Научная статья на тему 'Формирование образно-художественного мышления на уроках музыки'

Формирование образно-художественного мышления на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1715
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ОБРАЗНО-ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / АССОЦИАТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морева Е.А., Крутикова Т.В.

Статья посвящена этапам и уровням развития образно-художественного мышления у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. Рассмотрены и проанализированы основные компоненты, участвующие в развитии образно-творческого мышления, определена их взаимосвязь и влияние на формирование целостного восприятия художественных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование образно-художественного мышления на уроках музыки»

УДК: 372.878

Морева Е. А.

канд. искусствоведения, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

Крутикова Т. В.

магистрант VI курса, направление подготовки: Музыкознание и музыкально-прикладное искусство Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Статья посвящена этапам и уровням развития образно-художественного мышления у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. Рассмотрены и проанализированы основные компоненты, участвующие в развитии образно-творческого мышления, определена их взаимосвязь и влияние на формирование целостного восприятия художественных произведений.

Ключевые слова: художественный образ, образно-творческое мышление, художественное восприятие, воображение, ассоциативность, художественный опыт.

Введение. В настоящее время одной из главных задач является формирование навыков образно-художественного мышления подрастающего поколения. Актуальность этой задачи продиктована самой жизнью и конкретными процессами. На уроках музыки обучающийся знакомится с музыкальным произведением, учится сопереживать и сочувствовать. И в дальнейшем это помогает подростку правильно воспринимать жизненные явления, а так же правильно выражать и управлять своими эмоциями.

Социально-педагогические исследования показали, что самым эффективным способом формирования образно-художественного анализа являются комбинированный урок, в котором используется разные виды искусств и ИКТ, а также грамотно построенная беседа учителя и обучающихся.

Вопрос формирования навыков образно-художественного анализа многогранен. Он отражен в трудах многих педагогов, психологах и искусствоведах. Психологический аспект проблемы разрабатывается более ста лет, одним из основателей этого подхода является российский ученый Л. Выготский. Его последователи и представители других научных школ продолжают активно развивать эту область исследований. Сегодня значимыми исследованиями являются труды А. Леонтьева («Деятельный ум»), Е. Назайкинского («О психологии музыкального восприятия»). Решением педагогической проблемы занимались Э. Абдуллин («Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе»), Ю. Алиев («Настольная книга школьного учителя-музыканта»), С. Балашов, С. Медушевский, Г. Тарасов, В. Падуровский, Н. Суслова.

Формулировка цели статьи. Основной целью статьи является теоретическое обоснование компонентов, участвующих в процессе формирования навыков образно-художественного анализа у обучающихся на уроках музыки. Для этого необходимо дать всестороннее определение художественному образу в музыке в координации с задачами уроков музыки в старших классах, описать методы художественно-образного анализа в музыке с привлечением образных категорий визуальных и синтетических видов искусств (живопись, скульптура, литература, театр), выявить особенности формирования навыков

образно-художественного анализа музыкального произведения у обучающихся на уроках музыки.

Изложение основного материала статьи. Процесс формирование музыкально-художественного образа сопровождается некоторыми проблемами, так как музыка не несет в себе конкретных предметных жизненных явлений. Она создает особый мир чувств и звучаний, восприятие которого несет за собой особые переживания.

В большом психологическом словаре Б. Мещерякова и В. Зинченко обращается внимание на то, что формирование музыкально-художественного образа — сложный психологический процесс, в основе которого лежат такие процессы как музыкальное восприятие, воображение, память и музыкальное мышление [4]. Добавим к этому ряду следующие категории: ассоциативность и духовно-информационный опыт.

О проблемах музыкального восприятия написан большой труд Е. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия». Рассматривая этот процесс, автор говорит о том, что: «Восприятие музыки может быть рассмотрено не только с психофизиологической стороны, но и с эстетико-психологической, социально-психологической, например, в сопоставлении с исполнением, сочинением и другими социально-коммуникативными типами музыкальной деятельности» [6, с. 20].

Другими словами, можно сказать, что целостное восприятие музыки с одной стороны связано с уровнем музыкального слуха слушателя, его музыкальной подготовки и осведомленности, а так же с рядом других факторов, а с другой стороны, восприятие напрямую зависит от профессионализма исполнителя. Л. Толстой писал об этом следующее: «Музыкальное исполнение только тогда есть искусство и тогда заражает, когда звук будет ни выше, ни ниже того, который должен быть, то есть будет взята та бесконечно малая середина той ноты, которая требуется, и когда протянута будет эта нота ровно столько сколько нужно и когда сила звука будет ни сильнее, ни слабее того, что нужно. Малейшее отступление в высоте звука в ту или другую сторону, малейшее увеличение или уменьшение времени и малейшее усиление или ослабление звука против того, что требуется, уничтожает совершенство исполнения и вследствие того заразительность произведения» [8, с. 127-128]. Поэтому нельзя недооценивать степень подготовленности исполнителя. Его задача не только точно передать то, что записано в нотном листе, но и постараться как можно глубже передать замысел автора. Перед исполнением рекомендуется как можно лучше изучить эпоху, в которую жил композитор, его личностные качества характера, моральные ценности и взгляды, господствующие в то время. Все это в совокупности должно помочь донести до слушателя главную идею музыкального произведения.

С. Балашов, говоря о музыкальном восприятии, также говорит о важности музыкального слуха в данном процессе. Но не только об этом. Наблюдая за обучающимися, он утверждает, что «дети, слушая музыкальное произведение, ищут зрительные образы, которые сопровождали бы звучание музыки, «интерпретируя музыку как часть более привычной для них зрелищно-образной картины жизни» [1, с. 31].

Музыка несет в себе некий эмоциональный посыл, сталкиваясь с которым, каждый слушатель, интерпретирует его по-разному, исходя из своего жизненного опыта. Поэтому С. Балашов подразделяет музыкальное восприятие на три составляющих.

Первое — «зрелищно-событийное», при котором слушатель воспроизводит в памяти конкретную жизненную ситуацию, вслед за этим обращаясь к эмоциональной стороне музыки. Второе — «эмоциональное», при котором происходит все наоборот. И третье — обычной слуховой ориентировки. Как правило, это формальное слушание музыкального произведения или «теоретическое» слушание: гармония, полифония. Обычно распространен первый и третий вариант музыкального восприятия. [1, с. 31].

Следующий фактор, который влияет и формирует музыкально-художественный образ — воображение. Слушая музыку на уроках или в повседневной жизни, воображение играет важную роль в формировании художественного образа. Фантазия настолько близка к

музыкальному искусству, что некоторые композиторы так и называют свои музыкальные произведения, например: «Сладкая греза», «Мечты» и т.д.

Б. Асафьев в своей фундаментальной работе «Музыкальная форма как процесс» выделил три стадии в осуществлении творческого замысла музыкального произведения: вначале композитор записывает ноты, затем кто-то его исполняет (момент живого звучания), после чего происходит взаимодействие художественного образа слушателя и исполнителя.

Сочиняя музыку, композитор создает музыкальный образ посредством звуков, выстроенных в определенной логической цепочке. Когда исполнитель работает с записанным нотным текстом, пытаясь передать образ, все зависит от его технического мастерства. Насколько точно ему удастся подобрать нужный темп, динамику и тембр. Удачное исполнение, как правило, зависит от того, насколько целостное понимание музыкального произведения у исполнителя.

Слушатель, пытаясь понять услышанную музыку, формирует в своем воображении определенные жизненные ассоциации, которые наиболее соответствуют характеру музыкального произведения. И, как правило, человек с богатым жизненным опытом, который многое пережил и прочувствовал, но не имеющей высокой музыкальной подготовки, откликнется на музыку, нежели человек, с маленьким жизненным опытом, но сведущий в музыке.

В связи с этим рассмотрим такой процесс, как ассоциация. Ассоциация (от лат. ЛззоЫаИо — соединение) — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого [4].

Ассоциативность, как понятие присутствует в жизни человека всегда и связана с интеллектуальным и духовным опытом человека, то есть напрямую зависит от индивидуальных особенностей человека [8]. Люди во все времена и на всех континентах переживали и горе, и радость, печаль и восхищенье. И, конечно, композиторы все это отображали в своих произведениях.

Художественный опыт тесно связан с понятием ассоциативность и направлен на развитие и формирование образно-художественного мышления и анализа. «Художественный опыт представляет собой динамично развивающееся единство образно-чувственного достояния личности (эстетическое восприятие, эстетическое отношение, чувства и эмоции), ее общехудожественные знания, умения и навыки, положительное отношение к искусству в результате непосредственного взаимодействия с миром художественного творчества» [3, с.

5].

Основными показателями художественного опыта личности являются: заинтересованность человека взаимодействовать с объектами искусства, образно-чувственная сфера личности, наличие общехудожественных знаний, умений и навыков, определяемых как достижения музыкальной практики, обобщенные и закрепленные в виде терминов, понятий, правил и законов построения и бытования музыкальных произведений в художественной культуре; система внутренних художественных ценностей личности, определяемая как избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений.

М. Горбунова в своем диссертационном исследовании выделяет 4 уровня художественного опыта у подростков:

- пассивный, то есть неразвитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку,

- репродуктивный, то есть слабая развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку,

- активный — развитость эмоционально-образной отзывчивости на музыку; наличие потребности в общении с искусством,

- активно-творческий — активность эмоционально-образной отзывчивости на музыку, развитый художественный вкус, творческое применение общехудожественных знаний. [3, с. 4].

Также она пишет: Модель педагогического сопровождения по развитию художественного опыта подростков включает в себя межпредметные, межхудожественные и ассоциативные связи, которые при соблюдении педагогических принципов (организации педагогического процесса, построения содержания образования и принципов, направленных на личность и коллектив воспитанников), условий, методов активизируют основные компоненты и показатели художественного опыта личности и выводят художественный опыт подростка на качественно новый, активно-творческий уровень развития [3, с. 6].

Важной составляющей формирования музыкально-художественного образа является память. Этот процесс является важным в музыкальном искусстве, особенно когда приходится слушать, запоминать и анализировать объемное музыкальное произведение.

Музыкальная память очень важна для исполнителя. Но для того, чтобы запомнить большое произведение, а также для того, чтобы исполнение прозвучало целостно и осознанно, нужна предварительная работа — предварительный анализ. Поэтому память и мышление — это два психофизиологических процесса, которые неразрывно связаны между собой. Таким образом, мы переходим к следующей составляющей формирования музыкально-художественного образа — музыкальному мышлению.

В. Подуровский дает такое определение этому понятию: «Музыкальное мышление — это выраженный в интонируемом звуке процесс моделирования отношений человека к действительности» [7, с. 9]. И возникает оно в результате непосредственного контакта со звучанием музыки. Автор рассматривает этот процесс как реальная психическая деятельность человека, с помощью которой личность постигает и приобщается к искусству.

Подуровский также выделяет несколько важных особенностей этого процесса. Во-первых, результатом музыкального мышления, вследствие эмоционального переживания от прослушанного произведения, слушатель получает новые знания о самом себе и о своей душе. Во-вторых, «расплывчивость» адресата, то есть слушатель постоянного «переключается» с автора произведения на других людей [7, с. 15]. И в результате своих исследований автор приходит к тому, что музыкальное мышление имеет непосредственно творческий характер. Оно приносит результат даже тогда, когда со стороны действия слушателя кажутся пассивными Посредством музыкального мышления слушатель познает художественный замысел музыкального произведения и постигает духовный опыт всего человечества [7, с. 16-17].

Образно-художественный анализ музыкальных произведений требует от подростка таких умений и навыков как мыслить образами. А это, как известно, один из факторов творческой личности.

Выводы. Таким образом, говоря об образно-художественном анализе, необходимо в первую очередь дать определение этому понятию. В целом, это «процесс познания окружающей действительности, творческое отражение ее на основе изобразительных знаний, умений и навыков, взаимоотношения формы и содержания в искусстве» [2]. Формируется оно благодаря развитию таких психических процессов как восприятие, воображение, ассоциативность, художественный опыт, память, мышление.

Формирование образно-художественного анализа у старших школьников является наиболее важной проблемой современного общества. Уроки музыки в школе направлены на развитие эмоционально-ценностной культуры личности обучающихся посредством знакомство с разнообразными музыкальными произведениями и жанрами. Поэтому так важно, чтобы подростки умели правильно воспринимать и анализировать услышанную музыку.

Литература

1. Балашов С. С, Медушевский В. В, Тарасов Г. В. Спутник учителя музыки / С. С. Балашов, В. В. Медушевский, Г. В. Тарасов. — М.: Просвещение, 1993 — 240 с.

2. Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов — [Электронный ресурс] / В. Ю. Борисов — Режим доступа: http:/^yberieшnka.m/artide/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-mysЫeшya-shkolшkov-4-5-klassov/

3. Горбунова М. А. Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях — [Электронный ресурс] / М. А. Горбунова — М.: 2007 — Режим доступа:_http://pandia.org/393973/

4. Мещеряков Б. Г, Зинченко В. П. Большой психологический словарь — [Электронный ресурс] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/

5. Морева Е. А. Ассоциативность как фактор образности в электронных композициях для кинематографа / Е. А. Морева // Культура народов Причерноморья. — Симферополь, 2011. — № 207. — С. 27-30.

6. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский — М.: Музыка, 1972 — 201с.

7. Подуровский В. М, Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова — М.: Владос, 2001 — 320 с.

8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений / Л. Н. Толстой. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951. — Т. 30. — С. 127-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.