ФИЛОСОФИЯ
Ю.Ю. РЕЗВАЯ
аспирант кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного универ-ситетаимени А.Г. и Н.Г.Столетовых Е-mail: [email protected] Тел. 8 910 183 07 51, 8 904 594 17 90
этическое учение иоганна арндта и тихона задонского -
сравнительный анализ
В данной статье проводится сравнительный анализ этических учений Иоганна Арндта и Тихона Задонского. Обозначивается актуальность их работ для светской этики. Также анализируется роль Иоганна Арндта и Тихона Задонского как просветителей. Сравниваются основные положения учения этих мыслителей с этикой просвещения.
Ключевые слова: просвещение, просветитель, основа добродетелей, изначальная форма зла, диалектика ценностей
В светской этике труды Иоганна Арндта и Тихона Задонского не получили должного освещения, особенно Арндта, хотя он имел сильное влияние в России. Иоганн Арндт (1555-1621) известен как немецкий богослов и религиозный писатель. Он получил богословское и гуманитарное образование. Служа лютеранским пастором, он занимался написанием трудов, основной идеей которых было духовное просвещение людей в живой, истинной, с его точки зрения, вере. Язык Арндта был четким, простым, поэтому его книги легко читались и пользовались большой популярностью. Основной труд мыслителя носит название «О истинном христианстве». Впервые эта книга вышла в начале XVII века. Этот труд был переведен на многие языки, в том числе и на русский.
Актуальность трудов Арндта заключалась в том, что в то время, когда он жил, особое внимание среди лютеран уделялось догматическим положениям, а это порождало различного рода теоретические дискуссии. Протестантское общество настолько было занято теорией, что забыло христианство, которое стало приобретать безжизненную форму. В подобных условиях необходимо было обратить особое внимание на христианскую этику.
Учение Лютера, что Бог Сам спасает человека без участия самого человека и только от Бога зависит оправдание,- привело в конечном счете к нравственному упадку. От людей требовалась по сути только вера в Бога. Для многих это было удобной позицией в том смысле, что при такой установке вести нравственную жизнь "как бы" можно было необязательно - это вторично, а главное вера. Иоганн Арндт же отстаивал точку зрения, что к вере крайне необходимо присоединять добродетельную нрав© Ю.Ю. Резвая
ственную жизнь. В связи с этим Арндта обвиняли в еретичестве. Тем не менее, «Арндт не захотел отказаться от того, во что верил, - ... от той строгой неразрывности слова и дела, которая прошла через всю его жизнь»[2,с.6].
Тихон Задонский( 1724-1783) - епископ Воронежской епархии, святой православной Церкви, русский просветитель. Закончил духовную семинарию, занимался преподавательской деятельностью. Тихон Задонский оставил после себя обширное литературное наследие. Его труды в основном посвящены христианской нравственности. Следует отметить, что святитель Тихон был сильной личностью, величайшим проповедником. Для него особое значение имело исследование добра. У Тихона Задонского был особый дар слова. В лице этого русского святителя объединились этик и моралист. «Тихон был известен своей образцовой христианской жизнью, и этот авторитет придавал его проповедям большую силу воздействия»[17,с.30].
Тихон Задонский соответствовал веку Просвещения - он духовно просвещал людей. И хотя французские просветители в своем большинстве пытались преодолеть разумом религиозные предрассудки, по их мнению, нельзя однозначно сказать, что просвещение ведет к отрицанию Бога. Тихон Задонский понимал это. Также, по словам Иоганна Арндта, которого высоко ценил святитель, «истинное просвещение влечет за собой презрение к миру»[2,с.165.], т. е. чем больше человек просвещается, тем больше он отвлекается от всего временного, материального. На первый план выходят духовные ценности и человек развивается нравственно.
Обратимся к анализу главных работ обоих
просветителей. Говоря о структуре труда Арндта "О истинном христианстве", нужно отметить, что первая часть книги посвящена грехопадению человека и восстановлению в нем образа Божия. Соответственно, здесь говорится о тех обязанностях, какие должен исполнять человек по отношению к ближнему. Вторая часть посвящена Иисусу Христу и Его первостепенной роли в спасении человека. А так как Христос спас человека через страдание, крест, смерть и воскресение, то в этой части особое внимание обращается также и на страдания человеческие и утешение в них. В этой части речь идет о вере, о надежде, о молитве. Третья часть посвящена духовной жизни человека, его душе, самопознанию. В четвертой части говорится о мире, творениях Божиих, а в особенности о человеке. Соответственно, здесь отмечается, как должен относиться человек к своему Творцу и какие обязанности по отношению к нему выполнять.
Книга Тихона Задонского «О истинном христианстве» имеет свою структуру. Труд делится на две книги. В первой книге две части. В первой из них особое внимание уделяется понятию греха и его формам, во второй части говорится о покаянии, о надежде, о памяти Страшного Суда, о смирении, о терпении, о вере, любви к ближнему, в том числе и ко врагам. Вторая книга посвящена учению о вере, Церкви, обязанностям человека к Богу, в частности конкретно ко второму Лицу Святой Троицы
- Иисусу Христу, обязанностям к самому себе, к ближним, об обязанностях родителей и детей, мужей и жен друг к другу и т. д., а также в целом о том, как понимается христианская жизнь. Заканчивается вторая книга восхвалением христианства.
Проанализируем этическое учение мыслителей. В данной статье будут рассмотрены их точки зрения на три основные добродетели: веру, надежду и любовь; а также на на такой грех, как гордость. И Иоганн Арндт, и Тихон Задонский считали основой добродетелей веру. В современной светской этике под верой понимается «религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком трансцендентного, проявляющийся в полагании им определенной системы ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни»[7,с.65]. Арндт определял веру как «сердечную уверенность и несомненную надежду на благодать Божию»[2,с.30]. Говоря о вере, мыслитель утверждал, что она необходима в христианской этике, так как если человек будет добродетельным по принуждению или по заповеди
- в этом нет никакой нравственной заслуги. Добро должно совершаться по воле, которая свободна. А из свободной веры произрастают другие добродете-
ли. «Ибо истинная вера все делает добровольно,... любит нелицемерно ближняго, с надеждой взирает на будущее,...смиренна, терпелива, милосердна, дружелюбна, кротка»[2,с.196]. Иоганн Арндт выступал против лицемерия и против лицемерной веры в частности: «Если же сердце полно нечистоты, зла, вражды, то и все твои дела пред Богом злы и нечисты»[2,с.197].
Святитель Тихон определял веру как «то, чего не видим, или умом не постигаем, но веруем како быти»[14,с.6]. Тихон Задонский неоднократно обращал внимание на то, что как «древо мертвое от плодов добрых, так истинная и сердечная вера от добрых дел познается»[8]. Святитель так связывал между собой три основные христианские добродетели: «Вера представляет будущая благая, яко настоящая, и невидимая, яко видимая. Вера бо есть уповаемых извещение... - от чего рождается надежда. Вера показует Бога, яко Отца человеколюбива, Отца щедрот и всякия утехи, - от сего происходит любовь к Богу; а от любви к Богу последует любовь к ближнему»[14,с.24]. Таким образом, русский святитель солидарен здесь с Иоганном Арндтом, ибо последний также считал, что от веры происходит надежда, она практически тождественна вере, по словам мыслителя. Также он писал, что «любовь от веры нелицемерной»[2,с.103].
Тихон Задонский прекрасно знал Священное Писание, как и протестантский мыслитель, поэтому нельзя предположить, что он упустил из вида слова апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»[4,1Кор13:13].Святитель соглашался с тем, что без любви все остальные добродетели не имеют смысла, тем не менее, он считал основой добродетелей веру, которая и порождает любовь. Это связано с тем, что апостол Павел говорил о том, что в вере и надежде в будущей вечной жизни уже не будет необходимости, а любовь останется, т.к. она «никогда не перестает»[4,1Кор13:8], поэтому любовь по значению больше веры и надежды. Труды же святителя были посвящены тому, как прожить духовно-нравственную жизнь на земле и достигнуть этой вечной жизни, а для этого необходима, по его мнению, в первую очередь вера. Поэтому Тихон Задонский соглашался с протестантской идеей о приоритете веры. Тем не менее, нельзя предположить, что в таком случае учение святителя противоречит православию. Тихон Задонский не абсолютизировал роль веры и не считал, что одной ее достаточно.
Говоря о первостепенном значении той или иной добродетели, следует отметить мысль и другого просветителя, жившего на стыке XVII и XVIII
веков, - святителя Дмитрия Ростовского. Он также признавал главное значение веры для добродетельной жизни, но, в духе просвещения, указывал и на происхождение самой веры: «От разума и познания рождается вера»[16,с.25]. Связывал же между собой веру, надежду и любовь святитель следующим образом: «От веры - хранение Заповедей Божиих, от хранения Заповедей Божиих - упование на Бога, от упования же на Бога - Божественная любовь»[16,с.25]. В целом такая схема схожа с идеями Арндта и Тихона Задонского. Если же обратиться к французским просветителям, то Дени Дидро полагал, что «достоинство или добродетель зависят от знания справедливости и от твердости разума»[6,с.85]. Жан-Жак Руссо считал разум способностью, «которая не дает совести впадать в ошибки и исправляет наши заблуждения, изобличая предрассудки»[10,с.221]. С этим можно согласиться. Тем не менее, если предрассудком считать религию, то из данного высказывания следует, что роль разума - избавить человека и от веры в Бога. А это положение коренным образом отличается от позиции вышеупомянутых Иоганна Арндта, Тихона Задонского и Дмитрия Ростовского.
Говоря о надежде, следует отметить, что в светской этике она определяется как «ожидание блага, осуществления желаемого»[3,с.294]. Иоганн Арндт, рассуждая о данной добродетели, писал: «надежда есть терпеливое, твердое ожидание и постоянная уверенность в том, во что мы верим или чего терпеливо ожидаем. Она ни что иное, как терпеливая, настоящая, ожидающая до конца вера»[2,с.365-366]. Надежда, по словам Иоганна Арндта, должна основываться на чем-то постоянном и непоколебимом, т.е. на Боге, ибо «кто может основание своей надежды в вещах временных: в чести, в богатстве, счастии, радости, тот обрекает себя на непрестанный страх, заботы,опасности»[2,с.366]. В жизненных испытаниях выясняется, какую природу имеет надежда того или иного человека. «Часто в таком случае открывается, что мы надеялись не на Бога, но на свои дарования и счастье, созидая постройку свою на песке, и тварей делали нашим Богом»[2,с.367].
Тихон Задонский в своих трудах также указывал на то, что «не все едину имеют надежду: иной надеется на князей и сынов человеческих, иной на богатство, иной на чин, иной на разум свой, иной на силу свою, иной на другое... Едины истинные христиане, все прочее оставивше, на единаго Бога надежду свою полагают»[12,с.295]. Все земное -не вечно, изменчиво, поэтому, надеющийся не на Бога, а на тленное, теряет покой, ибо боится потерять объект своей надежды. Истинная надежда, по мнению святителя, это и то, на что человек может
надеяться тогда, когда все земное его оставит, т.е. во время смерти. Такой надеждой является надежда на Христа.
Анализируя добродетель любви, следует отметить, что в светской этике она определяется -«в самом общем смысле - отношение к кому или чему - либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо (одна из высших ценностей). В более узком смысле любовь...- это именно отношение к другой личности»[1,с.241]. В любви, по учению Иоганна Арндта, заключаются все заповеди, а без нее все остальные добродетели не имеют смысла, но нельзя излишне привязываться к временному и тленному. Любовь к ближнему должна быть бескорыстной, т. е. «любовь должна быть от благой совести...именно: чтобы не любить ближняго для наслаждения или для пользы»[2,с.98]. Также, по мнению Арндта, «любовь должна быть от веры нелицемерной, именно: чтобы мы не творили ничего против веры нашей и христианства»[2,с.98-99]. Мыслитель имеет здесь в виду, что независимо от обстоятельств нужно любить Бога, а соответственно и ближнего. Любовь к Богу, по мнению Иоганна Арндта, является не добродетелью, а обязанностью человека к Богу. Любовь к ближнему происходит от любви к Богу, так как Бог любит всех людей, а значит любящие Бога должны любить того, кого любит Бог, т.е. человека, созданного по образу и подобию Божию. Среди причин,по которым необходимо любить ближних, Арндт отмечал следующие: любить ближнего нужно, т.к. это заповедь Христа; без любви к ближним не может быть любви к Богу; любовь порождает все благое; любовь предвещает вечную жизнь. По мысли Иоганна Арндта, необходимо любить также и врагов. В противном случае нельзя считать себя «чадом Божиим»[2,с.109], так как любить своих друзей и близких людей может и неверующий человек. Бог любит всех, и Христос на Кресте просил Бога Отца простить распинающих Его. Христиане же должны стараться во всем подражать Христу. Умение прощать говорит о благородстве, о том, что у человека добродетельная душа.
По мысли Тихона Задонского, истинный христианин должен любить Бога и ближнего, так же по заповеди Христа. Тихон Задонский, как и Иоганн Арндт, считал, что все другие христианские добродетели основаны на любви. Единение с Богом может дать только она, ибо Он Сам «есть любовь»[4,1Ин4:16]. Святитель рассуждал о причинах, которые побуждают любить Бога. Это Его благость, благодеяния. По своей любви к человеку Бог посылает ему скорби и искушения, как любя-
щий отец своевременно наказывает провинившегося сына. Бог долго терпит и ждет покаяния от человека.
Рассуждая о плодах, которые приносит любовь к Богу, Тихон Задонский в первую очередь указывает на то, что тот, кто истинно любит Бога, ревностно стремится исполнять Божию волю, а значит удаляется от греха: «Кто любит Бога, нет в том любви мирской, а в ком мирская любовь есть, в том нет любви Божией»[15,с.83]. Здесь можно провести параллель с мыслью Дмитрия Ростовского, который считал, что без любви к Богу тяжело и без желания творится Его воля. «А нам, не любящим истинно Господа своего, потому именно, что не любим, и нетрудное дело кажется трудным, и нетяжкое - тяжким, и удобное - неудобным»[16,с.211].
Плодом любви к Богу, по мнению Тихона Задонского, является любовь к людям. Святитель обращал внимание на то, что это заповедь Христа: «"возлюби ближнего твоего, как самого себя"»[4,Мф22:39]. В связи с этим следует отметить мысль Вольтера, что любовь к себе постоянно имеет возможность победить любовь к ближним: «Человек всегда склонен помочь другому человеку, когда это ему ничего не стоит»[5,с.270]. Доброжелательность, не ущемляющая личных интересов, присуща людям изначально, по мнению мыслителя, - и этого достаточно. Тихон Задонский призывал к более высокому нравственному состоянию, когда благо и интересы ближнего становятся в один ряд с собственными или же выходят на первый план.
Рассуждая о плодах любви к ближнему, Тихон Задонский приводит отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам[1Кор13:4-8] (на этот отрывок также обращает свое внимание в своей книге Иоганн Арндт), разбивая его на определенные части. Говоря о первом плоде любви к ближнему, святитель отмечал, что «...любовь дол-готерпит...», т.е. тот, кто любит своего ближнего, не станет мстить за нанесенную себе обиду; «... любовь милосердствует, любовь не завидует. любовь не гордится»; «Любовь не бесчинствует», т.е. любящий ближнего делает все и говорит с рассуждением, чтобы не подать соблазна. «. Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине», т.е. любящий ближнего не станет радоваться, если тот совершает грех, но радуется, если он пребывает в добродетели. «Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Святитель Тихон писал: «Она (любовь, - прим.) зде начинается, а в оном веце совершится»[15,с.88], т.е. истинная любовь не кончается и в совершен-
стве раскроется в вечной жизни. Святитель, как и Арндт, считал, что без любви ничего не стоят другие добродетели.
Святитель указывает также на то, что истинный христианин должен любить своих врагов, по заповеди Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.. .»[4,Мф5:44-45].Тихон Задонский указывает на следующие причины, по которым нужно любить врагов: так заповедал Христос; Господь Сам возлюбил людей, своих врагов, умер за них на кресте; кто любит своих врагов, может называться сыном Божиим, т.к. подражает Небесному Отцу; любить своих врагов присуще христианам: «Любящих бо себе любят грешницы, мытари и язычницы»[13,с.337]; любить врагов - высокая добродетель, т.к. человек в таком случае побеждает сам себя. Подобные мысли можно встретить и у Арндта.
Обратимся к понятию гордости. В современной светской этике она определяется как «чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств. В зависимости от этической и культурной традиции и в зависимости от соответствия высокой самооценки реальным свойствам индивида такая черта характера, как гордость, может трактоваться и как добродетель, и как порок»[9,с.90]. В частности, французский просветитель Вольтер, не восхваляя гордость, признавая, что это проявление зла, тем не менее, считал ее «главным орудием, с помощью которого было воздвигнуто прекрасное здание общества»[5,с.266].Гордость, по мнению мыслителя, как и другие страсти, является определенным двигателем развития ремесел, искусства, торговли и т. д. Именно страсти, а не добродетели толкают людей к самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира.
По мнению же Иоганна Арндта, гордость и честолюбие - это не только грехи против Бога, но и против ближнего, так как эти грехи заставляют честолюбивого человека чтить не Бога и других людей, а самого себя. Падение Адама заключается в том, что он захотел стать Богом, т.е. в гордости. А последствия первородного греха таковы, что человек утратил образ Божий и уподобился сатане. Божественное в человеке заменилось земным. От первородного греха пошли все остальные грехи. Следует отметить в связи с этим, что святитель Дмитрий Ростовский, к примеру, сам грех понимал как безумие: «Всякое добро делается в разуме, а всякое зло в неразумии»[16,с.46]. Гордость же, по его мнению, также берет свое начало в отсутствии просвещения: «Гордыня рождается от без-
умия и душевной слепоты»[16,с.104]. Так же как и «много думающий о себе слеп и не просвещен в разуме»[16,с.123]. Этим святитель еще раз подчеркивал первостепенное значение разума в нравственной жизни. Следует отметить, что Вольтер, в частности, утверждал: Бог изначально наделил людей страстями. «Мыслители наших дней, стремящиеся укрепить химеру, согласно которой человек был рожден без страстей и обрел эти страсти лишь для того, чтобы лишить бога своего повиновения, с таким же успехом могли бы утверждать, будто человек изначально был всего лишь прекрасной статуей, изваянной богом, которую впоследствии одушевил дьявол»[5,с.267]. Более того - страсти необходимы и полезны человеку, если он ими не злоупотребляет. Так, например, та же гордость может удерживать людей от совершения безнравственных поступков из-за боязни быть презираемыми обществом: «Любой из людей разумно заключит, что явно в его интересах быть порядочным человеком»[5,с.274]. Дени Дидро отмечал, что «они же (страсти-прим.) источник всех его(человека-прим.) удовольствий»[6,с.164].
Тихон Задонский считал, что гордость является наиболее опасным грехом, удаляющим от Бога. Сатана был светлым ангелом. Однако, впав в грех гордости, был свергнут с неба. Святитель Тихон рассуждал, что человеку на самом деле нечем гордиться - все, что он имеет - не его, а от Бога. Тихон Задонский выделяет признаки гордости: «высшим не покоряется; равным и нижним не уступает..., без-стыдно себя хвалит.; гордость гневлива; гордость завистлива.; гордость нелюбительна...»[11,с.158]. Сильнейшим оружием против этой страсти святитель считал смирение. Рассудительность и память о смерти Тихон Задонский также относил к средствам в борьбе с грехом гордости.
Следует отметить, что рассматривая тот или иной грех, святитель, как правило, выделял корни этого греха, его признаки, последствия и способы
борьбы с ним. Подобным образом святитель рассматривал и добродетели: он выделял их корни, признаки, результаты, причины, по которым необходимо иметь ту или иную добродетель, а также способы воспитания в себе этих добродетелей. Таким образом, Тихон Задонский привел положительные и отрицательные моральные ценности в определенную систему, что сложно заметить у Иоганна Арндта.
В раскрытии Тихоном Задонским как форм зла, так и добра можно увидеть диалектику ценностей. Изначальной формой зла, по мнению святителя, является гордость, из нее вытекают другие пороки. В свою очередь, основой добродетелей Тихон Задонский считал веру. Их этих положений исходил и Иоганн Арндт. Следовательно, структура ценностей раскрывается не "снизу вверх", а "сверху вниз", от "высшего" к "низшему". Следует отметить, что светская этика признает такую структуру и святитель Тихон интуитивно ощущал ее истинность.
Тихон Задонский чувствовал духовное родство с Иоганном Арндтом, несмотря на временную, географическую, культурную их разделенность. Сами жизненные пути мыслителей во многом были схожи. Несомненно, что на святителя Тихона Арндт оказал определенное влияние. В их учениях есть общие черты. Однако, было бы неверным считать, что учение Тихона Задонского о истинной христианской жизни — это копирование мыслей Иоганна Арндта. Влияние последнего на святителя Тихона очевидно, но оно не абсолютно. У епископа есть свои идеи, которых не было у Арндта. В частности, в книге Тихона Задонского " О истинном христианстве " присутствует учение о Церкви, о Таинствах, т.е. святитель особое значение придавал религиозной организации, чего не могло быть у протестанта Арндта. Тем не менее, обоих мыслителей объединяла проповедь добра.
Библиографический список
1. Апресян Р.Г. Любовь. Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.671 с.
2. Арндт Иоганн. О истинном христианстве. Сочинение:в 4-х частях. Санкт-Петербург:Издание П.П. Сойкина, 1906.-567с.
3. Артемьева О.В. Надежда. Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2000. 1344 с.
5. Вольтер. Философские сочинения. Пер. с. фр. С.Я. Шейман-Топштейн; Отв. ред., сост. и авт. вступ. ст. В.Н.Кузнецов. М.: Издательство «Наука»,1988.750с.
6. Дидро Дени. Опыт о достоинстве и добродетели. Дидро Дени. Сочинения: в 2-х т. Т1./ Пер. с фр.; сост., ред., вступ статья и примеч. В.Н. Кузнецова. М.:Мысль,1986. 592с.
7. Митько А.Е. Вера // Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.671 с.
8. Павлык иеромонах Николай. Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского. Магистерская диссертация.[Электронный ресурс]//http://www.stsl.ru/lib/book10/index.htm
9. Прокофьев В.А. Гордость. Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2007. 671 с.
10. Руссо Жан-Жак. Эмиль или о воспитании. Руссо Ж.-Ж. Сочинения. Пер. с фр. Т.Г. Тетенькина. Калининград: Янтарный сказ,2001. 414с.
11. Святитель Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн. 1. Ч. I. Ст.4. О грехах неких особенно. Гл.1. О гордости. Творения свт. Тихона Задонского. Изд-ие 5-е. Т. I-V.TII. .: Издательство Псково-Печерского монастыря,1994. 359 с.
12. Святитель Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн. 1. Ч.П. Ст.3. О добродетелях христианских. Гл.8. О надежде //Творения свт. Тихона Задонского. Изд-ие 5-е. Т. I-V.TII. .: Издательство Псково-Печерского монастыря,1994. 359 с.
13. Святитель Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн. 1. Ч.П. Ст.3. О добродетелях христианских. Гл.13. О любви ко врагом //Творения свт. Тихона Задонского. Изд-ие 5-е. Т. I-V.TII .: Издательство Псково-Печерского мона-стыря,1994. 359 с.
14. Святитель Тихон Задонский. О истинном христианстве. Кн. 2. Ст.1. О Евангелии и вере. Гл.2. О вере. Творения свт. Тихона Задонского. Изд-ие 5-е. Т. I-V.TII. .: Издательство Псково-Печерского монастыря,1994. 359 с.
15. Святитель Тихон Задонский. Слова, говоренные к воронежской пастве. XII. Слово. О любви к Богу и любви к ближнему //Творения свт. Тихона Задонского. Изд-ие 5-е. Т. I-V.TI. .: Издательство Псково-Печерского монастыря,1994. 387 с.
16. Святитель Димитрий Ростовский. Алфавит духовный.-М.: Сибирская благозвонница, 2010.-235с.
17. Смолич И.К. История Русской Церкви.1700-1917. Кн.8.Ч. II. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря,1997. 800 с.
Y.Y. REZVAYA
THE ETHICAL DOCTRINE OF JOHANN ARNDT AND TIHON ZADONSKY -
COMPARATIVE ANALYSIS.
The comparative analysis of Johann Arndt and Tihon Zadonsky's ethical doctrines is carried out in this article. The currency of their works for society ethics is designed here. The role of Johann Arndt and Tihon Zadonsky as enlighteners is also analyzed. The main points of these thinkers' doctrines are compared with the ethics of enlightenment.
Rev words: an enlightenment, an enlightener, a base of virtues, an initial form of evil, a dialectics of values.