Научная статья на тему 'Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по борьбе с преступлениями, посягающими на законный оборот земель лесного фонда Российской Федерации'

Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по борьбе с преступлениями, посягающими на законный оборот земель лесного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE FOREST LANDS OF RUSSIAN FEDERATION / REGULATIONS OF THE USE / PROTECTION / DEFENSE AND REPRODUCTION OF FORESTS / LEGAL REGIME OF DEFENSE AND USE OF FORESTS' PROTECTION AREAS / THE LEGAL TURNOVER OF RUSSIAN FEDERATION STATE FORESTRY / ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ЗАЩИТЫ / ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ УЧАСТКОВ ЛЕСА / ЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогов Александр Владимирович, Михин Александр Викторович

В статье проведен анализ отечественного законодательства, регламентирующего порядок оборота земель лесного фонда Российской Федерации. По мнению авторов, знание сотрудниками оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции данной нормативной базы, а также особенностей перевода земель из одной категории в другую способствует более быстрому и эффективному выявлению, пресечению и раскрытию этого вида преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAME WORK OF DIVISIONS OF EBIPK TO COMBAT CRIMES THAT INFRINGE ON THE LEGAL CIRCULATION OF LANDS OF THE FOREST FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the domestic legislation governing the procedures for the circulation of forest lands of the Russian Federation. According to the authors, knowledge of employees of operative divisions of economic security and anti-corruption of the regulatory framework, as well as land transfer features from one category to another, contributes to a more rapid and efficient detection, suppression and disclosure of this type of crime.

Текст научной работы на тему «Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по борьбе с преступлениями, посягающими на законный оборот земель лесного фонда Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67.408

© 2016 г. А. В. Рогов,

начальник научно-исследовательского отдела Нижегородской академии МВД России

кандидат юридических наук.

E-mail: aleksandrrogov@mail.ru

А. В. Михин,

доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России

кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: oksan_86@mail.ru

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, ПОСЯГАЮЩИМИ НА ЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проведен анализ отечественного законодательства, регламентирующего порядок оборота земель лесного фонда Российской Федерации. По мнению авторов, знание сотрудниками оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции данной нормативной базы, а также особенностей перевода земель из одной категории в другую способствует более быстрому и эффективному выявлению, пресечению и раскрытию этого вида преступлений.

Ключевые слова: земли лесного фонда Российской Федерации, режим использования, защиты, охраны и воспроизводства лесов, правовой режим охраны и использования защитных участков леса, законный оборот земель лесного фонда Российской Федерации.

A.V. Rogov - Head of the Research Department, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs

of Russia, PhD in Law.

A.V. Mikhin - Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Nizhny Novgorod Academy of Ministry

of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.

LEGAL FRAMEWORK OF DIVISIONS OF EBIPK TO COMBAT CRIMES THAT INFRINGE

ON THE LEGAL CIRCULATION OF LANDS OF THE FOREST FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the domestic legislation governing the procedures for the circulation offorest lands of the Russian Federation. According to the authors, knowledge of employees of operative divisions of economic security and anti-corruption of the regulatory framework, as well as land transfer features from one category to another, contributes to a more rapid and efficient detection, suppression and disclosure of this type of crime.

Key words: the forest lands ofRussian Federation, regulations of the use, protection, defense and reproduction offorests, legal regime of defense and use offorests' protection areas, the legal turnover of Russian Federation State Forestry.

Российская Федерация обладает наибольшим в мире лесным потенциалом, поэтому ее лесной фонд по праву называют «легкими Европы». На долю нашего государства приходится четверть мирового лесного покрова, леса занимают почти половину территории страны [7]. Лесной фонд России - это мощная сырьевая база лесопромышленного комплекса.

В ходе экономических преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, земля превратилась в весьма

привлекательный объект для финансовых вложений, в том числе и как объект, который можно использовать в противоправных схемах по легализации материальных средств, полученных преступным путем.

Как правило, преступления, связанные с незаконным оборотом земель лесного фонда Российской Федерации, совершаются латентно и связаны с коррупционными действиями органов государственной власти и местного самоуправления*. Эффективность борь-

* На данный факт указали примерно 93 % респондентов (в Нижегородской академии МВД России был проведен опрос более 100 слушателей, проходивших повышение квалификации в период с сентября 2014 года по сентябрь 2015 года на базе образовательной организации по категории «Старшие оперуполномоченные, оперуполномоченные подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, ГУ (У) МВД России по субъектам Российской Федерации»).

бы с данным видом преступлений напрямую зависит от своевременности выявления их признаков. При этом сотрудникам органов внутренних дел необходимы знания, связанные с особенностями законного оборота земель, для эффективного планирования необходимого комплекса оперативно-разыскных мероприятий и целенаправленного собирания доказательственной информации на первоначальном этапе документирования.

В соответствии с Конституцией РФ земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в нашем государстве как основа жизни и деятельности народов, проживающих на его территории [1, ст. 6, 9]. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства.

Несмотря на то, что земли лесного фонда Российской Федерации различны по своему составу и структуре, на них распространяется единый режим правового регулирования. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

В соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда относятся к одной из семи категорий земель [3, ст. 7]. Лесной фонд Российской Федерации составляют:

1) лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.);

2) нелесные земли (земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства) [3, ст. 101].

Следует отметить, что на землях лесного фонда не может осуществляться землеустройство, как на землях других категорий. На землях лесного фонда проводится лишь лесоустройство, которое включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) проектирование лесных участков;

4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

5) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов [4, ст. 68].

При документировании преступлений, связанных с незаконным захватом земель лесного фонда Российской Федерации, сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции необходимо учитывать, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование лесные участки вместе с лесом, расположенным на территории данных участков.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- защитные леса;

- эксплуатационные леса;

- резервные леса [4, ст. 10].

Благодаря данной классификации лесов

законодательно определен особый правовой режим охраны и использования защитных участков леса. Перевод таких земель лесного фонда или земельных участков, входящих в их состав, в другую категорию земель разрешается только в случае:

- организации особо охраняемых природных территорий;

- установления или изменения границы населенного пункта;

- размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

- создания туристско-рекреационных особых экономических зон [5].

В остальных случаях перевод земель лесного фонда, на которых расположены защитные леса или земельные участки в составе таких земель, в другую категорию земель запрещен законодательством Российской Федерации.

Из этого следует, что незаконный захват земель лесного фонда путем незаконного перевода земель данной категории в другую без участия высокопоставленных должностных лиц невозможен. Такой перевод (3 первых основания) может осуществляться только посредством документов территориального планирования и соответствующей документации по планировке территорий. Указанное обстоятельство необходимо учитывать сотрудникам

подразделений ЭБиПК при документировании данной категории преступлений и планировании комплекса оперативно-разыскных мероприятий в отношении чиновников различного уровня. Конкретный перечень и содержание документов территориального планирования, а также документации по планировке территории, порядок их подготовки, согласования, утверждения и реализации устанавливаются Градостроительным кодексом РФ [2]. Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, а также генеральные планы поселений и городских округов. В случае отсутствия такого комплекта документов запрещается принятие решений о переводе земель из одной категории в другую, кроме исключительных случаев, предусмотренных федеральными законами [2, ч. 4 ст. 9].

В результате проведенного нами опроса среди сотрудников правоохранительных органов стало известно, что в последнее время появились случаи злоупотребления со стороны должностных лиц при решении вопроса о переводе тех или иных категорий земель в земли населенных пунктов для реализации национального жилищного проекта*. В данном случае речь идет о переводе земель и земельных участков в земли населенных пунктов посредством установления и изменения границ населенных пунктов.

Такое определение и изменение границ населенных пунктов возможно лишь в следующих случаях:

1) при утверждении или изменении генерального плана городского округа, поселения (отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования);

2) при утверждении или изменении схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на меж-селенных территориях) [3, ст. 84].

Законодательством установлены особые правила изменения границ лишь для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Границы указанных городов могут

* На это указали примерно 25 % опрошенных.

изменяться только при наличии соответствующего решения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимо также помнить, что земли лесного фонда вместе с лесными участками, на которых они расположены, в соответствии с Лесным кодексом РФ находятся в федеральной собственности [4, ст. 8]. Поэтому в отношении данной категории земель действует правило, согласно которому Правительство Российской Федерации осуществляет перевод земель из одной категории в другую только в отношении земель, находящихся в федеральной собственности [3, ст. 8]. Подробно алгоритм изменения целевого назначения земель лесного фонда закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» [6].

С целью успешного раскрытия преступлений, связанных с незаконным захватом земель лесного фонда Российской Федерации, в ходе выработки версий механизма их совершения, документирования, а также для выявления условий и обстоятельств, способствующих совершению этого вида преступлений, сотрудникам органов внутренних дел необходимо знать данную нормативную правовую базу и уметь правильно ее применять.

В связи со сложностью и многогранностью отношений, складывающихся в области использования и охраны земель лесного фонда Российской Федерации, к знаниям и умениям сотрудников оперативных подразделений ЭБиПК предъявляются серьезные требования. Поэтому в современных экономических условиях и постоянного, в последнее время, сокращения численности работников органов внутренних дел уровень юридической квалификации и профессионализма сотрудников подразделений ЭБиПК должен быть максимально высоким. Только в этом случае будут появляться примеры качественного раскрытия преступлений, связанных с незаконным завладением земель лесного фонда Российской Федерации, а виновные должностные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 дек.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Российская газета. 2006. 8 дек.

5. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Российская газета. 2004. 30 дек.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1068 «О внесении изменений в Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». URL: http:// consultant.ru

7. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/ politics

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 // Official Gazette of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

2. The Town-Planning Code of the Russian Federation of December, 2004. № 190-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2004. December 30.

3. The Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 № 136-FZ // Official Gazette of the Russian Federation. 2001. № 44. Art. 4147.

4. The Forest Code of the Russian Federation of December 4, 2006, No. 200-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2006. December 8.

5. The Federal Law of December 21, 2004 № 172-FZ «On the transfer of lands or land plots from one category to another» // Rossiyskaya Gazeta. 2004. December 30.

6. Legislation Bulletin of the Russian Federation of December 29, 2008 № 1068 «On amendments to the regulation on the composition and marner of preparation of documentation on transfer of lands of forest Fund into lands of other (other) categories». URL: http://consultant.ru

7. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/ politics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.