ционная психология: Хрестоматия / под общ. ред. Л.В. Винокурова, И.И. Скрипника. - СПб.: Питер, 2000. - С. 227-234.
2. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
3. МорозовЮ.И., Паповян С.С. Системный подход к исследованию психологической структуры социальных систем // Организационная психология: Хрестоматия / под общ. ред. Л.В. Винокурова, И.И. Скрипника. - СПб.: Питер, 2000. - С. 62-71.
4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 528 с.
6. Пригожин А.И. Социология организаций. -М.: Наука, 1980. - 319 с.
7. Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 412 с.
УДК: 159.944.4:378.724:364.6:614.23
Молчанова Людмила Николаевна
кандидат психологических наук Курский государственный медицинский университет molchanowa.liuda@yandex.ru
СТРУКТУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА
В статье дается эмпирическое обоснование закономерностей процесса трансформации состояния психического выгорания в свойства саморегуляции личности (моральную недобросовестность и импульсивность) у представителей всех помогающих профессий, независимо от меж профессиональной дифференциации.
Ключевые слова: структурно-процессуальный анализ, трансформация, закономерности, состояние психического выгорания.
Общая оценка исследовательского пространства психического выгорания свидетельствует о том, что научный интерес в основном сосредоточен на изучении феноменологии, структуры, генеза, социально-психологической и индивидуально-личностной детерминации [2; 3; 6]. При этом проблема регуляции состояния психического выгорания, его взаимоотношения с личностными свойствами характеризуется малой изученностью [4-6]. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на стабильно возрастающий интерес к проблеме психического выгорания, структурный и процессуальный подходы не позволяют составить единого представления о психологических механизмах его регуляции.
Согласно предлагаемому нами структурно-процессуальному подходу под регуляцией состояния психического выгорания понимаем систему психологических механизмов, обеспечивающих структурно-динамические изменения в процессе его возникновения и трансформации. Следуя структурнопроцессуальной логике, с каждым переходом из одной фазы в другую проявляется, с одной стороны, усиление взаимосвязей между всеми его структурными элементами, а с другой - взаимосвязей структурных элементов со свойствами саморегуляции личности. Первая фаза («напряжение») характеризуется невысокой степенью интеграции структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» («личностное отдаление») и «самооценка профессиональной эффективности» («профессиональная мотивация») как меж-
ду собой, так и с показателями свойств саморегуляции личности. При переходе во вторую фазу («ре-зистенция») степень интеграции увеличивается, а в третьей фазе («истощение») достигает своего максимального значения, что приводит к трансформации состояния психического выгорания в другую группу психических явлений - свойства саморегуляции личности. Под закономерностями трансформации состояния психического выгорания рассматриваем повторяющиеся в каждой фазе его развития у всех представителей профессий помогающего типа структурно-динамические изменения.
Итак, целью настоящего исследования явилось изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа в другую группу психических явлений - психические свойства. Это позволит разработать универсальную для всех представителей профессий помогающего типа, независимо от специфики условий и содержания их профессиональной деятельности, модель его регуляции.
Для реализации цели на базах городской клинической больницы № 2, МУЗ станции скорой медицинской помощи, а также социальных служб г. Курска были обследованы медицинские (184 человека) и социальные работники (207 человек). В пакет психодиагностических методик вошли опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) [1]; опросник психического выгорания (В.Е. Орёл) [7], согласно которому в содержании изучаемого состояния выделяют три элемента: «психоэмоциональное истощение», «депер-
Таблица 1
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания медицинских работников (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Эта- пы дли- тель- нос- ти Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
Хср.± 8 каче- ствен- ный Хср.± 8 каче- ствен ный Хср.± 8 каче- ствен- ный иэмп р иэмп р
1. До 5 лет 29,05± 18,95 Не сфор- миро- вана 46,87± 21,27 В ста- дии фор- миро- вания 33,70± 18,21 Не сфор- миро- вана 717,0** 0,000 872,0** 0,000
2. От 5 до 10 лет 24,38± 18,95 Не сфор- миро- вана 50,33± 26,88 В ста- дии фор- миро- вания 35,33± 22,14 Не сфор- миро- вана 414,5** 0,000 630,0** 0,020
3. Свыше 10 лет 37,87± 24,78 В стадии форми-рова-ния 59,10± 22,22 В ста- дии фор- миро- вания 44,22± 25,50 В стадии фор-миро-вания 1895,0** 0,000 2335,5** 0,000
* - значимость различий.
сонализация» и «самооценка профессиональной эффективности»; опросник психического выгорания (А.А. Рукавишников, 2001) [9], позволяющий оценить уровень выраженности структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация»; 16-факторный личностный опросник Р. Кэт-телла [8].
Анализ средних значений показателей состояния психического выгорания, полученных по ме-
тодике «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1999) [1], продемонстрировал следующие результаты: у медицинских работников среднее значение показателя в фазе «напряжение» составило Хс =32,03±22,51, в фазе «резистенция» -Хср=53,43±23,70, X =39,02±23,20 отмечалось
ср 7 7 7 ср 7 7
в фазе «истощение»; у социальных работников среднее значение показателя в фазе «напряжение» составило Хс = 36,08± 23,73, в фазе «резистенция» - X =49,76±23,65, X = 37,66±24,76 зареги-
ср ср
Таблица 2
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания социальных работников (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Эта- пы дли- тель- ности Фаза «напряжение» (1) Фаза «рези-стенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
Хср. ± 5 качест- венный Хср.± 5 каче- ствен- ный Хср.± 5 каче- ствен- ный иэмп р иэмп р
1. До 5 лет 28,04 ± 21,89 Не сфор- мирова- на 35,23± 18,55 Не сфор- миро- вана 25,23± 14,82 Не сфор- мирова- на 1976,* 0,007 1809,5* 0,001
2. От 5 до 10 лет 31,79 ± 19,12 Не сфор- мирова- на 48,39± 17,13 В стадии форми-рова-ния 37,16± 23,03 В стадии формирования 1498,5* 0,000 1797,0* 0,000
3. Свыше 10 лет 51,81 ± 24,28 В стадии формирования -н ^ тг ОО О, сч 40 Сфор- миро- вана -н 58 о, со" 52 В стадии формирования 959,5* 0,000 1068,5* 0,001
* - значимость различий.
Таблица 3
Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания медицинских работников в его различных фазах ______________________(Ц-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп<Цкр)_______________________
Фазы выго- рания Струк- турные элемен- ты Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)
, -н 0 0 е0 и X кач. 1-2 Кол., Хср. ± б кач. 2-3 Кол., Хср. ± б кач. 1-3
Цэмп р Цэмп р Цэмп р
«психоэмоциональное истощение» 29,25± 13,83 Сред- ний ур°- вень выра- жен- ности 1114,0* 0,000 32,11 ± 12,70 Сред- ний уро- вень выра- женно- сти 352,0* 0,000 32,73 ± 13,92 Сред- ний уро- вень выра- женно- сти 1177,5* 0,032
«деперсонали- зация» 20,08± 12,96 Сред- ний уро- вень выра- жен- ности 1608,5* 0,050 21,08 ± 12,39 Сред- ний уро- вень выра- женно- сти 974,5* 0,013 22,34 ± 12,27 Сред- ний уро- вень выра- женно- сти 1179,5* 0,033
«самооценка профессиональной эффективности 27,36± 6,76 Сред- ний уро- вень выра- жен- ности 4388,0* 0,042 22,35 ± 7,05 Сред- ний уро- вень выра- женно- сти 4689, 0* 0,020 16,49 ± 6,77 Сред- ний уро- вень выра- женно- сти 1208,0* 0,049
* - значимость различий.
стрировано в фазе «истощение». Средние значения показателей состояния психического выгорания у медицинских и социальных работников достигли уровня диагностируемых значений только в фазах «резистенция» и «истощение». Таким образом, истощение психоэмоциональных и энергетических ресурсов медицинских и социальных работников не связаны с напряженными условиями и содержанием их профессиональной деятельности.
Изучение динамики состояния психического выгорания у медицинских и социальных работников, имеющих различную длительность профессиональной деятельности, указало на значимость различий в уровнях выраженности средних значений показателей фаз «напряжение» и «резистенция», «резис-тенция» и «истощение». Полученные результаты свидетельствуют о несоотносимости этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния психического выгорания (табл. 1, 2).
Факт несоотносимости этапов длительности профессиональной деятельности представителей профессий помогающего типа с фазами состояния психического выгорания позволил перейти к изучению средних значений показателей и динамики его структурных элементов.
Анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания
указал на средний уровень их выраженности у всех представителей профессий помогающего типа: у медицинских работников: «психоэмоциональное истощение» Хср =32,94±13,21; «деперсонализация» Хср =27,22±9,77; «самооценка профессиональной эффективности» Хср =29,29±12,71; у социальных работников: «психоэмоциональное истощение» Хср =29,52±14,43; «личностное отдаление» Хс =32,52±12,42, «профессиональная мотивация» Хср =24,44±12,43.
ср
Проведенный сравнительный анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания у медицинских и социальных работников в различных его фазах позволил установить следующие общие закономерности (табл. 3, 4):
- средние значения показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания соответствуют среднему уровню выраженности;
- нарастание уровня выраженности средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» («личностное отдаление»), «профессиональная мотивация» и убывание уровня выраженности структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» состояния психического выгорания;
Таблица 4
Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания социальных работников в его различных фазах (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп<икр)
Фазы выго- рания Струк тур- ные эле- менты Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)
Кол., Хср.± б кач. 1-2 Кол., Хср.± б кач. 2-3 Кол., Хср.± б кач. 1-3
иэмп р иэмп р иэмп р
«психоэмоциональное истощение» 31,14 ± 14,82 Сред- ний УРо- вень выра- женно- сти ж 307,0 0,005 32,12 ± 14,82 Сред- ний ур°- вень вы- ражен ности ж 445,0 0,049 32,53 ± 14,33 Сред- ний ур°- вень вы- ражен ности ж 473,0 0,000
«личностное отдаление» 32,32 ± 11,97 Сред- ний ур°- вень выра- женно- сти 336,5' 0,001 35,64 ± 12,17 Сред- ний ур°- вень вы- ражен ности 279,0' 0,017 39,78 ± 11,60 Сред- ний ур°- вень вы- ражен ности 466,5' 0,000
«профессиональная мотивация» эффективности» (3) 16,87 ± 9,44 Сред- ний ур°- вень выра- женно- сти 667,5' 0,000 19,69 ± 9,35 Сред- ний ур°- вень вы- ражен ности 394,5' 0,010 23,32 ± 7,81 Сред- ний ур°- вень вы- ражен ности 618,5' 0,031
* - значимость различий.
Таблица 5
Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств медицинских работников в фазе «истощение»
Наименование показателя «психоэмоциональное истощение» «деперсонализация» «самооценка профессиональной эффективности»
G (моральная недобросовестность) -0,93'' -0,72” -0,93''
Q3 (импульсивность) -0,87'' -0,64” -0,81”
Таблица 6
Значимые корреляции показателей элементов состояния психического выгорания и личностных свойств социальных работников в фазе «истощение»
Наименование «психоэмоциональное «личностное «профессиональная
показателя истощение» отдаление» мотивация»
G (моральная недобросовестность) -0,95” -0,58” -0,86”
Q3(импульсивность) -0,96” -0,47” -0,61”
- преобладание более высоких показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «деперсонализация» («личностное отдаление»), «профессиональная мотивация» и низкого значения структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» в фазе «истощение» состояния психического выгорания;
- статистически значимые различия в уровнях выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех его фазах.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания значимо усиливаются по сравнению с предыдущей фазой уровень истощения эмоциональных, физических и энергетических ресурсов медицинских и социальных работников. Также значимо увеличивается уровень дезадаптации, проявляющейся в уменьшении количества контактов, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к коллегам, клиентам или пациентам. Вместе с тем, уровень самооценки профессиональной эффективности в каждой последующей фазе значимо уменьшается, возрастает ощущение неуспеха в профессиональной деятельности, своей профессиональной некомпетентности в работе с людьми.
Изучение динамики взаимосвязей структурных элементов состояния психического выгорания медицинских и социальных работников в его различных фазах как между собой, так и с показателями личностных свойств продемонстрировало следующие общие закономерности: у всех представителей профессий помогающего типа взаимосвязи показателей структурных элементов состояния психического выгорания отличаются во всех его фазах по тесноте и уровню значимости:
- в фазе «напряжение» выявлена значимая корреляционная взаимосвязь между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,53') у медицинских работников, «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» у социальных работников (г=0,63');
- в фазе «резистенция» установлены значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,71''), «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» (г=0,68') у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (г=0,71''), «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» (г=0,68') у социальных работников;
- в фазе «истощение» значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи обнаружены между всеми структурными элементами состояния
психического выгорания: у медицинских работников между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,85''), «психоэмоциональное истощение» и «самооценка профессиональной эффективности» (г=0,70''), «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» (г=0,80''); у социальных работников: между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» (г=0,75''), «психоэмоциональное истощение» и «профессиональная мотивация» (г=0,73''), «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» (г=0,71'');
- самые тесные взаимосвязи во всех трёх фазах фиксируются между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление» у социальных работников;
- с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания проявляется усиление взаимосвязей между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация», «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» у медицинских работников; «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление», «личностное отдаление» и «профессиональная мотивация» у социальных работников;
- степень интегрированности взаимосвязей показателей структурных элементов состояния психического выгорания, а также взаимосвязей показателей структурных элементов состояния психического выгорания и свойств саморегуляции личности является самой высокой в фазе «истощение» (табл. 5, 6).
Таким образом, у медицинских и социальных работников в фазе «истощение» наблюдаются значимо высокий уровень выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» и отмечаются самые тесные и интегрированные взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» («личностное отдаление»), а также самые интегрированные взаимосвязи показателей всех структурных элементов и свойств саморегуляции личности. Выявленные совпадения свидетельствуют о типичных для всех представителей профессий помогающего типа, независимо от специфики условий и содержания их профессиональной деятельности, закономерностях процесса трансформации состояния психического выгорания в данной фазе в свойства саморегуляции личности.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
3. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010. - 25 с.
4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
5. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. - М., 2009. - 22 с.
6. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 1. - С. 90-101.
7. Орёл В.Е., Рукавишников А.А. Адаптация методики диагностики феномена психического выгорания // Общество, образование, человек. -Ярославль: ЯЛТУ, 1999. - С. 164-166.
8. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. - 672 с.
9. Рукавишников А.А. Опросник «психического выгорания» для учителей. - Ярославль: НЦП «Психодиагностика», 2001. - 14 с.
УДК 159.9.072
Духновский Сергей Витальевич
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
doc-duh@rambler.ru
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье на основании проведенного эмпирического исследования выявлены приближающие и отдаляющие партнера личностные характеристики субъектов образовательного процесса, выраженность которых является фактором определяющим гармоничность-дисгармоничность отношений между ними.
Ключевые слова: гармония и дисгармония, межличностные отношения, субъекты образовательного процесса, социально-психологическая дистанция.
Г1рмоничность и дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловлена социально-психологической дистанцией между ними. Используя понятие социально-психологическая дистанция, мы опираемся на тезис В.Н. Мясищева, который указывал, на то, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуальнопсихологическое, становится социально-психологическим [4].
С нашей точки зрения, социально-психологическая дистанция - это характеристика межличностных отношений субъектов образовательного процесса, проявляющаяся в переживании и понимании ими близости (отдаленности) друг с другом. Дистанция регулируется внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов. Составляющими дистанции являются: когнитивная, эмотивная, коммуникативная, поведенческая и деятельностная [2].
Когнитивная составляющая - это степень взаимопонимания в отношениях.
Эмотивная составляющая - это соотношение силы сближающих и удаляющих чувств в отношениях.
Коммуникативная составляющая - это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить
информацию, сведения, представляющие личностную значимость.
Поведенческая составляющая - это готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.
Деятельностная составляющая - это готовность совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче деятельностная дистанция [2].
Будем исходить из того, что степень близости-отдаленности между субъектами образовательного процесса, определяется их личностными характеристиками, что, соответственно влияет на отношения между ними в континууме гармоничность -дисгармоничность. Полагаем, что личностные характеристики партнеров могут, как притягивать, так и отталкивать их друг от друга, выступая факторами гармоничности и дисгармоничности отношений. Это в свою очередь и стало ключевой идеей исследования результаты которого будут представлены ниже.
Методика исследования. Для изучения личностных особенностей взаимодействующих субъектов образовательного процесса мы использовали методику «Графологический анализ личности» «ГАЛС-2005» [5] и авторскую методику «Опреде-