SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
ТРЕБОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА К СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Нодира Низомовна Мусаева Нигина Бобохужаевна ^урбонова
Доктор педагогических наук (DSc), Магистрант Бухарского
доцент Бухарского государственного педагогического института
университета
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены условия и требования интенсивного научно-технического прогресса к системе образования и будущим специалистом с высшим образования.
Ключевые слова: Научно-технический прогресс, интенсификация обучения, индивидуум, индивидуализация обучения.
REQUIREMENTS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS TO THE
EDUCATION SYSTEM
ABSTRACT
This article presents the conditions and requirements of intensive scientific and technological progress for the education system and the future specialist with higher education.
Key words: Илмий-техиик тараккиёт, укитишни жадаллаштириш, индивидуум, укитишни индивидуаллаштириш.
Ведение: Интенсивный научно-технический прогресс привел к интенсивному росту и обновлению научно-технической информации, который принял лавинообразный характер. В мире ежегодно издаются сотни тысяч книг, журналов, защищаются более ста тысяч диссертаций, а поток информаций в глобальной сети «Интернет» практически не измерим.
Основная часть. Чем же характеризуются условия интенсивного научно-технического прогресса и требования, предъявляемые им к системе образования?
Во-первых, возрастающей ролью науки. В ХХ столетии, особенно во второй ее половине, темпы развития науки достигли максимальных значений. Каждые 10.. .15 лет основные показатели научной деятельности удваивались [1], [2].
Поэтому считается, что основным законом развития науки является экспоненциальный. Высокие темпы развития науки в настоящее время поддерживается все большей автоматизацией умственного труда.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
Интенсивное развитие науки приводит к интенсивному росту и обновлению научно-технической информации. Развитие науки по экспоненте означает лавинообразное ее развитие. Значит и рост научно-технической информации также является лавинообразным процессом.
Для обеспечения темпа всевозрастающего лавинообразного потока информации создаются и действуют современные телекоммуникационные информационные системы.
Очевидно, что современные темпы роста и объем науки, информации, существенно отличаются от их состояния в предыдущие 20-30 лет.
Развитие науки, это область деятельности специалистов с высшим образованием. Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна обеспечить возможность усваивать поток современной информации, развить навыки научно-исследовательной деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы, умений творческой работы с научно -технической информацией и учебно-научной литературой.
Во-вторых, лавинообразность развития современной науки обеспечивается и возникновением новых видов наук на стыке известных 2,3-х и более наук. Например: биофизика, биогеохимия, информатика, физико-химическая механика и много других. Возникает дерево науки. Родившись на стыке известных наук, новая наука - это новые научные направления, проблемы, темы и научные вопросы. Эти задачи подлежат решать наиболее талантливым выпускникам высшей школы [3], [4].
Поэтому современная система подготовки кадров должна развивать способности оригинального и нестандартного мышления, развивать навыки систематической, кропотливой работы над собой.
Студент должен уметь удивляться, восхищаться, только тогда он будет способен удивлять других своим творческим трудом.
В-третьих, лавинообразное развитие науки и аналогичная закономерность роста научно-технической информации способствует ускорению скорости передачи и обработки информации, в основе которой находится компьютерная техника. Использование современных информационных систем немыслимо без индивидуализации обучения. Следовательно, сердцевиной современной системы обучения должна быть индивидуализация обучения. Поэтому актуальным становится задача - разработки и освоение технологий и средств индивидуализации обучения, самообразования, системы дистанционного образования.
В-четвертых, особенностью научно-технического прогресса является резкое увеличение разновидностей инженерных решений. Быстрая смена материалов,
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
технологических процессов, конструкций машин. Повышения уровня автоматизации систем управления, сокращением сроков внедрения в производство результатов научных достижений. Так, например, если между открытием телефонной связи и его использованием прошло 56 лет, радио - 35, то телевизора - 14, атомной энергии - 6, транзистора - 5 лет. Сейчас эти сроки, как правило, менее 1 года.
Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна быть направлена на формирование у них быстрой адаптации к непрерывно изменяющимся условиям производства, техники, технологии. Им должны быть свойственны: мобильность знаний, критичность мышления, творчество и гибкость в профессиональной деятельности.
В-пятых, для подготовки специалистов в высшей школе, отвечающим всем возрастающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса, необходима интенсификация обучения, использование в обучении всего потенциала человеческого организма, его мозга. То есть необходима интенсификация символьно-зрительного обучения. Это означает, что при подаче информации в учебном процессе, необходимо использовать приемы структурирования и систематизации учебного материала, компьютеризацию обучения, использование учебного телевидения и др.
В-шестых, каждый человек от рождения - это индивидуум, то есть имеет только ему присуще задатки, способности к обучению, следовательно, задачей современной системы обучения должна быть учет и развитие индивидуальных способностей обучающегося.
Вырабатываемая продукция в условиях интенсивного научно-технического прогресса стала отличаться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью. При многократном росте производительности оборудований и машин, их надежности, расход энергии на единицу продукции многократно уменьшился. Эти условия стали предъявлять адекватные требования к подготовке кадров.
В период предшествующей интенсивному научно-техническому прогрессу вырабатываемая продукция не отличалась высокой надежностью и качеством. В связи с этим для изделий устанавливались периоды гарантированного ремонта, которые выполняли за счет предприятий изготовителей. В этих условиях традиционная система обучения отвечала требованиям производства. С изменением условий производства качество подготовки специалистов на основах традиционной педагогики не стало соответствовать предъявляемым требованиям. Уровень качества подготовки значительного количества кадров в условиях возрастающей массовости обучения стал существенно отстаивать от темпов роста
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
качества вырабатываемой продукции, то есть от уровня требований интенсивного научно-технического прогресса [24], [26].
Вывод. В условиях интенсивного развития науки, техники и технологии к системе обучения предъявляются следующие требования:
1. Развитие навыков: индивидуальной и самостоятельной работы; творческой работы с научно-технической информацией;
2. Развитие способностей; оригинального и нестандартного решения; работоспособности;
3. Индивидуализация обучения (вследствие разных способностей к обучению);
4. Формирования: мобильности знаний, критичности мышления, творчество и гибкости в работе; адаптивности; к быстрым изменениям условий производства.
Использованная литература:
1. Avliyaquov N.X., Musayeva N.N. Pedagogik texnologiya. Darslik.-Т.: Таfakkur Bottom, 2012.- 208s.
2.Авлиякулов Н. Х., Мусаева Н. Н. Современная таксономия учебных целей для систем среднего и высшего профессионального образования //Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2011. - №. 1. - С. 233-235
3. Авлиякулов Н. Х., Мусаева Н. Н. Педагогик технологиялар //T.:«Fan va texnologiyalar» нашриёти. - 2008. - Т. 164
4.Avliyakulov N.H, Musayeva N.N Pedagogical technology- Publishing house "Tafakkur bo'stoni", Tashkent, 2012
5.Авлиякулов Н.Х, Мусаева Н.Н. Модулли укитиш технологиялари T.:" Fan va texnologiyalar" нашриёти 2007.
6.Avliyakulov N. X. Musayeva NN YAngi pedagogik texnologiyalar //T.: Yangi avlodi. -2003.
7. Djuraev R.X., Turg'unov S.T. Ta'lim menejmenti. - T., Voris-Nashriyot, 2012. 1678. Иноятов У.И. Теоретические и организационно-методические основы управления и контроля качества образования в профессиональном колледже: дисс.докт.пед. наук : 13.00.01 / У.И.Иноятов; - Т., 2003. - С
9. Мусаева Н.Н. Роль педагогических технологий в развитии современного образования. - Academic research in educational sciences, 2021.
10. Мусаева Н.Н., Авлиякулов Н.Х., Авлиякулов Н.Н.Всеобщее среднеспециальное профессиональное образование как мотивирующий фактор
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
самообразования и профессиональной мобильности в Республике Узбекистан. Социально-профессиональная мобильность в XXI веке, 2014,36-38.
11. Авлиякулов Н.Х., Мусаева Н.Н., Мусаев С.С. Педагогическая технология-основа концепции полного обучения. Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому 2006.
12. Авлиякулов Н.Х., Мусаева Н. Н. Модулли укитиш технологиялари //T.:"Fan va texnologiyalar" нашриети. - 2007. - Т. 97
13. Мусаева Н.Н., Авлиякулов Н. Х. Таксономия учебных целей для современного учебного процесса системы среднего специального и высшего профессионального образования //Проблемы современного образования. - 2017. - №. 3.
14. Мусаева Н.Н. Теоретические основы и технология обеспечения неразрывности обучения в системе непрерывного профессионального образования. Монография. -Тошкент: Фан ва технология, 2018-140 б
15. Мусаева Н.Н. Укув максадларнинг замонавий таксономияси ва ундан касб-хунар коллежларида фойдаланиш технологияси// Педагогик махорат. - Бухоро, 2014. - № 3. -Б. 7-10.
16. Мусаева Н.Н. Мусаева Н.А Реализация системного подхода при определении методов обучения и качества усвоения учебного материала в технологии неразрывности обучения. Инновационые пути решения актуальных проблем развития пищевой и нефтегазохимической промышлености. Международная научно-практическая конференция. Том 1.Бухара, 2020.C. 664-667
17. Мусаева Н.Н. Ёдгорова М. О. Мусаева Н.А Сущность и принципы личностно-ориентированных технологий обучения. Инновационные пути решения актуальных проблем развития пищевой и нефтегазохимической промышлености. Международная научно-практическая конференция Бухара. Том 2. 2020-.C.507-510
18. Мусаева Н.Н., Мусаева Н.А. Основы кредитной технологии. Ижтимоий сохани модернизациялаш контекстида педагогик таълим тараккиёти: муаммо ва истикболлар. Республика илмий-амалий анжуман материаллари.Бухоро. 2021.С. 60-70
19. Мусаева Н.Н. Мусаева Н.А. Илмий -техник тараккиёт жадаллашган даврда -шахсга йуналтирилган укитиш технологияларнинг урни. Янгиланаётган узбекистонда фан, таълим ва инновация уйгунлиги мавзусидаги республика 6-сон куп тармокли илмий- масофавий онлайн конференцияси 1-кисм материаллари. Тошкент. 2021. С. 128-132.
20. Мусаева Н.А. Таълим жараёнида ишбилармонлик уйинларининг урни "Scientific progress". Журнал.- Бухоро, 2022. № 1.- Б.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
21. Мусаева Н.Н. Развитие теоретических положений таксономииучебных целей в соответствии с современными требованиями непрерывного профессионального образования. "Scientific progress". Журнал.- Бухоро, 2021. № 7.- Б. 469-476.
22. Мусаева Н.Н. Развитие теоретических положений таксономии учебных целей в соответствии с современными требованиями непрерывного профессионального образования //Scientific progress. - 2021. - Т. 2. - №. 7. - С. 469-476
23.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М: Знание, 1989 - 80 с.
24.Сейитхалилов Э.А., Рахимов Б.Х., Маджидов И.Х. Педагогический словарь справочник. - Т.: Согдиана, 2011 - 700 с.
25.Фарберман Б.Л. Прогрессивные педагогические технологии. - Т.: Фан, 2002. -130 с.