УДК 159.9:316.6
ФЕНОМЕН ЗАВИСТИ С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
© 2018
Бескова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики Саратовская государственная юридическая академия (410056, Россия, Саратов, ул. Вольская, д. 1, e-mail: tatbeskova@yandex.ru)
Аннотация. В статье обосновывается значимость рассмотрения феномена зависти с позиции религиозного мировоззрения, поскольку в формировании целостной картины мира, должны участвовать все реалии культурного пространства, включая как науку, так и религию. Именно такое многогранное рассмотрение поможет более полно понять социально-психологическую сущность зависти, проникающую во все сферы человеческого бытия. Автор показывает, что в рамках христианского религиозного мировоззрения зависть рассматривается как грех, порок и страсть, которые неразрывно связаны друг с другом. В работе анализируются взгляды на зависть богословов разного времени (начиная с III века и заканчивая современностью), описываются библейские истории, в которых зависть является главным фигурантом первых преступлений против человека и Бога. Особый акцент в статье делается на то, что зависть добавлена в список смертных грехов не сразу, а только в VI веке. Вплоть до настоящего времени одна из десяти заповедей христианской религии в своей краткой интерпретации звучит как «не завидуй». Большое внимание в работе уделяется христианской традиции преодоления грехов, включающей в себя несколько этапов (осознание, раскаяние, покаяние и искупление). Отмечается, что видение христианства на путь избавления от греха с точки зрения психологии можно рассматривать как процесс последовательного присоединения к когнитивным и рефлексивным компонентам, эмоциональных, мотивационных и поведенческих образований. Автор убежден, что христианские способы, помогающие человеку преодолевать его «нравственные промахи», с точки зрения психологии можно расценивать как эффективные механизмы регуляции зависти.
Ключевые слова: зависть, мировоззрение, наука, культура, религия, христианство, грех, порок, страсть, заповеди, богословы, преодоление, осознание, раскаяние, покаяние, искупление, регуляция зависти.
THE PHENOMENON OF ENVY FROM THE CHRISTIAN POINT OF WORLDVIEW
© 2018
Beskova Tatiana Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, professor of the department of the legal psychology, forensic examination and pedagogy Saratov State Law Academy (410056, Russia, Saratov, Volskaya street, 1, e-mail: tatbeskova@yandex.ru)
Abstract. The article substantiates the importance of considering the phenomenon of envy from the position of a religious worldview, since all the realities of the cultural space, including both science and religion, should participate in the formation of the holistic picture of the world. It is this multi-faceted consideration that will help to better understand the social and psychological essence of envy that penetrates into all spheres of human existence. The author points out that in the Christian religious worldview envy is shown as a sin, vice and passion, which are inextricably connected with each other. The paper analyzes views on the envy of theologians of different ages (beginning from the 3rd century and ending with the present); biblical stories, in which envy is the main participant involved in the first crimes against man and God, are described. Particular emphasis is placed on the fact that envy has been added to the list of deadly sins not immediately, but only in the VI century. Until now, one of the ten Commandments of the Christian religion in its brief interpretation sounds like "do not envy." Great attention is paid to the Christian tradition of overcoming sins, which includes several stages (perception, compunction, repentance and redemption). It is noted that the vision of Christianity on the path of getting rid of sin from the point of view of psychology can be seen as a process of successive adherence to cognitive and reflexive components, emotional, motivational and behavioral formations. The author is convinced that the Christian ways that help a person overcome his «moral blunders», from the point of view of psychology, can be regarded as effective mechanisms for regulating envy.
Keywords: envy, worldview, science, culture, religion, Christianity, sin, Vice, passion, commandments, theologians, overcoming, awareness, repentance, repentance, redemption, regulation of envy
Являясь междисциплинарным феноменом, зависть привлекает внимание представителей разных отраслей научного социогуманитарного знания. Такое пристальное внимание к зависти обусловлено тем, что она представляет собой неотъемлемый атрибут социального бытия человека, оказывающей непосредственное влияние как на самого завидующего, так и на объект его зависти. В современной науке, начиная со времен античности и до настоящего времени, ведутся непрекращающиеся научные споры по отношению ее позитивного воздействия на развитие человека. Главный вопрос подобных дискуссий заключается в том, что если одни исследователи говорят об амбивалентном характере зависти, подразумевая то, что она может как разрушать, так и созидать, то другие - категорически опровергают ее позитивное влияние на человека. Причем эти разногласия обнаруживаются не только между представителями разных направлений социогуманитарной науки (например, психологами и этиками), но и в научном пространстве одной науки (ни в философии, ни в психологи не существует единого мнения по этому поводу). Кроме этих нерешенных проблем в изучении зависти имеется и много других, связанных с ее структурой, свойствами, детерминантами, последствиями (эффектами) и механизма-
ми ее регуляции. Комплексное исследование феномена зависти предполагает его многогранное освещение с ракурсов различных наук о человеке. На наш взгляд, ни одна из наук не может в одиночку справиться с познанием многих явлений, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни. В этом и состоит важность и актуальность междисциплинарных исследований, которые позволяют не путем простого суммирования, а посредством интеграции знаний, создать целостную картину того или иного феномена социальной жизни человека. В настоящее время уже существует ряд обобщающих работ, в которых аккумулируются взгляды на сущность и характеристики зависти с позиции философии (Т.В. Бескова [1]; Н.В. Меньшикова, В.М. Фигуровская [2]; А.Ю. Согомонов [3]) и психологии (Л.С. Архангельская [4]; Т.В. Бескова [5]; А.В. Пилишина [6]). Однако подобных работ, в которых было бы целостно представлено видение зависти в пространстве христианского мировоззрения, в настоящее время практически нет.
Несмотря на существующее противопоставление научного и религиозного знания, построенных «на различных гносеологических и эпистемологических основаниях» [7], комплексное исследование феномена зависти
Beskova Tatiana Viktorovna THE PHENOMENON OF ENVY ..
без обращения к религиозным воззрениям не будет являться полным. О.Р. Раджабов и М.К. Гусейханов отмечают, что научное и религиозное мировоззрение представляет собой «специфическую совокупность взглядов на окружающий мир, на место человека в этом мире, содержат разные формы понимания и оценки окружающей действительности» [8, с. 199], а современные попытки приблизить «научное знание и религиозную веру не выдерживают испытания» [8, с. 206]. Но все же, авторы исходя из предположения, что «наука и религия будут развиваться во взаимодействии, во влиянии друг на друга и усиливающейся борьбе друг с другом», видят необходимость заняться сложным поиском единого и общего, чему может способствовать целостная картина мира («В целостной картине мира должны соединиться данные всех отраслей культуры, <...> которые характеризуют целостное мировоззрение» [8, с. 206]).
Г.М. Андреева, обращаясь к соотношению понятий «культура» и «наука», отмечает, что достаточно часто «предполагается, что культура включает в себя все что угодно (прежде всего, художественную культуру, часто - религию), но не науку» [9]. Особый акцент она делает на том, что в отличие от такого словоупотребления Д.С. Лихачев определял культуру как «огромное целостное явление», когда «в понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [10, с. 349]. А поскольку «реалии, изучаемые в социальной психологии, есть реалии культурного пространства» [9], нами полагается, что рассмотрение феномена зависти в пространстве религиозной мысли, может помочь в познании ее социально-психологической сущности.
В рамках христианского религиозного мировоззрения зависть рассматривается как грех, порок, страсть. «Грех - это специфическое понятие религиозной этики, в которой нравственно отрицательные поступки оцениваются, прежде всего, в качестве вины перед Богом, предстают как нарушение божественных заповедей» [11, с. 120]. В переводе с греческого языка «грех» дословно означает промах, непопадание в цель, минование цели. В русском языке понятию «грех» изначально соответствовало понятие «ошибка» («погрешность», «огреха»). А.В. Котенева, проведя изучение текстов святых отцов, отмечает, что «нравственное богословие понимает грех как всякое отступление от заповедей Божьих и нарушение закона Божия делом, словом, помышлением. <...> В христианской антропологии грех рассматривается как первопричина телесных, душевных и духовных недугов, страданий и смерти, а также как деструктивный фактор, нарушающий изначальную духовно-душевно-телесную целостность человека» [12, с. 28]. Наиболее рациональную интерпретацию греха дает С.Л. Франк, говоря о том, что неверующий человек вполне может заменить понятие «грех» понятием «моральное зло» - «в существе дела это ничего не меняет» [13, с. 351-352]. Анализируя эту позицию И.В. Шабалин полагает, что грех можно рассматривать как нижнюю границу человеческого бытия [14, с. 29]. В психологическом плане, по мнению А.А. Гостева, «грех есть нарушение человеком иерархии составляющих его структур - на высшее место выходит «плотское» начало, «низшее я». Но именно с «перевернутым человеком» чаще имеет дело современная психология» [15, с. 143].
Понятие «грех» неразрывно связано с понятием порока, что находит свое отражение в народной мудрости («Там, где грехи, там и пороки», «Грех в миру, а порок в тебе»). Общее определение порока представлено в толковых словарях русского языка: порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство; развратное поведение [16, с. 458]. В христианстве грань между грехом и пороком определяется весьма условно: данные понятия используются либо как взаимозаменяемые, либо по-разному понимается их родовая сущность. Так в этике
католицизма Фома Аквинский определяет порок как устойчивую склонность к поступкам нравственно негативным и как источник грехов: «грех - вещь худшая, чем порок, так как наказывается злой поступок, а не злое расположение; порок же существует между возможностью и действительностью» [17, с. 123]. Православный богослов М. Олесницкий, напротив, считает, что источником порока является повторяющийся грех («Вследствие повторения греха человек приобретает навык к прегрешению, грех становится привычкой, и в то же время в человеке укрепляется сила страсти. Соединение привычки со страстью порождают порок» [18]). Страсть же в христианском понимании трактуется как греховный навык, греховное влечение, устойчивое стремление человека к какому либо поступку-греху [12, с. 28].
А.П. Скрипник пишет: «Христианство наряду с другими мировыми религиями утвердило антиномичный образ человека, соединяющий в себе наследственную греховность и богоподобие, способность к бескорыстной любви и неистребимую черную зависть, плотскую немощность и духовную стойкость святости, сердечную хрупкость и несокрушимость бессмертной души» [19, с. 252].
Описание зависти как греховного проявления человека, а также его негативного воздействия на жизнь людей можно найти в древнейших богословных источниках. Так в III в. священномученик Киприан Карфагенский в книге «О зависти и ревности» пишет: «И какой это червь для души, какой яд для помыслов, какая ржавчина для сердца - ревновать доблесть или счастье другого, то есть ненавидеть в нем или собственные его заслуги, или благодеяния Божии, обращать в свое зло благо других, мучиться благополучием знатных людей, славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы неких палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями. Не радостна для таковых пища, и питье не может быть приятным, они постоянно вздыхают, стонут, скорбят. И как ревность никогда не оставляет завидующего, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно. И чем более обстоятельства благоприятствуют тому, на кого обращена зависть, тем более завидующий возгорается пламенем зависти. Отсюда - угрюмый вид, суровый взгляд, бледное лицо, дрожащие губы, скрежет зубов, свирепые слова, неистовые ругательства, руки, готовые на убийства и, хотя свободные на время от меча, но вооруженные бешеной завистью, бешеной ненавистью» [20].
Святой Василий Великий (IV в.), посвятивший проблеме зависти одну из своих известных бесед, раскрывает ее разрушающую силу для личности самого завистника: «Она (зависть - примечание автора) менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть -душу, в которой живет она. <.> И тяжко в этой болезни то, что завистливый не может сказать об ней. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, печальный и погибает от недуга; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастие. <...> он ждет одного утешения в бедствии - видеть падение кого-либо из возбуждающих его зависть» [21].
Святитель Иоанн Златоуст (IV в.), говоря о зависти, сравнивает ее с адским, гибельным кораблем и восклицает: «О, корабль - носитель бесчисленных зол! Там живет вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и все, что только мы ни назовем и чего ни опустим злого, - все это носит адский корабль зависти» [22]. Описание пагубного влияния зависти на людей содержится в трудах преподобных аввы Исайя, Иоанна Кассиана Римлянина и многих других богословов того времени (III - IV вв.).
Однако целостные системы греховных проявлений человека, которые начали появляться с IV в., изначально не включали в себя зависть. И.В. Шабалин [14], обраща-
ясь к изучению видов грехов, приводит их первые бого-словные классификации. У Еваргия Понтийского данная классификация представлена чревоугодием, блудом (прелюбодеянием), сребролюбием (алчностью), печалью, гневом, унынием, тщеславием, гордостью; Иоанна Кассиана - гордыней, тщеславием, унынием, печалью, гневом, сребролюбием, блудом, чревоугодием; Иона Лествичника - памятозлобием, ложью, унынием, леностью, чревоугодием, сребролюбием, тщеславием, гордостью. Зависть была добавлена в список смертных грехов в конце VI столетия Папой Римским Григорием I, которая была названа «порчей души». Упорядоченный им список грехов выглядел следующим образом: гордыня, зависть, гнев, уныние, сребролюбие, чревоугодие и похоть. Христианский теолог Фома Аквинский возражал против такого порядка грехов и предлагал свой: гордыня, сребролюбие, чревоугодие, сладострастие, зависть, гнев, медлительность (позже преобразованная в леность). Учение о смертных грехах, сформированное еще до разделения Православной и Католической Церквей, в настоящее время имеет некоторые различия в православии и католицизме, проявляющиеся в первую очередь в перечне и порядке грехов. Не вдаваясь в анализ их расхождений, отметим, что зависть входит в список смертных грехов в каждом из направлений христианства.
В библии грех зависти первоначально представлен в Ветхом завете историей сыновей Адамы и Евы, родившихся после их изгнания из Эдема, повествующей о первом убийстве на Земле [23, с. 4]. История гласит, что братоубийство произошло из-за зависти Каина к Авелю к тому, что Бог благосклонно принял жертву, принесенную Авелем, и отверг жертву Каина, поскольку она была принесена без любви к Богу. Однако, ставшая хрестоматийной история братоубийства на почве зависти, признается не всеми. Так А. Ким пытается доказать, что мотив зависти в историю убийства Каином Авеля в библейскую легенду был привнесен позднейшими интерпретаторами, а истинной проблемой этого текста является проблема «капризного Бога» [24]. Не станем полемизировать с автором, оставив это право литературоведам, историкам и богословам.
О зависти повествует и библейские рассказы о Иосифе, которого отец любил сильнее всех своих сыновей, за что его и возненавидели его братья и продали Измаильтянам в рабство [23, с. 40-41]; о Давиде, которого царь Саул сделал начальником над военными, но когда народ признал большие заслуги Давида, Саул позавидовав ему решает его убить: «<...> И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил» [23, с. 310-311]. В Новом завете жертвой зависти стал пригвожденный к кресту Христос, когда предавшие его люди, насмехаясь над ним говорили: «<...> если Ты Сын Божий, сойди с креста. <...> других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» [25, с. 104]. Таким образом, согласно библии, зависть является причиной первого братоубийства, а затем и Богоубийства.
В одной из канонических книг Ветхого Завета - книге Второзаконие, сам Господь дает Моисею на священной горе Синай десять основных законов - заповедей (декалог), четыре из которых касаются отношений людей с Богом, а шесть - регулируют отношения между людьми. Десятая заповедь гласит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» [23, с. 195-196]. Краткая формулировка этой заповеди - «не завидуй». М.И. Воловикова отмечает, что «<...> еще с ветхозаветных времен нравственные заповеди символически представлены как записанные на едином камне - скрижали. <...> Как и камень, они составляют основу цельности, нравственной крепости человека и общества, <.> пред-
ставляют собой единую систему: нарушается одна из заповедей - и опасности разрушения подвергаются все остальные, а вслед за этим с неизбежностью происходит разрушение и личности, и общества. Существует и такая закономерность: стоит человеку хотя бы попытаться соблюдать одну из заповедей (например, десятую - «не завидуй»), то с неизбежностью начинает выправляться и исполнение других девяти заповедей. Если человек не завидует (или старается не завидовать), то у него нет особой нужды красть <...>, лгать, клеветать и осуждать <...>, соблазняться чужой женой или мужем <...>, поглощать зрелища убийств с экранов и из других медийных средств <...>» [26, с. 22]. М.И. Воловикова не случайно выбирает в качестве примера для раскрытия целостности заповедей заповедь «не завидуй». Н. Бондер в этой связи пишет: «Эта заповедь последняя, ибо тот, кто ее исполняет, соблюдет и все остальные» [27, с. 12].
В разное время к проблеме греховности зависти обращались Святитель Григорий Палама (XIV в.), Святитель Илия (Минятий) (XVII - XVIII вв.), Святитель Тихон Задонский (XVIII в.), Митрополит Димитрий Ростовский (XVIII в.), Епископ Феофан Затворник (XIX в.) и многие другие. Зависть как греховное проявление человека является традиционным предметом обсуждения и современных богословов. Митрополит Иларион (Алфеев) указывает на то, что «<...> в наши дни зависть столь же реальна, как во времена Христа, во времена Давида и Саула, Каина и Авеля. Много веков прошло, но человек не изменился» [28]. Протоиерей Валериан Кречетов, посвящает проблеме зависти беседу [29], в которой называет ее диавальским состоянием души, лишающим человека добродетели. Протоирей Михаил Ходанов, обращаясь к вопросу о созидательной роли зависти, пишет: «Зависть не может быть созидательной по определению. Она неотделима от духа ненависти и разрушения благополучия ближнего. Это ее родовое свойство, смысл ее существования, альфа и омега всех ее проявлений. Зависть может «созидать» лишь концлагеря, дыбу, «испанские сапоги», электрический стул и гильотину» [30, с. 183]. Священник Владимир Русин, высказываясь относительно популярной в настоящее время дифференциации зависти на черную и белую, говорит «выбеляй ее, не выбеляй, она все равно лезет в чужой карман с ревизией, а то и с конфискацией» [31].
Христианство, относящее зависть к одному из смертных грехов, уделяет большое внимание борьбе с ними («если в наше сердце закрадывается зависть, нужно бороться с ней всеми силами» [28]). Согласно христианской традиции преодоление грехов состоит из осознания, раскаяния, покаяния и искупления.
Невидение грехов и нежелание человека признать их присутствие у себя в христианстве расценивается как признак духовной болезни, а осознание греха - как дар, о котором надо в молитве просить Бога («Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения <...>» [32]). Осознание греха, прежде всего, предполагает способность к глубокой рефлексии. После осознания человеком греховности поступка, желания или слова следует раскаяние, которое подразумевает укор совести, искреннее сожаление о совершенном грехе, осуждение себя. Человек при раскаянии испытывает муки совести, тоскует, казнится, томится, страдает, переживая при этом эмоции сожаления и стыда. Можно сказать, что раскаяние это некая сумма логической констатации ошибки и негативных эмоций [33]. Раскаяние является первым этапом покаяния (с греческого - «перемена ума и мыслей»), а покаяние - «внешним проявлением раскаяния» [34]. В покаянии присутствует не только сожаление о совершенном грехе, но и твердая решимость изменить свою жизнь в грехе на жизнь по Божьим заповедям, то есть, борьба с грехом и перемена собственной жизни. Открытое признание человека в грехах осуществляется на исповеди (таинство покаяния), по окончанию которой искренне раскаявшемуся человеку отпускаются грехи и
Beskova Tatiana Viktorovna THE PHENOMENON OF ENVY ..
он получает от Бога прощение. Священник П. Гумеров говорит о том, что «иногда бывает непросто открывать свои греховные раны, но именно так мы избавляемся от наших греховных навыков - преодолевая стыд. <.. .> Не нужно стыдиться исповедовать грехи, нужно стыдиться совершать их» [35]. Последний этап избавления от греха - искупление, выражающее саму сущность христианства. С.В. Троицкий отмечает, что широта понятия «искупление» препятствует его точному определению. Иногда под искуплением понимается результат удовлетворения и очищения, а иногда данное понятие трактуется как синоним оправдания. В Ветхом Завете искупление - освобождение народа от политического рабства, в Новом Завете - отпущение грехов [36]. В более широком смысле этого слова искупление представляет собой «устранение преград, отделяющих человека от Бога, от того греха, который подчиняет человечество дьяволу» [33].
Видение христианства на путь избавления от греховности (от осознания греха через раскаяние и покаяние к искуплению), в психологическом плане можно рассматривать как сложный процесс, приводящий к формированию нравственности. Этапы этого процесса заключаются в последовательном присоединении к когнитивным и рефлексивным составляющим, эмоциональных, мотивационных и поведенческих психологических образований.
Подводя итоги отношения христианства к зависти, отметим, на наш взгляд, основополагающие положения.
В христианской религии богословы, обращаясь к описанию греха зависти, как правило, используют образные и метафоричные речевые конструкции, посредством которых показывается резко негативное отношение к ней: «червь для души», «яд для помыслов», «ржавчина для сердца» (Киприан Карфагенский); «ржавчина, изъедающая душу» (Василий Великий); «адский, гибельный корабль» (Иоанн Златоуст), «диавольское состояние души» (Валериан Кречетов). Таким образом, отношение к зависти в христианском вероучении вполне однозначно - зависть разрушает как личность самого субъекта, так и жизнь других людей, на которых она направлена. Подобное отношение к зависти, но только без применения столь ярких метафорических конструкций, свойственно и светской этике, в которой она однозначно интерпретируется как зло. Однако при однозначном признании зависти как зла, внутри этической науки существуют определенные разногласия, касающиеся того, к какому именно виду зла она относится. Так Е.В. Золотухина-Аболина [37, с. 181] и А.П. Скрипник [19, с. 339] относят зависть к социальному злу, имеющему внешние по отношению к личности детерминанты, а А.Ю. Согомонов [3, с. 106] - к злу моральному, совершаемому по собственному выбору человека. В христианском мировоззрении подобного плюрализма мнений по отношению к зависти не существует, здесь зависть
- удел самого человека, показатель его греховности, не имеющая отношения к внешним условиям его бытия. Стоит отметить, что в научном пространстве таких наук как философия и психология, не существует столь единого мнения об исключительной негативности зависти
- научный спор между представителями этих наук по этому поводу все еще не завершен.
Христианские идеи и способы, помогающие человеку преодолевать его «нравственные промахи», с точки зрения психологии можно расценивать как эффективные механизмы регуляции зависти. Изначально предполагается проведение человеком глубокой рефлексии своих переживаний и осознание того, что он завидует. Иначе говоря, человек должен признаться самому себе, как бы это тяжело не было, в том, что то чувство, которое он испытывает к превосходящему его в чем-либо Другому, есть зависть. Данное действо осуществляется на когнитивно-рефлексивном уровне. Далее в соответствии с христианским воззрением должен подключить-
ся аффективный компонент (негативные переживания человека, имеющие диапазон от сожаления до стыда), а впоследствии - мотивационные и поведенческие составляющие, то есть осознанное желание строить свою жизнь без сравнения себя с кем-либо и претворение этого желания в реальность.
Главный вывод, который можно сделать на основании данного исследования, это то, что, несмотря на принципиальные различия научного и религиозного мировоззрения, обращение к религиозным представлениям, позволяет выделить некоторые точки соприкосновения с психологической наукой и создать более целостную картину о зависти как проявлении социального бытия человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бескова Т.В. Социально-психологическая сущность зависти в философско-этических работах // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23). Август 2010. Часть 1. С. 94-99.
2. Меньшикова Н.В., Фигуровская В.М. О зависти социальной и индивидуальной: истоки и следствия // Вестник НГУЭУ. 2012. № 3. С. 282-288.
3. Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в древней Греции / Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения / Редкол.: А.А. Гусейнов и др., М.: Политиздат, 1990. С. 106-135.
4. Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: Дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004. 158 с.
5. Бескова Т.В. Представления о зависти в психологических теориях личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 9 (29) [электронный ресурс]. URL: Ы1р:// journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9201368/pdf_509 (дата обращения: 11.02.2018).
6. Пилишина А.В. Зависть в контексте межличностных отношений: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 179 с.
7. Муравьёва О.И. Проблема использования религиозного знания в психологии // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27 [электронный ресурс]. иКЬ: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.02.2018).
8. Раджабов О.Р., Гусейханов М.К. Сущность и анализ научного и религиозного мировоззрения // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Том 6. № 2А. С. 199-209.
9. Андреева Г.М. Социальная психология в пространстве современной науки и культуры // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30 [электронный ресурс]. иКЬ: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.02.2018).
10. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. В кн.: Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006.
11. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2010. 731 с.
12. Котенева А.В. Психологическая защита с позиций христианской антропологии: Автореф. дис. ... д. психол. наук. М., 2010. 54 с.
13. Франк С.Л. С нами Бог. М.: АСТ, 2003. 751 с.
14. Шабалин И.В. Гносеологический потенциал понятия греха // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42 (180). Философия. Социология. Культурология. Вып. 15. С. 26-30.
15. Гостев А.А. О нравственно-психологических проблемах теоретического изучения и практической работы с образной сферой человека: взгляд со святоотеческих позиций // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Отв. ред. М.И. Воловикова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 139-161.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989. 750 с.
17. Голубева Г.А. Этика: учебник. М.: Экзамен, 2004.
320 с. раб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский
18. Олесницкий М. Нравственное Богословие центр «МарТ», 2005. 416 с. // Православие и современность. Информационно-
аналитический портал Саратовской епархии Русской Исследование выполнено при финансовой под-Православной Церкви [электронный ресурс]. URL: http:// держке РФФИ в рамках научно-исследовательского lib.eparhia-saratov.ru/books/14o/olesnicki/mtheology/ проекта «Социально-психологическая структура, де-contents.html (дата обращения: 13.02.2018). терминанты и механизмы регуляции зависти», про-
19. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и ект № 18-013-00134 А культуры. М.: Политиздат, 1992. 351 с.
20. Священномученик Киприан Карфагенский. Книга Статья поступила в редакцию 21.01.2018 о зависти и ревности // Творения. М.: Паломник, 1999. Статья принята к публикации 28.03.2018
21. Святитель Василий Великий. Беседа 11. О зависти // Беседы. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
22. Зависть // Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни [электронный ресурс]. URL: http://serafimov. narod.ru/temmat/zavist.html (дата обращения: 13.02.2018).
23. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Книга Бытие. Глава 4 (3-12). Минск. 1992. 935 с.
24. Kim A.Y. Cain and Abel in the light of envy: A study in the history of the interpretation of envy in Genesis 4.1-16 // J. for the study of the pseudepigrapha a. related lit. L.; N.Y., 2001. Vol. 12, № 1. C. 65-84.
25. Новый завет господа нашего Иисуса Христа. Св. Евангелие от Матфея. Глава 27 (40-42). Саратов: Издательство Саратовской епархии. 2006. 831 с.
26. Воловикова М.И. Нравственная психология: задачи, методы и современное состояние // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Отв. ред. М.И. Воловикова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 21-39.
27. Бондер Н. Каббала зависти. Трансформация ненависти, гнева и других негативных эмоций / Перев. с англ. М.: София, 2006. 192 с.
28. Игумен Иларион (Алфеев). О зависти // Вы - свет мира. Беседы о христианской жизни. М., 2001. [электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_ Alfeev/vy-svet-mira/1_9 (дата обращения: 2.02.2018).
29. Протоиерей Валериан Кречетов. Беседа о зависти. Часть 1. Погоня за призраками // Ежедневное Интернет-СМИ «Православие и мир». 6 октября, 2008 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/beseda-o-zavisti-chast-1-pogonya-za-prizrakami/ (дата обращения: 2.02.2018).
30. Ходанов М. Дорога к ненависти // Литературная газета № 51 (6203) (2008-12-17) [электронный ресурс]. URL: http://www.lgz.ru/article/7100/ (дата обращения: 15.02.2013).
31. Русин В.М, Леонтьев Д.А. Пожирательница души // Журнал о православной жизни «Нескучный сад». 13.04.11 [электронный ресурс]. URL: http://www.nsad.ru/ articles/pozhiratelnica-dushi (дата обращения 14.02.2018).
32. Святитель Иннокентий Херсонский. Молитва святого Ефрема Сирина. Слово в среду недели 1-й Великого поста [электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/?Innokentij_Hersonskij/molitva_Efrema_Sirina=1 (дата обращения: 16.02.2018).
33. Протоирей Виктор Гузенко. Церковнославянский словарь онлайн [электронный ресурс]. URL: http://www. oviktor.org.ua/dictionary/ (дата обращения: 16.02.2018).
34. Нравственность / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. 2-е изд., стер. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2008.
35. Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними [электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/29251.html (дата обращения: 16.02.2018).
36. Троицкий С.В. Искупление // Православная богословская энциклопедия. СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. Т. 5.
37. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика:
Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., пере-_