личности большую роль играет определение особенностей его распространения в процессе жизнедеятельности людей. Здесь важно учитывать позицию самой личности, которую следует рассматривать через призму ее отношения к своему осознанию важности мотивационного развития.
Закон векторного преломления мотивационного развития личности на основе социально-культурного измерения позволяет выстраивать отношения личности к своему ограничению с помощью объективных организационно-педагогических условий жизнедеятельности в свободное время.
Спектральный анализ функционирует на основе закона отражения. Личность видит динамику своего мотивационного развития, рассматривая у себя в контексте отношений с другими людьми. Мотивационное развитие личности зависит от нравственного пространства социально-культурной деятельности, куда включена личность. Их выделяют три: открытое, закрытое и смешанное.
Метод спектрального анализа позволяет разложить целостное явление мотивационного развития на отдельные спектры, представляющие собой родовую социально-культурную деятельность: интеллект, социальная компетентность, общественный интерес и общественная активность и человеческие качества. Процесс мотивационного развития личности, которое непосредственно соприкасается с социально-культурной деятельностью, позволяет определить концентрирующие (оптимистический и пессимистический) теории.
Объективную картину динамики мотивационного развития личности представляют открытое, закрытое и смешанное социально-культурное пространство, в котором находится личность. Закрытое социально-культурное пространство тормозит продвижение мотивационного развития личности. Смешанное пространство усиливает эффект отношения мотивационного развития личности к социально-культурной деятельности. Открытое социально-культурное пространство удерживает и стимулирует мотивационное развитие личности. Предложенный метод позволяет комплексно и интегрировано анализировать объект моти-
Библиографический список
вационного развития и открывает большие перспективы педагогики.
Понятие «социально-культурное измерение» определяет особое сложное образование, представляет собой систему мо-тивационного развития личности.
Данное понятие функционирует на психологических особенностях структуры различных форм, средств и методов, которые представляют собой целостность. Это особая система показателей перцептивно-коммуникативного процесса истолкования и оценки соответствующей социально-культурной деятельности. Данный процесс может иметь позитивный и ретроспективный аспекты и происходить по двум направлениям: от социально-культурной модели в сознании к возможному будущему улучшению влияния на мотивационное развитие личности.
Важное значение здесь имеет внешняя информация о вариантах, транслируемая по общим каналам, через средства массовой информации и интернет; она зависит от компетентности субъекта и от объекта. С учетом специфики субъектного состава личностей социально-культурной деятельности ученым не удалось четко верифицировать цели мотивационного развития личности.
Структурирование и переход внутренней формы социально-культурной деятельности может реализовываться как осознанно, так и бессознательно в мотивационном развитии личности. Особенно это ценно в процессе реактивных состояний психики личности под воздействием мощных внутренних и внешних воздействий.
Таким образом, личность с социально-культурным измерением и проблемы с законом, движутся по векторам мотива-ционного развития с разной скоростью. Поэтому существует пограничный тип поведения - лиминальное, занимающее промежуточное положение между правомерным и неправомерным поведением и выражающееся в виде социально деструктивных деяний (действий или бездействий), не достигающих степени неправомерности, но не направленных на исполнение или использование под воздействием социально-культурных регуляторов.
1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2012.
2. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013.
References
1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2012.
2. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК 793.31(571.56)
Yadreeva A.P., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
M.Ya. ZHORNITSKAYA AS A RESEARCHER OF THE DANCING CULTURE OF YAKUTIA. M.Ya. Zhornitskaya is a unique specialist in ethnic dances of the peoples of Siberia, a senior researcher in the Far North and Siberia Branch of the Russian Academy of Sciences, PhD in history, Honored Artist of Yakutia. The sphere of creative work of M.Ya. Zhornitskaya was the national choreography. For the first time a detailed scientific study of the traditional dances of the peoples of Yakutia, she began in 1948. She collected a wealth of factual material, revealing five variants of traditional dance osoohay, described the main movements of Yakut traditional folk dance. An important sphere of the creative activity of M.Ya. Zhornitskaya was the creation of stage dances. For many years her dances have been preserved in the repertoire of theaters and national choreographic ensembles.
Key words: ethno-choreography, "Chachir", "Osoohay", "Londol", "Ommukanovo", Chukchi, "Dance with chorons", "Charanna".
А.П. Ядреева, ст. преп. каф. фольклора и культуры, Институт языков и культур Северо-Восточного Федерального
Университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
М.Я. ЖОРНИЦКАЯ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТИИ
М.Я Жорницкая - уникальный специалист по этническим танцам народов Сибири, старший научный сотрудник Сектора Крайнего Севера и Сибири РАН, кандидат исторических наук, заслуженная артистка Якутии. Сферой творчества М.Я. Жорницкой была народная хореография. Впервые детальное научное изучение традиционных танцев народов Якутии она начала с 1948 г. Она собрала богатый фактический материал, выявив пять вариантов традиционного танца осуохай, описала основные движения якутского традиционного народного танца. Важной сферой творческой деятельности М.Я. Жорницкой было создание сценических танцев. Созданные ею танцы многие годы сохраняются в репертуаре театров и национальных хореографических ансамблей.
Ключевые слова: этнохореография, «Чэчир», «Осуохай», «Лондол», «Оммуканово», чукчанский, «Танец с чорона-ми», «Чаранна».
Начиная с 1945 г., почти полвека, творческая деятельность М.Я. Жорницкой неразрывно связана с развитием танцевального искусства Якутии.
Мария Яковлевна Жорницкая - уникальный специалист по этническим танцам народов Сибири, старший научный сотрудник Сектора Крайнего Севера и Сибири РАН, кандидат исторических наук, заслуженная артистка Якутии [1]. Она сумела добиться успехов и в науке, создав и возглавив особое направление в этнологии - сравнительную этнохореографию народов Сибири.
В советское время танцы народов Якутии проникли на танцевальную сцену. Возникли национальные сценические танцы. Развитие их связано, с одной стороны, с художественной самодеятельностью, с другой, - с профессиональным балетным искусством. И в этом, безусловно, есть заслуга Марии Яковлевны Жорницкой.
В 1948 г. М.Н. Жирков возглавил Сектор искусствоведения, образованный в институте языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР «в целях изучения изобразительного, музыкального, танцевального, театрального искусства Якутии» и пригласил Марию Яковлевну для сотрудничества. Ей был поручен сбор материалов по якутским народным танцам [2; 3]. Для Марии Яковлевны эта работа была сопряжена с определенными трудностями. Во-первых, потому, что она стала первым исследователем в этой области и опиралась только на свои изыскания и на разрозненные материалы дореволюционных исследователей-краеведов, этнографов. Сбор и разработка богатого материала по танцевальному искусству народов, разбросанного по огромной территории Якутии, требовали скрупулезного анализа, творческого подхода - профессионального чутья. Во-вторых, нужно было вникнуть в характер, образ мышления, постичь национальное своеобразие северных народов. Надо отметить, что до того времени танцевальному искусству не уделялось серьезного внимания, недооценивалась его роль в общей культуре якутов, эвенов, эвенков и чукчей.
Первой научной статьей М.Я. Жорницкой является статья «О якутских народных танцах» напечатанная в «Докладах на третьей научной сессии» в выпуске первом, в Якутске 1953 г. В этой статье молодой ученый впервые делает сообщение об истории этнографического изучения якутских народных танцев. Точно указывается год, с которого началось детальное и углубленное изучение и систематический сбор материалов по народной хореографии народов Якутии: «С 1947 года по заданию ИЯЛИ ЯФ АН СССР, был начат систематический сбор материалов по якутским народным танцам и играм в городе Якутске и близ лежавших районов» [4, с. 51 - 58].
В этом сообщении использована была часть материалов, собранных во время экспедиций с 1950 и 1951 гг.
В статье автор в первые истории народной хореографии Якутии детально подходит к изучению танца «Осуохай», а также к якутским национальным играм.
В 1950г. М.Я. Жорницкая принимает участие в комплексной экспедиции ИЯЛИ в Усть-Алданском и Амгинском районах Якутии, где записывает многие якутские танцы и игры. В этом же году выдерживает ответственный научный экзамен, сделав сообщение по материалам экспедиций на совместном заседании группы Сибири и группы фольклора Института этнографии АН СССР. Сообщение вызвало живой интерес. Избранное М.Я. Жорницкой направление научных исследований было одобрено сА. Токаревым, М.Г. Левеным, Б.О, Долгих, И.С. Гурвичем и другими сибиреведами. Вдохновленная успехом Мария Яковлевна возвращается в Якутию, где продолжает свои научные изыскания. В 1951 - 1952 гг. она проводит экспедиционные исследования в Вилюйском, В-Вилюйском, Сунтарском, Нюрбин-ском (Ленском), Орджоникидзевском, Верхоянском и Намеком районах. В дальнейшем она не ограничивается только якутскими танцами, она начинает записывать и исследовать танцы эвенков, эвенов, юкагиров и др. северных народов, населяющих Якутию [2].
Полевое изучение народной хореографии было делом весьма трудоёмким. Добираться в отдаленные наслеги приходилось на самых разнообразных видах транспорта: самолётах, вертолётах, катерах, лошадях, собаках. Основной формой работы было непосредственное наблюдение танца в исполнении в естественных условиях, запись его по описательному методу с выделением мелодического рисунка и раскладкой движений. Танцы, отдельные движения, подвижные игры фотографировались либо снимались на кинопленку. Местные жители с удовольствием демонстрировали ей свое песенно-танцевальное и музыкальное
мастерство, свою национальную одежду, рассказывали ей о забытых обычаях и обрядах, событиях своей жизни. Приходилось изучать не только танец, но и все, что с ним связано: одежду, украшения, танцевальные атрибуты, религию и т. д. [5].
Важной сферой творческой деятельности М.Я. Жорницкой в Якутии было создание её сценических танцев. Творчество М.Я. Жорницкой с 1950 г. неразрывно связано с детским коллективом городского Дворца пионеров «Чэчир», художественными руководителями которого являлась заслуженный деятель искусств ЯАССР Ф.И. Авдеева, хореографы Ксенофонтова З.Г. и Скрябин Г.Е. Надо подчеркнуть, что все поставленные М.Я. Жорницкой танцы в детском хореографическом коллективе «Чэчир», были созданы на основе исследовательских материалов собранных в полевых исследованиях по республике. Фактически танцевальный коллектив Дворца пионеров служил своеобразной лабораторией, в которой создавался и проходил апробацию танцевальный материал.
В 1979 год, объявленный ЮНЕСКО Международным годом ребёнка, прошел для детского фольклорного ансамбля «Чэчир» в сотрудничестве с М.Я. Жорницкой. Работавшая тогда в институте этнографии АН СССР, она специально прилетела в Якутск, для подготовки новой программы к выступлению коллектива в детском лагере «Артек». А также в фестивале Международного творчества «День ребёнка» на сцене прославленного Большого театра. В 1990 г. для выезда в Болгарию ею были поставлены танцы «Осуохай» на музыку Гранта Григоряна, «Северные куклы», «Слет пернатых». Искусству и таланту маленьких артистов ансамбля десятки лет рукоплескали зрители не только нашей республики, но и Москвы, Ленинграда, Болгарии, городов Сибири, Дальнего Востока, пионерских здравниц «Артек», «Орленок», «Океан», городов и поселков БАМа, АЯМа, Южно-Якутского ТПК. Коллектив участвовал в торжественных мероприятиях 60-летия вхождения ЯАССР в состав России Москве, в Днях литературы и искусства, на сцене Кремлевского Дворца съездов на Всемирном конгрессе женщин.
На собранном фольклорном материале ею поставлено более 20-ти якутских танцев. Такие танцы как «Осуохай», «Платочек», «Танец с чорономи», «Танец охотников» и другие прочно вошли в репертуар не только данного коллектива, Якутского музыкального театра, но и в репертуары других самодеятельных коллективов и были опубликованы в книге «Якутские танцы» [2; 3].
Материалы, собранные и реконструированные исследователем М.Я. Жорницкой: юкагирский танец «Лондол», «Омму-каново» - русских старожил, чукчанский - «Танец журавлей», эвенский - «Танец охотника», якутские - «Танец с луком», «Весенний», «Чаранна» и другие - заложили фундамент для создания Государственного ансамбля танца народов Якутии, который сегодня является Театром танца РС(Я). Здесь уместно вспомнить, что еще в далеком 1960 году Мария Яковлевна ставила вопрос о необходимости создания профессионального ансамбля народного танца. Создание и постановка сценических танцев и в дальнейшем постоянно сопутствовали ее научной работе.
М.Я. Жорницкая впервые изучила и систематизировала якутский традиционный круговой танец детально подходя к изучению танца «Осуохай», а также к якутским национальным играм. Мария Яковлевна вела запись в полевых и в естественных условиях из уст носителей традиционной культуры якутов, народных знатоков и хранителей традиций С.А. Зверев, И.С. Дьячковский.
За большие заслуги в развитии хореографического искусства Якутии она 1955 г. Была удостоена звания Заслуженной артистки ЯАССР
Конец 1950 - начало 1960 гг. знаменуются заметными успехами на научной стезе. В 1959г. М.Я. Жорницкая приняла участие в работе юкагирской комплексной экспедиции организованной якутским филиалом СО АН СССР совместно с Институтом этнографии АН СССР для обследования Нижнее-Колымского, Аллайховского, Верхне-Колымского районов где записала танцы юкагиров, чукчей, эвенов, русских старожилов. В 1960 г. Она также проводит исследования среди эвенов Момского и Томпон-ского районов и среди эвенков Алданского, Учурского районов.
М.Я. Жорницкая защищает кандидатскую диссертацию на тему «Народные танцы Якутии» в институте этнографии АН СССР, где были обобщены материалы полевых работ у якутов, эвенов, эвенков, чукчей, юкагир. Все оппоненты отметили новаторство автора в области сравнительного изучения танцевального фольклора народов Севера, необходимость и важность такого рода исследований для этнографии, истории, фольклористики.
Диссертация легла в основу ее монографии «Народные танцы Якутии» изданной в Москве 1966г. под редакцией И.С. Гурвича [6].
В дальнейшем задумывая создать фундаментальную обобщающую работу по сравнительной, хореографии всех народов Сибири она обследует фактически все районы Сибири и европейского Севера. Где проживают аборигенные народы, осуществляя экспедиционные поездки на Таймыр - к долганом и нганасанам, на Алтай - к Алтай-кижи, теленгитам, тубаларам, кумандинцам, на тюменский Север - к ненцам, хантам, манси, в Бурятию, Хакасию. Часто в научных спорах ей приходилось опровергать распространенные в науке мнения об отсутствии танцев у алтайцев, ненцев, и других северных народов. Исследования М.Я. Жорниц-кой не ограничивались фиксацией танцевальных движений, пластики, хотя уже сами эти материалы представляли уникальную научную ценность, она всегда стремилась рассмотреть танец в
контексте обрядов, обычаев, всей культуры народа. Глубокое знание танцевальной культуры фактически всех сибирских этносов давало возможность выходить на сложные проблемы этногенеза, культурогенеза, культурологи [5].
Мария Яковлевна всегда достойно представляла российскую науку за рубежом, участвуя в международных конгрессах и симпозиумах. Её авторитет этнохореографа в научных кругах был чрезвычайно высок. Так в 1988 - 89 гг. она возглавляла первую совместную советско-японскую этнографическую экспедицию на Крайний Северо-Восток Сибири. [2].
Научное наследие Марии Яковлевны Жорницкой достаточно велико: семь книг (последняя монография, в которой обобщены исследования танцев почти всех сибирских народов и которую она хотела представить в качестве докторской диссертации, так и осталась не опубликованной), более 100 статей, богатые коллекции уникальных фотографий, этнографические фильмы.
Библиографический список
1. Ойунская С.П. Воспоминания о М.Я. Жорницкой. Якутский архив. 2005; 3.
2. Лукина А.Г. Вспоминаем с благодарностью. Советы Якутии. 1991.
3. Лукина А.Г. Танцы Саха. Художник А.Н. Филиппова. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995.
4. Жорницкая М.Я. О якутских народных танцах. Доклады на третьей научной сессии. Якутск, 1953: 51 - 58.
5. Батьянова Е.П. Памяти Марии Яковлевны Жорницкой. Этнографическое обозрение. 1996; 2: 182 - 189.
6. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. Москва: Наука, 1966.
References
1. Ojunskaya S.P. Vospominaniya o M.Ya. Zhornickoj. Yakutskij arhiv. 2005; 3.
2. Lukina A.G. Vspominaem s blagodarnost'yu. Sovety Yakutii. 1991.
3. Lukina A.G. Tancy Saha. Hudozhnik A.N. Filippova. Yakutsk: Nac. kn. izd-vo «Bichik», 1995.
4. Zhornickaya M.Ya. O yakutskih narodnyh tancah. Doklady na tret'ejnauchnojsessii. Yakutsk, 1953: 51 - 58.
5. Bat'yanova E.P. Pamyati Marii Yakovlevny Zhornickoj. 'Etnograficheskoe obozrenie. 1996; 2: 182 - 189.
6. Zhornickaya M.Ya. Narodnye tancy Yakutii. Moskva: Nauka, 1966.
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК 371
Kashekovа I.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian
Academy Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
RELATIONSHIP AND INTERDEPENDENCE OF NATURAL, SCIENTIFIC AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN MODERN EDUCATION: INTRODUCTION TO DISCUSSION. The author of the article enters a discourse connected with the problem of correlation of values of natural and humanitarian knowledge and their role in the development of culture of the 21st century. The issue of the danger of a gap between the "two cultures" (natural and humanitarian) was first raised by the English writer C. Snow in 1959. Since then, its relevance has increased, so scientists - philosophers, physiologists, psychologists, teachers - constantly return to it, and the solution to this problem is seen in a fundamentally different approach to education. The article suggests concrete ways of convergence of natural and humanitarian knowledge by designing education on the principle of complementarity with the help of cross-cultural pedagogical technology "ART +". The fragments of the author's experience in this direction are given.
Key words: scientific and humanitarian knowledge, culture, civilization, left hemisphere and right hemispheric brain processes, rational-logical thinking, emotional-imaginative thinking, art, education, educational process, education, development, cross-cultural technology "Art +".
И.Э. Кашекова, д-р пед. наук, проф., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской
академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ВСТУПЛЕНИЕ В ДИСКУССИЮ
Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры». 27.8975.2017/ БЧ (Номер для публикаций: 27.8975.2017/8.9).
Автор статьи вступает в дискурс, связанный с проблемой соотношения ценностей естественнонаучного и гуманитарного знания и их роли в развитии культуры XXI века. Вопрос об опасности разрыва между «двумя культурами» - естественнонаучной и гуманитарной, впервые поднял английский писатель Ч. Сноу в 1959 году. С тех пор его актуальность возросла, поэтому к нему постоянно возвращаются ученые - философы, физиологи, психологи, педагоги, причем решение этой проблемы видят в принципиально ином подходе к образованию. В статье предлагаются конкретные пути сближения естественнонаучного и гуманитарного знания путем проектирования образования на принципе взаимодополнения с помощью кросс-культурной педагогической технологии «АРТ+». Приводятся фрагменты опыта работы автора в этом направлении.
Ключевые слова: естественнонаучные и гуманитарные знания, культура, цивилизация, левополушарные и пра-вополушарные процессы головного мозга, рационально-логическое мышление, эмоционально-образное мышление, искусство, образование, образовательный процесс, воспитание, развитие, кросс-культурная технология «Арт+».