УДК 34 ББК 67
© Анохин С.А.
МЕХАНИЗМ ПРАВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД В ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИИ
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АНОХИН,
старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД Росии имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.06 — Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Приводятся понятие и общая характеристика парового режима земель лесного фонда, рассмотрена, структура земель лесного фонда, особенности управления землями лесного фонда, а также деятельность органов внутренних дел в обеспечении земель лесного фонда.
Ключевые слова: правовой режим земель лесного фонда; резервные леса; эксплуатационные леса; лесные зоны; водоохранные зоны; изъятие земель; аукцион; зелёные зоны; заповедные лесные участки; ценные леса.
Annotation. The article given the concept and General characteristics of the steam mode lands of the forest fund, reviewed the structure of forest land, especially land management of forests, as well as the activities of internal affairs bodies in ensuring the forest lands.
Keywords: the legal regime of the lands of the forest fund; reserve forests; exploitable forests; forested areas; water protection areas; confiscation of lands; auction; Green Zone; protected forest areas; valuable forests.
Для цитирования: Анохин С.А. Механизм правого режима земель лесного фонда и деятельность ОВД в его обеспечении. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):47-49.
Правовой режим земель лесного фонда в Российской Федерации занимает значительное место в особенной части земельного права. Лес является одним из главных природных богатств нашего государства. Развитие законодательства об охране лесов и нелесной растительности можно проследить с давних времён. Во времена Советского Союза и ранее развивалось лесное законодательство. Лесное законодательство РФ состоит из ЛК других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ1.
Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель регулируется правовыми нормами Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г. и конкретизирующим его лесным законодательством.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановле-
ния, — вырубки, гари, редины, прогалины и пр.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и пр.).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством2.
Леса на землях лесного фонда подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные.
К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, если это использование
совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других природных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
В целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, складов и пр.)3. Объекты лесной инфраструктуры подлежат сносу после отпадения надобности в них, а земли, на которых они располагались, — после рекультивации.
Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.
В лесах (за исключением защитных) допускается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры — объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и пр4.
Лесорастительное районирование осуществляется в зависимости от природно-климатических условий путем определения лесорастительных зон, в которых расположены леса с относительно однородными лесо-растительными признаками.
Категоризация лесов по новому Лесному кодексу РФ осуществлена следующим образом.
В защитных лесах и в особо защитных участках лесов с учетом особенностей правового режима определяются следующие категории данных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны;
г) лесопарковые зоны;
д) городские леса;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
и) нерестоохранные полосы лесов.
К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосемен-ные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
На особо охраняемых природных территориях выделяются леса, расположенные на территориях:
• государственных природных заповедников;
• национальных парков;
• природных парков;
• памятников природы;
• государственных природных заказников;
• иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территорий.
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, допускаются только выборочные рубки лесных насаждений, которые проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразу-ющие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций5.
Особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.
На заповедных лесных участках запрещается про-
ведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством.
На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и повреждённых лесных насаждений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части названных полномочий.
Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ. Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование, обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом, ведет государственный учет лесного фонда, в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитности лесов первой группы, производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защит-ности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда6.
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ст. 8 ЗК РФ.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Соответственно земли лесного фонда состоят из: лесничеств и лесопарков, находящихся также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населённых пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных терри-
торий, на которых расположены леса.
Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со ст. 81—84 ЛК РФ.
Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правопорядок по охране и использованию лесного фонда обеспечивают органы внутренних дел, их деятельность заключается в принуждении и пресечение нарушений установленного правого режима лесного фонда.
1 Умеренко Ю.А. Проблемы обеспечения правового режима земель историко-культурного назначения // Современное право. 2016. № 1. С. 80
2 Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: научно-практическое пособие / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Д.Б. Горохов и др.; отв. ред. Е.Л. Минина. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2016. 328 с.
3 Абанина Е.Н. Ограничения права на благоприятную окружающую среду в лесном законодательстве // Вестник Омской юридической академии, 2017, № 3
4 Ялбулганова А.А. Использование лесов: договор купли-продажи, аренда, бессрочное пользование (выпуск 7) // Редакция "Российской газеты", 2017
5 Бабич М.Е. Лесопарковые зеленые пояса - Закон принят // Новая правовая мысль. 2016. № 4. С.51
6 "Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации" (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. С.А. Боголюбова) ("Проспект", 2017)
Литература
1. Абанина Е.Н. Ограничения права на благоприятную окружающую среду в лесном законодательстве // Вестник Омской юридической академии, 2017, № 3
2. Бабич М.Е. Лесопарковые зеленые пояса — Закон принят // Новая правовая мысль. 2016. № 4. С.51
3. «Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. С.А. Боголюбова) («Проспект», 2017)
4. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: научно-практическое пособие / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Д.Б. Горохов и др.; отв. ред. Е.Л. Минина. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2016. 328 с.
5. Умеренко Ю.А. Проблемы обеспечения правового режима земель историко-культурного назначения // Современное право. 2016. № 1. С. 80
6. Ялбулганова А.А. Использование лесов: договор купли-продажи, аренда, бессрочное пользование (выпуск 7) // Редакция «Российской газеты», 2017