Научная статья на тему 'Закономерности трансформации состояния психического выгорания в личностные свойства у представителей профессий помогающего типа'

Закономерности трансформации состояния психического выгорания в личностные свойства у представителей профессий помогающего типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ / СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИИ ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА / МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / STRUCTURAL-PROCESSUAL ANALYSIS / PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF REGULATION / BURNOUT CONDITION / PROFESSIONAL DIFFERENTIATION / GENERAL AND SPECIFIC LAWS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

Изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа в другую группу психических явлений позволит разработать универсальную, независимо от специфики условий и содержания профессиональной деятельности, модель его регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Laws of burnout transformation into the personal properties of representatives of the trades of the helping type

The general estimation of the research space of burnout testifies that scientific interest is basically concentrated on the study of phenomenology, structures, genesis, social-psychological and individual-personal determination. Thus, the problem of regulation of the burnout condition, its interrelations with personal properties is characterised by a small level of scrutiny. Besides, despite the consistently increasing interest in the burnout problem, structural and remedial approaches do not allow to make a uniform representation about the psychological mechanisms of its regulation. According to the structural-processual approach the regulation of the burnout condition is the process realised in laws of occurrence of its phases, tendencies and laws of structural-dynamic changes in each phase, provided for by psychological mechanisms. Following the results of the researches by A.O. Prokhorov about the interrelations between mental conditions and properties, and following the structural-processual logic, we have assumed that with each transition from one phase to another the burnout condition shows in stronger interrelations between all its structural elements, and in interrelations of structural elements with mental properties; mental properties depend on the burnout condition. In the phase "exhaustion" the highest degree of integration of interrelations of its structural elements among themselves and with mental properties, the influence of high expressiveness of the burnout condition on mental properties that can lead to its transformation in another group of mental phenomena mental properties is expected. The laws of transformation of the burnout condition into mental properties in our case were its structural-dynamic changes repeating in each phase for all representatives of the trades of the helping type. The purpose of the research was the study of laws of burnout condition transformation into mental properties by example of representatives of the trades of the helping type, which will allow to develop a universal model of its regulation. The results of the research allowed to draw a conclusion that all representatives of the trades of the helping type (medical, pedagogical workers), irrespective of their professional distinctions, show identical tendencies and laws of structural-dynamic changes of the burnout condition, which are due to the structure of their helping activities.

Текст научной работы на тему «Закономерности трансформации состояния психического выгорания в личностные свойства у представителей профессий помогающего типа»

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 203-208

УДК 159.96:316.343.652

Л.Н. Молчанова

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ

ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА

Изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа в другую группу психических явлений позволит разработать универсальную, независимо от специфики условий и содержания профессиональной деятельности, модель его регуляции.

Ключевые слова: структурно-динамические изменения; закономерности трансформации; состояние психического выгорания; профессии помогающего типа; межпрофессиональная дифференциация.

Общая оценка исследовательского пространства психического выгорания свидетельствует о том, что научный интерес в основном сосредоточен на изучении феноменологии, структуры, генеза, социально-психологической и индивидуально-личностной детерминации [1-3]. При этом проблема регуляции состояния психического выгорания, его взаимосвязей с личностными свойствами характеризуется малой изученностью [4-6]. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на стабильно возрастающий интерес к проблеме психического выгорания, структурный и процессуальный подходы не позволяют составить единого представления о психологических механизмах его регуляции.

Согласно предлагаемому нами структурнопроцессуальному подходу под регуляцией состояния психического выгорания понимаем процесс, реализующийся в закономерностях возникновения его фаз: «напряжение», «резистенция» и «истощение», а также тенденциях и закономерностях структурно-динамических изменений в каждой фазе, которые обеспечиваются психологическими механизмами. Опираясь на результаты исследований А.О. Прохорова [7-9] о существовании взаимосвязей между психическими состояниями и свойствами и следуя структурнопроцессуальной логике, мы выдвинули предположение о том, что с каждым переходом состояния психического выгорания из одной фазы в другую проявляется, с одной стороны, увеличение степени интегрированности взаимосвязей между всеми его структурными элементами, а с другой - взаимосвязей структурных элементов с личностными свойствами. В фазе «истощение» состояния психического выгорания ожидается наличие самой высокой степени интегрированности взаимосвязей его структурных элементов между собой и с личностными свойствами, влияние высокой выраженности состояния психического выгорания на личностные свойства, что может привести к его трансформации в другую группу психических явлений - личностные свойства. Под закономерностями трансформации состояния психического выгорания в личностные свойства рассматриваем повторяющиеся в каждой фазе у всех представителей профессий помогающего типа его структурно-динамические изменения.

Целью настоящего исследования явилось изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа в личностные свойства, что позволит разработать универсальную модель его регуляции.

Для реализации цели исследования на базах медицинских и общеобразовательных, а также центров социального обслуживания г. Курска и Курской области были обследованы медицинские (184 человека), педагогические (240 человек) и социальные работники (138 человек) с использованием следующих психодиагностических методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [9]; опросник психического выгорания В.Е. Орла [10]; опросник психического выгорания А.А. Рукавишникова [11], 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла [9].

В исследованиях, посвященных изучению соотно-симости состояния психического выгорания и длительности профессиональной деятельности, наблюдаются противоречивые результаты: в одних исследованиях указана зависимость нарастания его выраженности [12, 13], в других - отсутствие [14, 15], в третьих - наличие и-образной инвертированной зависимости [3]. Именно поэтому в исследовательский контекст мы включили изучение влияния длительности профессиональной деятельности на трансформацию состояния психического выгорания.

Средние значения показателей состояния психического выгорания, полученные по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [9], достигли уровня диагностируемых значений во всех его фазах у педагогических работников, только в фазах «резистенция» и «истощение» - у медицинских и социальных работников (табл. 1).

Изучение динамики состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) в аспекте межпрофессиональной дифференциации указало на значимость различий в уровнях выраженности средних значений показателей фаз «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение». Полученные результаты свидетельствуют о несоотносимости фаз состояния психического выгорания с этапами длительности профессиональной деятельности (табл. 2-4).

Изучение средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания у медицинских работников осуществлялось с использованием опросника психического выгорания В.Е. Орла [10], согласно которому в содержании изучаемого состояния выделяют три элемента: «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности»; у

педагогических и социальных работников - с помо- нии рассматривают следующие элементы: «пси-

щью опросника психического выгорания А.А. Рука- хоэмоциональное истощение», «личностное отдале-

вишникова [11], в соответствии с которым в состоя- ние» и «профессиональная мотивация».

Т а б л и ц а 1

Средние значения показателей состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников)

Представители профессий помогающего типа Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение»

Хср ± Ол Качественный показатель Хср ± Ох Качественный показатель Хср ± Ох Качественный показатель

Медицинские работники 32,03 ± 4,74 Не сформирована 53,43 ± 4,87 В стадии формирования 39,02 ± 4,82 В стадии формирования

Педагогические работники 41,47 ± 4,56 В стадии формирования 54,43 ± 4,69 В стадии формирования 42,10 ± 4,55 В стадии формирования

Социальные работники 36,08 ± 4,87 Не сформирована 49,76 ± 4,86 В стадии формирования 37,66 ± 4,98 В стадии формирования

Примечание. Хср - среднее значение показателя; ах - стандартное отклонение.

Т а б л и ц а 2

Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания медицинских работников с различной длительностью профессиональной деятельности (и-критерий Манна — Уитни; р < 0,05; и эмп < Цкр)

Этапы длительности Фаза «напряжение» -«резистенция» «резистенция» -«истощение»

«напряжение» «резистенция» «истощение»

Хср ± Ох Качественный показатель Хср ± Ох Качественный показатель Хср ± Ох Качестен-ный показатель иэмп р иэмп р

До 5 лет 29,05 ± 4,35 Не сформирована 46,87 ± 4,61 В стадии формирования 33,70 ± 4,27 Не сформирована 717,0** 0,000 872,0** 0,0007

От 5 до 10 лет 24,38 ± 4,35 Не сформирована 50,33 ± 5,18 В стадии формирования 35,33 ± 4,71 Не сформирована 414,5** 1,0Е-6 630,0** 0,020

Свыше 10 лет 37,87 ± 4,98 В стадии формирования 59,10 ± 4,71 В стадии формирования 44,22 ± 5,05 В стадии формирования 1895,0** 0,000 2335,5** 3,0Е-5

Примечание. Здесь и далее в таблицах звездочками показана значимость различий.

Т а б л и ц а 3

Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания педагогических работников с различной длительностью профессиональной деятельности (и-критерий Манна — Уитни; р < 0,05; и\мп < икр)

Этапы длительности Фаза «напряжение» -«резистенция» «резистенция» -«истощение»

«напряжение» «резистенция» «истощение»

Хср ± Ох Качественный показатель Хср ± Ох Качественный показатель Хср ± Ох Качестен-ный показатель иэмп р иэмп р

До 5 лет 32,38 ± 3,74 Не сформирована 50,00 ± 4,20 В стадии формирования 33,93 ± 3,75 В стадии формирования 421,0* 1,0Е-6 487,5* 1,0Е-5

От 5 до 10 лет 39,25 ± 4,10 В стадии формирования 60,66 ± 4,46 Сформи- рована 45,22 ± 4,48 В стадии формирования 697,0* 4,73Е-9 1055,5* 0,0002

Свыше 10 лет 43,56 ± 3,34 В стадии формирования 53,78 ± 4,79 В стадии формирования 42,81 ± 4,65 В стадии формирования 25052,0* 2,0Е-6 23932,0* 6,63Е-8

Т а б л и ц а 4

Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания социальных работников с различной длительностью профессиональной деятельности (и-критерий Манна — Уитни; р < 0,05; и эмп < икр)

Этапы длительности Фаза «напряжение» -«резистенция» «резистенция» -«истощение»

«напряжение» «резистенция» «истощение»

Хср ± Ох Качественный показатель Хср ± Ох Качественный показатель Хср ± Ох Качестен-ный показатель иэмп р иэмп р

До 5 лет 28,04 ± 4,68 Не сформирована 35,23 ± 4,31 Не сформирована 25,23 ± 3,85 Не сформирована 1976,0* 0,007 1809,5* 0,001

От 5 до 10 лет 31,79 ± 4,37 Не сформирована 48,39 ± 4,14 В стадии формирования 37,16 ± 4,80 В стадии формирования 1498,5* 0,000 1797,0* 0,000

Свыше 10 лет 51,81 ± 4,93 В стадии формирования 69,84 ± 4,77 Сфор- мирована 53,95 ± 5,27 В стадии формирования 959,5* 0,000 1068,5* 0,0007

Анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания указал на средний уровень их выраженности у всех представителей профессий помогающего типа:

- у медицинских работников: «психоэмоциональное истощение» - Хср = 32,94 ± 3,63 балла; «деперсонализация» - Хср = 27,22 ± 3,13 балла; «самооценка профессиональной эффективности» - Хср = 29,29 ± 3,57 балла;

- у педагогических и социальных работников:

«психоэмоциональное истощение» - Хср = 33,64 ± 3,86; Хср = 29,52 ± 3,80 балла соответственно; «личностное отдаление» - Хср = 32,01 ± 3,86; Хср = 32,52 ± 3,52 балла соответственно, «профессиональная мотивация» -

Хср = 24,88 ± 3,60; Хср = 24,44 ± 3,53 балла соответственно.

Проведенный с помощью И-критерия Манна - Уитни попарный сравнительный анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у всех представителей профессий помогающего типа позволил установить следующие общие тенденции в его динамике (см. табл. 5-7):

- средние значения показателей структурных элементов состояния психического выгорания соответствуют умеренному уровню выраженности;

- нарастание уровня выраженности средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «личностное отдаление», «профессиональная мотивация» во всех фазах состояния психического выгорания и достижение максимальных значений в фазе «истощение» у педагогических и социальных работников, а также нарастание уровня выра-

женности средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» и убывание уровня выраженности структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» состояния психического выгорания у медицинских работников;

- преобладание более высоких средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» («личностное отдаление»), «профессиональная мотивация» и более низкого среднего значения структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» в фазе «истощение» состояния психического выгорания;

- статистически значимые различия в уровнях выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех его фазах.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в каждой последующей фазе состояния психического выгорания, в сравнении с предыдущей, значимо усиливается уровень истощения эмоциональных, физических и энергетических ресурсов представителей профессий помогающего типа, характеризующийся снижением эмоционального фона, равнодушным или эмоциональным перенасыщением. Также значимо увеличивается уровень дезадаптации, проявляющейся в уменьшении количества контактов, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к коллегам, клиентам, ученикам или пациентам, возрастает ощущение неуспеха в профессиональной деятельности, своей профессиональной некомпетентности в работе с людьми.

Т а б л и ц а 5

Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у медицинских работников (и-критерий Манна — Уитни; р < 0,05; и эмп < икр)

Струк- турные элемен- ты Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)

Хср ± О, Качественный показатель (1)-(2) Хср ± О, Качественный показатель (2) (3) Хср ± О, Каче- ствен- ный показа- тель (1)-(3)

иэмп р иэмп р иэмп р

«Пси- хоэмоци- ональное истоще- ние» 29,25 ± ± 3,72 Средний уровень выраженно- сти 1114,0* 0,00001 32,11 ± ± 3,56 Средний уровень выраженно- сти 1352,0* 0,00001 32,73 ± ± 3,73 Сред- ний уровень выра- женно- сти 1177,5* 0,032

«Депер- сонализа- ция» 20,08 ± ± 3,6 Средний уровень выраженно- сти 1608,5* 0,050 21,08 ± ± 3,52 Средний уровень выраженно- сти 1802,5* 0,013 22,34 ± ± 3,50 Сред- ний уровень выра- женно- сти 1179,5* 0,033

«Самооценка профес-сиональ-ной эф-фектив-ности» 27,36 ± ± 2,6 Средний уровень выраженно- сти 1595,0* 0,042 22,35 ± ± 2,66 Средний уровень выраженно- сти 1686,0* 0,020 16,49 ± ± 2,60 Сред- ний уровень выра- женно- сти 1208,0* 0,049

Т а б л и ц а 6

Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у педагогических работников (и-критерий Манна — Уитни; р < 0,05; и*эмп. < икр.)

Структурные элементы Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)

Хср ± О, Качествен-ный показатель (1)-(2) Хср ± О, Каче- ственный показа- тель (3) )-( (2) Хср ± О, Каче- ственный показа- тель (1)-(3)

иэмп р иэмп р иэмп р

«Пси- хоэмоци- ональное истоще- ние» 30,10 ± ± 3,79 Средний уровень выра- женности 10846,5* 0,047 32,62 ± ± 3,45 Средний уровень выра- женности 11570,5* 0,000 36,69 ± ± 3,74 Средний уровень выра- женности 12105,5* 0,000012

«Лич- ностное отдале- ние» 27,46 ± ± 3,48 Средний уровень выра- женности 10817,0* 0,043 29,42 ± ± 3,36 Средний уровень выра- женности 11737,5* 0,000 31,15 ± ± 3,49 Средний уровень выра- женности 12993,5* 0,0005

«Профес-сиональ-ная мотивация» 13,64 ± ± 3,66 Средний уро- вень выра- жен- ности 9631,0* 0,001 19,19 ± ± 3,64 Средний уровень выра- женности 15209,0* 0,008 24,23 ± ± 3,53 Средний уровень выра- женности 14517,5* 0,046

Т а б л и ц а 7

Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у социальных работников (и-критерий Манна — Уитни; р < 0,05; и эмп < икр)

Структурные элементы Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)

Хср ± О, Каче- ственный показа- тель (1)-(2) Хср ± О, Каче- ственный показа- тель (2)-(3) Хср ± О, Каче- ственный показа- тель (1)-(3)

иэмп р иэмп р иэмп р

«Пси- хоэмоцио- нальное истоще- ние» 31,14 ± ± 3,85 Средний уровень выра- женности 307,0* 0,005 32,12 ± ± 3,85 Средний уровень выра- женности 445,0* 0,049 32,53± ± 3,79 Средний уровень выра- женности 473,0* 0,000

«Личностное отдаление» 32,32 ± ± 3,46 Средний уровень выра- женности 336,5* 0,001 35,64 ± ± 3,49 Средний уровень выра- женности 279,0* 0,017 39,78± ± 3,41 Средний уровень выра- женности 466,5* 0,000

«Профес-сиональ-ная мотивация» 16,87 ± ± 3,07 Средний уровень выра- женности 667,5* 0,000 19,69 ± ± 3,06 Средний уровень выра- женности 394,5* 0,010 23,32± ± 2,79 Средний уровень выра- женности 618,5* 0,031

Изучение динамики взаимосвязей структурных элементов состояния психического выгорания между собой и с показателями личностных свойств, измеряемых с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла [9], в его различных фазах у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) осуществлялось с использованием корреляционного анализа Пирсона. По результатам анализа были выявлены следующие общие закономерности:

- у всех представителей профессий помогающего типа взаимосвязи показателей структурных элементов состояния психического выгорания отличаются во всех его фазах по тесноте и уровню значимости;

- в фазе «напряжение» выявлена значимая корре-

ляционная взаимосвязь между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» у медицинских работников

(г = 0,53*), «психоэмоциональное истощение» и

«личностное отдаление» у педагогических работников (г = 0,43*); «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» у социальных работников (г = 0,63*);

- в фазе «резистенция» установлены значимые и высокозначимые корреляционные взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г = 0,71**), «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» (г = 0,68*) у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (г = 0,81**), «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» у педагогических работников (г = 0,68*); «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (г = 0,71**), «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» у социальных работников (г = 0,68*);

- в фазе «истощение» у всех представителей профессий помогающего типа обнаружены значимые и высокозначимые корреляционные взаимосвязи между всеми структурными элементами состояния психического выгорания;

- самые тесные взаимосвязи во всех трех фазах зафиксированы между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (в фазе «напряжение» г = 0,53*, в фазе «резистенция» г = 0,71**, в фазе «истощение» г = 0,85**) у медицин-

ских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (в фазе «напряжение»

г = 0,43*, в фазе «резистенция» г = 0,81**, в фазе «истощение» г = 0,95**) у педагогических работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (в фазе «напряжение» г = 0,63*, в фазе «резистенция» г = 0,71**, в фазе «истощение» г = 0,75**) у социальных работников;

- с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания проявляется усиление взаимосвязей между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация»,

«деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление», «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» у педагогических и социальных работников;

- степень интегрированности взаимосвязей показателей структурных элементов состояния психического выгорания между собой и с личностными свойствами (моральной нормативностью и самодисциплиной) у всех представителей профессий помогающего типа является самой высокой в фазе «истощение» (табл. 8-10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т а б л и ц а 8

Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств в различных фазах у медицинских работников

Показатель Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение»

ПИ Д СПЭ ПИ Д СПЭ ПИ Д СПЭ

О - - -0,73** -0,27" - -0,69" -0,93** -0,72** -0,93**

Qз - - - - - -0,35* -0,87** -0,64** -0,81**

Примечание. Здесь и далее в таблицах: * - статистическая достоверность при уровне значимости р < 0,05; ** - статистическая достоверность при уровне значимости р < 0,001; Д - деперсонализация; СПЭ -самооценка профессиональной эффективности; О - моральная нормативность; ЛО - личностное отдаление; Qз - самодисциплина; ПМ - профессиональная мотивация; ПИ - психоэмоциональное истощение.

Т а б л и ц а 9

Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств в различных фазах у педагогических работников

Показатель Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение»

ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ

О -0,90** -0,33** -0,17* -0,20** -0,93** -0,43** -0,79**

Qз -0,95** -0,43** 0,88** -0,95** -0,49** -0,95**

Т а б л и ц а 10

Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств

в различных фазах у социальных работников

Показатель Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение»

ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ ПИ ЛО ПМ

О -0,72** -0,52** -0,62** -0,38** -0,92** -0,95** -0,58** -0,86**

Qз -0,39** -0,96** -0,96** -0,47** -0,61**

Анализ средних значений показателей личностных свойств у представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) в различных фазах состояния психического выгорания указал на следующие общие тенденции в фазе «истощение»: низкий уровень выраженности показателей моральной нормативности (О) и самодисциплины ^3) (у медицинских работников:

О(Хср) = 3,92 ± 2,57 балла и Qз(Xср) = 3,93 ± 0,73 балла; у педагогических работников: О(Хср) = 3,99 ± ± 1,58 балла и Qз(Xср) = 3,76 ± 1,94 балла; у социальных работников: О(Хср) = 3,95 ± 0,22 балла и

Q3(Xср) = 3,90 ± 1,95 балла), что свидетельствует о проявлениях безответственности и неорганизованности; статистическую достоверность различий в уровнях выраженности показателей моральной нормативности: иэмп = 1,5 при р = 0,000 и самодисциплины иэмп = 72,0 при р = 0,000 у медицинских работников; у педагогических работников: моральной нормативности: иэмп = 469,0 при р = 0,000 и самодисциплины иэмп = 424,0 при р = 0,000, у социальных работников: моральной нормативности: иэмп = 0,0 при р =

= 0,000 и самодисциплины иэмп = 0,0 при р = 0,000, что свидетельствует о влиянии психического выгора-

ния на возникновение безответственности и неорганизованности.

Таким образом, у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических и социальных работников) в аспекте межпрофессиональ-ной дифференциации наблюдаются одинаковые тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в фазе «истощение»: значимое увеличение уровня выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение», наличие наиболее тесных и интегрированных взаимосвязей между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» («личностное отдаление»), а также наиболее интегрированных взаимосвязей всех структурных элементов между собой и с личностными свойствами (моральная нормативность и самодисциплина), влияние состояния психического выгорания на личностные свойства (моральная нормативность и самодисциплина). Выявленные тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в фазе «истощение» свидетельствуют о его трансформации в личностные свойства (моральная нормативность и самодисциплина).

ЛИТЕРАТУРА

1. ВодопьяноваН.Е., СтарченковаЕ.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 336 с.

2. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук.

Ярославль, 2010. 25 с.

3. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Институт психологии РАН, 2005. 330 с.

4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. : Питер, 2005. 412 с.

5. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов

средней и высшей школы) : автореф. ... дис. канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.

6. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М. : Наука, 1998. 152 с.

7. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань : Из-во Казанского ун-та, 1994. 146 с.

8. Прохоров А. О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 3. С. 9-17.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : БАХРАХ-М, 2007. 672 с.

10. Орел В.Е., Сенин И.Г. Опросник психического выгорания для работников социальных профессий. Ярославль : Психодиагностика, 2005. 12 с.

11. Рукавишников А.А. Опросник «психического выгорания» для учителей. Ярославль : Психодиагностика, 2001. 14 с.

12. Елькин И.О., Алиева Н.Ф. Возрастные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов-дефектологов // Системная интеграция в здра-

воохранении. 2011. № 4(15). С. 39-51. URL: http://www.sys.int.ru

13. Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) : сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. С. 100-102.

14. Гредюшко О.П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы // Вестник ТГППУ. 2009. № 2-3 (17-18). С. 29-34.

15. Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997.

Vol. 34(1). P. 22-26.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 октября 2013 г.

Molchanova Ludmila N. Kursk State Medical University (Kursk, Russian Federation).

LAWS OF BURNOUT TRANSFORMATION INTO THE PERSONAL PROPERTIES OF REPRESENTATIVES OF THE TRADES OF THE HELPING TYPE.

Key words: structural-processual analysis; psychological mechanisms of regulation; burnout condition; professional differentiation; general and specific laws.

The general estimation of the research space of burnout testifies that scientific interest is basically concentrated on the study of phenomenology, structures, genesis, social-psychological and individual-personal determination. Thus, the problem of regulation of the burnout condition, its interrelations with personal properties is characterised by a small level of scrutiny. Besides, despite the consistently increasing interest in the burnout problem, structural and remedial approaches do not allow to make a uniform representation about the psychological mechanisms of its regulation. According to the structural-processual approach the regulation of the burnout condition is the process realised in laws of occurrence of its phases, tendencies and laws of structural-dynamic changes in each phase, provided for by psychological mechanisms. Following the results of the researches by A.O. Prokhorov about the interrelations between mental conditions and properties, and following the structural-processual logic, we have assumed that with each transition from one phase to another the burnout condition shows in stronger interrelations between all its structural elements, and in interrelations of structural elements with mental properties; mental properties depend on the burnout condition. In the phase "exhaustion" the highest degree of integration of interrelations of its structural elements among themselves and with mental properties, the influence of high expressiveness of the burnout condition on mental properties that can lead to its transformation in another group of mental phenomena - mental properties - is expected. The laws of transformation of the burnout condition into mental properties in our case were its structural-dynamic changes repeating in each phase for all representatives of the trades of the helping type. The purpose of the research was the study of laws of burnout condition transformation into mental properties by example of representatives of the trades of the helping type, which will allow to develop a universal model of its regulation. The results of the research allowed to draw a conclusion that all representatives of the trades of the helping type (medical, pedagogical workers), irrespective of their professional distinctions, show identical tendencies and laws of structural-dynamic changes of the burnout condition, which are due to the structure of their helping activities.

REFERENCES

1. Vodop'yanovaN.E., StarchenkovaE.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. SPb. : Piter, 2005. 336 s.

2. Volkanevskiy S.V. Refleksivnost' kak determinanta sindroma ''psikhicheskogo vygoraniya'' lichnosti : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Yaroslavl',

2010. 25 s.

3. Orel V.E. Sindrom psikhicheskogo vygoraniya lichnosti. M. : Institut psikhologii RAN, 2005. 330 s.

4. WinE.P. Psikhofiziologiya sostoyaniy cheloveka. SPb. : Piter, 2005. 412 s.

5. Kurapova I.A. Nravstvenno-tsennostnaya regulyatsiya emotsional'nogo vygoraniya v professional'noy deyatel'nosti (na primere pedagogov sredney i

vysshey shkoly) : avtoref. . dis. kand. psikhol. nauk. M., 2009. 22 s.

6. Prokhorov A.O. Psikhologiya neravnovesnykh sostoyaniy. M. : Nauka, 1998. 152 s.

7. Prokhorov A.O. Psikhicheskie sostoyaniya i ikh funktsii. Kazan' : Iz-vo Kazanskogo un-ta, 1994. 146 s.

8. Prokhorov A.O. Funktsional'nye struktury psikhicheskikh sostoyaniy // Psikhologicheskiy zhurnal. 1996. T. 17, № 3. S. 9-17.

9. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy : ucheb. posobie. Samara : BAKhRAKh-M, 2007. 672 s.

10. Orel V.E., SeninI.G. Oprosnik psikhicheskogo vygoraniya dlya rabotnikov sotsial'nykh professiy. Yaroslavl' : Psikhodiagnostika, 2005. 12 s.

11. RukavishnikovA.A. Oprosnik ''psikhicheskogo vygoraniya'' dlya uchiteley. Yaroslavl' : Psikhodiagnostika, 2001. 14 s.

12. El'kin I.O., Alieva N.F. Vozrastnye determinanty emotsional'nogo vygoraniya u pedagogov-defektologov // Sistemnaya integratsiya v zdravookhrane-

nii. 2011. № 4(15). S. 39-51. URL: http://www.sys.int.ru

13. Luk'yanov V.V. Empatiya, professional'nyy stazh i osobennosti sindroma emotsional'nogo vygoraniya u psikhiatrov-narkologov // Problemy issledo-vaniya sindroma ''vygoraniya'' i puti ego korrektsii u spetsialistov ''pomogayushchikh'' professiy (v meditsinskoy, psikhologicheskoy i pedagog-icheskoy praktike) : sb. nauch. st. / pod red. V.V. Luk'yanova, S.A. Podsadnogo. Kursk : Kursk. gos. un-t, 2007. S. 100-102.

14. Gredyushko O.P. Emotsional'noe vygoranie prepodavateley vysshey shkoly // Vestnik TGPPU. 2009. № 2-3 (17-18). S. 29-34.

15. Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34(1). P. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.