УДК: 159.944.4:371.213.2
Л. H. Молчанова
Состояние психического выгорания у учителей городских и сельских общеобразовательных школ: структурно-процессуальный подход
Статья посвящена исследованию закономерностей трансформации состояния психического выгорания у учителей общеобразовательных школ. § логике структурно-процессуального подхода эмпирически доказана, общность структурнодинамических изменений состояния психического выгорания у учителей городских и сельских общеобразовательных школ,независимо от их внутрипрофессиональных различий
Ключевые слова: структурно-процессуальный подход, закономерности
трансформации, состояние психического выгорания, внутрипрофессиональная дифференциация
L. N. Molchanova
yhe state oft mental buZnout oft teachers oft uzban and ZuZaQ secondary schools: stZuctuZa& and pZoceduZa& approach
У he articCe is devoted, to the study oft regularities oft transformation oft state mentaC burnout oft teachers oft secondary schooCs. tfn the (logic oft the structural and procedural approach empirically proven community structural. and dynamic changes in the state oft mentaC burnout oft teachers oft urban and ГиГаС secondary schooCs, regardCess oft their differences interprofessional
Key w-ozds: structural and procedural approach,transformation trends,the state oft mentaC burnout, inter professional differentiation
нализ зарубежных и отечественных
исследований психического выгора-V/ ния показывает, что основные усилия ученых преимущественно направлены на выявление внешних и внутренних факторов, его вызывающих [8, 12]. Теоретические аспекты изучения данной проблемы связанны с определением и конкретизацией понятия психического выгорания, основными подходами к его изучению, методиками диагностики [1]. Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [13, 20, 24]. Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов. К числу наиболее значимых относятся: структурный [13, 20,
24], процессуальный [1, 23], структурно-процессуальный подходы [9, 10]. Анализ степени разработанности проблемы динамики психиче-
ских состояний, их взаимоотношений с психическими свойствами свидетельствует о том, что на сегодняшний день имеются доказательства влияния психических свойств на формирование психических состояний [16-18, 21]. Вместе с тем, несмотря на многообразие исследований психического выгорания, одними из актуальных на сегодняшний день являются сравнительные исследования психического выгорания в разных профессиональных группах или внутри одной профессии [2, 7, 13, 19], а также трансформации психических состояний в личностные свойства, черты [4, 11 17].
Проблема психического выгорания учителей является одной из наиболее изученных, поскольку данный вид деятельности связан с высокой социальной значимостью и относится к группе риска возникновения и развития психического выгорания. Известно, что учителя в большей степени подвержены психическому выгоранию, чем воспитатели, однако реже выгорают учителя с высшей квалификацией, преподаватели физкультуры [2]. Выявлены различия в проявле-
ниях психического выгорания у педагогов общеобразовательной и высшей школы. У педагогов общеобразовательной школы выражены чувства безысходности, отчаяния, наблюдаются частые вспышки негодования и деформации процесса общения. Психическое выгорание преподавателей высшей школы проявляется в неадекватном эмоциональном реагировании, в упрощении профессиональных обязанностей, формальном их выполнении, а также в ощущении эмоциональной опустошенности [7]. Учителя сельских школ, в сравнении с учителями городских школ, более удовлетворены стилем руководства и социально-психологическим климатом в коллективе, что определяет более низкие показатели состояния психического выгорания [6]. Однако, вопрос внутрипрофессиональной дифференциации психического выгорания учителей на сегодняшний день по-прежнему остается открытым, а, следовательно, указывает на новые перспективные направления исследований.
В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания у учителей общеобразовательных школ в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации.
Объект исследования _ состояние психического выгорания учителей в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации.
Предмет исследования _ общность тенденций и закономерностей структурно-динамических изменений состояния психического выгорания учителей в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации.
Гипотеза исследования состоит в том, что у всех учителей общеобразовательных школ, независимо от специфики условий и содержания их профессиональной деятельности, наблюдается общность тенденций и закономерностей структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в его различных фазах, а в фазе «истощение» происходит его трансформация в свойства.
Для реализации цели эмпирического исследования на базах общеобразовательных школ г. Курса и Курской области были обследованы учителя указанных структур в количестве 267 человека в возрасте от 21 до 61 года. Градация выборки учителей осуществлялась в соответствии с критерием принадлежности образовательного учреждения к городской/сельской местности и длительностью их профессиональной деятельности. При этом были выделены группы учителей городских (116 человек со средним стажем профессиональной деятельности 20,66+8,58 лет) и сельских (151 человек, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 18,41+8,87 лет) общеобразовательных школ с различными этапами длительности профессиональной деятельности: до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет [3].
В эмпирическом исследовании использовались следующие тестовые методики, соответствующие исследуемым показателям: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) и «Методики диагностики психического выгорания учителей» (А.А. Рукавишников) [15]. В группу методов количественной и качественной оценки данных вошли методы сравнительной и многомерной статистики. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программного обеспечения («Бгайвйса 6.0»).
Теоретико-методологическим основанием исследования закономерностей трансформации состояния психического выгорания у учителей общеобразовательных школ в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации выступила теория В. Д. Шадрикова о функциональной психологической системе деятельности [22]. Согласно В. Д. Шадрикову, одним из ее функциональных блоков выступает информационная основа как совокупность предметных и субъективных условий профессиональной деятельности (ее профиль) [22].
Профиль профессиональной деятельности учителей общеобразовательных школ характеризуется необходимостью постоянной рефлексии условий и содержания своей деятельности, высоким уровнем саморегуляции и самоконтроля, коммуникативной компетентности. Учителя городских общеобразовательных школ в большей степени загружены общественной работой, а также значительным объемом домашней проверки письменных заданий учеников. В отличие от учителей городских школ, профиль профессиональной деятельности учителей сельских общеобразовательных школ составляет относительная периодичность, интенсивность и длительность контактов, необходимость осваивать все новые курсы дисциплин и зачастую проводить занятия с разновозрастным контингентом учащихся, длительная одновременная фиксация внимания на нескольких объектах: плане урока, собственной рефлексии, поведении разновозрастных учащихся, большая эмоциональная включенность в учебно-воспитательный процесс, поскольку зачастую приходится учить детей родственников, соседей, знакомых.
С позиций используемого нами структурнопроцессуального подхода психическое выгорание представляет собой динамичную структуру, характеризуется фазностью и имеет свою специфику, общую для представителей профессий помогающего типа [9, 10]. Опираясь на результаты исследований К. К. Платонова о взаимосвязи друг с другом и взаимопереходе всех трех уровней форм психических явлений (психических процессов, психических состояний и свойств личности) [14] и следуя структурно-процессуальной логике, мы выдвинули предположение о том, что с каждым переходом из одной фазы в
другую состояния психического выгорания наблюдается усиление взаимосвязей между всеми его структурными элементами. Повторяющиеся в каждой фазе структурно-динамические изменения состояния психического выгорания рассматриваем как закономерности его трансформации. В фазе «истощение» состояния психического выгорания ожидается наличие самой высокой меры интегрированности взаимосвязей его структурных элементов между собой, что позволяет выдвинуть предположение о его трансформации в другую группу психических явлений — свойства.
Средние значения показателей все фаз состояния психического выгорания учителей городских общеобразовательных школ, полученные с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [15], соответствуют уровню диагностируемых значений: «напряжение» — Хср.=41,01+23,63,
«резистенция» — Хср. = 55,62+20,19, «истоще-
ние»: Хср.=39,85+19,84. Учителя же сельских общеобразовательных школ демонстрируют только сопротивление влиянию эмоционально напряженной профессиональной деятельности, причем значимо низкое, нежели учителя городских общеобразовательных школ, о чем свидетельствуют средние значения фазы «резистенция» состояния психического выгорания, достигшие уровня регистрируемых значений, и статистическая достоверность различий (Хср.=48,29+19,60, Шмп.=7074,0* при р=0,007; «напряжение»: 36,29+17,15; «истощение»: 36,04+15,89).
Сравнительный анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания, зарегистрированных с помощью «Методики диагностики психического выгорания учителей» (А.А. Рукавишников) [15], у учителей общеобразовательных школ в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации указал на следующие результаты (см. таблицу 1):
Таблица 1
Средние значения показателей психического выгорания и его структурных элементов и значимость различий в уровнях их выраженности у учителей общеобразовательных школ в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп.>икр.)
Проф.группа Учителя городских общеобразовательных школ (1) Учителя сельских общеобразовательных школ (2) (1)-(2)
Наименование показателя''^-^^ Хср.± ax Качествен- ный Хср.± ax Качествен- ный иэмп. р< 0,05
Психоэмоциональное истощение р< 0,05 34,05±12,99 средний - -
Личностное отдаление 29,17±10,34 средний 22,79±10,22 средний - -
Профессиональная мотивация 16,83±11,93 средний 10,50±12,99 средний 6334,5* 0,000
Индекс психического выгорания 80,71±27,04 средний 67,34±28,67 средний 7054,5* 0,006
Из данных, представленных в таблице 1, видно, что учителя общеобразовательных школ значительно подвержены влиянию состояния психического выгорания, о чем свидетельствует высокое значение его индекса, причем в большей степени выраженное у учителей городских общеобразовательных школ. Очевидно, это можно объяснить влиянием стрессогенной специфики условий и содержания профессиональной деятельности данной категории учителей.
Изучение динамики структурных элементов состояния психического выгорания в его различных фазах у учителей городских и сельских общеобразовательных школ предусматривало наличие преимущественной несоотносимости фаз состояния психического выгорания с этапами длительности профессиональной деятельности (см. таблицы 2, 3), о чем свидетельствует значимость различий в уровнях выраженности средних значений показателей состояния психического выгорания в фазах «напряжение» и
«резистенция», «резистенция» и «истощение» на этапах длительности профессиональной деятельности от 5до 10 лет и свыше 10 лет:
В связи с этим из числа учителей городских и сельских общеобразовательных школ в зависимости от степени преобладания показателей состояния психического выгорания в одной из трех фаз были сформированы по три группы, между которыми в дальнейшем осуществлялось сравнение, позволившее установить следующие общие тенденции динамики структурных элементов состояния психического выгорания (см. таблицы 4, 5):
- средние значения показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания у учителей общеобразовательных школ во всех фазах соответствуют умеренному уровню выраженности;
- нарастание уровня выраженности средних значений показателей структурных элементов «психоэмоциональное истощение», «личностное отдаление», «профессиональная мотивация» во
Таблица 2
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания учителей городских общеобразовательных школ с различной длительностью профессиональной деятельности (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп.>икр.)
№ п/п Этапы длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистен-ция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
Хср.± ох Ка- чест- вен- ный Хср.± охк Ка- чест- вен- ный Хср.± охк Ка- чест- вен- ный иэмп. Р иэмп. Р
1 До 5 лет 38,82 ± 17,05 в стадии Фор- миро- вания 54,72 ± 23,43 в стадии Фор- миро- вания 38,64 ± 16,08 в стадии фор- миро- вания - - - -
2 От 5 до 10 лет 31,00 ± 21,06 Не сфор- ми рована 52,78 ± 20,90 В стадии фор- миро- вания 33,11 ± 19,04 Не сфор- ми рована 76,0* 0,006 72,5* 0,005
3 Свыше 10 лет 37,07 ± 16,27 В стадии Фор- миро- вания 46,55 ± 15,74 В стадии Фор- миро- вания 36,32 ± 15,27 Не сфор- ми рована 2707,5* 0,0014 2586,5* 0,0003
* - значимость различий
Таблица 3
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания учителей сельских общеобразовательных школ с различной длительностью профессиональной деятельности (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп.>икр.)
№ п/п Этапы длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистен-ция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
Хср.± ох Ка- чест- вен- ный Хср.± охк Ка- чест- вен- ный Хср.± охк Ка- чест- вен- ный иэмп. Р иэмп. Р
1 До 5 лет 40,20 ± 26,62 в стадии фор- миро- вания 41,60 ± 14,96 в стадии фор- миро- вания 34,20 ± 27,11 Не сфор- ми рована - - - -
2 От 5 до 10 лет 45,46 ± 23,57 В стадии фор- миро- вания 65,85 ± 20,21 Сфо- рми рована 43,00 ± 20,92 В стадии фор- миро- вания 45,0* 0,043 33,5* 0,009
3 Свыше 10 лет 40,61 ± 23,76 В стадии фор- миро- вания 55,14 ± 20,03 В стадии фор- миро- вания 39,76 ± 19,57 В стадии фор- миро- вания 5545,5* 0,000 5004,5* 0,000
* - значимость различий
всех фазах состояния психического выгорания и достижение максимальных значений в фазе «истощение»;
- статистически значимые различия в уровнях выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех его фазах.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что при увеличении длительности профессиональной деятельности (с каждым переходом из одной фазы в другую состояния психического выгорания) значимо усиливается по сравнению с предыдущей фазой уровень истощения эмоциональных, физических и энергетических
Таблица 4
Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания учителей городских общеобразовательных школ в его различных _______________фазах (Ц-критерий Манна-Уитни, р<0,05; Ц*эмп.>Цкр.)_______________
Фазы выгора- ния Струк- турные элемен- ты Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)
Хср.± ах Каче- ствен- ный (1)-(2) Хср.± ах Каче- ствен- ный (2)-(3) Хср.± ах Каче- ствен- ный (1)-(3)
иэмп. р иэмп. Р иэмп. Р
Я 1 О £ я В ^ 2 §5$ Л*? О <уЯ X о * Е и Л Я ^ 30,20 ±7,56 Уме- рен- ный 17,5** 0,004 32,74 ±9,10 Уме- рен- ный 688,0* 0,017 34,08 ±8,70 Уме- рен- ный 6,5* 0,010
«личностное отдаление» 20,00 ±7,87 Уме- рен- ный 35,0* 0,031 29,23 ±9,48 Уме- рен- ный 723,0* 0,036 31,85 ±8,68 Уме- рен- ный 6,5* 0,010
«профессиональная мотивация» 15,00 ±7,84 Уме- рен- ный 36,0* 0,035 17,66 ±6,83 Уме- рен- ный 684,5* 0,016 24,92 ±6,42 Уме- рен- ный 12,0 0,041
* - значимость различий
Таблица 5
Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания учителей сельских общеобразовательных школ в его различных _______________фазах (Ц-критерий Манна-Уитни, р<0,05; Ц*эмп.>Цкр.)_______________
Фазы выгора- ния Струк- турные элемен- ты Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3)
Хср.± ах Каче- ствен- ный (1)-(2) Хср.± ах Каче- ствен- ный (2)-(3) Хср.± ах Каче- ствен- ный (1)-(3)
иэмп. Р иэмп. Р иэмп. Р
Я 1 я В в 9. ^ « 5 О <уЯ X о я я и Л я ^ 22,46 ± 14,05 Уме- рен- ный 180,00 0,047 32,74 ±9,10 Уме- рен- ный 279,50 0,002 39,47 ± 12,39 Уме- рен- ный 9,50 0,013
«личностное отдаление» 23,77 ± 7,78 Уме- рен- ный 151,50 0,020 28,77 ± 10,15 Уме- рен- ный 352,50 0,014 31,20 ± 9,69 Уме- рен- ный 14,00 0,040
«профессиональная мотивация» 27,62 ± 10,82 Уме- рен- ный 142,50 0,015 29,62 ± 12,28 Уме- рен- ный 168,00 0,000 31,20 ± 9,79 Уме- рен- ный 14,50 0,045
* - значимость различий
ресурсов учителей, характеризующийся снижением эмоционального фона, равнодушным или эмоциональным перенасыщением. Также значимо увеличивается уровень дезадаптации, проявляющейся в уменьшении количества контактов, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к коллегам и ученикам. Вместе с тем значимо возрастает ощущение потери заинтересованности в работе и своей профессиональной некомпетентности.
Придерживаясь структурно-процессуальной логики исследования, определение меры интегрированности структуры состояния психического выгорания учителей общеобразовательных школ крайне высоких и крайне низких показателях уровня его развития осуществлялось с использованием структурного анализа А.В. Карпова [5]. Используемый нами структурный анализ А.В. Карпова предусматривал нахождение матриц интеркорреляций элементов состояния психического выгорания, а также последующего исследования полученных на их основе структур посредством системы структурных индексов (индекса когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и общей организованно-
сти (ИОС) (или меры интегрированности структуры). По результатам его использования были выявлены следующие общие закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания:
- во-первых, мера интегрированности структуры состояния психического выгорания в его различных фазах в зависимости от степени его выраженности различна и является самой высокой в фазе «истощение» как у «выгорающих» учителей городских (ИОС=14) (см. таблицу 6), так и сельских (ИОС=22) (см. таблицу 7) общеобразовательных школ:
- во-вторых, изучение гомогенности-гетерогенности структур состояния психического выгорания при переходе из одной фазы в другую состояния психического выгорания в зависимости от степени его выраженности (низкая/ высокая) с использованием метода у2 засвидетельствовало их качественную разнородность в связи с отсутствием статистической достоверности в корреляционных взаимосвязях между рангами структур как у учителей городских, так и у учителей сельских общеобразовательных школ: К=0,50 при р=0,67 и К=0,50 при
р=0,67.
Таблица 6
Мера интегрированности структуры состояния психического выгорания в его различных фазах у учителей городских общеобразовательных школ
Мера интегрированности состояния психического выгорания Уровень психического выгорания
в фазе «напряжение» в фазе «резистенция» в фазе «истощение»
низкий высокий низкий высокий низкий высокий
ИКС 4 8 12 10 10 14
ИДС 0 0 0 0 0 0
ИОС 4 8 12 10 10 14
Таблица 7
Мера интегрированности структуры состояния психического выгорания в его различных фазах у учителей сельских общеобразовательных школ
Мера интегрированности состояния психического выгорания Уровень психического выгорания
в фазе «напряжение» в фазе «резистенция» в фазе «истощение»
низкий высокий низкий высокий низкий высокий
ИКС 0 2 0 4 12 22
ИДС 0 0 -2 0 0 0
ИОС 0 2 -2 4 12 22
Итак, состояние психического выгорания у учителей в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации (принадлежности образовательного учреждения к городской/сельской местности) характеризуется одинаковыми тенденциями и закономерностями структурно-динамических изменений в фазе «истощение», что свидетельствуют о его трансформации в данной фазе в свойства.
Таким образом, гипотеза исследования о существовании у всех учителей общеобразовательных школ, независимо от специфики условий и содержания их профессиональной деятельности, общих тенденций структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в его различных фазах, а в фазе «истощение» — закономерностей его трансформации в свойства нашла свое эмпирическое подтверждение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, B.B. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. -105 с.
2. Густелева, А.Н. Личностные факторы устойчивости к синдрому выгорания в профессии учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. Н. Густелева. - Хабаровск, 2009. - 23 с.
3. Завалишина, Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект II Психология субъекта
профессиональной деятельности / Д. Н. Завалишина; под ред. А. В. Брушлинского и А. В. Карпова. - Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. - С. 42-64.
4. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
5. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений / А.В. Карпов. - М.: Юристъ, 1998. - 440 с.
6. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: дис... канд. психол. наук / А.Н. Коновальчук. - Нижний Новгород, 2009. - 208 с.
7. Курапова, И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): автореф. дис. ...канд. психол. наук / И. А. Курапова. - М., 2009. - 22 с.
8. Матвеева, Т.Н. Проблема профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений / Т.Н. Матвеева II Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал. - №6 (ноябрь/декабрь). - 2013. - С.124-127.
9. Молчанова, Л.Н. Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания медицинских работников / Л.Н. Молчанова. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития РФ, 2012. - 252 с.
10. Молчанова, Л.Н. Закономерности трансформации состояния психического выгорания у представителей экстремальных профессий / Л.Н. Молчанова II Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал. - №4 (июль/ август).-2013.-С.161-169.
11. Некрасова, Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании / Ю. Б. Некрасова II Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 37-41.
12. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. ...канд. психол. наук / Е. Г Ожогова. - Саратов, 2008. - 25 с.
13. Орёл, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орёл. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. -330 с.
14. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1982. - 309 с.
15. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / Под ред. проф. А.О.Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
16. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А. О. Прохоров. - Казань: из-во Казанского ун-та, 1994. - 146 с.
17. Прохоров, А.О. Психология неравновесных состояний / А. О. Прохоров. - М.: Наука, 1998. - 152 с.
18. Прохоров, А.О. Функциональные структуры психических состояний / А. О. Прохоров II Психологический журнал. -1996.-Т.17, №3.-С. 9-17.
19. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская II Психологический журнал. - 2002.
- Т.23. - №3. - С. 85-95.
20. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис.... канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. - Ярославль, 2001. - 173 с.
21. Цагарелли, Е.Б. Личностные детерминанты неравновесных психических состояний: дис. ... канд. психол. наук / Е. Б. Цагарелли. - Казань, 2003. - 188 с.
22. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. - 185 с.
23. Burisch, М. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout / M. Burisch //In Professional burnout: recent developments in theory and research / Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 75-93.
24. Maslach, C. Burnout, ’tte Cost of Caring / C. Maslach. - Englewood Cliffs; Prentice - Hall, 1982. - 177 p.
REFERENCES
1. Boiko V.V. Sindrom «emotsional'nogo vygoraniia» v professional'nom obshchenii [Syndrome of emotional burnout in professional communication]. Sain Petersburg, Piter, 1999. 105 p.
2. Gusteleva A.N. Lichnostnye faktory ustoichivosti k sindromu vygoraniia v professii uchitelia: avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk [Personal factors of resistance to the burnout syndrome in the teaching profession: Avtoref. diss. ... Cand. Psychol. Sciences]. Khabarovsk, 2009. 23 p.
3. Zavalishina D.N. Sub"ekt professional'noi deiatel'nosti: dinamicheskii aspekt // Psikhologiia sub"ekta professional'noi deiatel'nosti [tte subject of professional activity: dynamic aspect II Psychology of the subject of professional activity]. Yaroslavl, Institut psikhologii RAN, 2001. pp.42-64.
4. Il'in E.P. Psikhofiziologiia sostoianii cheloveka [Psychophysiology of human States]. Saint Petersburg, Piter, 2005. 412 p.
5. Karpov A.V. Psikhologiia priniatiia upravlencheskikh reshenii [Psychology of management decisions]. Moscow, Iurist, 1998. 440 p.
6. Konoval'chuk A.N. Sindrom emotsional'nogo vygoraniia i ego profilaktika v professional'noi deiatel'nosti gorodskikh i sel'skikh uchitelei: diss... kand. psikhol. nauk [tte emotional burnout syndrome and its prevention in professional activities of urban and rural teachers: diss... Cand. Psychol. Sciences]. Nizhniy Novgorod, 2009. 208 p.
7. Kurapova I.A. Nravstvenno-tsennostnaia reguliatsiia emotsional'nogo vygoraniia v professional'noi deiatel'nosti (na primere pedagogov srednei i vysshei shkoly): avtoref. diss. ...kand. psikhol. nauk [Moral values, regulation of the emotional burnout in professional activity (for example, teachers of secondary and higher education): Avtoref. diss. ...Cand. Psychol. Sciences]. Moscow, 2009. 22 p.
8. Matveeva T.N. ’tte problem of professional burnout of teachers of higher educational institutions. Perspektivy nauki i obrazovaniia
- Perspectives of science and education, 2013, no 6, pp.124-127 (in Russian).
9. Molchanova L.N. Psikhologicheskie mekhanizmy reguliatsii sostoianiia psikhicheskogo vygoraniia meditsinskikh rabotnikov [Psychological mechanisms of regulation of the state of mental burnout health workers]. Kursk, GBOU VPO KGMU, 2012. 252 p.
10. Molchanova L.N. Regularities of transformation of the state of mental burnout representatives of extreme professions. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no4, pp.161-169 (in Russian).
11. Nekrasova Iu.B. About mental states, their diagnosis, management and direction is the formation. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 1994, no.6, pp.37-41 (in Russian).
12. Ozhogova E.G. Vzaimosviaz' sindroma «psikhicheskogo vygoraniia» i osobennostei tsennostno-smyslovoi sfery u pedagogov
obshcheobrazovatel'nykh shkol: avtoref. diss. ...kand. psikhol. nauk [Relationship syndrome "mental burnout" and peculiarities of value-semantic sphere of teachers in secondary schools: Avtoref. diss. ...Cand. Psychol. Sciences]. Saratov, 2008, 25 p.
13. Orel V.E. Sindrom psikhicheskogo vygoraniia lichnosti [Syndrome mental burnout personality]. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2005. 330 p.
14. Platonov K.K. Sistema psikhologii i teoriia otrazheniia [’tte system of psychology and theory of reflection]. Moscow, Nauka, 1982. 309 p.
15. Vraktikumpopsikhologii sostoianii: uchebnoeposobieI Pod red. prof. A.O.Prokhorova [Workshop on psychology: textbook / edited by prof. A.O.Procholov]. Saint Petersburg. Rech', 2004. 480 p.
16. Prokhorov A.O. Psikhicheskie sostoianiia i ikh funktsii [Mental state and their functions]. Kazan, iz-vo Kazanskogo un-ta, 1994. 146 p.
17. Prokhorov A.O. Psikhologiia neravnovesnykh sostoianii [Psychology of nonequilibrium states]. Moscow, Nauka, 1998. 152 p.
18. Prokhorov A.O. Functional structure mental states. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 1996, no.3, pp.9-17 (in Russian).
19. Ronginskaia T.I. ’tte burnout syndrome in social professions. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 2002, no.3, pp.85-95 (in Russian).
20. Rukavishnikov A.A. Lichnostnye determinanty i organizatsionnye faktory genezisa psikhicheskogo vygoraniia u pedagogov: diss. ... kand. psikhol. nauk [Personal determinants and organizational factors Genesis mental burnout of teachers: diss.... Cand. Psychol. Sciences]. Yaroslavl, 2001. 173 p.
21. Tsagarelli E.B. Lichnostnye determinanty neravnovesnykh psikhicheskikh sostoianii: dis. ... kand. psikhol. nauk [Personal determinants of nonequilibrium mental states: diss.... cand. Psychol. Sciences ]. Kazan, 2003. 188 p.
22. Shadrikov V.D. Problemy sistemogenezaprofessional'noi deiatel'nosti [Problems of systemogenesis professional activities]. Moscow, Nauka, 1982. 185 p.
23. Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout / M. Burisch II In Professional burnout: recent developments in theory and research / Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. London: Taylor and Francis, 1993. P. 75-93.
24. Maslach C. Vurnout. ’tte Cost of Caring / C. Maslach. Englewood Cliffs; Prentice - Hall, 1982. 177 p.
Information about the author
Molchanova Liudmila Nikolaevna
(Russia, Kursk)
Doctor of Psychological Sciences,
Senior Lecturer of the Department of Social Work Kursk State Medical University E-mail: [email protected]
Информация об авторе
Молчанова Людмила Николаевна
(Россия, Курск)
Доктор психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы Курский государственный медицинский университет E-mail: [email protected]