Научная статья на тему 'Развитие воображения обучающихся колледжа на занятиях фортепиано при освоении произведений западноевропейских композиторов-романтиков'

Развитие воображения обучающихся колледжа на занятиях фортепиано при освоении произведений западноевропейских композиторов-романтиков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
191
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / КОМПОЗИТОР-РОМАНТИК / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ТВОРЧЕСТВО / ФОРТЕПИАНО / МЕТОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева Н.А.

В статье исследованы особенности развития воображения у обучащюихся колледжа на занятиях фортепиано в процессе изучения произведений западноевропейских композиторов-романтиков. Рассмотрены методические основы развития воображения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие воображения обучающихся колледжа на занятиях фортепиано при освоении произведений западноевропейских композиторов-романтиков»

УДК: 781

Лебедева Н. А.

студентка 6 курса специальности «Музыкально-инструментальное искусство»

Научный руководитель: Куровская И. Р.

к. искусст., Институт филологии, истории и искусств, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ-РОМАНТИКОВ

В статье исследованы особенности развития воображения у обучащюихся колледжа на занятиях фортепиано в процессе изучения произведений западноевропейских композиторов-романтиков. Рассмотрены методические основы развития воображения студентов.

Ключевые слова: воображение, композитор-романтик, обучающийся, творчество, фортепиано, метод.

Актуальность исследования. Материальная и духовная культура является продуктом творческого воображения людей. Человек, который обладает высоким уровнем воображения, может создавать удивительные шедевры искусства, продукты материальной культуры, рационально планировать свою деятельность, управлять ею.

Как показывают исследования В. Г. Казакова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Кабалевского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, Е. Назайкинского, Т. Рибо, В. И. Петрушина, В. И. Богословского и других ученых духовно-творческий потенциал обучающихся-музыкантов непосредственно зависит от уровня воображения. Воображение не только помогает эффективно усваивать им новые знания, но и играет роль в их саморазвитии и творческом преобразования уже имеющихся знаний. Развитое воображение способствует решению креативных задач в классе фортепиано, делает процесс обучения интересным и продуктивным, побуждает к поиску новых содержательно-образных характеристик музыкальных сочинений, помогает музыкантам убедительно донести до слушателя исполнительский замысел.

Стилевые особенности фортепианной музыки западноевропейских композиторов-романтиков исследовали следующие авторы в работах: В. Конен «Шуберт», А. Кенигсберг «Ференц Лист», Я. Мильштейн «Очерки о Шопене» и другие.

Произведения западноевропейских композиторов-романтиков своим богатством музыкального материала, яркой гармонией, многообразием художественных образов и огромным пластом музыкальной литературы являются прекрасной базой для развития воображения и творческого мышления обучающихся колледжа на занятиях фортепиано. Это, прежде всего, произведения Ф. Шуберта, Ф. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа и других выдающихся композиторов романтизма.

В настоящее время, которое характеризуется широким воздействием на общество средств массовой культуры, обучающиеся колледжей испытывают трудности в процессе работы над выражением художественного содержания музыкального произведения, в самостоятельной работе над музыкальным образом. Поэтому, актуальность исследования состоит в изучении проблем активизации и оптимизации процесса обучения, направленного на воспитание творческой личности; используя методы и приемы развития воображения обучающихся колледжа на занятиях фортепиано.

Изложение основного материала. Воображение — особая форма человеческой психики. Оно занимает промежуточное место между мышлением, восприятием и памятью, и играет важную роль в жизни человека. Практически вся духовная и материальная культура человечества является продуктом процесса воображения. В научных источниках даны различные определения понятия «воображение». По мнению Л. С. Выготского воображение не повторяет отдельные впечатления в тех же сочетаниях и формах, которые были прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Это и является основой действия воображения [3].

С. Л. Рубинштейн писал, что воображение сопряжено с нашей потребностью и способностью создавать новое; воображение — это преображение данного в образной форме [1].

Е. И. Игнатьев утверждал, что основной признак процесса воображения — преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое впечатление [4].

Исходя из этих определений, делаем вывод о том, что основная функция мышления — познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними. Основная функция памяти — сохранение прошлого опыта. Суть процесса воображения заключается в преобразовании этого опыта в качественно новый результат. В воображении на основе имеющегося личного опыта или опыта человечества создается субъективно или объективно новое.

Образы воображения, даже самые фантастические по своему содержанию, являются своеобразным сочетанием отраженных в сознании элементов реально существующих предметов и явлений. В воображении человек не может создать нечто из ничего. Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей; воображение — это так же создание образов существующих объектов, но не встречающихся в личном опыте человека. Наше сознание не только отражает мир, но и творит его. Творческая деятельность не мыслима без воображения. Что бы создать что-то новое, необходимо сначала идеально (мысленно) представить себе то, что будет воплощено в материальном объекте.

По мнению С. Л. Рубинштейна, частица воображения есть в каждой мысли, каждом чувстве, любом волевом действии, которое хотя бы в какой-то мере преобразует мир. Воображение включено даже в такую форму отражения, как восприятие человека.

Существенное значение имеет воображение и в эмоциональной жизни человека. Образы воображения всегда сопряжены с переживаниями и вызывают не только те или иные кратковременные эмоциональные состояния.

Материалы, необходимые для творческого воображения, накапливались медленно и постепенно. Медленное и запоздалое развитие музыки, по сравнению с другими изящными искусствами, быть может, обусловлено отчасти тем, что эмоциональное воображение, являющееся в ней главным творческим элементом, состоит из весьма нежных, тонких и мимолетных душевных состояний, для которых трудно подыскать соответственные методы анализа и выражения, говорит Т. Рибо [11].

В юношеском возрасте, который присущ обучающимся колледжа (15-18 лет), отмечается способность к более тонкому и точному различию внешних воздействий. Следует отметить наблюдающуюся у юношей повышенную чувствительность и возбудимость коры больших полушарий мозга. В целом, общие умственные способности человека к этому времени, как правило, уже сформированы, но они продолжают совершенствоваться. Особенно активно в этом возрасте развивается самостоятельность мышления, которое должно базироваться не просто на критическом подходе к авторитетным положениям, а на убедительной, обоснованной и доказательной аргументации. Интересы молодых людей переключаются с частных вопросов на проблемы глобальные. Наблюдающаяся в этом

возрасте дифференциация интересов стимулирует развитие специальных способностей, и это делает структуру умственной деятельности гораздо более сложной и индивидуальной, чем в младшем возрасте, отмечает Л. С. Выготский [3].

Исходя из специфики юношеского возраста, можем сделать выводы о том, что музыка композиторов-романтиков помогает будущим исполнителями преодолеть трудности данного этапа жизни; а также с помощью педагогов развить воображение и понимание романтических произведений, для того, чтобы донести их до слушателей.

Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом, музыка полнее, чем какое-либо другое искусство, позволяет юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания, которые невозможно передать в словах, но и с помощью фортепиано.

Рояль, в отличие от большинства других инструментов является инструментом многоголосным, дающим возможность воплотить в реальном звучании любые, самые сложные звуковые структуры, воспроизвести практически неисчерпаемые комбинации и сочетания звуков. «Фортепиано, — писал Л. Г. Рубинштейн, — для меня самый любимый инструмент, так как оно представляет собой в музыкальном отношении нечто цельное, всякий же другой инструмент, не исключая человеческого голоса, в музыкальном отношении все же только половина» [12, с. 8]. С мыслями о фортепиано, высказанными А. Г. Рубинштейном явственно перекликаются и известные слова прославленного мастера Ф. Бузони: «Чудесны его преимущества и привилегии. Один человек может овладеть чем-то полным» [12, с. 8].

Рассмотрим методическую основу развития воображения обучающихся колледжа на занятиях фортепиано в процессе работы над музыкальными произведениями композиторов-романтиков.

Одним из методов является работа над музыкальным произведением без инструмента. Этим методом пользовались Ф. Лист, А. Рубинштейн, Ф. Бюлов и другие [1]. И. Гофман указывал четыре способа разучивания музыкального произведения:

1) с нотами за фортепиано;

2) с нотами без фортепиано;

3) без нот за фортепиано;

4) без нот и без фортепиано.

В развитии воображения обучающегося большую роль могут сыграть метод сопоставления и сравнения. Вводимые этим путем новые представления, понятия и образы становятся побудителями фантазии. Музыкально-исполнительская педагогика пользовалась и продолжает пользоваться этим методом работы с учащимися.

Нередко учитель предлагает студенту представить себе элементы фортепианного изложения в исполнении оркестровых инструментов. Конечно, фортепиано не станет звучать как флейта, скрипка или челеста. Однако сопоставления способны разбудить фантазию студента и повлечь за собой поиски своеобразной фортепианной звучности, чем-то напоминающей то ли тембр, то ли манеру исполнения на оркестровых инструментах.

Ф. Шопен считал необходимым, прежде всего, прочувствовать, определить основную мысль, поэтический характер, внутренний стержень исполнения. По свидетельству учеников он в гораздо большей степени требовал «понять замысел, чем подражать манере». А понять замысел для него означало — стать на уровень творчества, не посягать на творчество, а приблизиться к нему. Отсюда неизменное стремление Ф. Шопена развивать в своих учениках «способность воображать» и «выражать» [8].

Основной темой музыкального искусства эпохи романтизма была тема личности и ее проблем в новой эпохе: стремление к романтическим идеалам и конфликт с реальным миром. Тема одиночества романтического героя — одна из самых популярная во всем романтическом искусстве. Внимание к чувствам человека приводит к смене жанров в искусстве — преобладают лирические жанры, как инструментальные, так и вокальные (баллады, поэмы, рапсодии и др.), в них преобладают образы любви.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкальной речи и принципов образования форм, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, сопоставления мажора и минора и т. д.) [13].

Сама природа романтических жанров (миниатюры, вальсы, пьесы, циклы пьес, одночастные концерты, фантазии и т.д.), имеющих в большей степени программное содержание, соответствующее основным темам эпохи романтизма, непосредственно являются тем музыкальным материалом, на котором можно развивать воображение обучающихся колледжа на занятиях фортепиано.

В процессе освоения произведений западноевропейский композиторов-романтиков на занятиях фортепиано при освоении произведений композиторов-романтиков могут быть использованы следующие методы:

• метод анкетирования (Ф. Гальтон), применяется для выявления знаний обучающихся о чертах стиля романтизма;

• метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский) применяется для развития осознанного отношения обучающихся к музыке, их музыкального мышления. Его действие направлено на формирование у студентов способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации музыки, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт; развивает воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет;

• метод выявления сходства и различия (метод сравнения) (Д. Б. Кабалевский) дает возможность будущему музыканту-исполнителю размышлять о характере развития музыкального образа в одном или нескольких музыкальных произведениях, близких или контрастных по образно-эмоциональному строю;

• метод наглядности формирует у студентов умение осмысленно воспринимать содержание и художественный образ, воплощенный композитором в музыкальном произведении;

• метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры студентов через «выходы» за пределы музыки;

• метод сочинения уже сочиненного (В. О. Усачова); направлен на развитие самостоятельности, творчества, воображения, фантазии, восприятия, творческой интерпретации музыки;

• метод разрушения (Н. А. Терентьева) позволяет выявить значимость того или иного средства музыкальной или общехудожественной выразительности;

• метод образной визуализации позволяет зрительно исследовать объект, студенты могут вербализировать, нарисовать, показать содержание, образ или образы музыкального произведения;

• метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение студента к музыке, а также нацеливает педагога на качественно новые принципы построения занятия по изучению музыки композиторов-романтиков в колледже.

Выбор методов музыкального образования и воспитания обучающихся колледжа зависит от мастерства педагога, который должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов, уровень их музыкального и психологического развития. Это связано с тем, что музыка таких композиторов, как Ф. Шуберта (1797-1828), Ф. Шопена (1810-1849) и Ф. Листа (1811-1886) и других романтиков кардинально отличается от классической. Настроение их произведений меняются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. Они значительно расширили круг пространственно-динамических возможностей фортепиано и далеко вышли за пределы, заложенные классиками. Ф. Шопен, и Ф. Лист использовали инструмент во всей его полноте, смело распространяя звуковой материал на все регистры. В противоположность старым мастерам, чьи пассажи охватывали сравнительно небольшое количество клавиш и не требовали для своего исполнения

большого смещения руки, Ф. Шопен и Ф. Лист конструируют свои пассажи так, чтобы они охватывали большее количество клавиш. Гаммообразные, арпеджированные пассажи, фигурации приобретают у них иное значение и смысл: они служат чаще всего средством охвата всего звукового поля инструмента. Следует отметить насыщенный динамический план, плотную аккордовую фактуру, обильное применение педали в качестве средства, удлиняющего звук и удерживающего его после снятия пальца с клавиши.

Таким образом, мы видим, что специфика романтической музыки дает педагогам-пианистам в полной мере развивать музыкальные способности, память, мышление, воображение обучающихся, что в целом влияет на формирование личности студентов, их духовной культуры.

Литература

1. Баренбойм Л. Вопросы педагогики и исполнииельства / Л. Баренбойм. — Л. : Музыка, 1969. — 285 с

2. Богословский В. И. Психология / В. И. Богословский. — М. : Просвещение, 1973.

— 350 с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.

— М. : Музыка, 1991. — 98 с.

4. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. — М. : Педагогика, 1956. — 140 с.

5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — П. : СПб, 2009. — 434 с.

6. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Кабалевский А. Д.

— М. : Просвещение, 1984. — 206 с.

7. Кабалевский Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание / Д. Б. Кабалевский. — М. : Знание, 1984. — 64 с.

8. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене / Я. И. Мильштейн. — М. : Музыка, 1987. —

175 с.

9. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. — М. : Музыка, 1972. — 384 с.

10. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. — М. : Триста, 2008.

— 397 с.

11. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. — П. : 1901. — 318 с.

12. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. — М. : Просвещение, 1984. — 174 с.

13. Штейнпресс Б. Музыка XIX века / Б. Штейнпресс. — М. : Советский композитор, 1968. — 486 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.