Научная статья на тему 'Концептуальное поле русского сознания: Подсознание'

Концептуальное поле русского сознания: Подсознание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1021
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДСОЗНАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СОВЕСТЬ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУМ / СЕАМНТИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КВАДРАТ / CONSCIENCE / UNCONSCIOUS / SUBCONSCIOUS / CONCEPT / CONCEPTUM / SEMANTIC CONSTANT / CONCEPTUAL SQUARE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колесов Владимир Викторович

Концептуальный анализ текста представляет важный концепт, который является разноименным по причине замещения именами, возникшего по историческим причинам: Совесть, Бессознательное, Подсознание. Положенный в основу исследования авторский метод описания предполагает когнитивное единство «четырех причин» общего каузального ряда (Причинность), на выявлении которых из случайно выбранных контекстов строится семантическая константа и конструируется концептуальный квадрат с четырьмя содержательными формами концепта образом, понятием, символом и «зерном» первосмысла (conceptum). Показаны: инородность для русского сознания рационалистического концепта Подсознание и устойчивая традиция употребления концепта Совесть, который организует концептуальное поле мышления: сознание познание знание на основе критерия Совесть исходной (нулевой) точки всех составов Причинности, равновеликой «первосмыслу». Именно она создает законченную парадигму знания, представляя ее как концепт понимания. Специальной особенностью русского сознания является формирование образных понятий (das Sinnbild) символического смысла, которые долгое время в русском сознании служили замещением понятий и теперь выступают в качестве стилистических вариантов символа. Западному понятию Подсознание соответствует русский термин Бессознательное, которое выступает в качестве основного содержания Подсознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual field of Russian conscience: unconscious

The conceptual analysis of text presents a concept of conscience, unconscious and Subconscious, which is heteronymous due to historical name substitution. the author’s original description algorithm underlying the study involves cognitive unity of the «four causes» of a common causal sequence (causality), identification of which from randomly selected contexts constructs a semantic constant and a conceptual square with four substantial forms of the concept image, concept (notion), symbol and the «grain of archaic meaning” (conceptum). the study depicts heterogeneity of a rationalist concept of Subconscious for the Russian mentality and a stable tradition of using the concept of conscience instead, which organizes the conceptual field of thinking: consciousness cognition knowledge with conscience as the main criterion, the (zero point) of all formulations of causality equal to «archaic meaning». It constitutes a complete paradigm of knowledge, presenting it as a concept of understanding. a specific feature of the Russian way of thinking is the formation of imaginative notions (das Sinnbild) of symbolic values, which for a long time served as a substitution of notions and now act as stylistic variants of a symbol. the western concept of Subconscious corresponds to the Russian unconscious, which becomes the major content of the Subconscious.

Текст научной работы на тему «Концептуальное поле русского сознания: Подсознание»

УДК 81.0

концептуальное поле русского сознания:

ПОДСОЗНАНИЕ

колесов владимир викторович

доктор филологических наук профессор Санкт-Петербургского университета

г. Санкт-Петербург, Университетская набережная 11

[email protected]

Концептуальный анализ текста представляет важный концепт, который является разноименным по причине замещения именами, возникшего по историческим причинам: Совесть, Бессознательное, Подсознание. Положенный в основу исследования авторский метод описания предполагает когнитивное единство «четырех причин» общего каузального ряда (Причинность), на выявлении которых из случайно выбранных контекстов строится семантическая константа и конструируется концептуальный квадрат с четырьмя содержательными формами концепта - образом, понятием, символом и «зерном» первосмысла (conceptum). Показаны: инородность для русского сознания рационалистического концепта Подсознание и устойчивая традиция употребления концепта Совесть, который организует концептуальное поле мышления: сознание - познание - знание на основе критерия Совесть - исходной (нулевой) точки всех составов Причинности, равновеликой «первосмыслу». Именно она создает законченную парадигму знания, представляя ее как концепт понимания. Специальной особенностью русского сознания является формирование образных понятий (das Sinnbild) символического смысла, которые долгое время в русском сознании служили замещением понятий и теперь выступают в качестве стилистических вариантов символа. Западному понятию Подсознание соответствует русский термин Бессознательное, которое выступает в качестве основного содержания Подсознания.

Ключевые слова: Подсознание, Бессознательное, Совесть, концепт, концеп-тум, сеамнтическая константа, концептуальный квадрат.

1. введение

Концептуальный анализ текста позволяет проникнуть в глубинные основания личной ментальности, сохраненные славянским словом. При составлении текстов в действие вступает не только мысль автора, но и смысл того слова, которым этот автор оформляет свою мысль. Возникает динамическое натяжение между мыс-

Работа наша совершается в подсознании, последнее слово написано там прежде, чем первое появится на бумаге.

Мы вспоминаем, а не сочиняем Грэм Грин

лью (идеей) и словом (знаком), столь важное для русского человека, который генетически исповедует философский реализм. Поверхностный план высказывания, заложенная в тексте мысль, понятны, тогда как внутренний, концептуальный смысл слова скрывается в потоке смежных слов. Единственная возможность установить исходный смысл высказывания, тот самый, который мы «вспоминаем» и о котором авторы, скорее всего, даже не подозревали, состоит в том, чтобы собрать несколько самых разных высказываний, независимо от их авторства, и рассмотреть их в перспективе ключевого слова, выражающего искомый концепт: идти в обратной перспективе от слова.

Тут в силу вступает закон «четырех причин» каузального ряда, установленный еще Аристотелем (категория Причинность), последовательно отвечающих на вопросы: что это (такое)? - основание («все в мире имеет свое основание» - Лейбниц), как (проявляется)? - условие, почему (действует)? - причина, зачем (нужно)? - цель. Этот ряд жестко связывает случайно подобранные примеры единством отношений, сосредоточенных на описываемом слове, которое выражает концепт сознания в единстве мысли и языка, т.е. идеи и слова. Покажем это на важном концепте русского сознания, неуловимо двуименном в ускользающей временной перспективе: подсознание и бессознательное.

Применяемые в описании термины: денотат - совмещение в общей единице предметного значения слова и объема понятия, лингвистического и логического; денотаты выделяются из текстов посредством редукции их предикатов; десигнат -такое же совмещение словесного значения и содержания понятия. Десигнаты передаются именами прилагательными, выражающими устойчивые признаки, причем типичные признаки соотносятся с символом (белый свет), глубинные - с понятием (белый мел), интенсивные - с образом (белое безмолвие), длительные - с основанием как исходной точкой развития содержательных форм концепта (сопсерШт 'зерно'). Семантическая константа (постоянная) объединяет все четыре состава Причинности, располагая их в следующем порядке: основание - условие - причина - цель. Эта четкая связь последовательностей скрепляет все составы Причинности, позволяя избежать субъективизма в толковании текстов. Поскольку денотат и десигнат соединяют в себе признаки логического и лингвистического, возникает возможность изучать их по отдельности, каждый раз вкладывая их в удвоенную схему концептуального квадрата, показывающего отношение помысленных денотата и десигната к реальному референту, например, в случае денотата (знак обозначает отсутствие признака):

R -Я

D понятие образ

-Э символ основание

Алгоритм описания изложен в книге [Колесов 2012].

2. подсознание

Новое русское слово бессознательный по словарям регистрируется с 1863 года, производное бессознательность появилось еще позже (1895) и в современном употреблении выступает в значении 'безотчетность, непроизвольность'. Со ссылкой на немецкую философию: «в философии Гартмана все, что достигает цели, не сознавая ее» [Словарь 1895]. Термин подсознание вообще мало пользуется вниманием отечественных ученых, этому термину предпочитается форма бессознательное, т.е. выделяется содержание Подсознания. То же имеет традицию и в немецком словоупотреблении: впервые введший в оборот слово бессознательное (bewusstlos) философ Эдвард Гартман и Зигмунд Фрейд - «нет более фундаментального открытия Фрейда, чем бессознательное» [Фромм 1992, с.336].

В русских философских и публицистических текстах слово подсознание также встречается очень редко, главным образом в переводных текстах и в специальной литературе. Рассмотрим выразительные образцы, проведя последовательные редукции от общего текста к «зерну» (концептуму) первосмысла. кехо [2010]:

В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир. Мозг человека двулик. Все, о чем я говорил ранее, касалось сознания. Теперь настало время познакомить вас со второй стороной мозга - таинственным и мистическим подсознанием. Могущество подсознания просто потрясающе. Известно, что оно контролирует и управляет всеми жизненно важными функциями человеческого организма, от кровообращения до дыхания и пищеварения... В подсознании запечатлевается все произошедшее с человеком... Именно подсознание часто помогает человеку, направляя его деятельность... Наконец, именно подсознание является механизмом, с помощью которого периодически повторяющиеся мысленные импульсы - чувства и эмоции - ускоряются и материализуются в физическом эквиваленте.Что-бы показать, как сознание и подсознание совместно работают над созданием окружающей действительности, я вновь прибегну в аналогии. Подсознание подобно плодородной почве, принимающей любое брошенное в нее семя. Ваши мысли и взгляды - это семена, постоянно засеваемые в эту почву... Подсознание неразборчиво. Оно отразит неудачу, болезнь или провал с той же готовностью, что и успех и процветание. Подсознание воспринимает то, что ему преподносится, с уже готовым позитивным или негативным отношением к этому. Оно не способно оценить ситуацию, как это делает сознание, и вступить с вами в спор. Стоит понять, что подсознание всегда даст вам желаемое... Несколько лет назад казалась невозможной идея о том, что мы можем притягивать и создавать действительность с помощью мыслей, сегодня же взгляд на эти проблемы изменился, и люди понимают, как происходит этот процесс. Могущественное подсознание ожидает ваших указаний... Специалисты по вопросам познания, изучающие процесс прохождения информации через мозг, утверждают, что лишь небольшая часть из того, что получает мозг (менее одного процента), достигает вашего сознания. Страшно думать, как много мы теряем.

Здесь впервые подсознание сравнивается с зерном.

Денотаты распределяются таким образом:

Основания - что? Внутренний мир сознания, таинственное и мистическое нечто, неразборчивость.

Условия - как? Плодородная почва, механизм внутренних импульсов, всегда дает желаемое.

Причины - почему? Сила, способная перевернуть мир, воспринимает уже готовое, контролирует и управляет всеми функциями человека.

Цель - зачем? Запечатлевает все происходящее с человеком, притягивает и создает действительность, работает над созданием реальной действительности.

Семантические константы:

Таблица 1

Внутренний мир сознания

плодородная почва

контролирует и управляет человеком

запечатлевает все происходящее_

Читается: Подсознание - это внутренний мир сознания сродни плодородной почве, который контролирует и управляет всеми функциями человека ради воплощения всего с ним происходящего.

Таблица 2

механизм внутренних импульсов

Таинственное нечто ----------- сила, способная перевернуть мир

работает над созданием окружающего

Читается: Подсознание - это некий таинственный механизм внутренних импульсов, сила, способная перевернуть мир ради создания окружающей действительности.

Таблица 3

Неразборчивость

всегда дает желаемое воспринимает уже готовое притягивать и создавать действительность

Читается: Подсознание - это неразборчивость, которая всегда дает желаемое и воспринимает уже готовое с тем, чтобы притягивать и создавать действительность.

Инвариант: Подсознание - это таинственно внутреннее нечто, создающее возможности для восприятия уже готового ради отражения действительного мира.

Юнг [2010]:

Подсознание - это... мифический генетический опыт... это скорее пещера, наполненная первобытными и забытыми сокровищами человеческой мудрости... и скрытая под процессом интеллектуализации. Содержание личного бессознательного представляется нам частью собственной психики, содержание же коллективного бессознательного представляется ей чуждым,

точно приходящим извне... каждое данное лицо обыкновенно не осознает, что подобные восприятия истекают из бессознательного: они представляются ему вызванными наружными конкретными фактами. он рационализирует внутренние впечатления, природа которых ему неизвестна. На самом деле эти впечатления есть иррациональные идейные содержания его собственного ума... В мозгу заложены перформированные инстинкты, а также и первобытные типы, или образы, основания, согласно которым издавна образовывались мысли и чувства всего человечества, включающие все громадное богатство мифологических тем (архетипов)... Самость есть субъект всей моей психики, значит и ее бессознательной сферы. Область подсознания может временами проявлять гораздо большую способность осмысливать и принимать решения, чем область сознательного восприятия действительности... Содержанием «коллективного бессознательного» явяются общечеловеческие первообразы - архетипы. Термин архетип зачастую истолковывается неверно, как некоторый вполне определенный мифологический образ или мотив. Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений. Архетип, который сам по себе является непредставляемым бессознательным, пресуществующей формой и может поэтому проявлять себя везде и в любое время.

Система денотатов:

Основания - самость идеальной личности, мифический генетический опыт, непредставляемо бессознательное, матрица мифопоэтического сознания...

Условия - часть собственной психики, внутренние впечатления, человеческие первообразы- архетипы.

Причины - лежит на глубинном слое коллективного бессознательного, в мозгу складываются первобытные типы, тенденции к образованию представлений.

Цели - способность осмысливать и принимать решения, субъективизм в сознании мира, проявляется везде и всегда.

Возможные семантические константы

Таблица 4

часть собственной психики лежит на глубинном уровне субъективизм в осознании мира

Читается: Подсознание - это самость идеальной личности как проявление собственной психики, которая лежит на глубинном уровне сознания, обусловливая субъективизм в осознании мира.

Таблица 5

Мифический генетический внутренние впечатления в мозгу складываются первобытные типы способность осмысливать

опыт

Читается: Подсознание - это мифический генетический опыт внутренних впечатлений на основе первобытных типов в мозгу как способность осмысливать

и принимать решения.

Таблица 6

Непредставляемо первообразы-архетипы тенденции к образованию представлений проявляются всегда и везде

бессознательное

Читается: Подсознание - это непредставляемо бессознательные первообразы-архетипы (с тенденцией к образованию представлений), которые проявляются всегда и везде.

Все константы выражают одну и ту же мысль: Нечто постоянное в мозгу, психически бессознательное способствует образованию субъективных форм сознания, готовых к действию всегда и везде. Фрейд [2007]:

Подсознание. вместилище иррациональных сил либидо. Деятельность, не осознаваемая субъектом, могущественная сила, антагонистичная сознанию. Неосознанное восприятие своего поведения и чувств. Та часть психики (души), которая соединяет все психические состояния. действует помимо управления... Интуиция тесно связана со способностью предсказывать будущее. Большая часть того, что внутри нас, не осознается, а большая часть того, что осознается, нереально. бессознательное - это подвал, полный пороков. Действует в субкортикальных частях мозга... латентный душевный опыт. отождествление Я. признак психического.

Основания - вместилище иррациональных сил либидо, это подвал, полный пороков, соединяет все психические состояния души...

Условия - могущественная сила, антагонистичная сознанию, признак психического, неосознанное восприятие своего поведения и чувств.

Причины - деятельность, не осознаваемая субъектом, действует в субкортикальных частях мозга, действует помимо управления.

Цели - латентный душевный опыт. отождествление Я, тесно связана со способностью предсказывать будущее. Семантические константы:

Таблица 7

Вместилище иррациональных сила, антагонистичная сознанию неосознаваемая деятельность отождествление Я

сил

Читается: Подсознание - это вместилище иррациональных сил антагонистичных сознанию, которые в неосознаваемой деятельности служат отождествлению Я.

Таблица 8

Подвал, полный пороков признак психического действует в мозгу

латентный душевный опыт

Читается: Подсознание - это как бы «подвал, полный пороков» в психическом отношении, действует в субкортикальных частях мозга, создавая латентный ду-

шевный опыт.

Таблица 9

Соединение всех состояний неосознанное восприятие действий действует помимо управления способность предсказывать будущее

души

Читается: Подсознание - соединение всех душевных качеств с неосознанным восприятием действий и чувств помимо управления (волей), способное предсказывать будущее.

Все константы также близки по смыслу, хотя форма выражения различается. Перед нами сочетание случайных выражений, извлеченных из работ автора, в принципе, их можно набрать сотни, и все они будут выражать одну и ту же мысль, представленную под разным углом зрения: Подсознание есть нечто иррациональное, противоположное сознанию, неосознанно действующее в мозгу ради самоотождествления личности в скрытом душевном опыте. Фромм [1992]:

Подсознание - это то, что происходит в мозгу в состоянии, когда все наши связи с внешним миром отключены и мы обращены не к действию, а к восприятию себя. Подсознание - это то, что «работает», когда мы находимся в специфическом состоянии - состоянии не деятельности. Когда мы говорим о подсознании, то на самом деле имеем в виду нечто, что происходит в нашем мозгу помимо, вне работы разума., таким образом подсознание воспринимается как нечто инородное, сродни призраку, нечто такое, что трудно удержать и о чем трудно вспомнить. И сознание и подсознание - это всего лишь различные состояния внутренней жизни, соответствующие различным состояниям физического существования. Термин бессознательное - это, в сущности, мистификация. Первый о бессознательном говорил Спиноза в своей Этике... Бессознательное - это целостный человек, за вычетом той его части, которое соответствует особенностям его общества. Это человечность.

Система денотатов:

Основание - нечто инородное, сродни призраку.

Условия - все связи с внешним миром отключены, различные состояния внутренней жизни.

Причины - зависит от того, что мы делаем, работает в состоянии не деятельности.

Цели - целостный человек, человечность.

Семантическая константа:

Таблица 10

Нечто инородное состояния внутренней жизни работа мозга

вне разума целостный человек

Читается: Подсознание - это какое-то инородное состояние внутренней жизни, работа мозга вне разума, (определяющая) целостного человека.

Таблица 11

Призрак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связи с внешним миром отключены зависит от того, что мы делаем человечность

Читается: Подсознание - это нечто призрачное в разрыве связей с внешним миром, но зависящее от наших действий, которые и формируют «человечность».

Штерн [1998]:

Бессознательное позитивно характеризует жизнь личности, поскольку оно имеет отношение к сознанию, не выступая, однако, как результат направленного внутрь акта. Бессознательным является то постоянное в личности, что связывает в единое осмысленное целое отдельные проблески сознания, которые, если их рассматривать изолированно, выглядели бы хаосом точек. Бессознательным являются последствия сознательных переживаний, поскольку они стали часть «психофизически нейтральной» жизни и здесь вновь (как содержания памяти) могут приобретать внутренний характер. н наконец, бессознательными являются те редкие предельные состояния, возникающие тогда, когда на время исчезают противоречия, порождающие сознание. Так, бессознательно устремленность личности на цель образует неясный, но смыслообразующий фон, на котором выделяются различные по своему виду и степени ясности сознательные впечатления. Сознание и бессознательное вместе исчерпывают объем понятия «психическое».

Денотаты распределяются следующим образом: Основания - связано с сознанием, входит в объем психического. Условия - предельность состояния без противоречий, «хаос точек». Причины - устремленность личности на цель, связывает в единое осмысленное целое.

Цели - позитивно характеризует жизнь личности, последствия сознательных переживаний.

Семантические константы:

Таблица 12

Связано с сознанием

связи с внешним миром отключены зависит от того, что мы делаем человечность

Читается: Подсознание связано с сознанием в виде «хаоса точек», выражающих устремленность личности на цель как последствий сознательных переживаний.

Таблица 13

Входит в объем психического

предельность состояний без противоречий связывает в единое осмысленное целое позитивно характеризует жизнь личности

Читается: Подсознание входит в объем понятия «психического» как предельность состояний без противоречий и, связывая в единое осмысленное целое, позитивно характеризует жизнь личности.

Выделяя различительные признаки сводных определений, получаем следование: разорванность (точек), предельность (состояний), устремленность (к цели), единство (переживаний). Инвариантная семантическая константа такова:

Таблица 14

Разорванность предельность

устремленность

единство

Читается: Подсознание - это разорванность предельного в его устремленности к единству.

Таково самое лаконичное философское определение бессознательного, как его понимал немецкий психолог и философ Вильям Штерн. Это определение подчеркивает самую суть подсознания - его предельную разорванность с неустранимым стремлением к единству, которое кончательно осуществляется в сознании.

3. Бессознательное

У русских авторов встречаются редкие определения, представленные только в научных текстах.

введенова [2000]:

Итак, бессознательное - резервуар неких «праформ», хранилище чистой формы. Для того, чтобы быть воспринятым сознанием, эта форма должна «материализоваться», т.е. получить конкретное наполнение. Основание архетипа - его наполнение.. .Естественный язык бессознательного - язык образов. Символы появляются там, где человек имеет дело с неисчерпаемым содержанием, выходящим за рамки утилитарной конкретности. Голосам из бессознательного присуща стихийная сила подлинности (хотя сами по себе они чаще всего стихийно-разрушительны).

Денотаты:

Основания - хранилище чистой формы, резервуар неких «праформ».

Условие - язык образов.

Причины - получает конкретное наполнение, материализуется в сознании.

Цель - стихийная сила подлинности.

Семантическая константа:

Таблица 15

Хранилище чистой формы язык образов материализуется в

сознании стихийная сила подлинности

Читается: Подсознание - это хранилище чистой формы на языке образов, которое материализуется в сознании, отражая стихийную силу подлинности.

Здесь определенно сказано о связи подсознания с его воплощением - сознанием и об образном представлении «архетипов». налимов [1995]:

Воображение - это синоним бессознательного. Бессознательным можно называть все то многообразие проявлений нашего сознания, которое находится вне его логической структурированности... Мы развиваем вероятностный подход к построению концепции бессознательного. придание концептуализации нарочито метафорического звучания... Истоки всего покоятся в том едином, что мы склонны называть бессознательным. Под бессознательным мы понимаем ту часть сознания человека, которая остается у него после того, как будет отброшено то, что может быть передано компьютеру. Физики поняли, что «всё научное знание» опирается на некоторые шаблоны нашего бессознательного. О некотором внимании, связанном с обращением к бессознательному, напоминают современные представления квантовой теории полей. Таким образом, состояния семантического поля, лежащего в основе слова, оказываются проявлениями бессознательного. Выход в глубины бессознательного - это расширение сознания... Мы занимаемся конструированием смысла, ведя «археологические» раскопки в глубинах собственного сознания. Первым мыслителем, отчетливо выделившим бессознательное, был Кант, а отнюдь не Фрейд. Представление Канта об априори заданных нам категориях и формах чувственного созерцания -это прямое обращение к бессознательному. С бессознательным надо обращаться очень осторожно, крайне осторожно, потому что оно допускает двоякое течение психологического времени. С одной стороны, бессознательное через творчество открывает дорогу Будущему, с другой - готово возвращать вспять, что может приводить к коллективному безумию.

Денотатные признаки располагаются следующим образом: Основания - воображение, истоки всего.

Условия - вне логической структурированности, не может быть передано компьютером.

Причины - конструирование смысла, открывает дорогу Будущему. Цели - расширение сознания, априорное знание. Возможные семантические константы:

Таблица 16

Воображение вне действий компьютера открывает дорогу

Будущему расширение сознания

Читается: Подсознание - это воображение, исключающее всё то, что может быть передано компьютеру, оно открывает дорогу Будущему, расширяя сознание.

Таблица 17

Истоки всего

вне логической структурированности конструирование смысла априорное знание

Читается: Подсознание - это истоки всего, что вне логической структурированности способствует конструированию смысла в априорном знании.

Здесь выделены принцип «исходной точки» и роль воображения, а также конечная цель - в расширении сознания вплоть до создания априорных понятий.

словарные определения

Подсознание - бессознательное. Совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Сфера психического, качественно отличная от явлений сознания. Характеристика индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которых не осознаются [Филос. словарь]. Совокупность психических процессов и состояний вне сферы сознания и недоступная для непосредственного субъективного опыта [МАС]. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.., отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживанием субъекта. зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте... находит свое выражение. в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях [Краткий психол. словарь].

В целом определения словарей (они однообразны) можно свести к следующим денотатным позициям:

1. основание - бессознательное, 2. условие - вне сознания и опыта, 3. причина - образ действий вне рефлексии, 4. цель - неосознанность целей.

Семантическая константа:

Таблица 18

Бессознательное

вне сознания и опыта образ действий вне рефлексии неосознанность целей_

Читается: Подсознание - это бессознательное вне сознания и опыта, действующее вне рефлексии с неосознанными целями.

Подчеркивается связь Подсознания с Бессознательным: последнее является основанием Подсознания. Вся последовательность составов Причинности указывает одно и то же: Подсознание есть оторванная от сознания и опыта сущность, полностью лишенное действий рассудка.

Среди собранных высказываний осталось три, одинаково авторитетных (все они выражают европейское представление о концепте), и было бы жаль опустить их в изложении фактов. Приведу их, чтобы показать, что даже случайный состав определений способен безошибочно выразить смысл описываемого концепта.

Низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных

представлений (Декарт). Связан с интуицией и чувственным познанием - априорный синтез (Кант). Предельная реальность Мира (Тиллих).

Это готовые денотаты, с помощью которых можно выстроить следующую семантическую константу:

Читается: Подсознание - это форма душевной деятельности, которая посредством интуиции и чувственного познания, на основе априорного синтеза воссоздает предельную реальность.

Это - философское определение, которое переводит смысл Подсознания в область душевной деятельности, указывая на интуицию и на априорное познание с конечной цель проникнуть в предельные глубины реальности, под которой подразумевается нечто, противоположное действительности, потому что «все основные научные эмпирические понятия при логическом анализе приводят к иррациональному остатку». Вообще, «если к эмпирическому понятию ученый подойдет только с одним логическим анализом, «ложь» слова обычно выявится с чрезвычайной яркостью» [Вернадский 1975; выделено мной - В.К.].

4. обобщения

В общем составе всех девяти групп контекстов прослеживаются сходства:

Основания - иррационально внутренняя душевная сила, истоки всего как хранилище чистых форм, и пр.

Условия - управление человеком посредством образования субъективных форм сознания вне логической структурированности, и пр.

Причины - действует интуицией вне рефлексии, воссоздает предельную реальность на основе априорного синтеза, и пр.

Цели - создание целостного человека в подлинном единстве самотождественной личности, и т.п.

В текстах повторяются ключевые слова мозг - душа, реальность - действительность, подлинность - единство, самость - самотождественность, сила -интуиция. Другими словами, высказывания строятся на неявных противопоставлениях, лежащих в бессознательном. Снимая словесные повторения («ложь» слов), в конечном остатке мы приходим к заключительному утверждению:

Подсознание есть иррациональная сила вне логической структурированности, воссоздающая предельную реальность ради утверждения самотождественности (самости). Иначе говоря, чтобы утвердиться в самотождественности, человек должен дойти до осознания того («предельной реальности»), что постигается только «иррационально» в «зерне первосмысла», в концептуме.

5. совесть

Но общая схема Причинности, выявленная в концепте Подсознание, удивительным образом согласуется с другим концептом русского сознания -

Таблица 19

Душевная деятельность вне сознания

интуиция и чувственное познание априорный синтез предельная реальность_

Совесть.

Композитор Георгий Свиридов в своем дневнике выразил глубокую мысль: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание». Рядом поставлены два слова: сознание мировое и совесть русская. Справедливость сказанного подтверждается и тем внешним фактом, что только русский язык словесно различает Совесть и Сознание, тогда как западные языки (кроме немецкого) эти концепты выражают одним и тем же словом; например, англичане и французы передают его словом conscience. Случилось так потому, что греческое слово ot>v£i5o<; славяне заимствовали дважды. При принятии христианства в евангельском значении (у апостола Павла) как 'совесть', а в XVIII веке калькировали латинское слово conscientia 'сознание' в виде conscience, которое, в свою очередь, является калькой того же греческого слова и стало обозначением сознания=совести в западноевропейских языках. Двоение сущего - основной принцип русского концептуального сознания, и в данном случае аналитическое раздвоение этического совесть и логического сознание повторяет столь же сдвоенные представления о правде=истине или свободе=воле. Каждая культура преобразовала заимствованный термин в соответствии с собственным концептуальным содержанием: европейские языки свели всё к рациональному, а русский, как обычно, выделил моральную сущность сознания в самостоятельную область нравственного знания.

Предикатные признаки опишем по выбранным на основе случайной выборки высказываниям.

Совесть - это голос единого духовного существа, которое живет в нас. Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом (Л. Толстой). - Возникает нравственное самосознание - совесть (А.И. Галич). - Содержание внутреннего сознания добра и зла.., совесть выражает чисто непосредственное личное отношение человека к своим мыслям и поступкам (Кавелин). Вечные абсолюты, над всеми народами стоящие... Ну, это совесть, это Бог (Розанов). Совесть есть центральная сила, связывающая. известные нравственно-душевные однородности (Н. Шелгунов).

- Работе совести соответствуют обязанности, работе чести - права (Н. Михайловский). - Совесть. это чувство, сознательно или бессознательно, уже проникнуто разумом (Б. Чичерин). В душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло.. Эта сила - совесть (Н. Лосский). Совесть, эта «змея сердечных угрызений», внутренний стыд перед самим собою.вскрывающий последние глубины жизни (С. Франк). - Сущность совести заключается в непосредственной направленности на объективную иерархию ценностей (Левицкий). - Совесть - таинственный судящий голос внутри нас (Ухтомский). - Нравственная совесть есть ответственность перед самим собой, перед своим духовным «я» (Бердяев). - В бессловесной тишине совесть овладевает нашим сердцем и нашей волей (И. Ильин). - Русский человек постигает истину особым чувством мысли, называемым совестью. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью (М. Пришвин).

- Совесть - внутренняя правда, а право - внешняя правда (Ф. Гиренок). - Символ «совесть» идеален и потому многогранен (В. Астафьев). - Совесть - понятие не дедуцируемое. Совесть, наконец, вне времени (Т. Горичева). - Зато в нас есть бро-

дило духа - совесть И наш великий покаянный дар (М. Волошин).

На основе предикатов определим общую область денотатов:

Основания - голос духовного существа, внутренний голос, судящий голос внутри нас, внутреннее нравственное чувство, божественное начало.

Условия - сила добра, внутреннее сознание добра и зла, ответственность перед собой, изначальное свойство человека, внутренняя правда, нравственное самосознание.

Причины - идеальная деятельность, посредница между лицом и народом, нравственная сила, связующая сила, змея сердечных угрызений, надоедливая приживался, единение ума и сердца.

Цели - нравственный закон, нравственная правда, цельность моей души, личное отношение к своим мыслям и поступкам (ответственность перед собой), требование.

Семантические константы строятся по общим основаниям:

Таблица 20

Божественное начало внутреннее сознание добра и зла идеальная

деятельность ответственность перед собой

Читается: Совесть - это божественное начало внутреннего сознания добра и зла, в идеальной деятельности вырабатывающее ответственность перед собой.

Таблица 21

Внутреннее чувство

нравственное самосознание сила нравственный закон

нравственная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читается: Совесть - это внутреннее чувство нравственного самосознания, нравственной силой исполняющее нравственный закон.

Таблица 22

сила добра

Внутренний голос связующая сила

цельность моей души

Читается: Совесть - это внутренний голос добра,который связующей силой своей обеспечивает цельность моей души.

Таблица 23

ответственность перед собой

Голос внутри нас единение ума и сердца

личное отношение к своим мыслям и

поступкам

Читается: Совесть- это судящий голос внутри нас, предстающий как ответственность перед собой в единении ума и сердца, создающий личное отношение к

своим мыслям и поступкам.

Смысл денотатов внутри каждой группы мало изменяется при перестановке компонентов, содержание высказывания подчиняется соответствующему составу Причинности, ср.:

Последовательность оснований: божественное начало - внутреннее нравственное чувство - внутренний голос - судящий голос внутри нас - все говорят об одном и том же, но разными словами или метафорами.

Последовательность условий: внутреннее сознание добра и зла - нравственное самосознание - сила добра - ответственность перед собой - так или иначе выражают одну и ту же существенную идею - силу личной ответственности.

Последовательность причин: идеальная деятельность - нравственная сила - связующая сила - единение ума и сердца, в сущности, также выражают общую мысль о действии совести как идеальной силы.

Последовательность целей: ответственность перед собой - нравственный закон - цельность моей души - личное отношение к своим мыслям и поступкам -также выражают общую мысль о стремлении соответствовать нравственной силе закона.

Современный «Психологический словарь» дает следующее определение: Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в сфере эмоциональных переживаний (например, «угрызений совести»).

Каждый член общего состава суждения можно разложить на те четыре состава Причинности, которые мы уже получили при анализе приведенных высказываний.

Итак, концепты Подсознание и Совесть во многом совпадают, и мы не ошибемся, признав, что христианская Совесть есть ранняя форма современного научного представления о Подсознании:

Подсознание Совесть

внутренняя душевная сила внутренний нравственный голос образование субъективных форм сознания нравственное самосознание воссоздание предельной реальности идеальная деятельность самотождественность личности цельность моей души

Сравним высказывания русских авторов о Совести с мыслями западных ученых:

Совесть оценивает наши действия; она есть (в соответствии со значением корня слова - соп^аепНа), знание-в-себе, знание о всех наших успехах и неудачах в искусстве жить. Ее воздействие характеризуется свойством эмоциональности, ибо ее отклик - это отклик всей нашей личности, а не только одного ума (Фромм). То, что называют совестью, по сути погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе.. сознанию открыто сущее, совести же открыто не сущее, а скорее, напротив, то, что еще не существует, а лишь должно существо-

вать. совесть руководит человеком в его поиске смысла. (Франкл). Свидетельство собственного умения быть дает совесть... Совесть дает «что-то» понять, она размыкает . Совесть говорит единственно и неизменно в модусе молчания (Хайдег-гер). А совесть имеет вполне земные причины (Б. Рассел).

Все - вполне рациональные представления, скорее о со-знании, чем о совести. Собирая разрозненные денотаты, мы можем выстроить семантические константы:

Таблица 24

говорит молчанием

Глубины бессознательного отклик всей нашей личности

имеет земные причины

Читается: Совесть - это внутреннее одиночество, которое говорит молчанием как откликом всей личности в пользу конкретных земных причин.

Таблица 25

предвосхищение будущего

Знание-в-себе руководит в поисках смысла

умение быть

Читается: Совесть - знание-в-себе в предвосхищении будущего, которое руководит в поисках смысла ради умения быть.

Отличие от русских суждений в постановке поблемы: западные авторы судят о Совести номиналистически, тогда как русские высказывания отмечены признаками философского реализма. Ср.: Подсознание Совесть

низшая форма душевной деятельности вне сознания знание-в-себе интуиция и чувственное познание говорит молчанием априорный синтез отклик всей личности предельная реальность имеет земные причины

В западном понимании Подсознание и Совесть отчасти сходятся только в условиях и причинах, основания и цели здесь расходятся. Следовательно, различия между западным и русским представлениями об этих концептах сосредоточены в областях «первосмысла» (источник концептов разный), а также связанного с основанием символа, который всегда является национальным достоянием. В западном менталитете Совесть не является формой выражения Подсознания, как в русском, и смешение Совести с Сознанием вполне соответствует тому, что эти концепты именуются общим словом.

Рассмотрим сводку текстов, принадлежащих одному автору. Гегель [1976, 1990]:

Совесть, сознание своего соответствия.требованиям долга . Со-кровгннейшее в человеке, его совесть., где «я» есть у себя. Сформировавшийся разум устанавливает абсолютные принципы.. и лишь тогда, когда человек. в своей совести. он обретает в себе, в своей совести опору. Угрызения совести были известны им лишь в виде страха перед наказани-

ем. Ибо нечистая совесть как осознание себя. (как) осознание своей собственной природы в ее целостности.. Совесть человека имеет свое право моральности. В сфере рефлексии вместе с противоположностью субъективной всеобщности, частью вместе со злом, частью вместе с совестью. Совесть как бесконечная субстанция, в себе знающая и в себе определяющая свое содержание. Субъективное убеждение, совесть. Ибо он касается внутреннего единства, которое есть в совести. Совесть есть святое, неприкосновенное в человеке, она есть чистая уверенность в самом себе.. .Совесть как бесконечная субъективность, в себе знающая и в себе определяющая свое содержание. Совесть как формальная субъективность вообще есть постоянная готовность перейти в зло. Совесть - это глубочайшее внутреннее одиночество, пребывание с самим собой (Гегель). Денотаты:

Основания - сознание своего соответствия, бесконечная субъективность, формальная субъективность, внутреннее одиночество, пребывание с самим собою, чистая уверенность в себе, сокровеннейшее в человеке, святое в человеке.

Условия - внутреннее единство, внутренняя глубина, бесконечная субстанция, имеет право моральности, субъективное убеждение.

Причины - страх перед наказанием, противопоставление злу, постоянно готовится перейти к злу.

Цели - «я» есть у себя, осознание себя, обретает опору, осознание своей собственной природы в ее целости. Семантические константы:

Таблица 26

Одиночество

внутреннее единство противопоставление злу осознание своей природы в ее целостности

Читается: Совесть - это внутреннее одиночество как результат внутреннего единства, в противопоставлении злу осознает свою природу как целостность.

Таблица 27

внутренняя глубина страх перед наказанием осознание себя

Бесконечная субъективность

Читается: Совесть как бесконечная субъективность внутренней глубины в страхе перед наказанием осознает себя.

знание-в-себе бесконечная субъективность говорит молчанием внутренняя глубина отклик всей нашей личности страх перед наказанием имеет земные причины - осознание своей природы (обретает опору) Никаких существенных различий между двумя константами мы не обнаружим, за исключением того, что идеи выражены разными словами, за которыми

скрывается «ложь» т.е. неточность выражения. Главные отличия от русских представлений о совести состоят в том, что западные авторы подчеркивают в основаниях бесконечную субъективность (индивидуализм) субъекта, замкнутого на личном знании, а в целях - непременную связь с «природой» разного качества (вещизм). Первое связано с тем, что не делается разницы между (со)знанием и совестью, второе определяется номиналистическими установками западного менталитета.

Расширяя контексты, мы можем дать более определенную характеристику символа Совесть на Западе. Совесть для француза есть (физическое) сознание, (интеллектуальная) сознательность и (духовное) право выносить моральные суждения; для немца это - нравственное сознание хорошего и плохого, добра и зла; для англичанина - внутренние чувства и мысли (опять-таки сознание), связанные с «вполне земными причинами» (вещизм) и особенно право суждения о том, что правильно и неправильно, преимущественно в отношении собственных действий (интровертность отношений). Для европейца совесть скорее отрицательная черта, «тут совесть - существо, враждебное человеку, ведь сам человек может ее подавить спокойно. Совесть здесь овеществляется, так что. сознание нашло способы справляться с этим неудобным изобретением христианской морали» [Голованив-ская 1997]. Таким образом, в европейской культуре рациональность в проявлении совести связана с действием рассудка, определяется нормами личного поведения и обращена на оценку действий - своих собственных (у англичан), чужих (у французов) или вполне абстрактных (у немцев).

6. Образное понятие

Если дальше редуцировать состав Причинности, устранив основание, то воплощенное в слове концептуальное содержание Совести может быть представлено в трех ипостасях: в объективной реальности как понятие, в субъективной идеальности как символ и в конструктивной формальности как образ, ср.:

Таблица 28

признак содержательная форма единица сфера действия

Типичный символ идеальная волевая

Глубинный понятие реальная логическая

Интенсивный образ формальная чувственная

Типичные признаки - личная, моя, своя, собственная.

Глубинные признаки - гнилая, общая, свободная, чистая.

Интенсивные признаки - активная, задумчивая, неукротимая, нравственная, пассивная, русская, спокойная, уединенная, умственная, юридическая.

Длительных в принципе нет, совесть - это «имя вневременного свойства человека» [Чернейко 2010], оно связано с первосмыслом концептума, который исходно неизменен.

Следующим действием анализа является идентификация, т.е. совмещение десигната-содержания с денотатом-объемом воссоздаваемого понятия. На Руси этот процесс развивался с XVII века, а в начале XVIII века появился и термин «понятие» (первая словарная фиксация - 1704г.). В нашем случае соединение де-сигнатных и денотатных признаков создает символические значения аналитическо-

го понятия (образного понятия) - в соединении типичного с идеальным на уровне символа: личный голос духовного существа или собственная идеальная деятельность. Совмещение признаков десигната и денотата создает также образные понятия чистая совесть, огромная ценность и т.п. - уже в соединении глубинного признака с реальным. Аналогично образуются, например, соединения интенсивных и формальных признаков образа, создающие образные понятия типа умственный интерес или задумчивая совесть моя - это индивидуально образные понятия типа метафорических, они являются образными понятиями только по форме. Суть в том, что понятие вообще рождается в понимании предмета, а в данных случаях имеем дело только с образным выражением чувства. Такие «понятия» позже не развивались в логические понятия. Но всё Средневековье активно использовало образные понятия, развив для этой цели специальное средство их выражения - местоименное (полное) имя прилагательное уточняющего характера с выражением определенности. Строго говоря, каждое образное понятие есть символ удвоения, но символы разного содержания. Если идти сверху вниз (по таблице): первый ряд образуют символы отождествления (свет светлый, личная совесть, Божья правда: «Бог есть высшая правда.»), второй ряд - символ уподобления (уподобления понятию: чистая совесть), третий ряд - символ замещения (задумчивая совесть -сила олицетворяется). Только средний ряд впоследствии «отстоялся» в логических понятиях, потому что с самого начала имел статус понятийного.

7. «Зерно первосмысла» как основание

Известно, что поморфемное калькирование происходит при разнице культур (менталитетов), но формирующийся при этом признак различения, зерно перво-смысла создает национальную форму концепта, которая варьирует в различных проявлениях идеации - создания собственных средств выражения заимствова-ных концептов в виде образных понятий. В высшей степени это касается и наших концептов.

Греческие слова OT>v-ei5-ó<; 'совместное знание, со-знание' и cuv-eí5-noi^ 'со-знавание, со-знание' значение 'совесть' получили только в текстах Евангелия, образовав образные понятия типа ot>v£i5^g£1 áya0^ 'благое знание'. Латинская калька этого слова con-scien-tia 'осведомленность, сознание' (буквально'стесненное сознание') от sciens 'сведущий', 'сознательный' также вынесла это значения из переводов Евангелия: consciencia bona (recta) 'доброе (прямое) знание'. Таким образом, новое представлние о совести развивалось одинаково на основе метонимичных образных понятий, но в греческом при концептуме *(F)eid, а в латинском sciens, с искривленным смыслом законченной 'сознательности'. Славянское слово для передачи того же концепта в точности соотвествует греческому оригиналу: *sъn-veid-tь - с сохранением исходного «зерна» в виде корня *ved- 'тайное ведание', в то время как латинский вариант переводил «первосмысл» на рациональное 'знание'. Глубинный смысл исходного концептума чередованием гласных в корне отсылал как к образу (виду), так и к идее, которая способна развиваться идеально, а не материально, как science. До сих пор в западной традиции «сцаентистами» могут быть только представители естественных наук (и только они отмечаются Нобелевской премией), тогда как гуманитарии к этому разряду не причисляются.

Славянский концептум впд- выражает глубинное знание, в наши дни доступное только ведьмам, оно отличается от поверхностного зна-ния, связанного с корнем *^п- 'рожденный' (ср. ген, жена и родственные), т.е. с материальным воплощением идеального.

Таково современное представление о концепте Совесть, когда все три содержательные его формы - образ, понятие, символ - представлены сознанию в полном и законченном виде. При этом, по общему стремлению сознания к конкретной определенности, каждый человек, пользуясь наличными средствами языка, воссоздает свой собственный тип концептуальной рамки: художник мыслит образами, ученый - понятиями, а для обыкновенного человека Совесть - символ высокого звучания: «Совесть - понятие не дедуцируемое» - потому что это символ. Русские философы однозначно видели в концепте Совесть символ, то есть выражали мнение «естественного человека». Но символ - только одно из проявлений концепта, завершающийся момент его развития. В русском сознании он просто выходит на первый план. Как символическое проявление бессознательного, Совесть также занимает свое место в правом нижнем квадрате концептуального квадрата, являясь представителем концептума в другом ряду соответствий (как содержательная форма концепта).

Рациональная мысль Запада отождествила Совесть с Сознанием и потому выставила (в качестве самостоятельного) понятие Подсознания, эквивалентное концепту Совесть. Иррациональный остаток сознания в коллективном знании и стал восприниматься как Подсознание.

8. Заключение

В последовательных редукциях текста мы дошли до сути концептумов, и сколько бы мы ни привлекали для анализа новых текстов, они не изменят общего смысла самого концепта во всем составе его содержательных форм. Основание (концептум) всегда проявится в результате (цели). Действует закон части, равной целому, т.е. законченной дефиниции концепта, исключающей ту «ложь» слова, о которой говорил В.И. Вернадский.

Западное понимание «совести» с самого начала было ориентировано на «внешнюю мудрость» знания, тогда как славянский язык сохранил связь с глубинным представлением о «тайном ведении». В этом смысле верно предостережение Мартина Хайдеггера, сказавшего (по аналогичному поводу), что «теперь мы мыслим по-латински, а следует углубиться и мыслить по-гречески», потому что «когда мы спрашиваем, что же такое «основание», то прежде всего мы имеем в виду вопрос о том, что означает слово; слово что-то означает; оно дает нам нечто понять, и именно потому, что говорит из самого Нечто» [Хайдеггер 1999, с. 178 и 158. Выделено мной. В.К.]. Нечто - это концептум первосмысла, ибо «нечто вращается в себе самом.., нечто завивается в самом себе. Здесь существует кольцо, живое кольцо, подобное змее. Здесь некое начало, которое уже есть завершение» [там же, 38].

По той же причине несходства концептумов возникли и расходящиеся представления о внешнем характере Под-сознания и неопределенном Бес-сознательном, создавшие две разные культурные традиции, которым подчиняется всё. Подсознание материально топографично, оно находится «под» сознанием, являясь его со-

держанием. Бессознательное вообще отрицает наличие сознания, оно является первоисточником не только сознания, но и познания, и знания - мышления в целом. Это исходный момент в развитии мысли, проходящей свой круг с возвращением к основанию, к первосмыслу, к концептуму.

Быть может, поэтому русские философы говорили не о менталитете, а о всё осветляющей духовности.

Литература

Введенова Е.Г. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 113-133.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1975. 176 с.

Голованивская М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М.: МГУ, 1997. - 279 с.

Кехо Дж. Подсознание может всё. М.: Электронное издание, 2010. 41 с.

Колесов В.В. Концептология. СПб, СПбГУ, 2012. - 166 с.

Краткий психол. словарь - Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 431 с.

Словарь русского языка. Изд. 3-е. Т. 1, М.: Русский язык, 1985. 704 с.

Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. М.: Мир идей, 1995.

Словарь русского языка. Т. 1. СПб, 1895.

Философский словарь - Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

Фрейд З. Психология бессознательного. Спб: Питер, 2007. 400 с. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 432 с. Хаййдеггер М. Положение об основании. Спб: Алетейя, 1999. 290 с. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстраактного имени. М.: Ли-броком, 2010. - 272 с.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.:

432 с.

1998. 335 с.

Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. М.: Сogito, 2010. 352 с.

CONCEPTUAL FIELD OF RUSSIAN CONSCIENCE:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UNCONSCIOUS

Vladimir V. Kolesov

Doctor of Philology, Professor, Department of the Russian Language, Faculty of Philology, Saint Petersburg State University 7/9 Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034 Russia [email protected]

The conceptual analysis of text presents a concept of Conscience, Unconscious and Subconscious, which is heteronymous due to historical name substitution. The author's original description algorithm underlying the study involves cognitive unity of the «four causes» of a common causal sequence (Causality), identification of which from randomly selected contexts constructs a semantic constant and a conceptual square with four substantial forms of the concept - image, concept (notion), symbol and the «grain of archaic meaning" (conceptum). The study depicts heterogeneity of a rationalist concept of Subconscious for the Russian mentality and a stable tradition of using the concept of Conscience instead, which organizes the conceptual field of thinking: consciousness - cognition - knowledge with Conscience as the main criterion, the (zero point) of all formulations of Causality equal to «archaic meaning». It constitutes a complete paradigm of knowledge, presenting it as a concept of understanding. A specific feature of the Russian way of thinking is the formation of imaginative notions (das Sinnbild) of symbolic values, which for a long time served as a substitution of notions and now act as stylistic variants of a symbol. The Western concept of Subconscious corresponds to the Russian Unconscious, which becomes the major content of the Subconscious.

Keywords: Conscience, Unconscious, Subconscious, concept, conceptum, semantic constant, conceptual square.

References

VvedenovaE.G. Arhetipy kollektivnogo bessoznatel'nogo I problemy stanovlenija kultury [Archetypes of the collective unconscious and the problems of the formation of culture]. Jevoljucija. Jazyk. Poznanije [Languages of Russian culture]. Moscow, 2000. P.

Vernadskij V.I. Razmyshlenija naturalista [Reflections of the naturalist]. Moscow: Nauka Publ., 1975. 175 p.

Golovanivskaja M.K. Francuzskij mentalitet s tochki zrenija nositelja russkogo jazyka [French mentality in terms of the native speaker of the Russian language]. Moscow: MSU, 1997. 279 p.

Keho Dzh. Podsoznanije mozhet vsjo [The subconscious can do anything]. Moscow, 2010. 41 p.

113-133.

Kolesov V.V. Konceptologija [Conceptology]. SPB: SPbSU, 2012. 166 p. Kratkij psihologicheskij slovar' [Brief psychol. dictionary]. Moscow: Politizdat Publ., 1985. 431 p.

Slovar' russkogo jazyka [Dictionary of the Russian language]. Ed. 3rd. V 1. Moscow: Russkij jazyk Publ., 1985. 704 p.

Nalimov VV, Drogalina Zh.A. Real'nost' nereal'nogo [Reality is unreal]. Moscow: Mir idej Publ., 1995. 432 p.

Slovar' russkogo jazyka [Dictionary of the Russian language]. V1. SPb, 1895. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaja Jenciklopedija Publ., 1983. 840 p.

Freud Z. Psihologija bessoznatel'nogo [Psychology of the unconscious]. SPb: Piter Publ., 2007. 400 p.

Fromm Je. Dusha cheloveka [Human's soul]. Moscow: Respublika Publ., 1992.

432 p.

HeideggerM. Polozhenije ob osnovaniji [Position about the basis]. SPb: Aleteja Publ., 1999. 290 p.

Chernejko L.O. Lingvo-filosofskij analiz abstraktnogo imeni [Linguistic and philosophical analysis of the abstract name]. Moscow: Librokom Publ., 2010. 272 p.

Stern V. Differencial'naja psihologija i eje metodicheskije osnovy [Differential psychology and its methodological foundations]. Moscow, 1998. 335 p.

Jung C. Ocherki po psihologiji bessoznatel'nogo [Essays on the psychology of the unconscious]. Moscow: Cogito Publ., 2010. 352 p.

wx

Вопросы психолингвистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.