Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
УДК 34.344.65 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/55
ИНСТИТУТ ПРОБАЦИИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
©Сманалиев К. М., ORCID: 0000-0002-0353-2753, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
PROBATION INSTITUTE IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC
©Smanaliev K., ORCID: 0000-0002-0353-2753, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается новый институт пробации, актуальность которого связана с политикой гуманизации уголовного наказания, имплементированного в действующих уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном кодексах Киргизской Республики. Особенность института пробации раскрыта в концептуальных подходах ученых ближнего и дальнего зарубежья и в создании службы пробации в качестве структурного подразделения Министерства юстиции Киргизской Республики. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере применения института пробации. Предметом исследования являются процессы внедрения института пробации и механизмы его внедрения. Методы исследования: общенаучные методы (индукция, дедукция, гипотеза) и специальные методы (сравнительно-правовой, логический, формально-юридический). По мнению автора, институт пробации имеет практическое значение, поскольку является прогрессивной системой воздействия на осужденного без применения наказания в виде лишения свободы, приведет к ресоциализации осужденного, снизит рецидив преступлений и в конечном итоге, к снижению нагрузки правоохранительных и правоприменительных органов.
Abstract. The article considers a new probation institute, the relevance of which is connected with the policy of humanization of criminal punishment, implemented in the existing criminal, criminal procedure, criminal executive codes of the Kyrgyz Republic. The peculiarity of the institute of probation is disclosed in the conceptual approaches of scientists from near and far abroad and in the creation of a probation service as a structural unit of the Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic. The object of the research is social relations in the field of application of the institute of probation. The subject of research are the processes of introduction of the institute of probation and the mechanisms of its implementation. Methods of research are general scientific methods, such as: induction, deduction, hypothesis and special methods (comparative legal, logical, formal legal). According to the author, the institute of probation is of practical importance, since it is a progressive system of influencing a convict without the use of punishment in the form of imprisonment, will lead to the resocialization of the convict, reduce the recidivism of crimes and ultimately reduce the burden of law enforcement and law enforcement.
Ключевые слова: пробация, институт пробации, виды наказаний, не связанные с лишением свободы, ресоциализация, условно-досрочное освобождение, пробационный доклад, назначение судебного заседания, орган пробации, альтернативные меры наказания.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Keywords: probation, probation institute, types of punishments not related to deprivation of liberty, resocialization, parole, probation report, appointment of a court session, probation body, alternative punitive measures.
В условиях реформирования уголовного законодательства в Киргизской Республике особое внимание уделяется развитию учреждений, исполняющих уголовные наказания без изоляции от общества. Поэтому, вопросы рассмотрения гуманизации уголовной политики в определенной степени связано с проблемой поиска альтернатив лишения свободы.
В рекомендациях по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики, утвержденного Указом Президента августа КР «О мерах по совершенствованию правосудия в Киргизской Республики от 18 августа 2012 г. в области совершенствования системы судопроизводства необходимо была внедрить службу пробации и институт досудебного доклада службы пробации (1). В связи с этим институт пробации получил свое отражение в новом Уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном кодексах Киргизской Республики 2017 г. и введенных в действие с 1 января 2019 г.
Пробация является одной из принудительных мер уголовно-правого воздействия, не связанной с лишением свободы, прогрессивной системой воздействия на осужденного без применения наказания в виде лишения свободы. В основе системы заложен механизм исправления осужденного и оказания ему содействия в виде социального сопровождения, применение к нему мер социально-реабилитационного и социально-коррекционного характера.
Согласно ст. 1 Закона « О пробации» целями пробации являются обеспечение безопасности общества и государства, создание условий для исправления и ресоциализации клиентов пробации, предупреждение совершения ими новых правонарушений.
Исходя из данной нормы, на наш взгляд, пробация состоит в получении больших возможностей для проведения индивидуальной работы с правонарушителями, и как положительный результат достижение одной из целей - исправления осужденных, избежав тем самым различные негативные последствия, которые имеют место при изоляции осужденных.
На внедряемую Кыргызстаном службу пробации возлагается большая роль по снижению тюремного населения, работу по социальной адаптации к жизни в гражданском обществе.
Становление института пробации в Киргизской Республике обусловлена с рецепцией международных стандартов.
Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1990 г., указывают, что «альтернативы тюремному заключению могут быть эффективными средствами обращения с правонарушителями, так и общества». Вопросы ресоциализации правонарушителей отражены в Рекомендации (92) 16 о европейских правилах по применению общественных санкций и мер взыскания, принятый в 1992 г. Советом Европы, Рекомендация Комитета Министров Совета Европы.
Институт пробации внедрен и активно используется как в зарубежных странах, так и в странах ближнего зарубежья (Англия, Финляндия, Дания, Испания, страны Прибалтики, Грузия, Казахстан и др. )
В настоящее время европейская цивилизация рассматривает международные стандарты не как альтернативы тюремному заключению, а как основные меры наказания, не связанные с лишением свободы.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Как пишет С. П. Зимин, институт пробации - это условное неисполнение назначенного наказания либо условное не назначение наказания с помещением осужденного на определенный срок под индивидуальный надзор специального должностного лица (агента, помощника, уполномоченного по пробации) [1, с. 120].
По мнению российского ученого А. У Садыкова, суть пробации состоит в принудительном надзоре за поведением осужденного и выполнением обязанностей, возложенных на него судом, коррекции его поведения, содействии в социальной адаптации и предупреждении совершения им повторных преступлений (т.е. надзоре и социальной реабилитации) [2, с. 215].
Ученые по-разному трактуют понятие пробации. Одни понимают под ним институт, позволяющий применять его как до вынесения судом решения (т.е. без вынесения приговора, как на стадии досудебного разбирательства, так и в ходе судебного разбирательства, тем самым откладывая оглашение судом приговора), так и по решению суда (откладывая на некоторый срок уже исполнение приговора).
Вторые, под институтом пробации объединяют все виды альтернативных видов наказаний, включая сюда и институт медиации и восстановительного правосудия.
Третьи включают в пробацию орбиту правоотношений с момента задержания подозреваемого и заканчивая его постпенитенциарной ресоциолизацией, в том числе и лиц, освобожденных из мест мнения свободы.
По мнению казахского ученого Б. К. Шнарбаева: «Все зависит от законодателя конкретной страны выбрать тот или иной вариант института пробации, основываясь на собственном его понимании, целесообразности и максимально возможной эффективности» [3, с. 273].
На наш взгляд, такое понимание института пробации является расплывчатым и непонятным, т.к. данный институт имеет следующие задачи:
— исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и
— принудительных мер уголовно-правового воздействия в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством;
— осуществление надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок (далее - лишение свободы);
— коррекция поведения, формирование правопослушного образа жизни;
— изучение личности клиента пробации, составление социально-психологического портрета;
— обеспечение прав, свобод и законных интересов клиентов пробации;
— примирение клиента пробации с потерпевшим;
— профилактика совершения клиентами пробации правонарушений;
— координация реализации социальных и реабилитационных программ;
— исключение негативного влияния отрицательно характеризующихся клиентов пробации на других клиентов пробации;
— исключение и преодоление стигмы общества к клиентам пробации (2).
Пробация — это социально-правовой институт государства, осуществляющий применение к осужденным комплекса мер государственного принуждения, общественного воздействия при их добровольном участии в индивидуальных социально-правовых программах, основанный на социальном исследовании личности и направленный на
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
исправление осужденных, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоциализации.
По нашему мнению, пробация - это исполнения уголовных наказаний, не связанные с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия, надзор за лицами, условно-досрочно освобожденными из исправительных учреждений, с выполнением социально-правовых функций, осуществляющим уполномоченным государственным органом.
Пробация - новый пенитенциарный институт государства по исполнению наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия с ярко выраженным социальным уклоном.
Закон КР «О пробации» определяет пробационный надзор сотрудника службы пробации как:
1. осуществление контрольных функций за лицами, в отношении которых назначен (судом) пробационный надзор;
2. осуществление работы по разработке в отношении конкретного клиента пробации индивидуальных реабилитационных программ в сочетании с мерами социально-правого характера с учетом предшествовавшего его поведения;
3. результат, конечную цель всей работы службы пробации с лицами, находящимися под пробационным надзором - коррекция поведения, исправление и ресоциализация клиента пробации. Все усилия, прилагаемые в данном аспекте должны привести к снижению возможности совершения им новых преступлений в будущем.
Пробационный надзор, предусмотренный УК КР 2017 г напоминает о таком институте как условное осуждение, предусмотренный УК КР 1997 года. Основное отличие состоит в том, что пробационный надзор становится отдельным институтом социального сопровождения лица с целью предупреждения в последующем рецидива преступлений.
К институту пробации следует относиться как к институту принудительно-поощрительного уголовно-правового воздействия. При этом установлены требования, при наличии которых может быть применен пробационный надзор. К ним относятся: назначение наказания не более чем на пять лет; учитывается личность виновного; тяжесть, совершенного им противоправного деяния; согласие лица на применение в отношении его пробационного надзора
При назначении пробационного надзора суд может учесть мнение и потерпевшего от преступления, как он относится к тому, что в отношении лица, виновного совершении преступления может быть применен пробационный надзор. Однако при этом следует иметь в виду, что суд принимает решение исходя из обстоятельств дела, тяжести совершенного преступления и личности виновного.
Пробационный надзор имеет определенные пределы и устанавливается на срок от одного года до трех лет. Данный период времени необходим как испытательный срок для лица. В данный промежуток времени лицу оказывается социально-правовая поддержка органами пробации.
Со дня вступления приговора суда в законную силу начинает исчисляться срок пробационного надзора. Закон не исключает назначения лицу, к которому применен пробационный надзор, дополнительных наказаний, предусмотренные статьей 64 Уголовного кодекса.
Пробация предполагает соблюдение следующих условий (обязанностей).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
В случае освобождения лица от отбывания наказания с применением мер пробационного надзора суд возлагает на осужденного одну или более из следующих обязанностей:
1. пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или болезни, представляющей опасность для здоровья других лиц, на что им предварительно было дано согласие до вынесения приговора суда;
2. не употреблять алкоголь, наркотические, психотропные или токсические вещества;
3. не контактировать с определенными лицами;
4. возместить в определенный судом срок ущерб, причиненный потерпевшему в результате преступления;
5. не посещать определенные места;
6. находиться в определенное судом время суток по месту жительства;
7. поступить на работу или учебу к установленному судом сроку;
8. участвовать в программах ресоциализации, назначаемых органом пробации;
9. осуществлять обязанности по содержанию лиц, находящихся на иждивении;
10. по требованию органа пробации извещать об исполнении обязанностей, возложенных судом (3).
В литературе есть мнение ученых, где говорится, что: «В случае соблюдения этих условий правовыми последствиями пробации являются полное освобождение, от какого бы то ни было наказания за совершенное преступление и отсутствие судимости как определенных правоограничений, являющихся следствием осуждения за преступление [4, с. 412].
Мы полностью разделяем такую точку зрения по следующим основаниям. Во-первых, лицо впервые совершает преступление; во-вторых, пробационный надзор применяется к лицам, совершивших менее тяжкое преступление; в-третьих, он добросовестно выполнил все надзорные требования и возложенные на него пробационные обязанности.
В разрез такому суждению Уголовный кодекс Киргизской Республики 2017 г. не предусмотрел в таких случаях правового последствия, как отсутствие судимости.
Институт пробации нашел свое отражение в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Киргизской Республики. На стадии назначения судебного заседания в случаях, предусмотренных статьей 83 Уголовного кодекса Киргизской Республики, судья поручает органу пробации подготовку пробационного доклада.
Пробационный доклад — заключение органов пробации по итогам проведенного социально-психологического исследования личности, социально-бытовых условий и иных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и выводов возможности (невозможности) применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества и принудительных мер уголовно-правового воздействия. Пробационный доклад готовится органом пробации в месячный срок, представляется в суд и председательствующий судья оглашает в судебном заседании его.
Одним из вопросов, который суд разрешает при постановлении приговора - это наличие основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания с применением пробационного надзора. Решив данный вопрос, суд постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и с освобождением от наказания с применением пробационного надзора.
Законодатель установил определенные требования неприменения пробационного надзора. Надзор не применяется к лицам:
1. осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
2. иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим в Киргизской Республике
3. к лицам, совершившим посягательство на половую неприкосновенность несовершеннолетнего
Институт пробации имплементирован в Уголовно-исполнительном кодексе Киргизской Республики 2017 г. Пробационный надзор (пробация) осуществляется в отношении лиц, освобожденных судом от отбывания наказания в виде лишения свободы не более пяти лет с применением пробационного надзора, на срок, установленный приговором суда.
В процессе осуществления пробационного надзора органы пробации:
1. ведут учет лиц, в отношении которых судом применен пробационный надзор;
2. разъясняют порядок исполнения возложенных судом надзорных требований и пробационных обязанностей, привлечения к ответственности за их неисполнение и нарушение условий пробационного надзора;
3. проводят изучение личности осужденного, состояния здоровья, уровня его образования, трудовой занятости, наличия места жительства, а также выясняют иные сведения для определения объема социально-правовой помощи;
4. разъясняют порядок предоставления социально-правовой помощи, осуществления и прекращения пробационного надзора, а также устанавливают дни явки для регистрации и участия в профилактической беседе;
5. осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.
На основе изучения личности и жизненной ситуации осужденного орган пробации с непосредственным его участием составляет план пробационного надзора (план ресоциализации осужденного) и индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи. В план пробационного надзора (план ресоциализации осужденного) и индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи с согласия осужденного включаются дополнительные мероприятия, направленные на исправление и ресоциализацию осужденного. В период осуществления пробационного надзора в план пробационного надзора (план ресоциализации осужденного) и индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи могут вноситься изменения и дополнения.
Основным направлением социально-правовой помощи осужденным является оказание содействие в получении образования, профессии, трудоустройстве, медицинском лечении, а также в обеспечении правовой помощи (4).
Таким образом, пробация в уголовном законодательстве направлена на гуманизацию уголовных наказаний; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, либо подвергнутых альтернативным мерам наказания; предупреждение совершения преступлений; снижение нагрузки в уголовно-исполнительной системы; снижение нагрузки правоохранительных и правоприменительных органов.
Источники:
(1). Рекомендации по дальнейшему реформированию судебной системы Киргизской Республики: Утверждено Указом Президента КР «О мерах по совершенствованию правосудия в Киргизской Республике» от 8 августа 2012г. УП № 147.
(2). Закон Киргизской Республики «О пробации» от 24.02.2017 г. №34. ст. 1. п. 2.
(3). Уголовный кодекс Киргизской Республики 24.01.2017 г. № 10 ст. 84 ч. 2.
(4). Уголовно-исполнительный кодекс Киргизской Республики от 31.01.2017 г. № 17 ст. 164, 165.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Литература:
1. Зимин С. П. Институт пробации в России // Вестник Омской юридической академии. 2012. №2 (19). С.119-121.
2. Садыков А. У Перспективы института пробации в современной России // Общество и право. 2011. №3 (35). С. 214-222.
3. Шнарбаев Б. К. Становление пробации в Казахстане в рамках международных стандартов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. №3. С. 272-277.
4. Кузнецовой Н. Д., Тяжковой И. М. Курс уголовного права. М. 2002. Т. 2: Учение и наказании. 464 с.
References:
1. Zimin, S. P. (2012). Institut probatsii v Rossii. Vestnik Omskoi yuridicheskoi akademii, 2 (19). 119-121.
2. Sadykov, A. U. (2011). Perspektivy instituta probatsii v sovremennoi Rossii. Obshchestvo i parvo, 3 (35). 214-222.
3. Shnarbaev, B. K. (2017). Stanovlenie probatsii v Kazakhstane v ramkakh mezhdunarodnykh standartov. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 12 (3). 272-277.
4. Kuznetsovoi, N. D., & Tyazhkovoi, I. M. (2002). Kurs ugolovnogo prava. 2: Uchenie i nakazanii. Moscow. 464.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 28.04.2019 г. 02.05.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Сманалиев К. М. Институт пробации в уголовном законодательстве Киргизской
Республики // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 413-419. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/55
Cite as (APA):
Smanaliev, K. (2019). Probation Institute in the Criminal Legislation of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 413-419. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/55 (in Russian).