Научная статья на тему 'Понятие «Мироориентация» в современной науке и в педагогике музыкального образования'

Понятие «Мироориентация» в современной науке и в педагогике музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / МИРООРИЕНТАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МИРООРИЕНТАЦИЯ / МИРООБРАЗНЫЙ ПОДХОД / ЖАНРЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VALUE / WORLD-ORIENTATION / ARTISTIC WORLDORIENTATION / WORLD-ORIENTATION APPROACH / GENRES / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Татьяна Николаевна

В статье раскрывается актуальность развития мироориентации учащихся, рассмотрены понятия ценностных и смысложизненных ориентаций, даны дефиниции понятий «мироориентация» и «художественная мироориентация», обоснована связь мирообразного и жанрового подходов в педагогике музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion of world-orientation in modern science and in musical education pedagogy

Students' world-orientation development topicality is revealed in the article, value and life-sense orientations are examined, world-orientation and artistic world-orientation notions definitions are given, linkage of world-orientation and genre approaches in musical education pedagogy is grounded.

Текст научной работы на тему «Понятие «Мироориентация» в современной науке и в педагогике музыкального образования»

мировании у учащихся коммуникативно-речевых способностей.

Коммуникативно-речевые способности влияют на уровень сформированное™ творческих способностей учащихся.

Основным видом деятельности, где наиболее эффективно могут формироваться коммуникативно-речевые способности, являются уроки, на которых учащиеся занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства.

Родители не проявляют активности в сотрудничестве с учителями изобразительного искусства в решении проблемы формирования коммуникативноречевых способностей у учащихся.

Отсутствие у преподавателей изобразительного искусства методической системы формирования коммуникативно-речевых способностей не позволяет им эффективно решать данную проблему.

Библиографический список

1. БореевЮ.Б. Эстетика. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1881. - 399 с.

2. Гальперин С.В. Мое мировидение: Курс лекций. - М.: Российский открытый университет, 1992. -208 с.

3. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству, процесс и управление. -М.: Наука, 1982. - 366 с.

УДК 371.031

Ермакова Татьяна Николаевна

Детская школа искусств № 12, г. Екатеринбург

ermakmuz@mail. т

ПОНЯТИЕ «МИРООРИЕНТАЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И В ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается актуальность развития мироориентации учащихся, рассмотрены понятия ценностных и смысложизненных ориентаций, даны дефиниции понятий «мироориентация» и «художественная мироориентация», обоснована связь мирообразного и жанрового подходов в педагогике музыкального образования.

Ключевые слова: ценность, мироориентация, художественная мироориентация, мирообразный подход, жанры, музыкальное образование.

Выработка ориентаций подрастающего человека, позволяющих сформировать перспективные жизненные позиции, - задача, стоящая перед современным образованием. К проблемам, затрудняющим данный процесс, следует отнести кризис ценностной системы, выразившийся в потере обществом нравственных норм и ценностных ориентиров. Мы солидарны с Н.С. Розовым, предлагающим рассматривать ценности как особую психологическую реальность, выполняющую «функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения» [13, с. 22]. Такая «ориентация в мире» - мироориентация - как фактор успешной социализации сегодняшнего подростка должна стать, по нашему мнению, предметом целенаправленной педагогической работы.

Актуальность проблемы подтверждается рядом обстоятельств. Во-первых, многочисленными работами по ценностным и смысложизненным ориентациям философов, социологов, психологов, педагогов, причем ценностные ориентации уже вошли в справочно-энциклопедические издания. Во-вторых, нашим педагогическим исследованием, которое показало, что подростки - учащиеся детской школы искусств - не имеют целостного системного миропредставления, не связывают его с ценностным наполнением. В-третьих, если ориентация - это способность на основе осведомленности распознать

ситуацию, разобраться в проблеме и целенаправить деятельность, - то в ней важна практическая направленность, выход на жизнедеятельность человека, что, собственно, и является искомой целью педагогики. Наконец, интересующее нас понятие «мироориентация» не представлено в справочной литературе по педагогике и гуманитарным наукам, но встречается в научных статьях: «Действительность всегда дает себя знать в самой природе мироориентации, мироотношения» [6, с. 75], «Национальная психология формирует структуры типовых моделей мироориентации» [15, с. 138] и др.

В данной статье понятие «мироориентация» рассматривается на основе анализа понятий ценностных и смысложизненных ориентаций в связи с возможностью развития мироориентации учащихся средствами педагогики музыкального образования. Рассмотрим некоторые интерпретации названных понятий в диссертационных исследованиях последних лет.

В философских исследованиях формирование ценностных и смысложизненных ориентаций выступает основой самосознания, раскрывающегося в мироощущении и мироустремлении молодого человека. В работах Н.Е. Хабибовой и Н.А. Плугиной ценностные ориентаций трактуются как духовнотеоретическое освоение мира [17, с. 28], авторы видят в них «основу взглядов подростка на окружающий мир, на отношение к другим людям, к самому

© Ермакова Т.Н., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

33

себе» [11, с. 9]. Подчеркнём социальную значимость раннего формирования ценностных ориентаций -основы ориентации в мире. Смысложизненные ориентации в исследовании Е.Ю. Антюховой приводят к личностной картине мира: «Общая концепция жизни человека, его отношение к ней и к миру в целом актуализируются через смысложизненную ориентацию личности, <.. .> представляющую собой персонализованную форму картины мира...» [3, с. 9]. Из этого следует, что ценностные и смысложизненные ориентации в философском аспекте представляют собой духовно-практическое освоение мира, выраженное в избирательности общезначимых ценностей и идеалов.

Социологические исследования рассматривают влияние ценностных и смысложизненных ориентаций на отношения человека с миром. И.В. Адеева определяет ценностные ориентации «в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей» [1, с. 34]; Е.В. Соколова видит в смысложизненных ориентациях ключевой компонент механизма взаимодействия человека с миром и дифференцирует их на четыре вида: «смысложизненные переживания, смысложизненные чувства, смысложизненные представления и смысложизненные принципы» [16, с. 45]. Таким образом, социологическая категория ценностных и смысложизненных ориентаций акцентирует избирательное отношение к объектам-ценностям; являясь продуктом социализации индивидов, они закладывают основу формирования системы личных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром.

Исследования психологического аспекта ценностных ориентаций раскрывают ценностно-смысловые модели жизненной ориентации. Способом ориентации в мире представляет ценностные ориентации Г.А. Андреева, определяя их как «этические, эстетические, политические, религиозные и т.п. основания - критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации» [2, с. 298]. К важному для нашего исследования выводу приходит М.С. Яницкий: «систему ценностных ориентаций личности можно рассматривать как подсистему более широкой системы, как «жизненный мир человека», «образ мира», имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер» [19, с. 64]. Это говорит о способности ценностных ориентаций формировать внутренний образ мира. В.Э. Чудновский рассматривает смысложизненные ориентации как жизненные взаимоотношениями субъекта и окружающего мира, вычленяя «в основе смысложизненных ориентаций три компонента: 1. Потребность в постижении истины, законов мироздания; 2. Постижение принципа любви, т.е. стремление к единству с миром, людьми,

самим собой; 3. Творчество-стремление преобразовать окружающую действительность и самого себя» [18, с. 150]. Следовательно, с точки зрения психологии, ценностные и смысложизненные ориентации служат связующим звеном внутреннего мира человека с окружающим миром, элементом внутренней структуры личности, формирующим избирательный подход к миру, источником формирования образа мира.

В педагогике исследования ценностных и смысложизненных ориентаций выступают способом формирования личности. Так, Л.Н. Будаева раскрывает взаимодействие «человек-мир» в опоре на ценности «Истина - Добро - Красота»: «Ценности меняются вместе с развитием мышления и мировоззрения. Глубинные предпочтения неразрывно связаны с образом мира, мироощущением» [5, с. 74]. А.В. Кирьякова, связывая взросление личности с процессом развития ориентаций, определяет три взаимосвязанных фазы: «Первая - формирование ценностного образа мира на основе врастания в культуру. <.> Вторая фаза - миг настоящего, фаза присвоения ценностей, которые становятся ценностными ориентациями личности. Это «Образ Я». Третья фаза - «Образ будущего» [7]. К формированию миропредставления младших школьников через общечеловеческие ценности обращается О.Ю. Кузнецова: «Ценности человеческого общества присваиваются становящейся личностью <.> и интегрируют смыслы, эмоции и знания в образ мира» [8, с. 127]. Развивая смысложизненные ориентации студентов педагогических вузов, Н.В. Моздор рассматривает вопросы приобретения смысла «как детерминанту отношения между субъектом и миром», причем источником смысла выступают особенности когнитивных процессов переработки информации и построения образа мира, а также выделяются два канала взаимоотношения «человек - мир»: познание и ориентация [10, с. 11]. Таким образом, педагоги видят в ценностных и смысложизненных ориентациях один из ключевых компонентов механизма взаимодействия человека с миром и определяют источником жизненного смысла систему ценностей, формирующих личностную картину мира.

Подводя итог краткого анализа, выделим существенное для нашего исследования. В представленных трактовках ориентаций общее - это избирательность общезначимых ценностей и нередко - присутствие концептов «образ мира» и «картина мира». Тем самым ученые намечают связь ценностных и смысложизненных ориентаций с ориентацией в мире, т.е. с мироориентацией. Это представляется нам особенно важным, ибо полноценное ориентирование в мире возможно только при его целостном видении, характеризующемся наличием развитого образа (картины, модели) мира субъекта. Последнее предполагает наличие системных представ-

лений о мироустройстве, о его явлениях, ценностях и смыслах. Поэтому, с нашей точки зрения, миро-ориентация есть более высокий уровень обобщения и упорядочения рассмотренных выше видов ориентаций. Данные нашего педагогического исследования тоже говорят о неразвитости осмысления мира подростками, и одна из причин этого - отсутствие целенаправленной педагогической работы по развитию мироориентации. Считаем необходимым и перспективным утверждение в педагогике понятия мироориентации, обозначающего и целостносистемную ориентацию человека в мире, и выстраивание с ним конструктивных взаимоотношений.

Беря за основу определения понятий «ориентация», «ценностные ориентации», «смысложизненные ориентации», предлагаем следующую рабочую формулировку понятия «мироориентация»: это способность ориентации в окружающем мире на основе осведомленности о его системе, явлениях и ценностях, а также умение распознать их и це-ленаправить свою деятельность.

Развитие мироориентации учащихся в образовательном процессе требует внедрения соответствующих методологических подходов. По нашему мнению, таковым может быть мирообразный подход, сформулированный и утверждаемый Л.В. Романовой как подход к явлениям объективного и субъективного мира с позиции картины, образа или модели мира [15, с. 281]. Его сверхзадачей в процессе обучения является формирование субъективной картины мира учащихся на основе системы художественных образов в рамках основных онтологических сфер. Под онтологическими сферами подразумеваются сферы Миропорядка, Человека, Природы, Социума. В свою очередь они включают образы, представляющие ценности человеческого бытия; например, для сферы социума это Родина, народ, государство, труд, война, мир, досуг и другие явления. Поэтому мирообразный подход связан с аксиологическим: художественные образы выступают как образы-ценности.

Развивая мироориентацию на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств, мы обращаемся к картине мира в её музыкальной спецификации, т.е. к музыкальной картине мира. Исследуя формирование картины мира на основе языка музыки, И.А. Барсова заключает: «Музыка постоянно ищет средств закрепления доступных ей элементов целостной картины мира» [4, с. 116]. Это обстоятельство ценно для педагогики в целом и для нашего исследования в частности. Отметим специфику воплощения содержания музыкальной картины мира и подходы к ее раскрытию.

Теоретические основы музыкального содержания освещают труды Б.В. Асафьева, М.Г. Арановс-кого, А.Ю. Кудряшова, В.В. Медушевского, В.Н. Хо-лоповой и др. Прежде всего, музыка как искусство

интонируемого смысла (Б.В. Асафьев) создает интонационную картину мира, которая анализируется посредством основополагающего интонационного подхода. С ним связан более поздний семантический подход как часть ограниченно применяющегося в музыке семиотического. Семантический подход оперирует музыкальным языком как интонационно-знаковой системой и раскрывает содержание соотнесением семантики различных музыкальных знаков с экстрамузыкальной и интрамузы-кальной (В.Н. Холопова) реальностью. Иначе говоря, музыкальные интонации-семантемы являются материалом для создания образного состава музыкальной картины мира. Музыкальная семантика обуславливает и проверяет действие ассоциативного подхода, моделирующего музыкальную картину мира в психосфере слушателя. Из интонационной природы музыки вытекает известная специфическая эмоциональная доминанта музыкального содержания. Она служит основой аксиологического подхода, поскольку эмотивность является базой ценностного отношения. Именно в силу этого музыкальные образы генетически выступают как образы-ценности.

Наряду с вышеназванными, для развития миро-ориентации средствами музыки в качестве основного мы используем жанровый подход, так как жанр является одним из главных знаков-кодов музыкальной семантики. В жанрах закреплена способность интонации к типизации, к созданию «некоей образной «модели» мира, в которой все сущее обретало бы свою цель и свой порядок, сливалось бы в завершенную картину бытия...» [9, с. 18]. Тем самым жанровый подход включается в мирообразный: сферы музыкальной картины мира мы представляем жанрами, фиксирующими воззрения человека на основы мироздания, на природу, окружающий социум, на самого себя. Так, жанровое содержание мессы, литургии, симфонии моделирует сферу миропорядка; пастораль, ноктюрн, баркарола, музыкальная картина - сферу природы; сферу социума воссоздают песня, танец, марш, оратория, опера, балет; сфера человека воплощается в романсе, арии, элегии, лирической опере и пр. [14, с. 43-44]. При соответствующей методике учащиеся усваивают и содержащиеся в музыкальных жанрах образы-ценности, и значение жанров как «строителей» музыкальной картины мира, что служит выработке их ориентиров-регуляторов во внемузыкальной жизнедеятельности.

Мироориентация, развиваемая на основе произведений музыкального искусства, приобретает статус художественной, а точнее, музыкальной мироориентации. Она трактуется нами как способность ориентации в окружающем мире на основе музыкальной картины мира, включающую: 1) осведомленность о мире, о его системе и явлениях,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

35

полученную из произведений музыкального искусства, 2) умение распознавать содержащиеся в них образы-ценности, 3) умение на этой основе целе-направить свою жизнедеятельность.

Педагогика нового тысячелетия обогащается инновационными технологиями и методологическими основами, и одной из таких основ, по нашему убеждению, может стать понятие мироориентации, связанное с личностной картиной мира учащегося и ее действенной реализацией. Показательно и закономерно, что к этому подводят исследования ценностных и смысложизненных ориентаций. Оба вида формируются во взаимодействии «человек-мир» и являются компонентами для конструирования целостной мироориентации субъекта. Музыкальная картина мира, опираясь на закреплённое в жанрах содержание, на образы-ценности, создаваемые специфическим языком музыки, целостно моделирует реальность в ее онтологических сферах, активизирует познавательные и оценочные процессы, а также деятельностный подход в освоении мира. Дальнейшая разработка методологии и методики формирования музыкальной мироориентации, по нашему мнению, открывает новые перспективы в педагогике искусства.

Библиографический список

1. Адеева И.В. Ценностные ориентации молодёжи и характер их изменений в современном российском обществе: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 1995.- 161с.

2. АндрееваГ.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.

3. Антюхова Е.Ю. Социокультурные аспекты формирования смысложизненных ориентаций личности: Дис. ... канд. философ. наук. - М., 2004. - 159 с.

4. Барсова И.А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / отв. ред. Б.М. Кедров. - Л.: Наука. 1986. -С. 99-116.

5. Будаева Л.Н. Интеграция гуманитарных знаний как фактор развития ценностных ориентаций старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2001. - 194 с.

6. Герасимова Ж.В. Научный и философский дискурсы как актуальные формы рационально-реф-

лексивного сознания человека // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 29. -С. 73-79.

7. Кирьякова А.В. Мир - Я - Будущее // Оренбургский университет. - 2008. - №9 36 (945).

8. Кузнецова О.Ю. Ценностный мир авторской песни для детей и его педагогический потенциал // Известия Российского государственного пед. университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №9 12 - С. 126-133.

9. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Монография. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 256 с.

10. Моздор Н.В. Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе богословского и светского образования: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Ставрополь, 2007. - 25 с.

11. Плугина Н.А. Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве социума: Дис. ... канд. филос. наук. - Краснодар, 2005. -156 с.

12. Подвойский В.Г. Национальный характер как фактор хозяйственной жизни // Вестник российской академии наук. - 2004. - №9 2. - С. 138-146.

13. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе). - М., 1992. - 154 с.

14. Романова Л.В. Введение в теоретическое музыкознание. - Екатеринбург, 2005. - 181 с.

15. Романова Л.В. Дифференциация культурологического подхода в методологии художественного образования // Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. 17 марта 2009 г. -СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. - С. 274-283.

16. Соколова Е.В. Смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях реформирования российского общества: Дис. ... канд. соци-ол. наук. - Красноярск, 2006. - 172 с.

17. Хабибова Н.Е. Философский анализ понятия «ценностные ориентации»: онтол. и гносеол. аспекты: Дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2004. - 149 с.

18. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2004. - №9 6. - С. 5-11.

19. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2000. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.