Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ'

ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛ / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масык Е.В.

В данной статье рассматриваются основные понятия материальной и нематериальной мотивации туда. Предложена новая классификация нематериальной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. III.

УДК 316.6

Е.В. Масык

ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

В данной статье рассматриваются основные понятия материальной и нематериальной мотивации туда. Предложена новая классификация нематериальной мотивации.

Ключевые слова: мотивация, материальная мотивация, нематериальная мотивация, стимул, мотив, потребность, организация.

Мотивация является одним из фундаментальных понятий педагогики, психологии, социологии, управления. Значимость мотивации для разработки современных наук тесно связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каковы мотивы, ради чего он ее осуществляет, и есть основа ее адекватной интерпретации.

Многоаспектность и сложность проблемы мотивации состоит в множественности подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения, в связи с этим, понятие трактуется авторами по-разному.

Учеными-экономистами мотивация часто характеризуется как процесс. Так, по А. Мескону, мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Если работник мотивирован - значит, он заинтересован, создается ситуация, при которой, решая общие цели предприятия, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения.[1]

Для дальнейшего рассмотрения теоретических основ мотивации необходимо привести определение понятий:

Корпоративное управление - управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутрифирменных и межфирменных отношений организации в соответствии с принятыми целями.

Мотивация - процесс создания у сотрудников внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации.

Трудовая мотивация - процесс побуждения работника к эффективному труду, при котором формируется трудовое поведение индивида, работника в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации.

Мотив - это конкретный, осознанный вид внутреннего побуждения сотрудника, актуальная потребность, которую работник пытается удовлетворить, работая в данной компании.

Потребность - испытываемая индивидом нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Стимул - представляет собой фактор воздействия, инструмент, используемый менеджментом организации для корректировки трудового поведения работников.

Стимулирование - процесс управления трудовым поведением сотрудника или группы сотрудников, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение коллектива работников посредством влияния на условия его жизнедеятельности и использования побуждающих его к деятельности мотивов. В более широком смысле стимулирование - это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.

В сфере управления персоналом под определением трудовая мотивация подразумеваются:

1. потребности и ожидания работника;

2. вознаграждение, оплата труда работника;

3. меры, которые компания применяет по отношению к работнику для повышения эффективности его труда.

Исследователи в области управления персоналом выделяют следующие виды мотивации:

Материальная - назначение, повышение или понижение оклада, доплаты и надбавки; переменная часть заработка - премии, комиссионные и пр.

Нематериальная - вознаграждение за заслуги, имеющее денежное выражение, но выдаваемое

© Масык Е.В., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. III.

ISSN 2223-4047

работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании и пр.). В более широком смысле нематериальная мотивация включает в себя также моральные и организационные инструменты мотивации.

Моральная - вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т.п.) и дополнительных возможностей распоряжаться ресурсами организации.

Организационная - создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании. [2]

Так же была предложена новая классификация факторов нематериальной мотивации. В зависимости от формы стимулов и антистимулов и характера их воздействия:

1.Моральное вознаграждение - ( признание, расположение и уважение, чувство достигнутого успеха) ценится прежде всего молодыми торговыми работниками, как правило, неженатыми или с небольшими семьями, а также имеющими более высокую профессиональную подготовку;

2.Социальная поддержка. Этот вид стимулов относится к нематериальной мотивации и направлен в первую очередь на удовлетворение физиологических потребностей и потребностей безопасности (медицинское страхование, путевки на отдых, скидки на продукцию);

3.Организационно-административные (административно-распорядительные) меры. Они включают требования, предъявляемые организацией к поведению сотрудников, и предусматривают контроль, а также санкции в случае их невыполнения. Административно-распорядительные меры осуществляются с помощью должностных требований (инструкций), приказов, распоряжений, уставов, норм и правил поведения и других административных средств. Они призваны обеспечивать твердый организационный порядок, дисциплину и ответственность, без которых невозможно существование любой организации. С их помощью осуществляется координация труда отдельных работников, обеспечивающая выполнение общих задач.

4.Статусно-временные факторы. Они включают по меньшей мере три группы стимулов: 4.1 карьерно-статусные факторы. К ним относятся повышение в должности, ротация, связанная с более интересной работой, повышение статуса (разряда) в рамках одной должности и т.п.

4.2партиципационные (участия ) в том числе информационные факторы. Они прямо связаны с развитием производственной демократии и элементов самоуправления. Эффективными формами использования стимулирования с помощью автономии являются делегирование задач, полномочий и ответственности, а также управление по целям.

4.3мотивация временем. Время, занятое приятным занятием, — это ценный ресурс, который может служить действенным стимулом. Можно выделить следующие формы мотивации временем, используемые в современных компаниях:

-сокращение продолжительности рабочего времени за счет более эффективного его использования -предоставление сотрудникам дополнительного отпуска или допол-нительных нерабочих дней. -работа по гибкому графику, представляющему сотруднику право самому определять режим работы — начала, окончания и продолжитель-ности рабочего дня. -мотивация стажем работы

На основе анализа основных концепций мотивации, можно сделать вывод, что в современном корпоративном управлении немаловажное значение придается не только материальной, но и нематериальной мотивации, к основным характеристикам которой относится совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в компании для поощрения эффективного труда сотрудников. Практический опыт показывает, что зарплата и используемая система бенефитов (соцпакет) не всегда являются решающим фактором повышения заинтересованности сотрудников к работе в той или иной компании. Очень важным условием для решения данной задачи является использование методов нематериального стимулирования.

Библиографический список

1.Каверин, С.Б. Мотивация труда./ С.Б. Каверин. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 224 с.

2.Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента./ Э. А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2000. - 352 с.

МАСЫК Екатерина Викторовна - магистрант, Саратовский социально-экономический институт РЭИ им Г.В. Плеханова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.