Научная статья на тему 'Понятие "подсознание" в законодательстве Российской Федерации'

Понятие "подсознание" в законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДСОЗНАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / SUBCONSCIOUS MIND / MASS MEDIA / SELF-CONCEPT / EXPERTISE / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудаков А.М.

В статье сделана попытка дать определение понятию "подсознание" с использованием юридической техники. Подсознание - психологический термин, который тем не менее используется в законодательстве, регламентирующем информационное воздействие на человека в частности и общество в целом. Вместе с тем понятие "подсознание" не определено на законодательном уровне, что препятствует правовому регулированию общественных отношений, связанных с передачей, обменом и распространением информации, формированием убеждений. Автор приводит примеры средств и методов, с использованием которых осуществляется воздействие на подсознание с корыстными намерениями и в криминальных целях. Осуществление такого воздействия становится возможным вследствие отсутствия механизма правового регулирования воздействия на подсознание и определения самого понятия "подсознание". Научной новизной исследования является формулирование и междисциплинарное обоснование содержания понятия "подсознание" с использованием юридических терминов для правового регулирования и правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "SUBCONSCIOUS MIND" IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article makes an attempt to define the concept of "subconscious mind" using legal techniques. The subconscious mind is a psychological term that is nevertheless used in the legislation governing the information impact on a person in particular and on society as a whole. At the same time, the concept of "subconscious mind" is not defined at the legislative level, which prevents the legal regulation of public relations related to the transfer, exchange and dissemination of information, the formation of beliefs. The author gives examples of means and methods with which the effect on the subconscious mind is carried out with selfish intentions and for criminal purposes. The realization of such an impact becomes possible due to the absence of a mechanism for legal regulation of the impact on the subconscious mind and a definition of the very concept of "subconscious mind". The scientific novelty of the study is the formulation and interdisciplinary justification of the content of the concept of "subconscious mind" using legal terms for legal regulation and law enforcement practices.

Текст научной работы на тему «Понятие "подсознание" в законодательстве Российской Федерации»

УДК 340.113 А. М. РУДАКОВ

научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории

организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы Вологда

ARTUR M. RUDAKOV

Researcher at the Research Laboratory of the Organizational

and Research Division of the VILE of the FPS of Russia, Major of the Internal Service Vologda

Понятие «подсознание» в законодательстве Российской Федерации

The concept of «subconscious mind» in the legislation of the Russian Federation

Аннотация. В статье сделана попытка дать определение понятию «подсознание» с использованием юридической техники. Подсознание -психологический термин, который тем не менее используется в законодательстве, регламентирующем информационное воздействие на человека в частности и общество в целом. Вместе с тем понятие «подсознание» не определено на законодательном уровне, что препятствует правовому регулированию общественных отношений, связанных с передачей, обменом и распространением информации, формированием убеждений. Автор приводит примеры средств и методов, с использованием которых осуществляется воздействие на подсознание с корыстными намерениями и в криминальных целях. Осуществление такого воздействия становится возможным вследствие отсутствия механизма правового регулирования воздействия на подсознание и определения самого понятия «подсознание». Научной новизной исследования является формулирование и междисциплинарное обоснование содержания понятия «подсознание» с использованием юридических терминов для правового регулирования и правоприменительной практики.

Ключевые слова: подсознание, средства массовой информации, я-концепция, экспертиза, манипуляция сознанием.

Abstract. The article makes an attempt to define the concept of «subconscious mind» using legal techniques. The subconscious mind is a psychological term that is nevertheless used in the legislation governing the information impact on a person in particular and on society as a whole. At the same time, the concept of «subconscious mind» is not defined at the legislative level, which prevents the legal regulation of public relations related to the transfer, exchange and dissemination of information, the formation of beliefs. The author gives examples of means and methods with which the effect on the subconscious mind is carried out with selfish intentions and for criminal purposes. The realization of such an impact becomes possible due to the absence of a mechanism for legal regulation of the impact on the subconscious mind and a definition of the very concept of «subconscious mind». The scientific novelty of the study is the formulation and interdisciplinary justification of the content of the concept of «subconscious mind» using legal terms for legal regulation and law enforcement practices.

Key words: subconscious mind, mass media, self-concept, expertise, manipulation of consciousness.

48

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают.

Б. Спиноза

Термин «подсознание» используется в ряде нормативно-правовых актов, в частности в статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-! «О средствах массовой информации», в статье 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в статье 51 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», а также в ряде подзаконных актов: в подпункте «г» пункта 18 Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2016 № 143, в подпункте «г» пункта 10.2 Административного регламента Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению Государственного регистра фильмов, утвержденного приказом Минкультуры России от 20.07.2012 № 787. Все нормы идентичны и представляют собой запрет на использование скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Некоторые ученые-правоведы (А. Л. Маг-данов [1]; Л. Л. Попов [2]; И. В. Рузанов [3]) под техническим приемом распространения информации, влияющим на подсознание, как правило, понимают так называемый 25-й кадр.

Вместе с тем другие ученые-правоведы (А. А. Смирнов [4]; Н. А. Захарова, В. Ю. Коржов, А. Н. Кайль [5]) приводят аргументы, ставящие под сомнение эффективность влияния на подсознание 25-го кадра. Так, в своем исследовании А. А. Смирнов приводит мнение С. Ф. Немцовой и Ч. А. Измайлова, которые утверждают, что термин «25-й кадр» «является неадекватным для описания скрытых вставок в визуальной медиапродукции, так как, по свидетельству специалистов, режим экспонирования 25 кадров за одну секунду является оптимальным для зрителя и именно в таком режиме производится демонстрация телепрограмм в настоящее время» Как отмечает А. А. Смирнов, термин «25-й кадр» «ограничивает скрытые вставки только визуальным рядом, тогда как они могут использоваться и в аудиальной (звуковой) информационной продукции» [4].

Ученые и специалисты в области психологии, социологии и экономики предлагают следующие средства влияния на подсознание, отдельные из которых очевидны на бытовом уровне и не требуют научного обоснования:

1. Использование цвета, который, по мнению Е. Крамаренко, может не только нести определенную информацию, но и создавать настроение и вызывать эмоции [6].

2. Использование стимулирующих запахов [7].

3. Сублиминальное (подпороговое) воздействие, восприятие (subperception), открытое Д. Вайкери. Им было установлено, что «в сознание человека поступают

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

49

только те сигналы, которые по своей силе и продолжительности превышают некоторый порог, а остальные, более слабые и краткосрочные сигналы (шумы) отсеиваются. ...Влияние на подсознание в этом аспекте осуществляется с помощью сигналов, посылаемых человеку с интенсивностью выше „порога регистрации" (глазом, ухом, обонянием), но ниже „порога восприятия" (сознанием)» [8]. Вопросы сублиминального инструктирования и убеждения более подробно раскрываются в исследованиях Д. Льюиса - специалиста в применении методов нейробиологии, изучении мыслительной деятельности покупателей [9].

4. Д. Риццолатти, К. Синигалья [10], М. Якобони [11], Р. Дули [12] подробно описывают воздействие на зеркальные нейроны с целью вызова доверия и управления эмоциями.

5. В. А. Франц приводит пример управления непроизвольным вниманием и распределения восприятия по гендерному типу (нерелевантные и релевантные слова и изображения): так, «Х. Гейл, изучая различия в восприятии рекламы, выяснил, что релевантные слова и изображения лучше воспринимались и запоминались мужчинами, а нерелевантные - женщинами» [13].

6. В своем исследовании лиц молодежного возраста И. А. Кибальченко и А. И. Плаксиенко описали воздействие на страхи, коренящиеся в физиологических инстинктах подсознания (страх физической смерти, страх социальной изоляции, экзистенциальные страхи и тому подобные) [14].

7. Концепция информационной безопасности детей, в свою очередь, призывает защитить ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции, прямое воздействие контента которой на детскую психику вызывает ответное аф-

фективное агрессивное или тревожное поведение несовершеннолетнего, реактивное изменение его настроения [15].

8. «В своих исследованиях Ю. Баранчик и Е. Хавренко описали технологию „Окна Овертона" как комплексное средство воздействия, направленного на подсознание» [16].

Важно отметить, что Верховный Суд Российской Федерации 27.10.2005 в деле № 47-005-67 [17] представил описание процесса и результатов воздействия на подсознание человека, а именно использование музыки в виде являющихся под-пороговыми низкочастотных сигналов величиной 4-5 Гц (абсолютный нижний порог восприятия звуков равен 16 Гц). Суд отметил, что такие низкочастотные сигналы подавались в особом режиме, который способствовал возникновению состояния повышенного внушения.

В результате целенаправленного психологического воздействия на психику (в том числе на сознание и подсознание) у граждан происходило перепрограммирование целей и желаний, возникало определенное состояние повышенной внушаемости и ослабленного контроля сознания за своими действиями, что привело к изменению их поведения и способствовало достижению организаторами общественного движения своей цели - якобы добровольного получения от граждан денежных сумм.

По заключению компьютерно-технической фонографической экспертизы, в составе записи компакт-диска и минидиска выявлены фрагменты, содержащие потенциально опасные как в биологическом, так и психологическом смысле частотные составляющие в диапазоне 4,0-16,0 и 0,5-4,0 Гц. Расположение фрагментов наибольшей интенсивности этих составляющих в начале и конце записей

50

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

соответствует оптимальному расположению с точки зрения максимализации воздействия на слушателя.

Можно привести следующие примеры устойчивости информации, заложенной в подсознании, и ее проявления в поведении:

1. «Непроизвольное наблюдение с детства за привычными на селе действиями по убийству домашних животных может откладывать в подсознании приемлемость действий по уничтожению неугодных, лишенных полезности и даже опасных для привычного существования живых объектов, что в будущем может привести к убийству матерью новорожденного ребенка» [18]. К этому справедливо добавить и просмотр сцен насилия через средства массовой информации, как правило, профанирующих и дегуманизирующих образ человека, обесценивающих человеческую жизнь.

2. Научно описанные, неоднократно подтвержденные и популярно разъясненные разрушительные последствия от употребления наркотиков, алкоголя, табака и одновременно неспособность значительного числа людей, страдающих зависимостью от перечисленных веществ, к преодолению этой зависимости указывают на функционирование процессов, скрытых от сознания, но явно оказывающих на него влияние, зачастую решающее.

3. Очевидность вреда компьютерных игр, лудомании и вместе с этим неспособность самостоятельного преодоления тяги к ним явно свидетельствуют о завуалированных механизмах подсознательной зависимости. В качестве примера исследований этого явления можно привести труды С. Е. Чаннова [19], а также репортажи Е. Листовой [20].

Также важно отметить мнение В. Г. Орлова, согласно которому именно через физиологическое чувственное восприятие мы постигаем явления физического мира, с помощью языка мы воспроизводим мир ментальных объектов и явлений или субъективных представлений и опыта, а также концептуальных идей, которые сами по себе являются совокупными, общественно-признанными продуктами ментальных состояний: культурными и социальными артефактами [21]. Именно таким образом формируется я-концепция индивида: эмоционально-оценочный (отношение), когнитивный (я-образы) и далее поведенческий (регулятивный) компонент. Так, по мнению Г. Н. Кригер, «посредством динамики различных образов «я» осуществляется процесс самосознания, а результатом является сформированное, стабильное представление о самом себе, благодаря которому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, самоидентичности. ...Будучи раз выработанной, я-концепция избирательно допускает в свои границы новые факты жизненного опыта, то есть создает интерпретационную матрицу для истолкования вновь поступающих данных о себе. Информация, согласующаяся с содержанием и структурой я-концепции, принимается без труда, а противоречащая ей не принимается, отфильтровывается» [22].

Поскольку подсознание является неотъемлемым элементом психики человека, оказывает влияние на принятие им решений и, как результат, на построение общественных отношений, то процессы оказания воздействия на подсознание людей должны регулироваться на законодательном уровне с целью преодоле-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

51

ния нарушений свободы воли, свободы совести, манипулирования человеком через подсознание. Последний аспект, на наш взгляд, требует некоторого разъяснения. Смысл манипуляции человеком через подсознание, по мнению С. Г. Кара-Мурзы, состоит в следующем: «Мы не будем тебя заставлять, мы влезем к тебе в душу, в подсознание и сделаем так, что ты захочешь» [23].

В связи с изложенным считаем, что сфера подсознательного, являющаяся элементом существа человека, должна быть законодательно определена с целью обеспечения информационно-психологической безопасности личности, под которой, например, А. А. Тамодлин понимает «состояние защищенности человека от негативных информационных воздействий и внедрения деструктивной информации в сознание или подсознание индивида, позволяющих специальными средствами и методами воздействовать на его психику и тем самым определять его поведение» [24].

Таким образом, для целей правоприменения необходимо сформулировать понятие «подсознание». Предлагаем следующее его определение: «подсознание -это неосознаваемые личностью человека, но явно ощущаемые им его физиологические процессы, оказывающие влияние на его состояние и поведение».

Важно отметить, что формулирование психологического термина «подсознание» для правоприменительной практики осуществлялось нами посредством использования терминов, которые в настоящее время упоминаются в нормативных правовых актах. Так, термин «неосознаваемые» («неосознанное») в значении «не контролируемые сознани-

ем процессы» встречается в статье 28 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Свойства, присущие термину «личность как источник волевого акта», рассмотрены в разделе VII УК РФ («Преступления против личности»). Понятие «человек как единство сознательного (личностного) и подсознательного (физиологического, влияющего на личность) элементов» раскрыто через описание прав и свобод человека (права и свободы личности, физиологические аспекты реализации прав и свобод) в главе 2 Конституции Российской Федерации («Права и свободы человека и гражданина»). Термин «ощущение как реакция личности на внешние и внутренние процессы, происходящие вследствие воздействия на него», упоминается в статье 35 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Словосочетание «физиологические процессы» (как осознаваемые и контролируемые, так и неосознаваемые и неконтролируемые) мы встречаем в пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Понятие «состояние как совокупность психических и физиологических процессов, осознаваемых или неосознаваемых личностью» представлено в пункте 1 статьи 21 УК РФ. Термин «поведение как результат взаимодействия личности человека и его физиологии» является предметом регулирования уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных (статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). ф

52

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

1. Магданов А. Л. Злоупотребление свободой массовой информации при проведении избирательной кампании // Публично-правовые исследования : электронный журнал. 2012. Т. 2. С. 1-37. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Попов Л. Л. Информационное право : учебник. М. : Норма ; Инфра-М, 2010. С. 191.

3. Рузанов И. В. Бихевиоральная наука как метод исследования правоотношений между государством и бизнесом (на примере рекламного рынка) // Законодательство и экономика. 2016. № 6. С. 61.

4. Смирнов А. А. О проблемах реализации административной ответственности за использование в информационной продукции скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей // Административное право и процесс. 2012. № 11. С. 25.

5. Захарова Н. А., Коржов В. Ю., Кайль А. Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» (постатейный) (подготовлен для системы «КонсультантПлюс»). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Крамаренко Е. Цвет как инструмент в работе и дома // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2018. № 5. С. 82.

7. Bringer B., Lucet E., Richard L., Canet Jeann P. Нейромаркетинг: Закулисная тактика. Как тобой манипулируют : документальный фильм-расследование. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yNn6dROiY24&t=163s (дата обращения: 24.01.2020).

8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М. : Эксмо, 2005. С. 75.

9. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 304 с.

10. Риццолатти Д., Синигалья К. Зеркала в мозге: о механизмах совместного действия и сопереживания / пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. М. : Языки славянских культур, 2012. 208 с.

11. ЯкобониМ. Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга / пер. с англ. Л. Мотылева. М. : ООО «Юнайтед Пресс», 2011. 366 с.

12. Дули Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя. Минск : Попурри, 2018. С. 61.

13. Франц В. А. Управление общественным мнением : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2016. С. 62.

14. Кибальченко И. А., Плаксиенко А. И. Особенности ментальных репрезентаций страхов у студентов с разной самооценкой // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития : сб. материалов Всерос. науч. конф. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 1195.

15. Концепция информационной безопасности детей : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 02.12.2015 № 2471-р // СЗ РФ. 2015. № 49, ст. 7055.

16. Рудаков А. М. Технология «Окна Овертона» как комплексное средство формирования убеждений // Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук : материалы четвертой междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2014 г.). Пермь : Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2014. С. 10-12.

17. Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2005 по делу № 47-005-67 / Правосудие. Судебная практика России : [сайт]. URL: http://www.pravosudie. biz/428951 (дата обращения: 24.01.2020).

18. Антонян Ю. М., Гончарова М. В., Кургузкина Е. Б. Убийство матерью новорожденного ребенка: уголовно-правовые и криминологические проблемы // Lex russica. 2018. № 3. С. 107.

19. Чаннов С. Е. К вопросу о критериях запрета и ограничений компьютерных сетевых игр на территории Российской Федерации // Информационное право. 2016. № 4. С. 23.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020 53

20. Листова Е. Профессия - репортер: «Дети матрицы» : фильм. URL: https://www.youtube. com/watch?v=PcgvcZYocjI (дата обращения: 24.01.2020).

21. Орлов В. Г. Особенности общественно-научного и юридического познания // Российский юридический журнал. 2016. № 3. С. 13.

22. Кригер Г. Н. Структура самосознания личности в условиях современного мира // Альманах современной науки и образования. 2013. № 1. С. 91.

23. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М. : Алгоритм, 2002. С. 29.

24. Тамодлин А. А. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 3-5.

1. Magdanov, A. L. (2012) Abuse of freedom of the mass media during the election campaign // Public Law Research : electronic journal. V. 2, pp. 1-37. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

2. Popov, L. L. (2010) Information law : a textbook. M. : Norma ; Infra-M, p. 191.

3. Ruzanov, I. V. (2016) Behavioral science as a tool for research of relations between government and business (the case of advertisement market) // Legislation and economics. 6, 61.

4. Smirnov, A. A. (2012) On problems of realization of administrative responsibility for use of secret units influencing subconsciousness of people in informational products // Administrative law and process. 11, 25.

5. Zakharova, N. A., Korzhov, V. Yu., Kail, A. N. Commentary on the Law of the Russian Federation dated December 27, 1991 No. 2124-I «On Mass Media» (itemized) (prepared for the «Consultant Plus» system). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

6. Kramarenko, E. (2018) Color as a tool at work and at home // Human resources and personnel management of the enterprise. 5, 82.

7. Bringer, B., Lucet, E., Richard, L., Canet, Jeann P. Neuromarketing: Behind-the-scenes tactics. How you are being manipulated : a documentary investigation film. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yNn6dROiY24&t=163s [Accessed 24th January 2020].

8. Kara-Murza, S. G. (2005) Manipulation of consciousness. M. : Eksmo, p. 75.

9. Lewis, D. (2015) The brain sell. When science meets shopping. M. : Mann, Ivanov and Ferber, 304 p.

10. Rizzolatti, D., Sinigaglia, K. (2012) Mirrors in the brain: on the mechanisms of joint action and empathy / translation from English by Kurakova, O. A., Falikman, M. V. M. : Languages of Slavic cultures, 208 p.

11. Jacoboni, M. (2011) Reflecting in people: why we understand each other / translation from English by Motyleva, L. M. : United Press LLC, 366 p.

12. Dooley, R. (2018) Brainfluence (100 Ways to persuade and convince consumers with neuromarketing). Minsk : Potpourri, p. 61.

13. Franz, V. A. (2016) Management of public opinion : a training manual. Yekaterinburg : Ural University Press, p. 62.

14. Kibal'chenko, I. A., Plaksienko, A. I. (2017) Features of mental representations of fears of students with different self-assessment // Fundamental and applied research in modern psychology: results and development prospects : Collected materials of the All-Russian scientific conf. M. : Institute of Psychology RAS, p. 1195.

15. The concept of children's information security : approved by ordinance of the Government of the Russian Federation of 02.12.2015 No. 2471-r // Collection of Laws of the RF. 2015. No. 49, Art.7055.

16. Rudakov, A. M. (2014) Technology «Windows of Overton» as an integrated means of forming beliefs // Actual problems of modern social science and humanities : materials of the fourth international scientific-practical conf. (June 20, 2014). Perm : Perm State National Research University, pp. 10-12.

54 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

17. Cassation ruling of the Supreme Court of the Russian Federation of October 27, 2005 on case No. 47-005-67 / Justice. Judicial practice of Russia : [site]. URL: http://www.pravosudie.biz/428951 [Accessed 24th January 2020].

18. Antonyan, Y. M., Goncharova, M. V., Kurguzkina, E. B. (2018) Newborn child murder committed by his mother: criminal legal and criminological problems // Lex russica. 3, 107.

19. Channov, S. E. (2016) On the issue of criteria of a ban and restriction of computer network games in the territory of the Russian Federation // Information law. 4, 23.

20. Listova, E. Profession - Reporter: «Children of the matrix» : the film. URL: https://www.youtube. com/watch?v=PcgvcZYocjI [Accessed 24th January 2020].

21. Orlov, V. G. (2016) The features of societal and juridical cognition // Russian Juridical Journal. 3, 13.

22. Krieger, G. N. (2013) The structure of self-identity in the modern world // Almanac of modern science and education. 1, 91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Kara-Murza, S. G. (2002) Ideology and its mother Science. M. : Algorithm, p. 29.

24. Tamodlin, A. A. (2006) State-legal mechanism for ensuring the information security of an individual : abstract of the thesis ... of Candidate of Law. Saratov, pp. 3-5.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.