Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябушкин Р.А.

В статьe освещаются понятия и роль малогo и среднегo бизнесa, а также критерии, определяющиe субъекты малогo и среднегo предпринимательствa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN A MARKET ECONOMY : DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

The article highlights the concept and role of small and medium-sized businesses, and the criteria for defining small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

государственных нужд без приобретения товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

- Уходит понятие «одноименных товаров, работ, услуг», что значительно облегчит работу заказчикам — не надо будет тратить время на работу с номенклатурой товаров, работ, услуг, чтобы определить необходимый код ОКДП.

- Вводятся новые способы проведения государственных закупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Ликвидируется аукцион, на смену которому приходит электронный аукцион [2].

Закон нельзя считать законченным и полноценным, в тексте не отражены некоторые важные моменты, например связанные с борьбой со сговорами на торгах. Так же отрицательным моментом принятия нового закона является и то, что вся сложившаяся правоприменительная практика не соответствует некоторым статьям Федерального закона № 94.

Использованные источники:

1. Федеральный закон " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 5 апреля 2013года № 44 - ФЗ: принят Гос. Думой 22 марта 2013 года.: одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года.: (ред. от 06.04.2015) // СПС « Консультант Плюс».

2. Национальная ассоциация институтов закупок [Электронный ресурс] Режим обращения: http://naiz.org/media/12/1057/ (Дата обращения 26.04.2015)

3.Финконт [Электронный ресурс] Режим обращения: http://www.fcaudit.ru/blog/44-fz-otlichiya-ot-94-fz/ (Дата обращения 28.04.2015)

4.Рисковик [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.riskovik.com/journal/stat/n11/novye-gosszakupki-44fz/ (Дата обращения 27.04.2015).

Рябушкин Р.А. магистрат Университет ИТМО Россия, г. Санкт-Петербург ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ

ОПЫТ

В статьe освещаются понятия и роль малого и среднего бизнесa, а также критерии, определяющда субъекты малого и среднего предпринимательствa.

Ключевые слова: малый и средний бизнес критерии сравнения предприятий.

«The concept and role of small and medium-sized businesses in a "Экономика и социум" №2(15) 2015 www.iupr.ru

market economy : domestic and foreign experience»

Ryabushkin RA

St. Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics

Institute of Refrigeration and biotechnology

The article highlights the concept and role of small and medium-sized businesses , and the criteria for defining small and medium-sized businesses .

Keywords: small and medium business enterprises criteria for comparison

Зарождена малого и среднего бизнеса России связано с переходом страны к рыночным условиям хозяйствования. В рeформировании рoссийской э^номики еш^ со врeмен перeстрoйки малый прeдприятия (МП) взяли m себя рoль создатeля почвы для новoй системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государствeнных и муниципальных, общественных малых и средних предприятий приходится 84%.

Рассмотрим особенности малого и сред^го бизнеса в определениях говременных экономистов:

Бой^ И. П. считает, что мaлый и средний бизнec является экономической основой современной экономики, они способны обеспечить существенный рост ВВП и повысить возможности стимулирующего развития экономики .

Мартышв Г.Ю. определяeт мaлый и средний биз^с как самостоятельную дeятельность, облaдаюшую мобильностью и гибкостью, стaвяшую своей основной целью получение доходов за счет продаж, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качeстве в установленном законом порядке .

Основными сфeрами деятельности малого и среднего бизнеса можно считать сферу торговли и услуг.

Основной ^лью организaции деятельности малого и среднего бизнеса является ^лучение гак можно большей прибыли от свoей деятельности за счeт удовлетворeния потребностeй ганкретных потребителей.

Практически в каждой стра^ существует свое понятие предприятий малого и среднего бизнесa. Осшвой для oпределений могут служить один или несколько критериев. В качестве одного критерия мoжет высту^ть, например, числo занятых на прeдприятии (как в Великобритании, Словацкой Республике, Мексике, Греции), или максимальная величина дохода, который получает компания. В ряде странах определение малых и срeдних предприятий базируется та двух критериях oдновременно: на числe занятых и на обороте компании (как в Португалии).

В таблице 1. представлены критерии, определяющие субъектов малого и среднего предпринимательствa в Европейском Союзе.

Таблица 1.

Критерии, определяющие субъектов малого и среднего предпринимательства в Европейском Союзе_

Страны Мaксимaльныe значения критериев Категории предприятий

Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Крупные предприятия

ЕС число занятых, чел. < 9 от 10 до 49 от 50 до 249 > 250

годовсй оборот, евро < 2 млн. < 10 млн. < 50 млн. >50 млн.

годовсй итог балансу евро < 2 млн. < 10 млн. < 43 млн. > 43 млн.

степень независимости пороговое значение участия в капитале или прав голоса, принадлежащих другому предприятию или организации, составляет 25%, за установленными исключениями

В Европейском Союзе (ЕС) на наднациональном уровне oсновой для правового опрeделения малых и средних предприятий служит Рекомендация Комиссии Европейских сообществ 2003/361/ЕС . для определения микропрeдприятий, малых и средних прeдприятий, согласи которой компания относится к сфере малого и срeднего бизнеса, если ее показатели не превышают установленных максимальных пороговых значений числа занятых и либо годового итога баланса, либо годового оборота компании. Кроме того, учитывается также степень независимости компании, чтобы исключить более зависимые с экономической точки зрения прeдприятия, связанные с какой-либо крупной фирмой или группой, из прoграмм поддержки малых и средних прeдприятий.

Несмотря на существующее разнообразие принципов отнесения предприятий к категории малого и среднего бизнесa, в целях государственной поддержки малых и средних предприятий используются отдельные зaконодательно зафиксированные критерии.

В соoтветствии с Федеральным законом от 24 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого и среднего прeдпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридичeских лиц потребительски кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитaрных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный рeeстр индивидуальных прeдпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образoвания юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников за предшествующий кaлендарный год которых не должна превышать: а) для срeдних предприятий — от ста одного до двухсот

пятидесяти человек включительно;

б) для малых предприятий — до ста человек включительно;

в) для микропредприятия — до пятнадцати человек .

Предельные значения выручки от рeaлизации товаров (работ, услуг) за прeдшествующий год без учетa налога на дoбавленную стоимость для следующж категорий субъектов малого и среднего предпринимательства не должны прeвышать следующда предельные зтачения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего прeдпринимательства:

а) средние предприятия — 1 000 млн руб.;

б) малые предприятия — 400 млн руб.;

в) микропредприятия — 60 млн руб.

В соответствии с ФЗ № 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства oпределяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже вышеуказанных предельных значений в течeние двух кaлендарных лет, следующих один за другим.На основе изучения критериев, испoльзуемых для определения малых и средних предприятий за рубежом и в Российской Федерации, можно сделать вывод, что ввиду отсутствия единого, общепринятого подхода к отнесению предприятий к категории среднего малого и бизнеса, существует множество определений, основывающихся та различных критериях и принятых в разных странах. Вероятш, единствен^й в той или иной степени обш^й чертой многих определений можно считать то, что они подчеркивают независим oсть малых и средних прeдприятий от контроля более крупных предприятий или их групп в том, что касается права собственности. Такoe разнообразие определений, по нашему мнению, неизбежно, так как экономическое рaзвитие государств шло по разным направлениям, и также в соответствии с национальными особенностями формировалась и национальная законодательная база в каждой стране. Помимо исторических причин, слeдует такжe отметить, что формальное определена малых и средних предприятий может потребоваться для решения различных конкретных задач, и в этой связи вряд ли вообще может существовать единообразное, универсальное определена малых и средних предприятий. Следoвательно, по вышеуказaнным объективным причинам расхождения в национальных определениях субъектов малого и среднего бизнеса можно считать оправданными, а некоторые допущения, которые прихoдится делать при сопоставлении статистических показателей по малым и средним предприятиям в разных стратах, можно считать приемлемыми и не исгажающими общую картину.

Использованные источники:

1. Мартынов Г.Ю. Малый и средний бизнес. М.: АСТ, 2012.

2. Бойко И. П. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы / И. П. Бойко, М. Мессенгиссер // Вестник Санкт-

Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. - 2011. - № 1.

3. Федеральный закон от 24 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. 31 июля 2014. №4427.

4. Глисин Ф. Малый и средний бизнес// Вопросы экономики. 2012. №4.

5. Федеральный закон от 24 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. 31 июля 2014. №4427.

6. Чайков Д. ВВП. [Электронный ресурс] / Д. Чайков // Экономические новости.- Москва, 2012.- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#

7. Рекомендация Комиссии Европейских сообществ 2003/361/ЕС // СПС «Гарант».

Рябцев А.Ю. студент 2 курса УлГТУ Россия, г. Ульяновск ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Здоровый образ жизни современного человека - одна из наиболее актуальных философских проблем. Она напрямую связана с фундаментальными, естественными правами человека, в том числе и с правами на полноценную и здоровую жизнь.

Состояние здоровья каждого из членов общества в совокупности является значимым фактором его общей эволюции. Это обуславливает собой необходимость его более глубокого осмысления с использованием данных из разных дисциплин: как биолого-медицинских, так и социо-гуманитарных. Стоит отметить, что статус «здоровой», «счастливой», «полноценной» жизни не отрефлексирован окончательно, оставляя пространство для методов социальной философии.

Современное общество достаточно сложно. В нём господствует эпоха гипериндивидуализма, нарциссизма, культа эго и свободы выбора. Последнее в этом ряду понятие лежит в основе биоэтики (с 1970 годов), рассматривающей каждого пациента с позиции личности, которая самостоятельно определяет для себя уровень угрозы от применения ничем не ограниченных технологий. Индивид понимается как автономное, ответственное и конкурентоспособное существо. И всё это происходит на фоне внутреннего противоречия развития культуры души и культуры тела, когда культура тела становится своеобразным идолом, а культура души приходит в упадок.

Но принятие новых парадигм современной социальной философии и рационалистическое истолкование телесной природы развития человека с абсолютизацией роли техники в устройстве человеческой жизни (франкфуртская школа, М. Хайдеггер) не в полной мере объясняет сложившийся кризис ведения здорового образа жизни. Отчасти это может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.