Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА» И ЕГО СВЯЗЬ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА» И ЕГО СВЯЗЬ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
профкультура / педагогическая культура / педагог / professional culture / pedagogical culture / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова А.А., Кохан И.В.

Работа посвящена объяснению сущности профессиональной культуры педагога, её связи с педагогической культурой. Также выявляются составные части культуры педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF "PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHER" AND ITS CONNECTIONWITH PEDAGOGICAL CULTURE

The work is devoted to explaining the essence of the professional culture of a teacher, its connection with pedagogical culture. The components of the teacher's culture are also revealed.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА» И ЕГО СВЯЗЬ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

УДК 378 Смирнова А. А., Кохан И.В.

Смирнова А.А.

студент 3 курса, Институт дополнительного образования, Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

Научный руководитель: Кохан И.В.

канд. экон. наук, доц. кафедры управления образованием ИДО, Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА» И ЕГО СВЯЗЬ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация: работа посвящена объяснению сущности профессиональной культуры педагога, её связи с педагогической культурой. Также выявляются составные части культуры педагога.

Ключевые слова: профкультура, педагогическая культура, педагог.

Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является профессиональная культура педагога и воспитателя.

Профессиональная культура педагога - это важнейшая часть общей культуры педагога, заключающаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. Для того, чтобы определить сущность понятия «профессиональная культура педагога», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура».

Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.

Педагогическая культура - «существенная часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.

Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной.

Профессиональная культура педагога рассматривается как важная часть общей педагогической культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности.

Педагогическая культура предполагает наличие:

педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;

широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;

совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и

поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;

умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего педагогу постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;

гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;

педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволят им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Одним из аспектов педагогической культуры является духовная культура педагога. Педагог — прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.

Итак: педагогическая культура - это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою педагогическую деятельность. Педагог должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру. Педагогическая культура - это основа педагогического мастерства. Педагог - человек высокой культуры, ее носитель, он воспитывает и создает культуру последующего поколения.

Профессиональная же культура - часть педагогической культуры, которая тесно соприкасается с понятием «педагогическое мастерство» и, в сущности, представляет собой

- комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности;

- искусство обучения и воспитания доступное каждому педагогу, но требующее постоянного совершенствования;

- профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие детей, включая его мировоззрение и способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. трудов / под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: Изд-во АПС СССР, 1989. 150 с;

2. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова, Т.И. Власова // Введение в педагогическую культуру. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2022. - 170 с;

3. Ежкова Н.С. Профессиональная культура воспитателя в ракурсе современных подходов к образованию дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2023. № 2. С. 37-40;

4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18-21;

5. Исаев И. Ф. и др. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования: Коллективная монография / Под ред. И. Ф. Исаева. Белгород - Ст. Оскол : СОФ БелГУ, 2022. 574 с;

6. Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: дисс. ... д. пед. н. М., 1993. 468 с;

7. Киричёк Г.В. Профессиональная культура педагогов дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида // Мир человека. № 1 (46). 2020. С.204-210

Smirnova A.A., Kohan I. V.

Smirnova A.A.

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)

Scientific advisor: Kohan I.V.

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)

CONCEPT OF "PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHER" AND ITS CONNECTION WITH PEDAGOGICAL CULTURE

Abstract: the work is devoted to explaining the essence of the professional culture of a teacher, its connection with pedagogical culture. The components of the teacher's culture are also revealed.

Keywords: professional culture, pedagogical culture, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.