Научная статья на тему 'Художественный прием уподобления и поиск вечного смысла в сочинении Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое»'

Художественный прием уподобления и поиск вечного смысла в сочинении Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
572
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ / ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В / УПОДОБЛЕНИЕ / РАСПРОСТРАНЕННОЕ СРАВНЕНИЕ / ОБРАЗ СРАВНЕНИЯ / ПРИЗНАК СРАВНЕНИЯ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ST. TIKHON ZADONSKY / LITERATURE OF THE XVIII CENTURY / COMMON COMPARISON / IMAGE COMPARISON / COMPARISON FEATURE / EXPRESSIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коледич Елена Николаевна

Рассматривается художественный прием уподобления в сочинении «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского, духовного писателя XVIII в. Выявляются тематические группы образов сравнения, особенности сопоставления «мирского» и «духовного».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LITERARY TECHNIQUE OF COMPARISON AND SEARCH OF ETERNAL MEANING IN THE WRITINGS OF TIKHON ZADONSKY “SPIRITUAL TREASURE COLLECTED FROM ALL OVER THE WORLD”

The article examines the literary technique of comparison used in the book “Spiritual treasure collected from all over the world” by Tikhon Zadonsky, a spiritual writer of the XVIII century. The author identifies theme groups of images comparison, features of “mundane” and “spiritual” comparison.

Текст научной работы на тему «Художественный прием уподобления и поиск вечного смысла в сочинении Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое»»

Е. Н. Коледич

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ УПОДОБЛЕНИЯ И ПОИСК ВЕЧНОГО СМЫСЛА В СОЧИНЕНИИ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО «СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ, ОТ МИРА СОБИРАЕМОЕ»

Рассматривается художественный прием уподобления в сочинении «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского, духовного писателя XVIII в. Выявляются тематические группы образов сравнения, особенности сопоставления «мирского» и «духовного».

Ключевые слова: свт. Тихон Задонский, духовная литература XVIII в., уподобление, распространенное сравнение, образ сравнения, признак сравнения, экспрессивность.

Написание «Сокровища духовного» в 1777-1779 гг. было вызвано желанием Тихона Задонского побудить христиан возможно чаще восходить умом от мирского к духовному, побудить к богомыслию. Об этом свидетельствует и эпиграф к сочинению: «Какъ купецъ отъ различныхъ странъ собираетъ различныя товары, и въ домъ свой привозитъ, и со-крываетъ ихъ; такъ христианину можно отъ мира сего собирать душе-полезныя мысли, и слагать ихъ въ клети сердца своего, и теми душу свою созидать» (с. 1)1. В «Сокровище духовном» писатель размышляет о предметах христианской веры по поводу изречений или каких-либо действий и явлений видимой природы, объясняет невидимое видимым. Приему уподобления «духовного» «мирскому» в сочинении Тихона Задонского отводится ведущая роль. Осуществляется он преимущественно с помощью распространенного сравнения.

Образы, используемые при сопоставлении «мирского» и «духовно-

1 Цитаты из «Сокровищадуховного» приводятся по тексту издания: Тихон Задонский, свт. Творения. М., 1994. Репринтное издание. Творения иже во святыхъ отца нашего Тихона Задонскаго. М.: Синодальная типография, 1889. (Здесь и далее страницы этого издания приводятся в скобках).

го» в «Сокровище духовном», преобладающий массив которых восходит к Священному Писанию, могут быть объединены в большие тематические группы, характерные и для средневековой литературной традиции2: светила небесные, стихии природы, образы из растительного и животного мира, образы, отражающие жизнедеятельность человека (быт, взаимоотношения).

Тематические группы образов Примеры из «Сокровища духовного»

Светила небесные «Прежде восхождения солнца (здесь и далее курсив наш. — Е. К.) тьма и нощь пребыва-етъ, но какъ солнце взойдетъ, тьма отступа-етъ, и светъ возсияваетъ. Тако до пришествия Христова, иже есть Солнце праведное, тьма всю вселенную покрывала и нощь глубокая была; но какъ сие светлейшее возсияло Солнце, и свои теплейшие лучи на всю вселенную испустило, благоприятнейший и сладчайший душамъ на-шимъ возсиялъ день» (с. 2).

Стихии природы «Видимъ, что вода съ горъ на места низкия стекаетъ: тако благодать Божия отъ Небеснаго Отца на смиренныя сердца изливается» (с. 178).

Образы из растительного мира «Видимъ, что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется, куды ни преклоняется, и куды преклонится, тако и ростетъ. Тако имеется юное и малое отроча: чего научается, того и на-выкаетъ, и чего навыкаетъ, то и въ прочее время творить будетъ» (с. 184).

Образы из животного мира «Видимъ, что кокошъ малыхъ птенцовъ своихъ собираетъ подъ крилы своя, и согреваетъ ихъ: тако Христосъ Господь нашъ хощетъ собрать грешниковъ подъ криле благости Своея и согреть ихъ» (с. 161).

2 См. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947.

Образы из сферы человеческого быта «Нетъ никакой пользы въ сосуде, который вне является чистъ, но внутрь всякаго смрада и нечистоты исполненъ: тако нетъ никакой пользы и человеку, который вне является добръ, но внутрь золъ; вне является смиренъ и тихъ, но внутрь гордости, зависти и злобы исполненъ» (с. 131).

Образы из сферы человеческих взаимоотношений «Бываетъ въ мире, что единъ у другаго заимообразно беретъ несколько денегъ или другихъ какихъ вещей, и взятое называется долгъ, а взявший должникъ. <...> Тако всякъ человекъ, когда заповедь Божию разоряетъ и согрешаетъ предъ Богомъ, въ долгъ предъ Богомъ впадаетъ, и Ему должникомъ делается» (с. 75).

Безусловно преобладающей является группа образов, отражающих жизнедеятельность человека. Самой объемной подгруппой здесь является та, в которой в качестве объекта сравнения используется типичная разговорная ситуация, одно из высказываний которой писатель применяет к сфере «духовного». Например, в 35-й статье «Воротись! не туда пошелъ»: «Бываетъ въ мире семъ, что человекъ человека идущего возвращаетъ въ задъ, и кричитъ въ следъ его: слышиши ли? не туда пошелъ. Тако Богъ въ совести человеку глаголетъ и вопиетъ ему, когда хощетъ зло соделать: возвратися, человече! не туда идешь ты» (с. 71).

Многочисленными также являются подгруппы, которые по образам сравнения условно можно обозначить как «Царь и подданный (гражданин)», «Господин и раб». Например, в 12-й статье «Царь, ожидаемый отъ гражданъ, и пришествие его во градъ, и его отъ гражданъ приятие»: «Царь, хотячи въ какий градъ приити, посылаетъ напередъ въ тотъ градъ вестника объявить гражданамъ имеющее быть пришествие его. Почему граждане ожидаютъ его, и къ сретению и приятию его приуготовляются, и пришедшаго съ подобающею честию сретаютъ и приемлютъ. Тако Царь Небесный, имея приити въ миръ, яко преславный градъ, руками Его сотворенный, послалъ напередъ вестниковъ, рабовъ Своихъ, пророковъ, дабы возвестили миру имеющее быть пришествие Его въ миръ, которое

многократно и многоразлично они и предвозвестили; и вси ветхозакон-нии вернии и святии съ великимъ желаниемъ ожидали того» (с. 23-24). А также в 4-й статье «Господинъ и рабъ»: «Рабъ называется именемъ того господина, котораго есть рабъ: тако христианинъ называется христиани-номъ, понеже есть рабъ Христовъ» (с. 10-11).

Следует отметить теоцентрический (равно и христоцентрический) характер используемых в «Сокровище духовном» сравнений. Более чем в трети из них центральный образ соотносится с Богом или Иисусом Христом — либо в Его исторической миссии, либо в Его будущей славе. Помимо царя и господина, в «Сокровище духовном» в соответствии с библейскими текстами Бог уподобляется свету, садовнику, срубающему неплодное дерево; видящему при слепом, высокому лицу, усыновившему низкого человека; благодетелю и др.; Иисус Христос — солнцу и свету, виноградной лозе, кокошу, который собирает птенцов под крылья свои; осужденному на смертную казнь, главе (тело же Церковь), жениху и мужу (невеста и жена — христианская душа), вождю, учителю, освободителю пленников и др. Например, в 107-й статье «Память благодетеля отсутствующаго»: «Бываетъ, что человекъ отъ человека другаго много благодеяния приемлетъ, и, поминая благодеяния его, всегда помнитъ и благодетеля, и отъ любви и благодарности къ нему и другамъ своимъ о немъ напоминаетъ. <...> Тако христианину должно Бога и благодеяние Его безчисленная во всегдашней памяти иметь, и внутрь себе съ душею говорить: Богъ мой мене создалъ и изъ небытия въ бытие привелъ, и тое и тое добро мне подаетъ» (с. 216). Или в статье 8-й «Пленникъ и свободитель»: «Аще бы кто въ пленении былъ, и тамо всякое мучение отъ пленившаго мучителя терпелъ, и ничего не ожидалъ бы отъ него, кроме горькия смерти; а пришелъ бы къ нему какой добрый и сильный человекъ, и сказалъ бы ему: “вотъ я тебе свобождаю отъ горькия сей работы и всего бедствия, и приведу тя въ отечество твое, только иди за мною”: о, коль съ великою радостию восхотелъ бы бедный той пленникъ итить и последовать милостивому тому свободителю! — Христосъ, Сынъ Божий, всесильный и всеблагий, къ намъ плененнымъ пришелъ съ небеси, отъ Отца Своего Небеснаго посланный, и глаголетъ намъ: “Я къ вамъ отъ Отца Моего Небеснаго посланъ свободить васъ, и привести васъ къ Нему въ Небесное Его Царствие”» (с. 16). В случае приведения в качестве объекта сравнения типичной разговорной ситуации к Богу или Иисусу Христу

может быть отнесена писателем реплика из диалога. Например, в статье 55-й «Нигде я отъ тебе уйти не могу»: «Бываетъ, что человекъ человеку, ради некоторыхъ причинъ, говоритъ: нигде я отъ тебе уйти не могу. Слышимъ слово сие въ людехъ; но оно, какъ разсудить, всякому человеку, какой бы онъ ни былъ, неправильно приписуется. Ибо не токмо отъ простаго человека, но отъ самыхъ царей, хотя и долгия руки имеютъ, уйти и сокрыться возможно, какие сие видимъ. Почему слово сие: нигде я отъ тебе уйти не могу, единому Богу приличествуетъ говорить. Отъ Него мы уйти нигде не можемъ, куда ни побежимъ; и нигде сокрыться не можемъ, где ни вздумаемъ скрыться» (с. 113). Или в статье 102-й «Иди за мною»: «Бываетъ, что единъ другому въ различномъ случае говоритъ: иди за мною. Христианине! тако Христосъ Господь всякому отъ насъ говоритъ: иди за Мною. Читай святое Евангелие, и внимай тому, и услышишь сладчайший Его гласъ сей: иди за Мною» (с. 191). Такая ситуация является отражением признанного христоцентризма сочинений Тихона Задонского. «Описание земного жития и страстей Спасителя занимает центральное и важнейшее место в книге. В него естественно вплетаются, из него вытекают все любимые мысли святителя, уже во многом знакомые нам по “Истинному христианству”, и прежде всего мысль о личном подвиге последования Христу. Здесь узел всего его богословия. Бог, мир, человек, общий смысл бытия и должность христианская к соседу — все уясняется во Христе и через Христа. Практический христоцентризм — вот конечное слово святителя Тихона об истинном христианстве, с неопровержимой силой выраженное им именно в “Сокровище духовном” и ставшее конечным словом и его жития», — подчеркивает свящ. П. Хондзинский3.

Писатель использует для уподобления материал из повседневной жизни человека, но план «видимого», «мирского» предстает в них в обобщенном виде. В сравнениях отсутствуют развернутые описания образов, изображаемые события (или явления природы) не определяются ни хронологически, ни территориально. Персонажи также предстают в обобщенной форме, у них отсутствуют портретные характеристики, собственные имена, автором регулярно используются особые типы номинации.

3 Хондзинский П., свящ. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. С. 40-41.

Типы номинации персонажей в сравнениях Примеры из «Сокровища духовного»

Термины родства (отец, мать, дети и др.) «Дети отъ отца раждаются: тако христиане, люди обновления и сынове Божии по благодати, раждаются отъ Бога» (с. 7).

Так называемые «общие имена» (человек, люди, кто-либо, всякий, один, другой и др.) «Видимъ, что когда человекъ на судъ позывается, о томъ и думаетъ и все тщание свое полагаетъ, и съ другами своими советуетъ, дабы на суде не осужденнымъ быть и не посрамиться. Христианине! ты позовешися на Судъ не человеческий, но Божий; <...> кольми убо паче должно тебе готовитися и все тщание полагать, чтобы на Суде ономъ не посрамиться и не осужденнымъ быть» (с. 81).

Реляционные имена, называющие лицо по какому-либо отношению к другому лицу (господин и раб, «любитель и любимый» и др.) «У любителя съ любимымъ должно быть единомыслие; что любимый мыслитъ, тое и любитель долженъ мыслить. Богъ мыслитъ о человеке добро, и любитъ его и всякаго добра желаетъ ему, и бла-готворитъ ему; тако должно и человеку, ежели Бога любитъ, добро мыслить о человеке, и любить его, и всякаго ему добра желать и благотворить» (с. 255).

Функциональные имена, обозначающие лиц по роду занятий (воин, земледелец, купец и др.)

«Видимъ въ мире, что различные сторожи поставляются: инии хра-нятъ градъ, инии хранятъ домъ, инии иное хранить поставляются; и хранятъ, къ чему приставлены бываютъ. Тако епископы и пресвитеры избираются и постановляются хранить души христи-анския, въ смотрение имъ пору-ченныя» (с. 337).

Сопоставление реалий духовной и земной жизни в сочинении Тихона Задонского строится не по внешнему сходству, а по внутреннему, раскрывающему роль, функцию в окружающем мире. Уподобления помогают автору прежде всего выразить основополагающую нравственную мысль. Исходя из этого, в образе сравнения выделяются те или иные актуальные для темы качества, по которым и строится направление уподобления. Как и сам Тихон Задонский пишет: «Вещь одна другой подобна бывает не во всем, а только в некоторых свойствах: поэтому и о подобиях <.> разуметь должно то же, что и они только в неких свойствах сходны с теми вещами, которые разъясняют»4.

Около трети богословских статей «Сокровища духовного» построены на сопоставлении субъекта и объекта сравнения по нескольким признакам. Например, статья 4-я «Господинъ и рабъ»: «Рабъ называется име-немъ того господина, котораго есть рабъ: тако христианинъ называется христианиномъ, понеже есть рабъ Христовъ. Рабъ того ради называется рабомъ некоего господина, яко работаетъ ему, волю его творитъ и угож-даетъ ему: тако христианинъ того ради называется рабомъ Христовымъ, яко работаетъ Ему, волю Его творитъ и угождаетъ Ему. <...> Рабъ предъ господиномъ со страхомъ и благоговениемъ ходитъ, дабы не прогневать его: тако христианамъ предъ Христомъ Господемъ своимъ ходить должно со страхомъ и благоговениемъ, дабы Его не прогневать. <...> Рабъ не знаетъ, когда его господинъ его позоветъ къ себе; и потому добрый рабъ на всякое время готовъ есть, и ожидаетъ его: тако христианинъ не знаетъ,

4 Тихон Задонский, свт. Собрание творений: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 254.

когда его Христосъ Господь къ Себе позоветъ; зоветъ же всякаго Себе Христосъ чрезъ смерть, и потому добрый христианинъ всегда къ исходу готовится. <...> Рабъ, когда явится предъ господиномъ неисправенъ, наказуется: тако христианинъ, когда явится предъ Христомъ Господемъ неисправенъ, наказание прииметъ. <. > Рабъ, какъ верно ни работаетъ господину своему, должное показываетъ, творитъ тое, что должно творить: тако христианинъ, хотя и верно работаетъ Христу Господу, одна-кожъ долженъ себе признавать недостойнымъ. <...> Раби непостоянныи и злыи, за глазами господина своего, по воле своей живутъ, и своеволь-ствуютъ; делаютъ, что хотятъ, помышляя, что не видитъ ихъ господинъ ихъ: тако многии безсовестныи христиане поступаютъ противъ совести и закона Божия, такъ, какъ бы ихъ Христосъ не видел», и т. д. (с. 10-11).

В тридцати двух статьях сочинения сопоставление «духовного» и «мирского» по выделенным автором признакам оформлено в особые подглавы для более пространного рассуждения, называемые «О томжде». Например, статья 28-я «Обедъ или вечеря» имеет девять дополнительных подглав, вступления к которым представляет собой сравнение заданных в начале статьи предмета и образа сравнения по дополнительным признакам: «Бываетъ въ мире семъ, какъ видимъ, что знатный и богатый че-ловекъ делаетъ богатую и знатную вечерю или обедъ, и зоветъ многихъ людей на той обедъ: тако Богъ, Царь Небесный, сотворилъ великую веч-наго блаженства вечерю, всякаго неизреченнаго утешения, наслаждения, радости и веселия исполненную, и звалъ и зоветъ всехъ по Своему человеколюбию» (с. 49-50). Сравнения по дополнительным признакам: 1. «Въ мире семъ бываетъ, что славныи и богатыи на вечери свои зовутъ по большей части славныхъ и богатыхъ, подобныхъ себе. Царь Небесный, человеколюбивый Богъ не тако. Онъ, по Своему человеколюбию, никемъ не гнушается, но на Небесную Свою вечерю зоветъ, не взирая на лица, всехъ равно, богатыхъ и нищихъ, славныхъ и подлыхъ, — словомъ, вся-каго человека, мужеска пола и женска, и всемъ отверзаетъ двери» (с. 51); 2. «Бываетъ въ мире семъ, что когда званныи на вечерю вси соберутся, тогда звавший ихъ хозяинъ вводитъ ихъ въ палату украшенную, для вечери уготованную, и тако садятся вси на своихъ местахъ: тако будетъ и званнымъ на вечерю небесную и пришедшихъ къ той» (с. 52); 3. «На знатной мира сего вечери седящии и пирующии одеяны бываютъ въ светлыя и красныя одежды: тако будетъ и на преславной оной великолепной Небес-

ной вечери» (с. 52); 4. «На знатной мира сего вечери всякое добро бывает къ утешению и услаждению седящихъ и пирующихъ. Подобно будетъ и въ Небесной вечери» (с. 53); 5. «Бываетъ на вечери мира сего, что хозя-инъ пришедшимъ гостямъ говоритъ: вотъ вамъ благая, предложенная на трапезе моей! ядите, пийте и веселитеся! Тако человеколюбивый Господь возглаголетъ послушавшимъ звания Его и пришедшимъ на Небесную Его вечерю: вотъ вамъ благая, которая уготовахъ вамъ, которая обещахъ вамъ, которыхъ верою и надеждою ожидали вы отъ Мене» (с. 53); 6. «На знатной мира сего вечери бывает музыка и пение ради увеселения пиру-ющихъ гостей. Пение будетъ и на небесной оной вечери, но несравненно лучшее» (с. 54); 7. «Въ мире семъ на вечери гости пришедшии, насытив-шеся, более уже не хотятъ ясти и не ядятъ. На вечери оной Небесной не тако будетъ. Будутъ ясти и пити, но безъ сытости; будутъ вечеряти, но всегда съ желаниемъ» (с. 55); 8. «На богатой вечери въ мире семъ бываетъ, что поставляются светильники и свещи горящия. На Небесной оной вечери не потребенъ будетъ таковый светъ, ниже отъ солнца, ниже отъ луны, ибо и нощи не будетъ тамо: слава бо Господня просветитъ вся» (с. 55); 9. «Въ мире семъ вечеря временно бываетъ; гости бо, пришедшии на вечерю, удовольствовавшеся отъ хозяина, въ домы своя расходятся, и тако какъ вечеря, такъ и утешение ея престаетъ. <...> Не тако будетъ на великой оной вечери. Она, единожды наченшися, никогда не скончается, и потому какъ непрестанно, такъ и безъ конца будетъ» (с. 55-56).

Приведенный материал иллюстрируют, что мир материальный и мир духовный могут и сопоставляться, и противопоставляться. На противопоставлении качеств «людей мира сего» и христиан строится содержание статей: 46-й «Желание», 47-й «Счастье», 121-й «Великое». Например, в статье «Желание»: «Видимъ, что люди много кое-чего же-лаютъ въ мире, и чего желаютъ, того ищутъ. Но пусть желаютъ и ищутъ люди, чего хотятъ. Христианине! ты желай и ищи своего, то есть, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастие и благополучие въ мире семъ иметь: ты желай и тщись истинное благочестие въ сердце своемъ иметь. <. > Желаютъ люди свободитися отъ работы, и быть свободными: ты желай свободитися отъ работы греховныя, и быть свободнымъ отъ гре-ховъ. <. > Желаютъ люди победить людей: ты желай победить самого себе. <. > Желаютъ люди господами быть, и другими повелевать: ты желай и тщись надъ плотию твоею господствовать, и той повелевать. <...>

Желаютъ люди надъ людьми царствовать: ты желай и тщись надъ своими страстьми и похотьми царствовать. <...> Желаютъ люди врагамъ своимъ отмстить, и обиду обидою отвратить: ты, христианине, желай и тщись врагамъ твоимъ уступить и обиду ихъ добротворениемъ наградить. <. > Желаютъ люди здравое тело иметь: ты желай и тщись, чтобы исцелилася и здрава была душа твоя» и т. д. (с. 92). Противопоставление «мирского» и «духовного» является неизбежным результатом идеологического характера сравнений в духовной литературе.

В «Сокровище духовном» используются и комплексы синонимических сравнений. Они демонстрируют сочетание в сочинении Тихона Задонского абстрагирующей тенденции с повышенной эмоциональностью, характерное и для древнерусской литературы. Нанизывание сходных по функции сравнений абстрагирует изображаемые объекты и усиливает экспрессивность повествования. «Сочетание сходных сравнений лишает их конкретности, не позволяет вниманию читателя задержаться на их ощутимой стороне, стирает все видовые отличия, сохраняя лишь самое общее и абстрактное, и одновременно оставляет у читателя ощущение значительности того, о чем идет речь, ставит стилистический акцент на том, что синонимически повторяется»5. Например, в статье 121-й «Великое»: «Горе душе безъ Христа! подобна есть дому безъ хозяина; подобна есть граду, разоренному и опустошенному отъ враговъ; подобна есть кораблю, на море плавающему безъ кормчия; подобна есть овце, безъ пастыря блудящей по пустыне; подобна есть человеку, совратившемуся съ праваго пути и заблуждающему; подобна есть больному, отъ лекаря и прочихъ оставленному» (с. 295).

Использование образов сравнения из повседневной жизни человека, представление их в обобщенной форме как типичное явление окружающего мира приближает духовные рассуждения автора к читателю, делает их доступными его пониманию. Проведение сопоставления «мирского» и «духовного» по нескольким признакам отражает стремление писателя углубить духовный смысл христианских истин. Комплексы синонимических сравнений не только разъясняют нравственную мысль, но и оказывают эмоциональное воздействие на каждого, кто обращается к сочинению Тихона Задонского.

5 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 107-108.

Elena N. Koledich

THE LITERARY TECHNIQUE OF COMPARISON AND SEARCH OF ETERNAL MEANING IN THE WRITINGS

OF TIKHON ZADONSKY “SPIRITUAL TREASURE COLLECTED FROM ALL OVER THE WORLD”

The article examines the literary technique of comparison used in the book “Spiritual treasure collected from all over the world” by Tikhon Zadonsky, a spiritual writer of the XVIII century. The author identifies theme groups of images comparison, features of “mundane” and “spiritual” comparison.

Keywords: st. Tikhon Zadonsky, literature of the XVIII century, common comparison, image comparison, comparison feature, expressivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.