Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №5. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ / JURIDICAL SCIENCES
УДК 340.343.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/102/65
ПОНЯТИЕ ПРОБАЦИОННОГО НАДЗОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
©Сманалиев К. М., ORCID: 0000-0002-0353-2753, SPIN-код: 5112-7822, д-р юрид. наук, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, smanalievk@mail.ru ©Аязбекова А. У., SPIN-код: 2622-6510, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан
THE CONCEPT OF PROBATION SUPERVISION IN CRIMINAL PROCEEDINGS OF THE KYRGYZ REPUBLIC
©SmanalievK., ORCID: 0000-0002-0353-2753, SPIN-code: 5112-7822, Dr. habil, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, smanalievk@mail.ru
©Ayazbekova A., SPIN-code: 2622-6510, Kyrgyz National University named after Jusup
Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. В данной статье исследуется понятие пробационного надзора как института, не связанного с лишением свободы. Пробационный надзор является межотраслевым социально-правовым институтом, при котором установлены требования, при наличии которых может быть применен. Пробационный надзор в Кыргызской Республике назначается как наказание за совершение менее тяжкого и тяжкого преступления согласно Уголовному кодексу Кыргызской Республики. При этом учитывается личность обвиняемого и согласие лица на применение пробационного надзора. Дается понятие пробационного надзора как самостоятельного института в уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики.
Abstract. This article explores the concept of probation supervision as an institution not associated with imprisonment. Probation supervision is an intersectoral social and legal institution, which establishes requirements, the presence of which can be applied. Probation supervision in the Kyrgyz Republic is assigned for the commission of punishment for a less serious and serious crime in accordance with the Criminal Code of the Kyrgyz Republic. In this case, the identity of the accused and the person's consent to the use of probation supervision are taken into account. The concept of probation supervision as an independent institution in criminal proceedings of the Kyrgyz Republic is given.
Ключевые слова: пробация, пробационный надзор, суд, ресоциализация, уголовно-правовое воздействие.
Keywords: probation, probation supervision, court, resocialization, criminal legal influence.
Прежде чем приступить к исследованию понятия «пробационный надзор» и ее специфике в уголовном процессе, следует подчеркнуть его многоаспектность. Во многом это обусловлено сложностью, многофункциональностью, ключевой составляющей которого
является исправление человека. Поэтому представляется необходимым уяснить, прежде всего, как правового института, потом содержания этого понятия.
Изначально анализируемый институт пробационного надзора появился как вспомогательный правовой институт для помощи суду по исправлению и ресоциализации обвиняемого. Со временем трансформировался как самостоятельный правовой институт, который поддерживается многими странами. Пробационный надзор становится не только частью деятельности правоохранительных органов, а отдельным институтом социального сопровождения лица с целью предупреждения преступлений. Кроме этого, пробация является принудительно-поощрительной мерой уголовно-правового воздействия. При этом установлены требования, при наличии которых может быть применен пробационный надзор. К ним относятся: назначение наказания за совершение менее тяжкого и тяжкого преступления согласно Уголовному кодексу Кыргызской Республики, т.е. учитывается тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, согласие лица на применение пробационного надзора. На сегодняшний день институт пробационного надзора в Кыргызской Республике является самостоятельным межотраслевым институтом, имеющим уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические и уголовно-исполнительные (пенитенциарные) признаки, которое воспринимается как социально правовой феномен и осуществляется посредством деятельности специализированного органа — Департамента пробации при Министерстве юстиции Кыргызской Республики и ее структурных подразделений с участием представителей гражданского общества.
Значимость института пробационного надзора в уголовном судопроизводстве состоит составлением пробационного доклада суду в отношении обвиняемого. В связи с этим, расширение функций суда поручением органу пробации подготовить пробационный доклад согласно ст. 280 УПК КР, которое способствовал выбором пути новой модели пробационного надзора. Как отмечает Б. К. Шнарбаев «все зависит от законодателя конкретной страны, который выбирает тот или иной вариант института пробации, основываясь на собственном его понимании, целесообразности и максимально возможной ее эффективности» [10].
Для целей настоящего исследования необходимо выявить содержание понятия «пробационный надзор» в зависимости от правовой отрасли его применения: уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминологический, уголовно-исполнительный и т.д. Необходимо отметить, что даже в рамках каждого их этих подходов разработано по несколько концепций понимания и трактовки «пробационного надзора».
Термин «пробация» (probation — испытание) имеет смысловую нагрузку как «испытание», т. е. функция института пробации направлено не на определения карательной меры наказания в отношении лица, а в предоставлении ему шанса на исправление. С лицами попавшими в пробацию проводится активная работа по контролю поведения, не вовлекая в преступную среду, не изолируя от общества. Как отмечает Т. Асаналиев, «пробация представляет собой систему реализации лиц, совершивших преступления и вследствие своей невысокой общественной опасности находящихся на свободе» [1].
Исергепова А. отметила, что данный институт является особым видом деятельности, который имеет криминологический и социально-психологический признаки, свойственный исключительно службе пробации. Значение досудебной пробации состоит в обеспечении максимальной информированности суда о подсудимом, с целью применения в отношении него наиболее эффективной меры наказания, которое способствовала его исправлению и возвращению в общество законопослушным гражданином [3].
Так, благодаря положительной оценке научного сообщества и правоприменительных органов, а также общественных неправительственных организаций, со временем функция
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №5. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
пробации выходит за рамки не только уголовно-исполнительной системы, но и других отраслей юридических наук. Как отмечают И. В. Дворянсков, В. В. Сергеева и Д. Е. Баталин, пробация представляет собой наиболее распространенную альтернативную меру, направленную на предупреждение преступлений [2].
Кроме этого институт пробационного надзора напоминает о таким институте как условное осуждение. Джон Петерсилия подчеркивает, что пробационный надзор имеет как «наиболее распространенную форму уголовного осуждения, при которой преступнику предписано следовать определенным условиям назначаемых наперед судом под наблюдением и контролем службы пробации»[6].
Райан М. Лабрек указывает, что пробация — это постановление суда, посредством которого обвиняемый по уголовному делу ставится под контроль. Надзор и забота о клиенте службы пробации вместо тюремного заключения, пока он должен придерживаться определенных требований к поведению [7].
По мнению А. У Садыкова, институт пробации необходимо рассматривать в различных аспектах: как вид уголовного наказания; процесс исправления осужденного; систему исполнения данного уголовного наказания; форму социально-правового контроля; меру предупреждения преступности и средство ресоциализации осужденных [8].
Мы разделяем мнение А. Б. Кыстаубаевой, которая определяет пробацию как межотраслевой (уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и пенитенциарный) правовой институт, представляющий собой комплекс мер контрольного и социально-правового характера, который реализуется посредством проведения психосоциальной оценки лиц, находящихся в конфликте с законом (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного) и лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, в целях оказания им социально-правовой помощи и предупреждения совершения ими уголовных правонарушений [4].
Н. Б. Хуторская под пробацией понимает процесс надзора и целенаправленного воздействия на осужденного в условиях, определенных судом, и на основе специально разработанной программы ресоциализации, которую осуществляет система государственных органов, организаций и учреждений, характеризующаяся всеми управленческими признаками. В этом своем значении пробация — система исполнения уголовного наказания, включающая комплекс сил и средств, направленных на достижение цели ресоциализации осужденных [11].
По мнению Н. Т. Тыныбекова пробация — это сложный комплексный институт сферы уголовного правосудия и предупреждения преступности, сочетающий уголовно правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные и криминологические признаки. В уголовно-правовом аспекте, пробация — это вид альтернативного уголовного наказания. В уголовно-процессуальном аспекте пробация охватывает стадии досудебного разбирательства, стадии назначения наказания и определенных мер правового воздействия (основных и факультативных обязательств) [5].
Асаналиев Т. считает, что пробационный надзор (пробация) — деятельность органа пробации по осуществлению контроля за исполнением возложенных судом на осужденных обязанностей и их поведением, а также оказания им комплекса мер социально-правового характера, вырабатываемых и реализуемых индивидуально в отношении лица, находящегося под пробационным надзором, для корректировки его поведения, с целью исправления и ресоциализации осужденного, а также предупреждения совершения им новых преступлений, проступков и других правонарушений [1].
Аналогичное определение дает Л. Ч. Сыдыкова, которое отмечает, что под пробационным надзором следует понимать деятельность органа пробации обязанностей и их поведением, применение комплекса мер социально-правового характера, вырабатываемых и реализуемых индивидуально в отношении лица, находящего под пробационным надзором [9]. Автор имеет ввиду под пробационным надзором понятие «пробации» как института осуществляющую деятельность органа пробации коррекцию поведения, применению комплекса мер социально-правового характера, вырабатываемых и реализуемых индивидуально в отношении лица, находящегося под пробационным надзором, с целью его исправления и ресоциализации, а также предупреждения совершения им новых правонарушений.
Согласно п. 1 и п.3 ст. 3 Закона Кыргызской Республики «О пробации»: пробация — это социально-правовой институт государства, применяющий к клиентам пробации комплекс мер государственного принуждения, общественного воздействия при их участии в индивидуальных социально-правовых программах, основанный на социальном исследовании личности и направленный на исправление клиентов пробации, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоциализации (https://kurl.ru/FuzIa). Данное определение представляется на наш взгляд не вполне удачной. Акцент в данном случае производится на применении мер в отношении клиентам пробации, в оказании социального содействия и ресоциализация, что можно указать в задачах пробации. Данная дефиниция не раскрывает само содержание понятия пробации.
Возникает вопрос термин «пробация» и «пробационный надзор» тождественны или нет? Интернациональный термин «пробация» имеет понятие «пробационный надзор», т.е. они являются тождественными понятиями. Однако, употребление таких понятий в юриспруденции не имеют места в нормативно-правовых актах и предлагается обращаться к термину «пробация» только по происхождению и переводу слова, т.е. «пробационный надзор» происходит от слова «пробация» от латинского слова probation переводится как «испытание».
Кроме того, в Законе Кыргызской Республики «О пробации» дается определение пробационного надзора. «Пробационный надзор — деятельность органа пробации по контролю за исполнением возложенных судом на клиентов пробации надзорных требований и пробационных обязанностей и их поведением, применению комплекса мер социально-правового характера, вырабатываемых и реализуемых индивидуально в отношении лица, находящегося под пробационным надзором, с целью его исправления и ресоциализации, коррекции поведения, а также предупреждения совершения им новых правонарушений (https://kurl.ru/FuzIa).
На наш взгляд есть некая схожесть обоих определений «пробация» и «пробационный надзор». Резюмируя подходы к определению, мы пришли к выводу, что: пробационный надзор — это межотраслевой социально-правовой институт, который состоит в составлении доклада сотрудником пробации суду и назначение обвинительного приговора с назначением наказания и с освобождением от наказания с применением пробационного надзора с целью передачи обвиняемого под контроль органу пробации на условиях, устанавливаемых судом в испытательный срок, не изолируя от общества, для дальнейшей коррекции их поведения и социального сопровождения, нарушение которых влечет наказания с лишением свободы.
Список литературы:
1. Асаналиев Т. Перспектива развития пробационного надзора в Кыргызской Республике // Известия ВУЗов (Кыргызстан). 2015. №2. С. 235-237.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №5. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
2. Дворянсков И. В., Сергеева В. В., Баталин Д. Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России. М., 2003. 88 с.
3. Исергепова А. К. Внедрение досудебной пробации в Киргизской Республике-новый этап совершенствования уголовной политики в области гуманизации законодательства // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований. 2019. С. 121-123.
4. Кыстаубаева А. Б. Институт пробации: современное состояние и перспективы развития в Республике Казахстан: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Нур-Султан, 2019.
5. Тыныбеков Н. Т. Практика применения пробации в зарубежных странах // Юридическая наука. 2019. №5. С. 51-55.
6. Petersilia J., Turner S. An evaluation of intensive probation in California // J. Crim. L. & Criminology. 1991. V. 82. P. 610.
7. Labrecque R. M. Probation in the United States: A historical and modern perspective // Routledge Handbook of Corrections in the United States. 2017. P. 155-164.
8. Садыков А. У. Перспективы института пробации в современной России // Общество и право. 2011. № 3 (350). С. 215.
9. Сыдыкова Л. Ч. Уголовное право КР. Общая часть. Преступление. Наказание. Бишкек, 2023. 750 с.
10. Шнарбаев Б. К. Становление пробации в Казахстане в рамках международных стандартов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. №3. С. 272-277.
11. Хуторская Н. Б. Институт пробации в США: уголовно-правовые, криминологические и организационно-управленческие аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1992. 193 с.
References:
1. Asanaliev, T. (2015). Perspektiva razvitiya probatsionnogo nadzora v Kyrgyzskoi Respublike. Izvestiya VUZov (Kyrgyzstan), (2), 235-237. (in Russian).
2. Dvoryanskov, I. V., Sergeeva, V. V., & Batalin, D. E. (2003). Primenenie al'ternativnykh vidov nakazaniya v Zapadnoi Evrope, SShA i Rossii. Moscow. (in Russian).
3. Isergepova, A. K. (2019). Vnedrenie dosudebnoi probatsii v Kirgizskoi Respublike-novyi etap sovershenstvovaniya ugolovnoi politiki v oblasti gumanizatsii zakonodatel'stva. In Pravookhranitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennikh del v kontekste sovremennykh nauchnykh issledovanii (pp. 121-123). (in Russian).
4. Kystaubaeva A. B. (2019). Institut probatsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya v Respublike Kazakhstan: avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Nur-Sultan. (in Russian).
5. Tynybekov, N. T. (2019). Praktika primeneniya probatsii v zarubezhnykh stranakh. Yuridicheskaya nauka, (5), 51-55. (in Russian).
6. Petersilia, J., & Turner, S. (1991). An evaluation of intensive probation in California. J. Crim. L. & Criminology, 82, 610.
7. Labrecque, R. M. (2017). Probation in the United States: A historical and modern perspective. Routledge Handbook of Corrections in the United States, 155-164.
8. Sadykov, A. U. (2011). Perspektivy instituta probatsii v sovremennoi Rossii. Obshchestvo i parvo, (3 (350)), 215. (in Russian).
9. Sydykova, L. Ch. (2023). Ugolovnoe pravo KR. Obshchaya chast'. Prestuplenie. Nakazanie. Bishkek. (in Russian).
10. Shnarbaev, B. K. (2017). Stanovlenie probatsii v Kazakhstane v ramkakh mezhdunarodnykh standartov. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 12(3), 272-277. (in Russian).
11. Khutorskaya, N. B. (1992). Institut probatsii v SShA: ugolovno-pravovye, kriminologicheskie i organizatsionno-upravlencheskie aspekty: diss. ... kand. yurid. nauk. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 08.04.2024 г.
Принята к публикации 16.04.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Сманалиев К. М., Аязбекова А. У Понятие пробационного надзора в уголовном судопроизводстве Кыргызской Республики // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №5. С. 502-507. https://doi.org/10.33619/2414-2948/102/65
Cite as (APA):
Smanaliev, K., & Ayazbekova, A. (2024). The Concept of Probation Supervision in Criminal Proceedings of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 10(5), 502-507. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/102/65