Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА'

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1234
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ / КАТЕГОРИЯ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ЛЕС / FOREST LAND / LEGAL REGIME OF LAND / CATEGORY OF LAND / LAND PLOT / FOREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковыршина Елена Игоревна

В настоящей статье исследуется понятие «правовой режим земель лесного фонда». Актуальность указанной темы обусловлена отсутствием в положениях современной правовой доктрины единого представления о содержании понятия правового режима земель. Поэтому отсутствует единый подход к определению конечного перечня инструментов его установления для характеристики той или иной категорий земель, в том числе земель лесного фонда. Для характеристики правового режима земель лесного фонда в статье рассмотрены некоторые доктринальные определения понятия «правовой режим земель», выявлено соотношение правового режима земель и земельных участков, а также способы (инструменты) их определения. На основе анализа норм действующего законодательства и доктринальных позиций выделены особенности правового режима земель лесного фонда, земельных участков из их состава, предложено определение понятия «правовой режим земель лесного фонда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE LEGAL REGIME OF FOREST LANDS

This article examines the concept of «legal regime of forest lands». The relevance of this topic is based on the absence of a unified understanding of the content of the legal regime of lands concept in the modern legal doctrine provisions. Therefore, there is no unified approach to determining the final list of instruments for its establishment for the characteristics of a particular category of land, including forest land. The article examines some doctrinal definitions of the «legal regime of lands» concept to characterize the legal regime of forest lands and also reveals the relationship between the legal regime of lands and land plots, as well as methods (tools) for their definition. The features of the legal regime of forest lands, land plots from their composition are highlighted on the basis of the analysis of the norms of the current legislation and doctrinal positions. The definition of the concept of "legal regime of forest lands" is proposed.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА»

6.2. Понятие правового режима земель лесного фонда

©Ковыршина Елена Игоревна

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г.Москва, Россия elen.i.kovyrshina@gmail.com

Аннотация

В настоящей статье исследуется понятие «правовой режим земель лесного фонда». Актуальность указанной темы обусловлена отсутствием в положениях современной правовой доктрины единого представления о содержании понятия правового режима земель. Поэтому отсутствует единый подход к определению конечного перечня инструментов его установления для характеристики той или иной категорий земель, в том числе земель лесного фонда.

Для характеристики правового режима земель лесного фонда в статье рассмотрены некоторые доктри-нальные определения понятия «правовой режим земель», выявлено соотношение правового режима земель и земельных участков, а также способы (инструменты) их определения. На основе анализа норм действующего законодательства и доктринальных позиций выделены особенности правового режима земель лесного фонда, земельных участков из их состава, предложено определение понятия «правовой режим земель лесного фонда».

Ключевые слова: земли лесного фонда, правовой режим земель, категория земель, земельный участок, лес.

Для цитирования: Ковыршина Е.И. Понятие правового режима земель лесного фонда // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 098-103.

The concept of the legal regime of forest lands

©Kovyrshina Elena Igorevna

Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Moscow, Russia elen.i.kovyrshina@gmail.com

Abstract

This article examines the concept of «legal regime of forest lands». The relevance of this topic is based on the absence of a unified understanding of the content of the legal regime of lands concept in the modern legal doctrine provisions. Therefore, there is no unified approach to determining the final list of instruments for its establishment for the characteristics of a particular category of land, including forest land.

The article examines some doctrinal definitions of the «legal regime of lands» concept to characterize the legal regime of forest lands and also reveals the relationship between the legal regime of lands and land plots, as well as methods (tools) for their definition. The features of the legal regime of forest lands, land plots from their composition are highlighted on the basis of the analysis of the norms of the current legislation and doctrinal positions. The definition of the concept of "legal regime of forest lands" is proposed.

Keywords: forest land, legal regime of land, category of land, land plot, forest.

For citation: Kovyrshina E.I. The concept of the legal regime of forest lands // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №7. Pp. 098-103. (in Russ.).

Введение

Понятие правового режима земель лесного фонда (далее - ЗЛФ) является теоретическим и основывается на общем для всех категорий земель понятии «правовой режим земель».

Понятие «правовой режим земель»

Понятие «правовой режим земель» впервые было введено профессором И.И. Евтихеевым, который разрабатывал тему единого государственного земельного фонда еще в начале прошлого века. Он писал, что при государственной собственности на землю, как едином правовом основании, для отельных разрядов земель существуют различные земельные режимы - определенные права и обязанности органов земельного управления в отношении таких земель [1].

В последующем в науке земельного права о содержании понятия правового режима земель было высказано множество точек зрения, в связи с чем данное понятие получало иное наполнение [2], [3]. Однако классическое понимание данной категории придал Н.И. Краснов. Он полагал, что необходимо выделять общий правовой ре-

жим для всех земель, который должен быть противопоставлен режиму иных природных ресурсов, а также -правовой режим отдельной категории земель. Правовой режим земель, по мнению ученого, должен являть собой обобщение правовой характеристики земли как объекта права, определяющее круг важнейших правоотношений, складывающихся по поводу земли [4].

Представление правовой доктрины о том, какие правоотношения по поводу земли должны входить в круг «наиболее значимых», менялось с течением времени в связи с преобразованием общественного и политического строя, изменением правовых реалий - законодательного регулирования имущественных отношений, в том числе, отношений собственности на землю.

Из анализа современной правовой доктрины следует, что понятие «правовой режим земель» - это совокупность норм, которые регулируют отношения прав на землю, закрепляют систему соответствующих прав (право собственности и права лиц, не являющихся собственниками земли), регулируют отношения по охране земель, а также отношения управления в сфере рационального использования и охраны земель. Нормами-инструментами определения правового режима земель

также называют нормы, устанавливающие оборото-спобность земель, специальные требования по их охране и защите (обязанность проведения рекультивации земель, восстановления их плодородия) [5], [6], [7].

Также в понятие «правовой режим земель» некоторые авторы включают нормы об установленном в публичных интересах особом правовом режиме территорий (например, Байкальской природной территории [8]), устанавливающие земельно-правовую ответственность за нарушение норм земельного законодательства и определяющие особенности оборота земельных участков [9]. Включение правовых норм об особенностях оборота земельных участков в понятие «правовой режим земель» представляется необоснованным ввиду различий содержания правового режима земель и земельных участков (подробнее об этом далее в настоящей статье).

Действующее законодательство не предусматривает определение понятия «правовой режим земель», но указывает на основной инструмент, с помощью которого его можно установить - принадлежность земель к определенной категории по целевому назначению. В правовой литературе категорию земель определяют как совокупность относительно однородных по целевому и функциональному назначению земельных участков, объединенных в группу в зависимости от их природного, социального и экологического значения [5].

Законодательство исходит из обязательности отнесения земель и земельных участков в их составе к определенной категории [10]. Потребность в установлении категории земель и определении принадлежности к определенной категории земель конкретного земельного участка возникает при необходимости их использования. Вместе с тем, правовой режим земель и правовой режим земельных участков одной и той же категории не являются тождественными.

Как подчеркивал О.И. Крассов, практическое значение понятия правового режима земель заключается в определении порядка использования и охраны земель той или иной категории, установлении содержания права собственности в отношении определенной категории земель, пользования землями на основании титулов, специфике управления в сфере использования и охраны земель. Правовой режим земельного участка определяет содержание прав и обязанностей конкретного землепользователя [11]. Из этого следует, что инструменты определения правового режима земель и правового режима земельного участка из состава земель одной категории отличаются.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ) к способам (инструментам) определения правового режима земельного участка относится установление вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий [12]. Однако данный инструмент не является универсальным, поскольку градостроительные регламенты разрабатываются в отношении не всех категорий земель, территорий, земельных участков.

Земельным законодательством установлены и иные способы определения правового режима земельного участка - ограничения прав на землю, которые представляет собой формально установленные пределы осуществления субъективных прав на земельные участки, а также установление в публичных интересах особого правового режима территорий. К ним относятся установление зон с особыми условиями использования

территорий, специальные условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников истории и культуры, природы, сохранения плодородного слоя почвы и другие ограничения (ст. 56 ЗК РФ). Установление сервитута, публичного сервитута, резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд предполагают дополнительные ограничения по использованию земельных участков, а поэтому влияют на их правовой режим.

С приведенных выше теоретических позиций и положений законодательства представляется возможным рассмотреть общие черты правового режима ЗЛФ и земельных участков из их состава.

Особенности правового режима ЗЛФ

Первой особенностью, определяющей также иные особенности правового режима ЗЛФ, является факт произрастания на таких землях основного массива лесов (лесной растительности) России. Земли данной категории составляют 97% от общей площади покрытых лесами земель [13]. В связи с этим ЗЛФ являются пространственным базисом, на котором расположены леса и в границах которого осуществляется пользование лесами и обеспечивается их охрана.

Леса (лесная растительность) и земли, на которых они произрастают, не изолированы, существуют в естественном биологическом единстве, оказывают взаимовлияние, а правовой режим ЗЛФ также зависит и определяется правовым режимом лесов, произрастающих на таких землях. Поэтому справедливым представляется следующее замечание И.О. Красновой. Рассматривая правовой режим ЗЛФ, она указывает, что земли «занимают подчиненное положение по отношению к произрастающим на них лесам», а поэтому «содержание земельных правоотношений определяется интересами, целями и задачами охраны и использования лесов» [14].

Ко второй особенности правового режима ЗЛФ следует отнести то, что нормы, определяющие правовой режим таких земель, содержатся не только в земельном, но и в лесном законодательстве.

Так, пунктом 2 ст. 101 ЗК РФ установлено, что к отношениям по использованию и охране ЗЛФ применяются не только нормы ЗК РФ, но и лесное законодательство. Исходя из смысла п. 2 ст. 3 ЗК РФ, к земельным отношениям применяются нормы лесного законодательства в той степени, в которой они не урегулированы нормами земельного законодательства. Из этого следует, что основы правового режима ЗЛФ определены нормами ЗК РФ (а также иными нормативными правовыми актами земельного законодательства), а его особенности - нормами лесного законодательства.

Третьей особенностью правового режима ЗЛФ является целевое назначение таких земель.

Несмотря на то, что ЗЛФ являются пространственным базисом, на котором расположены леса, это не умаляет их значения, как самостоятельного объекта правого регулирования. Земли лесного фонда являются не производственным базисом, а средством производства в лесном хозяйстве ввиду присущей им естественной производительной способности [15]. Способность ЗЛФ выступать в качестве самостоятельного средства производства обусловлена плодородием почв, которые на них расположены. Именно данная особенность обуславливает целевое назначение ЗЛФ.

Хотя в законодательстве отсутствует специальная норма, указывающая на целевое назначение ЗЛФ, из общих положений Зк РФ следует, что правое регулирование отношений в сфере использования и охраны земель осуществляется, исходя из представлений о земле, в том числе, как о природном ресурсе, который реализуется как средство производства в лесном хозяйстве и основа осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Установлен приоритет охраны земель в качестве средства производства, в том числе, в лесном хозяйстве перед иными способами использования земель (пп.1, 2 п.1 ст. 1 ЗК РФ).

Таким образом, основанием выделения ЗЛФ в качестве одной из категорий земель по целевому назначению является их использование в качестве средства производства в лесном хозяйстве.

В связи с этим необходимо отметить, что при колоссальных площадях, занятых лесами и масштабах ведения лесного хозяйства действующее законодательство фрагментарно регулирует вопрос об обеспечении и воспроизводстве плодородия зЛф. Оно ограничено несколькими положениями лесного законодательства о необходимости производства рекультивации земель (а именно, при создании объектов (не) связанных с лесной инфраструктурой, в рамках мероприятий, направленных на улучшение земель и охране почв от нефтяного загрязнения и различных видов негативного воздействия). А предусмотренные земельным законодательством общие требования об охране земель (обязанность рекультивации земель, недопущение существенного снижения плодородия земель) не учитывают особенности правового режима ЗЛФ, произрастание на них лесов (стати 13, 21, 60.1, 60.12 ЛК РФ, ст. 13 ЗК РФ). В то же время в отношении обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, которые являются средством производства в сельском хозяйстве, действует специальный закон [16].

Ценность ЗЛФ как средства производства в лесном хозяйстве должна быть обеспечена эффективным законодательством об охране, воспроизводстве, поддержании плодородия почв, которые расположены на ЗЛФ. В связи с чем представляется целесообразным дополнить земельное и лесное законодательство специальными нормами, которые будут направлены на обеспечение и повышение плодородия расположенных на них почв.

Четвертой особенностью правового режима ЗЛФ является форма собственности на такие земли. Согласно Федеральному закону от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на ЗЛФ установлена федеральная собственность [17].

В состав ЗЛФ включены лесные земли, предназначенные для лесовосстановления и на которых произрастает лес (лесная растительность), а также используемые для освоения лесов и неудобные для использования нелесные земли. Все эти земли составляют основную часть общегосударственного земельного фонда и находятся в собственности Российской Федерации. Такое положение направлено на обеспечение наиболее рационального использования и охраны лесов (лесной растительности), расположенных на землях этой категории. Особое значение федеральной собственности на ЗЛФ подчеркивает Р.В. Блинников,

указывая, что она является предпосылкой эффективного управления системой лесосбережения и разработки лесных ресурсов [18].

Полномочия Российской Федерации как особо субъекта отношений собственности на зЛф реализуются посредством передачи органам государственной власти субъектов РФ правомочия по распоряжению такими землями. Реализуя их (полномочия), Российская Федерация обязана руководствоваться публичными интересами.

Закрепление федеральной собственности на ЗЛФ обуславливает пятую особенность правового режима ЗЛФ - их ограничение в обороте, запрет на предоставление в частную собственность. Перечень титулов, на основании которых допускается пользование ЗЛФ, предусмотрен ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) [19].

Еще одной, шестой, особенность правового режима ЗЛФ является осуществление некоторых специальных функций государственного управления в сфере использования и охраны таких земель (государственная инвентаризация лесов, ведение государственного лесного реестра, районирование лесов, лесоустройство, государственный мониторинг (пожарной опасности, ле-сопатологический мониторинг, мониторинг воспроизводства лесов), планирование в области использования, охраны, воспроизводства лесов, государственная экспертиза проекта освоения лесов, федеральный государственный лесной надзор).

Так, на ЗЛФ проводится лесоустройство, в рамках которого осуществляется проектирование лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов). Лесничества, в свою очередь, определяют границы ЗЛФ. В результате лесоустройства устанавливаются границы лесов, их территории делятся на участковые лесничества, определяется квартальная сеть лесничеств, лесопарков [19].

Ведение Государственного лесного реестра (далее -ГЛР) - еще одна специальная функция управления в сфере использования и охраны ЗЛФ. ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также информации о ЗЛФ (лесных и нелесных), о земельных участках из их состава, о лесничествах и иные сведения.

Еще одной важной чертой правового режима ЗЛФ является то, что за пользование данными землями не взимается земельный налог. Согласно п.2 ст. 389 НК РФ земельные участки из состава ЗЛФ не признаются объектом налогообложения. Для исключения таких земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу, согласно письму Минэкономразвития от 13.03.2007 № Д08-840, достаточно подтвердить его принадлежность к данной категории земель [20]. Представляется, что данную черту правового режима можно отнести как к особенностям правового режима ЗЛФ, так и к особенностям правового режима земельных участков из их состава.

Правовой режим земельного участка из состава ЗЛФ учитывает и уточняет особенности правового режима земель категории.

Некоторые особенности правового режима земельных участков из состава ЗЛФ

В законодательстве не определен способ определения целевого назначения земельных участков из состава ЗЛФ. Вместе с тем, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 22б целевое назначение земельного участка определяется его принадлежностью к определённой категории земель [21]. Следовательно, целевое назначение земельного участка из состава ЗЛФ должно определяться целевым назначением ЗЛФ, которым в соответствии с пп.1. п.1 ст.1 ЗК РФ является ведение лесного хозяйства.

Некоторые авторы отмечали, что конкретное целевое назначения земельных участков из состава ЗЛФ определяется после предоставления его на соответствующем праве на основании норм лесного законодательства [5]. Так, предоставление земельных участков из состава ЗЛФ осуществляется на основании титулов (прав), предусмотренных ст.9 ЛК РФ: постоянное (бессрочное) пользование, сервитут или публичный сервитут, безвозмездное пользование, аренда. Целью предоставления земельных участков является осуществление видов разрешенного использования, установленных в соответствии с зонированием территории. Однако на ЗЛФ градостроительное зонирование не осуществляется и градостроение регламенты не устанавливаются. В связи с этим, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), виды разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ устанавливаются лесохозяйственными регламентами в соответствии с лесным законодательством [22].

Также особенности правового режима земельного участка из состава ЗЛФ определяются проектом освоения лесов. Указанные документы (лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов) являются основой использования, осуществления охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также определения характеристик земельного участка и видов его разрешенного использования в зависимости от допустимых видов использования лесов. Основанием для досрочного прекращения права пользования земельным участком из состава ЗЛФ является несоблюдение требований и ограничений, установленных указанными документами.

Так, лесохозяйственный регламент лесничества, в границах которого расположены земельный участок, устанавливает совокупность факторов, которые определяют содержание правового режима земельного участка из состава ЗЛФ: нахождение земельного участка в границах лесных или нелесных земель, целевое назначение произрастающих на земельном участке лесов (защитные, резервные, эксплуатационные). Целевое назначение леса определяет возможность выбора того или иного вида использования лесов, предусмотренного ст.25 ЛК РФ, который, в свою очередь, определяет вид разрешенного использования земельного участка из состава ЗЛФ.

Так, например, возможность создания на земельном участке того или иного объекта лесной инфраструктуры и не связанного с лесной инфраструктурой объекта находится в зависимости от вида леса, произрастающего на таком участке (ч.5 ст.13, ч.7 ст.21 Лк РФ). В защитных лесах, к примеру, не допускается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры (ч.2 ст.14 ЛК

РФ). Деятельность, осуществляемая на земельном участке, покрытом защитными лесами, должна соответствовать их целевому назначению и полезным функциям. Установлен запрет на изменение целевого назначения защитных лесов, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Помимо установленных ограничений по использованию участков из состава ЗЛФ в зависимости от произрастающих на них лесов, правовой режим таких участков определяется также требованиями к их охране, защите, в том числе путем установления требования по рекультивации земель после использования земельных участков для восстановления плодородия расположенных на них почв и последующего воспроизводства лесов (ст.13, 21 ЛК РФ).

Из приведенных выше норм следует, что правовой режим земель и участков из состава ЗЛФ определяется целями обеспечения охраны и защиты произрастающих на таких землях лесов, их важнейшего значения как природного объекта и природного ресурса.

В то же время, изменение правового режима ЗЛФ может отражаться на состоянии лесов. В связи с этим, справедливо замечание В.Н. Харькова о том, что какие-либо изменения в регулировании земельных отношений должны рассматриваться в совокупности с ожидаемыми результатами их реализации в системе отношений по обеспечению рационального использования природного ресурса и его охраны как компонента природной среды [23].

Выводы:

1. Правовой режим ЗЛФ можно определить как совокупность правовых норм, определяющих целевое назначение ЗЛФ, форму собственности на такие земли, возможность их вовлечения в оборот, а также порядок их использования и охраны с учетом произрастания на них лесов (лесной растительности), особенности управления в сфере использования и охраны таких земель, права и обязанности пользователей в целях обеспечения рационального использования и охраны земель и лесов.

2. К особенностям правового режима ЗЛФ относятся следующие:

- произрастание на ЗЛФ основной части лесов (лесной растительности) России, с которыми ЗЛФ составляют естественное биологическое единство;

- содержание норм, определяющих правовой режим ЗЛФ не только в земельном, но и в лесном законодательстве;

- целевое назначение ЗЛФ - средство производства в лесном хозяйстве;

- федеральная собственность на ЗЛФ;

- ограничение ЗЛФ в обороте, запрет на предоставление таких земель в частную собственность;

- осуществление некоторых специальных функций государственного управления в сфере использования и охраны таких земель;

- освобождение от уплаты земельного налога за пользование ЗЛФ.

Заключение

Определение понятие правового режима земель лесного фонда сформировано, исходя из общего доктри-нального представления о понятии правового режима земель и выделенных на его основе особенностей правового режима земель лесного фонда.

Список литературы:

1. Евтихеев И.И. Регулирование земельных отношений в городах. Горки, 1929. С. 1

2. Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958;

3. Право землепользования в СССР и его виды / Отв. ред. Г.А. Аксененок, Н.И. Краснов. М., 1964.

4. Аксененок Г. А., Краснов Н. И., Иконицкая И. А. и др. Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 21.

5. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2016. С. 286.;

6. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. М., 2002. С. 104;

7. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. М., 2008. С. 263.

8. Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

9. Болтанова Е.С. Элементы правового режима земель // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С.61.

10. Федеральный закона от 21.12. 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // РГ. 2004. № 290.

11. Крассов О.И. Понятие и содержание правового режима земель // Экологическое право. 2003. № 1. С. 20 - 24.

12. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

13. Лесное хозяйство России: обзор на начало 2017 года. Подготовлено по материалам Минпромторга РФ // [Электронный ресурс]. URL:https://proderevo.net/indus-tries/forestry/lesnoe-khozyajstvo-rossii-obzor-na-nachalo-2017-goda.htm. (дата обращения: 12 декабря 2019 г.).

14. Жаворонкова Н. Г., Краснова И. О. Земельное право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. Н. Г. Жаво-ронкова, И. О. Краснова . М., 2017. С. 580.

15. Голиченков А. К., Волков Г. А., Колотинская Е. Н. Земельное право России. Учебник по специальности Правоведение / Под ред. Петрова В.В. М., 1995. С. 5-6.

16. Федеральный закон от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ.1998. № 29. Ст. 3399.

17. Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5279.

18. Блинников Р.В. Правовой режим земель государственного лесного фонда в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 16.

19. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

20. Письмо ФНС РФ от 04.05.2008 № ШС-6-3/330 «О земельном налоге» // СПС «КонсультантПлюс».

21. Приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). 2017.

22. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16.

References:

1. Evtikheev I.I. Regulation of land relations in cities. Gorki, 1929, p. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aksenenok G.A. Land legal relations in the USSR. M., 1958;

3. Land use right in the USSR and its types / Otv. ed. G.A. Aksenenok, N.I. Krasnov. M., 1964.

4. Aksenyok GA, Krasnov NI, Ikonitskaya IA and others. General theory of Soviet land law. M., 1983.P. 21.

5. Krassov Oi Land Law: Textbook. 5th ed., Rev. and add. M., 2016.P. 286 .;

6. Commentary on the Land Code of the Russian Federation / Ed. S.A. Bogolyubova, E.L. Minina. M., 2002.P. 104;

7. Golichenkov A.K. Environmental Law of Russia: Dictionary of Legal Terms: Textbook for Universities. M., 2008.P. 263.

8. Federal Law of May 01, 1999 No. 94-FZ "On the protection of Lake Baikal" // CL RF. 1999. No. 18. Art. 2220.

9. Boltanova E.S. Elements of the legal regime of lands // Bulletin of the Tomsk State University. 2011. No. 2. P.61.

10. Federal law of December 21, 2004 № 172-FZ "On the transfer of land or land plots from one category to another" // RG. 2004. No. 290.

11. Krassov OI The concept and content of the legal regime of lands // Environmental law. 2003. No. 1. P. 20 - 24.

12. Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 No. 136-FZ (as amended on March 18, 2020) // CL RF. 2001. No. 44. Art. 4147.

13. Forestry in Russia: overview at the beginning of 2017. Prepared based on the materials of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation // [Electronic resource]. URL: https: //proderevo.net/industries/forestry/ le-snoe-khozyajstvo-rossii-obzor-na-nachalo-2017-goda.htm. (Accessed December 12, 2019).

14. Zhavoronkova N. G., Krasnova I. O. Land law. Textbook for bachelors / Ed. ed. N.G. Zhavoronkova, I.O. Krasnova. M., 2017.P. 580.

15. Golichenkov A. K., Volkov G. A., Kolotinskaya E. N. Land law of Russia. Textbook on the specialty of Jurisprudence / Ed. Petrova V.V. M., 1995.P. 5-6.

16. Federal Law of July 16, 1998 No. 101-FZ "On State Regulation of Ensuring the Fertility of Agricultural Lands" // CL RF.1998. No. 29. Art. 3399.

17. Federal Law of December 04, 2006 No. 201-FZ "On the Enactment of the Forest Code of the Russian Federation" // CL RF. 2006. No. 50. Art. 5279.

18. Blinnikov R.V. Legal regime of lands of the state forest fund in the Russian Federation: Diss. ... Cand. jurid. sciences. M., 2005.P. 16.

19. Forest Code of the Russian Federation of December 04, 2006 No. 200-FZ (as amended on 24.04.2020) // CL RF. 2006. No. 50. Art. 5278.

20. Letter of the Federal Tax Service of the Russian Federation of May 04, 2008 No. WC-6-3 / 330 "On land tax" // SPS "ConsultantPlus".

21. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated of December 05, 2017 No. 226 "On Approval of Methodological Instructions on State Cadastral Valuation" // Official Internet Portal of Legal Information (http://www.pravo.gov.ru). 2017.

22. Urban Planning Code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 190-FZ (as amended on April 24, 2020) // CL RF. 2005. No. 1. Art. sixteen.

23. Харьков В.Н. Конституционное значение принципа 23. Kharkov V.N. Constitutional significance of the princi-деления земель на категории по целевому назначению ple of dividing lands into categories according to their in-// Российская юстиция. 2017. № 7. С. 25 - 27. tended purpose // Russian Justice. 2017.No. 7.P. 25 - 27.

Рецензия

Ковыршина Елена Игоревна подготовила статью на тему: «Понятие правового режима земель лесного фонда». В положениях современной правовой доктрины отсутствует единое представление о содержании понятия правовой режим земель, о способах (инструментах) его установления для характеристики той или иной категории земель, в том числе земель лесного фонда. В связи с этим автором рассмотрены некоторые доктринальные определения понятия «правовой режим земель», выявлено соотношение правового режима земель и земельных участков, а также способы их определения, выделены особенности правового режима земель лесного фонда, а также земельных участков из состава таких земель, предложено определение понятия «правовой режим земель лесного фонда».

При подготовке статьи автором были использованы действующее законодательство, специальная юридическая литература по теме.

Достоинством работы является наличие в ней структурированных выводов.

Работа отвечает требованиям, предъявляемым к подобным научным исследованиям, и рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал».

Научный руководитель - д.ю.н., профессор кафедры экологического и земельного права МГУ им. М.В. Ломоносова Петрова Т.В.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 92,11%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ABOUT THE AUTHOR

Ковыршина Елена Игоревна, аспирант юридиче- Kovyrshina Elena Igorevna, postgraduate student of the ского факультета Московского государственного уни- law faculty of M.V. Lomonosov Moscow State University. E-верситета им. М.В. Ломоносова. E-mail: mail: elen.i.kovyrshina@gmail.com elen.i.kovyrshina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.