УДК: 159.944
Молчанова Людмила Николаевна
доктор психологических наук Курский государственный медицинский университет molchanowa.liuda@yandex.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В статье представлены обоснование и результаты исследования закономерностей трансформации состояния психического выгорания у студентов-медиков. Полученные данные являются основанием для разработки модели системы регуляции состояния психического выгорания.
Ключевые слова: структурно-динамические изменения, общие и специфические закономерности трансформации, психологические механизмы регуляции, состояние психического выгорания.
Медицинская деятельность как особый вид практической профессиональной . деятельности предъявляет к профессиональной подготовке будущих специалистов-медиков и личностным качествам особые требования, что отражается на уровне их психосоматического здоровья. Содержание и условия учебного процесса, характеризующиеся интенсивными учебными нагрузками, частыми эмоционально напряженными ситуациями зачетов и экзаменов, нарушениями режима труда, отдыха и питания, психовегетативные особенности, низкий уровень коммуникативных способностей и навыков саморегуляции студентов-медиков приводят к тому, что значительная их часть подвержены влиянию психического выгорания [11; 13]. Так, по данным трехлетнего исследования распространенности психического выгорания, депрессии и поведенческих расстройств, среди студентов семи американских медицинских колледжей у более 52% всех респондентов выявлены симптомы его разной степени выраженности [14]. Частота психического выгорания среди студентов медицинских вузов Голландии, Англии достигает 24-26% [15].
В настоящее время сложилось научное представление, согласно которому психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [6; 7; 12]. Исследовательский интерес к психическому выгоранию в большей степени сосредоточен в отношении его феноменологии, гене-за, социально-психологической и индивидуально-личностной детерминации [1; 2]. Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов. К числу наиболее значимых относятся: структурный, процессуальный, структурно-процессуальный подходы [1; 5-7; 9; 12]. При этом проблема регуляции состояния психического выгорания характеризуется малой изученностью [3; 4]. Следует отметить, что, несмотря на стабильно возрастающий интерес к проблеме психического выгорания, довольно распространенные структур-
ный и процессуальный подходы не позволяют составить единого представления о психологических механизмах его регуляции. Приведенные аргументы обеспечивают актуальность и цель настоящего исследования, которая состоит в исследовании психологических механизмов регуляции состояния психического выгорания у студентов-медиков. Достижение цели реализуется через решение следующих задач: во-первых, исследование закономерностей трансформации состояния психического выгорания; во-вторых, исследование закономерностей проявлений психологических механизмов, её обеспечивающих.
Согласно предлагаемому нами структурно-процессуальному подходу, психическое выгорание представляет собой динамичную структуру, характеризуется фазностью и имеет свою специфику, общую для представителей профессий помогающего типа [5; 6; 9]. Под регуляцией состояния психического выгорания рассматриваем процесс, реализующийся в закономерностях возникновения его фаз: «напряжение», «резистенция» и «истощение», а также тенденциях и закономерностях структурно-динамических изменений в каждой фазе, которые обеспечиваются психологическими механизмами возникновения и трансформации. В понимании психологических механизмов возникновения и трансформации состояния психического выгорания придерживаемся научной позиции Д.В. Четверикова [10] о «психологическом механизме». Так, под психологическими механизмами трансформации состояния психического выгорания понимаем системы внутренних регуляторных факторов, проявляющих свое действие во всех фазах («напряжение», «резистенция», «истощение») состояния психического выгорания, а под психологическими механизмами возникновения состояния психического выгорания - системы внутренних регуляторных факторов, проявляющих свое действие лишь в отдельных фазах. Опираясь на результаты исследований К.К. Платонова о взаимосвязи друг с другом и взаимопереходе всех трех уровней форм психических явлений (психических процессов, психических состояний и свойств личности) [8], следуя структурно-процессуальной логике, мы выдвину-
Средние значения показателей фаз психического выгорания студентов лечебного факультета, полученные с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, соответствуют среднему уровню выраженности: «напряжение» - Хср=37,44±15,71 и «истощение» -Хср=45,37±15,4. Средние значения фазы «резистен-ция» достигли уровня сформированности: Хср=66,98±15,74. Исследование средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания студентов лечебного факультета осуществлялось с использованием опросника на выгорание MBI (С. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), и также указало на средний уровень их выраженности: «эмоциональное истощение» - Хср=24,30±8,53, «деперсонализация» - X =12,01±5,53, «редукция личных достижений» -X =29,48±7,00.
Сравнительный анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета в его различных фазах позволил установить следующие общие тенденции в его динамике:
- умеренный уровень выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех фазах;
- увеличение уровня выраженности средних значений показателей всех структурных элементов: «эмо-
Таблица1
Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания студентов лечебного факультета в его различных фазах (U-критерий Манна-Уитни, р<0,05; U"3Mn<U)
Фазы выгорания Структурные элементы Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)
Хср. ± Ух Качественный (1)-(2) Хср. ± Ух Качественный (2)-(3) Хср. ± Ух Качественный (1)-(3)
U3Mn. р U3Mn. р U3Mn. р
«эмоциона льное истощение» 21,72 ± 6,53 Средний уровень выраженности 3429,5* 0,047 24,28 ± 8,59 Средний уровень выражен-ности 5736,0* 0,027 26,88 ± 7,02 Средний уровень выражен-ности 2134,0* 0,0001
«деперсонализ ация» 10,06 ± 3,84 Средний уровень выражен-ности 3435,5* 0,049 11,98 ± 5,57 Средний уровень выражен-ности 5729,0* 0,026 13,52 ± 4,93 Средний уровень выражен-ности 2135,5* 0,0001
«редукция личных достижений» 27,33 ± 6,58 Средний уровень выражен-ности 3421,5* 0,044 29,43 ± 7,05 Средний уровень выражен-ности 5736,5* 0,027 31,67 ± 5,08 Средний уровень выражен-ности 2129,0* 0,0001
Примечание: * - значимость различий.
ли предположение о том, что с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания наблюдается усиление взаимосвязей между всеми его структурными элементами. Повторяющиеся в каждой фазе структурно-динамические изменения состояния психического выгорания рассматриваем как закономерности его трансформации. В фазе «истощение» состояния психического выгорания ожидается наличие самой высокой степени интегрированности взаимосвязей его структурных элементов между собой, что позволяет выдвинуть предположение о его трансформации в другую группу психических явлений - свойства.
Изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания, а также закономерностей психологических механизмов, его обеспечивающих, осуществлялось в 2011 году на базе Курского государственного медицинского университета среди 133 студентов 2-го курса лечебного факультета с использованием следующих психодиагностических методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) и опросника на выгорание MBI (C. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), опросника «Индивидуальный стиль саморегуляции» В.И. Моро-сановой, теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методики определения уровня рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономарёвой.
Таблица 2
Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «напряжение» у студентов лечебного факультета
Наименование элемента 1 2 3
1. Эмоциональное истощение 1,00 0,51* -
2. Деперсонализация 0,51* 1,00 -
З.Редукция личных достижений - - 1,00
Примечание: * - статистическая значимость при р<0,05.
Таблица 3
Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «резистенция» у студентов лечебного факультета
Наименование элемента 1 2 3
1. Эмоциональное истощение 1,00 0,52** 0,33*
2. Деперсонализация 0,52** 1,00 -
З.Редукция личных достижений 0,33* - 1,00
Примечания: ** - статистическая значимость при р<0,01;
* - статистическая значимость при р<0,05.
Таблица 4
Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «истощение» у студентов лечебного факультета
Наименование элемента 1 2 3
1. Эмоциональное истощение 1,00 0,81** 0,61**
2. Деперсонализация 0,81** 1,00 0,83*
3.Редукция личных достижений 0,61** 0,83* 1,00
Примечания: ** - статистическая значимость при р<0,01;
* - статистическая значимость при р<0,05.
циональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений» в фазе «истощение»;
- преобладание более высоких средних значений показателей всех структурных элементов в фазе «истощение»;
- статистически значимые различия в уровнях выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех его фазах (табл. 1).
Изучение динамики взаимосвязей структурных элементов состояния психического выгорания между собой у студентов лечебного факультета осуществлялось с использованием корреляционного анализа Пирсона, по результатам которого были выявлены закономерности структурно-динамических изменений в фазе «истощение»: значимое увеличение уровня выраженности структурного элемента «эмоциональное истощение», самые тесные и интегрированные взаимосвязи между структурными элементами «эмоциональное истощение» и «деперсонализация», самые интегрированные взаимосвязи всех структурных элементов между собой (табл. 2-4), что позволяет подтвердить предположение о его трансформации в другую группу психических явлений - свойства, и вызывает необходимость исследования общих и специфических закономерностей проявлений психологических механизмов, её обеспечивающих.
В ходе исследования закономерностей проявлений психологических механизмов трансформации
состояния психического выгорания в свойства, реализованного с помощью методики определения уровня рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой, теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, опросника «Индивидуальный стиль саморегуляции» В.И. Моросановой, множественного регрессионного анализа (обратного пошагового метода), у студентов лечебного факультета выявлены как общие закономерности, сохраняющие свое действие во всех фазах состояния психического выгорания, так и специфические, проявляющие свое влияние лишь в определенных фазах. Общие закономерности проявлений психологических механизмов состояния психического выгорания представлены содержательно-структурными характеристиками рефлексивно-смысловых, а специфические - стилевых особенностей саморегуляции и ценностно-мотивационных механизмов.
Рефлексивно-смысловые механизмы трансформации состояния психического выгорания включают показатели ретроспективной рефлексии и цели в жизни как смысложизненной ориентации: в фазе «напряжение»: (ß=-0,85 при р=0,000), (R=0,77, F= 11,15, КМД=0,59, df=5,60, p=0,000) и (ß=-1,1 при р=0,042), (R=0,73, F=4,06, КМД=0,54, df=6,59, p=0,002), в фазе «резистенция»: (ß=-0,90 при р=0,0003), (R=0,75, F=5,47, КМД=0,56, df=5,60, p=0,0003) и (ß=-0,71 при р=0,016), (R=0,73, F=2,33, КМД=0,54, df=6,59, p=0,043), в фазе «истощение»: (ß=-1,1 при р=0,000), (R=0,92, F=66,53, КМД=0,85,
а^5,60, р=0,000) и (Р=-1,1 при р=0,000), (R=0,70, F=9,37, КМД=0,49, df=6,59, р=0,000) соответственно. Таким образом, отсутствие четкой жизненной цели, склонности к анализу выполненной в прошлом деятельности, предпосылок, мотивов и причин произошедшего, результатов и допущенных ошибок рассматривается как механизм возникновения, реализации и трансформации состояния психического выгорания.
Специфические закономерности механизмов саморегуляции как механизмов возникновения состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета представлены содержательно-структурными и динамическими характеристиками. Содержание структуры стилевых механизмов регуляции состояния психического выгорания в фазе «истощение» характеризуется таким стилем, как программирование (Р=-0,53 при р=0,001), ^=0,76, F=ПД0, КМД=0,57, df=7,58, р=0,000). Таким образом, неумение и нежелание продумывать последовательность своих действий выступает механизмом трансформации состояния психического выгорания в свойства.
Структура рефлексивно-смысловых механизмов возникновения состояния психического выгорания представлена следующим образом: в фазе «напряжение» показателем локус контроля-Я (Р=-0,90 при р=0,006), (R=0,73, F=4,06, КМД=0,54, df=6,59, р=0,002), в фазе «резистенция» показателями актуальной (Р=-0,53 при р=0,008), перспективной (Р=-0,57 при р=0,030), коммуникативной рефлексии (Р=-0,83 при р=0,001), а также общей рефлексивностью (Р=1,80 при р=0,003) (R=0,75, F=5,47, КМД=0,56, df=5,60, р=0,0003).
Таким образом, возникновение состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета в фазе «напряжение» обусловлено убежденностью в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. Отсутствие достаточной степени сформированности коммуникативных качеств, актуальной рефлексии, характеризующейся непосредственным самоконтролем поведения в текущей профессионально-образовательной ситуации, требующей срочного её анализа и принятия решения с минимальным временем на его обдумывание, соотнесение своих действий с ситуацией и их координацией в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием, перспективной рефлексии, характеризующейся анализом предстоящей деятельности, тщательным планированием и прогнозированием, а также недостаточная степень сформированности коммуникативных качеств характеризуют реализацию состояния психического выгорания в фазе «резистенция».
Динамические характеристики психологических механизмов возникновения состояния психического выгорания у студентов лечебного факуль-
тета детерминируют его наибольшую выраженность по типу «оптимума». Максимум выраженности состояния психического выгорания в фазе «напряжение» зарегистрирован при средней саморегуляции и рефлексивности, а также при низком и высоком уровне осмысленности жизни. Реализация состояния психического выгорания в фазе «ре-зистенция» осуществляется при низкой и средней саморегуляции и среднем уровне рефлексивности. Трансформация состояния психического выгорания в фазе «истощение» происходит при средней саморегуляции, низких уровнях рефлексивности и осмысленности жизни.
Полученные результаты являются основанием в разработке модели системы регуляции состояния психического выгорания студентов-медиков, в которой, согласно логике структурно-динамических представлений о его трансформации в свойства, в роли системообразующего элемента выступают рефлексивно-смысловые механизмы.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
2. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010. - 25 с.
3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
4. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): Автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М., 2009. - 22 с.
5. Молчанова Л.Н., Старкова Е.Е. Трансформация состояния психического выгорания в личностные свойства как проявление профессиональной деформации представителей профессий помогающего типа // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2013. -№ 3. - С. 40-44.
6. НикишинаВ.Б., МолчановаЛ.Н., Недуруева Т.В. Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение. - Курск, 2007. - 381 с.
7. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
8. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.
9. Профессионально-личностные деформации врачей: феноменология, генезис, детерминация, измерение / В.Б. Никишина, И.В. Запесоцкая, А.Г. Дроздов, Л.Н. Молчанова. - М. : Изд-во РГСУ «Союз», 2010. - 688 с.
Развитие художественной мироориентации подростков на уроках музыкальной литературы..,
10. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск,
2002. - 385 с.
11. Jacobs S.R., DoddD.K. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload // Journal of College Student Development. -
2003. - № 2. - Р. 23-28.
12. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs; Prentice - Hall, 1982. - 177 p.
13. Psychological stress and burnout in medical students: a five-year prospective longitudinal study / Guthrie E., Black D., Bagalkote H. et al. // JR. Soc. Med. - 1998. - № 91. - P. 237-243.
14. RossS., ClelandJ., MacleodM.J. Stress, debt and undergraduate medical student performance // Medical Education. - 2006. - № 40. - P. 584-589.
15. Santen S.A., HoltD.B., Kemp J.D. Burnout in Medical Students: Examining the Prevalence and Associated Factors // Southern Medical Journal. -2010. - № 103. - P. 758-763.
УДК 159.954
Ермакова Татьяна Николаевна
Смоленский государственный институт искусств
ermаkmuz@mаil. ш
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МИРООРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются вопросы психологии развития ценностной мироориентации подростков средствами музыки, дана дефиниция понятия «музыкальная картина мира», представлен опыт применения в обучении фреймовых схем.
Ключевые слова: музыкальная картина мира; образы-ценности; психология музыкального восприятия; психология музыкального мышления; психология фреймирования.
От того, какой образ мира формирует сегодняшнее образование - позитивный, жизнеутверждающий или разрушающий, агрессивный, зависит будущее страны. Отсутствие воспитывающей среды, деформация духовности российского общества оказывают негативное влияние на подростков. К тому же, в последние два десятилетия «образование как часть культурного процесса функционирует в ситуации "между" традиционной укоренившейся системой ценностей и новой, ещё только формирующейся, рыночной» [5, с. 102]. В условиях рынка утверждаются иные регулятивы человеческой деятельности, поэтому учреждения дополнительного образования в сфере культуры призваны обеспечить социокультурную адаптацию подрастающего поколения, помочь определиться в нравственном выборе.
Работая с подростками, обучающимися в детской школе искусств, над выработкой ориентаций, позволяющих сформировать перспективные жизненные позиции, мы обратились к искусству музыки, обладающему возможностью своими специфическими средствами воздействовать на формирование человека. Сегодня классическая музыка должна обязательно фигурировать в теории современного образования в качестве виртуального ориентира [7, с. 66]. Познание жизни через музыкальную картину мира, через её образы-ценности содержит в себе большой воспитательный потенциал, «музыка способна на гениальные открытия: показать нам, простым людям, как воспринимает мир выдающаяся, сильная личность, то есть то, что
мы, рядовые, не видим и не слышим в окружающем, и то, что необходимо пробуждать в себе» [12, с. 8].
Предмет «Музыкальная литература» в учебном плане детской школы искусств является синтезирующим, объединяющим в себе знания и узкоспециальные, и общегуманитарные, он способен не только дать знания о музыке, но и с её помощью дать представление о мире, помочь молодому человеку ориентироваться в нём. Развитая мироори-ентация, под которой мы понимаем способность ориентации в окружающем мире на основе личностной картины мира, умение распознать и целенап-равлять свою деятельность, необходима для успешной адаптации в социуме.
С точки зрения педагогики, как общей, так и музыкальной, ставя задачу развития художественной мироориентации младших подростков 10-13 лет, необходимо учитывать психологические особенности возраста, так как «будучи осведомленным, хотя бы в общих чертах, об "устройстве" и принципах работы "психологических механизмов", управляющих творческой деятельностью, владея соответствующими регулятивами, можно повысить продуктивность этой деятельности» [10, с. 5].
Вопросы психологии художественного творчества и необходимой для нашего исследования психологии музыкальной деятельности стали активно изучаться российскими учеными с начала ХХ века -это труды Л.С. Выготского о психологии искусства, Б.М. Теплова о психологии музыкальных способностей. В 70-х годах вышли труды Е.В. Назай-