Научная статья на тему 'Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания студентов-медиков'

Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
571
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ / СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ / STRUCTURALLY-DYNAMIC CHANGES / TRANSFORMATION GENERAL AND SPECIFIC NATURAL LAWS / REGULATION PSYCHOLOGICAL MECHANISMS / MENTAL BURNOUT STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

В статье представлены обоснование и результаты исследования закономерностей трансформации состояния психического выгорания в психические свойства и психологических механизмов, ее обеспечивающих, у студентов-медиков. Полученные данные являются основанием в разработке модели системы регуляции состояния психического выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological mechanisms of regulation of the mental burnout condition of medic students

The substantiation and results of research of laws of transformation of a mental burnout condition in mental properties and psychological mechanisms, it's providing in medic students are presented in article. Obtained data are the basis in development of system model of regulation of a mental burnout condition.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания студентов-медиков»

УДК: 159.944

Молчанова Людмила Николаевна

доктор психологических наук Курский государственный медицинский университет [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

В статье представлены обоснование и результаты исследования закономерностей трансформации состояния психического выгорания у студентов-медиков. Полученные данные являются основанием для разработки модели системы регуляции состояния психического выгорания.

Ключевые слова: структурно-динамические изменения, общие и специфические закономерности трансформации, психологические механизмы регуляции, состояние психического выгорания.

Медицинская деятельность как особый вид практической профессиональной . деятельности предъявляет к профессиональной подготовке будущих специалистов-медиков и личностным качествам особые требования, что отражается на уровне их психосоматического здоровья. Содержание и условия учебного процесса, характеризующиеся интенсивными учебными нагрузками, частыми эмоционально напряженными ситуациями зачетов и экзаменов, нарушениями режима труда, отдыха и питания, психовегетативные особенности, низкий уровень коммуникативных способностей и навыков саморегуляции студентов-медиков приводят к тому, что значительная их часть подвержены влиянию психического выгорания [11; 13]. Так, по данным трехлетнего исследования распространенности психического выгорания, депрессии и поведенческих расстройств, среди студентов семи американских медицинских колледжей у более 52% всех респондентов выявлены симптомы его разной степени выраженности [14]. Частота психического выгорания среди студентов медицинских вузов Голландии, Англии достигает 24-26% [15].

В настоящее время сложилось научное представление, согласно которому психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [6; 7; 12]. Исследовательский интерес к психическому выгоранию в большей степени сосредоточен в отношении его феноменологии, гене-за, социально-психологической и индивидуально-личностной детерминации [1; 2]. Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов. К числу наиболее значимых относятся: структурный, процессуальный, структурно-процессуальный подходы [1; 5-7; 9; 12]. При этом проблема регуляции состояния психического выгорания характеризуется малой изученностью [3; 4]. Следует отметить, что, несмотря на стабильно возрастающий интерес к проблеме психического выгорания, довольно распространенные структур-

ный и процессуальный подходы не позволяют составить единого представления о психологических механизмах его регуляции. Приведенные аргументы обеспечивают актуальность и цель настоящего исследования, которая состоит в исследовании психологических механизмов регуляции состояния психического выгорания у студентов-медиков. Достижение цели реализуется через решение следующих задач: во-первых, исследование закономерностей трансформации состояния психического выгорания; во-вторых, исследование закономерностей проявлений психологических механизмов, её обеспечивающих.

Согласно предлагаемому нами структурно-процессуальному подходу, психическое выгорание представляет собой динамичную структуру, характеризуется фазностью и имеет свою специфику, общую для представителей профессий помогающего типа [5; 6; 9]. Под регуляцией состояния психического выгорания рассматриваем процесс, реализующийся в закономерностях возникновения его фаз: «напряжение», «резистенция» и «истощение», а также тенденциях и закономерностях структурно-динамических изменений в каждой фазе, которые обеспечиваются психологическими механизмами возникновения и трансформации. В понимании психологических механизмов возникновения и трансформации состояния психического выгорания придерживаемся научной позиции Д.В. Четверикова [10] о «психологическом механизме». Так, под психологическими механизмами трансформации состояния психического выгорания понимаем системы внутренних регуляторных факторов, проявляющих свое действие во всех фазах («напряжение», «резистенция», «истощение») состояния психического выгорания, а под психологическими механизмами возникновения состояния психического выгорания - системы внутренних регуляторных факторов, проявляющих свое действие лишь в отдельных фазах. Опираясь на результаты исследований К.К. Платонова о взаимосвязи друг с другом и взаимопереходе всех трех уровней форм психических явлений (психических процессов, психических состояний и свойств личности) [8], следуя структурно-процессуальной логике, мы выдвину-

Средние значения показателей фаз психического выгорания студентов лечебного факультета, полученные с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, соответствуют среднему уровню выраженности: «напряжение» - Хср=37,44±15,71 и «истощение» -Хср=45,37±15,4. Средние значения фазы «резистен-ция» достигли уровня сформированности: Хср=66,98±15,74. Исследование средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания студентов лечебного факультета осуществлялось с использованием опросника на выгорание MBI (С. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), и также указало на средний уровень их выраженности: «эмоциональное истощение» - Хср=24,30±8,53, «деперсонализация» - X =12,01±5,53, «редукция личных достижений» -X =29,48±7,00.

Сравнительный анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета в его различных фазах позволил установить следующие общие тенденции в его динамике:

- умеренный уровень выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех фазах;

- увеличение уровня выраженности средних значений показателей всех структурных элементов: «эмо-

Таблица1

Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания студентов лечебного факультета в его различных фазах (U-критерий Манна-Уитни, р<0,05; U"3Mn<U)

Фазы выгорания Структурные элементы Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)

Хср. ± Ух Качественный (1)-(2) Хср. ± Ух Качественный (2)-(3) Хср. ± Ух Качественный (1)-(3)

U3Mn. р U3Mn. р U3Mn. р

«эмоциона льное истощение» 21,72 ± 6,53 Средний уровень выраженности 3429,5* 0,047 24,28 ± 8,59 Средний уровень выражен-ности 5736,0* 0,027 26,88 ± 7,02 Средний уровень выражен-ности 2134,0* 0,0001

«деперсонализ ация» 10,06 ± 3,84 Средний уровень выражен-ности 3435,5* 0,049 11,98 ± 5,57 Средний уровень выражен-ности 5729,0* 0,026 13,52 ± 4,93 Средний уровень выражен-ности 2135,5* 0,0001

«редукция личных достижений» 27,33 ± 6,58 Средний уровень выражен-ности 3421,5* 0,044 29,43 ± 7,05 Средний уровень выражен-ности 5736,5* 0,027 31,67 ± 5,08 Средний уровень выражен-ности 2129,0* 0,0001

Примечание: * - значимость различий.

ли предположение о том, что с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания наблюдается усиление взаимосвязей между всеми его структурными элементами. Повторяющиеся в каждой фазе структурно-динамические изменения состояния психического выгорания рассматриваем как закономерности его трансформации. В фазе «истощение» состояния психического выгорания ожидается наличие самой высокой степени интегрированности взаимосвязей его структурных элементов между собой, что позволяет выдвинуть предположение о его трансформации в другую группу психических явлений - свойства.

Изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания, а также закономерностей психологических механизмов, его обеспечивающих, осуществлялось в 2011 году на базе Курского государственного медицинского университета среди 133 студентов 2-го курса лечебного факультета с использованием следующих психодиагностических методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) и опросника на выгорание MBI (C. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), опросника «Индивидуальный стиль саморегуляции» В.И. Моро-сановой, теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методики определения уровня рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономарёвой.

Таблица 2

Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «напряжение» у студентов лечебного факультета

Наименование элемента 1 2 3

1. Эмоциональное истощение 1,00 0,51* -

2. Деперсонализация 0,51* 1,00 -

З.Редукция личных достижений - - 1,00

Примечание: * - статистическая значимость при р<0,05.

Таблица 3

Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «резистенция» у студентов лечебного факультета

Наименование элемента 1 2 3

1. Эмоциональное истощение 1,00 0,52** 0,33*

2. Деперсонализация 0,52** 1,00 -

З.Редукция личных достижений 0,33* - 1,00

Примечания: ** - статистическая значимость при р<0,01;

* - статистическая значимость при р<0,05.

Таблица 4

Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «истощение» у студентов лечебного факультета

Наименование элемента 1 2 3

1. Эмоциональное истощение 1,00 0,81** 0,61**

2. Деперсонализация 0,81** 1,00 0,83*

3.Редукция личных достижений 0,61** 0,83* 1,00

Примечания: ** - статистическая значимость при р<0,01;

* - статистическая значимость при р<0,05.

циональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений» в фазе «истощение»;

- преобладание более высоких средних значений показателей всех структурных элементов в фазе «истощение»;

- статистически значимые различия в уровнях выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех его фазах (табл. 1).

Изучение динамики взаимосвязей структурных элементов состояния психического выгорания между собой у студентов лечебного факультета осуществлялось с использованием корреляционного анализа Пирсона, по результатам которого были выявлены закономерности структурно-динамических изменений в фазе «истощение»: значимое увеличение уровня выраженности структурного элемента «эмоциональное истощение», самые тесные и интегрированные взаимосвязи между структурными элементами «эмоциональное истощение» и «деперсонализация», самые интегрированные взаимосвязи всех структурных элементов между собой (табл. 2-4), что позволяет подтвердить предположение о его трансформации в другую группу психических явлений - свойства, и вызывает необходимость исследования общих и специфических закономерностей проявлений психологических механизмов, её обеспечивающих.

В ходе исследования закономерностей проявлений психологических механизмов трансформации

состояния психического выгорания в свойства, реализованного с помощью методики определения уровня рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой, теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, опросника «Индивидуальный стиль саморегуляции» В.И. Моросановой, множественного регрессионного анализа (обратного пошагового метода), у студентов лечебного факультета выявлены как общие закономерности, сохраняющие свое действие во всех фазах состояния психического выгорания, так и специфические, проявляющие свое влияние лишь в определенных фазах. Общие закономерности проявлений психологических механизмов состояния психического выгорания представлены содержательно-структурными характеристиками рефлексивно-смысловых, а специфические - стилевых особенностей саморегуляции и ценностно-мотивационных механизмов.

Рефлексивно-смысловые механизмы трансформации состояния психического выгорания включают показатели ретроспективной рефлексии и цели в жизни как смысложизненной ориентации: в фазе «напряжение»: (ß=-0,85 при р=0,000), (R=0,77, F= 11,15, КМД=0,59, df=5,60, p=0,000) и (ß=-1,1 при р=0,042), (R=0,73, F=4,06, КМД=0,54, df=6,59, p=0,002), в фазе «резистенция»: (ß=-0,90 при р=0,0003), (R=0,75, F=5,47, КМД=0,56, df=5,60, p=0,0003) и (ß=-0,71 при р=0,016), (R=0,73, F=2,33, КМД=0,54, df=6,59, p=0,043), в фазе «истощение»: (ß=-1,1 при р=0,000), (R=0,92, F=66,53, КМД=0,85,

а^5,60, р=0,000) и (Р=-1,1 при р=0,000), (R=0,70, F=9,37, КМД=0,49, df=6,59, р=0,000) соответственно. Таким образом, отсутствие четкой жизненной цели, склонности к анализу выполненной в прошлом деятельности, предпосылок, мотивов и причин произошедшего, результатов и допущенных ошибок рассматривается как механизм возникновения, реализации и трансформации состояния психического выгорания.

Специфические закономерности механизмов саморегуляции как механизмов возникновения состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета представлены содержательно-структурными и динамическими характеристиками. Содержание структуры стилевых механизмов регуляции состояния психического выгорания в фазе «истощение» характеризуется таким стилем, как программирование (Р=-0,53 при р=0,001), ^=0,76, F=ПД0, КМД=0,57, df=7,58, р=0,000). Таким образом, неумение и нежелание продумывать последовательность своих действий выступает механизмом трансформации состояния психического выгорания в свойства.

Структура рефлексивно-смысловых механизмов возникновения состояния психического выгорания представлена следующим образом: в фазе «напряжение» показателем локус контроля-Я (Р=-0,90 при р=0,006), (R=0,73, F=4,06, КМД=0,54, df=6,59, р=0,002), в фазе «резистенция» показателями актуальной (Р=-0,53 при р=0,008), перспективной (Р=-0,57 при р=0,030), коммуникативной рефлексии (Р=-0,83 при р=0,001), а также общей рефлексивностью (Р=1,80 при р=0,003) (R=0,75, F=5,47, КМД=0,56, df=5,60, р=0,0003).

Таким образом, возникновение состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета в фазе «напряжение» обусловлено убежденностью в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. Отсутствие достаточной степени сформированности коммуникативных качеств, актуальной рефлексии, характеризующейся непосредственным самоконтролем поведения в текущей профессионально-образовательной ситуации, требующей срочного её анализа и принятия решения с минимальным временем на его обдумывание, соотнесение своих действий с ситуацией и их координацией в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием, перспективной рефлексии, характеризующейся анализом предстоящей деятельности, тщательным планированием и прогнозированием, а также недостаточная степень сформированности коммуникативных качеств характеризуют реализацию состояния психического выгорания в фазе «резистенция».

Динамические характеристики психологических механизмов возникновения состояния психического выгорания у студентов лечебного факуль-

тета детерминируют его наибольшую выраженность по типу «оптимума». Максимум выраженности состояния психического выгорания в фазе «напряжение» зарегистрирован при средней саморегуляции и рефлексивности, а также при низком и высоком уровне осмысленности жизни. Реализация состояния психического выгорания в фазе «ре-зистенция» осуществляется при низкой и средней саморегуляции и среднем уровне рефлексивности. Трансформация состояния психического выгорания в фазе «истощение» происходит при средней саморегуляции, низких уровнях рефлексивности и осмысленности жизни.

Полученные результаты являются основанием в разработке модели системы регуляции состояния психического выгорания студентов-медиков, в которой, согласно логике структурно-динамических представлений о его трансформации в свойства, в роли системообразующего элемента выступают рефлексивно-смысловые механизмы.

Библиографический список

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

2. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010. - 25 с.

3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

4. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): Автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М., 2009. - 22 с.

5. Молчанова Л.Н., Старкова Е.Е. Трансформация состояния психического выгорания в личностные свойства как проявление профессиональной деформации представителей профессий помогающего типа // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2013. -№ 3. - С. 40-44.

6. НикишинаВ.Б., МолчановаЛ.Н., Недуруева Т.В. Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение. - Курск, 2007. - 381 с.

7. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.

8. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.

9. Профессионально-личностные деформации врачей: феноменология, генезис, детерминация, измерение / В.Б. Никишина, И.В. Запесоцкая, А.Г. Дроздов, Л.Н. Молчанова. - М. : Изд-во РГСУ «Союз», 2010. - 688 с.

Развитие художественной мироориентации подростков на уроках музыкальной литературы..,

10. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск,

2002. - 385 с.

11. Jacobs S.R., DoddD.K. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload // Journal of College Student Development. -

2003. - № 2. - Р. 23-28.

12. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs; Prentice - Hall, 1982. - 177 p.

13. Psychological stress and burnout in medical students: a five-year prospective longitudinal study / Guthrie E., Black D., Bagalkote H. et al. // JR. Soc. Med. - 1998. - № 91. - P. 237-243.

14. RossS., ClelandJ., MacleodM.J. Stress, debt and undergraduate medical student performance // Medical Education. - 2006. - № 40. - P. 584-589.

15. Santen S.A., HoltD.B., Kemp J.D. Burnout in Medical Students: Examining the Prevalence and Associated Factors // Southern Medical Journal. -2010. - № 103. - P. 758-763.

УДК 159.954

Ермакова Татьяна Николаевна

Смоленский государственный институт искусств

ermаkmuz@mаil. ш

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МИРООРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются вопросы психологии развития ценностной мироориентации подростков средствами музыки, дана дефиниция понятия «музыкальная картина мира», представлен опыт применения в обучении фреймовых схем.

Ключевые слова: музыкальная картина мира; образы-ценности; психология музыкального восприятия; психология музыкального мышления; психология фреймирования.

От того, какой образ мира формирует сегодняшнее образование - позитивный, жизнеутверждающий или разрушающий, агрессивный, зависит будущее страны. Отсутствие воспитывающей среды, деформация духовности российского общества оказывают негативное влияние на подростков. К тому же, в последние два десятилетия «образование как часть культурного процесса функционирует в ситуации "между" традиционной укоренившейся системой ценностей и новой, ещё только формирующейся, рыночной» [5, с. 102]. В условиях рынка утверждаются иные регулятивы человеческой деятельности, поэтому учреждения дополнительного образования в сфере культуры призваны обеспечить социокультурную адаптацию подрастающего поколения, помочь определиться в нравственном выборе.

Работая с подростками, обучающимися в детской школе искусств, над выработкой ориентаций, позволяющих сформировать перспективные жизненные позиции, мы обратились к искусству музыки, обладающему возможностью своими специфическими средствами воздействовать на формирование человека. Сегодня классическая музыка должна обязательно фигурировать в теории современного образования в качестве виртуального ориентира [7, с. 66]. Познание жизни через музыкальную картину мира, через её образы-ценности содержит в себе большой воспитательный потенциал, «музыка способна на гениальные открытия: показать нам, простым людям, как воспринимает мир выдающаяся, сильная личность, то есть то, что

мы, рядовые, не видим и не слышим в окружающем, и то, что необходимо пробуждать в себе» [12, с. 8].

Предмет «Музыкальная литература» в учебном плане детской школы искусств является синтезирующим, объединяющим в себе знания и узкоспециальные, и общегуманитарные, он способен не только дать знания о музыке, но и с её помощью дать представление о мире, помочь молодому человеку ориентироваться в нём. Развитая мироори-ентация, под которой мы понимаем способность ориентации в окружающем мире на основе личностной картины мира, умение распознать и целенап-равлять свою деятельность, необходима для успешной адаптации в социуме.

С точки зрения педагогики, как общей, так и музыкальной, ставя задачу развития художественной мироориентации младших подростков 10-13 лет, необходимо учитывать психологические особенности возраста, так как «будучи осведомленным, хотя бы в общих чертах, об "устройстве" и принципах работы "психологических механизмов", управляющих творческой деятельностью, владея соответствующими регулятивами, можно повысить продуктивность этой деятельности» [10, с. 5].

Вопросы психологии художественного творчества и необходимой для нашего исследования психологии музыкальной деятельности стали активно изучаться российскими учеными с начала ХХ века -это труды Л.С. Выготского о психологии искусства, Б.М. Теплова о психологии музыкальных способностей. В 70-х годах вышли труды Е.В. Назай-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.