DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10106
теология
Иеромонах Гавриил (Мельников)
«Плоть и дух» и ранние произведения святителя тихонА задонского как основа для его сочинения «об истинном христианстве»
В статье впервые доказывается, что свт. Тихон Задонский создал сочинение «О истинном христианстве» на основе своих более ранних текстов, особенно полно использовав сочинение «Плоть и дух» (гипотеза прот. Павла Хондзин-ского уточнена и подтверждена). Генетическая связь текстов устанавливается посредством их тщательного сопоставления, в качестве примера приведено несколько сравнительных таблиц. Показаны методы работы святого: ранние тексты перерабатываются в черновик, черновик — в окончательную версию; на каждом этапе редактирования свт. Тихон старается не упустить ранее найденных идей, дополнить их, и для этого постоянно сверяет создаваемый текст с ранними редакциями. Простые и краткие нравственные положения работы «Плоть и дух» перерабатываются в глубокие, обстоятельные и нередко поэтичные тексты обширного учебника нравственности и аскезы. Суммируются данные, доказывающие, что черновик свт. Тихона не связан с его «тверскими уроками». Выдвигается новая гипотеза: в Твери свт. Тихон читал богословие по лекциям своего учителя Иоасафа Миткевича.
Ключевые слова: свт. Тихон Задонский, русская патрология, «Плоть и дух», «О истинном христианстве», черновики, рукописи, редактирование, текстология, свт. Иоанн Златоуст, Иоасаф Миткевич, прот. Павел Хондзинский.
В последних наших работах мы идентифицировали два рукописных текста как отрывки черновика произведения св. Тихона Задонского «О истинном христианстве» [Мельников: Забытые рукописи, 2017], обнаружили на полях этих текстов тетрадную нумерацию, определив, что черновик состоял не менее чем из 151-й тетради (не менее 1208 листов). Присоединив к рукописным отрывкам текст, напечатанный в 1861 г. в журнале «Странник» и не сохранившийся в рукописи, мы по этим трем отрывкам черновика определили структуру черновой версии «О истинном христианстве». Черновик был огромным целостным произведением, по объему и структуре чрезвычайно сходным с окончательной версией [Мельников: Тайны черновиков, 2017]. В других наших работах мы показали, что уже в черновике св. Тихон существенно опирается на И. Арндта [Мельников: Образ Бога, 2017], а это влияние прослеживается в творчестве св. Тихона только с мая 1764 г. [Мельников: Ранние произведения, 2018]. Так мы убедились в том, что черновик «О истинном христианстве» не является частью тверских лекций св. Тихона (1759-1760гг.), он создан не ранее 1764 г. и, вероятно, после 1767 г., когда у св. Тихона появилось время для осуществления этого гигантского замысла. Мнение о том, что черновик восходит к тверским урокам святого, принадлежит, по-видимому, к митр. Евгению (Болховитинову). Но, как мы показали, митр. Евгений писал об этом бездоказательно и неуверенно, допуская неточности и колебание [Мельников: Тайны черновиков, 2017].
Иеромонах Гавриил (Денис Валериевич Мельников) — кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, старший преподаватель Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (gavrШ48@ gmail.com).
Приблизиться к источникам «О истинном христианстве» нам помогла гипотеза прот. Павла Хондзинского о том, что параграфы «О истинном христианстве», содержащие цитаты из св. Златоуста, могут восходить к тверским фрагментам творчества святого [Хондзинский, 2004, 30, прим. 73]. К «тверским фрагментам» мы еще вернемся, а пока заметим, что цитирование св. Иоанна Златоуста встречается в текстах св. Тихона, по-видимому, не ранее января 1765 г. («Слово на Новый год»). Неправдоподобным представляется то, что св. Тихон, имея под рукой «тверские фрагменты» с цитатами св. Златоуста, в течение пяти лет не цитирует св. Златоуста вообще. Тогда мы модифицировали гипотезу: не указывает ли цитирование св. Златоуста на ранний слой трудов над работой «О истинном христианстве» безотносительно к «тверским фрагментам»?
Предположение привело нас к сочинению свт. Тихона «Плоть и дух» (завершено в июле 1767 г.), являющемуся цитатником из Библии и свт. Иоанна Златоуста по ряду тем с небольшими рассуждениями свт. Тихона по каждой теме.
Сопоставив «Плоть и дух» и «О истинном христианстве», мы обнаружили блестящее подтверждение гипотезы о. Павла. Небольшие рассуждения свт. Тихона в работе «Плоть и дух» (далее — ПиД) как раз и оказались тем «ранним слоем» произведения «О истинном христианстве» (далее — ИХ), о котором догадался о. Павел. Почти весь текст «Плоть и дух» в переработанном и расширенном виде вошел в состав «О истинном христианстве» (как в 1-ю, так и во 2-ю книги).
Уже при беглом взгляде на оглавление обоих произведений видно, что почти все заголовки 34 параграфов ПиД отражены в соответствующих названиях ряда глав (статей) ИХ (см. ниже). Это поразительное совпадение до сих пор ускользало от внимания всех исследователей творчества свт. Тихона. Оказалось, что основные элементы простенького ПиД во многом задали структуру 1-й книги ИХ и предвосхитили 2-ю книгу: грехи и добродетели (1-я кн. ИХ) и христианские должности (2-я кн. ИХ).
Но докажем теперь из самих текстов (Тихон Задонский, 1875) существенное использование ПиД при написании ИХ.
§1 ПиД так и называется: «Плоть и дух», он был использован Св. Тихоном при создании §§ 25, 44, 45 ИХ (1.1.1.2 «О духовной мудрости», 1.1.3.1 «О грехе вообще и последующих греху») и §§ 300, 301, 302 ИХ (2.2.2 «О святом крещении»); найти тексты ИХ, опирающиеся на §1 ПиД, было непросто, т. к. в ИХ отсутствует глава с названием «Плоть и дух». Интересно, что §1 ПиД св. Тихон использовал как для 1-й, так и для 2-й книги ИХ. Посмотрим ближе данные тексты:
ПиД §1 «Плоть и дух»
Разсуждеше о плоти и духЬ.
Въ человпкп, христiанскую впру воспрiяв-шемъ,
два закона обретаются: законъ плоти и законъ духа,
какъ тойжде апостолъ глаголетъ, плоть и духъ: плоть похотствуетъ на духа, духъ же на плоть: ся же другъ другу противятся.
Плоть хощетъ гордиться, величаться, превозноситься, но духъ смиренномудрствовать. Плоть хощетъ въ славп и чести быть, духъ же вся въ уметы вмпнять.
ИХ § 300_
§ 300. Понеже
въ человпкп, который хрiстiанскую впру и крещеше воспрiялъ,
ветхое или плотское, новое или духовное рождеше и потому
два рожденiя имеются: отъ сихъ двухъ рожденш возстаетъ въ немъ брань духа и плоти
О чемъ апостолъ святый тако глаголетъ: плоть похотствуетъ на духа, духъ же на плоть; ся же другъ другу противятся.
Плотское рождеше наклоняетъ хркпа-
нина..................... къ искашю чести, славы
.................Плотское побуждается къ гордости
и высокоумда: духовное къ смиренномудрт.
Плоть хощетъ банкетовать, пьянствовать веселиться, а духъ воздерживаться, поститься, за грехи сетовать.
Плоть хощетъ врагамъ своимъ отмщевать, а духъ любить враговъ, добро творить ненави-дящимъ.
Плоть хощетъ сладострастiямъ своимъ угождать, а духъ цпломудрствовать.
Плоть хощетъ во всемъ волю свою исполнять,
а духъ волю Божю.
Такъ и въ прочемъ плоть и духъ противятся между собою.
Плотское поощряетъ ко гневу, ярости, злобе, мщетю: духовное отвращаетъ отъ того, и поощряетъ къ терпешю, тихости, незлобю, кротости.
Плотское побуждаетъ къ ненависти ближ-няго: духовное отъ того уклоняетъ, и скло-няетъ къ любви. Плотское къ немилосердш и жестокости, духовное къ милосердю движетъ.
Плотское къ сребролюбш и мiролюбiю: духовное къ любви Божiей влечетъ.
Плотское къ тянству, невоздержашю, не-чистотп: духовное къ трезвости, воздер-жашю и цпломудрж побуждаетъ.
Вкратце, плотское рождеше наклоняетъ человека къ самолюбш, исполнетю воли своея и угождешю себе самому: духовное къ Бого-любш, къ послушашю Богу и творешю воли Божiей, и отъ всего того отводитъ, что воле Божiей противно есть.
Фрагментарное совпадение текстов показывает достаточно убедительно, что §300 ИХ писался на основе §1 ПиД. Св. Тихон сливает разделы «Разсуждение о плоти и духе» и «Различие закона плоти и закона духа» §1 ПиД в одно целое в ИХ, более подробно развивает в ИХ свои мысли, встраивает учение о борьбе плоти и духа в контекст учения о Крещении и сосуществовании в человеке двух рождений (от Адама и от Христа через Крещение).
Следующий отрывок из §1 ПиД использовался св. Тихоном еще ранее при написании §25 ИХ (1.1.1.2) «О духовной мудрости»:
ПиД §1 «Плоть и дух»
Такъ и въ прочемъ плоть и духъ противятся между собою.
Pазличiе плотскаго и духовнаго мудроватя.
Мудровате плотское есть: гордость, вы-сокоумiе, сластолюбiе, невоздержаше, блу-дъ, нечистота, сребролк^е, хищеше, роп-таше, злословiе, вражда, ссора, злопомнеше, мщеше и прочее, что закону Божш противится. Мудровате духовное есть: смирете, воздержаше, целомудрiе, чистота, терппте, миръ, кротость, непамятозлобiе и прочее, что законъ Божш хощетъ.
ИХ §25
§ 25. Духовная мудрость во всемъ разнится отъ плотской, или мiрской.
Плотская мудрость горда: духовная смиренна. Плотская мудрость самолюбива: духовная боголюбива. Плотская мудрость нетерпелива, злобна: духовная терпплива, кротка. Плотская мудрость непримирительна: духовная мирна. Плотская мудрость немилостива: духовная милостива и исполнена благихъ делъ. Плотская мудрость ненавистлива, за-вистлава: духовная любительна. Плотская мудрость лукава, лестна, хитра: духовная простосердечна, истинна, чистосердечна. Плотская мудрость неправдива: духовная правдива.
Плотской мудрости смиреше, поношеше, страдаше и крестъ Хрктовъ есть буйство: духовной есть великая премудрость. Такъ и въ прочемъ духовная мудрость плотской противится.
В этих отрывках зависимость текста ИХ от ПиД заметна, несмотря на то, что св. Тихон здесь сильнее перерабатывает ПиД. Текст ИХ звучит в этом месте красивее, поэтичнее, чем текст ПиД, в ИХ богаче стилистика и лексика. Действительно, текст
ИХ в этом отрывке построен не через одну всеохватывающую антитезу, как в ПиД, а через ряд красивых антитез: самолюбива-боголюбива, злобна-кротка, хитра-чистосердечна, с использованием слов «боголюбива», «любительна», «чистосердечна», «простосердечна». Талант святого на наших глазах развивается, он подбирает не просто красивые слова, но слова, говорящие более о внутренних качествах души, чем о внешней деятельности. Развивается талант, углубляется учение, поэтичнее становится и форма.
Это же место ПиД св. Тихон в §301 ИХ интерпретирует иначе:
ПиД §1 «Плоть и дух»
Pазличiе плотскаго и духовнаго
мудровашя.
Отъ сихъ двухъ противностей
двоякое противное мудровате бываетъ: мудровате плотское и мудровате духовное.
Плотское мудровате есть, когда дплается тое, что хощетъ плоть;
духовное мудровате есть, когда делается тое, что духъ хощетъ.
Мудровате плотское есть: гордость, высо-коумiе, сластолк^е,
невоздержате, блудъ, нечистота, сребро-лю^е, хищете, роптате, злословiе, вражда, ссора, злопомн^те, мщете и прочее, что закону Божш противится.
Мудровате духовное есть: смирете, воздер-жате, цЬломудрiе, чистота, терпите, миръ, кротость, непамятозлобiе и прочее, что за-конъ Божш хощетъ.
Отъ двухъ же сихъ противныхъ мудро-ванiй двоякiй и противный человпкъ бываетъ: плотскш, и духовный.
Кто что мудрствуетъ, такимъ и человЬкомъ называется.
Кто плоти слушаетъ, и плотская мудрству-етъ, тотъ плотскш человпкъ называется:
кто духу послЬдуетъ, и плоть покаряетъ духу, тотъ духовный.
ИХ §301._
§301.
Отъ вышеписанныхъ плотскаго и духовнаго рожденiя свойствъ и движенш
двоякое бываетъ мудровате —
плотское и духовное.
Кто плотскому рождетю или ветхому человеку поотЬдуетъ, волю его исполняетъ, тотъ плотское мудрствуетъ, дпла плотская творитъ.
Кто дЬянiя плотская духомъ умерщвляетъ, и новаго рожденiя плоды показуетъ, тотъ духовная мудрствуетъ.
ДЬла плотская Апостолъ святый показуетъ намъ: явлена суть дпла плотская, яже суть: прелюбодпяте, блудъ, нечистота, сту-додпяте, идолослужете, чародпятя, вражды, рветя, завиды, ярости, разжжетя, распри, соблазны, ереси, зависти, убтства, тянства, безчинны кличи, и подобная симъ.
Сюда принадлежатъ исчисленныя дЬла.
Плодъ духовный тойжде Апостолъ показуетъ: плодъ духовный есть любы, радость, миръ, долготерппте, благость, милосердiе, впра, кротость, воздержате.
Отъ сего видно: 1) что есть духовный, и что есть плотскт человпкъ.
Духовный человпкъ есть, который духовная мудрствуетъ, плотская д^ятя умерщвляетъ, и плоды новаго рожденiя показуетъ, хотя и жену имЬетъ, дЬтей раждаетъ, ружье носитъ, кавалерiею украшается.
Плотскт человпкъ есть, который по плоти живетъ, дЬла плотская творитъ, хотя бы рясою, клобукомъ и мантаею покрывался, или наружнымъ крестомъ украшался.
Св. Тихон использует один и тот же фрагмент ПиД дважды для написания разных параграфов ИХ, интерпретируя тему различно. В §25 он оттенил тему духовной мудрости, в §301 — тему духовного рождения. В последнем случае он обогащает опорный текст ПиД заменяя свои слова аналогичными, но более глубокими, словами Св. Писания, добавляя жизненные примеры благочестивого мирянина и плотского монаха. Создается впечатление, что святитель старается извлечь все полезное из ПиД, сделать «выжимку», и использовать это полезное в ИХ.
Рассмотрим использование §2 ПиД «О грехе» при создании ИХ: очевидно такое использование для §§44, 45 в 1-й книге ИХ, заметно также влияние §2 ПиД на §§407-419 во 2-й книге ИХ.
§2 ПиД
ИХ § 44.
Разсуждеше о грЬхЬ.
Зде полагаются причины, для чего грехъ есть великое зло.
Первое. Всякимъ гртхомъ оскорбляется величество Божiе.
Вторая. Человткъ когда гртшитъ, болте почитаетъ страсть и похоть свою, нежели законъ Божш,.....................
Третiя. Ради истребленiя греха.
Сынъ Божш пришелъ въ мiръ, и такъ страшныя страсти и смерть поносную претерпелъ. Сего ради явися Сынъ Божш, да разрушитъ дтла дiаволя.
Четвертая. Гртхъ разлучаетъ человтка отъ Бога, и лишаетъ его благодати Божiя. Къ тому человеку Богъ глаголетъ: се, оставляется домъ твой пустъ.
Пятая. Душа, лишившаяся Бога и Его благодати, умираетъ, по оному: душа яже согртшила есть, та умираетъ. Какъ бо умираетъ тело, когда душа его оставляетъ: такъ умираетъ душа, когда ее Богъ оставля-етъ..........................
Шестая. По содеянш греха мучитъ совтсть непрестанно грешника, что всякой беды тяжчайше; страхъ некш вну-треннш бываетъ, какъ Каину случилося.
Седмая. За грехъ бываютъ временныя наказатя, какъ-то;
глады, пожары, брани, болтзни, трясетя земли и проч. Смерть, и кровь, и рвете и оружiе, наведетя, гладъ и сокрушете, и раны на беззаконныхъ созданы быша ая вся.
Осмая. За грехъ втчная уготована мука.
§ 44. Гртхъ есть великое зло, что
следующiе резоны доказываютъ.
1) Всякимъ гртхомъ величество Божiе оскорбляется............
3) Человткъ, когда гртшить,
болте почитаетъ
себе,
нежели Бога, более слушаетъ похоть свою, нежели Бога.............
4) Грехъ такъ великое и ужасное зло, что его никто не моглъ разрушить, кроме единороднаго Сына Божiя.
Надобно было
пршти всемогущему Сыну Божю и Своимъ страдатемъ и смертю отнять его.
Сего ради явися Сынъ Божт, да разрушитъ дтла дiаволя........
6) Гртхъ разлучаетъ человтка отъ Бога, якоже глаголетъ пророкъ: гртси ваши разлучаютъ между вами и между Богомъ....
9) Грехъ, понеже отъ Бога разлучаетъ, какъ сказано, у Котораго единаго животъ есть, или паче Онъ Самъ есть Источникъ жизни, отлучившуюся душу лишаетъ жизни и такъ умерщвляетъ ее. Таковый человекъ живъ, и мертвъ есть, живъ теломъ, но мертвъ душею..........
10) Грехомъ раздраженная совтсть мучитъ человека, которое мучеше тяжко есть такъ, что часто и въ отчаяше приводитъ, какъ-то случилося Каину братоубшце и 1уде предателю Господню.........
12) Грехъ и
временныя казни наводитъ, какъ-то: кровавыя войны, моровыя язвы, болтзни, скорби, глады, трусы, пожары и проч. Аще бы греха не было, ничего бы того не было. Грехъ причина всехъ золъ и бедствш есть.
11) За гртхъ геенна, адъ и втчное мучете уготовано.............................
Ряд цитат из св. Иоанна Златоуста, приведенных в §2 ПиД, используется в §44, пункт 13: «Праведно святый Златоустъ написалъ: нптъ ничего тягчайшаго отъ грпха; нптъ ничего сквернпйшаго и нечистпйшаго отъ грпха. Воистину злпйшй есть грпхъ паче демона, какъ тойжде учитъ отецъ. Ибо и демона гр£хъ сдйлалъ демономъ, который отъ Создателя созданъ былъ ангеломъ свйтлымъ. Воистину лучше нагому ходить, нежели обремененному грпхами, тойжде отецъ бесйдуетъ». Это четыре цитаты из св. Златоуста из четырнадцати, приведенных в §2 ПиД.
Таким путем однозначно доказывается использование §2 «ПиД» (всех пунктов раздела «Пособие к убеганию от греха») при создании §45 ИХ. Но в §45 ИХ добавлены восемь новых способов «убежания от греха», не указанные в §2 ПиД. Один из них (стараться иметь доброе воспитание в молодые годы — §45.1) перенесен сюда из §1 ПиД «Пособие в подвиге против закона плотскаго», пункт 3. Итак, §45 ИХ создается на основе §§1-2 ПиД, это показывает, насколько пунктуально св. Тихон делал «выжимку» из ПиД, стараясь собрать в ИХ, как в копилку, все полезное, не пропустив ни одной мысли из ПиД, напротив, добавляя множество новых тем, соображений и образов.
На основе §§1-2 ПиД, создавая тексты ИХ, св. Тихон не использует из §1 раздел «Пособие в подвиге против закона плотскаго», пункты 1 и 2 (темы необходимости благодати для доброделания и «природного злонравия» человека). Видя, как тщательно св. отец извлекает все полезные мысли из ПиД, трудно объяснить это простым упущением. Оказывается, эти темы рассматриваются ранее по тексту ИХ: противостояние «природной злобе» и необходимость «Божией благодати» рассмотрены, причем во взаимной связи, в §27.135.2 ИХ. Отсутствие этих тем в §44-45 ИХ еще лучше показывает пунктуальность работы св. Тихона над текстом: он использует каждую мысль ПиД, не опуская ничего полезного, но при этом в ряде случаев (не всегда) избегает повторов. Мысли, не использованные в одних параграфах, как правило, обязательно используются им в других. Темы же необходимости «благодати» и «природного злонравия» человека из §1 ПиД могли быть опущены в §44-45 ИХ не только из-за их использования в §27 (причем неоднократно), но и в связи с их ключевой ролью во 2-й книге ИХ.
Перечисленные ниже §§ПиД являются тематической основой для соответствующих глав и текстовой основой для указанных §§ этих глав ИХ (это точные факты, установленные тщательным сопоставлением текстов).
§3 ПиД «Злоба» стал основой для гл. «О гневе и злобе» ИХ и §§ 87-90.
§4 ПиД «Зависть и вражда» — основой для гл. «О зависти» и §§78, 81-83.
§5 ПиД «Осуждение и оклеветание» лег в основу гл. «О клевете и осуждении» и §§91-94.
§6 ПиД «Объядение и пиянство» стал ядром гл. «О пьянстве» и §§105, 108.
§7 ПиД «Лихоимство» явился первичным слоем для гл. «О сребролюбии и лихо-имании», для §§ 110-112 ИХ (цитаты св. Златоуста из ПиД), для §114 (рассуждения св. Тихона из ПиД) и дает идею для §116.
§8 ПиД «Славолюбие» недостаточно раскрывает заявленную тему, св. Тихон взял отсюда только библейскую цитату Ин 5:44 в качестве пролога к гл. «О славолюбии и честолюбии» ИХ, а затем развил тему славолюбия заново.
§9 ПиД «Украшение женское» стал основой для главы «О суетном и прелестном украшении» и §§ 64, 65, о дополнительных фактах, связанных с этой главой, скажем ниже.
§10 ПиД «Соблазны» используется при написании §271, пункт 9 (Первое заключение 1-й книги ИХ «О конце добрых дел»).
§11 ПиД «Ложь и лесть» кладется в основу гл. «О лжи, лести и лукавстве» и §§95-98.
§12 ПиД «От злых удаление» используется при создании §135 раздела «О удалении от злых» ИХ (заключение 1 статьи 1.1.4 «О грехах в особенности»), в §136 этого раздела использована обширная цитата св. Златоуста из §18 ПиД «Взаимная христианская должность» (впрочем, св. Тихон мог цитировать ее по памяти).
Покажем еще раз на примере §12 ПиД и §135 ИХ существенную зависимость текста ИХ от ПиД:
ПиД §12 §135 ИХ
Ничто такъ не вредитъ хрктаанину, наипаче юному, какъ злая компатя. Якоже бо съ до- Ничто такъ не вредитъ человеку, наипаче юному, какъ злая компатя. Якоже бо
брыми обхождете есть такая школа, въ кото- обхождете съ добрыми есть такая школа, въ
рой безъ книгъ обучается человпкъ философы которой безъ книгъ обучается человпкъ фило-
хрiстiанской, то-есть честнаго и святаго житiя: софш хрiстiанской, то-есть, честному житю,
тако со злыми обращете виновно бываетъ тако со злыми обращете бываетъ виновно
крайняго развращетя, хотя бы и природы до- крайняго развращетя. Хотя бы и природы до-
брой былъ кто, или добрп воспитанъ, когда съ брой былъ кто, и добрп воспитанъ,
развращенными обходиться будетъ. Трудно но когда съ развращенными обходиться бу-
и почти невозможно тому не развратиться. детъ, трудно и почти невозможно тому не
Злоба бо не иначе, какъ смола прилипчива, и помалу, нечув- развратиться. Злоба бо такъ, какъ смола, прилипчива и
ствительно вкрадывается, пока совсЬмъ обладаетъ. нечувствительно въ добрые нравы входитъ и заражаетъ ихъ.
Совпадения текстов столь точны и обширны (подобных примеров совпадений текстов этих двух сочинений имеется великое множество), что они не могут объясняться феноменальной памятью свт. Тихона, но свидетельствуют о том, что святой опирался на ПиД, создавая ИХ.
§13 ПиД «Богатство и богатые» не содержит рассуждений самого св. Тихона и является цитатником из Библии и св. Златоуста, три библейские цитаты из §13 (Мф 19:23 и Лк 12:20; Пс 61:11) используются в §260 гл. «О милости к ближнему», 1 Тим 6:9-10 вошла в более полном виде в гл. «О сребролюбии и лихоимании» ИХ, Иак 5:1-3 с расширением в §126 гл. «Об обиде убогих». Тема богатства и бедности разносторонне раскрывается через весь текст ИХ, небольшой цитатник §13 ПиД «тонет» в богатстве мысли свт. Тихона на эту тему. Ее он развивает в ИХ с привлечением «Слова к богатым» св. Василия Великого (глава «О милости к ближнему») и дополнительного материала из св. Иоанна Златоуста, так, в §110 дана обширная цитата из Беседы 2-й к народу Антиохийскому, отсутствующая в §13 ПиД.
§14 ПиД «Смирение и гордость» кладется в основу гл. «О гордости» и §§72, 74, 75 (поэтичен текст §75.6, написанный на основе аналогичного текста §14 ПиД) и в основу гл. «О смирении» и §187.
§15 ПиД «Некающимся прещения» дает материал для гл. ИХ «Како Бог призывает грешника на покаяние» и §141, и для гл. «Прещения некающимся» и § 152.
§16 ПиД «Покаяние» существенно образует гл. «О надежде или утешении хотящим каятися» и §146 и гл. «Что есть покаяние» и §150.
§17 ПиД «Христианская должность» — совсем небольшой раздел, он разрастается в ИХ в огромную 2-ю книгу, в которой материал §17 ПиД просто «тонет», заменяясь творческим развитием множества входящих сюда тем.
§18 ПиД «Взаимная христианская должность», весьма краткая, разрастается в обширную статью 7-ю (2.7) «О взаимной должности христианской» 2-й книги ИХ. В частности, §18.1-2 «Жен к мужам», «Мужей к женам» дает начальные цитаты для гл. 6 (2.7.6) «О должности мужей и жен». §18.3-4 «Чад к родителям», «Родителей к чадам» — цитаты для пролога к гл. 5 (2.7.5) «О должности родителей и детей их». В §474 ИХ используются две подряд цитаты свт. Иоанна Златоуста, как они и стоят в §18.4 ПиД. §18.5-6 дают начальные цитаты к главе 7 (2.7.7) «О должности господ и рабов их», причем в §481 этой главы используется мысль св. Златоуста, почерпнутая из §18.6 ПиД.
§19 ПиД «Страх Божий» — основа гл. «О страсе Божии» и §§179, 181.
§20 ПиД «Любовь к Богу» — основа для гл. «О любви Божией» и §§196, 197.
§21 ПиД «Любовь к ближнему» — ядро гл. «О любви к ближнему» и §§250, 252.
§22 ПиД «Любовь ко врагам» лежит в основе гл. «О любви к врагам» и §§267, 269; также используется в §200 «О любви Божией» («Рассуждение о самолюбии»), §254 главы «О любви к ближнему» («Плоды самолюбия»).
§23 ПиД «Милость» дает основу для гл. «О милости к ближнему» и §§256, 257, 259, 262. (В §260 цитаты из §13 ПиД «Богатство и богатый».)
§24 ПиД «Примирение с ближним» используется в §265, 266 гл. «О отпущении согрешений ближнему».
§25 ПиД «Отпущение согрешений ближнему» есть первичный слой для гл. «О отпущении согрешений ближнему» и §§265, 266.
§26 ПиД «Узкий и пространный путь» используется в гл. «О узком пути» и §§203-205.
§27 ПиД «Презрение мира» кладется в основу гл. «О презрении и отрицании мира» и §§193, 194.
§28-29 «Искушение» и «Отеческое Божие наказание» не определяются с очевидностью как ядра конкретных глав ИХ, но исследование показывает, что их идеи в значительной мере использованы во 2-й книге ИХ, в главе 2.5.11 (§§420-427) «Как христианин может себе утешать в приключающихся скорбех», т. е. помещены в контекст темы христианского утешения.
§28 «Искушение», по-видимому, использован в §421.9 и §422.3, которые фрагментарно следуют даже порядку мыслей §28 ПиД, тема искушения встречается и в §425 (искушение не бывает сверх сил).
§29 «Отеческое Божие наказание» есть только цитатник из Писания и св. Златоуста, он дает библейский эпиграф к гл. 2.5.11, вероятно его использование в §420, особенно в §420.3 (две цитаты: Евр 12:6, Пс 117:18, и мысль, что Бог наказывает от любви) и в §420.6 (раскрывается мысль св. Златоуста, что наказание — врачевство, хотя соответствующая цитата из ПиД не приводится).
Кроме того, раскрытие и углубление идей §§28-29 ПиД рассеяны по всему тексту ИХ. Тема искушения: §27.135.1. §27.140.4, §94.6, §283.10; §314, §342; §367; §408; §428. Особенно раскрывается §28 ПиД в §231 ИХ (искушению подлежит надежда), и в §284.1-4 (искушению подлежит вера). Тема отеческого наказания: §214 «Причины, побуждающие к терпению», пп. 2, 8, 27; §335.10; §425.1. Ни одна цитата св. Златоуста из §28-29 ПиД не используется напрямую в ИХ, но их мысли раскрываются св. Тихоном.
§30 «Терпение» лежит в основе гл. «О терпении» и §§213, 214.
§31 «Пастырям и наставникам повиновение» («Должность пастырская» и «Должность людей к пастырям») используется во 2-й кн. ИХ, а именно в §471 «Должность пастырей» и в §472 «Должность людей к пастырям своим», но эти тексты гораздо богаче, чем аналогичные из ПиД.
§32 «Слово Божие» лежит в основе §§13 и 16 ИХ.
§33 «Всегда к исходу или смерти готову быть» используется в гл. 1.2.2 «О четырех последних» ИХ («Пособие к смерти приготовляться» используется в §§157, 158 (1.2.2.1), а «Разсуждение о приготовлении к смерти» — в §174 ИХ (1.2.2.3)).
§34 «Молитва» используется в гл. 1.2.3.9 «О молитве» и §§236; 237, 245, 247, но в §247 и §244 имеются цитаты из св. Златоуста, не содержащиеся в ПиД.
Кроме того, можно несомненно утверждать использование св. Тихоном еще нескольких ранних своих произведений при создании ИХ.
«Слово о спасительном Божием к роду человеческому смотрению, из св. Евангелия вкратце собранное въ пользу всякому, хотящему ведать виновника и образъ спасешя нашего» (проповедь, созданная, по-видимому, ок. 1765 г.) легла в основу §338 ИХ (глава 2.4.1 «О вере во Христа»).
Сочинение «Молитвы из псалмов» легли в основу §335 ИХ.
Произведение «Христос грешную душу к Себе призывает» было переработано в §141 ИХ и использовано в §342.5.
Сочинение «Воздыхания грешныя души ко Христу, Сыну Божию» легло в основу двух параграфов «Воздыхание 1 и 3» — §336; «Воздыхание 2» — §339 ИХ. «Воздыхание 3» также задает идею (ответ Бога душе) для §337.
Три последних произведения, возможно, были набросками к ИХ, которые оказались в руках митр. Евгения (Болховитинова), издавшего их в 1796 г.
Особый интерес представляет сопоставление §9 ПиД «Украшение женское» и написанной на его основе главы «О суетном и прелестном украшении» с черновиком данной главы, к счастью, сохранившимся [Мельников: Тайны черновиков, 2017].
Рассмотрим только один узел текстов, показывающий их генетическое родство (имеется несколько таких узлов в §9 ПиД и соответствующих текстах черновика (Странник, 1861) и беловика ИХ):
ПиД §9 «Украшение женское»
ибо, чего для жены
лица своя украшаютъ?
Причины сыскать не можно иной, кроме того, чтобы людемъ показаться:
не бо для себе оне украшаются,
понеже въ домехъ своихъ
и ложницахъ бываютъ безъ украшенiя,
да и тело того не требуеть, и здравiя краски не придаютъ, развт вредятъ: едина остается вышере-ченная причина.
Черновик ИХ: «Глава о украшении суетном»
ибо ради чего они тое делают?
Причины другой
сыскать
невозможно,
какъ только чтобы людямъ показаться,
или что худше, понравиться и въ любовь вкрасться.
Въ ложницахъ своих они того не делают;
краски здравiя не придаютъ,
развт вредять.
Едина остается причина,
чтобы люди на нихъ глаза свои обращали.
Правда: обращаютъ глаза свои люди, но многш съ глазами и сердца обращають...
ИХ: глава 4 (1.1.3.4) «О суетном и прелестном украшении»
Ибо ради чего оне делаютъ сш безделицу?
Причины другой
сыскать
невозможно,
какъ только чтобы людямъ показаться,
или, что хуждше того, понравится и въ любовь войтить.
Въ ложницахъ оне о сей безделице не пекутся;
краски здравiя не придаютъ, развт только вредять. Едина
причина ая есть,
чтобы люди глаза свои на нихъ обращали. Правда: обращаютъ глаза свои люди, но многш съ глазами и сердца обращають...
Как прекрасно видно из этих отрывков, черновик ИХ создается на основе ПиД, а уже на основе черновика создается окончательный текст ИХ. Это новое подтверждение того, что черновик не является тверскими лекциями (1759-1760 гг.) св. Тихона, он создается на основе воронежских сочинений святого, особенно на основе ПиД (1767 г.).
Черновик §419 ИХ также помогает перекинуть «мостик» между ПиД и беловой версией ИХ.
Для понимания этой связи нужно рассмотреть влияние §2 ПиД на 2-ю книгу ИХ, а именно на всю главу 2.5.10 (§§407-419). Уже название главы повторяет тематику §2 ПиД и написанных на его основе §§44-45 ИХ и настраивает на поиск в этой главе расширенной трактовки темы «убежания от греха», которой посвящается уже целая глава.
Действительно, §407 говорит о вездесущии Божием как идее, которая может удержать христианина от греха (этому соответствует §2 ПиД «Пособие к убежанию от греха», п. 6 и §45.13 ИХ).
§408 посвящен размышлению о страданиях Христа как о средстве против греха (об этом соответственно §2 ПиД «Пособие к убежанию от греха», п. 8 и §45.10 ИХ).
§409 предостерегает от греха воспоминанием обетов Крещения, что имеет параллель в §45.5, но не имеет параллели в §2 ПиД.
§411 рассматривает тему высоты христианского звания, мысль о которой должна удержать верующего от греха (аналогичен §45.9 ИХ, нет аналога в §2 ПиД).
§§410, 412 добавляют совсем новые аспекты к данной теме: членство в Святой Церкви и Причастие как средства «убежания от греха», этому нет параллели в §§ 2 ПиД и §§44-45 ИХ, очевидно, здесь акцентируется тема Церкви и церковности, что характерно именно для 2-й книги ИХ.
§413 говорит о молитве как средстве «убежания от греха», о чем говорят и §2 ПиД «Пособие к убежанию от греха» п. 1 и ИХ §45.17.
§§414, 415, 416, 417, 418 — размышление о благости Божией, правосудии Божием, возможной в любой момент встрече с Богом («се, Жених грядет...»), о вечном блаженстве, тщетности всех земных благ являются скорее новыми способами избежания греха сравнительно с §2 ПиД и §§44-45 ИХ, хотя некоторые из них частично перекликаются со способами, указанными св. Тихоном в более ранних текстах.
§419 для «убежания от греха» предлагает вновь рассмотреть сущность греха, чем вновь возвращает нас к §2 ПиД «Разсуждение о грехе» и §44 ИХ.
Детально сопоставляя четыре текста: §2 ПиД «Разсуждение о грехе», черновик §419 ИХ (сохранившийся и в рукописи, и в печатном издании [Мельников: Тайны черновиков, 2017]), беловики §44 и §419 ИХ, мы убеждаемся в том, что, создавая беловую версию §419, святой Тихон использовал каждый из трех остальных текстов. Например, в §419.8 очевидно влияние пункта 6-го черновика этого параграфа («беды всякия»), но в §419.8 восстанавливаются и опущенные в его черновике чтения из §2 ПиД («наказания», «брани» за грех), и чтения §44.12 («казни», «войны», «моровые язвы»). Ряд чтений из §2 ПиД перешло в §419.8 либо напрямую, либо через §44.12 («как-то. болезни. и проч.»). Возможна и связь между черновиком §419 и более поздним беловиком §44.12 («когда бы греха не было, никаких бедъ не было бы»), этот текст впервые возникает в черновике §419, п. 6 (либо в несохранившемся черновике §44), а отсюда уже в новой модификации («Аще бы греха не было.») переходит в беловик §44 и §419.
Итак, в §407-419 еще более углубляются и расширяются темы §2 ПиД, с несомненным использованием текста ПиД на всех, даже на самых поздних этапах редактирования текста.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что процесс написания свт. Тихоном сочинения «Об истинном христианстве» был колоссальной творческой и редакторской работой (ИХ св. Тихон писал собственноручно, о чем свидетельствуют как черновые, так и беловые автографы ИХ). Святитель использует ряд своих более ранних текстов, стараясь не упустить ни одну ценную мысль, развивая и разветвляя мысли в широкий ряд более подробно раскрываемых положений. Огромный черновик сочинения он подвергает вновь серьезнейшей переработке, снова сопоставляя черновик с источниками (ранними своими сочинениями), восстанавливая упущенное, добавляя новое. Трудоемкость этого редакторского труда делает еще более правдоподобным предположение [Мельников: Тайны черновиков, 2017], что гигантский черновик (более 1208 листов) был создан примерно за два года 1768-1769гг. (более года работа шла в Тол-шевском монастыре) и затем еще за два года, в 1770-1771 гг. в Задонске, переработан в окончательную версию.
Есть еще соображения, подтверждающие это предположение: «Сокровище духовное от мира собираемое» писалось келейником под диктовку св. Тихона, т. е. значительно быстрее, «экспромтом», но понадобился год (декабрь 1778 — ноябрь 1779 гг.) для написания 3-го и 4-го томов (2-й том завершен 12 декабря 1778 г.,
третий — 29 марта 1779 г., четвертый — 19 ноября 1779 г.) (НИОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. 4; К. 2. Ед. 6-8). На написание всего «Сокровища» ушло около двух лет (четыре тома), тогда на написание ИХ при таком тщательном редактировании его текста должно было уйти не менее четырех лет, т. к. ИХ примерно в два раза больше «Сокровища».
Мы убедились в том, что единственные реально существующие тексты (три отрывка черновика) св. Тихона, гипотетически возводимые к тверским лекциям, созданы в действительности позже труда «Плоть и дух» (после июля 1767 г.), с опорой на это и другие воронежские сочинения святого. Итак, раннее творчество святого не прослеживается до октября 1761 г. [Мельников: Ранние произведения, 2018], поэтому авторских «тверских лекций» св. Тихона, скорее всего, не существовало. Думается, что молодой св. Тихон не мог в 1759-1760гг. быть смелее еп. Феофана (Прокоповича) и не только отказаться от схоластики в пользу Св. Писания и свв. отцов, но и начать свой курс не с догматов, а с нравственного богословия, которое тогда не существовало в России как отдельный предмет, и которое даже сам еп. Феофан (Прокопович) не успел разработать [Суториус, 2010]. Св. Тихон и в 1761 г., будучи уже викарным епископом, лишь послушно применяет «Духовный регламент» еп. Феофана (Прокоповича) к нуждам Новгородской семинарии, и даже в 1763 г., в начале служения в Воронеже, следует еще «Духовному регламенту» и «Исповеданию» св. Петра (Могилы), лишь понемногу добавляя собственные творческие элементы [Мельников: Ранние произведения, 2018]. Учитывая, что в Государственном архиве Тверской области содержатся две записи курса Иоасафа Миткевича (учившего св. Тихона богословию в Новгороде) (ГАТО. Ф. 1409, № 988, № 1210), причем эти записи содержат только темы первых двух лет из четырехлетнего курса обучения [Суториус, 2008], можно предположить, что именно на них и опирался св. Тихон в 1759-1760 гг., преподавая богословие по лекциям своего учителя, не успев создать свой собственный курс. Св. Тихону и некогда было его создавать, т. к. на него «обрушились» в это время переезд в Тверь, архимандритство, настоятельство в монастыре и ректорство в семинарии. Вероятно, св. Тихон привез в Тверь из Новгорода по меньшей мере половину курса И. Миткеви-ча, не рассчитывая в создавшихся обстоятельствах создать свой курс.
В следующих работах мы постараемся найти другие источники, на которые св. Тихон опирался на разных этапах создания своего фундаментального сочинения «О истинном христианстве».
Источники и литература
Источники
1. ГАТО — Государственный архив Тверской области. Ф. 1409, № 988, № 1210.
2. НИОР РГБ — Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 609 (Фонд св. Тихона Задонского). К. 1. Ед. 4; К. 2, Ед. 6-8.
3. Странник (1861) — Странник. Духовный учено-литературный журнал, издаваемый священником М.Б. Василием Гречулевичем. СПб., 1861. Август. Отд. 2. 164 с.
4. Тихон Задонский (1875) — Тихон Задонский, свт. Творения. М.: Синодальная типография, 1875 г. Т. 1. 244 с., XIV е.; Т. 2-3. 360 + 420 + IV с.
Литература
5. Мельников: Забытые рукописи (2017) — Гавриил (Мельников), иером. Забытые рукописи св. Тихона Задонского (к истории вновь обретенного рукописного фонда) // Христианское чтение. 2017. № 3. С. 39-55.
6. Мельников: Образ Бога (2017) — Гавриил (Мельников), иером. «Образ Бога и образ сатаны в человеке согласно текстам Св. Тихона Задонского и Иоганна Арндта» // Вестник РХГА. 2017. Т. 18. Вып. 2. С. 69-82.
7. Мельников: Тайны черновиков (2017) — Гавриил (Мельников), иером. Тайны черновиков Св. Тихона Задонского // Вестник Воронежского государственного университета: Филология, журналистика. 2017. № 2. С. 47-52.
8. Мельников: Ранние произведения (2018) — Гавриил (Мельников), иером. Ранние произведения св. Тихона Задонского и эволюция его взглядов // Вестник РХГА. 2018. Т. 19. Вып. 1. [в печати]
9. Хондзинский (2004) — Павел Хондзинский, свящ. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 10-48.
10. Суториус (2008) — Суториус К. В. Источники по истории преподавания православного латиноязычного богословия в России в первой половине XVIII века. Диссертация. СПб., 2008. 217 с.
11. Суториус (2010) — Суториус К. В. Нравственное богословие как учебный предмет в Киево-Могилянском коллегиуме/академии до 1760 г. // Религиоведение. 2010. № 2. С. 34-49.
Hieromonk Gabriel (Melnikov). St. Tikhon Zadonsky's "Flesh and Spirit" and Other Earlier Works as the Basis of his "True Christianity".
Abstract: In this article, for the first time it is proved that St. Tikhon Zadonsky created "True Christianity" on the basis of his earlier works, especially, "Flesh and Spirit" (Archpriest Paul Hondzinsky's hypothesis is specified & confirmed). Genetic connection of both texts is established with the help of their careful comparison. Some comparative tables are given as an example. The Saint's methods of work are shown: his early texts are revised into a rough copy, the rough copy — into the final version. At each stage of revising, the Saint tries not to miss the ideas found before, to supplement them with new ones; for this purpose, he constantly collates the text being created with his early editions. Simple and brief moral points of "Flesh and Spirit" are revised into deep, detailed and quite often poetical texts of the extensive textbook based on morals and ascesis. The materials proving that St. Tikhon's rough copy is not connected with his "Tver lessons" are summarized. A new hypothesis is put forward: in Tver St. Tikhon delivered Theology lectures using Joasath Mitkevich's teaching materials, who was his teacher.
Keywords: St. Tikhon Zadonsky, Russian patrology, "Flesh and Spirit", "True Christianity", rough copies, manuscripts, revising, textual criticism, St. John Chrysostom, Joasath Mitkevich, archpriest Pavel Hondzinsky.
Hieromonk Gabriel (Denis Valeryevich Melnikov) — Clergyman of Zadonsk Theotokos' Nativity Monastery, Candidate of Theology, Post-Graduate Student at the Sts. Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies, Senior Lecturer of the Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semyonov-Tyan-Shansky ([email protected]).
Sources and References
Sources
1. GATO — Gosudarstvennyy arkhiv Tverskoy oblasti [State Archives of Tver' Region]. Fund 1409, № 988, № 1210. (In Russian).
2. NIOR RGB — Nauchno-issledovatel'skiy otdel rukopisey Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki [Research Department of Manuscripts of the Russian State Library]. F. 609 (Fund of St. Tikhon Zadonsky). Cart. 1, Item 4; Cart. 2. Items 6-8. (In Russian).
3. Strannik (1861) — Strannik. Dukhovnyy ucheno-literaturnyy zhurnal, izdavayemyy svyashchennikom M. B. Vasiliyem Grechulevichem [Wanderer. Spiritual literary journal, published by priest Vasily Grechulevich]. Saint-Petersburg, 1861, August, part. 2, 164p. (In Russian).
4. Tikhon Zadonskiy (1875) — St. Tikhon Zadonsky. Tvoreniya [Works]. Moscow: Sinodal'naya tipografiya, 1875, vol. 1, 244 + XIV p.; vol. 2-3, 360 + 420 + IV p. (In Russian).
References
5. Mel'nikov: Zabytyye rukopisi (2017) — Gavriil (Mel'nikov), hieromonk. Zabytyye rukopisi Sv. Tikhona Zadonskogo (k istorii vnov' obretennogo rukopisnogo fonda) [Forgotten Manuscripts of St. Tikhon Zadonsky (about the history of the regained manuscript fund)]. Khristianskoye Chteniye. 2017, no. 3, pp. 39-55. (In Russian).
6. Mel'nikov: Obraz Boga (2017) — Gavriil (Mel'nikov), hieromonk. «Obraz Boga i obraz satany v cheloveke soglasno tekstam Sv. Tikhona Zadonskogo i Ioganna Arndta» [The Image of the God and the Image of Satan in Human Being according to St. Tikhon Zadonsky and John Arndt's texts]. Vestnik RKhGA, 2017, vol. 18, no. 2, pp. 69-82. (In Russian).
7. Mel'nikov: Tayny chernovikov (2017) — Gavriil (Mel'nikov), hieromonk. Tayny chernovikov Sv. Tikhona Zadonskogo [Mysteries of St. Tikhon Zadonsky's rough copy]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta: Filologiya, zhurnalistika, 2017, no. 2, pp. 47-52. (In Russian).
8. Mel'nikov: Ranniye proizvedeniya (2018) — Gavriil (Mel'nikov), hieromonk. Ranniye proizvedeniya Sv. Tikhona Zadonskogo i evolyutsiya ego vzglyadov [St. Tikhon Zadonsky's early works and the evolution of his views]. Vestnik RKhGA, 2018, vol. 19, no. 1, pp 63-72. (In Russian).
9. Khondzinskiy (2004) — Pavel Khondzinskiy, priest. Istinnoye khristianstvo v zhitii i trudakh svyatitelya Tikhona, episkopa Zadonskogo [True Christianity in St. Tikhon Zadonsky's life and works]. Svyatitel' Tikhon Zadonskiy: Izbrannyye trudy, pis'ma, materialy [St. Tikhon Zadonsky: Chosen works, letters, and materials]. Moscow, 2004, pp. 10-48. (In Russian).
10. Sutorius (2008) — Sutorius K.V. Istochniki po istorii prepodavaniya pravoslavnogo latinoyazychnogo bogosloviya v Rossii v pervoy polovine XVIII veka [The Sources of the Orthodox Latin Language Theology Teaching History in the First Half of the 18th century Russia]. Dissertation. Saint Petersburg: 2008, 217p. (In Russian).
11. Sutorius (2010) — Sutorius K.V. Nravstvennoye bogosloviye kak uchebnyy predmet v Kiyevo-Mogilyanskom kollegiume/akademii do 1760 g. [The moral theology as a discipline in Kyiv-Mohyla college/academy]. Religiovedeniye. Moscow, 2010, no. 2, pp. 34-49. (In Russian).