Научная статья на тему 'Развитие художественной мироориентации подростков на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств: психологический аспект'

Развитие художественной мироориентации подростков на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств: психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
353
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ОБРАЗЫ-ЦЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ФРЕЙМИРОВАНИЯ / MUSICAL WORLD PICTURE / IMAGES VALUES / MUSIC PERCEPTION PSYCHOLOGY / MUSICAL IDEATION PSYCHOLOGY / FRAMING PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ермакова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются вопросы психологии развития ценностной мироориентации подростков средствами музыки, дана дефиниция понятия «музыкальная картина мира», представлен опыт применения в обучении фреймовых схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of art of world orientation at Musical Literature lessons at children''s art school: the psychological aspect

The article examines the developmental psychology of values of world orientation adolescents through music, given the definition of "musical picture of the world," describes the experience of the application of frame-based training schemes.

Текст научной работы на тему «Развитие художественной мироориентации подростков на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств: психологический аспект»

10. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск,

2002. - 385 с.

11. Jacobs S.R., Dodd D.K. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload // Journal of College Student Development. -

2003. - № 2. - Р. 23-28.

12. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs; Prentice - Hall, 1982. - 177 p.

13. Psychological stress and burnout in medical students: a five-year prospective longitudinal study / Guthrie E., Black D., Bagalkote H. et al. // JR. Soc. Med. - 1998. - № 91. - P. 237-243.

14. RossS., ClelandJ., MacleodM.J. Stress, debt and undergraduate medical student performance // Medical Education. - 2006. - № 40. - P. 584-589.

15. Santen S.A., HoltD.B., Kemp J.D. Burnout in Medical Students: Examining the Prevalence and Associated Factors // Southern Medical Journal. -2010. - № 103. - P. 758-763.

УДК 159.954

Ермакова Татьяна Николаевна

Смоленский государственный институт искусств

ermаkmuz@mаil. ги

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МИРООРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются вопросы психологии развития ценностной мироориентации подростков средствами музыки, дана дефиниция понятия «музыкальная картина мира», представлен опыт применения в обучении фреймовых схем.

Ключевые слова: музыкальная картина мира; образы-ценности; психология музыкального восприятия; психология музыкального мышления; психология фреймирования.

От того, какой образ мира формирует сегодняшнее образование - позитивный, жизнеутверждающий или разрушающий, агрессивный, зависит будущее страны. Отсутствие воспитывающей среды, деформация духовности российского общества оказывают негативное влияние на подростков. К тому же, в последние два десятилетия «образование как часть культурного процесса функционирует в ситуации "между" традиционной укоренившейся системой ценностей и новой, ещё только формирующейся, рыночной» [5, с. 102]. В условиях рынка утверждаются иные регулятивы человеческой деятельности, поэтому учреждения дополнительного образования в сфере культуры призваны обеспечить социокультурную адаптацию подрастающего поколения, помочь определиться в нравственном выборе.

Работая с подростками, обучающимися в детской школе искусств, над выработкой ориентаций, позволяющих сформировать перспективные жизненные позиции, мы обратились к искусству музыки, обладающему возможностью своими специфическими средствами воздействовать на формирование человека. Сегодня классическая музыка должна обязательно фигурировать в теории современного образования в качестве виртуального ориентира [7, с. 66]. Познание жизни через музыкальную картину мира, через её образы-ценности содержит в себе большой воспитательный потенциал, «музыка способна на гениальные открытия: показать нам, простым людям, как воспринимает мир выдающаяся, сильная личность, то есть то, что

мы, рядовые, не видим и не слышим в окружающем, и то, что необходимо пробуждать в себе» [12, с. 8].

Предмет «Музыкальная литература» в учебном плане детской школы искусств является синтезирующим, объединяющим в себе знания и узкоспециальные, и общегуманитарные, он способен не только дать знания о музыке, но и с её помощью дать представление о мире, помочь молодому человеку ориентироваться в нём. Развитая мироори-ентация, под которой мы понимаем способность ориентации в окружающем мире на основе личностной картины мира, умение распознать и целенап-равлять свою деятельность, необходима для успешной адаптации в социуме.

С точки зрения педагогики, как общей, так и музыкальной, ставя задачу развития художественной мироориентации младших подростков 10-13 лет, необходимо учитывать психологические особенности возраста, так как «будучи осведомленным, хотя бы в общих чертах, об "устройстве" и принципах работы "психологических механизмов", управляющих творческой деятельностью, владея соответствующими регулятивами, можно повысить продуктивность этой деятельности» [10, с. 5].

Вопросы психологии художественного творчества и необходимой для нашего исследования психологии музыкальной деятельности стали активно изучаться российскими учеными с начала ХХ века -это труды Л.С. Выготского о психологии искусства, Б.М. Теплова о психологии музыкальных способностей. В 70-х годах вышли труды Е.В. Назай-

© Ермакова Т.Н., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

91

кинского о психологии музыкального восприятия, М.Г. Арановского о проблемах музыкального мышления и др. К изучению психологии музыкальной деятельности сегодня обращаются Д.К. Кирнарс-кая, В.И. Петрушин, В.М. Подуровский, Г.М. Цы-пин и др.

Младший подростковый возраст является сен-зитивным периодом для присвоения духовно-нравственных ценностей. Поскольку в этом возрасте у младших подростков ещё только начинает складываться система ценностей, они готовы принять чужие ценностные ориентации, важно, чтобы учитель правильно расставил ценностные акценты, которые будут в дальнейшем способствовать более глубокому постижению смысла музыкальных произведений.

Остановимся на особенностях восприятия музыки и музыкального мышления младших подростков. Восприятие - одна из познавательных способностей человека, сущность которой состоит в воссоздании целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Через восприятие происходит становление, воспитание, социализация личности [11, с. 89]. В процессе постижения образов-ценностей музыки внимание преподавателя направлено на развитие музыкального восприятия учащихся, отражающего действительность в целостности, его результат -«активное пробуждение в слушателе его эмоций, его мыслей, его миропонимания» [12, с. 8]. Здесь возрастает роль знаний и накапливаемого музыкального опыта, развивается умение образного толкования произведений, вычленения средств музыкальной выразительности и их связей с образно-ценностным содержанием музыки. В восприятии музыкального произведения задействованы все ресурсы сознания: память, внимание, слух, интеллект, эмоции и другие механизмы, которые, при умелом педагогическом сопровождении, активно развиваются и способствуют осмысленному восприятию музыки, что является основой в формировании музыкальной картины мира и мироориен-тации учащихся. Процесс восприятия музыкального произведения проходит следующие этапы: выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; выявление главной идеи произведения - образа-ценности; перенесение образа во внемузыкальную действительность; нахождение в произведении, в его образе-ценности собственного личностного смысла.

В процессе распознавания ценностных мирооб-разов активизируется музыкальное мышление. Вопросы музыкального мышления рассматриваются в трудах М.Г. Арановского, В.М. Подуровского, А.Н. Сохора, Ю.Н. Холопова, и др. В младшем подростковом возрасте «становится активным весь комплекс "психологического строительного материала", необходимый для формирования музыкаль-

ного мышления, <.. .> интеллектуально-волевая активность способствует как возникновению внутренней мотивации, так и целеустремлённому "прохождению всего пути" процесса музыкального мышления» [9, с. 62], следовательно, психологически младший подросток способен к осмыслению и присвоению ценностных образов музыки, накопление которых ведет к формированию музыкальной картины мира.

В построении ценностной музыкальной картины мира и развитии мироориентации младших подростков задействованы различные виды мышления: наглядно-действенное, опирающееся на непосредственное восприятие музыки, определение средств музыкальной выразительности; наглядно-образное мышление, необходимое при распознавании образно-ценностного смысла музыкального произведения, при перенесении его во внемузы-кальную действительность; словесно-логическое мышление, необходимое для логических операций со специфическими музыкальными понятиями, например, в характеристике жанровой основы музыки, в определении составляющих музыкальной картины мира, в работе с фреймовыми схемами. Важную роль в освоении и присвоении образов-ценностей музыки играет ассоциативное мышление. От степени развития образного ассоциирования зависит полнота раскрываемого образа, его ценностного осознания, возможность перенесения его в жизненную ситуацию, когда первичное музыкальное восприятие объединяется с образами, идеями, находящимися в культурной памяти человечества, в индивидуальной памяти человека. Это позволяет установить связь между образом-ценностью музыки и возможностью личного переосмысления. В совокупности эти механизмы способствуют катарсическим процессам, помогают пережить минуты радости при общении с искусством. Как подчеркивает И.И. Ирхен, «это особо значимо для тех, кто ощущает в современных реалиях нехватку положительных эмоций и нуждается в художественно обобщенном опыте человечества» [6, с. 234].

В преподавании музыкальной литературы мы обратились к жанру как основному носителю образов, смыслов в музыке. Исследованию музыкальных жанров посвящены труды М.Ш. Бонфельда, Е.В. Назайкинского, Т.В. Поповой, А.Н. Сохора, и др. Педагогически востребованным является познавательный потенциал жанра. В.А. Цуккерман подчёркивает важнейшее свойство жанра - его способность отражать окружающую действительность, становиться документом своего времени: «Жизненное предназначение музыкальных жанров, понятое в самом широком смысле, связано с запечатлени-ем самых разнообразных сторон человеческой жизни через различные типы музыкальной выразительности» [13, с. 26]. Зная жизненное содержание жанра, используя образное мышление, учащиеся

переносят ценностный образ музыкального произведения во внемузыкальную действительность, рассматривают его место в собственной жизни.

В знакомстве с жанром важную роль играет используемый нами метод фреймирования учебного материала, который подразумевает схематичное представление знаний. Психолого-педагогические исследования выделяют эффективность применения когнитивных визуальных средств обучения в учебном процессе (Р.В. Гурина, Н.Н. Манько, М. Минский, Е.Е. Соколова, В.Э. Штейнберг и др.). Фрейм - это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия, которая, в отличие от ассоциаций, содержит данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия [3, с. 19]. Фреймовая схема - метод получения информации через зрительный канал восприятия, предполагающий использование в обучении сжатой информации в виде схем, рисунков, графиков. Метод фреймирования позволяет раскрыть учебный материал более разносторонне, удерживая в памяти его целостность. Поскольку на уроке музыкальной литературы в процессе обучения основное время, как правило, занимает словесный метод и звуковая наглядность, возникает напряженность слухового анализатора. «В то же время хорошо известно, что зрительное внимание особенно у детей и подростков, более стойко и лучше разви-

то, чем слуховое. <...> Существующая же практика преподавания музыкальной литературы недостаточно использует возможности зрительного анализатора» [8, с. 77]. Наш опыт работы с фреймовыми схемами «Музыкальная картина мира», «Портрет жанра», «Творческий портрет композитора» показывает, что при целенаправленном воздействии на центральную нервную систему через зрительный анализатор можно обострить слуховую чувствительность. В процессе слушания, соответствующего жанру произведения, обостряется слух обучающихся, в тоже время зрительная активность позволяет выделить черты жанра, обозначенные в фрейме «Портрет жанра», развивается рациональное мышление, логика и последовательность рассуждений.

Рассмотрим рабочий фрагмент урока. На 2 году изучения музыкальной литературы (тема года «В поисках ценностей мира»), во II четверти в теме «Портрет жанра» учащиеся знакомятся с жанром пасторали. В процессе рассказа учителя обучающиеся заполняют фрейм (схема №1), заполнение фрейма также может быть домашним заданием к следующему уроку. Заполнение фрейма (как и подготовка рассказа о жанре) ведется всегда по единому плану: 1. Этимология термина - изначальный смысл; 2. Происхождение - когда и где родился; 3. Предназначение - для чего существует; 4. Ми-рообразное содержание - о чём говорит, что выра-

6. Бах, Вивальди, Гайдн, Бетховен, Чайковский, Свиридов, Шнитке и др.

1. От латинского (pastoraHs) -пастушеский 4— 2.Родилась во времена античности из пастушеской поэзии, рисующей сельскую жизнь на фоне природы.

1 г —►

5. Музыка пасторали выражена в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, чаще это неспешное повествование. Характерны размеры 6/8, 12/8. Используется имитация звучания пастушеского рожка, пения птиц, звуков природы.

г

н

4. Образы-ценности музыкальной картины мира: человек, природа. Облагороженная сельская жизнь, протекающая на фоне природы.

/

3. Пастораль предназначена для воплощения в инструментальной, вокальной, оперной музыке идиллических образов природы поэтизирующих мирную сельскую жизнь.

Рис. 1. Фрейм «Пастораль. Портрет жанра»

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

жает; 5. Черты формы - какими средствами отличается (признаки); 6. Композиторы - кто писал в данном жанре.

В качестве музыкальных иллюстраций на уроке звучат: фрагмент второй части Пасторальной симфонии (№6, F-dur) Бетховена, «Сцена у ручья», где мы слышим журчание ручья, пение соловья (флейта), голоса кукушки (кларнет) и перепела (гобой); пастораль из Сюиты в старинном стиле Шнитке. Характеризуя черты жанра, обучающиеся опираются на фреймовую схему, что способствует развитию логического мышления, умению говорить. В опоре на фрейм ученик всегда готов дать осмысленный, убедительный ответ. На этапе сформированных умений работы с фреймами развивается самостоятельность учащихся, которые без помощи учителя подбирают материал для заполнения схем [4].

Из осмысленных, усвоенных и присвоенных подростком образов-ценностей музыки, складывается музыкальная картина мира, в основе которой находится личностный жизненный смысл учащегося. Под музыкальной картиной мира мы подразумеваем представление человека о мире, о своём месте в нём, о взаимоотношениях с природой, с обществом, с самим собой, полученное из произведений музыкального искусства. В научной литературе исследование проблемы построения в сознании индивида картины мира, фиксирующей целостную систему воззрений человека на мир, представлено в трудах А.Н. Леонтьева, Б.С. Мейлаха,

B.С. Мухиной, В.В. Петухова, Л.В. Романовой,

C.Д. Смирнова и др. В научной школе Е.Ю. Артемьевой картина мира трактуется как семантический слой системы отношений и эмоционально целостное ядро личности, система определенных отношений человека к миру [1, с. 14]. Процесс формирования картины мира непосредственно связан с формированием мировоззрения обучающихся, для становления которых важен младший подростковый возраст, так как в этом возрасте делаются первые попытки самостоятельного осмысления, оценивания окружающей действительности. Формирование музыкальной картины мира проходит несколько этапов, непосредственно переходящих из одного в другой: восприятие нового образа-ценности, определение места образа-ценности в онтологических сферах (миропорядок, природа, человек, социум), музыкальной картины мира, осмысление и преломление его через собственное «Я»; собственно формирование музыкальной картины мира через постижение и накопление образов-ценностей музыкального искусства.

Таким образом, задача развития мироориента-ции посредством формирования картины мира средствами музыки, включающая знания учащихся о структуре картины мира, о наполняющих её образах-ценностях, является средством достижения главной цели нашего исследования - закрепления

в сознании младших подростков образов-ценностей музыкальной картины мира как необходимых ориентиров собственной жизни. В процессе обучения в сознании подростка происходит постепенное накопление образов-ценностей, их жизненных аналогий, оценочных суждений; сохраняясь в виде относительно постоянных ценностных ориентиров, они закрепляются в морально-ценностной сфере, становятся фундаментом субъективного мировосприятия подростка. Мы солидарны с Н.В. Сусловой [9, с. 6,] в том, что в развитии личности необходимо единство, синтез законов искусства и психологии.

Библиографический список

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. - М.: Наука: Смысл, 1999. - 350 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

3. Гурина Р.В., Соколов, Е.Е. Фреймовое представление знаний. - М.: Народ, образование; НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с.

4. Ермакова Т.Н. Жанровый подход и методика фреймирования в курсе музыкальной литературы ДМШ-ДШИ // Искусство и Образование. 2011. -№ 6. - С. 85-93.

5. Ирхен И.И. Контекстуальный анализ художественного образования и духовности современного российского общества // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия, социология, политология, культурология. - 2010. -№ 14. - С. 231-235.

6. Ирхен И.И. Образование в области культуры и искусства как феномен современного культурного процесса // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2011. - № 5. - С. 102-108.

7. Костецкий В.В. Философия музыки в пространстве теории образования // Педагогика. -2012. - № 2. - С. 58-66.

8. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. - М.: Музыка, 1982. - 224 с.

9. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

10. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

11. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 731 с.

12. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки: Исследование. - М.: Музыка, 1990. - 320 с.

13. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / ред. и сост. серии М. Сабинина, М. Гринберг, Д. Житомирский. - М.: Музыка, 1964. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.