Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
УДК 340.34.03 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/51
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВАЦИИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРИНЯТИЯ КОДЕКСА КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПРОСТУПКАХ
©Карыпов Б. К., ORCID: 0000-0002-1469-6999, Киргизский национальный университет им.
ЖусупаБаласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
LEGISLATIVE INNOVATIONS AND POSITIVE ASPECTS OF THE ADOPTION OF THE CODE OF THE KYRGYZ REPUBLIC ON OFFENCES
©Karypov B., ORCID: 0000-0002-1469-6999, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье анализируются законодательные новации в рамках реформирования судебной системы Киргизской Республики, в числе первых на постсоветском пространстве принявшей отдельный Кодекс о проступках, определившего курс по гуманизации правосудия, оптимизации уголовной ответственности, декриминализации деяний. Автор также рассмотрел реформы в уголовно-правовой сфере, на основе сравнительного анализа законодательства о проступках государств СНГ раскрыл новые концептуальные подходы к квалификации наказания за правонарушения, а также вопросы внедрения института пробации как отказа от института судимости. Объект исследования - процесс введения в законодательство категории проступка, разграничение уголовных преступлений и проступков. Предметом исследования являются основные новеллы в сфере уголовного законодательства Киргизской Республики, связанные, прежде всего с принятием Кодекса о проступках. При исследовании проблемы использовались всеобщие и частнонаучные методы познания: анализ и синтез, дедукция и индукция, историко-правовой и сравнительный. Автор вносит ряд предложений по совершенствованию и разрешению возможных проблем в правоприменительной практике по правонарушениям, которые в дальнейшем могут быть предметом детальных научных изысканий ученых-правоведов ближнего и дальнего зарубежья.
Abstract. The article analyzes legislative innovations in the framework of reforming the judicial system of the Kyrgyz Republic, which was among the first in the post-Soviet space to adopt a separate Code of Misconduct, which determined the course on humanization of justice, optimization of criminal responsibility, decriminalization of acts. The author also reviewed reforms in the criminal law field, in particular, the introduction of the institute of probation and refusal of the institute of conviction, new conceptual approaches to the qualification of punishment for offenses based on a comparative analysis of the legislation on misconduct in the CIS countries. The object of the study is the process of introducing into the legislation the category of misconduct, the distinction between criminal offenses and misconduct. The subject of the research is the main novelties in the field of criminal legislation of the Kyrgyz Republic, related primarily to the adoption of the Code of Misconduct. In the study of the problem, universal and private scientific methods of cognition were used: analysis and synthesis, deduction and induction, historical-legal and comparative. The author makes a number of suggestions for improving and resolving possible problems in law enforcement practice on offenses, which will later become the subject of detailed scientific research by legal scholars from near and far abroad.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Ключевые слова: кодекс о проступках, преступление, гуманизация, правосудие, уголовное законодательство, институт пробации, наказание за проступок, декриминализация.
Keywords: code of misconduct, crime, humanization, justice, criminal law, probation institute, punishment for misconduct, decriminalization.
Основная цель государства в современных условиях — представлять интересы всех членов общества.
Многие поворотные события последних лет в Кыргызстане связаны с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, способами проведения внутренней и внешней политики, изменениями в различных областях законодательства.
К тому же, уровень общей правовой культуры граждан сказывается во многих областях профессиональной деятельности, и особенно сильно отражается в государственной деятельности [1, с. 107]. Проблемы повышения уровня правовой культуры граждан и государственных служащих, накопленный практический опыт в юридической сфере вызывают необходимость законодательных реформ и изменений.
На наш взгляд, реформы должны выражаться в максимально социально адаптированной политике, в целенаправленном развитии права, гарантировать права, установленные в законах Киргизской Республики, способных удовлетворить потребности субъектов.
Поэтому демократизация социально-экономических процессов в современном Кыргызстане на протяжении всего пути развития суверенного государства оказывает влияние и является прямым основанием для развития законодательства, одним из показателей которого является реформа уголовного законодательства.
Уголовные правовые нормы являются одним из наиболее важных регуляторов общественных отношений. Государство всегда уделяет большое внимание по всем вопросам изменения уголовно-правовых норм, будь это изменения нескольких статей или принятие принципиально нового нормативного правового акта.
В этом плане принятие Кодекса о проступках можно смело назвать революционным шагом нашего государства. Оправданным и правильным был этот шаг или нет, покажет практика.
До 2019 г на территории Киргизской Республики действовали два кодекса, предусматривающие ответственность за уголовные преступления и административные правонарушения: Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности.
На смену им были приняты, и с 1 января 2019 г вступили в действие три новых кодекса: Уголовный кодекс, Кодекс о проступках и Кодекс о нарушениях.
В отличие от старого Уголовного кодекса, который классифицировал преступления небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие преступления. Новый Уголовный кодекс классифицирует преступления как менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие — на три категории.
В новом для законодательства Киргизской Республики Кодексе о проступках нашли свое выражение такие виды правонарушений как: преступления небольшой тяжести и отдельные виды административных правонарушений. Данный подход при рассмотрении вопроса необходимости такого распределения уголовно-правовых норм вызвал большое количество споров.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Нельзя развивать национальную правовую систему и не испытывать влияния других правовых систем. Процесс правового развития всегда должен быть связаны с общемировыми тенденциями.
Современные правовые системы развиваются перенимая и передавая определенные накопленный правовой опыт
Не является исключением и первый Уголовный кодекс Киргизской Республики 1997 г, который основывался на модели советского уголовного права, а пришедшие на смену обновленные кодексы привнесли опыт таких государств как Франция, Англия, США. Финансирование столь знаменательного события в уголовной сфере проходило в рамках Проект ПРООН по укреплению верховенства права при поддержке Посольства Великобритании в Киргизской Республике. В связи с этим возможно говорить о влиянии англо-саксонского права на нашу правовую систему.
В соответствии с Указом Президента Киргизской Республики (https://clck.ru/GYYAj) были сформированы экспертные рабочие группы для разработки законопроектов, направленных на совершенствование процессуальных и иных норм права при отправлении правосудия.
С 2012 г по 2014 г. в рамках Проекта ПРООН по укреплению верховенства права при поддержке Посольства Великобритании в Киргизской Республике, экспертные рабочие группы разработали проекты новых редакций Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского процессуального кодексов, Кодекса о проступках, а также законопроекты «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Киргизской Республике», «О гарантированной государственной юридической помощи в Киргизской Республике» и законопроекты, направленные на повышение ответственности судей (https://clck.ru/GYYAj).
В декабре 2014 г законопроекты были направлены для рассмотрения в Жогорку Кенеш Киргизской Республики.
Весь процесс законопроектной работы был направлен на совершенствование и развитие права. Главной задачей правотворческих органов и правоприменителей станет адаптация принятых нормативных правовых актов к практической реализации для решения проблем в обществе.
Кодекс Киргизской Республики о проступках выступает принципиально новым кодифицированным законом, символом новой политики государства в области профилактики правонарушений. Уголовное право находит новые импульсы динамического развития именно в тех направлениях, которые долгое время не хотели менять.
Как справедливо отмечает В. К. Бабаев, «...динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые» [2, с.206].
Направление гуманизации уголовного законодательства в Киргизской Республике стало приоритетным. Человек должен рассматриваться как высшая ценность, именно он должен доминировать в триаде человек-общество-государство.
Знаменательным был 2003 г, когда в п. 2 ст. 16 Закона Киргизской Республики «О новой редакции Конституции Киргизской Республики» закреплялась норма, что каждый человек в Киргизской Республике имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни (https://clck.ru/GYYYp).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Дальнейшее направление гуманизации уголовного законодательства связано с принятием Закона «О гуманизации уголовного законодательства» 2007 г. (https://clck.ru/GYYXX), который ввел наказание в виде пожизненного лишения свободы и отменил смертную казнь.
Современный этап реформирования уголовного законодательства характеризуется логическим продолжением целенаправленной работы по гуманизации правосудия. Еще одной целью принятия Кодекса о проступках является декриминализация отдельных деяний и объективно настало время пересмотреть карательную политику государства.
Так, Кодекс Киргизской Республики о проступках включает 10 разделов, 34 главы и является органическим продолжением Уголовного кодекса. В Кодекс переведены ряд составов административных правонарушений совершенных физическими лицами.
Из Уголовного кодекса выделяются преступления небольшой тяжести, к ним относятся умышленные преступления, за которые максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные преступления, за которые максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Данные преступления переведены в разряд уголовных проступков. В Кодексе отражены общепризнанные принципы права.
Под проступком в ст. 15 Кодекса признается совершенное субъектом проступка виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или создающее угрозу причинения вреда личности, обществу или государству, наказание за которое предусмотрено настоящим Кодексом. Противоправными признаются умышленное или неосторожное деяние, которое причиняет вред, не являющийся тяжким или значительным в понимании Уголовного кодекса Киргизской Республики, а также умышленное деяние, которое создает угрозу причинения значительного вреда (https://clck.ru/GYYWd).
Можно сделать вывод, что основным квалифицирующим признаком, является ли деяние преступлением или проступком, выступает — вред.
Следующая существенная особенность проступков — их совершение не влечет за собой судимость. Важным моментом в процессе проектной работы явился выбор критериев разграничение преступлений и проступков. Разграничение преступлений и проступков является прогрессивным шагом к оптимизации уголовной ответственности.
Получается логически верная конструкция: проступок — кража в незначительном размере (не превышает 10000 сом); наказание — общественные работы от 40 до 60 часов или штраф от 60000 до 80000 сом. Есть приговор суда, но судимости нет.
Лицо, совершившее кражу в незначительном размере, имеет возможность переосмыслить свое поведение, дать оценку своему деянию и получить возможность на исправление без применения к нему наказания, связанного с лишением свободы.
Важным здесь является то, что человек не несет на себе всю оставшуюся жизнь метку судимости.
Этот момент до настоящего времени не учитывался в уголовном законодательстве Киргизской Республики, и наличие судимости становилось фактически пожизненным социальным осуждением.
Все же государству нельзя быть безгранично гуманным, поскольку предусмотрен механизм на случаи уклонения от исполнения наказания за проступок, где лицо может привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом.
Важным вопросом в рамках уголовно-правовых изменений является вопрос наказания. Так, цель наказания за проступок — это, прежде всего, восстановление общественной справедливости и профилактика новых проступков.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Любому лицу совершившему проступок должно быть назначено справедливое наказание, цель которого направлена на возможность перевоспитания и возвращения осужденного к полноценной жизни как члена общества.
Справедливость наказания выступает показателем гуманизации уголовного законодательства. В связи с этим, Кодекс о проступках предусматривает наказания, не связанные с лишением свободы.
Если проанализировать виды наказаний предусмотренных санкциями Кодекса о проступках, то можем выделить: общественные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, штраф и арест в отношении военнослужащих.
Вводимые категории наказаний в Кодексе о проступках предусматривает вводимые две категории по всем видам наказаний. Например: ограничение свободы I категории: от 3 до 6 месяцев, II категории: от 6 месяцев до одного года.
Ограничение свободы заключается в наложении судом на лицо, признанное виновным в совершении проступка, определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту его жительства без изоляции от общества под надзором органа пробации.
Новым институтом уголовного законодательства Киргизской Республики является институт пробации. Хотелось бы отметить положительное значение данного института не только для осужденного, но и для государства, общества в целом.
Показательно, мы не теряем связи с человеком, он остается участником общественных отношений, не лишается свободы. Государство применяет в отношении такого человека условное осуждение, где он на время испытательного срока, установленного судом. Стал ли осужденный на путь исправления или нет, должно указывать как осужденный выполняет обязательства, который будет находиться под надзором органов пробации.
Закон определяет пробацию как социально-правовой институт государства, применяющий к клиентам пробации комплекс мер государственного принуждения, общественного воздействия при их добровольном участии в индивидуальных социально-правовых программах, основанный на социальном исследовании личности и направленный на исправление клиентов пробации, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоциализации (https://clck.ru/GYYT5).
Органы пробации наделяются функцией оценки поведения осужденного. Оказание социального содействия и принятие мер к возвращению осужденных к обычной жизни как раз таки должно стать главной задачей деятельности органов пробации.
На наш взгляд, Кодекс о проступках окажет положительное влияние на всю правовую систему в целом и даст новый импульс реформированию уголовного законодательства Киргизской Республики. Данный опыт, как мы предполагаем, будет в будущем распространяться и на другие государства бывшего союза.
По данному вопросу Л. Ч. Сыдыкова как руководитель рабочей группы по разработке проектов Уголовного Кодекса Киргизской Республики, Кодекса о проступках и Кодекса о нарушениях отмечает: «Мы ожидаем снижения преступности, рецидива, уровня тюремного населения, коррупции, сужения поля судейского усмотрения и реализации принципа справедливости при назначении наказания» (https://clck.ru/GYYRR).
По данным Верховного суда Киргизской Республики, первый приговор местного суда, после вступления в силу новелл уголовного законодательства был вынесен в отношении Б.Г.М. 1956 года рождения за совершение проступка, предусмотренного статьей 175 Кодекса КР о проступках «Надругательство над государственными символами». Санкция за
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
надругательство над государственными символами может предусматривать либо штраф, либо общественные работы от 40 до 60 часов. Однако по Кодексу Киргизской Республики о проступках последний вид наказания пенсионерам не назначается.
Учитывая личность, возраст женщины, характер и степень общественной опасности проступка, суд назначил наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного соответствующим кодексом. Приговором Ленинского районного суда города Бишкека от 11 февраля 2019 г Б. Г. М. обязали выплатить штраф — 20 тыс сомов в доход государства.
Если обратиться к опыту постсоветских государств по данному вопросу, можно привести примеры Казахстана и Украины.
В Уголовный кодекс Республики Казахстан, который действует с 1 января 2015 г, введено понятие — уголовное правонарушение.
В зависимости от степени общественной опасности и наказуемости уголовное правонарушение разделяется на преступления и уголовные проступки.
За время введения в действие кодекса эффективность института уголовного проступка в Республике Казахстан была подтверждена правоприменительной практикой.
Введение института уголовных проступков также положительно отразилось на результаты работы правоохранительных органов и судей.
В 2018 г на Украине внесли изменение в Уголовный кодекс, предусматривающее уголовный проступок, который характеризуется как правонарушение небольшой тяжести и такое нарушение не влечет уголовной ответственности. Лица, совершившие уголовный проступок и получившие наказания не являются судимыми. В Российской Федерации вопрос об уголовных проступках поднимался еще в 1991 г.
На современном этапе с законодательной инициативой ввести понятие уголовного проступка выступил Верховный суд Российской Федерации. К такого рода уголовным проступкам предлагается отнести преступления небольшой тяжести, не предусматривающие наказание в виде лишения свободы и не влекущее судимость.
Так, председатель Верховного суда В. Лебедев на совещании-семинаре судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации, 12.02.2019 г высказал позицию, что введение уголовного проступка позволит исключить негативные для личности последствия судимости (https://clck.ru/GYYNe). Возможно, в ближайшем будущем российское уголовное законодательство подвергнется изменениям. Для этого требуется политическая воля властных элит.
Положительными моментами принятия Кодекса о проступках и оптимизацией уголовной ответственности можно выделить: декриминализацию деяний, изменение системы и видов наказания, отказ от института судимости, институт пробации.
Одним из подтверждений служит поддержка правоприменителей, так председатель Верховного суда Киргизской Республики высказалась о важности введенного в действие института пробации и необходимости ориентировать местные суды применять пробацию, как альтернативу наказанию (https://clck.ru/GYYPB).
По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:
Считаем необходимым создание самостоятельного государственного органа для выполнения функций пробации.
Так, по вопросу конфискации имущества, которое отнесено к иным принудительным мерам уголовно-правового воздействия, не являющегося наказанием, представляется верным уточнить, за какие конкретные проступки данная мера может быть применяться и не оставлять принятие решения о конфискации имущества на самостоятельное усмотрение суда;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Исходя из принципа гуманизма и социальной справедливости, представляется целесообразным пересмотреть размеры штрафа за совершение проступков для лиц пенсионного возраста.
На базе факультетов социально-гуманитарных наук открыть новую специальность по подготовке квалифицированных кадров для органов пробации.
Таким образом, мы можем сказать, что Кыргызстан идет по пути динамического развития своей правовой системы. Одним из проявлений правового развития является уголовно-правовая реформа и непосредственно принятие Кодекса о проступках. Это шаг к дальнейшему реформированию законодательства, установлению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина.
Список литературы:
1. Айдарбекова Г. Б., Карыпов Б. К. Вопросы повышения правовой культуры в рамках правовой политики Киргизской Республики // Вестник Киргизско-Российского Славянского университета. 2017. Т. 17. №11. С. 106-109.
2. Бабаев В. К. Теория государства и права. М: Юрист. 1999. 592 с.
References:
1. Aidarbekova, G. B., & Karypov, B. K. (2017). Voprosy povysheniya pravovoi kul'tury v ramkakh pravovoi politiki Kyrgyzskoi Respubliki. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta, 17(11). 106-109.
2. Babaev, V. K. (1999). Teoriya gosudarstva i prava. Moscow. Yurist. 592.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 03.05.2019 г. 08.05.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Карыпов Б. К. Законодательные новации и положительные стороны принятия кодекса Киргизской Республики о проступках // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 386392. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/51.
Cite as (APA):
Karypov, B. (2019). Legislative Innovations and Positive Aspects of the Adoption of the Code of the Kyrgyz Republic on Offences. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 386-392. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/51. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
УДК 341.231.14 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/52
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
©Осмонов Д. М., Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан ©Рыспаева Г. С., ORCID 0000-0002-3353-8953, Киргизский национальный университет им.
Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR TRAFFICKING ON THE CRIMINAL CODE
OF THE KYRGYZ REPUBLIC
©Osmonov D., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan ©Ryspaeva G., 0000-0002-3353-8953, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn,
Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются понятие и основание уголовной ответственности за торговлю людьми, поскольку одним из конституционных свобод человека является свобода передвижения на всей территории государства и свободно выбирать себе место постоянного или временного проживания. Авторы отмечают, что при продаже и эксплуатации человека происходит лишение именно этой свободы, которая рассматривается уголовным законом как противоправное, незаконное и наказуемое общественно опасное деяние. Объект исследования — общественные отношения, возникающие в свете новой редакции действующего уголовного законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за торговлю людьми. Предметом исследования явились нормы отечественного законодательства и практика их применения; данные, характеризующие состояние, динамику и структуру преступления за торговлю людьми. Авторы отмечают о необходимости усиления работы по повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов для проведения качественных расследований преступлений в сфере торговли людьми, обеспечить государственное финансирование в сфере защиты жертв торговли людьми.
Abstract. The article discusses the concept and basis of criminal responsibility for trafficking in persons, since one of the constitutional freedoms of an individual is freedom of movement throughout the state and freely choose his place of permanent or temporary residence. The authors note that the sale and exploitation of a person deprives just this freedom, which is considered by criminal law as a wrongful, illegal and punishable socially dangerous act. The object of the research is the public relations arising in the light of the new edition of the existing criminal legislation governing criminal responsibility for trafficking in persons. The subject of the study was the norms of domestic legislation and the practice of their application; data characterizing the state, dynamics and structure of the crime of trafficking in persons. The authors note the need to strengthen the work on improving the skills of law enforcement officers to conduct high-quality investigations into crimes in the field of human trafficking, and to provide state funding for the protection of victims of human trafficking.
Ключевые слова: уголовный кодекс, торговля людьми, права граждан, свобода человека, безработица, купля продажа человека, криминальная ситуация, уголовную ответственность квалифицирующие признаки.
393
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Keywords: criminal code, human trafficking, civil rights, human freedom, unemployment, buying and selling a person, criminal situation, criminal liability, qualifying signs.
Конституция Киргизской Республики (ст. 24 и 25) среди основных прав человека и гражданина признает право каждого на охрану достоинства личности, свободу и личную неприкосновенность (https://clck.ru/GYZMA). В случае нарушения конституционных прав и свобод каждому гарантируется и обеспечиваются их судебная защита (ст. 20 Конституции КР).
УК КР предусматривает уголовную ответственность за ряд преступлений, посягающих на эти конституционные права и свободы граждан.
Одним из таких преступлений, посягающих на неприкосновенность и на личную свободу граждан является торговля людьми и уголовная ответственность за торговлю людьми впервые была введена в уголовное законодательство Киргизской Республики
9 августа 2003 г. в связи с большим распространением этого преступления.
В Кыргызстане с внедрением рыночных отношений криминальная ситуация, связанная с торговлей людьми и эксплуатацией человека ныне имеет тенденцию роста данного преступления и продолжает оставаться сложной, факторами которого явились безработица, бедность, социальное неравенство, кризис экономической сферы.
Уголовный кодекс КР 1997 г до внесения данной статьи предусматривал отдельную норму об уголовной ответственности за торговлю детьми (ст. 159 УК КР) и за вербовку людей для эксплуатации. В последующем эти нормы устанавливающие уголовную ответственность нашли отражение в содержании ст. 124 УК КР (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568) торговля людьми как квалифицирующий признак данного состава преступления.
В последнем десятилетии выделился подъем науки уголовного процесса среди правовых направлений развития государства, связанный с разработкой новых УК КР, УПК КР [1, с. 35].
Гуманизм уголовного права имеет большое влияние на уголовный закон, так как именно закон, обеспечивая задачи, стоящие перед ним, не должен нарушать права, свободы и законные интересы граждан, находящихся под его юрисдикцией.
С одной стороны, он способствует восприятию обществом лица, совершившего правонарушение, не только как правонарушителя, а как человека, обладающего правом на защиту от жестокого обращения и охрану его чести и достоинства.
С другой стороны, в отношении остальных граждан гуманизм, обеспечивая безопасность от различных посягательств, устанавливает в понимании людей правила правомерного поведения, делая их убеждениями, в то же время не подавляя своеобразия личности, способствует ее развитию в правовых рамках [2, с. 86].
Новый Уголовный кодекс Киргизской Республики, принятый 22 декабря 2016 г. и вступивший в действие с 1 января 2019 г., в ст. 171 предусматривает уголовную ответственность за торговлю людьми. Основанием уголовной ответственности за преступление согласно ст. 25 УК КР является: «совершение противоправного деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом». Данный состав преступления состоит из четырех частей, и диспозиция ч. 1 ст. 171 УК КР описывает некоторые самые основные признаки этого деяния.
Торговля людьми, то есть их вербовка, перевозка, укрывательство, прием или передача, осуществленная с их согласия или без согласия, путем угрозы, применения силы или других
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
форм принуждения, шантажа, похищения, мошенничества, обмана, с целью эксплуатации или получения иной выгоды либо без таковой, наказывается лишением свободы — II категории.
Торговля людьми — это противоправная купля-продажа человека или иная незаконная сделка, совершенная виновно, предусмотренное Уголовным кодексом КР наказуемое общественно-опасное деяние, совершенное с целью эксплуатации либо извлечения иных выгод. В новом УК КР в диспозиции ч. 1 ст. 171 в отличие от предыдущего слова «купля-продажа человека» отсутствует, хотя предыдущий УК КР прямо предусматривал. Торговля вообще и торговля людьми в частности всегда совершается между двумя и более лицами и предполагает совершение продажи или покупку, прием или передачу предметов материального мира, а также людей.
Объект торговли людьми. Объект преступления — обязательный признак и один из четырех элементов любого состава преступления предусмотренного УК КР. Общим объектом всех преступлений признается совокупность всех наиболее важных общественных отношений, взятых под охрану уголовным законом. Перечень таких общественных отношений приведен в ч. 1 ст. 2 УК КР — по степени их значимости. Общим объектом преступления торговля людьми является личность, поскольку посягает на один из благ человека на его свободу.
Основные свободы человека закреплены в нормах Конституции Киргизской Республики. Свобода — есть мера дозволенного поведения, где законы не регулируют деятельность человека, а дают возможность распоряжаться своей свободой по-своему усмотрению.
Одним из конституционных свобод человека является свобода передвижения. Каждый гражданин имеет право свободно передвигаться на всей территории государства и свободно выбирать себе место постоянного или временного проживания. При продаже и эксплуатации человека происходит лишение именно этой свободы, которая рассматривается уголовным законом как противоправное, незаконное и наказуемое общественно опасное деяние.
Родовым объектом признается отдельная группа однородных, связанных между собой общественных отношений, охраняемых уголовным законом.
Исходя из родового объекта, выстроена система особенной части, что позволило законодателю объединить в рамках разделов УК КР однородные и тождественные преступления. Родовым объектом преступлений предусмотренные в главе 27 УК КР является личная свобода человека.
Непосредственным объектом торговли людьми признается конкретное общественное отношение, охраняемое уголовным законом, которому непосредственно причиняется ущерб преступлением. По непосредственному объекту преступления против личности можно разделить на следующие виды: преступления против жизни (гл. 21 УК КР), преступления против здоровья (гл. 22 УК КР), иные преступления против личной свободы человека (гл. 27 УК КР).
На личную свободу человека посягает группа однородных преступлений: похищение человека (ст. 170 УК КР), торговля людьми (ст. 171 УК КР), незаконное лишение свободы (ст. 172 УК КР), принудительное использование труда (рабский труд) (ст. 173 УК КР) и незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 174 УК КР).
Если основным непосредственным объектом торговли людьми является личная свобода человека потерпевшего, то при квалифицированных видах торговли людьми дополнительным объектом может быть здоровье потерпевшего (п. 1 ч. 3 ст. 171 УК КР). Потерпевшим может оказаться любое физическое лицо, независимо от пола, возраста,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
национальности, расы или гражданства, социального или должностного положения, вероисповедания и т.д.
Торговля в отношении несовершеннолетнего (п. 2, ч. 2 ст. 171 УК КР) и малолетнего (п. 3, ч. 3 ст. 171 УК КР) рассматриваются как преступления совершенные при отягчающих ответственность обстоятельствах. За торговлю детьми уголовным законом предусмотрено более строгое наказание.
Согласие потерпевшего в тайне от родных и близких на его прием или передачу, то есть «продажу» не исключает состав этого преступления, поскольку закон (ч. 1 ст. 171 УК КР) прямо указывает на такие признаки торговли людьми как «с их согласия или без согласия». «Согласие» потерпевшего быть проданным законодатель установил, что оно может быть получено путем шантажа, мошенничества или обмана.
Объективная сторона торговли людьми. Объективная сторона преступления представляет собой внешнюю сторону поведения человека, совершившего преступление.
Согласно действующему уголовному законодательству (ст. 18 УК КР), такое поведение должно быть: во-первых, общественно опасным, во-вторых, предусмотрено уголовным законом, то есть противоправным. Различают две группы признаков объективной стороны: а) обязательные, б) факультативные.
Обязательными называются такие признаки, которые присущи любому составу преступления в том числе и торговля людьми.
Однако в зависимости от деления состава преступлений на так называемые материальные, формальные и усеченные, количество обязательных признаков может быть различным. Так, в материальных составах преступлений к числу обязательных признаков относятся: а) общественно-опасное действие или бездействие, б) общественно-опасное последствие, в) причинная связь между деянием и наступившими последствиями. В формальных составах указывается только общественно-опасное действие (бездействие) [3].
К факультативным признакам объективной стороны преступления относятся: а) место, б) время, в) способ, г) орудие, д) средства е) обстановка совершения деяния, которые характеризуют объективную сторону не всех, а только некоторых составов преступлений. Законодатель, формулируя состав конкретных преступлений наиболее полно описывает в диспозиции норм особенной части уголовного закона именно признаки объективной стороны.
Законодатель, формулируя состав торговли людьми наиболее полно описывает в диспозиции статьи УК именно признаки объективной стороны. И это далеко не случайно, ибо, с одной стороны, в ряде случаев одно преступление отличается от другого, главным образом, по характеру действия, мотивом, целью или по способу совершения или другими объективными признаками.
Объективная сторона торговли людьми заключается в совершении таких противоправных деяний как вербовка, перевозка, укрывательство, прием или передача, осуществленная с их согласия или без согласия, путем угрозы, применения силы или других форм принуждения, шантажа или похищения.
Торговля людьми может быть совершено любым способом: тайно, открыто, путем принуждения, шантажа, мошенничества, обмана, похищения и в ограничении личной свободы путем перевозки, укрывательство в каком-либо помещении или в другом место на некоторое время. Способами совершения торговли людьми являются мошенничество и обман.
Поскольку слова обман и мошенничество имеют одинаковое содержание один из этих способов указанные в диспозиции представляется лишним.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Таким образом, торговля людьми предполагает совершения в совокупности трех последовательных действий, это: уговор или принуждение человека, перевозка в другое место и последующее насильственное удержание потерпевшего против его воли; совершения торговли людьми является получения выгоды или совершается с целью эксплуатации.
Получения выгоды и есть удовлетворение лицом, т. е. преступником своих материальных потребностей за счет другого, которая в уголовном праве обозначается как корыстный мотив. Потому предлагаем заменить слова «получение выгоды» — корыстным мотивом.
Таким образом, объективная сторона — это признаки состава преступления, характеризующие внешний акт конкретного общественно опасного посягательства, причинившего или способного причинить вред объекту, охраняемому уголовным законом [4].
С другой стороны, и это не менее важно, в поведении субъекта проявляются его сознание, намерения и воля, что позволяет судить о субъективных признаках совершенного деяния.
Субъективная сторона торговли людьми характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновные лица осознают, что противоправно с корыстной или иной целью в свою пользу или в пользу других лиц совершают незаконную сделку по купле или продаже человека. Сознание лицом общественно опасного характера и незаконности купли -продажи человека и предвидение общественно опасных последствий образует интеллектуальный момент, а желание наступления таких последствий относится к волевому моменту прямого умысла.
Содержание интеллектуального момента в умысле лица, совершающего или совершившего торговлю людьми, включает в себя следующие моменты: осознание лицом того, что продажа или покупка человека считается общественно опасным деянием; осознание виновным, что завладение человеком путем торговли есть деяние незаконное и противоправное, то есть он осознает, что не имеет право продавать или покупать этого человека.
Предвидит, что в результате он будет лишен свободы передвижения, и ограничен в других правах и свободах поскольку проданный человек будет эксплуатироваться покупателем.
К содержанию волевого момента в умысле субъекта продажи человека относится желание достижения преступного результата, т. е. получение материальной выгоды от продажи, а в действиях покупателя есть желание владеть, пользоваться и распоряжаться этим человеком как собственным, а также достижение корыстной цели при эксплуатации этого человека.
Мотивы при совершении купли-продажи человека могут быть различными: корысть, месть, ревность, ненависть, вражда, выполнение каких-либо иных действий и др.
Мотивы совершения торговли людьми не являются обязательными признаками для данного состава. В то же время цель совершения торговли людьми является обязательным признаком для этого преступного деяния. Например, когда торговля людьми осуществлено с целью изъятия у лица органов или тканей для трансплантации, покупка с целью эксплуатации либо извлечения иных выгод, продажи с незаконным вывозом за границу или незаконным ввозом из-за границы, вовлечения лица в преступную деятельность и т.д.
Правильное установление мотива и цели торговли людьми имеет принципиальное значение, поскольку они могут влиять как на квалификацию действий виновного (п. 1 ч. 3 ст. 171 УК КР), так и на назначение уголовного наказания.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Субъектом торговли людьми признается вменяемое физическое лицо, которому согласно ч.2 ст. 30 УК КР до совершения преступления исполнилось 14 лет.
Общие признаки субъекта преступления раскрываются в ст. 26 УК КР, где указано, что «субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого в соответствии с настоящим Кодексом наступает уголовная ответственность» [5].
Статья 171 УК КР «Торговля людьми» сконструировано законодателем как формальный состав преступление. Поэтому торговля людьми считается оконченным с момента заключения незаконной сделки.
Всякое купля-продажа считается оконченной сделкой после получения продавцом денег или иных незаконных выгод от покупателя.
В юридической литературе по этому вопросу высказано и другое мнение, что состав торговля людьми носит характер материального состава, однако доводы в обоснование данной позиции не приводятся. Хотя торговля людьми совершенное с целью изъятия у лица органов или тканей для трансплантации (п. 1 ч. 3 ст. 171 УК КР) и с причинением по неосторожности тяжкого вреда (п. 1 ч. 3 ст. 171 УК КР) должно рассматриваться как материальный состав преступления. По этим пунктам виновные привлекаются к уголовной ответственности только при наступлении этих последствий.
Статья 171 в частях 2, 3 и 4 УК КР предусматривается следующие квалифицирующие признаки, то есть отягчающие уголовную ответственность обстоятельства за совершение торговли людьми.
2. То же деяние, совершенное:
1) в отношении двух или более лиц;
2) в отношении несовершеннолетнего;
3) группой лиц по предварительному сговору;
4) лицом с использованием служебного положения;
5) с перемещением потерпевшего через государственную границу Киргизской Республики или его незаконным удержанием за границей;
6) в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного.
3. То же деяние, совершенное:
1) с целью изъятия у лица органов или тканей для трансплантации;
2) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
3) в отношении малолетнего;
4) с причинением по неосторожности тяжкого вреда.
4. Вербовка, перевозка, укрывательство, прием или передача малолетнего или несовершеннолетнего, осуществленные с согласия или без согласия, без применения силы или других форм принуждения, шантажа, похищения, мошенничества, обмана, с целью эксплуатации или получения иной выгоды либо без таковой, наказываются лишением свободы 2 категории.
По конструкции часть 1 ст. 171 УК КР торговля людьми - относится к сложному составу преступления. Поскольку торговля всегда совершается с участием двух или более лиц: продавца и покупателя. Купля продажа двух или более лиц квалифицируется по п.1 ч. 2 ст. 171 УК КР в том случае, когда торговля людьми, т.е. продажа или покупка двух или более лиц происходило одновременно и охватывались единством умысла виновных и продавца и покупателя.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
Квалифицирующими признаками торговли людьми также считаются деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего или малолетнего и рассматриваются как отягчающее ответственность обстоятельства (п. 2 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 124 УК КР). Торговля несовершеннолетнего предполагает совершения купли-продажи или иной незаконной сделки между покупателем или продавцом, при условии, что, хотя бы один из них достоверно знал, что продает или покупает несовершеннолетнего, то есть лица, не достигшего 18-летнего возраста. Если торговля людьми совершено в отношении лица не достигшего 14-летнего возраста виновные подлежать привлечению к уголовной ответственности по ч. 3 п. 3 ст. 171 УК КР как деяние, совершенное в отношении малолетнего.
Торговля людьми группой лиц по предварительному сговору означает, что в совершении этого действия участвовали двое или более лиц, заранее сговорившихся о совершении незаконной сделки по купле-продаже человека (п. 3 ч. 2 ст. 171 УК КР). Необходимо отметить, что торговля людьми по части 1 ст. 124 УК КР всегда совершается в соучастии поскольку купля-продажа человека есть незаконная сделка, которая всегда заключается между двумя или более сторонами, лицами.
С объективной стороны это преступление всегда совершается в соучастии. В связи с этим отмечаем что, торговля людьми совершенный между двумя соучастниками (соисполнительство) охватываются ч. 1 ст. 171 УК КР. На наш взгляд конструкция ч. 1 статьи должна рассматриваться как сложный состав преступления.
Совершение торговли людьми группой лиц по предварительному сговору предусмотренный в п. 3 ч. 2 ст. 171 УК КР должно быть дополнено следующим квалифицирующим признаком указанное в ч. 3 ст. 44 УК КР организованной преступной группой. Который предполагает совершения торговли людьми тремя или более лицами с распределением ролей организатора, подстрекателя, исполнителя и пособника. Даже в тех случаях, когда члены группы выполняли различные роли (например, одни осуществляли вербовку, другие занимались перевозкой, другие укрывали проданного или купленного человека, принимали или передавали покупателю и т.д.), все они являются соисполнителями одного преступления — торговли людьми.
Понятие организованной преступной группы дается в ч. 3 ст. 44 УК КР, согласно которой такой группой признается устойчивая группа из трех или более лиц, предварительно соорганизовавшихся для совершения одного или нескольких преступлений, где функции и роли между соучастниками предварительно распределены.
Однако, встречаются случаи, когда торговля людьми совершаются преступным сообществом. Отсутствие такого квалифицирующего признака считается недостатком данного состава преступления. В связи, с чем предлагаем дополнить пункт к ч. 4 ст. 171 УК КР следующим квалифицирующим признаком как торговля людьми «преступным сообществом».
Для применения п. 2 ч. 3 ст. 171 уголовный закон выдвигает обязательное условие заведомую осведомленность виновного о том, что он совершает продажу или покупку женщины находящейся в состоянии беременности. При этом для квалификации не имеет значения срок беременности, важна достоверная осведомленность об этом субъекта преступления.
Законодатель предусмотрел в ч. 3 ст. 171 УК КР особо квалифицирующие обстоятельства, к числу которых относятся деяния, предусмотренные в ч. 3 данной статьи, если повлекли по неосторожности смерть потерпевшего. Неосторожное же причинение смерти потерпевшему при купле продаже человека не требует квалификации по совокупности, так как оно полностью охватывается диспозицией п. 3 ч. 3 ст. 171 УК КР. Если
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
же смерть потерпевшего наступила в результате причинения тяжкого вреда здоровью, действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 171 и п. 1 ч. 3 ст. 138 УК КР.
Убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью первоначально похищенного, но в последствии проданного или купленного человека квалифицируется по совокупности совершенных преступлений по соответствующей части статьи ст. 171 УК КР и по ст. 130 УК КР в первом случае или по ст. 138 и ч. 3 ст. 171 УК КР во втором случае.
Лица подлежат привлечению к уголовной ответственности за совокупность совершения нескольких преступлений. В указанных случаях необходимо назначение наказания за каждое преступление, поскольку субъект посягает на два разных охраняемых уголовным законом объекта и совершает два совершенно разных юридически значимых общественно-опасных действий.
УК КР установивший уголовную ответственность за торговлю людьми предусмотренные в составе объективные и субъективные признаки указывает на то, что существует два похожие, но самостоятельные по своему характеру деяния. В связи с этим мы предлагаем следующее название вида преступления: «Эксплуатация или торговля людьми».
Хотелось бы отметить, что в Кыргызстане на практике жертвы торговли людьми остаются без квалифицированной государственной защиты, а адвокат для потерпевших от торговли людьми выделяется в рамках гарантированной государством юридической помощи только для несовершеннолетних, в то время как торговцы людьми имеют финансовые возможности привлечь сразу нескольких профессиональных защитников.
Остается актуальным вопрос негативного отношения к жертвам торговли людьми, как сексуальной, так и трудовой эксплуатации, со стороны сотрудников правоохранительных органов [6, с. 113].
Мы считаем, что необходимо усилить работу по повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов для проведения качественных расследований преступлений в сфере торговли людьми, обеспечить государственное финансирование в сфере защиты жертв торговли людьми. Принцип гуманизма требует реального обеотечения защиты закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, имущества от преступных посягательств.
Список литературы:
1. Рыспаева Г. С. Процессуальный порядок судебного разбирательства с участием присяжных заседателей в Кыргызской Республике // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 3. С. 36-45.
2. Рыспаева Г. С. Вопросы теории и практики гуманизации уголовно-правовой политики в КР // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. С. 85-88.
3. Курманов К. Ш. Комментарий к Уголовному кодексу Кыргызской Республики. Бишкек: Наука и образование. 2003. 195 с.
4. Владимиров В. А., Кириченко В. Ф., Ляпунов Ю. И. Советское уголовное право. Состав преступления. М.: ВШ МООП СССР. 1968. 117 с.
5. Осмоналиев К. М. Уголовное право Кыргызской Республики. Бишкек. 2016. 245 с.
6. Салыбекова Т. С., Рыспаева Г. С. Совершенствование уголовной политики КР в противодействии торговле людьми и незаконной миграции (сравнительный анализ) // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. №3. С. 113-117.