Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «СОПРОВОЖДЕНИЕ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ'

ПОНЯТИЕ «СОПРОВОЖДЕНИЕ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2031
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ACCOMPANIMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION / TUTORING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенаторова Ксения Павловна

Цель исследования, представленного в статье, заключается в уточнении педагогического аспекта понятия «сопровождение» в контексте современных требований к осуществлению образовательного процесса. Показано, что педагогическое сопровождение является одним из направлений работы педагога с детьми в образовательных организациях. При сопровождении между участниками образовательного процесса взаимоотношения должны носить субъект-субъектный характер. Для этого автор обращается к социальным характеристкам личности педагога, который может осуществлять сопровождение в образовательном процессе. Амбивалентность понятия «сопровождение», частота его использования различными специалистами породили необходимость уточнения его содержательно-смыслового наполнения относительно области знаний, чтобы предупредить взаимозамещение данного термина другими дефинициями. Гипотеза исследования: при условии выделения педагогического контекста и выделения особенностей деятельности педагога сопровождения понятие «сопровождение» закрепится в педагогической науке, обозначив границы его использования различными специалистами. Описаны современные подходы к раскрытию содержания понятия «сопровождение» как педагогической категории. Определены сходство и различия понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка (помощь)». Автор заключает, что процесс сопровождения обучающихся является актуальным для современной социокультурной ситуации. В организациях дополнительного образования данный процесс изучен недостаточно, что требует его дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенаторова Ксения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “SUPPORT” AS A PEDAGOGICAL CATEGORY

The purpose of the study presented in the article is to clarify the pedagogical aspect of the concept of “support” within the context of modern requirements for the educational process implementation. It has been shown that pedagogical support is one of the areas of work of a teacher with children in educational organizations. When support is provided, the relationships between the participants in the educational process should be subject-subject in nature. In order to achieve this, the author refers to social characteristics of the personality of a teacher, who can provide support in the educational process. The ambivalence of the concept of “support”, the frequency of its use by various specialists gave rise to the need to clarify its meaningful content in relation to a field of knowledge, in order to prevent the substitution of this term with other definitions. Research hypothesis: provided that pedagogical context is singled out and the activities of the support teacher are clear, the concept of “support” will be fixed in pedagogical science, indicating the boundaries of its use by various specialists. Modern approaches to disclosure of the concept of support as a pedagogical category are described. The similarities and differences of the concepts of “pedagogical accompaniment” and “pedagogical support (assistance)” are determined. The author concludes that the process of accompanying students is relevant for the current socio-cultural situation. In organizations of continuing education this process has been understudied and requires further study.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «СОПРОВОЖДЕНИЕ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

УДК 373

Понятие «сопровождение» как педагогическая категория

К. П. Сенаторова

Сенаторова Ксения Павловна, аспирант, кафедра методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ksusha64rus@mail.ru

Цель исследования, представленного в статье, заключается в уточнении педагогического аспекта понятия «сопровождение» в контексте современных требований к осуществлению образовательного процесса. Показано, что педагогическое сопровождение является одним из направлений работы педагога с детьми в образовательных организациях. При сопровождении между участниками образовательного процесса взаимоотношения должны носить субъект-субъектный характер. Для этого автор обращается к социальным характеристкам личности педагога, который может осуществлять сопровождение в образовательном процессе. Амбивалентность понятия «сопровождение», частота его использования различными специалистами породили необходимость уточнения его содержательно-смыслового наполнения относительно области знаний, чтобы предупредить взаимозамещение данного термина другими дефинициями. Гипотеза исследования: при условии выделения педагогического контекста и выделения особенностей деятельности педагога сопровождения понятие «сопровождение» закрепится в педагогической науке, обозначив границы его использования различными специалистами. Описаны современные подходы к раскрытию содержания понятия «сопровождение» как педагогической категории. Определены сходство и различия понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка (помощь)». Автор заключает, что процесс сопровождения обучающихся является актуальным для современной социокультурной ситуации. В организациях дополнительного образования данный процесс изучен недостаточно, что требует его дальнейшего изучения. Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, организации дополнительного образования, тьюторское сопровождение, образовательный процесс, педагогическая поддержка.

Поступила в редакцию: 01.10.2019 / Принята: 26.12.2019 / Опубликована: 30.09.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295 Введение

Инновационные технологии и проекты интенсивно разрабатываются в разных сферах жизнедеятельности человека, и сфера образования не осталась без нововведений. В связи со вступлением в силу в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» [1] нормативно развивающи-

еся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и / или с инвалидностью имеют возможность обучаться вместе. Инклюзивная форма обучения детей - это модернизация системы образования в стране. В настоящем Федеральном законе для получения образования обучающимися с ОВЗ в образовательной организации необходимо создать специальные условия, без которых освоение образовательных программ затруднительно или невозможно. Под специальными условиями понимается не только техническое оснащение и использование специальных программ, но и предоставление услуг ассистента и / или тьютора для осуществления сопровождения образовательного процесса. Сопровождение детей в образовательном процессе педагогами разного профиля является необходимым условием для безбарьерного доступа к получению качественного образования и включения в социальную жизнь любого человека, независимо от его национальности, вероисповедания и состояния здоровья.

Практика сопровождения педагогического процесса обучающихся активно внедряется в сферу как основного, так и дополнительного образования. Процесс сопровождения личности для отечественной педагогики не представляет собой совершенно новый вид работы обучающегося и педагога. Содержание процесса сопровождения соприкасается с такими диалоговым формам обучения, как педагогика сотрудничества, соуправ-ления, педагогика ненасилия. Однако в ситуации реформирования системы образования необходимо переосмыслить роль и место педагогического сопровождения с точки зрения современных требований, что определило цель исследования, представленного в статье, - уточнить педагогическое содержание понятия «сопровождение» в контексте современных требований к осуществлению образовательного процесса. Выдвинута гипотеза исследования: при условии выделения педагогического контекста и выделения особенностей деятельности педагога сопровождения понятие «сопровождение» закрепится в педагогической науке, обозначив границы его использования различными специалистами.

Теоретический анализ проблемы

С давних времен люди использовали процесс сопровождения для разрешения жизненно важных проблем - медицинское сопровождение

при лечении больных, техническое сопровождение человека, испытывающего трудности при передвижении, сопровождение юридических сделок, сопровождение для инженеров в процессе строительства и сопровождение производственно-технологических процессов, а также тренерское сопровождение спортсменов. С целью выделения педагогического компонента необходимо проанализировать специфическое содержательно-смысловое наполнение данного понятия в разных аспектах педагогической деятельности.

На основе ведущего вида деятельности субъекта образовательного процесса, нуждающегося в сопровождении, выделяют:

- психолого-педагогическое сопровождение как область профессиональной деятельности педагога-психолога, работа которого в образовательной организации направлена на создание условий для позитивного развития детско-родительских отношений, развития ребенка в психологическом и психическом плане [2, 3];

- логопедическое сопровождение. Компетентным специалистов в этой педагогической области является логопед, который выявляет уровень речевого развития обучающихся в соответствии с возрастной нормой и создает условия для коррекции имеющегося нарушения речи;

- тьюторское сопровождение, которое может осуществляться как непосредственно тьютором, так и педагогом с тьюторской компетенцией. Тьюторская сторона сопровождения представлена системной деятельностью тьютора, использующего принципы открытого образования и индивидуализации образовательного пространства. В своей практической деятельности тьютор фиксирует познавательный интерес ребенка и поддерживает его развитие [4, с. 370];

- социально-педагогическое сопровождение, осуществляемое социальным педагогом, хотя эту работу может также вести психолог или тьютор. Сущность данного вида сопровождения состоит в изучении условий семейного воспитания, повышении родительской компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка, а также разрешении проблемных ситуаций, связанных с социализацией обучающихся [5, 6];

- медико-педагогическое сопровождение как область профессиональной деятельности инструктора по физической культуре. В образовательной организации специалист по ЛФК составляет комплекс упражнений для профилактики заболеваний, связанных с учебной деятельностью, применяя дифференцированный подход к воспитанию и обучению, проводит индивидуальное оздоровление и развитие обучающихся;

- валеолого-педагогическое сопровождение как здоровьесберегающая технология в педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Данный вид сопровождения

включает комплекс взаимосвязанных мероприятий по повышению компетенции педагогов, обучающихся и родителей в области сохранения здоровья [7, 8].

Таким образом, сопровождение обширно представлено в различных видах педагогической деятельности. Разные направления педагогического сопровождения отражают специфику и ведущий тип деятельности организаций, где оно осуществляется. Основная идея процесса сопровождения состоит во взаимодействии людей для достижения общей цели.

Современные подходы к характеристике понятия «сопровождение» как педагогической категории

Научный дискурс педагогических исследований содержат различные подходы к интерпретации понятия «сопровождение».

Е. Б. Манузина отмечает, что сопровождение, как процесс, ориентируется на адресное развитие личности обучающегося, которое реализуется через специальные педагогические институты (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) [9, с. 109].

Сопровождение как целостный процесс рассматривается в работах многих авторов (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Н. С. Глуханюк, И. Н. Аркусова, Г. В. Безюлева). Оно состоит из диагностики, цель которой в определении проблемного поля развития, методов решения проблемной ситуации и консультативной помощи в момент становления и коррекции личности [10, с. 9].

В концепции О. Е. Кучеровой сопровождение рассматривается как сотрудничество, представляющее собой беспроблемные взаимозависимые отношения между педагогом и обучающимся [11, с. 176].

При сопровождении между участниками учебно-воспитательного процесса складываются отношения, основанные на паритетном участии обучающих и обучающихся. Сопровождение как партнерское взаимодействие нашло отражение в работах В. А. Айрапетовой [12, с. 192]. В условиях такого сопровождения развивается творческая активность личности, формируются ценностные ориентиры, способствующие самореализации индивида и его успешной адаптации к социуму. В исследованиях Т. Н. Сапожниковой природа педагогического сопровождения базируется на идеях экзистенциализма. Для экзистенциальной педагогики характерно принятие педагогом независимости внутреннего мира ребенка, его права на свободное проявление своей индивидуальности [13, с. 102].

По мнению Е. А. Александровой, при сопровождении педагогу необходимо стать товарищем

для сопровождаемого. Ребенок должен быть уверен, что рядом с ним всегда находится человек, на которого можно положиться в случае необходимости. Педагог, сопровождая ребенка, отслеживает его индивидуальный образовательный маршрут и оценивает продвижение в учении. В данном случае процесс сопровождения рассматривается как активное наблюдение, консультирование, личное участие и максимальное поощрение самостоятельности воспитанника, которая может проявляться в его активной жизненной позиции [8, с. 85].

В педагогической практике сопровождение предполагает способность наставника быть спутником для ребенка, следуя за ним, содействовать его прогрессивному развитию и достижению поставленной цели.

Сопровождение приводит в соответствие качественное и количественное изменение личности в процессе ее развития в обществе, т. е. выполняет функцию анализа результатов взаимодействия воспитанника с социумом. Педагог, следуя за естественным развитием ребенка, опираясь на его личностные достижения и индивидуальные особенности, тем самым создает условия для самостоятельного освоения детьми системы отношений с окружающей средой и самим собой, а также для максимального личностного развития. Процесс сопровождения помогает настроить ребенка на успешное взаимодействие с окружающей средой.

В современных условиях инклюзивной образовательной практики все чаще сопровождение осуществляют педагоги с тьюторской компетенцией или тьюторы в образовательных организация разного уровня. Деятельность педагогов с тьютор-ской компетенцией связана с разрешением трудностей, возникших в процессе обучения у детей, в том числе и с ВОЗ, и взрослых на всех ступенях образования. Сопровождение, осуществляемое тьютором, - это специально организованное взаимодействие педагога (тьютора) с обучающимся с целью выявления его потенциальных возможностей и жизненных перспектив. Тьютор запускает механизмы личностного саморазвития, самообразования, мотивирует на индивидуальный поиск образовательного маршрута через анализ разных программ. Основу взаимодействия тьюторов с субъектами образовательного процесса составляют принципы открытости образования и индивидуализации образовательного пространства [14, с. 88].

Таким образом, при характеристике понятия «сопровождение» в современных исследованиях наблюдается определенный научный плюрализм. Однако важно выделить в них некоторые общие сегменты, а именно: сопровождение рассматривается как системный инструментарий, как длительная педагогическая поддержка процесса социализации, как совместное взаимодействие

участников образовательного процесса с целью оказания помощи обучающимся в реализации их потенциала.

В результате проведенного нами исследования семантики понятия «сопровождение» было установлено, что данный термин употребляется в значении технология; как поддержка (помощь); как сотрудничество или организованное взаимодействие. Мы рассматриваем понятие «сопровождение» как организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Цель данного сопровождения - создание обучающимся условий для личностного роста и эффективного взаимодействия с социальной средой.

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка (помощь): взаимосвязь и различия

Большое количество определений и подходов к процессу педагогического сопровождения стало причиной того, что его рассматривают как синоним педагогической поддержки и помощи [15, с. 80]. Например, А. А. Ефимов отождествляет понятия «сопровождение» и «поддержка». Сопровождение он рассматривает как поддержку людей, испытывающих трудности в личной и социальной сферах жизни [16, с. 9]. Л. М. Шипи-цына и Е. И. Казакова тоже под сопровождением понимают помощь в ситуации жизненного выбора в «зоне развития» [17, с. 63]. Синонимичность данных понятий поддерживает и М. М. Семаго. Он полагает, что сопровождение - это поддержка деятельностного развития ребенка с погружением в его познавательный интерес [18, с. 53].

Как поддержку творческой деятельности ребенка сопровождение рассматривает Е. А. Рыбакова. Она называет этот процесс целенаправленным взаимообменом и взаимообогащением смыслом, опытом между значимым взрослым и ребенком. Педагог, взаимодействуя с ребенком, поддерживает его, помогает ему в творческой деятельности. Результатом таких взаимоотношений служит новый образ себя и своих возможностей, сформированный у воспитанника. Именно поэтому сопровождение представляет собой сложно организованный процесс совместной деятельности субъектов образовательного процесса, целью которого является достижение прогресса в развитии обучаемого [19, с. 13].

Как разные формы педагогической деятельности поддержку и сопровождение рассматривают В. А. Сластенин и И. А. Колесникова. В своей трактовке они объясняют сопровождение через заинтересованное наблюдение, консультирование и активное личностное участие субъектов педагогического процесса [20, с. 85]. В процессе сопровождения педагог поощряет самостоятельность обучающегося в проблемной ситуации,

оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе и понимании ответственности за него. Мы придерживаемся такой же точки зрения, не отожествляя эти понятия, но и не отрицая их взаимосвязи.

В отечественной педагогике понятие «поддержка» ввел О. С. Газман [21, с. 109]. Педагогическая поддержка применима к детям, которые имеют проблемы с получением образования. Проблемы носят индивидуальный характер и могут быть связаны с особенностями физического и психического развития, с трудностями самоопределения и налаживания межличностной коммуникации. Олег Семенович определил педагогическую поддержку как деятельность педагога, для которой характерно предоставление эффективной помощи воспитанникам при обучении для достижения высоких результатов [22, 23].

Педагогическая поддержка ориентирована на преодоление препятствий, мешающих личности достичь положительных результатов при получении образования. Поддержка выполняет функцию маркера, т. е. оказания помощи тем, кто попал в трудную ситуацию [24, с. 147].

Педагогическое сопровождение отличается от поддержки главным образом возрастанием самостоятельности растущего человека в ситуации разрешения своих учебных и личностных проблем, а не уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка [25, с. 172]. При использовании термина «сопровождение» дополнительно подчеркивается самостоятельность субъекта в принятии решения.

Поддержка и сопровождение как типы педагогической деятельности тесно взаимосвязаны, ориентированы на развитие индивидуальности. Поддержка, с одной стороны, предшествует сопровождению, а с другой - следует за ним по запросу ребенка.

Вследствие сравнения сущности понятий «педагогическая поддержка (помощь)» и «педагогическое сопровождение» можно сделать вывод, что существенное отличие сопровождения от поддержки (помощи) состоит в том, что первое масштабнее и может вмещать в себя и помощь, и поддержку. Сопровождая ребенка в разных жизненных ситуациях, педагог где-то поддерживает его, где-то оказывает помощь, а в каких-то вопросах консультирует его ближайшее окружение. Следовательно, педагогическая поддержка прежде всего связана с разрешением конкретных проблем обучающегося. Продолжительность во времени может быть разная в зависимости от конкретной цели, субъектов педагогического процесса, а также способов взаимодействия, непосредственного или дистанционного. Педагогическое сопровождение - это непрерывная заранее подготовленная деятельность, необходимая до достижения полной

социальной устойчивости обучающегося. Действия педагога во всех случаях должны носить рекомендательный характер, чтобы обучающийся самостоятельно принимал решение относительно выполнения / невыполнения рекомендуемых действий.

Заключение

Подводя итоги изучения такой педагогической категории, как сопровождение, следует отметить следующее: сопровождение - это гармоничное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Ключевая функция данного взаимодействия заключается в активизировании того комплекса значимых потребностей обучающегося, который способствует самореализации личности в обществе.

Проанализировав разные взгляды и подходы к интерпретации понятия «сопровождение», можно сделать следующие выводы. Сопровождение, с одной стороны, носит характер социального взаимодействия. При взаимодействии с ребенком взрослые могут играть разные социальные роли, такие как «родитель», «наставник», «учитель», «воспитатель», «тьютор», «тренер» и т. д. В практике часто встречаются случаи, когда не только ребенок служит субъектом развития, но и его ближайшее окружение (родители, педагоги). С другой стороны, сопровождение имеет свою специфику, которая заключается в его педагогическом характере. В этом состоит особенность процесса сопровождения как системы педагогических способов и методов воздействия на личность в образовательном процессе. Цель сопровождения в данном случае заключается в развитии обучающегося посредством специальных педагогических систем.

Педагог опирается на личностные приоритеты. Сопровождая ребенка, он оказывает содействие всестороннему развитию личности и становлению активной позиции обучающегося в сфере образования. Целостное становление личности происходит в среде сверстников в процессе самореализации, что позволяет ученику быть конкурентоспособным и востребованным среди ровесников.

Сопровождение изучается на уровне межпредметных связей педагогики с психологией, дефектологией (логопедией), социологией, медициной, валеологией. Независимо от области применения оно трактуется как система профессиональной деятельности, направленная на оказание своевременной помощи нуждающимся в нем.

Педагогическое сопровождение обучающихся в ходе образовательного процесса крайне вос-требованно в новой современной социокультурной ситуации, когда для получения качественного образования каждому человеку предоставляется

широкий спектр возможностей и ресурсов. Педагогическое сопровождение обучающихся в организациях дополнительного образования изучено в меньшей мере, чем в школе, что требует дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 24.07.2019).

2. Адушкина К. В., Лозгачева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2017. 163 с. URL: eral.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf (дата обращения: 16.08.2019).

3. Казин Э. М., Федоров А. И., Чванова Л. В. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение несовершеннолетних как условие формирования адаптивно-развивающего потенциала индивида // Вестн. КемГУ Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. 2018. № 1. С. 20-26. DOI: https://doi. org/10.21603/2542-2448-2018-1-20-26

4. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора : содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. №. 3. С. 369-375. DOI: https://doi.org/ 10.25683/ V0LBI.2018.44.354

5. Суворова С. Л., БлясоваИ. Ю. Партисипативное управление социально-педагогическим сопровождением развития личности подростков группы риска // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, № 1. С. 15-21. DOI: https://doi.org/10.14529/ ped160102

6. Испулова С. Н. Субъекты социально-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка-инвалида // Инклюзивное образование : теория и практика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. 955 с.

7. Раимбаев Б. Б. Состояние проблемы здоровьесбе-режения обучающихся : из опыта работы педагогов службы сопровождения образовательных организаций Челябинской области // Вестн. ЮУрГУ Сер. Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 4. С. 85-100. DOI: https://doi.org/10.14529/ped190408

8. Александрова Е. А., Носов А. Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе. М. : Сентябрь, 2015. 176 с.

9. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение сту-

дентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. ТГПУ. 2011. Вып. 1. С. 109-113.

10. Туровец Н. И. Педагогическое сопровождение и поддержка : сущность и соотношение понятий. Современные технологии и инновации в педагогической системе образования. Н. Новгород : НОО «Профессиональная наука», 2016. 72 с.

11. Кучерова О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Изв. Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 174-178.

12. Айрапетова В. А. Педагогическое сопровождение развития духовности старшеклассников // VI Пика-левские чтения. Гуманизация и гуманитаризация образования : материалы науч.-практ. конф. Ч. 1. СПб., Пикалево, 2004. С. 192-194.

13. Сапожникова Т. Н. Процесс жизненного самоопределения как объект педагогического сопровождения старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2, № 2. С. 101-104.

14. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика : между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.Яи. 2017. № 12. С. 85-94.

15. Косенко Л. Л. Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма // Достижения науки и образования. 2018. № 1 (23). С. 78-83.

16. Ефимов А. А. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. Программа спецкурса. М. : Изд-во Ин-та общего образования Министерства образования РФ, 2002. 11 с.

17. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот : социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб. : Ин-т специальной педагогики и психологии, 2000. 106 с.

18. Семаго И. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51-59.

19. Рыбакова Е. А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 26 с.

20. Сластенин В. А., Колесникова И. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М. : Академия, 2006. 189 с.

21. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. С. 108-111.

22. Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка самостановления ребенка // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы науч.-практ. семинара. Новосибирск : Новосибирский государственный пед. ун-т, 2015. 261 с.

23. Горностай Т. Л., Степанова Н. А. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3, № 1. С. 7-11.

24. Уразова А. Р. Модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (1). С. 145-147.

25. Пономарева Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 171-174.

Образец для цитирования:

Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Ак-меология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 289-295. Б01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295

The Concept of "Support" as a Pedagogical Category Ksenia P. Senatorova

Ksenia P. Senatorova, https://orcid.org/0000-0002-8188-659X, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, ksusha64rus@mail.ru

The purpose of the study presented in the article is to clarify the pedagogical aspect of the concept of "support" within the context of modern requirements for the educational process implementation. It has been shown that pedagogical support is one of the areas of work of a teacher with children in educational organizations. When support is provided, the relationships between the participants in the educational process should be subject-subject in nature. In order to achieve this, the author refers to social characteristics of the personality of a teacher, who can provide support in the educational process. The ambivalence of the concept of "support", the frequency of its use by various specialists gave rise to the need to clarify its meaningful content in relation to a field of knowledge, in order to prevent the substitution of this term with other definitions. Research hypothesis: provided that pedagogical context is singled out and the activities of the support teacher are clear, the concept of "support" will be fixed in pedagogical science, indicating the boundaries of its use by various specialists. Modern approaches to disclosure of the concept of support as a pedagogical category are described. The similarities and differences of the concepts of "pedagogical accompaniment" and "pedagogical support (assistance)" are determined. The author concludes that the process of accompanying students is relevant for the current socio-cultural situation. In organizations of continuing education this process has been understudied and requires further study. Keywords: accompaniment, pedagogical support, organization of additional education, tutoring, educational process, pedagogical support.

Received: 01.10.2019 / Accepted: 26.12.2019 / Published: 30.09.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. On education in the Russian Federation: Federal law 273-FZ ofDecember 29, 2012 (an edition of 08.06.2020). Available at: base.garant.ru/70291362/ (accessed 24 July 2019) (in Russian).

2. Adushkina K. V., Lozgacheva O. V. Psikhologo-peda-gogicheskoye soprovozhdeniye sub"yektov obrazovaniya [Psychological and pedagogical support of subjects of education]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ., 2017. 163 p. (in Russian).

3. Kazin E. M., Fedorov A. I., Chvanova L. V. Psychological-Pedagogical and Medical-Social Support of Minors as Condition for the Formation of Adaptive-

Developing Potential. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Biological, Technical, and Earth Sciences,

2018, no. 1, pp. 20-26 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.21603/2542-2448-2018-1-20-26

4. Dudchik S. V., Kovaleva T. M. Technological Training of Tutor: Contents, Technology and Methods of Technologies Mastering. Business. Education. Law, 2018, no. 3, pp. 369-375 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.25683/ V0LBI.2018.44.354

5. Suvorovа S. L., Blyаsovа I. Yu. Pаrticipаtive Mаnаgement of Socio-Pedаgogicаl Support of Perso^l^y Development of Teemgers of Risk Group. Bulletin of the South Ural State University. Series Education. Educational Sciences, 2016, vol. 8, iss. 1, pp. 15-21 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.14529/ped160102

6. Ispulova S. N. Sub"yekty sotsial'no-pedagogicheskoy podderzhki sem'i, vospityvayushchey rebenka-invalida [Subjects of Social and Pedagogical Support of a Family Raising a Disabled Child]. In: Inklyuzivnoye obra-zovaniye: teoriya i praktika: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Inclusive Education: Theory and Practice. Proceedings of the international scientific and practical conference]. Orekhovo-Zuyevo, State University of Humanities and Technology Publ., 2016. 955 p. (in Russian).

7. Raimbaev B. B. Students' Health Saving: the Experience of Teachers of Support Service for Educational Organizations of Chelyabinsk Region. Bulletin of the South Ural State University. Series Education. Educational Sciences,

2019, vol. 11, no. 4, pp. 85-100 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.14529/ped190408

8. Alexandrova E. A., Nosov A. G. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye stanovleniya zdorovogo obraza zhizni detey v shkole [Pedagogical Support of the Formation of Children's Healthy Lifestyle at School]. Moscow, Sentyabr' Publ., 2015. 176 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Manuzina E. B. Pedagogical Support of Students in the Educational Institutions of Higher Professional Education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, iss. 1, pp. 109-113 (in Russian).

10. Turovets N. I. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye i podderzhka: sushchnost' i sootnosheniye ponyatiy. Sovremennyye tekhnologii i innovatsii v pedagogicheskoy sisteme obrazovaniya [Pedagogical Supporting and Support: the Essence and Correlation of Concepts. Modern Technologies and Innovations in Pedagogical Education System]. Nizhniy Novgorod, NOO "Professional'naya nauka" Publ., 2016. 72 p. (in Russian).

11. Kucherova O. E. Formation of the human and fundamental canons of the individual pedagogical support. Izvestiya Akademii pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk, 2008, no. 2, pp. 174-178 (in Russian).

12. Airapetova V. A. Pedagogical support for the development of spirituality of high school students. VI Pikalevskaya reading. Humanization and humanitarization of education: materials of scientific and practical conference. Pt. 1. St. Petersburg, Pikalevo, 2004, pp. 192-194 (in Russian).

13. Sapozhnikova T. N. Process of Vital Self-Determination as an Object of Pedagogical Support of Senior Pupils. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2010, vol. 2, no. 2, pp. 101-104 (in Russian).

14. Kovaleva T. M., Yakubovskaya T. V. Tutorial Activity as Anthropopractice: Between Individual Educational Trajectories and Individual Educational Programs. Chelovek. RU, 2017, no. 12, pp. 85-94 (in Russian).

15. Kosenko L. L. Pedagogical support as an actual modern paradigm. Dostizheniya nauki i obrazovaniya, 2018, no. 1 (23), pp. 78-83 (in Russian).

16. Efimov A. A. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye asotsial'no-kriminal'nykh grupp podrostkov i molo-dezhi. Programma spetskursa [Pedagogical support of antisocial and criminal groups of teenagers and youth. The program of the course]. Мoscow, Izd-vo In-ta obsh-chego obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya RF, 2002. 11 p. (in Russian).

17. Shipitsyna L. M., Kazakova E. I., eds. Kompleksnoye soprovozhdeniye i korrektsiya razvitiya detey-sirot: sotsial'no-emotsional'nyyeproblemy [Integrated support and correction of the development of children- orphaned: social and emotional problems]. St. Petersburg, Institut spetsial'noy pedagogiki i psikhologii Publ., 2000. 106 p. (in Russian).

18. Semago I. Ya., Semago M. M., Semyonovich M. L., Dmi-trieva T. P., Averina I. E. Inclusive education as the first stage on the way to an inclusive society. Psychological Sci-

ence and Education, 2011, no. 1, pp. 51-59 (in Russian).

19. Rybakova E. A. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye detey doshkol'nogo vozrasta v tvorcheskoy deyatel'nosti [Pedagogical Support of Preschool Children in Creative Activity]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Chelyabinsk, 2015. 26 p. (in Russian).

20. Slastenin V. A., Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii [Pedagogical Support of a Child in Education]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 189 p. (in Russian).

21. Gazman O. S. Education and pedagogical support of children. National Education, 1998, pp. 108-111 (in Russian).

22. Mikhailova N. N. Pedagogical Supporting Child's Self-Recovery. In: Sovremennyye napravleniya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detstva: materialy nauchno-prakticheskogo seminara [Modern Directions of Psychological and Pedagogical Supporting Childhood: materials of scientific and practical seminar]. Novosibirsk, Novosibirskiy gosudarstvennyi ped. un-t Publ., 2015. 261 p. (in Russian).

23. Gornostay T. L., Stepanova N. A. Pedagogical Support Development of Pre-School Children's Subjective Position. Humanitarian and Pedagogical Research, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 7-11 (in Russian).

24. Urazova A. R. Model of Pedagogical Maintenance of Social and Personal Development of Children of Preschool Age. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 2 (1), pp. 145-147 (in Russian).

25. Ponomareva L. I. Correlation of the Paradigms of Assistance and Support in Theory and Practice of Pedagogy. Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 10, pp. 171-174 (in Russian).

Cite this article as:

Ksenia P. Senatorova. The Concept of "Support" as a Pedagogical Category. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 3 (35), рр. 289-295 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.