Научная статья на тему 'Государственная корпорация «Росатом» как участник финансовых правоотношений'

Государственная корпорация «Росатом» как участник финансовых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2081
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / СУБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА / ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ / STATE CORPORATION / SUBJECT OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS / LEGAL ENTITY OF PUBLIC LAW / PUBLIC CONTRACT IN FINANCIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барамидзе Г. А.

Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей правового положения Государственной корпорации «Росатом» как участника финансовых правоотношений. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что Государственная корпорация «Росатом» является участником вертикальных финансовых правоотношений в качестве подчиненного (пассивного) субъекта (налогоплательщик, валютный резидент, объект финансового контроля); вертикальных финансовых правоотношений в качестве властного (активного) субъекта, наделенного государством полномочиями по образованию, распределению (перераспределению), использованию и контролю за использованием государственных финансов в публичном интересе (главный распорядитель бюджетных средств, субъект финансового контроля); горизонтальных финансовых правоотношений в качестве одной из равноправных сторон публичного договора в финансовом праве. Автор также приходит к заключению, что Государственная корпорация «Росатом» обладает особым правовым статусом, который позволяет сочетать функции управления атомной отраслью с решением хозяйственных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Corporation Rosatom as a Party to Financial Legal Relations

The article is devoted to the peculiarities of the legal status of State Corporation Rosatom as the party to financial legal relations. On the basis of the performed research work, the author concludes that the State Corporation Rosatom is a party to the vertical financial legal relations as a subordinate (passive) actor (taxpayer, fiscal resident, an object of financial control); vertical financial legal relations as an imperious (active) subject empowered by the State to form, distribute (redistribute), use and monitor public finances in the public interest (main manage of budgetary funds, subject of financial control); and horizontal financial legal relations as one of equal parties to the public contract in the financial law. The author also finds that the State Corporation Rosatom has a special legal status that allows it to combine the functions of managing the nuclear industry and solving economic tasks.

Текст научной работы на тему «Государственная корпорация «Росатом» как участник финансовых правоотношений»

Г. А. Барамидзе*

Государственная корпорация «Росатом» как участник финансовых правоотношений

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению особенностей правового положения Государственной корпорации «Росатом» как участника финансовых правоотношений. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что Государственная корпорация «Росатом» является участником вертикальных финансовых правоотношений в качестве подчиненного (пассивного) субъекта (налогоплательщик, валютный резидент, объект финансового контроля); вертикальных финансовых правоотношений в качестве властного (активного) субъекта, наделенного государством полномочиями по образованию, распределению (перераспределению), использованию и контролю за использованием государственных финансов в публичном интересе (главный распорядитель бюджетных средств, субъект финансового контроля); горизонтальных финансовых правоотношений в качестве одной из равноправных сторон публичного договора в финансовом праве. Автор также приходит к заключению, что Государственная корпорация «Росатом» обладает особым правовым статусом, который позволяет сочетать функции управления атомной отраслью с решением хозяйственных задач.

Ключевые слова: государственная корпорация, субъект финансовых правоотношений, юридическое лицо публичного права, публичный договор в финансовом праве.

001: 10.17803/1994-1471.2017.76.3.100-107

Государственная корпорация «Росатом» — особый субъект финансовых правоотношений. Особенности ее правового положения, закрепленные в Федеральном законе от 01.12.2007 № 317-Ф3 «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"»1 (далее — Закон № 317-Ф3), а также иных нормативных правовых актах, влияют на ее финансово-правовой статус, отличая от других субъектов финансовых правоотношений.

Основные особенности правового положения Государственной корпорации «Росатом» проявляются в следующем.

В отличие от большинства иных государственных корпораций, ГК «Росатом» наделена государственно-властными полномочиями —

1 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078.

2 Закон. № 317-Ф3. Ч. 1 ст. 2.

именно данная корпорация выступает в качестве уполномоченного органа управления использованием атомной энергией, наделенного полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии2 .

Равно как и другие государственные корпорации, ГК «Росатом» действует в публичном интересе — созданная в соответствии с Законом № 317-Ф3 для достижения своих целей, корпорация наделена определенными полномочи-

© Барамидзе Г. А., 2017

* Барамидзе Георгий Алексеевич, аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Georgiy.username13@yandex.ru 117335, Россия, г. Москва, ул. Вавилова, д. 97, кв. 98

ями и функциями в области государственного управления и использования атомной энергии.

Кроме того, на основании ч. 4 ст. 6 Закона № 317-ФЗ Корпорация является наделенным полномочиями от имени Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Очевидно, однако, что если бы осуществление властно-распорядительных полномочий в атомной отрасли было бы единственным и основным направлением деятельности рассматриваемой нами Корпорации, то у государства не было бы причин преобразовывать Федеральное агентство по атомной энергии. Таким образом, можно сделать вывод, что государству выгодно, чтобы «Росатом» существовал именно как некоммерческая организация в целях осуществления финансово-хозяйственной деятельности, т.е. для извлечения дохода. Таким образом, третья особенность ГК «Росатом» заключается в том, что она является хозяйствующим субъектом, выступающим в качестве естественного монополиста в сфере производства атомной энергии.

Четко очерченная вышеназванным законом область деятельности обуславливает еще одну специфическую черту — деятельность Государственной корпорации «Росатом» носит ярко выраженный отраслевой характер. На сегодняшний день государственная корпорация «Росатом» аккумулирует практически все организации, которые тем или иным образом связаны с атомной промышленности. Подобный подход позволяет централизовать финансовые

потоки и обеспечить достижение поставленных целей и задач развития атомной отрасли.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. в перечень организаций Госкорпорации «Росатом» входило:

— 131 акционерное общество, 13 закрытых акционерных обществ, 10 открытых акционерных обществ, 7 публичных акционерных обществ;

— 102 общества с ограниченной ответственностью;

— 26 федеральных государственных унитарных предприятий;

— 1 негосударственное образовательное учреждение;

— 49 иностранных организаций, в том числе совместных предприятий3 .

В общей сложности в структуру ГК «Росатом» входит 340 организаций.

Следует отметить, что на указанную дату в Госкорпорации «Росатом» работало более 256,6 тыс. человек, из них лиц с высшим образованием — 143,56 тыс. человек (56,4 % от общего числа сотрудников), кандидатов и докторов наук — 3,799 тыс. человек (1,5 %)4 .

Анализ перечисленных функций и полномочий Государственной корпорации «Росатом», а также ее структуры, позволяет говорить о том, что данная организация осуществляет не только производственную, но и научную деятельность. Данный вывод подтверждается также тем, что в настоящее время в перечень организаций ГК «Росатом», помимо всего прочего, входит 33 научно-исследовательских института. В связи с этим необходимо говорить о том, что Государственная корпорация «Росатом» представляет собой сложно структурированный научно-производственный комплекс.

Считаем необходимым согласиться с Мош-ковой Д. М. с тем, что «финансы государственных корпораций представляют собой децентрализованные фонды публичных финансов, хотя по общему правилу средства госкорпораций находятся в собственности самих корпораций»5 .

3 URL: http://ar2015.rosatom.ru/?/ru/92-consolidation-boundaries-of-information-disclosed-in-the-report-for-2015 (дата обращения: 17.01.2017).

4 Развитие человеческого капитала // URL: http://ar2015.rosatom.ru/?/ru/51-developing-human-capital (дата обращения: 17.01.2017).

5 МошковаД. М. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений: монография / под ред. Е. Ю. Грачевой. М., 2012. С. 126.

Традиционно в науке финансового права финансовая система рассматривается в двух смыслах: как совокупность денежных фондов и как совокупность субъектов, осуществляющих финансовую деятельность. Как отмечает Г. В. Комарова, «финансовая система государства — единый характеризующийся целостностью составляющих его элементов, их взаимозависимостью и взаимообусловленностью комплекс финансовых институтов и соответствующих им правоотношений, управомо-ченных субъектов, процедур осуществления финансовой деятельности, функционирование которого регулируется нормами права, устанавливающими юридические средства формирования, распределения и организации использования публичных денежных фондов»6 .

В свою очередь, все фонды, входящие в финансовую систему, делятся на централизованные (бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов) и децентрализованные, к которым относятся «финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды»7 .

Как отмечает О. С. Высоцкая, «государственные корпорации являются результатом политической, административной и фискальной децентрализации финансовых ресурсов»8. В то же время децентрализованный характер фондов государственных корпораций очевиден — для целей настоящего исследования более важным является публичный характер фондов денежных средств государственных корпораций и, в частности, государственной корпорации «Росатом».

Публичный характер фондов денежных средства государственной корпорации «Росатом» обуславливается следующим: — в отличие от частных финансов, ориентированных на получение прибыли9, Законом № 317-Ф3 определяется, что получение прибыли некоммерческой организацией

государственная корпорация по атомной энергетике «Росатом» не является основной целью ее деятельности;

— государственная корпорация «Росатом» создается и действует в публичных целях для проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии и т.д10.;

— источники формирования имущества Корпорации, за счет которого осуществляется финансирование ее деятельности, определены Законом № 317-ФЗ . Так, на основании ч. 2 ст. 17 данного Закона имущество Корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, субсидий из федерального бюджета, средств специальных резервных фондов Корпорации и имущества, созданного за их счет, добровольных отчислений и пожертвований, а также за счет имущества, полученного по иным основаниям, не запрещенным законодательством Российской Федерации;

— расходование фонда денежных средств государственной корпорации «Росатом» осуществляется в соответствии с финансово-плановыми актами, утверждаемыми и/или согласуемыми с органами государственной власти;

— государство наделило Государственную корпорацию «Росатом» правом взимания обязательных платежей (парафискалите-тов) в целях формирования специальных резервных фондов

Как уже было отмечено, деятельность Государственной корпорации «Росатом» носит ярко выраженный отраслевой характер, отсюда вытекает еще одна особенность фонда

6 Комарова Г. В. Финансовая система государства как объект судебной защиты. автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 7.

7 Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2014. С. 14.

8 Высоцкая О. С. Финансово-правовое регулирование публичных фондов денежных средств : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 18.

9 Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2014. С. 15.

10 См. подробнее: Закон № 317-Ф3. Ч. 1 ст. 4.

денежных средств — он является отраслевым, т.е. направлен на аккумулирование, распределение (перераспределение) и использование денежных средств в целях финансирования атомной энергетики как одной из ведущих отраслей российской экономики.

В свою очередь, фонд денежных средств Государственной корпорации «Росатом» может быть отнесен к отраслевым внебюджетным публичным децентрализованным фондом денежных средств.

Указанные особенности в конечном итоге и предопределяют особенности правового положения государственной корпорации в правоотношениях, в том числе и в финансовых.

Следует отметить, что в финансовых правоотношениях государственная корпорация «Росатом» в первую очередь выступает в качестве подчиненного (пассивного) субъекта в сравнении с другим участником данных правоотношений — государством. Ведущая роль государства в финансовых правоотношениях предопределяется наличием у него властных полномочий как публично-правового субъекта, а также соответствующих полномочий, которые оно осуществляет как учредитель государственной корпорации. Рассматриваемые правоотношения по своему характеру являются вертикальными.

Так, в налоговых правоотношениях государственная корпорация «Росатом» выступает в качестве налогоплательщика. Государственные корпорации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога и других установленных налогов. Также в определенных законодательством о налогах и сборах случаях государственные корпорации выполняют функции налоговых агентов.

Государственная корпорация «Росатом» признается резидентом для целей валютного законодательства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»11. На основании этого Корпорация ограничена в проведении расчетов с использованием иностранной валю-

ты с другими резидентами, она обязана выполнять требование о репатриации валютной выручки, составлять паспорта сделок и т.д. В связи с этим интересно отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»12 соответствующий запрет введен в отношении лиц, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ (п. «ж», ч. 1 ст. 2), а также должности в государственных корпорациях (компаниях), которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка РФ, Государственных корпораций (компаний) (п. «и», ч. 1 ст. 2). К последним в соответствии с перечнем должностей Госкорпорации «Росатом», при замещении которых работникам Госкорпорации «Росатом» запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, утвержденным приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.06.2015 № 1/8-НПА, к соответствующим должностям относятся первый заместитель генерального директора, заместитель генерального директора, член правления Госкорпорации «Росатом», а также должности, для которых номенклатурой должностей работников Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, установлено оформление допуска к сведениям особой важности. Таким образом, правовой статус

11 СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

12 СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.

отдельных должностей в Государственной корпорации «Росатом» приближен к правовому статусу государственных должностей.

Следует также отметить, что Государственная корпорация «Росатом» выступает в качестве объекта финансового контроля. Например, на основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»13 Счетная палата РФ осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных корпораций. Кроме того, Государственная корпорация «Росатом» в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»14 должна ежегодно проводить обязательный аудит финансовой (бухгалтерской отчетности). При этом на основании части 3 статьи 5 данного Закона обязательный аудит государственных корпораций могут проводить только аудиторские организации.

На наш взгляд, гораздо более интересной является другая группа финансовых правоотношений, в которых Государственная корпорация «Росатом» выступает от имени государства, реализуя делегированные ему властные полномочия по управлению атомной отраслью, в том числе в сферах, непосредственно связанных с финансовой деятельностью государства.

Так, в соответствии с ч. 6.1 ст. 6 Закона № 317-ФЗ государственная корпорация «Росатом» в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета. При этом анализ Перечня главных распорядителей бюджетных средств15 позволяет сделать вывод, что лишь две госкорпорации выполняют данные функции — «Росатом» и «Роскосмос». Заметим, что именно Госкорпорация «Роскосмос» по своему правовому статусу наиболее близка к государ-

ственной корпорации «Росатом» — она также была образована путем преобразования федерального органа исполнительной власти, имеет отраслевую специализацию, принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, выступает в качестве главного распорядителя бюджетных средств и т.д.

Выступая в качестве главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя и получателя бюджетных средств государственная корпорация «Росатом» осуществляет финансирование расходных обязательств государства.

В рамках предоставленных полномочий Государственная корпорация «Росатом» обладает полномочиями по распределению субсидий из федерального бюджета, а также утверждению методик распределения данных денежных средств.

Кроме того, государственная корпорация является не только объектом финансового контроля, как было отмечено выше, но также выступает в качестве субъекта, осуществляющего финансовый контроль в установленной сфере его деятельности. В целях осуществления контрольных полномочий Государственной корпорацией «Росатом», в частности, был принят приказ Госкорпорации «Росатом» от 22.01.2015 № 1/1-НПА «Об утверждении Регламента проведения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»16 .

Государственная корпорация «Росатом» также наделена полномочиями по осуществлению казначейской функции в атомной отрасли. Основным результатом деятельности Госкорпорации «Росатом» в рамках процесса централизации казначейской функции в атомной отрасли является проведение работы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по созданию единого казначейства в государственных корпорациях/компаниях.

13 СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

14 СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15.

15 См.: Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Финансовая газета. 2013. № 32.

16 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 36.

Как было отмечено в годовом отчете Государственной корпорации «Росатом» за 2014 год, «централизация управления финансовыми потоками в Госкорпорации "Росатом" обеспечивается:

— сформированной единой отраслевой системой нормативных актов, регулирующей вопросы управления финансами;

— выстроенной вертикально-интегрированной структурой казначейств дочерних обществ, функционально подчиненных Казначейству Госкорпорации "Росатом". Созданная структура казначейств распространяется на 346 организаций Госкорпорации "Росатом", что позволяет контролировать 100 % денежных средств отрасли;

— концентрацией основных казначейских функций организаций атомной отрасли на уровне Казначейства Госкорпорации "Росатом", работающего в едином информационном пространстве с организациями атомной отрасли и являющегося фактически центром управления ликвидностью;

— отраслевой автоматизированной системой учета казначейских операций информационная система Расчетный центр Корпорации, обеспечивающей полный ежедневный учет казначейских операций по всему периметру группы»17 .

Заметим, что в науке финансового права финансовые правоотношения традиционно характеризуются как вертикальные. Обуславливается это в первую очередь государственно-властным характером таких правоотношений. В то же время финансовые правоотношения могут быть и горизонтальными, в случаях, когда их участники выступают на началах равноправия.

Так, Государственная корпорация «Росатом» заключает соглашения о сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предметом таких соглашений являются вопросы, связанные с развитием социальной и промышленной инфраструктуры на территориях, прилегающих к объектам использования атомной энергии на территории соответствующего субъекта РФ, привлечение инвестиций в развитие атомной энергетики, обмен информацией, необходимой для реализации соглашения, и т.д.

Государственная корпорация «Росатом» заключила целый ряд подобного рода соглашений, среди которых можно назвать:

— соглашение с Правительством Калининградской области от 16.04.200818;

— соглашение с Правительством Ленинградской области от 23.07.201619;

— соглашение с Правительством Ульяновской области от 09.04.2009;

— и др.

Примечательно, что в рамках указанных соглашений также решаются вопросы перераспределения налоговых поступлений от налога на прибыль организаций, получаемого от Госкорпорации «Росатом». Например, постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2013 № 20/179-П20 были внесены изменения в Перечень мероприятий по развитию инфраструктуры Димитровграда, предполагающих финансирование из областного бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов бюджету Димитровграда в целях реализации Дополнительного соглашения № 255-ДП к Соглашению от 09.04.2009 № 68-ДП о сотрудничестве между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Правитель-

17 Годовой отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2014 год. С. 10—11 // URL: http://www.rosatom.ru/upload/iblock/91a/91a227dd1c56f3d9b979f9c0da68bd25.pdf (дата обращения: 17.01.2017).

18 См.: Оглашение Калининградской области с «Росатомом» о строительстве АЭС // URL:http://www. atominfo.ru/news/air3957.htm (дата обращения: 17.01.2017).

19 См.: Ленинградская АЭС: между «Росатомом» и правительством Ленинградской области подписано соглашение о сотрудничестве // URL: http://www.rosatom.ru/journalist/news/leningradskaya-aes-mezhdu-rosatomom-i-pravitelstvom-leningradskoy-oblasti-podpisano-soglashenie-o-so/ (дата обращения: 17.01.2017).

20 Постановление Правительства Ульяновской области от 20.05.2013 № 20/179-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области» // Ульяновская правда. № 57 (23.328).

ством Ульяновской области по направлению дополнительных доходов областного бюджета в виде налога на прибыль, полученного от деятельности ГК «Росатом» на развитие города Димитровграда.

Аналогичным образом в соответствии с соглашением Государственной корпорации «Росатом» и Правительством Тверской области ежегодно из областного бюджета будет предоставляться порядка 30 % денежных средств, поступивших в виде налога на прибыль организаций от деятельности предприятий атомной отрасли, на развитие муниципального образований, на территории которого действует Калининская АЭС. По предварительным данным, в 2017 г. сумма дополнительно выделяемых из бюджета денежных средств составит 300 млн руб.21

Полагаем, что перечисленные выше соглашения следует квалифицировать как публичные нормативные договоры в финансовом праве, в связи с тем, что:

— данные соглашения направлены на реализацию публичного интереса — социально-экономическое развитие соответствующих территорий;

— сторонами договора выступают публичные субъекты — правительство субъекта РФ, являющееся органом исполнительной власти, с одной стороны, и государственная корпорация, относящаяся к юридическим лицам публичного права и действующая в публичном интересе — с другой. Интересно также отметить, что указанные субъекты договариваются фактически в пользу третьего публичного субъекта, поскольку предметом соглашений являются вопросы развития муниципальных образований;

— положения рассматриваемых соглашений носят императивный характер — они являются обязательными для всех участников;

— подписание соглашения о сотрудничестве может влечь за собой необходимость

внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Так, в рассмотренном выше примере, заключение дополнительного соглашения к соглашению о сотрудничестве ГК «Росатом» и Правительством Ульяновской области обусловило принятие постановления Правительства Ульяновской области № 193-П от 13.05.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 20.05.2013 № 20/179-П». Таким образом, Государственная корпорация «Росатом» может быть участником следующих финансовых правоотношений:

— вертикальных финансовых правоотношений в качестве подчиненного (пассивного) субъекта (налогоплательщик, валютный резидент, объект финансового контроля);

— вертикальных финансовых правоотношений в качестве властного (активного) субъекта, наделенного государством полномочиями по образованию, распределению (перераспределению), использованию и контролю за использованием государственных финансов в публичном интересе (главный распорядитель бюджетных средств, субъект финансового контроля);

— горизонтальных финансовых правоотношений в качестве одной из равноправных сторон публичного договора в финансовом праве.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что Государственная корпорация «Росатом» обладает особым правовым статусом, который позволяет сочетать функции управления атомной отраслью с решением хозяйственных задач. Публичный характер преследуемых целей, наличие властных полномочий, осуществляемых на основании нормативных правовых актов и специальная хозяйственная компетенция позволяют отнести данную государственную корпорацию к юридическим лицам публичного права.

21 Тверь выделит 300 млн рублей для развития муниципалитета с КАЭС // URL: http://nsn.fm/hots/tver-vydelit-300-mln-rubley-dlya-razvitiya-munitsipaliteta-s-kaes.php (дата обращения: 17.01.2017).

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Высоцкая О. С. Правовая природа финансов, используемых государственными корпорациями // Современное право. — 2009. — № 11. — С. 43—46. 2, Комарова Г. В. Финансовая система государства как объект судебной защиты : автореф. дис. ... канд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юрид. наук. — М., 2011. — 18 с. 3 . МошковаД. М. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений : монография / под ред. Е. Ю. Грачевой. — М. : Проспект, 2012. — 153 с. 4. Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : Проспект, 2014. — 648 с.

Материал поступил в редакцию 17 января 2017 г.

THE STATE CORPORATION ROSATOM AS A PARTY TO FINANCIAL LEGAL RELATIONS

BARAMIDZE Georgiy Alekseevich — Postgraduate Student of the Department of Financial Law at the

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Georgiy.username13@yandex.ru

117335, Russia, Moscow, ul. Vavilova, d. 97

Review. The article is devoted to the peculiarities of the legal status of State Corporation Rosatom as the party to financial legal relations. On the basis of the performed research work, the author concludes that the State Corporation Rosatom is a party to the vertical financial legal relations as a subordinate (passive) actor (taxpayer, fiscal resident, an object of financial control); vertical financial legal relations as an imperious (active) subject empowered by the State to form, distribute (redistribute), use and monitor public finances in the public interest (main manage of budgetary funds, subject of financial control); and horizontal financial legal relations as one of equal parties to the public contract in the financial law. The author also finds that the State Corporation Rosatom has a special legal status that allows it to combine the functions of managing the nuclear industry and solving economic tasks.

Keywords: State Corporation, subject of financial legal relations, legal entity of public law, public contract in financial law.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Vysockaja O. S. Pravovaja priroda finansov, ispol'zuemyh gosudarstvennymi korporacijami // Sovremennoe

pravo. — 2009. — № 11. — S. 43—46.

2 . Komarova G. V. Finansovaja sistema gosudarstva kak ob#ekt sudebnoj zashhity : avtoref. dis. ... kand. jurid.

nauk. — M., 2011. — 18 s.

3 . Moshkova D. M. Gosudarstvennye korporacii kak sub#ekty finansovyh pravootnoshenij : monografija / pod

red. E. Ju. Grachevoj. — M. : Prospekt, 2012. — 153 s. 4. Finansovoe pravo : uchebnik dlja bakalavrov / otv. red. E. Ju. Gracheva. — M. : Prospekt, 2014. — 648 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.