Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкарева Екатерина Александровна, Вороненко Елена Валентиновна

В статье представлен обзор цифровых инструментов и технологий, используемых для организации и проведения финансово-контрольных мероприятий. Рассмотрены информационные системы, личные кабинеты и реестры, задействованные в разноплановых мероприятиях по организации и осуществлению финансово-контрольной деятельности. Сделан вывод о том, что функционирующие в этой сфере правоотношения неоднородны: одни из них непосредственно возникают по поводу той или иной цифровой технологии (инструмента), в других же цифровой продукт не является объектом правоотношения и носит вспомогательное значение. Констатируются проблемы реализации права субъектов финансово-контрольного правоотношения на информацию, обусловленные встречной обязанностью сохранения ее конфиденциальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF FINANCIAL AND CONTROL LEGAL RELATIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article provides an overview of digital tools and technologies used to organize and conduct financial control activities. The information systems, personal cabinets and registers involved in various activities for the organization and implementation of financial and control activities are considered. It is concluded that the legal relations functioning in this area are heterogeneous: some of them directly arise in relation to a particular digital technology (instrument), while in others the digital product is not an object of legal relationship and has an subsidiary meaning. The problems of realization of the right of subjects of financial and control legal relationship to information, conditioned by the reciprocal obligation to maintain its confidentiality, are noted.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ресурсозатратных методов производства, также повышения налоговой нагрузки для «грязных» отраслей промышленности и наряду с этим создание условий, в частности льгот при осуществлении «зеленого» финансирования.

Литература

1. Презентация Парижского соглашения по климату как мера решения проблем в сфере экологической безопасности// MyPresentation.ru@ya.ru

2. Регламент 2017/1129 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О публикации проспекта при публичном предложении или допуске ценных бумаг к торгам на регулируемом фондовом рынке, а также об отмене Директивы 2003/71» // http:// www.consultant.ru.

3. Mercier, V. La crédibilité des green bonds nécessite un encadrement normatif du marché // Bulletin Joly Bourse, 2017, janvier -février.

4. Règlement (UE) 2020/852 du Parlement Européen et de Conseil du 18 juin 2020 sur l'établissement d'un cadre visant favoriser les investissement durables et modifiant le règlement (UE) 2019/2088 // Journal officiel de l'Union Européenne 22.6.2020.

5. Thomas, P. Nature juridique des green bonds// Revue bancaire et financier. 2015. №6. Novembre étude 22.

6. Европейская комиссия опубликовала новый европейский стандарт зеленых облигаций// http://ec.europa/eu

7. Информационный бизнес блог «Зеленый свет финансам - на ПМЭФ-2021 обсудили вопросы перехода к «зеленой» экономике // https://vk.com/@businesstopinfo-rss-1615599562-689386664.

8. Финансовые новости: статьи, оценки, аналитика мирового финансового рынка// https://www/fnanz.ru.

9. Ермакова Е.П. Развитие правовых основ «зеленого» финансирования в России, ЕС и Китае// Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020. Т.24. №2.

References and Sources

1. Prezentaciya Parizhskogo soglasheniya po klimatu kak mera resheniya problem v sfere ekologicheskoj bezopasnosti// MyPresentation.ru@ya.ru

2. Reglament 2017/1129 Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza «O publikacii prospekta pri publichnom predlozhenii ili dopuske cennyh bumag k torgam na reguliruemom fondovom rynke, a takzhe ob otmene Direktivy 2003/71» // http:// www.consultant.ru.

3. Mercier, V. La crédibilité des green bonds nécessite un encadrement normatif du marché // Bulletin Joly Bourse, 2017, janvier - février.

4. Règlement (UE) 2020/852 du Parlement Européen et de Conseil du 18 juin 2020 sur l'établissement d'un cadre visant favoriser les investissement durables et modifiant le règlement (UE) 2019/2088 // Journal officiel de l'Union Européenne 22.6.2020.

5. Thomas, P. Nature juridique des green bonds// Revue bancaire et financier. 2015. №6. Novembre étude 22.

6. Evropejskaya komissiya opublikovala novyj evropejskij standart zelenyh obligacij// http://ec.europa/eu

7. Informacionnyj biznes blog «Zelenyj svet finansam - na PMEF-2021 obsudili voprosy perekhoda k «zelenoj» ekonomike // https://vk.com/@businesstopinfo-rss-1615599562-689386664.

8. Finansovye novosti: stat'i, ocenki, analitika mirovogo finansovogo rynka// https://www/fnanz.ru.

9. Ermakova E.P. Razvitie pravovyh osnov «zelenogo» finansirovaniya v Rossii, ES i Kitae// Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2020. T.24. №2.

ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (vildanovamarina@mail.ru). VILDANOVA, MARINA M. - Ph.D. in Law, Lead Researcher, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vildanovamarina@mail.ru).

УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-148-154

БОЧКАРЕВА Е.А., ВОРОНЕНКО Е.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Ключевые слова: финансовый контроль, правоотношения, цифровизация, трансформация, цифровые технологии, право на информацию.

В статье представлен обзор цифровых инструментов и технологий, используемых для организации и проведения финансово-контрольных мероприятий. Рассмотрены информационные системы, личные кабинеты и реестры, задействованные в разноплановых мероприятиях по организации и осуществлению финансово-контрольной деятельности. Сделан вывод о том, что функционирующие в этой сфере правоотношения неоднородны: одни из них непосредственно возникают по поводу той или иной цифровой технологии (инструмента), в других же цифровой продукт не является объектом правоотношения и носит вспомогательное значение. Констатируются проблемы реализации права субъектов финансово-контрольного правоотношения на информацию, обусловленные встречной обязанностью сохранения ее конфиденциальности.

BOCHKAREVA, E. A., VORONENKO, E. V. TRANSFORMATION OF FINANCIAL AND CONTROL LEGAL RELATIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Key words: financial control, legal relations, digitalization, transformation digital technologies, the right to information.

The article provides an overview of digital tools and technologies used to organize and conduct financial control activities. The information systems, personal cabinets and registers involved in various activities for the organization and implementation of financial and control activities are considered. It is concluded that the legal relations functioning in this area are heterogeneous: some of them directly arise in relation to a particular digital technology (instrument), while in others the digital product is not an object of legal relationship and has an subsidiary meaning. The problems of realization of the right of subjects of financial and control legal relationship to information, conditioned by the reciprocal obligation to maintain its confidentiality, are noted.

Значимым фактором, детерминирующим трансформацию правосубъектности органов финансового контроля, стала цифровизация. Определим ее как процесс внедрения в деятельность

субъектов финансово-контрольных правоотношений различных цифровых технологий, позволяющих осуществить качественные преобразования в реализации контрольно-надзорных функций, и обеспечить эффективное взаимодействие всех субъектов контрольных мероприятий. Результатом цифровизации является цифровая трансформация, которая состоит в наступлении конкретных социально-значимых результатов от применения цифровых технологий в финансово-контрольных и сопряженных с ними мероприятиях. Примером может быть цифровой профиль гражданина, представляющий собой совокупность цифровых записей о гражданине, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, проактивные (упреждающие, действующие на опережение) мероприятия, например - финансовый мониторинг, налоговый мониторинг, банковский пруденциальный контроль и поведенческий надзор, а также аудит эффективности.

Обзор цифровых технологий и инструментов финансового контроля.

Цифровые технологии - это технологии, использующие электронно-вычислительную аппаратуру для записи кодовых импульсов в определенной последовательности и с определенной частотой [1]. Исследователи указывают на спровоцированные цифровыми технологиями риски обеспечения режима законности и модернизацию налогов-контрольных процедур [2], обосновывают необходимость надлежащей легализации автоматизированных процессов налогового администрирования как гарантии обеспечения конституционных прав и свобод [3].

Процессы цифровизации бюджетной деятельности стимулируют внедрение 1Т-инструментов в область бюджетного контроля в целях обеспечения законности в сфере государственных закупок, межбюджетного финансирования, а также предоставления субсидий и бюджетных инвестиций частным субъектам. Широко инновационные технологии применяются в бюджетном планировании, а также в целях вовлечения представителей гражданского общества в бюджетный процесс и реализации принципа транспарентности бюджетной деятельности.

Проанализировав апробированные в сфере публичных финансов информационные ресурсы, обобщим некоторые, наиболее типичные, цифровые технологии и инструменты, задействованные при осуществлении различных видов и форм финансового контроля (таблица 1). При этом отметим, что предлагаемая авторами типизация цифровых технологий и инструментов не является исчерпывающей.

Таблица 1.

_Цифровые инструменты финансового контроля_

Группа

Инструменты

Основные субъекты правоотношений

Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами

«Электронный бюджет»

http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_ Ьоше?_а(1£.с1г1-

state=1 cyy3mk8tc_4&regionId=45

е

ы

н

н

о

и ц

а

м р

о ф

Правительство РФ

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

государственные органы

органы местного самоуправления

органы управления государственными внебюджетными

фондами

государственные и муниципальные учреждения и юридические лица

индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, получающие средства из бюджетов бюджетной системы

физические и юридические лица, использующие информацию, размещаемую на едином портале бюджетной системы Российской Федерации._

Государственная автоматизированная информационная система «Управление»

https://gasu.gov.ru/

Участники стратегического планирования

уполномоченные лица государственных внебюджетных фондов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственных корпораций, государственных компаний, автономной некоммерческой организации «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», государственных и муниципальных учреждений; уполномоченные лица иных юридических лиц в случае исполнения этими юридическими лицами государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)._

Система мониторинга государственных и муниципальных закупок https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/c ontracts/purchases/ • Министерство финансов РФ • Федеральное казначейство РФ • орган исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок • орган муниципального образования по регулированию контрактной системы в сфере закупок • участники контрактной системы в сфере закупок.

Государственная информационная система для размещения информации о проведении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений https://porta1.audit.gov.ru/#/ • Счетная палата РФ • органы государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) • палаты Федерального Собрания РФ; Администрация Президента РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований. • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения, наделенные бюджетными полномочиями главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджетов, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов; органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами • иные государственные и муниципальные учреждения; государственные корпорации и государственные компании, государственные и муниципальные предприятия • иные объекты аудита (контроля).

Информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты (ИАС УВГА) https ://porta1.eskigov .ru/nfap/softwar es/424 • Счетная палата РФ • органы государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) • палаты Федерального Собрания РФ; Администрация Президента РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения, наделенные бюджетными полномочиями главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджетов, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов; органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами • иные государственные и муниципальные учреждения; государственные корпорации и государственные компании, государственные и муниципальные предприятия, иные объекты аудита (контроля)

Личные кабинеты Личный кабинет налогоплательщика https://1kf12 .na1og .ru/1kf1/1ogin • Федеральная налоговая служба РФ • налогоплательщики: - физические лица - индивидуальные предприниматели; - плательщики налога на профессиональный доход (самозанятых) - юридические лица - налогоплательщики-иностранные организации

Личный кабинет участника закупок https://zakupki.gov.ru/auth/welcome • Федеральное казначейство РФ • Федеральная антимонопольная служба РФ • участники контрактной системы в сфере закупок.

Личный кабинет участника информационного обмена https://www.cbr.ru/lk_uio/ • Центральный Банк (Банк России) • кредитные организации, филиалы кредитных организаций • некредитные финансовые организации, операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры, не являющиеся кредитными организациями • операторы иностранных платежных систем через их обособленные подразделения на территории Российской Федерации • саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, саморегулируемые организации актуариев

Личный кабинет для подотчетных организаций и лиц https://portal.fedsfm.ru/account/choic е?КеШгпШ=0/<^ • Росфинмониторинг • лизинговые компании • организации федеральной почтовой связи, • организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, • организаторы азартных игр, операторы лотерей • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, • операторы по приему платежей • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи • адвокаты нотариусы и лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг

Реестры Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний https ://zakupki.gov.ru/epz/main/publi cZaggregate-feedback.html • Федеральная антимонопольная служба РФ • участники контрактной системы в сфере закупок.

Реестр обязательств банка перед вкладчиками https://www.asv.org.ru/financial-institutions/for-banks/banks_check • Центральны Банк (Банк России) • Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» • банковские кредитные организации • вкладчики

Реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг https://www.cbr.ru/registries/123-fz/ • Центральный банк (Банк России) • страховые организации • микрофинансовые организации • ломбарды • кредитные потребительские кооперативы • кредитные организации • негосударственные пенсионные фонды

Как видим, использование тех или иных цифровых инструментов обусловливает многообразие финансово-контрольных правоотношений, в которые вступают разностатсусные субъекты - органы публичной власти, хозяйствующие субъекты, физические лица.

Представляется, что вполне правомерно говорить о двух особых группах финансово-контрольных правоотношений, возникновение которых связано с применением «цифры». Первая группа - это правоотношения, возникающие по поводу цифровой технологии (инструмента). Отметим, что ученые, анализируя проблемы трансформации правоотношений в условиях цифровизации, в качестве объектов последних рассматривают Интернет, цифровые платформы, искусственный интеллект, и др. [4]. В нашем случае примером может служить закрепленное в Федеральном законе «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» полномочие налоговых органов проводить проверки соблюдения платежными агентами обязанностей по применению контрольно-кассовой техники с фискальной

памятью и контрольной лентой [5]. Вторая группа - правоотношения, в которых субъекты реализуют комплекс принадлежащих им юридических прав и обязанностей с помощью цифровых технологий. Например, подача декларации посредством кабинета налогоплательщика. Здесь цифровые технологии и инструменты играют вспомогательную, обеспечительную роль.

Информационное значение финансового контроля и проблемы защиты данных в условиях цифровизации.

Эффективный финансовый контроль является индикатором качества управленческой деятельности. Он «...показывает степень соответствия поставленных управленческих целей степени состояния объекта управленческой деятельности и его потенциальных возможностей для внутренней трансформации в том направлении, которое было определено управленческими целями» [6]. В этой связи важно отметить информационное значение финансового контроля, выводящее его за рамки только лишь финансовой деятельности. В частности, защита информационной безопасности в финансовой сфере правовыми средствами предполагает поиск баланса интересов кредитных организаций, их клиентов, налоговых и иных органов государственной власти, других лиц, претендующих, в силу различных обстоятельств, на доступ к тем или иным конфиденциальным сведениям.

Это подтверждается материалами судебной практики. Так, например, с отказом налоговых органов предоставить информацию о счетах и транзакциях обанкротившихся клиентов сталкиваются арбитражные, а равно - финансовые управляющие, приступившие к выполнению своих обязанностей. При этом суды занимают противоположные позиции по вопросу о праве указанных лиц на доступ к сведениям, с одной стороны, необходимым управляющим для выполнения своей миссии, а с другой - защищенных грифом «тайна».

В частности, Арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил без изменения решения нижестоящих судов, признавших неправомерным отказ налогового органа в предоставлении финансовому управляющему копий налоговых деклараций должников, сведений о видах и суммах налогов, уплаченных, а также подлежащих уплате, о проверках и их результатах, и др. В своем решении суд подчеркнул, что данные сведения, составляющие налоговую тайну, необходимы «для принятия финансовым управляющим решения об обжаловании сделок должника по выбытию имущества (имущественных прав) с целью поступления денежных средств в конкурсную массу должника и удовлетворения требований кредиторов, а также для проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства» [7].

Арбитражный суд Московского округа, рассматривая в чем-то похожий спор, но с участием пенсионного фонда и по поводу персональной информации застрахованных лиц - субъектов банкротного дела, пришел к аналогичному выводу о том, что «арбитражному управляющему предоставлено право запрашивать необходимые сведения, в том числе составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну; запрошенные конкурсным управляющим у пенсионного фонда документы являются информацией, при отсутствии которой невозможно надлежащим образом исполнить обязанности конкурсного управляющего, предусмотренные действующим законодательством, и предпринять все необходимые меры в рамках процедуры банкротства должника» [8]. Однако Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа посчитал правильными выводы судов об обоснованности отказа налоговой инспекции в предоставлении конкурсному управляющему сведений о доходах должника и удержанных суммах налогов, согласившись с тем, что «Перечень информации, которую финансовый управляющий имеет право получать .определен в статьях 20.3 и 213.9 Закона о банкротстве и является исчерпывающим. При этом указание на возможность финансового управляющего истребовать сведения, составляющие налоговую тайну, в законе отсутствует» [9].

Получается, что предоставлять сведения о себе должен сам должник, а финансовый управляющий может обратиться к нему с таким требованием. И вот только в случае отказа должника предоставить необходимую информацию финансовому управляющему, у последнего появляется право подать в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств. Таким образом, обращаться в налоговую инспекцию за сведениями о должнике, составляющими налоговую тайну, управляющий не имеет права.

Равным образом, с позиции буквального толкования законодательных положений, был разрешен спор о штрафе банка за отказ от предоставления Управлению Федеральной

антимонопольной службы информации о наличии банковских транзакций по счетам клиента. Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без изменения решения судов и отказал в жалобе антимонопольному органу, указав на то, что действующее законодательство не содержит положений, обязывающих банк представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы и сведения, составляющие банковскую тайну, и «суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у Банка обязанности исполнять направленный запрос антимонопольного органа, вследствие чего указали на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ» [10].

Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости конкретизации действующего законодательства в части положений, устанавливающих объем сведений, составляющих финансовую тайну, и круга субъектов, имущих право на доступ к таким сведениям.

Завершая, отметим, что под влиянием цифровизации в структуре финансово-контрольных (налоговых, бюджетных, банковских и т.д.) правоотношений появляются новые элементы, возникает потребность выработки адекватных механизмов правового регулирования [11], обусловливающая актуальность системного исследования цифровых технологий и инструментов финансового контроля.

Литература и источники

1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 33.505-2003 «Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 июля 2003 г. M 255-ст). М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

2. Тимошенко В.А. Цифровизация процессов и чипирование товаров в налоговом администрировании // Право и экономика.

2019. M 7. С. бб-71.

3. Овчарова Е.В. Административная процедура налогового контроля в механизме правового регулирования // Труды Института государства и нрава РАН. 2019. M 2. С. 137-158.

4. Танимов О. В. Трансформация правоотношений в условиях цифровизации // Актуальные проблемы российского нрава.

2020. Т. 15. M 2. С. 11-18. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.111.2.011-018.

5. Федеральный закон от 03.0б.2009 M 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О деятельности но приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // Собрание законодательства РФ. 2009. M 23. Ст. 2758.

6. Селюков А.Д. Факторы, обусловливающие принцип эффективности финансового контроля // Образование и нраво. 2017. M 1. С. 39.

7. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.03.2020 M Ф01-87б2/2020 но делу M А82-8719/2019 // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2019 M Ф05-19318/2019 но делу M А40-5993/2019 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2019 M Ф02-5314/2019 но делу M А19-7444/2019 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2020 M Ф07-1б19/2020 но делу M А5б-74329/2019 // СПС «КонсультантПлюс».

11. Бочкарева Е.А. Цифровизация финансового контроля как фактор сбалансированного функционирования бюджетной системы государства // Бюджетная система государства в условиях развития цифровой экономики: правовые и экономические аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 ноября 2019 г. М.: РГУП. 2020. С. 342-351.

Literature and Sources

1. Gosudarstvennyj standart RF GOST R 33.505-2003 «Edinyj rossijskij strahovoj fond dokumentacii. Poryadok sozdaniya strahovogo fonda dokumentacii, yavlyayushchejsya nacional'nym nauchnym, kul'turnym i istoricheskim naslediem» (utv. postanovleniem Gosstandarta RF ot 29 iyulya 2003 g. M 255-st). M.: IPK Izdatel'stvo standartov, 2003.

2. Timoshenko V.A. Cifrovizaciya processov i chipirovanie tovarov v nalogovom administrirovanii II Pravo i ekonomika. 2019. N° 7. S. 66-71.

3. Ovcharova E.V. Administrativnaya procedura nalogovogo kontrolya v mekhanizme pravovogo regulirovaniya // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2019. M 2. S. 137-158.

4. Tanimov O. V. Transformaciya pravootnoshenij v usloviyah cifrovizacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2020. T. 15. M 2. S. 11-18. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.111.2.011-018.

5. Federal'nyj zakon ot 03.0б.2009 M 103-FZ (red. ot 27.12.2019) «O deyatel'nosti po priemu platezhej fizicheskih lic, osushchestvlyaemoj platezhnymi agentami» II Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. M 23. St. 2758.

5. Selyukov A.D. Faktory, obuslovlivayushchie princip effektivnosti finansovogo kontrolya II Obrazovanie i pravo. 2017. M 1. S. 39.

7. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Volgo-Vyatskogo okruga ot 05.03.2020 M F01-8762I2020 po delu M A82-8719/2019 // SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Moskovskogo okruga ot 19.12.2019 M F05-19318I2019 po delu M A40-5993/2019 // SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Vostochno-Sibirskogo okruga ot 07.11.2019 M F02-5314I2019 po delu M A19-7444/2019 // SPS «Konsul'tantPlyus».

10. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Severo-Zapadnogo okruga ot 12.03.2020 M F07-1619I2020 po delu M A56-74329/2019 // SPS «Konsul'tantPlyus».

11. Bochkareva E.A. Cifrovizaciya finansovogo kontrolya kak faktor sbalansirovannogo funkcionirovaniya byudzhetnoj sistemy gosudarstva // Byudzhetnaya sistema gosudarstva v usloviyah razvitiya cifrovoj ekonomiki: pravovye i ekonomicheskie aspekty: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 29-30 noyabrya 2019 g. M.: RGUP. 2020. S. 342-351.

БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) (fmansyst@mail.ru).

ВОРОНЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА - старший преподаватель кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) (elena.voronenko23@yandex.ru).

BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar).

VORONENKO, ELENA V. - Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar).

УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-154-157

ВОЛКОВА В.В.

НЕЗАВИСИМАЯ ПРОВЕРКА КАК МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА

Ключевые слова: аудит, налоговая сфера, независимая проверка, законодательное регулирование, информационное обеспечение.

Автором затрагиваются вопросы, связанные с практикой применения независимых проверок финансовой деятельности в рамках такого явления при контроле за её осуществлением, как налоговый аудит. Внимание обращается на то, что в настоящий момент указанный вид реализации независимых проверочных мероприятий имеет ряд недостатков. Отчасти это связано с тем, что само понятие «налоговый аудит» не имеет должного правового закрепления в действующем законодательстве. Также отсутствует необходимая нормативно-правовая поддержка по части его организации и проведения. Некоторые вопросы независимого аудита в нашей стране не получили качественной правовой опоры, и, как следствие, современная экономическая конъюнктура в вопросе обеспечения безопасности вышеуказанных сведений еще не получила должного развития, а потому большая часть поднадзорных организаций не спешат раскрывать всю информацию о своей деятельности даже приглашенным аудиторам, поскольку никто не дает гарантий того, что предоставляемая для аудита информация не будет использована против её собственника.

VOLKOVA, V.V.

INDEPENDENT VERIFICATION AS ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF CONTROL AND SUPERVISORY

ACTIVITIES OF THE AUTHORIZED FEDERAL BODY

Key words: audit, tax sphere, independent audit, legislative regulation, information support.

The author touches upon issues related to the practice of using independent audits of financial activities within the framework of such a phenomenon of control over its implementation as a tax audit. The author draws attention to the fact that at the moment this type of implementation of independent verification activities has a number of shortcomings. This is partly due to the fact that the very concept of "tax audit" does not have proper legal consolidation in the current legislation, as well as does not have the necessary legal support for its organization and conduct. Some issues of independent audit in our country do not have high-quality legal support and, as a result, the current economic situation in the issue of ensuring the security of the above information has not yet received proper development, and therefore most of the supervised organizations are in no hurry to disclose all information about their activities even to invited auditors, since no one gives guarantees that the information provided for the audit will not be used against its owner.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите) [1], аудит причисляют к независимым проверкам бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, направленным на определение её достоверности. Между тем в практической деятельности данный вид проверки может не только включать в себя указанный аспект оценки со стороны независимых аудитов, но и затрагивать такие факторы бухгалтерской и финансовой деятельности организации, как проверка принятия управленческих решений по части распоряжений материальными ресурсами по конкретным направлениям, корректирование документального сопровождения финансовой отчетности, а также независимый анализ экономического состояния организации с учетом перспектив её дальнейшего развития.

Несмотря на то, что указанный вид проверки не представляется новым при реализации финансового контроля большинства организаций, на практике по-прежнему имеют место случаи, которые свидетельствуют о необходимости законодательного совершенствования деятельности институтов независимых проверок - как по части внесения изменений в действующие нормы, так и в вопросах разработки совершенно новых положений (представлений) о порядке применения принципов контрольного регулирования финансовой деятельности коммерческих организаций.

Проблемы государственного и независимого аудита крайне разнообразны. К примеру, одной из основных проблем успешной реализации такого контроля является проблема методологического обеспечения государственного аудита и финансового контроля в нашей стране. В частности, эта проблема отчетливо проявляется в контексте исследования и оценки современного состояния финансовых отношений в целом [2, с. 241].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.