Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ'

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2362
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ИСТОЧНИК / НЕОТДЕЛИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Насимова Парвина Азимовна

В статье рассматривается понятие национальной политики и её главные направления. Автор глубоко проанализировал источники литературы национальной политики. Согласно этому национальная политика - одно из неотделимых отношений общей политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

Литература:

1. Бреева Е.Б. Основы демография: учебное пособия.-М.: Издательство-торовая

корпорация. «Дошков и К», 2004.

2. Медков В.М. Демография: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Мальцев В.А.-Основы политологии учебник для студентов вузов. Изд.во

«Инфорпечать» М.: 1998.

4. Эмомали Рахмон.-Таджикистан на пороге ХХ1 века. Душанбе, 2001.

5. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон Маджлиси оли

Республики Таджикистан 26 апреля 2013 года. - Душанбе, 2013 года.

6. Конститутция Республики Таджикистан. Душанбе, 2013 года.

7. Эмомали Рахмон. Молодежь-созидатель будующего общества. Душанбе, 2008.

8. Ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание) Душанбе: госкомитет

РТ, 2002г.

9. Тавадов Г.Т.-Политология. учебник для вузов. М.: «Проект», 2002.

СУЩНОСТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

Нуров Навруз

Статья посвящена одной из актуальных и важных проблем политической жизни общества. Автор на основе изучения, обобщения источников и литературы конкретно исследует данную проблему; анализирует основные направления демографической политики; подробно исследует структуру, цели и содержание демографической политики в суверенном Таджикистане.

Ключевые слова: демографическое политика, сущность, проблема демографии.

THE ESSENCE OF THE DEMOGRAPHIC POLICY AND ITS MAIN DIRECTIONS

Nurov Navruz

The article is dedicated to one of the important problems of political life of society. The author researches this problem on the basis of studying, generalizations of sources and literature. In addition to it, the author analyzes the basic directions of demographic policy, researches the structure, purposes and contents of a demographic policy in sovereign Tajikistan in detail.

Key words: demographic policy, essence, demography problem.

Сведения об авторе: Нуров Навруз - ассистент кафедры иностранных языков Таджикского технологического университета, тел.: (+992) 918-86-77-65.

Information about the author: Nurov Navruz, assistant of the Chair of Foreign Languages, Tajik Technology University, tel.: (+992) 918-86-77-65

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Насимова П.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Исследования понятия национальной политики и её основные направления являются насущная потребность нашего демократического общества. Как известно в теории и практики политических наук, одной из ведущих место занимается национальной политики, выдвигаемые сложные и комплексные проблемы в области национальных отношений и она является центральным местом в деятельности государства и Правительства. Эти проблемы возникли в связи с тем, что развитие общества по пути демократии, овладение новыми формами и методами регулирования общественно-

политической жизни обуславливаются необходимость исследования особенностей осуществления национальной политики. Следовательно, современный период мирового общественного развития характеризуется возросшей ролью национальной политики в жизни демократического общества. Исторический и практический опыт показывает, что национальной политики пронизывает все сферы общества, оказывает возрастающие влияние на их функционирование и развитие. Исходя из этого, правильное определение понятия «национальной политики», понимание её мест и роли в экономической, специально- политической и духовной жизни общества, имеет большое научно-теоретическое и практическое значение. В этой связи, следует отметить, что проблемы национальной политики, как известно, является предметом изучения, анализа и исследования философии, социологии, истории, правоведения, политологии и других наук в зависимости от того, какая наука оперирует понятием «национальной политики», в содержание этого социально-политического феномена подчеркивается та или иная сторона характерная предмету данной науки.

Согласно с анализом источников, литературы и научных результатов по своему понятию, социальной сущности и содержанию «национальной политики» весьма сложные явление. Это сложность заключается в том, что под национальной политикой понимается равноправие и свобода всех наций и национальностей. Она самым непосредственным образом связана с деятельностью государства и его органов по регулированию взаимоотношений между нациями и другими этносоциальными группами, находит свое отражение во взаимоотношениях других политических сил.

Если исходить из исторического опыта, то можно утвердить, что национальная политика связана с активностью разнообразных политических субъектов, выражающих особые связи с социально-этническими общностями. Такими субъектами могут выступить национальные лидеры, партии, имеющие выраженную национальную (националистическую) окраску, национальные общественно-политические организации, национально- государственные административные образования, национальные государства в сфере международных отношений.

Исторический опыт показывает, что каждый народ и нации могут определять свою судьбу, причем им не могут навязывать решения извне и национальное вмешательство в их жизнь недоступна. Поэтому поводу академик Б.Г.Гафуров писал: «Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, соответствующие национальные учреждения. Вместе с тем, наиболее отчетливое к проявление полновластия, нация находит в целом ряде принадлежащих ей и гарантированных основных социально-политических прав». В этой связи, следует подчеркнуть, что каждый народ и нация должна приобретать национальную независимость.

Под национальной независимостью понимается полновластие экономическая политическая и идеологическая свобода, обладание реальной возможностью целиком и полностью распоряжаться своей судьбой, в первую очередь, способностью политически самораспределиться, включая отделение и образование самостоятельно государства. Полновластие нации проявляется в решении вопросов, касающихся её национальной свободы, государственно-правовой организации, взаимоотношений с другими нациями, развития всех сторон национальной жизни. Все эти сложные проблемы урегулируются только через национальную политику. Поэтому исследование места и роли национальной политики в жизни общества имеет важное значение.

Прежде чем перейти к анализу национальной политики, нам необходимо отметить, что такое нации? Наиболее развитой формой относительной организации является нация, характеризующаяся целым родом конкретных признаков: общность территории, языка, экономической жизни, культуры, самосознания, исторической судьбой. Формирование наций исторически было связано с эпохой промышленного развития и образования общенациональных рынков. Однако в литературе до настоящего времени отсутствует общий взгляд на природу и существование характеристики нации. Проблемы теоретического осмысления главных черт, характеризующих нацию, долгое время обуславливались и ныне обсуждаются в научной литературе. Так, представители

психологической теории сводят нацию к культурно-психологической общности людей, объединенных одной судьбой.

На основе вышеизложенных точек зрения представителей философов, психологов и культурологов Запада о понятии сущности нации в основном можно утвердить, что эти ученные односторонне рассматривали о нации и понятие национальных отношений в обществе. Мы считаем, что понятие, сущность, социально-политические предпосылки нации является результатом всего исторического опыта появления наций. Главное появление и развитие нации является закономерным процессом, всего развития человеческой цивилизации.

Таким образом, возникновение, формирование и развитие наций является длинным закономерным процессом. Эта закономерность действовала сначала внутри различных этносов. «Начавшейся ещё в 18 веке процесс консолидации, например, американский не завершен и поныне. Если учесть, что на земном шаре более 2000 различных народов - от мелких племен до многомиллионных наций, что 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств ( на планете около 200 государств), что только 327 народов и национальных групп являются многочисленными (они насчитывают более 1 миллиардов, проживающих на планете), то становится понятным, что национальный вопрос является одним из самых сложных».

Как известно, национальный вопрос долгое время находился в поле зрения представителей различных наук, и они выразили свои точки зрения. В определении понятия нации сегодня имеется несколько десятков утверждений. Но пока отсутствует единство мнений по этой проблеме. Так, в общественно-политической литературе понятие нации определяется по-разному.

Например в Кратком Энциклопедическом словаре - справочнике (политология) понятие наций определяется следующим образом: «Нация (от лат. Nation-племя, народ) -исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание. Характеризуется экономическую общность и одной, многообразно проявляющейся системой политической жизни сложным этнопсихологическим характером. Нация обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства».

Следует отметить, что появление того социально-политического и правового феномена, как социального явления закономерным этапом в развитии цивилизации знаменующий собой не просто расширение социальных наций и народностей, но и принятие современной национальной независимости, принятие на себя ответственности за свободу, благополучие граждан, а также осознание обществом необходимости обеспечения социальных прав граждан. Это потенциальное право нации на самостоятельное и независимое существование, важнейшая предпосылка осуществления её национального суверенитета. Если суверенитет нации означает внутреннее присуще ей право на самостоятельное существование, то национальный суверенитет, есть реализация данного права и конкретных государственно-правовых формах политического бытия, обеспечивающих её свободное развитие как нация (народность).

Таким образом, из выше изложенных нами различных точек зрения, можно сделать вывод о том что в развитие нации и национальных отношений исключительно важную роль играет национальная политика. Мы считаем что национальная политика эта деятельность государства направленная на регулирование движения народов, наций проживающих в странах на каждом историческом периоде и обеспечения равноправия и его свободы и мобилизует их деятельность на решение экономической, социально-политической и духовно-идеологической задачи.

Поскольку целью нашего исследования является национальная политика, то мы предпринимаем попытку рассмотреть понятие, сущность, содержание, цель и основные направления национальной политики. Национальная политика, является составной частью государственной политики в целом, должна в максимальной степени учитывать особенности социально-этнических отношений, их специфические потребности и

устремления, а также тенденции в жизни наций и национальных отношений в этой связи в литературе определяется понятие национальной политики следующим образом.

В кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) дано следующее определение национальной политике: «Национальная политика - всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов и разрешения национальных противоречий». Такое определение верно, определение верно, но слишком общее, к тому, же далеко не все проблемы входящие вопросы в области национальной политики.

Конечно, определение любого понятия является весьма сложной проблемой. Решение этой задачи ч достаточной научной строгостью возможно лишь с учетом, требований диалектической логики, сформированных общечеловеческой практики и получивших дальнейшую разработку в трудах современных ученых. Определение понятия национальной политики должно учитывать принцип всесторонности, требует рассмотрения проблемы национальных отношений в развитии и «самодвижении», конкретности, выделения основных связей с экономической, социально-политической и духовной жизни общества.

Следует отметить, что национальной политикой охватывается весь комплекс проблем наций и национальных отношений. Национальная независимость и суверенитет характеризуют собой политическую, территориальную, культурную, языковую самостоятельность нации или народности, которая проявляется в полноте суверенных прав в указанных областях нации и народности, обеспечивая их наиболее полное осуществление. Поэтому сегодня исследование места и роли национальной политики государства имеется большое значение.

Важное место в жизни современного общества занимают отношения, представляют собой отношения между социально-этническими общностями по поводу решения разнообразных проблем (государственно-политической организации жизни, экономических основ национального развития, вопросов национального языка, культуры, традиций и т.д.). Эти проблемы подчас выступают и чрезвычайно сложным и запутанным видом, и требует большого влияния и предельной осторожности, поскольку затрагивают тонкие и деликатные стороны жизни современного человека.

Все эти и другие проблемы в области национальных отношений регулируются через национальную политику государства. Здесь, главная задача национальной политики является то, что обеспечить равноправие, свободу и защиту нации и национальностей внутри страны. Поэтому в дальнейшем возрастает роль и значение национальной политики в жизни общества.

Национальная политика самым непосредственным образом связана а деятельностью государства и его органов по регулированию взаимоотношений между нациями и другими этносоциальными группами, находит своё отражение во взаимоотношениях других политических сил. Национальная политика связана также с активностью разнообразных политических субъектов, выражающих особые связи с социально-этническими общностями.

Исторический опыт показывает, что в национальной политики, как во всякой политике, необходимо различать стратегические цели, рассчитанные на деятельный период, и ближайшие связанные с решением текущих проблем. Так во всех странах СНГ задачи стратегического характера касаются консолидации всех народов проникающих в каждое государство. Содружества на основе национального возрождения, упрочнения дружественных отношений и межнационального сотрудничества. Частью долговременной политики является деятельность, направленная на решение конкретных проблем, урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов, снижение напряженности в межнациональных отношениях в тех или иных регионах, защита соотечественников в ближнем Зарубежье и др.

Можно утверждать, что сегодня проблемы нации, национальных отношений и национальной политики становится одной из важнейших направлений изучения и

исследования политических наук. За последние годы эти проблемы активно обсуждались и осуждаются в общественной политической литературе.

Что касается возрастания места и роли национальной политики в современных глобальных мировых развитии, то можно утверждать, что одной из характерных особенностей является в том что во внутри каждого государства появляются новые и более сложные национальные конфликты, решение этих национальных конфликтов требует от национальной политики четкие выявления причины и эффективно использовать пути ее решения.

Современная социально-политическая, экономическая и духовная атмосфера общества от к4аждого государства требует, что при разработке и осуществлении национальной политики необходимо учитывать все разнообразие условий, различные уровни и формы национальных взаимосвязей и отношений. Национальная политика должна использовать как отечественный, так и международный опыт и соответствовать международно-правовым нормам. Исходя того в ходе осуществления национальной политики необходим максимальный учёт объективных противоречий в национальных процессах, складывающихся в определённую систему. Среди них необходимо выделить следующие противоречия между:

- Национализм и интернационализм - это основное противоречие в сфере национальных отношений, отражающие действие двух основных тенденций;

- Специфически - национальными и общенациональными интересами в многонациональном государстве;

- Вкладом каждой нации в общее социально-экономическое и культурное развитие и конкретных людей получаемого ею материального и духовного богатства;

- Национальным и националистическим;

- Традициями, имеющими национальную форму и новым общецивилизационным содержанием.

В теории и практики осуществления данной проблемы, следует учитывать, что национальная политика тесно взаимосвязана с социальной, региональной, демографической и другими направлениями политической деятельности. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Это выражается в том, что национальная политика включает в себя социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические и другие системы. Вместе с тем, в таких многонациональных государствах, таких как Российская федерация, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Украина и другие страны СНГ при осуществлении государственной политики в любой сфере общественной жизни необходимо учитывать национально-этнические аспекты. Тем более сегодня, эта проблема требует конкретного исследования.

Согласно историческому опыту следует отметить, что социальный и культурный прогресс не возможно остановить, его можно временно задержать общественно-политическими потрясениями, примерно такими трагическими событиями, связанными с высылкой некоторых народов в 1943-1944 годах. В результате чего эти народы были отброшены от культурно-исторического процесса, развития этнокультурных и художественно - этнических ценностей, включающих в себя социально-нравственные идеалы человечества. Для депортированных народов в течение 13 лет высшее образование и науки, составляющие духовную жизнь народа, были не доступны. Эти перекосы и упущения в этнополитической и культурной жизни отрицательно сказались на формирование их национального самопознания и развития культуры.

Впоследствии они стали катализатором и источником нежелательных явлений в межнациональных отношениях, в решении вопросов государственного устройства и управления, конституционального манипулирования и требования обеспечения прав и особых условий национального развития: этнокультуры национального языка, его статуса и т.д. Рассматривая период национальной напряженности, В.А.Михайлов пишет: «Наступает эпоха тотального противостояния. Такая динамичная статистика, то есть борьба представленных самим себе идентичных противоположностей, - может

продолжатся сколь угодно долго и в основном, теперь уже исключительно военными средствами. Так и было в Ичкерии и в других национальных кровавых столкновениях: в Абхазии и в Нагорном Карабахе, Фергане, Оше и Новом Узене, Душанбе, Баку и Нахчиване, Чечне и других городах и республиках».

Сложность учёта этих и других противоречий, возникших в процессе развития межнациональных отношений, заключается в том, что все они развиваются в сложном взаимопереплетении и в тесной взаимосвязи с теми общественными противоречиями, которые имеют общесоциальное и общеполитическое содержание. Как известно, после распада СССР в области национальных отношений появились многие трудности, сложные ситуации и социально-политические противоречия. Особую проблему в сфере межнациональных отношений представляют межнациональные конфликты, имеющие сложную природу, разрешение которых выступает как важнейшая задача в проведении эффективной национальной политики. Поэтому рассмотрение причин межнациональных конфликтов и пути их разрешения имеет важное теоретическое и практическое значение.

Практический опыт показывает, что в современных условиях противоречия на национальной почве нередко обостряются в связи с непомерными амбициями местных политических элит, ростом религиозного фундаментализма и фанатизма, действиями криминальных групп, сформированных по этническому признаку и устройству с политико-административными структурами, а также с оживлением консервативных национальных традиций и пережитков прошлого. За последние годы противоречия межнациональных отношений появились во внутри всех стран СНГ. Наиболее острые противоречия были в Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Киргизстане, Грузии, Российской Федерации, Украине, Азербайджане, Армении и другие страны содружества.

Практический опыт показывает, что важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. В этой связи следует отметить что главное в содержании национальной политики является отношение к национальным интересам с учётом их:

- общности;

- расхождения;

- столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождения интересов, связано с объектив имеющиеся специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. Что же касается проблемы столкновения, то можно сказать, что при переплетении национальных и политических интересов их расхождения может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка реализация, в чем заключается смысл национальной политики. Её главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.

Анализ научных результатов и практического опыта показывает, что национальная политика различается по своей сущности, цели и содержанию, направленности, формам и методам осуществления результатом это:

- во первых, целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального влияния;

- во вторых, по содержанию национальную политику можно разделить на гуманистическую (интернационалистическую) и антигуманитарную (националистическую, великодержавно-шовинистическую);

- в третьих, по направлению выделяют национальную политику, демократическую, созидательную, прогрессивную и тоталитарную, воинственную, разрушительную, реакционную;

- в четвертых, по формам и методам осуществления национальная политика характеризуется ненасилием; толерантностью, уважительным отношением ко всем народам. Наряду с этим национальная политика может осушествлятся в форме господства, подавления, репрессий, методом насильственным, грубым, унизительным, методом «разделяй и властвуй»;

- в пятых, по результатам и национальной политики межнациональными отношениями отличаются, с одной стороны, согласием, единением, сотрудничеством, дружбой а с другой - характеризуется напряженностью, конфликтностью;

- в шестых, национальная политика должна разрабатываться, исходя из особенностей страны, уровня ее социально- экономического развития. Необходимым условием действительной, эффективной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в споре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса страны;

- в седьмых, в ходе практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходимо дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения титульного этноса с другими социально-этническими общностями.

Исследуя сущности, цельно, содержанию, формы и методы национальной политики, необходимо показать ее функции. Основные функции национальной политики являются:

1. Функция целепологания: определение целей и задач, выработка программ деятельности в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны;

2. Организационно-регулятивная функция, т.е. функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения;

3. Функция интеграции и сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и задач;

4. Функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов регулирования межэтнических конфликтов;

5. Прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнической ситуации в стране, регионе;

6. Функция воспитания людей в духе интернационализма, уважения национального достоинства каждого, высокой культуры межнационального общения, непримиримости к проявлению национализма и шовинизма.

В странах СНГ в июне 1996-1997 гг. была принята государственной национальной концепции. Основные концептуальные положения национальной политики стран СНГ Российской Федерации, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Белоруссии, Украины, Азербайджане, Армении и других странах СНГ - равенства народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимные интересы и ценности всех народов, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики всех стран СНГ состоит в том, чтобы создать всеми народами Стран Содружества Независимых Государств на основе соблюдения

прав человека и народов необходимые условии для их политического социального и национального культурного развития в странах СНГ в составе единого многонационального государства.

В этой связи стран СНГ за последние годы приняли конкретные меры в эффективное осуществление национальной политики. Они выработаны долговременной программой по развитию национальных отношений, вытекающих из потребности демократизации общества это можно назвать программой долговременного развития национальных отношений.

На основе вышеизложенного анализа понятия, сущность и содержание национальной политики, мы считаем целесообразным показать ее основные направления:

1. В политической и государственно-правовой сфере:

- развитие и углубление государственных отношений;

- создание и совершенствование правовой базы для регулирования государственных и национальных отношений;

- обеспечение правовых, организационных и материальных основ удовлетворения национально-культурных интересов народов посредством обеспечения их национально-культурной самостоятельности;

- выработка мер равного предупреждения возможных межнациональных конфликтов и их современного разрешения.

2. В социально экономической сфере:

- реализация экономических интересов народов с учетом общегосударственных приоритетов;

- выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов государства;

- рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономия и областей;

- осуществление социальных программ занятости и экстренных мер по подъему всех районов и областей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содействие развитию региональных экономических и хозяйственных ассоциаций.

3. В духовной сфере:

- формирование и распределение идей духовного единства, чувства патриотизма и межнационального согласия;

- сохранение исторической бытности всех народов проживающих в странах, в рамках общечеловеческого этнокультурного пространства, дальнейшего развития самобытности и прогрессивных традиций национальных культур;

- обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов а также функционирования русского языка как средства межнационального общения;

- учёт взаимосвязи национальной жизни с религией, бережное отношение к традиционным для народов верованиям.

4. В области внешней политики:

- содействие процедуре реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

- совместная с этими государствами выработка на основе Конвенции об обеспечении прав лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, подписанной государствами участниками Содружества Независимых Государств в 1994 году, общих подходов к проблеме обеспечения прав и интересов национальных общностей, проживающих на их территориях;

- реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

- заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в пограничных районах национальных общностей, включая особые регулирование пограничного режима;

- выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

- сотрудничества государств - бывших республик СССР в предотвращении в мирном разрешении конфликтов.

Национальной политике присущи определённые основополагающие Ценности (принципы), которые должны учитываться на всех уровнях ее формирования и осуществления во всех органах государственной власти. Эти принципы вытекают из мирового опыта, особенностей многовековой государственности, современных реалий каждого государства.

Научно обоснованным построением принципов национальной политики являются:

- во первых, принцип научного анализа и творческого осмысления опыта осуществления национальной политики стран СНГ и зарубежом. Основные концептуальные положение национальной политики: равноправие народов, взаимовыгодные сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к национализму, политическое и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достигнуть благополучия своего народа за счёт уменьшения интересов других народов.

- во вторых, это формирование современной национальной политики является принцип стабильности территориальных границ национально - государственных образований.

- в третьих, принципом обновленной национальной политики является учет взаимосвязи и взаимодействия реформ экономической, политической, духовной и национальной сферах.

- в четвёртых, это целостность национальной политики, учёт взаимосвязи всех ее компонентов. Стратегия обновления национальных отношений должна быть нацелена на то, чтобы развитие рыночных отношений , изменения в хозяйствовании и оплата труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации имели единую и общую задачу, направленную на уважение чести и достоинства каждого человека на базе полного раскрытия потенциала всего общества.

- в пятых, оказание малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

- в шестых формирование этики межнациональных отношений, полное исключение из сферы межнациональных отношений всех форм несправедливости, насилия. Анализ вышеизложенных принципов подтверждает, что национальная политика,

выстроенная с учётом этих принципов, способна содействовать консолидации нации и народностей, преодолеть те антагонизмы, которые появились в период перестройки.

Таким образом, мы рассмотрели понятие национальной политики и показали сущность и социально-политические основы национальной политики, дали краткую характеристику место и роли в жизни нации и национальных отношений в условиях демократизации общества. Исходя, из вышеизложенного нам необходимо сделать следующие выводы: национальной политики характеризуются, прежде всего, степенью и формой сознания и идеалы самой нацией своих жизненных интересов и потребностей, вытекающих из объективных условий её борьбы за освобождение и приобретение независимости. Главная задача национальной политики является укрепление и защита прав, свободы, установленное равноправие и дружба народов. Процесс возникновения, социально-политические и экономические факторы формирования национальной политики происходит в обществе на основе общих закономерностей.

Изучение, анализ и обобщение проблемы национальной политики показывает, что национальная политика возникает одновременно с появлением наций. Исторический опыт и мировой практики свидетельствует, о том, что каждое государство в определенных периодах разрабатывает национальной политики и ее осуществляет с целью урегулирования национальных отношений, чтобы обеспечить равноправие,

свобод народов внутри своих странах. Но надо иметь в виду то, что национальная политика при переходе от одной социально-политической формы общественного развития к другой, в этой связи меняется сущность и содержание национальной политики. Это можно утвердить на примере ухода одного государства от исторической арены и перехода на его место новые и государственные образования. Таким образом, в национальной политике сразу меняется своя сущность, задачи, и направления в которой отражаются политика нового государства. К примеру, распад бывшего СССР и образования стран СНГ на место национальной политики Советского союза формировалась национальной политики суверенных государств.

Литература:

1. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи./ П.Е.Астафьев // философия. Нации и единство мировозренияю М., 2000

2. Иванов В.И. - Межнациональные отношения в России: состояние и перспектива // Социально-политический журнал 2003, №4.

3. Абдулатипов Р.Г. - Человек. Нация. Общество.- М.: Политиздат, 1991.

4. Эмомали Рахмон - Точикистон: десять лет независимости, национального единства и созидания. Душанбе, 2001

5. Махмадов А. - Идеяи миллй- рох,балади зиндагии шоиста. Душанбе, «Ч,умхурият», 18 апрели соли 2013.

6. Махмадов А. - Идеяи миллй ва хдкмати он дар бех,созии чомеа. Душанбе, «Садои мардум», 21 марти соли 2013.

7. Здоровомыслов А.Г. - Менациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 19978.

8. Болотоков В.Х. - Кумыков А.М. - Национально-психологические прблемы и социологии русского зарубежья. М.: 2001.

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Насимова П.

В статье рассматривается понятие национальной политики и её главные направления. Автор глубоко проанализировал источники литературы национальной политики. Согласно этому национальная политика - одно из неотделимых отношений общей политики государства.

Ключевые слова: понятие, национальная политика, главные направления, источник, неотделимые отношения, общая политика.

THE NOTION OF THE NATIONAL POLICY AND ITS MAIN DIRECTIONS

Nasimova P.

The notion of the national policy and its main directions are reviewed in the article. The author has analyzed the sources of literature on the notions of national policy and its main directions deeply as well as. According to the view of the author, the national policy is one of the inseparable relationships of the general politics of the state.

Key words: notion, national policy, main directions, source, inseparable relationships, general politics.

Сведения об авторе: Насимова Парвина Азимовна - ассистент общеуниверситетской кафедры иностранных языков Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 623788;

Information about the author: Nasimova Parvin Azimovna - аssistant of the General University Chair of Foreign Languages, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 918 623788.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.