Ю.Ю. РЕЗВАЯ
аспирант кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета
E-mail: rezvaja2010@yandex.ru Тел. 8 910 183 07 51, 8 904 594 17 90
ПОНЯТИЕ О ГРЕХЕ В ТРУДАХ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО И В СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ
В данной статье рассматривается понятие греха как в светской этике, так и в трудах Тихона Задонского. Проводится сравнительный анализ указанных точек зрения. Рассматривается классификация грехов, данная святителем, обращается внимание на средства борьбы с грехом, выделенные Тихоном Задонским, а также на особую группу грехов - страсти.
Ключевые слова: зло, грех, порок, страсти, наивысшая форма зла, наивысшая форма добра.
Прежде чем говорить о понятии греха у Тихона Задонского, необходимо определить, как трактуется это понятие в светской этике. В этимологическом словаре М. Фасмера сказано, что слово «"грех" связано с греть, с первоначальным значением "жжение (совести)"»[14, с.456]. Грех у С.И. Ожегова определяется в первом значении, как «у верующих: нарушение религиозных предписаний»[9, с. 142], а во втором значении как «предосудительный поступок»^ с. 142]. В энциклопедическом словаре Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова грех определяется как «религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла»[8, с.96].Таким образом, можно сделать вывод, что понятие "грех" имеет как религиозное, так и светское значение.
Понятие греха истолковывал и такой философ и теолог, как С. Кьеркегор. Он считал, что когда человек творит зло перед Богом, - это и является грехом. Философ писал: «Грешат, когда перед Богом или же с идеей Бога, отчаявшись, не желают быть собою или же желают быть таковым»[4, с.305]. С. Кьеркегор не считал, что противоположностью греха является добродетель. Он ссылается на послание апостола Павла к римлянам: «А все, что не по вере, - грех»[1, Рим 14-23].« Однако очень часто забывают, что противоположностью греха вовсе не является добродетель. Это было бы скорее языческим взглядом на вещи, который довольствовался бы чисто человеческой мерой, не сознавая, что такое грех и чем он является перед Богом. Нет, противоположностью греха является вера»[4, с.309]. Философ считал, что, с одной стороны, справедливо будет считать язычество погрязшим во грехе (хотя причиной последнего было незнание Бога), но, с другой стороны, если грех - это грех перед Богом, а язычник Бога не ведал, следовательно, возможно не
© Ю.Ю. Резвая
считать язычника грешником.
Грех С. Кьеркегор тесно связывает с отчаянием и возмущением. «Грех - это либо слабость, либо вызов, доведенные до высшей мощи, стало быть, грех - это сгущение отчаяния»[4, 305]. «Возможность возмущения действительно присутствует в христианском определении греха. Она заключена в словах: "перед Богом". Язычник, естественный человек охотно могут признать существование греха, однако эти слова: "перед Богом", слова, без которых греха не существует, - это для них уже чересчур»[4, с. 313]. С. Кьеркегор полагал, что человек грешит не потому, что не хочет понимать последнее. «Грех состоит не в том, что не понимают правого, но в том, что его не желают понять, не желают правого»[4, с.319]. С. Кьеркегор не признавал коллективный грех, он считал, что «доктрина греха, индивидуального греха... - это доктрина, которая безвозвратно рассеивает "толпу", углубляет различие природы между Богом и человеком более серьезно, чем это когда-либо делалось. и только Бог способен на это»[4, с. 341].
Православная и католическая этики не могут принять учение о зле С. Кьеркегора потому, что они содержат в себе учение о первородном грехе и не считают, что человек может спастись один, без помощи Церкви. Однако учение С. Кьеркегора небесполезно для этики светской. Философ исследовал природу греха, его переживание. Однако у С. Кьеркегора понятие греха слишком сужается. Грех рассматривается в отношении веры в Бога. Также, следует отметить, что и коллективный грех имеет место быть.
Хотя не существует четкого понятия греха, однако его «можно и нужно использовать в светской этике как определенную категорию, обогатив ее при этом тем значением, которое открывается при теоретическом изучении феноменов, обозначаемых
шей
данным словом»[6, с.65]. Грех можно определить как злой поступок, совершенный тогда, когда существовала свобода выбора, также грех - это разновидность зла, отрицательная моральная ценность.
Необходимо отметить, что не всякое зло является грехом, тогда когда любой грех - это зло. «Грех - не предстает просто пребыванием во зле, а есть созидание зла... Греха нет там, где отсутствует действительная или возможная свобода»[6, с. 66]. Грехи можно подразделить на "вольные", т.е. те, которые человек совершает по собственной воле, "невольные", те, которые совершаются неосознанно, "подневольные", т.е. такие грехи, которые человек совершает против собственной воли. «Грехи могут быть также моральные, как совершаемые над природой, собственной или внешней, нравственные, совершаемые перед обществом, и этические. Этический грех мы творим в том случае, когда принимаем нравственные нормы и связанные с ними обязательства (приносим обеты), а потом их нарушаем» [6, с. 66-67]. Необходимо учитывать, что за грех человек несет особую ответственность, более высокую чем за "негреховное" зло, которого избежать в жизни невозможно, хотя это не снимает с человека нравственной вины за него. Избежать же греха - это вполне реализуемая задача, к чему каждый человек должен стремиться.
Существует также понятие "порок", которое используют как в религиозной, так и в светской этике. В энциклопедическом словаре под редакцией Р.Г. Апресяна и А. А. Гусейнова порок определяется как «противоположность добродетели, негативное (подлежащее нравственному осуждению) качество человеческого характера, явленность морального зла в индивидуальном сознании и поведении»[2, с.365].
В христианском истолковании зло появилось в бесплотном, ангельском мире. «Один из высших ангелов (Денница), обладая свободой и той силой, которую Господь дал ангелам, захотел отделиться от Бога, т.е. начал бунт. За Денницей последовали еще другие ангелы, - так возникло "царство Сатаны"»[3, с.93]. Важно отметить, что в христианской этике, как и в светской, считается, что зло не является автономной сущностью. «Оно - не безначально, не самобытно, не сотворено Богом", - подчеркивает святитель Григорий Ниский. Зло. есть некое искажение первоначального замысла Творца - искажение, причиной которого была свободная воля диавола и демонов, добровольно отдалившихся от Бога»[7, с.42].
Обратимся теперь к учению святителя Тихона Задонского о зле. Он считал, что на земле зло появилось после нарушения человеком Божией заповеди.
Она заключалась в запрете вкушения плодов от древа добра и зла. Святитель Тихон Задонский утверждал, что человек сам не пошел бы на совершение греха, если бы Сатана не позавидовал бы чужому блаженству. Именно лукавый змей склонил свободу воли Евы к нарушению Божией заповеди. Дьявол посеял в первых людях недоверие к Создателю. Однако, считая сатану прежде всего виновным во грехе, святитель Тихон не снимает ответственности с человека, которым овладела гордость. Вследствие чего люди потеряли бессмертие, благодать, общение с Богом. «Грех нарушил целостность природы человека и лишил его сил к достижению его великого назначения»[5, с. 15]. Зло было допущено, т.к. и ангелам, и человеку была дана свобода. Именно по свободной воле можно встать на путь добра или зла. Без свободы теряет ценность всякая добродетель, ибо человек, в таком случае, просто не может творить зло, у него нет выбора, а значит - и нет никакой заслуги в том, что он творит добро. Без свободы воли нет моральной ответственности.
Следует отметить, что грехопадение повлекло за собой определенные последствия. Разорвался союз человека с Богом, способности и свойства души "испортились", нарушилась гармония. Воля человека, прежде стремящаяся к благу, стала желать зла, тело вышло из повиновения духу, совесть перестала отражать истину. По словам святителя Тихона Задонского, человек «был свободен, но сделался пленником, был свят и чист, но сделался скверен и мерзок; был доброобразен и светел, но остался безобразен и темен; был храмом Святого Духа, но сделался жилищем нечистых духов»[5, с. 172]. Грех распространился на весь человеческий род. Однако, по христианскому учению, Иисус Христос совершил спасение людей Своим воплощением, крестной смертью и воскресением.
Тихон Задонский определяет грех как «преступление заповеди Божия»[13, с. 3]. Святитель также приводит в своих трудах определения греха Иоанна Златоуста: «Грех есть болезнь души. ко -рень смерти. демон самопроизвольный и безумие добровольное»[12, с. 124]. Без участия человека Бог не может его спасти, поэтому первый должен очистить свою душу от греха. По учению святителя Тихона, существуют три фактора, способствующие удалению от Бога. Это греховная плоть ветхого человека, греховные мирские соблазны и дьявол. Также святитель выделяет грехи, которые особенно отдаляют человека от Бога и подразделяет их на три группы. Первая группа - это семь смертных грехов: гордость, сребролюбие, блуд, чревоугодие, зависть, гнев, уныние. Вторая группа грехов - грехи, направленные против Святого Духа: отчаяние, излиш-
ФИЛОСОФИЯ
нее упование на Божию милость, «сопротивление познанной истине Священного Писания и догматов веры, апостолы и отцы святыми утвержденныя»[5, с.307]; зависть, пребывание во грехах; нерадение о спасении души. Третья группа грехов - грехи, "вопиющие на небо к Богу и просящие отмщения". Это вольнее убийство, содомский блуд, обида нищих, вдов и сирот, а также удержание или не выдача «мзды наемникам и делателям»[5, с. 307].
Неоднократно Тихон Задонский писал о том, каким огромным злом является грех. Он омрачает душу человека, и поэтому последний уже не может отличить добро от зла. «Всяким грехом величие Божие оскорбляется. Человек, когда грешит, более слушает похоть свою, нежели Бога. Грех разлучает человека от Бога. Грехом раздраженная совесть мучит человека,. которое мучение тяжко есть так, что часто и в отчаяние приводит. За грех геенна, ад и вечное мучение уготовано . Грех и временные казни наводит.. .»[12, с.115-119]. По учению Тихона Задонского люди делятся на два царства: Царство Христово и царство сатаны. Первые идут "узким путем", путем христианских добродетелей, таких как смирение, послушание, терпение, милосердие, любовь. Вторые идут "широким путем", путем вседозволенности, беззакония.
Грех заключается не только в дурных делах, но и в мыслях и словах. Святитель Тихон писал: «Грех бывает делом, словом, помышлением, желанием и намерением. Делом, как-то: убийство, хищение и прочее; словом, как-то: хула, злословие, клевета, сквернословие и прочее; помышлением, как-то: . тайная ненависть, злоба и прочее; желанием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщения.»[12, с. 114].
Грех есть не только то, что запрещено Божиим законом, а делается, но грех есть и то, что повелено Божиим законом, но не делается. Святитель Тихон приводит пример, что не только убивать нельзя, но и не подать утопающему руку тоже недопустимо. Грехом также является и доброе дело, которое сделано с дурными намерениями, творится не во славу Божию, а в свою собственную. «Лицемерие обесценивает все добродетели, в том числе смирение, молитву, любовь, веру, вообще служение Богу, и есть, - по святителю Тихону, - "знамение самолюбия" и прямо неверия»[10].
Задонский святитель указывал также на некоторые средства борьбы с грехом. Среди них: молитва; память смертная; избегание соблазнов, мелких грехов; память о том, что Бог все видит, о наказаниях за грехи; размышления о том, что своими грехами люди распинают Христа; чтение слова Божия и другое. Христианину также необходимо помнить,
что преодолеть грех он может только с Божией помощью.
Важно отметить те грехи, на которые святитель Тихон обращал особое внимание, называя их страстями, т. е. такими грехами, которые во всей полноте господствуют в душе человека. К страстям Тихон Задонский относил: гордость, зависть, гнев и злобу, клевету, осуждение, самолюбие и славолюбие, сребролюбие, лесть и лукавство, праздность, пьянство, блуд, уныние (печаль). Все вышеперечисленные грехи тесно взаимосвязаны. Следует отметить, что в православном учении к страстям относят следующие грехи (их восемь): чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Такая схема несколько отличается от той, которую создал в своих трудах Тихон Задонский. Возможно, эта разница связана с влиянием на святителя Запада. Например, «в православной аскетической схеме восьми порочных помыслов зависть не получила самостоятельного места. Она трактовалась в качестве одного из побочных следствий сребролюбия. В католической традиции зависть входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов»[11, с. 146].
К учению епископа проявляется большой интерес среди нравственных богословов. Однако в светской этике нравственные воззрения Тихона Задонского не получили должного освещения, хотя и она должна высказать свое мнение. Интерес состоит в согласовании светского и религиозного подходов к изучению морали. Светская этика не противоречит этике христианской, а напротив, содержит общие с ней положения. В случае Тихона Задонского показательно, что он исследовал, так же как и светская этика, такие понятия, как добро, зло, грех, добродетель, долг и другие. Святитель составил свою схему, структуру грехов. В раскрытии Тихоном Задонским как форм зла, так и добра можно увидеть диалектику ценностей. Наивысшей формой зла, по мнению святителя, является гордость. Из нее вытекают другие пороки. В свою очередь, основой добродетелей Тихон Задонский считал веру. Следовательно, структура ценностей раскрывается не "снизу вверх", а "сверху вниз", от "высшего" к "низшему". Следует отметить, что светская этика признает такую структуру и Тихон Задонский интуитивно чувствовал ее истинность. И это не единственный пример совпадения идей представителя православного нравственного богословия с идеями современной светской этики. Необходимо отметить также, что в ХУШ веке в России собственно отсутствовала светская этика, и учения религиозных мыслителей о морали приобретали общественное всероссийское значение.
Тихона Задонского называют "российским Златоустом", его проповеди действительно имели огромное значение два столетия назад. Но и сейчас литературное наследие святителя не теряет своей
актуальности как для религиозной, так и для светской русской этики, ибо они посвящены жизни и поведению нравственного человека.
Библиографический список
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2000. 1344 с.
2. Гусейнов А.А. Порок // Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001, 671 с. ISBN 5-8297-0049-2
3. Зеньковский, протоиерей Василий. Апологетика. М.: Издательский Дом "Грааль", "Христианская литература", 2001, 248 с. ISBN 5-94688-046-2
4. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. Страх и трепет. Пер. с дат. М.: Республика, 1993, 383 с. ISBN 5-25-01827-0
5. Маслов, схиархимандрит Иоанн. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Из-е 2-е. М.: САМШИТ, 1995, 512с. ISBN 5-900937-03-8
6. Матвеев П.Е. Моральные ценности. Владим. гос. ун-т. Монография. Владимир, 2004, 190 с. ISBN 5-89368-492-3
7. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Слово пастыря. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004, 424 с. ISBN 5-94625-093-0
8. Михеева И.Н. Грех. Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001, 671 с. ISBN 5-8297-0049-2
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Ок. 60000 слов и фразеологических выражений. Под общ. ред. проф. П.И. Скворцова. 25-е изд-е, испр. и доп. М.: ООО "Издательство Оникс"; ООО "Издательство Мир и Образование", 2007, 976 с. ISBN 978-5488-00937-0 (ООО "Издательство Оникс", 1-й з-д); ISBN 978-5-94666-3762 (ООО "Издательство Мир и Образование", 1-й з-д); ISBN 978-5-488-00938-7 (ООО "Издательство Оникс", 2-й з-д); ISBN 978-5-94666-377-9 (ООО "Издательство Мир и Образование", 2-й з-д)
10. Павлик, иеромонах Николай. Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского. Магистерская диссертация //http://www.stsl.ru/lib/book10/index.htm
11. Прокофьев В.А. Зависть. Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001, 671 с. ISBN 5-2897-0049-2
12. Святитель Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн.1 Ч.1 Ст.3. О грехе вообще и сопутствующих греху. Гл .1. Как великое зло есть грех. Творения свт. Тихона Задонского. Изд-е 5-е. Т. I-V : Издательство Псково-Печерского монастыря. Т.П,1994, 359 с. ISBN 5-87468-021-7
13. Святитель Тихон Задонский. О тайне святой покаяния //Творения свт. Тихона Задонского. Изд-е 5-е. Т. I-V. - .: Издательство Псково-Печерского монастыря TI,1994, 244 с. ISBN 5-87468-021-7
14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 (А-Д): пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. Под ред. и с предисл. БА Ларина. 2-е изд-е, стер. М.: Прогресс, 1986, 576 с.
Y.Y. REZVAYA
A CONCEPT ABOUT SIN IN TIHON ZADONSKY'S WORKS AND IN SOCIETY ETHICS
A concept of sin both in society ethics and Tihon Zadonsky's works is examined in the present article. A classification of sins given by the prelate is examined, the means of struggle with sin picked out by Tihon Zadonsky and also special group of sins-passions are noticed here.
Key words: evil, sin, vice, passions, the highest form of evil, the highest form of good.