Научная статья на тему 'О содержании института пробации в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан и Киргизской Республики'

О содержании института пробации в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан и Киргизской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительное законодательство / уголовное наказание / условное осуждение / условно-досрочное освобождение / пробация / пробационный контроль и надзор / criminal executive legislation / criminal punishment / conditional sentence / parole / probation / probation control and supervisionprobation / probation control and supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Михайлович Потапов

На основании исследования уголовно-исполнительных кодексов Республики Казахстан и Киргизской Республики в статье рассматривается содержание пробации в данных нормативных правовых актах, приводятся ее виды и формы, условия пробационного надзора (контроля), а также последствия их нарушений. Раскрываются закрепленные в кодифицированных актах функции и полномочия государственных органов и служб, а также иных субъектов в данной сфере. Кроме того, в статье проводится оценка содержания социально-правовой помощи лицам, в отношении которых действуют механизмы пробации, закрепленные в уголовно-исполнительных кодексах Республики Казахстан и Киргизской Республики. Результаты исследования могут быть использованы в нормотворческой деятельности в связи с принятием Федерального закона «О пробации в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Михайлович Потапов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the content of the probation institute in the penal legislation of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic

Based on a study of the penal codes of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic, the article discusses the content of probation in these regulatory legal acts, provides its types and forms, the conditions of probation supervision (control), as well as the consequences of their violations. The functions and powers of state bodies and services, as well as other entities in this area, enshrined in codified acts, are disclosed. In addition, the article assesses the content of social and legal assistance to persons subject to probation mechanisms, enshrined in the penal codes of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic. The results of the study can be used in rule-making activities in connection with the adoption of the Federal Law «On Probation in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «О содержании института пробации в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан и Киргизской Республики»

АНДРЕИ МИХАИЛОВИЧ ПОТАПОВ

начальник факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И potapov_35@list.ru, http://orcid.org/ 0000-0002-0047-1000

Вологда

О содержании института пробации в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан и Киргизской Республики

Аннотация. На основании исследования уголовно-исполнительных кодексов Республики Казахстан и Киргизской Республики в статье рассматривается содержание пробации в данных нормативных правовых актах, приводятся ее виды и формы, условия пробационного надзора (контроля), а также последствия их нарушений. Раскрываются закрепленные в кодифицированных актах функции и полномочия государственных органов и служб, а также иных субъектов в данной сфере. Кроме того, в статье проводится оценка содержания социально-правовой помощи лицам, в отношении которых действуют механизмы пробации, закрепленные в уголовно-исполнительных кодексах Республики Казахстан и Киргизской Республики. Результаты исследования могут быть использованы в нормотворческой деятельности в связи с принятием Федерального закона «О пробации в Российской Федерации».

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, уголовное наказание, условное осуждение, условно-досрочное освобождение, пробация, пробационный контроль и надзор

Для цитирования

Потапов А. М. О содержании института пробации в уголовно-исполнительном законодательстве

Республики Казахстан и Киргизской Республики // Ведомости уголовно-исполнительной системы.

2023. № 4. С. 34-41. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-251-4-34-41.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

УДК 343.843

DOI: 10.51522/2307-0382-2023-251-4-34-41

Пробация является достаточно известным и распространенным институтом в мировой практике исполнения уголовных наказаний и постпенитенциарного сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Актуальность и значимость ее очевидна, а опыт применения свидетельствует об эффективности проба-ции как части прогрессивной системы отбывания наказания. Данное утвер-

© Потапов А. М., 2023_

ждение находит отражение и в юридической литературе. Так, С. А. Старостин и Н. В. Анискина отмечают, что институт пробации имеет достаточно глубокие исторические корни [1], Е. В. Ермасов и О. В. Дегтярева - что служба пробации является важнейшим институтом уголовного правосудия и предупреждения преступлений во многих странах мира [2]. И. Я. Козаченко, Д. Н. Сергеев, Н. С. Ма-лолеткина делают выводы о его необхо-

ANDREY M. POTAPOV

Head of the Faculty of Vocational Education and Additional Vocational Education, VILE of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Lieutenant Colonel of the Internal Service potapov_35@list.ru, http://orcid.org/ 0000-0002-0047-1000 Vologda

On the content of the probation institute in the penal legislation of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic

Abstract. Based on a study of the penal codes of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic, the article discusses the content of probation in these regulatory legal acts, provides its types and forms, the conditions of probation supervision (control), as well as the consequences of their violations. The functions and powers of state bodies and services, as well as other entities in this area, enshrined in codified acts, are disclosed. In addition, the article assesses the content of social and legal assistance to persons subject to probation mechanisms, enshrined in the penal codes of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic. The results of the study can be used in rule-making activities in connection with the adoption of the Federal Law «On Probation in the Russian Federation».

Keywords: criminal executive legislation, criminal punishment, conditional sentence, parole, probation, probation control and supervisionprobation, probation control and supervision

For citation

Potapov A. M. On the content of the probation institute in the penal legislation of the Republic of Kazakhstan and the Kyrgyz Republic // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 4. C. 34-41. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-251-4-34-41.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

димости и актуальности в Российской Федерации [3, 4].

Межотраслевой характер данного института предопределил разные подходы к его организации в ряде стран, которые реализуются специализированными государственными службами и (или) общественными организациями и заключаются в контроле за отдельными категориями осужденных или освобожденных из мест лишения свободы, а также

в оказании им помощи в социальной адаптации и ресоциализации. Очевидно, что зарубежный опыт требует изучения в связи с тем, что в Российской Федерации пробация находится в стадии становления, идет разработка правовой и организационной основ ее применения. Оценка зарубежного опыта пробации может показать как возможности его использования в нашей стране, так и проблемы его имплементации в разрабаты-

ваемое отечественное законодательство в данной сфере. Так, Н. С. Малолеткина считает логичным перенять опыт службы пробации Республики Казахстан для совершенствования деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации [4]. Мы разделяем данную позицию и отмечаем, что наиболее близким к российскому законодательству также выступает уголовно-исполнительное законодательство Киргизской Республики, где элементы пробации также закреплены в его содержании и применяются уже на протяжении ряда лет, что делает оценку имеющегося опыта обоснованным.

В Республике Казахстан и Киргизской Республике действуют самостоятельные законодательные акты о пробации [5, 6]. Данными документами определяются понятие, цели, задачи пробации, ее формы, субъекты и виды. Так, пробация в Республике Казахстан - это система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений [5]. В Киргизской Республике - это социально-правовой институт государства, применяющий к клиентам пробации комплекс мер государственного принуждения, общественного воздействия при их участии в индивидуальных социально-правовых программах, основанный на социальном исследовании личности и направленный на исправление клиентов пробации, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоци-ализации [6].

Отдельно в законах закрепляется, что правовую основу пробации составляют ряд кодифицированных актов, одним из которых выступает Уголовно-исполни-

тельный кодекс Республики Казахстан (далее - УИК РК) [7] и Уголовно-исполнительный кодекс Киргизской Республики (далее - УИК КР) [8]. Поэтому в рамках проводимого исследования мы исходим из необходимости оценки, прежде всего, отражения пробации или ее элементов в уголовно-исполнительных кодексах указанных стран. Дополнительным обоснованием такой необходимости является отсутствие на текущий момент нормативных правовых актов по изменению Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее -УИК РФ) в рамках принятого федерального закона «О пробации в Российской Федерации» [9], и материалы исследования могут быть использованы при их разработке.

Анализ УИК РК и УИК КР показывает, что пробация в Республике Казахстан и Киргизской Республике выступает в качестве модели организации пенитенциарного и постпенитенциарного сопровождения подконтрольных (подназдорных) лиц. Это подтверждается и соответствующими научными исследованиями. Так, Б. К. Шнарбаев отмечает, что основной целью проба-ции в Республике Казахстан выступает предупреждение рецидива преступлений, а также она выступает одним из средств индивидуальной профилактики преступлений [10]. А. Б. Скаков считает, что внедрение полного цикла пробации в Республике Казахстан обеспечит непрерывность процесса ресо-циализации поднадзорных лиц. [11], а З. С. Токубаев, характеризуя институт пробации в Казахстане, утверждает, что законодательно созданы механизмы ре-социализации осужденных и снижения рецидива, что способствует противодействию преступности [12].

Отметим, что УИК РК и УИК КР содержат положения, касающиеся условий и форм пробационного контроля или надзора.

Рассмотрим их подробнее. В Республике Казахстан одной из форм пробации является контроль за исполнением лицами, состоящими на учете, возложенных законом и судом обязанностей. Функции такого контроля осуществляются службой пробации и полицией и распространяются на осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, условно осужденных и освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы (статья 19 УИК РК). Количество указанных лиц в Республике Казахстан с 2018 года не превышает 5 % от общего числа лиц, находящихся под пробацией (более 55 тысяч человек) [13].

Пробационный надзор в Киргизской Республике осуществляется в отношении лиц, освобожденных судом от отбывания наказания в виде лишения свободы с применением пробационного надзора, на срок, установленный приговором суда (статья 164 УИК КР). При этом в статье 5 Закона Киргизской Республики «О пробации» указаны дополнительные категории, в отношении которых устанавливается пробационный надзор [6]. Это лица, которым приговором суда назначено наказание без изоляции от общества и принудительные меры уголовно-правового воздействия, а также освобожденные условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы и подлежащие надзору. Клиентами пробации также являются лица, в отношении которых осуществляется социальное исследование (обвиняемые, в отношении которых судом назначена подготовка пробационного доклада, и осужденные, подлежащие условно-досрочному освобождению из мест лишения свободы).

Количество лиц, находившихся под надзором органов пробации в Киргизской Республике на 31.01.2023, составляло более 5,5 тысяч человек [14].

В Казахстане пробационный контроль распространяется также на несо-

вершеннолетних. Так, служба пробации контролирует поведение подростков, осужденных к ограничению свободы и осужденных условно, а полиция - условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы и в отношении которых судом назначена принудительная мера воспитательного воздействия (статья 20 УИК РК).

Постановка несовершеннолетнего на учет осуществляется в присутствии родителей или иных законных представителей, которые также незамедлительно вызываются при задержании подростка, находящегося в розыске. Совместно с представителями органов опеки и попечительства служба пробации ежеквартально проводит обследование жилищных условий несовершеннолетних.

В Киргизской Республике в отношении несовершеннолетних осуществляются аналогичные мероприятия с привлечением сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам детей, социальных работников или иных представителей уполномоченных государственных органов по защите детей (статья 167 УИК КР).

К условиям пробационного контроля в Республике Казахстан законодатель отнес обязательность явки подконтрольного лица для постановки на учет, отчета о поведении и участия в профилактических беседах, соблюдение условий и порядка отбывания наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, уведомление об изменении места жительства, работы или учебы (статья 21 УИК РК).

В Киргизской Республике установлены схожие условия пробационного надзора (статья 166 УИК КР). При этом законодатель закрепил возможность отмены или дополнения судом по представлению органа пробации ранее установленных обязанностей при наличии соответствующих оснований (статья 166 УИК КР). Данная возможность отдельно

в рамках регламентации пробационно-го контроля в Республике Казахстан не предусмотрена, что, на наш взгляд, снижает ее эффективность. Данный вывод находит подтверждение и в юридической литературе. Так, Д. Т. Амуртаева, Ш. Ш. Шаяхметов отмечают, что различные категории подконтрольных лиц нарушают установленные в отношении них требования, при этом контроль за ними не осуществляется [13].

В УИК КР в условиях пробации отдельно рассматриваются права поднадзорных лиц - право на получение профессионального образования (в том числе за пределами места отбывания наказания, но с обязательной постановкой на учет в орган пробации по месту нахождения учебного заведения); на краткосрочные выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами и в отпуск, а также проведение выходных (праздничных) дней вне места жительства. Законодатель указывает, что данные права реализуются с согласия органов пробации (статья 166 УИК КР).

Необходимо отметить, что условия пробационного контроля в Киргизской Республике более развернуты по содержанию в сравнении с ранее рассмотренными условиями в Республике Казахстан.

Для выполнения условий контроля в Республике Казахстан определены следующие полномочия службы пробации: организация учета подконтрольных лиц, разъяснение им порядка исполнения возложенных судом обязанностей и привлечения к ответственности за их неисполнение, осуществления и прекращения контроля, получения социально-правовой помощи, установление их места жительства, состояния здоровья, уровня образования и трудовой занятости (статья 22 УИК РК).

Как уже отмечалось ранее, законодатель в Киргизской Республике в деталях раскрыл условия осуществления про-

бационного надзора. Данный прием использован и в отношении полномочий органов пробации при его осуществлении. Наряду с аналогичными полномочиями службы пробации в Республике Казахстан, в Киргизской Республике дополнительно регламентируется деятельность по подготовке плана пробаци-онного надзора (плана ресоциализации осужденного) и индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи. Содержание указанной помощи отражает основные необходимые условия ресоциализации поднадзорного: обучение, трудоустройство, лечение, содействие государственных органов и общественных организаций (статья 165 УИК КР).

В Республике Казахстан вопросы социально-правовой помощи осужденным не включаются в содержание пробаци-онного контроля, но отнесены к компетенции исправительных учреждений и реализуются в рамках пенитенциарной пробации (часть 4 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О пробации»). Кроме того, социально-правовая помощь условно-досрочно освобожденным оказывается со стороны местных исполнительных органов, общественных объединений и иных организаций пробации (часть 2 статьи 17 Закона Республики Казахстан «О пробации»).

На полицию распространяются полномочия по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными. Для повышения эффективности своей деятельности сотрудники полиции могут применять электронные средства слежения (статья 169 УИК РК). Данные средства также может использовать и служба пробации при контроле за условно осужденными (статья 174 УИК РК).

Обязанности освобожденных условно-досрочно, подпадающих под проба-ционный контроль, фактически совпадают с обязанностями иных категорий подконтрольных лиц, за исключением

обязанности по возмещению ущерба от преступления и запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических средств (психотропных веществ) или их аналогов в немедицинских целях. Кроме того, при невозможности установить местонахождение подконтрольного лица суд по представлению полиции объявляет его в розыск и избирает меру пресечения. Данный законодательный подход отсутствует в Киргизской Республике, что, на наш взгляд, снижает его эффективность. Представляется, что указанные положения подлежат реализации в Российской Федерации.

В рамках оценки уголовно-исполнительного законодательства анализируемых стран необходимо рассмотреть ответственность осужденных за нарушения условий пробационного контроля (надзора).

Механизм привлечения к ответственности поднадзорных лиц в Киргизской Республике реализуется в зависимости от повторности их нарушений. При однократном нарушении осужденный письменно предупреждается о возможных последствиях при повторном нарушении. При повторном нарушении без уважительных причин в течение года после письменного предупреждения орган пробации выходит с представлением в суд об установлении для осужденного дополнительных обязанностей. Представление в суд об отмене пробацион-ного надзора и отбывании назначенного наказания направляется в случае неявки осужденного в орган пробации без уважительной причины и нарушения им два или более раза надзорных требований и пробационных обязанностей (статья 168 УИК КР).

В Республике Казахстан законодатель использовал иной подход к ответственности подконтрольных лиц. Статьей 176 УИК РК закреплены категории нарушений, за совершение которых служба пробации вносит в суд представление

о продлении срока контроля осужденному условно, но не более чем на один год, а в отношении несовершеннолетнего - не более шести месяцев, а также выносит предупреждение о возможности отмены условного осуждения. В их числе - административные правонарушения в виде посягательств на общественный порядок и нравственность, права несовершеннолетних, на личность и в сфере семейно-бытовых отношений; умышленное повреждение (порча) электронных средств слежения либо неявка для регистрации без уважительной причины, смена места жительства без уведомления службы пробации, уклонение от прохождения геномной регистрации, совершение уголовного проступка.

Отмена условного осуждения и направление к месту отбывания наказания осуществляется судом на основании представления службы пробации в связи с неисполнением условно осужденным своих обязанностей, повторного совершения нарушений или если такое лицо скрылось от контроля. Исключение законодатель делает только для несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется повторное продление срока контроля, не более чем на один год (статья 176 УИК РК).

В отношении остальных категорий лиц в случае несоблюдения условий контроля служба пробации после письменного предупреждения направляет представление в суд о принятии к ним мер, предусмотренных законом (статья 23 УИК РК).

Таким образом, рассмотрев основные особенности анализируемой сферы, необходимо сделать ряд выводов:

- уголовно-исполнительное законодательство рассматриваемых стран содержит положения, регламентирующие реализацию отдельных элементов про-бации, в частности, пробационного контроля (надзора). Данный факт, безусловно, создает правовую основу для выпол-

нения задачи профилактики рецидива преступлений среди освобожденных из исправительных учреждений, осужденных условно и к ограничению свободы.

- в рассматриваемых странах функционируют специализированные государственные органы или службы, обеспечивающие пробационный контроль (надзор) за отдельными категориями осужденных или освобожденных из мест лишения свободы. В то же время ведомственная принадлежность этих подразделений (в Республике Казахстан - к Министерству внутренних дел Республики Казахстан, в Киргизской Республике - к Министерству юстиции Киргизской Республики), а также особенности категорий лиц, за которыми осуществляется контроль с их стороны, не единообразны. В данном случае каждое из государств самостоятельно

определяет категории подконтрольных лиц.

- закрепление системы пробацион-ного контроля (надзора) в Республике Казахстан и Киргизской Республике наряду с уголовно-исполнительным законодательством в иных нормативных актах создает условия не только для дублирования их положений, но и противоречий между ними. Очевидно, данных моментов необходимо избегать в отечественной правотворческой деятельности при функционировании института пробации.

- существующий законодательный и правоприменительный опыт рассматриваемых стран по внедрению системы пробации, безусловно, должен быть учтен в Российской Федерации ввиду схожего содержания уголовно-исполнительного законодательства.

1. Старостин С. А., Анискина Н. В. Служба пробации в России: выбор политики и перспективы развития // Пенитенциарная наука. 2022. № 2. С. 206.

2. Ермасов Е. В., Дегтярева О. Л. Вопросы создания службы пробации в России // Закон и право. 2016. № 8. С. 75.

3. Козаченко И. Я., Сергеев Д. Н. Постпенитенциарный контроль в России: радужные перспективы и обоснованные сомнения // Преступление, наказание, исправление : сб. тезисов выступлений и докладов участников II Международного пенитенциарного форума (Рязань, 25-26 ноября 2015 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2015. С. 165.

4. Малолеткина Н. С. Правовые основы и организационное обеспечение совершенствования исполнения уголовных наказаний в России (с учетом зарубежного опыта пробации) // Человек: преступление и наказание. 2020. № 2. С. 227-228.

5. О пробации : закон Республики Казахстан от 30.12.2016 № 38-VI // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2016. № 24. С. 128.

6. О пробации : закон Киргизской Республики от 24.02.2017 № 34 // Эркин-Тоо. 03.03.2017. № 33.

7. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 № 234-V // Казахстанская правда. 2014. № 134.

8. Уголовно-исполнительный кодекс Киргизской Республики от 31.01.2017 № 17 // Эркин-Тоо. 08.02.2017. № 17-18.

9. О пробации в Российской Федерации : федер. закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

10. Шнарбаев Б. К. Становление пробации в Казахстане в рамках международных стандартов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 3. С. 274.

11. Скаков А. Б. Особенности пробации в отношении отдельных категорий лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тезисов выступлений и докладов участников (Рязань, 21-23 ноября 2017 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2017. С. 71.

12. Токубаев З. С. Институт пробации - основная мера противодействия преступности // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том I. 2018. С. 301.

13. Амуртаева Д. Т., Шаяхметов Ш. Ш. Проблемы применения пробационного контроля в Республике Казахстан // Человек: преступление и наказание. 2020. № 1. С. 35-36.

14. Новости // Департамент пробации при Министерстве юстиции Кыргызской Республики [сайт]. URL: https://probation.gov.kg/ru/sobytiya/novosti/727.html (дата обращения: 13.03.2023).

1. Starostin S. A., Aniskina N. V. Probation Service in Russia: Policy Choice and Development Prospects // Penitentiary science. 2022. No. 2. P. 206.

2. Ermasov E. V., Degtyareva O. L. Issues of creating a probation service in Russia // Law and Legislation. 2016. No. 8. P. 75.

3. Kozachenko I. Ya., Sergeev D. N. Post-penitentiary control in Russia: bright prospects and justified doubts // Crime, punishment, correction : collection of articles. abstracts of speeches and reports of the participants of the II International Penitentiary Forum (Ryazan, November 25-26, 2015). Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2015. P. 165.

4. Maloletkina N. S. Legal bases and organizational support for improving criminal penalties execution in Russia (taking into account the international experience of probation) // Man: crime and punishment. 2020. No. 2. P. 227228.

5. On probation : Law of the Republic of Kazakhstan dated December 30, 2016 No. 38-VI // Vedomosti of the Parliament of the Republic of Kazakhstan. 2016. No. 24. P. 128.

6. On probation : law of the Kyrgyz Republic dated February 24, 2017 No. 34 // Erkin-Too. 03/03/2017. No. 33.

7. Penal Code of the Republic of Kazakhstan dated 05.07.2014 No. 234-V // Kazakhstanskaya Pravda. 2014. No. 134.

8. Penal Code of the Kyrgyz Republic dated January 31, 2017 No. 17 // Erkin-Too. 02/08/2017. Nos. 17-18.

9. About probation in the Russian Federation : Federal Law of February 6, 2023 No. 10-FL. Access from LRS «ConsultantPlus».

10. Shnarbaev B. K. Formation of probation in Kazakhstan within the framework of international standards // Socio-economic phenomena and processes. 2017. No. 3. P. 274.

11. Skakov A. B. Features of probation in relation to certain categories of persons who find themselves in the field of criminal proceedings // III International Penitentiary Forum "Crime, Punishment, Correction": Sat. abstracts of speeches and reports of participants (Ryazan, November 21-23, 2017). Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2017. P. 71.

12. Tokubaev Z. S. The probation institute is the main measure to combat crime // The activities of law enforcement agencies in modern conditions: a collection of materials of the XXIII international scientific and practical conference. In 2 volumes. Volume I. 2018. P. 301.

13. Amurtaeva D. T., Shayakhmetov Sh. Sh. Problems of probation control using in the Republic of Kazakhstan // Man: crime and punishment. 2020. No. 1. P. 35-36.

14. News // Department of Probation under the Ministry of Justice of the Kyrgyz Republic [website]. URL: https:// probation.gov.kg/ru/sobytiya/novosti/727.html (date of access: 13.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.