Научная статья на тему 'Понятие принципа уголовного права'

Понятие принципа уголовного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5317
727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА / PRINCIPLES OF CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степашин Виталий Михайлович

Рассматриваются признаки и функции принципов уголовного права. Формулируется авторское понятие принципа уголовного права.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степашин Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the features and functions of the principles of criminal law. Author formulated the concept of the principle of criminal law.

Текст научной работы на тему «Понятие принципа уголовного права»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 1 (50). С. 192-196.

УДК 343.2

ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА УГОЛОВНОГО ПРАВА

THE NOTION OF THE PRINCIPLE OF CRIMINAL LAW В. М. СТЕПАШИН (V. M. STEPASHIN)

Рассматриваются признаки и функции принципов уголовного права. Формулируется авторское понятие принципа уголовного права.

Ключевые слова: принципы уголовного права.

In the article the features and functions of the principles of criminal law. Author formulated the concept of the principle of criminal law.

Key words: principles of criminal law.

Фундаментальной проблемой права, в том числе уголовного, является проблема принципов: их понимания, системы, социальной обусловленности, содержания, значения, реализации.

Л. Л. Кругликов отмечает, что в вопросе принципов уголовного права (законодательства, ответственности) Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) 1996 г. сделал существенный прорыв: во-первых, впервые реализована идея о закреплении непосредственно в законе вопроса о принципах уголовной ответственности; во-вторых, определён их круг; наконец, в-третьих, самим законодателем раскрыто содержание каждого из них (ст. 3-7 УК) [1].

Современная доктрина демонстрирует многообразие подходов к пониманию и определению уголовно-правовых принципов.

В академических словарях принцип (лат. ргтартш - начало, основа) трактуется как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д. [2]. Такое понимание разделяется большинством учёных-правоведов, также определяющих принцип через категорию идеи (предельно обобщённой идеи, начала, образующего элемента и т. п.), концентрирующей и формулирующей

содержательную сторону правового института, его сущность.

Г. А. Кригер полагал принципами права «вытекающие из социально-экономической природы, общественного строя и закреплённые в праве идеологические, политические и нравственные начала (руководящие идеи), направляющие регулятивную и охранительную функцию права и определяющие характер, основания и объём применения государственного принуждения и иных мер воздействия» [3].

«Принцип в праве, - пишет В. А. Якушин, - есть руководящая идея, основополагающее начало, отражающее сущность социально-правовой действительности и закрепляющее основные философские, нравственно-этические и социально-правовые положения, на основе которых строятся и формируются правовая доктрина, законотворчество, правоприменительная практика и поведение людей» [4].

Другие учёные точнее, на наш взгляд, определяют принципы права (законодательства) через более конкретизированное понятие требования (совокупности требований) [5]; предельно обобщённые идеи, выражающие обязательные требования, на которых строятся уголовное право и уголовно-правовая политика [6].

© Степашин В. М., 2017

В.Д. Филимонов рассматривает принципы уголовного права как выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации, а также задачами борьбы с преступностью и представляющие собой положения, определяющие содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права» [7]. Б. Т. Разгильдиев определяет уголовно-правовой принцип как выраженную в уголовно-правовой форме совокупность нравственных требований, предъявляемых обществом, его членами к государственной власти по принятию ею уголовных законов, их применению, исполнению гражданами в части обеспечения уголовно-правовой охраны прав, свобод, не противоречащих закону интересов личности, законных интересов общества и государства. Учёный подчёркивает, что юридическая природа уголовно-правовых принципов... заключается во внедрении нравственности в уголовное законодательство для определения ею (нравственностью) границ действия УК РФ [8].

Справедливо отмечается также идеологическая и политическая составляющие принципов [9].

Между тем, как верно замечает Т. Р. Сабитов [10], в теории советского права признаки (свойства) правовых принципов подробно не разрабатывались, а среди них, как правило, упоминались следующие: 1) принципы права - это его сквозные идеи; 2) они выражают основы права, закрепляемые в нём закономерности общественной жизни; 3) реально выражены в самой материи права; 4) имеют самостоятельное регулирующее значение [11]. Чуть позже назывались: универсальность, поскольку принципами пронизана вся юридическая материя и они должны учитываться в любой ситуации; высшая императивность, означающая то, что непререкаемая обязательность принципов сильнее предписаний, которые не считаются принципами; особая общезначимость, заключающаяся в том, что претворение их в жизнь имеет важнейшее значение для всего обще-

ства [12]. В целом же, следует согласиться с Т. Р. Сабитовым, единого понимания того, какими признаками должен обладать правовой принцип, не сложилось: у каждого автора свой набор и своё количество признаков, лишь некоторые из них совпадают [13].

Н. А. Лопашенко приходит к выводу, что принципы уголовного права: 1) выявляют внутренние объективные закономерности уголовного права и потому сами являются объективными принципами; 2) основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и законодательства; 3) направляют уголовное право в русло решения охранительной и предупредительной задач; 4) имеют «сквозной характер», выполняют интегрирующую роль (пронизывают всё уголовное право и законодательство, проявляются во всех уголовно-правовых институтах, действуют на уровне законодательства и правоприменения); 5) обладают высшей императивностью и общезначимостью; 6) обеспечивают эффективность уголовного права и уголовной политики [14].

В.Д. Филимонов выделяет признаки, характеризующие содержание и способ реализации принципа уголовного права: это, во-первых, его начальное и отправное положение, которое определяет содержание или всей совокупности норм уголовного права, или значительной их части, во-вторых, требование, обязательное для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью, в-третьих, имеет для уголовного права сквозной характер, так как пронизывает содержание или всех его норм (например, принципы законности, равенства граждан перед законом), или большую их часть (например, принципы вины, гуманизма), в-четвертых, носит устойчивый характер, выражая сформировавшееся отношение законодателя к утвердившимся в стране социальным ценностям, наконец, в-пятых, такое положение, которое получило юридическое выражение путём закрепления в уголовно-правовых нормах и без которого оно потеряло бы свой правовой характер [15].

Т. Р. Сабитов к конституирующим относит следующие признаки уголовно-правовых принципов: 1) нормативность; 2) обусловленность человеческой деятельностью; 3) науч-

ная обоснованность; 4) идеологическая выраженность; 5) универсальность; 6) императивность; 7) политическая обоснованность; 8) системность [16].

Обращается внимание на тесную взаимосвязь и взаимообусловленность принципов [17].

Однако некоторые признаки, которыми «наделяются» уголовно-правовые принципы, трудно признать конститутивными свойствами (качествами) последних.

Многие авторы, как показано выше, указывают на такой признак принципов, как их устойчивый характер (незыблемость). Между тем «устойчивость» принципов весьма относительна и ограничена, что предопределено в первую очередь социально-экономической, идеолого-политической обусловленностью последних. В литературе верно обращается внимание, например, на то, что в связи с изменением общественного строя потерял свою актуальность целый ряд таких принципов уголовного права, как интернационализм, участие общественности в борьбе с преступностью, всемерная охрана завоеваний трудящихся и др. [18].

По этим же соображениям необоснованным видится признание универсального характера правовых (в том числе уголовно-правовых) принципов. «Незыблемость» и «универсальность» выступают скорее в качестве переменных, факультативных характеристик принципов, поскольку их содержание - даже при неизменности наименования - может кардинально изменяться даже в течение относительно небольшого отрезка времени (принципы демократизма, личной ответственности).

Более того, даже действующие, обще-признаваемые, законодательно закреплённые уголовно-правовые принципы зачастую трактуются не просто неединообразно, но и взаимоисключающе (принципы справедливости, гуманизма). Последнее во многом предопределено культурными особенностями не только на индивидуальном уровне, но и на уровне социальных групп, и тем более глобальном уровне (национальном, государственном, межгосударственном). В новейших диссертационных исследованиях убедительно выделяется ряд уголовно-правовых категорий, наглядно отражающих взаимосвязь

культуры и уголовного права, наиболее насыщенных культурными особенностями. К данным категориям с очевидностью относятся и уголовно-правовые принципы [19]. «Универсальность» и «незыблемость» принципов в этой связи представляются весьма условными, даже эфемерными.

Сам перечень основополагающих начал, их содержание, как верно замечает М. В. Бав-сун, - это крайне зависимые категории, которые сами по себе производны не только от государственной идеологии, но и от конкретных жизненных условий. Соответственно, наполняемость каждого из принципов также производна от таких условий, что и объясняет зачастую различный подход к пониманию той же законности и справедливости, представление о которых меняется сообразно трансформации окружающей обстановки [20].

Трудно переоценить значение уголовно-правовых принципов.

Не случайно принципам уголовного законодательства предлагается посвятить отдельную главу УК [21].

Прежде всего обращается внимание на интегрирующую роль принципов в уголовном праве. Л. Л. Кругликов и Л. Е. Смирнова отмечают, что принципы уголовного права способны инициировать процессы унификации. Они являются индикаторами потребности в ней, наводят на мысль о необходимости её осуществления [22]. В. Д. Филимонов пишет: «Принципы уголовного права играют роль своего рода контрапункта, гармонизирующего всю совокупность уголовно-правовых норм, отсеивающего ненужные, а порой и вредные положения и формирующего в ко -нечном итоге такое содержание российского уголовного законодательства, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общества». Принципы:

1) указывают направление, в котором должно развиваться и совершенствоваться уголовное законодательство (например, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение интересов личности, общества и государства и т. п.);

2) определяют содержание интеграционного воздействия на нормы уголовного права, концентрируя их на охране важнейших из социально значимых объектов;

3) обеспечивают единство уголовного права путём предъявления ко всем составляющим его правовым нормам единых требований [23].

Роль принципов уголовного права учёный видит в том, чтобы служить опосредующим и связующим звеном между криминологической реальностью и всей совокупностью правовых норм, составляющих российское уголовное законодательство [24]. Во-первых, принцип воплощается в правилах, закреплённых в других правовых нормах. Во-вторых, принцип конкретизируется в других правовых нормах. В-третьих, в целом ряде случаев принцип выражается в правиле, являющемся частным по отношению к более общему правилу и тем не менее в силу своей важности составляющему одно из исходных правовых положений [25].

При этом многими учёными признаётся известная декларативность принципов. В. В. Мальцев с сожалением констатирует: «Законодатель не взял на себя обязанности руководствоваться в правотворческой деятельности им же провозглашёнными принципами, отменить или изменить всякую норму, противоречащую этим принципам» [26].

Таким образом, признаками уголовно-правовых принципов мы полагаем: 1) объективную обусловленность (прежде всего социальную, в том числе нравственную и идеолого-политическую, и экономическую); 2) научную обоснованность; 3) обязательность (императивность).

Уголовно-правовые принципы выполняют: 1) обеспечительную функцию (обеспечение эффективности уголовного закона и правоприменительной деятельности через закрепление и достижение целей уголовного законодательства); 2) интегративную функцию (через определение содержания и обеспечение системности законодательства); 3) генерирующую функцию (определение вектора развития уголовного законодательства).

Принципы уголовного права, таким образом, возможно определить как объективные, социально обусловленные, научно обоснованные, обязательные для законодательных и правоприменительных органов интегративные требования нравственного, идеолого-политического характера, определяющие содержание, стратегию развития и

обеспечивающие системность уголовного

законодательства, направленные на выполнение его задач.

1. Кругликов Л. Л. О принципе целесообразности в уголовном праве // Категория «цель» в уголовном, уголовно-исполнительном праве и криминологии : материалы IV Рос. конгресса уголовного права, состоявшегося 2829 мая 2009 г. - М. : Проспект, 2009. - С. 275.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - С. 614; Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 960; БСЭ. - 3-е изд. - Т. 20. - М., 1975. - С. 1752 и др.

3. Кригер Г. А. Место принципов советского уголовного права в системе принципов права // Советское государство и право. - 1981. -№ 2. - С. 102.

4. Уголовное право России. Общая часть / под ред. проф. Ф. Р. Сундурова. - Казань, 2003. -С. 33.

5. Попов А. Н. Принцип справедливости в уголовном праве : дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 1993. - С. 26; Коршиков И. В. Принцип гуманизма в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1999. - С. 27.

6. Сабитов Т. Р. Система уголовно-правовых принципов. - М. : Проспект, 2012. - С. 23.

7. Филимонов В. Д. Принципы уголовного права. - М. : Центр ЮрИнфоР, 2002. - С. 34.

8. Разгильдиев Б. Т. Уголовно -правовые принципы: понятие, реализация, юридическая природа // Уголовно-правовые, пенитенциарные принципы и их реализация: правотворческий, правоприменительный уровни : Всерос. науч.-практ. конф. (28-29 марта 2005 г., г. Саратов) : в 2 ч. / под ред. Б. Т. Разгильдиева. -Саратов : Изд-во СГА, 2005. - Ч. 1. - С. 5-7.

9. Чередниченко Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. - М. : Волтерс Клувер, 2007. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». См. также: Российское уголовное право. Общая и Особенная части : учебник : в 3 т. - Т. 1. Общая часть. - 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Н. А. Лопашенко. - М. : Юрлитинформ, 2014. - С. 62.

10. Сабитов Т. Р. Указ. соч. - С. 7.

11. Алексеев С. С. Проблемы теории права. -Свердловск, 1972. - С. 102-105.

12. Теория государства и права / отв. ред. А. И. Королев, Л. С. Явич. - Л., 1987. -С. 285-286.

13. Сабитов Т. Р. Указ. соч. - С. 8.

14. Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. - СПб. :

Юридический центр Пресс, 2004. - С. 157159.

15. Филимонов В. Д. Норма уголовного права. -СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. -С. 31-32.

16. Сабитов Т. Р. Указ. соч. - С. 9.

17. Яшин В. Н., Горелова Г. И. Система принципов уголовного права Российской Федерации как гарантия законности правоприменительной деятельности // Следователь. - 2006. -№ 3. - С. 6.

18. Российское уголовное право. Общая и Особенная части : учебник : в 3 т. - Т. 1. - С. 62.

19. Бибик О. Н. Культурное измерение уголовно-правовых и криминологических исследований: теоретические и практические аспекты : дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2015.

20. Бавсун М. В. Методологические основы уголовно-правового воздействия : монография. -М. : Юрлитинформ, 2012. - С. 146-147.

21. Лопашенко Н. А. Разумная уголовная политика и завтрашний Уголовный кодекс России:

идеи и идеалы // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели : материалы VII Рос. конгресса уголовного права (31 мая - 1 июня 2012 г.). - М. : Проспект, 2012. - С. 157.

22. Кругликов Л. Л, Смирнова Л. Е. Унификация в уголовном праве. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2008. - С. 196.

23. Филимонов В. Д. Принципы уголовного права. - С. 32.

24. Отмечается, что принципы выполняют посредническую функцию между существующей идеологической основой и непосредственно правоприменительным процессом. См.: Бавсун М. В. Указ. соч. - С. 139.

25. Филимонов В. Д. Указ. соч. - С. 5, 10, 11.

26. Мальцев В. В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. - СПб., 2004. - С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.