Научная статья на тему 'Ранние произведения свт. Тихона Задонского и эволюция его взглядов'

Ранние произведения свт. Тихона Задонского и эволюция его взглядов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
243
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ / ST. TIKHON OF ZADONSK / СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ХРИЗОСТОМ) / ST. JOHN CHRYSOSTOM / ИОГАНН АРНДТ / JOHN ARNDT / ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / SPIRITUAL REGULATION / ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ / THEOPHAN PROKOPOVICH / ПОДРАЖАНИЕ БОГУ / БОГОПОДОБИЕ / БОГООБЩЕНИЕ / COMMUNION WITH THE GOD / СВОЙСТВА БОГА / АСКЕТИКА / ASCETICISM / РУКОПИСИ / MANUSCRIPTS / ASSIMILATION TO GOD / THE DIVINE IMAGE / THE GOD''S FEATURES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельников Гавриил

В статье рассматривается эволюция творчества свт. Тихона Задонского, изучаются самые ранние его произведения с помощью анализа их источников и сравнения с более поздними его творениями. На основе ранее не изученной рукописи устанавливается точное время перехода свт. Тихона от более простых нравственно-педагогических концепций к более глубоким аскетико-мистическим идеям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Tikhon Zadonsky''s early works and the evolution of his views

In this article we consider the evolution of St. Tikhon Zadonsky’s creations, study his earliest works through the analysis of their sources and comparing them with his much later works. On the basis of his previously unresearched manuscript, we ascertain the exact time of St. Tikhon’s transition from his more simple moral and pedagogical concepts to deeper ascetic-mystical teaching.

Текст научной работы на тему «Ранние произведения свт. Тихона Задонского и эволюция его взглядов»

УДК 276

Иером. Гавриил (Мельников) *

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВТ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО И ЭВОЛЮЦИЯ ЕГО ВЗГЛЯДОВ

В статье рассматривается эволюция творчества свт. Тихона Задонского, изучаются самые ранние его произведения с помощью анализа их источников и сравнения с более поздними его творениями. На основе ранее не изученной рукописи устанавливается точное время перехода свт. Тихона от более простых нравственно-педагогических концепций к более глубоким аскетико-мистическим идеям.

Ключевые слова: свт. Тихон Задонский, свт. Иоанн Златоуст (Хризостом), Иоганн Арндт, Духовный регламент, Феофан Прокопович, подражание Богу, богоподобие, богообщение, свойства Бога, аскетика, рукописи.

Hier. Gabriel (Melnikov) ST. TIKHON ZADONSKY'S EARLY WORKS AND THE EVOLUTION OF HIS VIEWS

In this article we consider the evolution of St. Tikhon Zadonsky's creations, study his earliest works through the analysis of their sources and comparing them with his much later works. On the basis of his previously unresearched manuscript, we ascertain the exact time of St. Tikhon's transition from his more simple moral and pedagogical concepts to deeper ascetic-mystical teaching.

Keywords: St. Tikhon of Zadonsk, St. John Chrysostom, John Arndt, the Spiritual Regulation, Theophan Prokopovich, assimilation to God, the divine image, communion with the God, the God's features, asceticism, manuscripts.

Свт. Тихон Задонский (1724-1783) известен как великий праведник, помощник бедных и несчастных людей, а также как великий русский духовный писатель. Однако его творчество изучено в мировой науке недостаточно. В частности учение о богоподобии человека, центральная тема свт. Тихона, всерьез никем не раскрыта. В наших работах мы старались ликвидировать данный пробел [1; 2]. Впервые исследуя самое раннее жизнеописание свт. Ти-

Гавриил (Мельников Д. В.), иеромонах, преподаватель, Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского.

хона [1], сопоставляя его с идеями святителя, мы убедились в поразительной цельности его личности — проповедуя подражание Богу, он сам воплощает его в своей жизни, являя многогранное уподобление Христу. Перед нами предстает евангельский человек, христоподобная личность святого. Но как подошел свт. Тихон к такому единству учения и жизни? Можно ли проследить его духовное «созревание» на основе каких-либо достоверных данных?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, вновь обратим внимание на некоторые аспекты учения свт. Тихона. В зрелых своих произведениях он учит о долге христиан подражать Богу, это требование основано на полученной верующими через крещение духовной способности уподобляться Богу. Видя из текстов Св. Писания истинность Бога, мы должны подражать Богу и быть правдивыми, искренними, верными своим обещаниям. Видя справедливость, праведность Бога, мы должны поступать справедливо, в частности не делать другим того, чего себе не желаем, каждый человек заслуживает доброго отношения. Видя благость Бога, мы должны не воздавать злом за зло, прощать, любить врагов своих. Видя святость Бога, мы должны стремиться к чистоте от гордыни, зависти, разврата, нечестного заработка и жадности. Видя щедрость и милость Бога, Его бесконечное отеческое сострадание к грешникам, мы должны делиться с нуждающимися теми благами, которые мы получили от Бога, должны сострадать несчастным людям [13, т. III, § 322, с. 80].

Свт. Тихон употребляет замечательные слова, показывающие, что наше уподобление Богу должно быть внутренним, а не внешним свойством наших душ: мы должны стать благолюбивыми, щедролюбивыми, святолюбивыми, истиннолюбивыми, т. е. сердечно полюбить добродетель [13, т. III, § 322, с. 83].

Однако это внутреннее богоуподобление осуществляется в борьбе. В человеке одновременно существуют ветхий и новый человек, греховные склонности и святые движения Св. Духа, поэтому от своей поврежденной грехом природы («природного злонравия») нужно постоянно отрекаться, а нового, небесного человека, богоподобие, надлежит в себе развивать [13, т. III, § 324, с. 87]. Подражая качествам Бога, явленным полнее всего во Христе, христианин совместно со Христом идет по пути страданий и подвига и через это все теснее соединяется в живой союз со Христом [13, т. III, § 354, с. 163], уничтожает в себе грех и развивает в себе нового, прекрасного человека [13, т. II, § 27.133, с. 92-93].

Это глубокое учение свт. Тихона, во многом подсказанное ему нравоучениями немецкого проповедника Иоганна Арндта (1555-1621), которого свт. Тихон любил читать и советовал читать другим, не сразу обрело свое центральное место у свт. Тихона.

В самых ранних своих работах русский святой мыслит значительно проще. К сожалению, не сохранилось никаких фактических материалов о его педагогической деятельности в Твери. Мнение о том, что его главное сочинение «О истинном христианстве» было начато именно в Твери, не подтверждается изучением черновиков святителя [3]. Сохранился текст инструкции для Новгородской семинарии, данной святителем Тихоном 9 октября 1761 г., в период, когда он в сане викарного епископа надзирал за своей alma mater. Этот текст, учитывая нашу датировку черновика сочинения «О истинном христианстве» 1768-1769 гг. [3, с. 51], является самым ранним сохранившимся произведением

святителя. Он не вошел в «Творения» 1875 г., но был впервые напечатан в «Воронежских епархиальных ведомостях» в № 13 за 1890 г., будучи извлеченным неким В. С. из дел Новгородского семинарского архива. [8, с. 274-281, 361; 9, с. 401-403].

В своем самом раннем произведении (будем называть его «Инструкция») свт. Тихон выступает как педагог и методист — педагог педагогов. Святитель указывает на тот факт, что семинария вверена Синодом в полное его смотрение и поставляет целью «Инструкции» «наилучшее состояние» семинарии, «дабы как кошт, так и лета учащихся напрасно не пропадали» и была польза Святой Церкви и Отечеству [8, с. 276-277]. Святитель существенно опирается на «Духовный Регламент» 1721 г. [4] (далее — ДР), в тексте «Инструкции» — пять ссылок на различные места ДР (в «Инструкции» пункты 1, 4, 10, 25, 29), кроме того, не менее десяти реминисценций из ДР, которые мы ниже рассмотрим. Свт. Тихоном предусмотрено для учащихся обязательное регулярное чтение (полтора часа после вечерни для классов риторики, философии и богословия), книги выдаются, во избежание их порчи, только на время чтения в аудиторию богословского класса, расположенную вблизи библиотеки («Инструкция», пункты 4, 5, 7, 8). В кельи книги, в соответствии с ДР, выдавать не разрешается (пункт 4). Действительно, ДР учит:

Библиотека учителем по вся дни и часы ко употреблению невозбранна, только бы книг по келлиам не разбирали (курсив везде мой. — иером. Г.), но чли бы оныя в самой библиотечной канторе. А ученикам и прочиим охотникам отворять библиотеку в уреченные дни и часы [4].

В отличие от ДР, свт. Тихон повелевает читать книги не в «библиотечной конторе» (видимо, в Новгородской семинарии при библиотеке не было «читального зала»), но в ближайшем классном помещении.

Ученикам богословского (высшего) класса святитель назначает читать «святаго Златоустаго, яко сладкаго и удобнаго автора и проповедникам весьма нужнаго, чего для и учение преподается» («Инструкция», пункт 9). Здесь явное влияние ДР (свт. Тихон исполняет эту рекомендацию ДР затем и в главных своих сочинениях, опираясь в них в значительной степени на учение свт. Иоанна Златоуста):

Должен всяк проповедник имети у себя книги святаго Златоустаго и прилежно чести оныя: ибо тако приобучится складать чистейшее и яснейшее слово, хотя и не будет Златоустому равное; а казнодеишков (проповедников. — иером. Г.) легкомысленных, каковые наипаче Польские бывают, не чел бы [4].

Учащимся философского класса назначается для чтения иной автор по усмотрению учителя, «реторам» (ученикам класса риторики) — классические авторы (пункт 9). За неукоснительным упражнением в чтении должно строго наблюдаться («спрашивал бы всякаго свой учитель, котораго он автора читал и что прочел, и что списал: а если чего не уразумел, то б ему объяснял учитель», пункт 10), т. к. «от сего не малый успех и во учении, и в житии добром воспоследует, как всяк по совести разсудив может признать» (пункт 30). Здесь однозначное заимствование из ДР:

Спрашивал бы всякаго свой учитель, котораго он автора чтет, и что прочел, и что писал; а если чего не уразумел, то б ему объяснил учитель. Сие вельми полезно и скоро человека, аки претворяет в иного, хотя бы прежде грубых был обычаев [4].

Нарушителям порядка чтения назначается наказание: «...такого бездельника, как преступника и о своей пользе нерадящаго, жестоко наказывать при своих соучениках, да и прочии прилежнейшии в звании будут» (пункт 12). Здесь реминисценция из ДР, в котором сказано:

Обычай некиим проповедникам есть, аще кто его в чем прогневит, на проповеди своей мстить оному, хотя не именно, терзая славу его, обаче так говоря, что можно слышателем знать, о ком речь есть: и таковые проповедники самые бездельники суть, и оных бы жестокому наказанию подвергать [4].

Напротив, трудолюбивым ученикам «имеет быть особливое награждение и где надлежит рекомендация» (пункт 30), что имеем и в ДР: «.могут уставлены быть и некия почести добре и тщательно учащимся» [4].

В трапезе свт. Тихон назначает читать «из священныя Библии от книг исторических по единой главе, или, ежели мало главы, по две» с последующим контролем, насколько усвоено было содержание читаемого «чтобы ученики кушаючи слушали, а не разговаривали» (пункт 26). Это несколько упрощенная интерпретация ДР:

В трапезе чтение будет ово Историй воинских, ово церковных. А в начале всякаго месяца чрез два или три дни чтомы да будут повести о мужах, во учении просиявших, о церковных великих учителях, тако ж и о древних и нынешних Философах, Астрономах, Риторах, Историках и прочая. Ибо таковых повестей слышание и сладко есть, и к подражанию мудрых оных людей поощряет [4].

Вероятно, условия Новгородской семинарии не позволяли выполнить всю прогрессивную концепцию архиепископа Феофана Прокоповича, изложенную им в ДР, например, мог сказаться недостаток книг, поэтому свт. Тихон избирает более простой вариант, учитывая и сложившуюся в Новгороде традицию. Святитель добавляет к этому и простую практическую рекомендацию во избежание празднословия за трапезой.

Для келейного чтения святитель определяет выдавать только новоизданные проповеди Феофана Прокоповича по два экземпляра на келью, указывая непременно прочитывать по одной проповеди в сутки, по окончании всех проповедей — начинать заново с первой, обращая особенное внимание на стиль и «расположения автора» (содержание проповедей) («Инструкция», пункт 6). Как мы видим, целью педагогического процесса святитель поставляет успех в учении и добром житии (обучение и воспитание), а также специфическую цель — воспитание проповедников.

Для упражнения («ексерциции») в деле проповеди ученикам школ (классов) богословия и философии определялось говорить по субботам «слова нравоучительные всякому в своей школе по очереди непременно» (пункт 3). ДР говорит об этом:

Можно же еще дважды в год или больше делать некия акции, диспуты, комедии, риторскияэкзерциции. И то бы зело полезно к наставлению и к резолюции, сиесть честной смелости, каковыя требует проповедь слова Божия, и дело посольское, но и веселую перемешку делают таковыя акции [4].

Вновь свт. Тихон, следуя мысли ДР, существенно упрощает его указания. Учебные проповеди, рекомендует святитель, могут быть «какие хотят или русские или латинские только бы лучше, кажется, латинские для приобретения латинского языка» (пункт 3). Для подготовки к таким упражнениям дополнительно к чтению свт. Златоуста и Феофана Прокоповича ученикам классов философии и богословия выдавалось «по симфонии» (пункт 6). Это, по-видимому, были следующие русские симфонии: Симфония на Псалмы (Антиох Кантемир, 1727); Симфония на Четвероевангелие и Деяния (Ильинский, 1737, 1761); Симфония на Послания и Апокалипсис (Богданов, 1737). [9]. Первая и третья Симфонии были позже в распоряжении свт. Тихона в Задонске. [5, с. 177-178].

Свт. Тихон также полагает в кафедральном Софийском соборе Новгорода «учителям всем от первого до последнего сказывать проповеди по очереди во дни торжественные, господские праздники», вероятно, как для «поддержания формы» самих педагогов, так и для преподания образцов живой проповеди учащимся (пункт 2).

Святитель кратко определяет содержание обучения в классах пиитики, синтаксимы, грамматики, а также время классов (школ) греческого и еврейского языков (интересен этот факт преподавания еврейского языка в 1861 г. в Новгородской семинарии). По вторникам, четвергам и субботам (в Воскресный день это само собой разумеется) все учащиеся обязуются посещать обедню. Выход за пределы семинарии, располагавшейся на территории Антониева монастыря, святитель без нужды не разрешает. «Духовный регламент» (ДР) говорит об этом следующее:

Не отпускать из Семинариум в городы, или куды ни есть, к своим в гости, пока Семинарист не обыкнет, пребывая в Семинариум, и не ощутит знатной пользы таковаго воспитания, а именно: до трех лет, по приходе всякаго в Семи-нариум, не испускать никуды; а и по третьем году, не больши дважды в год позволить выдтить в гости к родителем или сродником, и то не далече отстоящим, так чтоб не больше седьми дней прошло от нашествия до возвращения в самый дом Семинарийский [4].

Видимо, это учение ДР было не вполне востребовано из-за практики ежегодных каникул [10, с. 65].

На казенном содержании (коште) предписывалось оставлять только способных («поятных») учеников, в крайнем случае — посредственных, а «непо-ятных не держать, дабы напрасно кошт не пропадал» (пункт 23) — речь идет о бережном использовании казенных средств в той мысли, что неспособные к учению молодые люди только бесполезно потратят свое время, которое могло бы быть использовано ими лучшим образом, если направить их жизнь к занятиям, более соответствующим их силам и способностям (своего рода дифференцированный подход). И это имеет параллель в ДР:

Приходят бо многие не для учения, но еще иные и неспособные по природе для жалованья только, нищетною нуждою влекомы. Что ж с того добра? Только суетный убыток [4].

Новопришедшаго ученика отведать память и остроумие; и если покажется весьма туп, не принимать в Академию: ибо лета потеряет, а ничего не научится; а обаче возымеет о себе мнение, что он мудрый и от таковых несть горших бездельников [4].

В пункте 25 свт. Тихон пишет:

Ежели покажется ученик непобедимой злобы, свирепый, до драки скорый, клеветник, непокорив, и неисправен жестокими наказаниями явится, хотя бы и остроумен был, на такого представлять к высылки из семинарии вон, дабы бешеному меча не давать, регл. дух. лист 54 (пункт 25) [7, с. 280].

Это буквальное повторение текста ДР:

Буде покажется детина непобедимой злобы, свирепый, до драки скорый, клеветник, непокорив, и буде чрез годовое время ни увещании, ни жестоким наказании одолеть ему невозможно, хотя б и остроумен был: выслать из Академии, чтоб бешеному меча не дать [4].

По Воскресным дням до обедни устанавливалось чтение Св. Писания с толкованием. В завершение Инструкции святитель выражает уверенность, что соблюдение всего сказанного — духовное чтение, посещение Богосужения, соблюдение дисциплины — должно привести к изменению личности учащегося: «.ученикам, которые все вышеписанное по надлежащему исправлять будут. их ум просветится, воля исправится, и аки бы в иных претворятся, хотя бы и грубых нравов были, что самое есть великое и безсмертное за труды воздаяние» (пункт 30). В ДР по этому поводу сказано: «Сие (духовное чтение. — иером. Г.) вельми полезно и скоро человека, аки претворяет в иного, хотя бы прежде грубых был обычаев» [4].

Мысль о преображении личности человека, высказываемую ДР в связи с разумным духовным чтением, святитель связывает со всем строем семинарской жизни: душеполезным и назидательным чтением, изучением Св. Писания и его толкований, Богослужением, строгой дисциплиной [15-16].

В «Инструкции» не нашли отражения прогрессивные педагогические идеи Духовного Регламента, связанные с обязательными прогулками семинаристов, подвижными и творческими играми, постановками комедий, а также поездками «единожды или дважды на месяц, наипаче летом. на островы, на поля и места веселыя, к дворам загородным Государевым, и хотя единожды в год в Санктпетербург», что связано, вероятно, с тем, что некоторые педагогические идеи Феофана Прокоповича о задуманнй им «Академии» опережали свое время и в семинариях времен свт. Тихона не были реализованы в полной мере.

Новым по сравнению с ДР явилась рекомендация ежедневного чтения проповедей Феофана Прокоповича — главного автора ДР.

Таким образом, первый известный нам литературный опыт святителя оказывается элементарной педагогической теорией, созданной на основе «Ду-

ховного Регламента» и представляет собой практически краткое приложение «Духовного Регламента» к местным условиям Новгородской семинарии.

Это самое раннее сочинение свт. Тихона поражает простотой, элементарностью своего нравственного учения: духовное чтение и дисциплина ведут к преображению личности. Здесь еще нет следов глубоко развитого аскетического учения, нет учения о внутреннем христианстве, о внутренней борьбе, это является еще одним подтверждением того, что черновик сочинения свт. Тихона «О истинном христианстве» (см.: [3]) не мог быть к этому времени написан. Черновик слишком близок к окончательной версии (как ее «двойник» (см.: [3])), он уже весьма зрел, глубок, полон глубокими идеями о внутреннем христианстве и не мог быть написан в Твери в 1759-1760 гг., иначе бы учение свт. Тихона в 1761 г. хотя бы отчасти учитывало эту глубину. Черновик — значительно более позднее произведение.

Следующими работами святого будут сочинения 1763 г. — это первый год свт. Тихона на Воронежской кафедре (3 февраля 1763 г. свт. Тихон получил назначение в Воронеж, 17 февраля он шлет «Указ» в Воронеж из Петербурга, чтобы за ним прислали в Москву кибитку, лошадей, средства, иеромонаха и иеродиакона, а также повара и других лиц, 14 мая 1763 г. он приезжает в Воронеж, в загородный архиерейский дом).

В этих первых сочинениях свт. Тихона, как мы сейчас убедимся, вновь отчетливо слышатся следующие указания «Духовного регламента»:

Проповедали бы проповедники... с доводом Священнаго Писания о покаянии, о исправлении жития, о почитании властей. о должностях всякого чина. Истребляли б суеверие; вкореняли б в сердца людския страх Божий. Словом ре-щи: испытовали б от Священнаго Писания, что есть воля Божия, святая, угодная и совершенная, и то б говорили [4].

9 августа 1763 г. свт. Тихон пишет указ, повелевая всем знающим грамоту священникам и диаконам, церковнослужителям, монахам читать Новый Завет, «понеже в новом завете воля Отца Небеснаго возлюбленным Его Сыном открыта. а от неисполнения воли Его святой следует явная погибель» [6, с. 185].

1 сентября 1763 года свт. Тихон выпускает «Инструкцию учителям славянских школ Воронежского края» [11, с. 405-407]. Это сочинение содержит важнейшую тему христианских должностей (подсказанную «Духовным регламентом»), которая станет одной из центральных для святителя: «како им, учителям, в должности звания своего поступать» [11, с. 405]. В этом сочинении свт. Тихон уже говорит о духовной жизни учеников, о том, что нерадивых нужно не просто строго наказывать и иногда изгонять, но что их нужно убеждать «иногда и словами» (в «Духовном регламенте» также упоминается о практике увещания учеников), что нужно не просто заставлять их читать проповеди и сохранять дисциплину, но «обучать. и честнаго жития, страху Божию, понеже грамота без страха Божия есть не что иное, как безумному меч» [11, с. 405]. Выражение «не дать бешеному меч» свт. Тихон берет из «Духовного регламента» и повторяет здесь уже второй раз. В инструкции 1761 г. для Новгородской семинарии он повторяет его буквально, говоря о высылке безнравственных учеников из семинарии, а в инструкции для славянских школ

1763 г. использует это выражение более творчески, заменяя слово «бешеный» на «безумный», поставляя данное выражение в связь с обучением нравственной жизни, страху Божию (темы, подсказываемые «Духовным регламентом» для проповедников). Знания без нравственности подобны мечу в руках безумного. Аспект необузданности («бешеный») сменяется на аспект более глубокий: «безумие», духовная слепота — важная тема более зрелых работ свт. Тихона. Итак, святитель уже не столь покорно следует мыслям «Духовного регламента», применяет их к реалиям Воронежской губернии, добавляет больше творческих элементов. В частности, он назначает учащимся славянских школ маленькое молитвенное правило: учителя должны были

приказать ученикам, чтобы наизусть выучили Архангелово ко Пресвятой Богородице приветствие: Богородице Дево радуйся. и тое бы прочитывал всяк про себя на всяк день поутру двенадцать и в ввечеру двенадцать же раз, и так каждые сутки двадцать четыре раза [11, с. 406].

Таково назначаемое свт. Тихоном минимальное молитвенное правило для священнических и дьяконских детей русской глубинки, только обучающихся грамоте и готовящихся к принятию сана. По субботам до или после обедни святитель рекомендует в необязательной форме учителю читать для учащихся Акафист Пресвятой Богородице. Он назначает, какие молитвы читать перед занятиями (тропарь недели сыропустной) и после них («Достойно есть»). Итак, с 1763 г. в творчестве свт. Тихона появляются темы: учить словом доброй жизни, страху Божию, молитве и христианскому долгу в каждой должности. Причем это уже не просто интерпретация «Духовного регламента» (хотя темы подсказаны этим документом), а самостоятельные творческие темы свт. Тихона, впрочем, раскрываемые пока элементарно и кратко. Здесь же, в инструкции учителям 1763 г., свт. Тихон по субботам после обеда назначает читать «кати-хизис православного исповедания» [11, с. 406].

Скорее всего, речь идет о «Православном исповедании» Св. Петра Могилы («Первое учение отроком» Феофана Прокоповича имело слишком элементарный характер), т. к. в другом сочинении 1763 г. — «Должность священническая» — свт. Тихон явно использует текст свт. Петра Могилы, например, когда дает определение Таинства Церкви, описывает грехи, «вопиющие на небо к Богу и просящие отмщения», и особенно когда описывает восемь пунктов, которые священник должен соблюдать при исповеди [8, с. 63, 75-76; 13, т. I, с. 1-6]. Следует отметить, что, например, о таинстве Крещения сказано совсем просто, элементарно, что в нем «измываются грехи крещаемого», т. е. мы не видим никаких следов того глубокого богословия внутренней жизни, которое уже есть в черновике «О истинном христианстве». Таким образом, в начале Воронежского периода жизни свт. Тихона этого черновика просто не существовало, он не может относиться к Тверскому периоду жизни святого.

2 мая 1764 г. [12, с. 268] свт. Тихон пишет «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно». Нам впервые удалось точно датировать это сочинение святого, поскольку нами была открыта рукописная копия этого сочинения, сделанная с подлиннника,

подписанного рукой святителя с указанием даты написания. Эта рукопись

находится в РНБ (Ф. 359 /Колобов/. № 285). Единственным исследователем творчества свт. Тихона, который просматривал эту рукопись, был до нас о. Николай Павлык, но он лишь просмотрел манускрипт, мы же впервые детально его рассмотрели и в конце рукописи обнаружили два малых произведения святителя, которые в рукописной версии были до сих пор неизвестны, а печатались по старым печатным изданиям. Это «Краткое увещание како подобает в святые храмы входить на славословие» (произведение датируется точно профессором Петром Казанским 11 мая 1764 г., но в рукописи оно было до этого не известно) и вышеупомянутое «Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно». Именно в этом последнем сочинении мы впервые встречаем те выражения, которые свт. Тихон впоследствии будет употреблять часто, он впервые здесь назидает христианина, используя обращение «возлюбленне», и впервые говорит о страхе Божием в котексте веры и сообразования своей жизни Христу. То есть, по-видимому, в данном сочинении впервые в творчестве свт. Тихона Задонского возникает тема подражания Христу! Это связано с темой, которая здесь также появляется у свт. Тихона впервые: «разсуждать житие и вольное страдание Христово». Данные выражения и их контекст позволяют предположить, что именно во время написания «Краткого увещания, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно» свт. Тихон знакомится с мистическим и аскетическим богословием Иоганна Арндта и начинает заимствовать у немецкого богослова некоторые мысли и акценты. В указанном сочинении впервые возникает и тема четырех последних: смерти, Страшного Суда, ада, Царства Небесного, которые святитель разовьет позднее (последняя тема может говорить о влиянии на свт. Тихона иных западных источников, например катехизиса Петра Канизия, что нуждается в дополнительном исследовании).

13 октября 1764 г. [6, с. 186] свт. Тихон пишет «Прибавление к должности сященнической о тайне святого покаяния в пяти пунктах». И в нем мы встречаем подтверждение того, что свт. Тихон обратился к глубокому изучению аскетики и внутреннего христианства, это эмоциональные выражения «Ах!» (присущие И. Арндту), появление сравнений, примеров из жизни [13, т. I, с. 6-9], но учение о грехе здесь еще развито недостаточно, что вновь показывает, что черновик сочинения «О истинном христианстве», в котором тема греха раскрыта обстоятельно, к тому времени еще не существовал.

Так постепенно свт. Тихон углубляет свое учение, и на этом пути он вскоре прибегнет к помощи не только Св. Иоанна Залатоуста, И. Арндта, но и Мака-риевского корпуса.

Спустя много лет, пребывая в Задонском монастыре на покое, приближаясь к концу своей жизни, в своем последнем крупном произведении «Сокровище духовное от мира собираемое» (1779) свт. Тихон уже выражает иной взгляд, чем в 1761 г.: чтение книг и слышание проповедей не приведет к преображению личности без живого общения со Христом [14, т. IV, с. 60-61, 125], и это учение о живом богообщении и обитании Бога в человеке станет вершиной его развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавриил (Мельников Д. В.), иером. Воспитательный аспект сочинений Тихона Задонского и современное образование // ОБЩЕСТВО: социология, психология, педагогика — 2017. — № 5 — С. 100-105.

2. Гавриил (Мельников Д. В.), иером. «Образ Бога и образ сатаны в человеке согласно текстам свт. Тихона Задонского и Иоганна Арндта» // Вестник РХГА. — 2017 — Т. 18, вып. 2. — С. 69-82.

3. Гавриил (Мельников Д. В.), иером. Тайны черновиков свт. Тихона Задонского // Вестник Воронежского государственного университета: Филология, журналистика. — 2017. — № 2. — С. 47-52.

4. Духовный регламент 1721 года. — URL: http://www.krotov.info/acts/18/1/1721regl. html (дата обращения: 07.10.17).

5. Житие иже во святых Отца нашего Тихона, епископа, епископа Воронежского, всея России Чудотворца. В двух частях. — СПб.: Типография Департамента Уделов, 1862. — С. 177-178.

6. Казанский П. С. Труды свт. Тихона 1-го по управлению Воронежскою паствою // Прибавление къ твор. св. Отцевъ. — 1862. — Ч. 21, кн. 2. — С. 181-223.

7. Николай (Павлык), иеромонах. Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Русский Хронографъ, 2011. — С. 274-281.

8. Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. — М.: Синодальная Типография, 1900. — 164 с.

9. Симфония, или Конкорданция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб: Брокгауз и Ефрон, 1900. — Т. XXIXa (1900): Семь озер — Симфония. — С. 954.

10. Суториус К. В. Источники по истории преподавания православного латиноязыч-ного богословия в России в первой половине XVIII века: дис. ... канд. ист. наук. — СПб.: Гос. музей истории религии, 2008. — 217 с.

11. Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. — М.: ПСТГУ, 2004. — 752 с.

12. Тихон Задонский, святитель // ОР РНБ. — Ф. 359 /Колобов/. — № 285.

13. Тихон Задонский, святитель. Творения иже во святых Отца нашего Тихона Задонского. — М.: Синодальная типография, 1889 г. репр. Св. — Успенский Псково-Печер. Монастырь, 1994 г. — Т. I-III.

14. Тихон Задонский, святитель. Творения иже во святых Отца нашего Тихона Задонского. — М.: Синодальная типография, 1889 г. репр. Св. — Успенский Псково-Печер. Монастырь, 1994 г. — Т. IV-V.

15. Шмонин Д. В. О философии, богословии и образовании. — СПб.: Изд-во РХГА, 2016. — 207 с.

16. Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение. — 2014. — № 5. — С. 112-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.