поведения личности в условиях досуга - это факторы, не связанные напрямую с эмоционально-волевой сферой личности: естественно-природные (географические, физические, химические, биологические и другие) и материально-культурные - материальные результаты деятельности людей, влияющие на поведение личности. Относительно-объективные детерминанты - это политические, экономические и духовные, в том числе правовые условия жизнедеятельности современного российского общества, а также социальная среда обитания конкретной личности. Субъективные детерминанты - это факторы, напрямую связанные с волей и сознанием личности (самоконтроль, уровень образования, увлечения, привычки, в том числе употребление психоактивных веществ).

Деятельность социально-культурных учреждений, семьи призвана направить поведение личности в общественное русло. Социально-культурно развитая личность может уметь четко дифференцировать псевдонормы, различные религиозные конфессии и оккультные течения, влияющие на её нравственность и поведенческие реакции.

Мотивационное развитие личности предполагает развитие у нее правомерного поведения, характеризующегося социально-культурными, не противоречащего правовым предписаниям, внешне проявляемыми моторными и психическими реакциями на внутренние и внешние раздражители.

«Правовое поведение личности в условиях досуга должно выражаться в соблюдении, исполнении и использовании правовых предписаний. Данное поведение должно быть социально-полезным и общественным по целям и по результату. Общественно-полезный может носить абсолютный или относительный характер. Обязанность выполнять долг по защите Родины, точное и неуклонное соблюдение законов всеми гражданами - это «абсолютная» необходимость. Поведение же в сфере семей-но-бытовых отношений, в области научного, технического, художественного творчества является «относительно» необходимым» [1, с. 215].

Применительно к личности в условиях досуга поведение может выражаться во взаимной связи с субъектами социально-культурной деятельности, установлением, изменением и прекращением предметной деятельности на дому.

В поведении личности в условиях досуга отражается, по-нашему мнению, общественная (государственная) необходимость, детерминированная наличием личных потребностей и мотивов. В данной связи мы постулируем принцип приоритета оптимальности сочетания личных, коллективных, государственных (общественных) интересов, согласно которому ставить вопрос о приоритете одних интересов над другими - государственных (общественных) над личными или, наоборот, личных интересов над государственными - некорректно.

На наш взгляд, поведение личности в условиях досуга, которое желательно развить в той или иной группе, тесно связано с пограничным типом поведения - лиминальным. Внешне этот тип личности идентифицируется с правомерным поведением, различия кроются во внутренней форме правового поведения. Если правомерное поведение личности может быть социально-полезным, то лиминальное поведение может быть социально-нейтральным и социально-деструктивным, но не достигшим степени правонарушения. Так, выпускник вуза поступает в аспирантуру с целью уклониться от призыва на действительную военную службу. Правомерное поведение личности в условиях досуга, автор монографии дифференцирует на ординарное, правоактивное.

Ординарное поведение личности в условиях досуга - это деятельность, связанная с соблюдением законов, исполнением общественных обязанностей. Правоактивное поведение личности связано с реализацией ее прав и свобод.

Правомерное поведение личности в целом имеет основные общие, присущие ей черты, но отличается значительной спецификой, которая выражается в следующих обстоятельствах: во-первых, участие в социально-культурной деятельности или предметной деятельности на дому; во-вторых, данное поведение регулируется не только правом, но и иными социальными регуляторами в большем объеме, семейным воспитанием и воздействием референтной группы сверстников. И наконец, правомерное поведение личности, несмотря на большую его распространенность (по сравнению с неправомерным поведением), в преобладающей своей части неосознанно (в связи со слабым представлением о сущем и должном в праве).

Возраст личности отражает индивидуально-типологические, т. е. преимущественно субъектные характеристики мотивационного развития.

Поэтому актуально выбрать метод, отличающийся универсальностью и позволяющий выявлять потенциальные возможности мотивационно-культурного развития личности в социально-культурном измерении.

На наш взгляд, метод педагогического спектрального анализа в данном контексте может стать квинтэссенцией, обеспечивающей единый теоретический подход к выбору методов социально-культурного измерения мотивационного развития личности. Метод педагогического спектрального анализа позволяет опираться на три педагогических пласта, а именно: целостность, динамизм, антропологизм. Целостность позволяет определить сущностные показатели и критерии оценки состояния и динамики социально-культурного измерения мотивационного развития личности. Динамизм акцентирует внимание на педагогическом контексте изучаемого явления. В мотивационном развитии личности он выступает как организованный стимул, фасилитация движения социально-культурной деятельности.

Антроподинамизм - это переход импульсивного состояния мотивационного развития личности к осознанной ступени реализации себя как социально-зрелой. Поэтому детерминация параметров, критериев, методов сбора информации о понятии «социально-культурное измерение» будет проводиться нами при дифференциации из педагогического процесса явления целостного продвижения дезадаптированной личности к наиболее полной реализации себя в социально-культурной деятельности.

Для социально-культурного измерения мотивационного развития изучаемой личности необходимо проанализировать природу поведения в условиях досуга.

Обращение к различным исследованиям поведения личности в условиях досуга, в практике его реализации выявило противоречивость оценок нарушений правовых норм и правил. Как показал анализ научной литературы, любое отклонение личности в условиях досуга от бытовых норм признается отрицательным для жизнедеятельности общества, государства и личности.

Противоправное поведение личности в условиях досуга, как и всякое другое негативное социально-культурное явление, - это проявление различного рода социальных противоречий, развившихся до стадии конфликтности между личными и общественными интересами. Сегодня в условиях досуга у личности возникают проблемы с целями и средствами социально-культурной деятельности. Как правило, бытовые конфликты обусловлены нарушением оптимальных отношений в семье, школе, правоохранительных органов государства, деформированностью общественного и индивидуального правосознания, углублением нигилистических тенденций в поведении людей и пр.

Метод спектрального анализа позволяет, с одной стороны, сохранить спектр всех параметров социально-культурной деятельности, характеризующих мотивационное развитие личности, с другой - разложить эти параметры на отдельные части. При большой палитре их разнообразия, два параметра просматриваются четко - социальность и культура родовые и мотивация общественная и личностная. Они не поддаются дифференциации в условиях обычной педагогической деятельности, но при создании организационно-педагогических условий можно увидеть их разнообразие и взаимопереход. Педагогический спектральный анализ, как и оптический, позволяет сосредоточиться на объекте исследования на той точке, которая выявляет социальность в собственном значении и культуру, дифференцируя их от других видов деятельности личности на досуге.

Мотивационное развитие личности в условиях досуга как специально организованное педагогическое влияние воздействует в отдельности на родовые и социальность и культуру, и на то, к каким общим последствиям это ведёт в мотивационном развитии личности.

В рамках теории сбалансированного равновесия организационно-педагогических условий мотивационного развития личности единство целей, содержания и технологий достижения результатов позволяет определять целесообразность социально-культурного измерения.

При педагогическом спектральном анализе мотивационное развитие личности будет рассматриваться как социально-культурная деятельность, включающая рациональное и эмоциональное воздействие. Результативность социально-культурной деятельности в процессе мотивационного развития личности может как усиливаться, так и затрудняться и даже принимать обратный эффект. Мы предложили степень открытости социально-культурного измерения с целью рассматривать этот процесс в качестве «преломляющей» среды: чем более условия социума будут способствовать развитию позитивного поведения личности, тем выше скорость распространения социально-культурных изменений в личности.

При всей положительной роли традиционных педагогических теорий мотивационного развития личности, подразделяющих поведение личности в условиях досуга на два типа: правомерное и неправомерное (противоправное), сегодня этого недостаточно. Правомерное и противоправное поведение - это противоположности. В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей между ними существует зона взаимоперехода. Отсюда правомерное и неправомерное поведение имеет промежуточный или пороговый (лиминалъный) тип поведения, включающий в себя элементы правомерности и противоправности.

Лиминальное поведение дуалистично, ибо оно содержит элементы правомерности и включает в себя варианты поведения, по сути и форме антисоциального (нередки случаи, когда матери официально отказываются от своих новорожденных детей). Также как само по себе употребление спиртных напитков и пива не противопоказано, но неумеренное его употребление может привести к агрессивным формам поведения личности в обществе.

Например, Конституцией РФ предусмотрена обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Если личность, по тем или иным причинам, не выполняет этой обязанности, то, в общем, он действует социально-деструктивно. Но вместе с тем это нарушение не достигает степени общественной опасности.

Лиминальное поведение личности в условиях досуга тесно связано с виктимностью, т. е. своеобразной характеристикой личности, которая существует объективно и может быть измерена количеством случаев причинения вреда жертвам правонарушений.

Рассматривая влияние социума на процесс превращения личности в жертву правонарушения, автор монографии считает, что виктимное поведение личности в условиях досуга может осуществляться как в рамках лиминального, так и противоправного поведения.

Отсюда, спектральный анализ позволяет сфокусироваться не столько на социально-культурных факторах, влияющих на личность в условиях досуга, сколько на констатации изменений нравственных качеств личности под влиянием специально организованного педагогического процесса. Спектральный анализ позволяет проследить, как и где накапливается потенциал социально-культурной деятельности, когда он становится востребованным, на сколько просоциальное поведение позволяет изменить личность и запустить механизмы мотивационного развития.

Спектральный анализ позволяет интегрировать количественные и качественные показатели социально-культурного измерения. Анализируя социально-культурное измерение моти-вационного развития личности, рационально формализованных показателей явно недостаточно. Для выявления сущностных изменений в мотивационном развитии личности необходимо обращение к педагогической рефлексии, к сущностному анализу поведения, нравственности и духовности личности.

Основные закономерности поведения личности в условиях досуга заключаются в том, что позволяют рассматривать, во-первых, как поведение, структурно не отличающееся от правового поведения личности, характеризующееся высокой степени эмоциональности. В то же время следует помнить, что механизм мотивационного развития корреспондирует с социально-эмоциональным устройством ранних обществ (псевдомононормы, отсутствие выраженных территориальных границ, отождествление субъекта и объекта, государственной или иной официальной власти).

Главное, что мотивационное развитие личности динамично и чувствительно к разноплановым влияниям на него как со стороны официальных, так и неофициальных институтов.

Рассматривая понятие «социально-культурное измерение» мотивационного развития личности, необходимо помнить о социально-экономических условиях жизнедеятельности личности, соответствующих международным стандартам достойной жизни. Несмотря на то, что более 70% людей имеют мотивационное развитие, проживая в социально и экономически неблагополучных семьях (отличающихся низким уровнем культуры и достатка), проблема только актуализируется в отечественной педагогике и психологии.

Субъекты, оказывающие воздействие на поведение личности: в условиях досуга отдельные субъекты общества (семья, близкие родственники, неформальные организации, референтные группы) и государства в лице соответствующих органов и должностных лиц.

Поэтому различные средства социально-культурного воздействия на поведение личности в условиях досуга как материальные, так и идеальные осуществляются целенаправленно и мотивированно. Это материальные, психологические и регулятивные механизмы. Материальные средства автор монографии рассматривает как воздействия на личность через создание лучших условий жизни, с помощью социально-культурной деятельности. Психологические средства - это социально-культурная деятельность, осуществляемая на основе психологических закономерностей влияния на внутреннюю форму поведения личности: использование информационных моделей, содержащих систему аддикторов и аттракторов, способствующих фиксации в сознании личности стереотипов поведения (рекламы, кино, художественной и научной литературы и т. д.). Регулятивные средства - это механизмы социально-культурной деятельности, её регуляторов, воздействующих на личность всеми средствами идейно-эмоционального воздействия или оказанием услуг.

Социально-культурная деятельность структурирована сложно: методология, теория, технология: формы, методы: выразительные средства. Воздействие социально-культурной деятель-

ности на мотивационное развитие личности основывается на всеобщих способах возможного влияния. Но, в основном, это комбинация методов убеждения и принуждения.

Следует отметить, что несмотря на то что в мотивационном развитии личности все способы влияния хороши, их следует делить на побудительно-воспитательные и принудительно-развивающие. К побудительно-воспитательным методам автор относит убеждение, позитивное и негативное стимулирование. В качестве принудительно-развивающих методов выделяем способы психического, физического и материального принуждения личности.

На наш взгляд, для повышения эффективности реализации теории сбалансированного равновесия творческой и коммерческой социально-культурной деятельности в мотивационном развитии личности в условиях досуга необходима новая государственная культурная политика в «строительстве» семьи, позволяющая в полной мере заниматься организацией быта и воспитанием личности. Повышение материального статуса в низкооплачиваемых семьях, специалистов учреждений культуры, образовательных и воспитательных учреждений позволит организовать положительно зарекомендовавшие формы социально-культурной деятельности. Это усилит контролирующие и корректирующие функции социально-культурной деятельности в мотивационном развитии личности.

В российском обществе назрела необходимость создания реальных механизмов, предотвращающих домашнее и уличное проведение досуга в виде социально-культурных акций и инициатив до участия во флеш-моб.

Спектральный анализ предопределяет выбор показателей социально-культурного измерения, позволяющих увидеть состояние и динамику мотивационного развития личности.

Наше исследование показало, что родовое социально-культурное измерение мотивационного развития личности может быть определено через когнитивную сферу личности (социальный интеллект), поведенческую сферу (социальная осведомленность) и эмоциональную сферу (общественный интерес). Показателем интеллектуального развития личности могут быть способности к обучению вычленять, понимать и прогнозировать возможные ситуации с позиций размышляющей личности.

Эти параметры социально-культурного измерения конкретизируются такими признаками в поведении, как: высокий уровень сопереживания (эмпатии); спокойствие при размытой ситуации; анализ большого массива факторов, позволяющих констатировать будущую вариативность.

«Социально-культурная компетентность личности трактуется как способность использовать возможности социально-культурной подструктуры личности в межличностных отношениях. Поэтому социально-культурным измерением может выступать личность в континууме человеческих отношений в различных ситуациях, характерных для рационального использования свободного времени» [2, с. 107].

Уровень мотивационного развития личности можно определить по таким критериям, как уверенность в поведении и отношениях, независимость в принятии решений и социально-культурного выбора, чувство долга за порученное дело, поведение, социальное партнерство.

Мотивационное развитие личности сопрягается с личными и общественными потребностями. По отношению к современной личности это явление характеризуется следующими устойчивыми параметрами:

- участие в социально-культурных программах, не идущих в разрез с личным индивидуальным интересом;

- тенденция к установлению равных отношений в общественных делах взрослых и детских коллективов;

- участие в деятельности любительских объединений, клубов по интересам.

Развиваясь как самостоятельное явление, социально-культурное измерение требует компетентности и общественного интереса, и выливается в целостный спектр мотивационного развития личности.

Целостным компонентом мотивационного развития личности является любая общественная деятельность даже не в контексте с социально-культурной, которая выступает мерилом человечности в жизненном пространстве и взаимоотношениях личности с другими людьми.

Спектральный анализ позволил автору монографии разложить эти показатели на ряд элементов. В качестве элементов общественной активности выделяем:

- степень погруженности личности в социально-культурные отношения (активист, созерцатель, участник);

- нишу личности в общественных действиях и отношениях (временная, противоречивая; постоянная);

- уровень проявления активности (высокая, низкая, промежуточная).

Наиболее сложным в спектральном анализе социально-культурной деятельности представляется дифференцирование на элементы второго ведущего показателя общественной активности - человечности.

Теоретически характеризовать этот показатель социально-культурной деятельности представляется возможным по следующему алгоритму: поведение личности в условиях досуга структурируется на чувственную реакцию, практико-ориентиро-ванную работу и деятельность, направленную на активизацию сензитивности и моторики другой личности.

В качестве структурных компонентов человеческих качеств можно выделить: эмпатию; фасилитацию другим людям; стремление к совершенствованию духовных потребностей и интересов личности.

В совокупности с параметрами социально-культурной деятельности мотивационное развитие создает многослойные значения.

При выявлении общих закономерностей и тенденций развития социально-культурной деятельности автор монографии систематизировал показатели спектрального анализа, определяя их интенсивность и акцентированность на результатах мотива-ционного развития личности. С этой целью автор монографии выделил объективно приемлемые признаки, с помощью которых было определено с какой степенью эффективности протекает мотивационное развитие личности. Показатели качества моти-вационного развития личности могут быть следующие: высокая степень социального развития; средняя степень; низкая степень.

При высокой степени мотивационного развития личности все критерии спектрального анализа констатируются, имеют законченность, устойчиво проявляются в самых сложных ситуациях, не амбивалентны, отражают положительную динамику, соответствуют моральным устремлениям личности, не вызывают противоречия между элементами родовой социально-культурной деятельности. Важнейший компонент при этой степени - сохранение целостности мотивационного развития в социально-культурном измерении.

Средняя степень мотивационного развития - это неравнозначность и импульсивность показателей социально-культурной деятельности, когда одни из них констатируются, других же обнаружить не удается. В большинстве случаев социально-культурные показатели имеют постозный слабовыраженный характер. Проявления показателя зависят от жизненной ситуации, в которой оказалась личность в условиях досуга. Показатели общественной активности личности в современных условиях зачастую не совпадают с моральными ценностями и психологическими потребностями общества. Отсюда, целостность моти-вационного развития личности отсутствует. Для низкой степени мотивационного развития личности характерны хаотичность и дисгармония отдельных показателей, их разновекторность и помещение их на разные полюсы (высокая родовая социальность и низкая общественная), дуализм в проявлении в разных случаях, неадекватность социальных действий и поступков, несоответствие социально-культурных показателей духовному статусу личности. В этом случае целостное мотивационное развитие искажено.

Предлагаемые нами степени духовного развития личности носят относительный характер, не исключаю переход личности из одной группы в другую. Для автора монографии представляют интерес тенденции мотивационного развития, диагностируемые с помощью социально-культурного измерения.

Спектральный анализ помогает нам зафиксировать эти тенденции в фокусе нашего внимания.

Спектральный анализ дал возможность определить количественные показатели мотивационного развития личности и с помощью социально-культурных средств позволяет увидеть их выраженность и законченность.

Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении как педагогический феномен подчинено строгим законам. К одному из них автор монографии относит холистический антроиодинамизм, который сводит в единое целое методы, критерии, параметры и методики измерения мотивационного развития личности. В познании законов мотивационного развития

личности большую роль играет определение особенностей его распространения в процессе жизнедеятельности людей. Здесь важно учитывать позицию самой личности, которую следует рассматривать через призму ее отношения к своему осознанию важности мотивационного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон векторного преломления мотивационного развития личности на основе социально-культурного измерения позволяет выстраивать отношения личности к своему ограничению с помощью объективных организационно-педагогических условий жизнедеятельности в свободное время.

Спектральный анализ функционирует на основе закона отражения. Личность видит динамику своего мотивационного развития, рассматривая у себя в контексте отношений с другими людьми. Мотивационное развитие личности зависит от нравственного пространства социально-культурной деятельности, куда включена личность. Их выделяют три: открытое, закрытое и смешанное.

Метод спектрального анализа позволяет разложить целостное явление мотивационного развития на отдельные спектры, представляющие собой родовую социально-культурную деятельность: интеллект, социальная компетентность, общественный интерес и общественная активность и человеческие качества. Процесс мотивационного развития личности, которое непосредственно соприкасается с социально-культурной деятельностью, позволяет определить концентрирующие (оптимистический и пессимистический) теории.

Объективную картину динамики мотивационного развития личности представляют открытое, закрытое и смешанное социально-культурное пространство, в котором находится личность. Закрытое социально-культурное пространство тормозит продвижение мотивационного развития личности. Смешанное пространство усиливает эффект отношения мотивационного развития личности к социально-культурной деятельности. Открытое социально-культурное пространство удерживает и стимулирует мотивационное развитие личности. Предложенный метод позволяет комплексно и интегрировано анализировать объект моти-

Библиографический список

вационного развития и открывает большие перспективы педагогики.

Понятие «социально-культурное измерение» определяет особое сложное образование, представляет собой систему мо-тивационного развития личности.

Данное понятие функционирует на психологических особенностях структуры различных форм, средств и методов, которые представляют собой целостность. Это особая система показателей перцептивно-коммуникативного процесса истолкования и оценки соответствующей социально-культурной деятельности. Данный процесс может иметь позитивный и ретроспективный аспекты и происходить по двум направлениям: от социально-культурной модели в сознании к возможному будущему улучшению влияния на мотивационное развитие личности.

Важное значение здесь имеет внешняя информация о вариантах, транслируемая по общим каналам, через средства массовой информации и интернет; она зависит от компетентности субъекта и от объекта. С учетом специфики субъектного состава личностей социально-культурной деятельности ученым не удалось четко верифицировать цели мотивационного развития личности.

Структурирование и переход внутренней формы социально-культурной деятельности может реализовываться как осознанно, так и бессознательно в мотивационном развитии личности. Особенно это ценно в процессе реактивных состояний психики личности под воздействием мощных внутренних и внешних воздействий.

Таким образом, личность с социально-культурным измерением и проблемы с законом, движутся по векторам мотива-ционного развития с разной скоростью. Поэтому существует пограничный тип поведения - лиминальное, занимающее промежуточное положение между правомерным и неправомерным поведением и выражающееся в виде социально деструктивных деяний (действий или бездействий), не достигающих степени неправомерности, но не направленных на исполнение или использование под воздействием социально-культурных регуляторов.

1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2012.

2. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013.

References

1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2012.

2. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.

Статья поступила в редакцию 29.11.17

УДК 793.31(571.56)

Yadreeva A.P., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: alexyadreeva@mai.ru

M.Ya. ZHORNITSKAYA AS A RESEARCHER OF THE DANCING CULTURE OF YAKUTIA. M.Ya. Zhornitskaya is a unique specialist in ethnic dances of the peoples of Siberia, a senior researcher in the Far North and Siberia Branch of the Russian Academy of Sciences, PhD in history, Honored Artist of Yakutia. The sphere of creative work of M.Ya. Zhornitskaya was the national choreography. For the first time a detailed scientific study of the traditional dances of the peoples of Yakutia, she began in 1948. She collected a wealth of factual material, revealing five variants of traditional dance osoohay, described the main movements of Yakut traditional folk dance. An important sphere of the creative activity of M.Ya. Zhornitskaya was the creation of stage dances. For many years her dances have been preserved in the repertoire of theaters and national choreographic ensembles.

Key words: ethno-choreography, "Chachir", "Osoohay", "Londol", "Ommukanovo", Chukchi, "Dance with chorons", "Charanna".

А.П. Ядреева, ст. преп. каф. фольклора и культуры, Институт языков и культур Северо-Восточного Федерального

Университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: alexyadreeva@mai.ru

М.Я. ЖОРНИЦКАЯ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТИИ

М.Я Жорницкая - уникальный специалист по этническим танцам народов Сибири, старший научный сотрудник Сектора Крайнего Севера и Сибири РАН, кандидат исторических наук, заслуженная артистка Якутии. Сферой творчества М.Я. Жорницкой была народная хореография. Впервые детальное научное изучение традиционных танцев народов Якутии она начала с 1948 г. Она собрала богатый фактический материал, выявив пять вариантов традиционного танца осуохай, описала основные движения якутского традиционного народного танца. Важной сферой творческой деятельности М.Я. Жорницкой было создание сценических танцев. Созданные ею танцы многие годы сохраняются в репертуаре театров и национальных хореографических ансамблей.

Ключевые слова: этнохореография, «Чэчир», «Осуохай», «Лондол», «Оммуканово», чукчанский, «Танец с чорона-ми», «Чаранна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.