УДК 378 Смирнова А. А., Кохан И.В.
Смирнова А.А.
студент 3 курса, Институт дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
Научный руководитель: Кохан И.В.
канд. экон. наук, доц. кафедры управления образованием ИДО, Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА» И ЕГО СВЯЗЬ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Аннотация: работа посвящена объяснению сущности профессиональной культуры педагога, её связи с педагогической культурой. Также выявляются составные части культуры педагога.
Ключевые слова: профкультура, педагогическая культура, педагог.
Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является профессиональная культура педагога и воспитателя.
Профессиональная культура педагога - это важнейшая часть общей культуры педагога, заключающаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. Для того, чтобы определить сущность понятия «профессиональная культура педагога», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура».
Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.
Педагогическая культура - «существенная часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.
Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной.
Профессиональная культура педагога рассматривается как важная часть общей педагогической культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности.
Педагогическая культура предполагает наличие:
педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;
широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;
совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и
поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;
умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего педагогу постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;
гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;
педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволят им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
Одним из аспектов педагогической культуры является духовная культура педагога. Педагог — прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.
Итак: педагогическая культура - это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою педагогическую деятельность. Педагог должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру. Педагогическая культура - это основа педагогического мастерства. Педагог - человек высокой культуры, ее носитель, он воспитывает и создает культуру последующего поколения.
Профессиональная же культура - часть педагогической культуры, которая тесно соприкасается с понятием «педагогическое мастерство» и, в сущности, представляет собой
- комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности;
- искусство обучения и воспитания доступное каждому педагогу, но требующее постоянного совершенствования;
- профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие детей, включая его мировоззрение и способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. трудов / под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: Изд-во АПС СССР, 1989. 150 с;
2. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова, Т.И. Власова // Введение в педагогическую культуру. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2022. - 170 с;
3. Ежкова Н.С. Профессиональная культура воспитателя в ракурсе современных подходов к образованию дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2023. № 2. С. 37-40;
4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18-21;
5. Исаев И. Ф. и др. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования: Коллективная монография / Под ред. И. Ф. Исаева. Белгород - Ст. Оскол : СОФ БелГУ, 2022. 574 с;
6. Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: дисс. ... д. пед. н. М., 1993. 468 с;
7. Киричёк Г.В. Профессиональная культура педагогов дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида // Мир человека. № 1 (46). 2020. С.204-210
Smirnova A.A., Kohan I. V.
Smirnova A.A.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
Scientific advisor: Kohan I.V.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
CONCEPT OF "PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHER" AND ITS CONNECTION WITH PEDAGOGICAL CULTURE
Abstract: the work is devoted to explaining the essence of the professional culture of a teacher, its connection with pedagogical culture. The components of the teacher's culture are also revealed.
Keywords: professional culture, pedagogical culture, teacher.