SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
ПОНЯТИЕ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
Р. Б. Шайхисламова
Студентка Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области
АННОТАЦИЯ
В данной статье мы проанализировали роль традиций и их взаимосвязь с новаторством в литературе, а также смогли раскрыть обновление историко-литературного процесса
Ключевые понятия: Традиция, новаторство, литература, история, процесс, сентиментализм, аналог, эпический жанр
THE CONCEPT OF TRADITION AND INNOVATION IN LITERATURE
ABSTRACT
In this article, we analyzed the role of traditions and their relationship with innovation in literature, and were also able to reveal the renewal of the historical and literary process
Keywords: Tradition, innovation, literature, history, process, sentimentalism, analog, epic genre
Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.
Традиции в литературе - преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для русской литературы XIX века традиционными являются темы "маленького" и "лишнего" человека.
Традиции - это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.
Новаторство в литературе - нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не все новое в литературе является новаторством. Новаторство - это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы, такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности. Мировое значение, которое приобрела русская литература второй половины XIX века, связано прежде всего с новаторской деятельностью Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
В начале XX века в русской литературе новатором выступил Максим Горький.
Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства - важное условие плодотворного творчества художника.
М. Бахтин, оспаривая отдельные общепринятые в литературоведении установки, использовал словосочетания «малое историческое время» и «большое историческое время», подразумевая под первым современность писателя, под вторым - опыт предшествующих эпох. «Современность, - писал он, - сохраняет все свое огромное и во многих отношениях решающее значение. Научный анализ может исходить только из нее и ... все время должно сверяться с нею, но, -продолжал Бахтин, - зажать его (литературное произведение) в этой эпохе нельзя: полнота его раскрывается только в большом времени». Мысль о генезисе литературного творчества в суждениях ученого становится ключевой: «произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания». В итоге деятельность писателя, по мысли Бахтина, определяют только длительно существующие течения культуры.
Совершенно очевидным является, что традиция и новаторство понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, а также соотношение наследуемого и создаваемого. На сегодняшний день существует несколько научных трактовок этих понятий. В литературной энциклопедии дается следующая дефиниция: «Традиция — это понятие, характеризующее культурную память и преемственность. Связывая ценности исторического прошлого с настоящим, передавая культурное достояние от поколения к поколению, традиция осуществляет избирательное и инициативное
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
овладение наследием во имя его обогащения и решения вновь возникающих задач (в том числе и художественных).
В функциональном плане традиция выступает посредником между прошлым и современностью, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности, которые сами по себе включаются в жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании.
Все это осуществляется посредством многократного повтора традиционных связей и отношений, церемоний и обрядов, моральных принципов и норм, символов и значений».
Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего. В литературе понятие традиция давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т.д. Традиции (как общекультурные, так и собственно литературные) неизменно воздействуют на творчество писателей, составляя существенный и едва ли не доминирующий аспект его генезиса. При этом отдельные грани фонда преемственности преломляются в самих произведениях, прямо или косвенно. Это, во-первых, словеснохудожественные средства, находившие применение и раньше, а также фрагменты предшествующих текстов; во-вторых, мировоззрения, концепции, идеи, уже бытующие как во внехудожественной реальности, так и в литературе; в-третьих, — это жизненные аналоги словеснохудожественных форм. Так повествовательная форма эпических жанров порождается и стимулируется бытующим в реальной жизни людей рассказыванием о происшедшем ранее. Например, плутовской роман - порождение и художественное преломление авантюрности как особого рода жизненного поведения.
Таким образом, традиции и новаторство в литературе - это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.
Список использованной литературы:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. - 2-е изд. - Москва : Искусство, 1986. - 444 с.
2. Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) / В.В. Мусатов. - М.: Высшая школа, Изд. центр Академия, 2001. - 310 с.
3. Белая Н.В. Традиция и новаторство как важнейшие составляющие литературного творчества. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы / П.Н. Берков // Статьи. Л.: Худож. лит., 1981. - 496 с.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
4. Глушкова Т. Традиция - совесть поэзии. - М.: Современник, 1987.
5. Агеносов В., Анкундинов К. Современные русские поэты. - М.: Мегатрон, 1997.
6. Вязмитинова Л. От полыньи Полины к снам Пелагеи Ивановны (поэзия поколения 90-х) // Знамя. - 1998. - №11.
7. Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма (Австрия, Великобритания, Германия, Россия). М.: Научный центр славяно-германских исследований ИС РАН, 2002. - 112 с.