Научная статья на тему 'Воспитательный аспект сочинений Тихона Задонского и современное образование'

Воспитательный аспект сочинений Тихона Задонского и современное образование Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
443
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ / ОБРАЗ БОЖИЙ / ХРИСТИАНИН / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ST. TIKHON ZADONSKY / SPIRITUAL AND MORAL WORKS / HOLY IMAGE / CHRISTIAN / VIRTUE / CHRISTIAN MORAL / SPIRITUAL AND CULTURAL HERITAGE / MORAL PEDAGOGICAL IDEAL / RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельников Денис Валериевич (иеромонах Гавриил)

В статье рассматриваются актуальные вопросы о месте воспитательной работы в российской системе образования, о необходимости изучать в школе классическую литературу и сочинения великих русских святых. Изучение этих сочинений целесообразно не только при преподавании религиозных дисциплин в рамках направлений подготовки «Теология» и «Религиоведение», но и в курсах русской литературы и отечественной истории различных других специальностей. Автор отмечает, что воспитание на христианских традициях, основанное на изучении эпистолярного наследия русских православных святых, должно являться составной частью педагогического процесса. Установлено, что в педагогических целях в российской системе образования следует использовать образец жизни, деятельности и сочинения святителя Тихона Задонского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мельников Денис Валериевич (иеромонах Гавриил)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspect of the Tikhon Zadonsky’s works and modern education

The article considers the topical issues related to the place of the pedagogical work in the Russian education system, as well as to the need to study classical literature and the works of the great Russian saints at school. Learning these works is appropriate not only in teaching religious subjects to the students majoring in theology and religious studies, but in educating courses of Russian literature and Russian history while training the students of other fields of study as well. The author grounds his opinion that upbringing based on Christian traditions, which in turn is based on studying written heritage of the Russian Orthodox saints, should be an integral part of the pedagogical process. The article identifies that the life, activities and the works of St. Tikhon Zadonsky should be taken as an example for purposes of developing the pedagogical component of the Russian education system.

Текст научной работы на тему «Воспитательный аспект сочинений Тихона Задонского и современное образование»

УДК 37.017:242/244

https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.25

Мельников Денис Валериевич (иеромонах Гавриил)

кандидат богословских наук,

старший преподаватель кафедры философии,

социологии и теологии

Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЧИНЕНИЙ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация:

В статье рассматриваются актуальные вопросы о месте воспитательной работы в российской системе образования, о необходимости изучать в школе классическую литературу и сочинения великих русских святых. Изучение этих сочинений целесообразно не только при преподавании религиозных дисциплин в рамках направлений подготовки «Теология» и «Религиоведение», но и в курсах русской литературы и отечественной истории различных других специальностей. Автор отмечает, что воспитание на христианских традициях, основанное на изучении эпистолярного наследия русских православных святых, должно являться составной частью педагогического процесса. Установлено, что в педагогических целях в российской системе образования следует использовать образец жизни, деятельности и сочинения святителя Тихона Задонского.

Ключевые слова:

святитель Тихон Задонский, духовно-нравственные сочинения, образ Божий, христианин, добродетель, христианская нравственность, духовно-культурное наследие, нравственный идеал воспитания, российская система образования.

Melnikov Denis Valerievich (hieromonk Gabriel)

PhD in Theology, Senior Lecturer, Department of Philosophy, Sociology and Theology, Lipetsk State Pedagogical University, Doctoral student, Ss Cyril and Methodius School of Post-Graduate and Doctoral Studies

PEDAGOGICAL ASPECT OF THE TIKHON ZADONSKY'S WORKS AND MODERN EDUCATION

Summary:

The article considers the topical issues related to the place of the pedagogical work in the Russian education system, as well as to the need to study classical literature and the works of the great Russian saints at school. Learning these works is appropriate not only in teaching religious subjects to the students majoring in theology and religious studies, but in educating courses of Russian literature and Russian history while training the students of other fields of study as well. The author grounds his opinion that upbringing based on Christian traditions, which in turn is based on studying written heritage of the Russian Orthodox saints, should be an integral part of the pedagogical process. The article identifies that the life, activities and the works of St. Tikhon Zadonsky should be taken as an example for purposes of developing the pedagogical component of the Russian education system.

Keywords:

St. Tikhon Zadonsky, spiritual and moral works, Holy image, Christian, virtue, Christian moral, spiritual and cultural heritage, moral pedagogical ideal, Russian education system.

Современная российская школа, как средняя, так и высшая, переживает эпоху перемен. На повестке дня многочисленные вопросы оптимизации образовательной политики. И педагогов, и родителей обучаемых, и чиновников от науки волнуют вопросы: должно ли учебное заведение заниматься проблемами воспитания; какие литературные произведения следует изучать в школе и вузе; должны ли учебники освещать факты и события отечественной истории единообразно?

В Декларации русской идентичности отмечается большое духовно-нравственное значение религиозной составляющей в современном высшем образовании. Этот компонент призван способствовать утверждению и распространению традиционной религиозной национальной культуры во всем ее многообразии, и в первую очередь православия [1].

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в современном мире вопросы нравственного поведения и воспитания приобретают особую значимость, особенно в среде подрастающего поколения, в стенах школ и университетов, где должно формироваться правильное, т. е. нравственное, мировоззрение школьников и студентов. Концепция российского образования ориентирована на традиционные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение [2, с. 1]. Также актуальность темы определяется тем, что в мае 2016 г. приказом Министерства образования разрешено создание объединенного диссертационного совета по специальности 26.00.01 «Теология», что подтверждает важность духовно-нравственного компонента в учебно-научной и воспитательной деятельности вузов.

О педагогических концепциях, учитывающих религиозную составляющую, написано немало работ. Цель настоящей статьи - рассмотреть педагогический аспект эпистолярных трудов

русского православного святого Тихона Задонского и дать характеристику его нравственным воззрениям на воспитание личности.

Рассмотрение данной проблемы представляет интерес не только для школьных преподавателей «Основ православной культуры» и сотрудников кафедр теологии российской высшей школы, но и в целом для всей российской системы образования. Это связано с тем, что сочинения русских православных авторов, причисленных к лику святых, являются важным культурно-историческим наследием всего российского народа, крайне важны для реконструкции и понимания его ментальных духовно-нравственных качеств и характеристик.

Российская наука, к сожалению, значительно отстает от зарубежной в области научных изданий текстов христианских авторов. Такие зарубежные издания, как, например, французское Sources Chrétiennes (SC), бельгийское Corpus Christianorum (CCG, CCL, CCM), так называемые Венский и Берлинский корпусы (CSEL и GCS), задают пока недостижимую для нас планку в области текстологии, филологического и богословского анализа и научного комментирования святоотеческих текстов. Отечественные исследователи имеют большой опыт в вопросах изучения наследия классиков русской литературы. Вместе с тем, как отмечает академик А.Н. Лавров, «в большинстве своем университеты уделяют мало внимания вспомогательным филологическим дисциплинам» [3, с. 970].

В области изучения русских христианских авторов, и тем более преподавания их наследия, мы имеем, к сожалению, крайне недостаточный опыт. Сказанное напрямую относится и к наследию христианского писателя, святителя Тихона Задонского, оказавшего огромное влияние на русскую культуру.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783) в своем духовно-нравственном учении рассматривает сообразность человека Богу как целостность состояния человека и истинное его призвание. Именно этот Богочеловеческий образ святитель Тихон стремился воплощать в своей жизни. Именно это привлекло в нем русского писателя-классика Ф.М. Достоевского. Впервые имя святителя Тихона упоминается писателем в 1870 г. [4, р. 318] в письме к А.Н. Майкову о замысле романа «Житие великого грешника»: «...Хочу выставить главной фигурой Тихона Задонского, ...под другим именем... может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный (выделено Ф.М. Достоевским) тип, который ищет наша литература...» [5, с. 456-457].

Библейское учение об образе Божием в человеке создает основу для интегрального представления о христианской нравственности. Одни христианские авторы представляют образ Божий как сообразность всего человека (души и тела) Богу (святитель Ириней Лионский, преподобные Максим Исповедник, Григорий Палама), другие видят образ Божий в высших силах души, преимущественно в интеллекте (Климент Александрийский, Ориген, отцы-каппадокийцы, Блаженный Августин и за ним вся схоластическая традиция).

Сходство обеих традиций выражается в интуиции фундаментальной открытости и устремленности человеческой природы к Богу как к своей цели и принципу своего совершенства. Различение понятий «образ» и «подобие» (святитель Ириней, Климент Александрийский, Ориген) является плодотворным, но иной подход, при котором они не различаются (отцы-каппа-докийцы, М. Лютер, И. Арндт, святитель Тихон Задонский), также весьма глубок, так как подчеркивает единство «образа» и «подобия»: образ есть основа для подобия, подобие - совершенство образа, образ Божий не статичен, он возрастает в человеке по мере его духовного преуспеяния [6, S. 454-464].

С осознанием важной задачи воссоздания нового для русской светской литературы типа человека Ф.М. Достоевский рассматривает его как искомый «русский положительный тип», некий образец русского человека, в котором находят свои ответы духовные искания и чаяния русской литературы и всей русской цивилизации.

Святитель Тихон Задонский привлек внимание Ф.М. Достоевского не столько своими сочинениями, сколько своим живым нравственным обликом [7, p. 67-72]. В самом раннем описании жизни святого, называвшемся «Краткое описание жизни Преосвященного Тихона первого Епископа Воронежского и Елецкого», которое вряд ли было известно Ф.М. Достоевскому и которое упускается из вида всеми исследователями жизни и творчества святителя Тихона, его образ представлен как исключительно многогранное уподобление Христу. Оно было составлено игуменом Задонского монастыря Тимофеем Самбикиным и опубликовано в 1794 г. в Санкт-Петербурге [8, с. 1-21], ровно через 90 лет после рождения святителя Тихона и на два года раньше жизнеописания, составленного протоиереем Евфимием Болховитиновым, которое традиционно считается самым ранним [9, с. 120].

Остановимся на некоторых свойствах характера и души святителя Тихона. Биографы пишут, что ему было свойственно удаляться от всяких почестей и возвышений. Он предпочитал общение со знакомыми ему людьми - в большей степени с простым народом, с бедными и

неимущими. В быту святитель был очень сдержан и не позволял себе никаких излишеств ни в пище, ни в одежде, ни в содержании кельи.

Современники искали духовных наставлений святителя Тихона. Они отмечали в нем «кротость нравственного свойства Христова...», умение просить прощение и прощать, способность чувствовать радость, умение прекратить между людьми ненависть, вражду, раздор и несогласие, примирить ближних. Часто случалось, что святитель Тихон сам чувствовал необходимость своей помощи и появлялся в семьях своих подопечных в самое нужное для помощи и поддержки время.

Сохранились свидетельства того, как святитель помогал сиротам и вдовам, больным и увечным, старался облегчить их болезни и как-то улучшить их жизнь, патронировал заключенных. Таким образом, получалось, что святитель Тихон простирал руку помощи всем нуждающимся в ней.

Эпистолярное наследие, сохранившееся после кончины святителя Тихона Задонского, включает: 1) «Наставление христианское» в одной книге, 2) «Краткие Нравоучительныя Слова» в одной книге, 3) «Сокровище Духовное, от мира собираемое» в четырех частях, 4) «Разныя проповеди» (особая книга), 5) «Письма посланныя» (особая книга), 6) «Письма келейныя» (особая книга), 7) «О истинном Христианстве» в шести томах.

Мысль о христоподобии святителя Тихона, исполнившего призыв Христа: «Научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ» (Мф. 11:29), нашла отражение в устойчивом применении к его личности текста Писания, который в версии надписи на гробнице святителя Тихона звучит так: «.Показавший Образ добродетели словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Этот же текст лег позже в основу тропаря святому, где к характеристикам образцовых черт святого было добавлено качество смирения.

Этот комплекс образцовых черт святого, реально воплотившийся в живой личности святителя Тихона, является фактом истории - не гиперболой, не общим житийным клише - и выражает сознательное стремление и установку святителя Тихона подражать Христу и являть Его образ в себе своей пастве. Это живое воплощение Евангелия в святителе Тихоне и привлекло Ф.М. Достоевского, который в духовной красоте Задонского святого видел идеальный положительный тип русского человека. Но идеальность этого типа сочетается с его реальностью. Эта идеальность выражает идеал в конкретном, зримом человеке, в котором живут Христос и качества Христовы. Идеал становится не отвлеченным, а близким, конкретным, исполнимым для человека и поэтому необыкновенно притягательным, способным нравственно переродить прикоснувшегося к живой личности богоподобного, евангельского человека.

Обратимся теперь к творениям святителя Тихона в аспекте богоуподобления. Стержнем всего учения святителя Тихона, всего его творчества является идея восстановления, обновления, возрастания в человеке образа Божия через покаяние и веру. Все сочинения святителя Тихона Задонского посвящены теме греха, добродетели и христианских обязанностей, но стержнем всех его творений является учение о внутреннем обновлении во Христе действием Святого Духа.

В этом русский святой следовал известному лютеранскому мистику Иоганну Арндту, создавшему синтез схоластики, немецкой католической мистики и лютеранства. И. Арндт оказал значительное влияние на святителя Тихона, творения которого имеют множество параллелей с текстами немецкого проповедника. Русский святой не был подражателем, копировавшим И. Арндта.

В одном из параграфов сочинения «О истинном христианстве» образ Божий в человеке святитель Тихон рассматривает как нравственное уподобление свойствам Бога. Мы видим, что святитель Тихон, не различая понятий «образ Божий» и «подобие Божие» в человеке, тем не менее вкладывает в понятие образа Божия в человеке целый ряд смыслов. Христиане, по мнению святителя Тихона, должны иметь богоподобные нравы, и воля должна быть «согласована» с волею Божиею [10, с. 79]. Так святитель Тихон поднимает тему христианских обязанностей: долг христиан по отношению к Богу - быть Его истинными сынами, подражать нравам Отца и развивать в себе стремление к Его образу.

Святитель Тихон указывает на Священное Писание (Библию) как на подробное описание того, в чем именно состоит образ Божий, разрушенный в грехопадении, образ нового небесного человека, который христиане имеют обязанностью в себе возобновлять, развивать из «наченше-гося образа Божия», данного нам в таинстве Святого Крещения. Таким образом, Библия оказывается важнейшим путеводителем, согласно которому человек может восстанавливать в себе образ Божий. Поэтому к одной из главных обязанностей христианина святитель Тихон относит прилежное чтение Слова Божия.

Говоря об очищении души через покаяние, святитель делает важное замечание: чем чище душа человека (в нравственном смысле), тем яснее сияет в ней образ Божий - красота души. Понимание образа Божия как очищенной красоты души можно объединить в один уровень с образом Божиим как восстановлением естественной способности человека к богоуподоблению.

Святитель Тихон развивает мысль о том, что Священное Писание есть правило и образец для жизни человека, что в нем описано то, от чего следует уклоняться, и то, что следует делать в жизни (положительный аспект), чтобы подражать Небесному Отцу. Писание учит подражать Богу в Его «свойствах»: «благости, милосердии, щедротах, справедливости, истинности, святости, долготерпении и пр.» [11, с. 80].

Далее Задонский подвижник Тихон переходит к последовательному изображению свойств Бога как парадигм человеческого поведения и свойств. Он поясняет, что Священное Писание являет читателю истинность Бога, который никогда не лжет, все пророчества и обещания которого точны и неотменяемы, что показывают нам многие уже исполнившиеся пророчества. Взирая на это свойство Божие, христиане также должны стремиться быть правдивыми и нелицемерными: в словах и поступках быть такими же, как и в сердечных расположениях; данные ближним обещания, не противоречащие заповедям Божиим, исполнять, если это будет в их силе.

Святитель Тихон поясняет: как в Библии открывается справедливость Бога, в соответствии с которой Бог каждому воздает заслуженное, так и христиане должны воздавать подобающее почтение всякому начальству и всем, кому подобает оказание чести. Сюда относится и то, что христиане в соответствии с золотым правилом в отрицательной и положительной форме должны «чего не хотят себе, того другим не делать, и чего хотят себе, тое и ближним творить. В сем состоит правда, которая всем должная воздавать учит» [12, с. 81]. Интересно, что справедливость святитель Тихон отождествляет с минимальным нравственным законом. Мерой справедливости является отношение к самому себе: всякий человек по справедливости заслуживает такого же отношения, какое я воздаю себе. Каждый человек по справедливости заслуживает доброго отношения, так как я желаю такого отношения по отношению и к себе. Итак, справедливо относиться к человеку так, как отношусь я к себе (по учению Христа, как указывает святитель, это и есть сущность Закона и пророков, т. е. всего учения Ветхого Завета).

Подражая Богу, верующий человек стремится любить не только друзей, но и врагов по заповеди евангельской, не только не воздавать им злом за зло, но, напротив, активно творить им добро. Христиане должны отличаться от язычников, как свет от тьмы, но если они не любят врагов, а любят только благотворителей своих, то ничем не превосходят последних.

Святитель, описывая свойства Бога, и особенно излагая повеления Священного Писания, которые он рассматривает как призыв подражать этим свойствам, широко цитирует само Писание, особенно Новый Завет, Евангелие, апостольские послания, причем цитирование посланий преобладает. Получается, что именно Новый Завет преимущественно раскрывает те свойства Бога, которым следует подражать людям. Евангелие являет нам Самого Бога в действии (Христа и Отца во Христе), а апостольские послания наполнены призывами, повелениями подражать свойствам Бога, сопоставляют свойства Бога и жизнь христиан. Святитель систематизирует открыто содержащиеся в Библии сопоставления свойств Бога и обязанностей христиан, а также раскрывает соответствия подобного рода, содержащиеся в Откровении имплицитно.

К библейским свидетельствам святитель Тихон присоединяет выдержки из учения святого Иоанна Златоуста: «Святость... не токмо то, чтобы хранить себе от скверны, блуда и нечистоты, но и от лихоимания, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла».

Святитель Тихон дает определение милосердия как внутреннего состояния человека. Такое внутреннее милосердие присуще Богу бесконечным образом, так как он «Сына Своего единородного не пощадил, но за нас всех предал Его» (Рим. 8:32). Он прощает нам, кающимся, грехи и избавляет от наказания, и мы должны оставлять грехи нашим братьям из милосердия. Далее святитель размышляет о долготерпении Небесного Отца, Который терпел и терпит грехи всего мира, и мы должны быть терпеливы к согрешающим, не гневаться на них, не мстить за обиды, кротко ожидать их исправления, чтобы приобрести их для Христа.

Божественное Откровение сообщает нам, что Бог есть Дух, и хотя мы не можем быть бестелесными духами (святитель Тихон имеет в виду земную жизнь людей и, быть может, саму природу человека, состоящую из души и тела), но мы можем быть духовными, а не плотскими людьми, т. е. «духом деяния плотская умерщвляти» (Рим. 5:13).

И в прочих своих качествах христианин должен через Священное Писание взирать на образ Отца Небесного и, подражая, тем самым доказывать свое подлинное богосыновство, право называть Бога Отцом своим. Истинное рождение от Бога доказывается богоподобием христианина.

У И. Арндта, оказавшего значительное влияние на святителя Тихона, рассматривается вопрос о богопознании, из которого вытекает и истинное покаяние, то есть исправление жизни. «Как Бог поступает с тобою (милостиво и истинно) (Пс. 84:11), - так и ты поступай с ближним своим, -учит И. Арндт. - Из познания вечной премудрости Божией проистекает страх Божий, ибо христианин уразумевает, что Бог есть сердцеведец и видит сокровенное, - и трепещет пред всевидящим оком величества Его» [13, с. 11].

Таким образом, у И. Арндта познание свойств Бога становится источником покаяния и обновления жизни. Подражание Богу здесь не акцентированно, но имплицитно содержится в более широком понятии обновления жизни, покаяния, исправления. Святитель Тихон несколько сужает вопрос в рассматриваемых главах его сочинения «О истинном христианстве», но при этом значительно шире исследует вопрос подражания свойствам Бога, акцентирует этот пункт значительно сильнее, чем И. Арндт.

Святитель Тихон систематично излагает тему богоуподобления, раскрывая ее во всех подробностях, не спеша, широко, обстоятельно в ряде параграфов. Для простого народа в среде русского общества XVIII в., не обладавшего глубокой богословской образованностью, святитель доступным языком разъясняет каждую тему.

Принимая во внимание глубину опыта святителя Тихона, созерцание им Божественного света, его прозорливость и любовь, можем говорить о безусловном превосходстве в живом бо-гообщении русского святого над лютеранским мистиком И. Арндтом.

Еще один важный педагогический аспект сочинений святителя Тихона наблюдается там, где святитель Тихон, развивая тему богообщения как жизненной силы, сути духовной жизни и «внутреннего человека», говорит о совместном существовании в каждом христианине как «ветхого человека», так и «нового человека». Чтобы последовать свойствам Небесного Отца, верующему должно отречься от своей воли, злых своих нравов, «отречься от ветхого человека» [14, с. 87], свойства которого каждый из нас от рождения имеет в себе. Святитель Тихон призывает отказаться от своего «природного злонравия», видя в этом суть евангельского призыва «отречься себя», своей природной склонности ко злу.

Святитель Тихон выстраивает иерархию причин и следствий, по ступеням которого обновляется в человеке образ Божий и достигается богоуподобление: «Насколько умерщвляется в человеке "ветхий человек" - настолько оживает "новый" человек, - пишет святитель Тихон, -настолько более богоподобные будут в человеке свойства; настолько чистый и ясный будет образ Божий в человеке».

Выводы, которые делает святитель Тихон Задонский из своего учения о подражании Богу: истинный христианин есть тот, в ком через новое рождение (веру и крещение) насаждается зародыш богоподобия (начальная деятельность Бога внутри человека и начальное обновление природных сил) и кто это богоподобие в себе по образцу Священного Писания развивает через искоренение в себе похотей ветхого человека и совершение добродетели как долга из источника внутреннего начального богоприсутствия (нового рождения).

Второй вывод святого: христианин неисправный, живущий «противно» Слову Божию, исполняющий прихоти «ветхого человека», хотя крещен и ходит в церковь, молится, не имеет духовного рождения и никакого участия в Церкви и во Христе и есть ложный христианин и по сути даже безбожен [15, с. 88-90].

Святитель не говорит о полной утрате человеком Святого Крещения и не формулирует догматического учения о полном выпадении из Церкви неисправных христиан. Его педагогические утверждения носят в первую очередь пастырский характер, отражают стремление вразумить нераскаянных.

В идее последования Христу, содержащей тему подражания Его свойствам, заключается еще один педагогический акцент: тема совместного пути со Христом и тем самым живого единения и общения с ним. Для того чтобы подражать и следовать Христу, чтобы возрастал в человеке образ Божий, неизбежно надлежит отречение от своего природного злонравия.

В сочинении «Сокровище духовное от мира собираемое», самом позднем из крупных произведений святителя Тихона, подводящем итог его жизни и творчеству, наиболее отчетливо прослеживается связь между подражанием Богу, просвещением, богоуподоблением. Святитель пишет, что подражание Христу просвещает человека, все более «приближает» его ко Христу в тесном общении с Ним до тех пор, пока не осуществится совершенное воцарение в человеке Бога. Это воцарение и делает человека уже не «наченшимся образом Божиим», а актуальным, реализованным образом Бога, христоподобным, богоподобным человеком - тем, который содержится в замысле Бога. Только Бог знает вполне идею человека, поэтому только соединение с Богом, беспрепятственное действие Бога в человеке позволяет Богу полностью осуществить в человеке свой замысел, сделать человека человеком в полном смысле слова.

Как показывает самое раннее житие святителя Тихона, в своей жизни Задонский святитель настолько полно воплотил заповеди Евангелия, настолько глубоко уподобился Христу, что его житие может служить учебником нравственности для подрастающего поколения.

Воспитательное значение образа святителя Тихона и его жизненного пути заключается также в том, что каждый человек может найти в святителе что-то близкое, созвучное, родное. Вос-

питательным является не только его учение, но и сама жизнь и служение святителя, происходившего из бедной семьи, оставшегося в 14 лет сиротой. Всю свою жизнь он заботился о своих братьях, сестрах, племянниках, двоюродных внуках. Он стал учителем, затем ректором семинарии, был епископом, управляющим огромной Воронежской епархией, строил храмы и богадельни. На каждой из занимаемых им должностей он проявлял себя как человек с высокой нравственностью.

Святитель Тихон Задонский был величайшим российским проповедником и духовным писателем, великим учителем нравственности. Он умел в творениях западных авторов найти крупицы добра и правды и в своих сочинениях наполнить их православным духом. Он обладал даром высокой созерцательной молитвы и нередко диктовал свои сочинения в состоянии духовного озарения. На основании изложенного выше сформулируем следующие выводы. Вопросы образования и воспитания подрастающего поколения являются неразрывно связанными.

Сочинения русских православных авторов, причисленных к лику святых, примером которых является святитель Тихон Задонский, являются значимым культурно-историческим наследием всего российского народа. Они крайне важны для реконструкции и понимания его ментальных духовно-нравственных качеств и характеристик.

Изучение эпистолярного духовного наследия русских православных святых должно иметь большое значение в процессе обучения подрастающего поколения, целесообразно закрепление его в образовательных программах школьников и студентов. Воспитание в русле христианских традиций, основанное на изучении эпистолярного наследия русских православных святых, должно являться составной частью педагогического процесса.

В педагогических целях в российской системе образования следует использовать образец жизни и деятельности святителя Тихона, его победу воссозданного в самом себе образа Божия над «ветхим человеком». Реальное следование образу Божиему святителя Тихона позволяет преподавателям в педагогической практике опираться на жизненность христианского учения, Евангелия и исполнимость евангельских идеалов в реальной жизни.

Гармонично выстроенная система образования и воспитания подрастающего поколения играет важную роль в деле укрепления стабильности в российском обществе, защиты культурного и духовно-нравственного наследия, общественной нравственности.

Ссылки:

1. Декларация русской идентичности [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html (дата обращения: 22.05.2017).

2. Зубанова С.Г. Воспитание и образование на основе религиозной традиции России: правовые основания и проблемы реализации [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN516.pdf (дата обращения: 08.04.2017).

3. Лавров А.В. Проблемы академических изданий классиков русской литературы // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81, № 11. С. 970-980.

4. Gorodetzky N. Saint Tikhon of Zadonsk: Inspirer of Dostoevsky. Crestwood, 1976. 318 p.

5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений [Электронный ресурс] : в 15 т. СПб., 1996. Т. 15: Письма. 1834-1881. URL: http://rvb.ru/dostoevski/tocvol15.htm (дата обращения: 08.04.2017).

6. Reichelt S. Der hl. Tichon von Zadonsk // Reichelt S. Johann Arndts "Vier Bücher von wahrem Christentum" in Russland. Vorboten eines neuzeitlichen interkulturellen Dialogs. Leipzig, 2011. S. 454-464

7. Berry T. Dostoyevsky and St. Tikhon Zadonsky // New Zealand Slavonic Journal. 1989-1990. P. 67-72.

8. Тимофей (Самбикин), игум. Краткое описание жизни преосвященнаго Тихона перваго епископа Воронежскаго и Елецкаго // Три книги сочинения преосвященнаго Тихона I, епископа Воронежскаго и Елецкаго. СПб., 1794. С. 1-21 (первая книга конволюта).

9. Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. Изд. 2-е, вновь пересмотр., испр. и умнож. М., 1820. 120 с.

10. Тихон Задонский, свт. Творения : в 5 т. М., 1889. Т. 2. 360 с. ; Т. 3. 420 с. ; Т. 4. 388 с.

11. Там же. С. 80.

12. Там же. С. 81.

13. Арндт И. Об истинном христианстве / пер. с нем. под ред. игум. Петра (Мещеринова). М., 2016. 1008 с.

14. Тихон Задонский, свт. Указ. соч. С. 87.

15. Там же. С. 88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.