Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1648
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ / СУБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов В.А.

В данной научной работе рассматриваются актуальные вопросы общеправового характера происхождения, осуществления и реализации финансовых правоотношений в системе Российского права, а также субъектов финансовых правоотношений, которые являются ключевыми участниками контроля и законодательного регулирования финансовой деятельности на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, CONTENT, SUBJECTS OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS

In this scientific work, topical issues of the general legal nature of the origin, implementation and realization of financial legal relations in the system of Russian law, as well as subjects of financial legal relations, which are key participants in the control and legislative regulation of financial activities in the territory of the Russian Federation, are considered.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В.А. Иванов, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-113-116

Аннотация. В данной научной работе рассматриваются актуальные вопросы общеправового характера происхождения, осуществления и реализации финансовых правоотношений в системе Российского права, а также субъектов финансовых правоотношений, которые являются ключевыми участниками контроля и законодательного регулирования финансовой деятельности на территории РФ.

Ключевые слова: финансовые правоотношения, финансовый институт, субъект финансовых правоотношений.

Вопросы происхождения правоотношений гражданина с институтами гражданского сообщества постоянно поднимаются теоретиками с момента образования государства.

Это еще раз доказывает неразрывность существования человека, государства, права и общества. Взаимодействие властных органов и общественных организаций в области осуществления финансовых правоотношений на территории России последовательно прошло несколько исторических этапов, на каждом из которых имеется своя специфика организации взаимоотношений.

Поэтому в данной научной работе мы хотим рассмотреть актуальные вопросы правового регулирования финансовых правоотношений.

В настоящее время существует значительное количество правовых норм, которые регулируют организацию и осуществление финансовых правоотношений в системе законодательства РФ. Дать универсальную характеристику этим правовым нормам в общемировом масштабе не представляется возможным.

В каждом конкретном государстве многое зависит от внутренней политики органов власти по отношению к общественному мнению и непосредственным гражданским институтам, характеризующим государство как правовое. Рассмотрим наиболее типичные ситуации. В развивающихся государствах, а равно в том случае, если органы государственной власти стремятся

расширять круг компетенций и прав финансовых институтов общества, регулирующих те или иные вопросы государственной политики, нормативное регулирование финансовых правоотношений, которые как раз в нашем государстве являются фундаментальным элементом и регулятором защиты прав граждан, которые осуществляют предпринимательскую или коммерческую деятельность достаточно детализированы как на федеральном, так и на местном муниципальном уровне.

Правовая норма сама по себе носит обязующий характер для участников финансовых правоотношений, но лишь там, где она пересекается с насущной необходимостью её применения на практике, она будет действовать и даст положительный эффект с точки зрения качественного взаимодействия органов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами.

Изначально предлагается рассмотреть действие права на взаимодействующие субъекты в рамках финансовых отношений. В отношении финансовых институтов, бесспорно, действует закон без каких-либо иных вариантов.

Как справедливо отмечает И.В. Дворян-сков: «государственные органы всегда действуют в рамках своей компетенции. Территориальные подразделения, например, вправе, и в то же время обязаны, осуществлять в рамках закона финансовые правоотношения граждан, а также на реализацию права граждан обращаться с жа-

лобами, заявлениями в финансовые институты и иные правозащитные организации» [1, с. 90].

Уровень формирования системы финансовых норм права, в рамках регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий на современном этапе существенно отличается от той, которая была, к примеру, в минувшем столетии. Все вышесказанное свидетельствует нам о том, что система финансовых норм стремительными темпами модернизируется.

Изъясняясь о функциях финансовых норм нужно выделить, что главной ее считается сохранение и поддержка коммерческой деятельности в рамках соблюдения законодательства РФ и реализации в обществе.

В случае если говорить о реализации возможно отметить, что у любого индивида либо группы лиц она собственная, чего же не скажешь относительно финансовой нормы. Их осуществление считается наиболее неотъемлемым и строгим. Отметим, что в той же степени, что и свободный выбор возможности действовать по своему усмотрению без какой-либо санкции. По словам С.Б. Верещак, возможность нормативного закрепления финансовых правоотношений и финансовых институтов появляется тогда, «когда у властных субъектов появляется желание обеспечить безопасность и законодательный регламент проведения и регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности» [2, с. 169].

Отношение финансовых институтов в общеправовой системе правоотношений к законодательному закреплению взаимодействия несколько иное. Если основная задача финансовой системы РФ - регулирование и контроль финансовой деятельности, то для государственных финансовых институтов - одно из направлений деятельности, в рамках которого данные финансовые институты имеют право выявлять те или иные нарушения в процессе осуществления коммерческой деятельности, поэтому считаем обратить внимание, что в большинстве случаев именно взаимодействие с финансовыми институтами имеет определенный интерес как для госу-

дарства, так и непосредственно для граждан РФ.

Новое стабильное содержимое международных норм, отражающее общие рекомендации, проверенное временем (с учётом практической необходимости), позволит России перевести существующие финансовые правоотношения на новый уровень развития в рамках детальной реализации контроля со стороны финансовых институтов государства. Необходимость изучения международного законодательства в ходе реализации финансового контроля вызвана динамичным развитием финансовой системы России и приведением её в соответствие с международными рекомендациями и стандартами в сфере деятельности субъектов финансовых правоотношений.

При этом не оставляют без внимания изучение вопросов финансовой защиты прав и свобод субъектов финансового права, в лице граждан РФ. В связи с реформированием поднимаются вопросы о привлечении к ответственности за осуществление незаконной финансовой деятельности, в частности Счетная палата РФ организует контроль за незаконной финансовой деятельностью и ее пресечения. Не случайно, в ходе изучения финансового законодательства, для органов исполнительной власти приоритетным направлением является обеспечение законной и регламентированной работы финансовых институтов, а также правомерной реализации их деятельности на основании законодательства РФ. Чтобы подчеркнуть практическое значение данного направления, законодатель, формируя финансовое законодательство, выделил эту норму обособленно.

Такой механизм финансового контроля позволяет сосредотачивать всю необходимую информацию по движению государственных средств и контролировать соответствие объемов средств потребности в них бюджетополучателей, выявлять несоответствия и злоупотребления в системе, и оценивать эффект от работы казначейства по структурным подразделениям и в целом по Федеральному казначейству.

Для решения данной задачи 04 августа 2013 г. Президент РФ подписал Закон «О

совершенствовании государственного финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства». В рамках данного указа предусматривается создание и применение понятий внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, в частности за субъектами финансовых правоотношений. Это связано с тем, что разные уровни государственного финансового контроля несут разную функциональную нагрузку в рамках единой системы контроля. Поэтому возникает потребность в правильном распределении полномочий и ответственности между различными контрольными органами в целях ликвидации не только дублирования проверок, но и установления соподчиненности и контроля со стороны одной службы выполнения контрольных функций другой.

Исходя из положений данного указа, внешним контролем должна заниматься Счетная палата, а внутренним - Федеральное казначейство и главные распорядители бюджетных средств. В функцию внешнего контроля включается оценка качества и эффективности осуществления внутреннего контроля за субъектами финансовых правоотношений, характеристики работы структурных подразделений служб [3, с. 77]:

- Управления финансовых технологий (технологическое обеспечение кассового исполнения расходов бюджета, кассового исполнения дохода бюджета, учета и отчетности, государственных информационных систем, контрактной системы, контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере);

Библиографический список

1. Ревтович А.К., Ревтоич Ю.А. Финансовый контроль за деятельностью органов государственной власти // Социальные отношения. - 2019. - №1 (28). - С. 88-98.

2. Никитин А.М. Финансовый контроль // Финансовая безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. - 2019. - С. 168-170.

3. Михеева С.В. Субъекты правоотношений в аспекте финансовых правоотношений // Финансовые правоотношения. - 2017. - №5. - С. 76-79.

- Управления совершенствования функциональной деятельности (методическое обеспечение бюджетных полномочий ФК по исполнению федерального бюджета, взаимодействия с банковской системой, кассового обслуживания исполнения бюджетов, информационными системами, межведомственного взаимодействия по обеспечению контроля в сфере контрактных отношений организации, распределения поступлений между бюджетами, казначейского мониторинга и сопровождения);

- Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности (совершенствование контрольно-надзорной деятельности за субъектами финансовых правоотношений, ведомственной методологии контрольно-аудиторской деятельности, анализ и контроль программно-целевой деятельности, эффективности и результативности, внутреннего контроля и аудита в государственном секторе).

Таким образом, государственные органы и финансовые учреждения, в свою очередь, должны оказывать помощь в осуществлении и реализации финансовой деятельности, предоставляя необходимые данные для проведения проверок. В случае обнаружения нарушений, Счетная палата отправляет субъектам финансовых правоотношений, руководителям учреждений и органов предложения по их устранению. Деятельность органов финансового контроля регулярно отражается в средствах массовой информации.

- WpudunecKue HayKU-

CONCEPT, CONTENT, SUBJECTS OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS

V.A. Ivanov, Student

Samara State University of Economics

(Russia, Samara)

Abstract. In this scientific work, topical issues of the general legal nature of the origin, implementation and realization offinancial legal relations in the system of Russian law, as well as subjects of financial legal relations, which are key participants in the control and legislative regulation of financial activities in the territory of the Russian Federation, are considered. Keywords: financial legal relations, financial institution, subject of financial legal relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.