Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1300
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СИСТЕМА МОТИВАЦИИ / СОТРУДНИК / СТИМУЛ / МЕТОДЫ / MOTIVATION / EFFICIENCY / PERSONNEL MANAGEMENT / MOTIVATION SYSTEM / EMPLOYEE / INCENTIVE / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева Е. В., Севостьянова Ю. С.

В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования трудовой мотивации персонала и основные факторы, влияющие на эффективность системы управления персоналом в организации. А так же изучены задачи мотивации персонала. Раскрыты такие понятия как материальное и нематериальное стимулирование персонала. Особое внимание уделяется значимости нематериального стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS A MAJOR FACTOR OF INCREASING EFFICIENCY OF PERSONNEL MANAGEMENT ORGANIZATION

The article deals with actual problems of formation of motivation of workers and the main factors affecting the efficiency of the personnel management system in the organization. As well as studied the problem of staff motivation. Such concepts as material and non-material incentives for staff are disclosed. Special attention is paid to the importance of non-material incentives.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Гордеева, канд. экон. наук, доцент Ю.С. Севостьянова, студент Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10902

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования трудовой мотивации персонала и основные факторы, влияющие на эффективность системы управления персоналом в организации. А так же изучены задачи мотивации персонала. Раскрыты такие понятия как материальное и нематериальное стимулирование персонала. Особое внимание уделяется значимости нематериального стимулирования.

Ключевые слова: мотивация, эффективность, управление персоналом, система мотивации, сотрудник, стимул, методы.

Мотивация персонала занимает одно из ведущих мест в управленческой деятельности организации. А главной задачей является - ориентация персонала на достижение целей организации. Но для этого нужно проделать огромную работу.

Далеко не все менеджеры компаний заинтересованы в разработке системы мотивации для своих сотрудников, ведь это усложняет процесс управленческой деятельности и не всегда стоит в приоритете их задач.

Но мир меняется, и мы вместе с ним. Для высокоэффективной работы требуются многозадачные, стрессоустойчивые, инициативные, с высоким уровнем мотивации, ответственные сотрудники. С таким богатым и обширным набором качеств уже не удивишь простой классической формой мотивации и стимулирования, состоящей лишь из заработанной платы и наказаний в виде штрафов. Здесь нужен свежий и новый подход, индивидуальный под каждого сотрудника. Люди, которые стремятся к самореализации, достижение как личных, так и корпоративных целей - надеются на высокие результаты своей деятельности. Поиск именно таких людей и формирование коллектива является одной из главных задач мотивационного менеджмента.

Мы часто слышим фразу «Главная ценность нашей компании - это наши сотрудники». Действительно, эффективная мотивация персонала - это в определенном

смысле и есть успех компании, развитие экономики страны в целом и уровень благосостояния этих людей. Данные показатели определяют значение мотивации сотрудников как важнейший фактор системы управления персоналом.

Обратимся к истории развития теории управления качеством. Существует 5 этапов развития систем качества:

1-ый этап. 1905 год - Система Тейлора. Объектом выступала на тот момент - продукция. Система мотивации предусматривала лишь штрафы за дефекты и брак.

2-ой этап. Деминг выдвигает идею об отмене такой системы, так как по его словам «это создает атмосферу страха, способствует краткосрочному вкладу в работу, игнорируя долгосрочные задачи и разрушает работу в коллективе».

3-ый этап. 1950-ые годы выдвинуты концепция тотального контроля качества.

4-ый этап. Переход от тотального контроля к тотальному менеджменту.

5-ый этап. Существенное влияние гуманистической составляющей, усиливается внимание к удовлетворению потребностей своего персонала.

Потребовалось много времени, чтобы прийти к тому, что субъектом являлся не продукт, а человек, в данном случае сотрудник.

Что же такое «мотивация» и какая она бывает?

Существует большое количество определений понятия «мотивация». Но все они схожи в одном: мотивация - это побуждение к действию. Это процесс побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации.

Основные цели разработки системы мотивации:

- привлечение в компанию ценных кадров;

- сохранение кадров, состоящих в организации;

- вознаграждение тех сотрудников, чья деятельность была более успешна;

- простота и эффективность системы организации.

Существуют различные способы мотивации:

1) нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению через психологическое воздействие (внушение, убеждение).

2) принудительная мотивация.

3) стимулирование - воздействие на личность работника, по средством соединения материальных интересов с задачами предприятия.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к каким-либо конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.

Внутренняя мотивация обозначает внутренние интересы личности, связана со свободой деятельности и реализации себя.

Внешняя мотивация формируется под воздействиями внешних факторов, такие как условия заработанной платы, возможность продвижения по службе, похвала от

начальства, социальные гарантии работнику.

Стимулы могут быть двух видов:

- материальные - денежные вознаграждения (премии, бонусы и т.д.);

- нематериальные - моральные и социальные меры.

Зачастую организации ограниваются лишь материальными вознаграждениями.

Однако при мотивировании персонала следуют комплексно подходить к этому вопросу. Это значит, что в рамках одной компании функционируют как материальные, так и нематериальные стимулы.

Материальные методы подразделяются:

1. Денежное вознаграждение:

- повышение заработанной платы;

- премии и надбавки;

- соц. пакет, страховка, льготы;

- процент от продаж.

2. Не денежное вознаграждение:

- возможность пользования учреждениями организации бесплатно;

- путевки билеты на отдых;

- билеты на культурные мероприятия;

- обучение (повышение квалификации за счет фирмы);

- заграничные командировки.

3. Система штрафов:

- материальное наказание работника за опоздание или невыполнение назначенного плана;

- снятие премий у всего отдела за невыполнение плана.

Сотрудников компании можно, а порой и нужно мотивировать нематериальными методами, например, такие как:

- возможность карьерного роста внутри компании

- похвала за успешную работу;

- публичное признание;

- более комфортные условия труда;

- культурные мероприятия внутри компании;

- поздравления сотрудника с определенными праздниками.

Можно выделить 3 группы сотрудников, деятельность которых направлена на удовлетворение определенных потребностей:

- работники, ориентированные на содержательность и значимость труда;

- работники, ориентированные на оплату труда;

- работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

По направлению мотивационного процесса выделяют индивидуальную и групповую мотивацию. По мере усиления групповой мотивации происходит частич-

ное замещение индивидуальных мотивов у каждого работника.

Основные задачи мотивации представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные задачи мотивации персонала

Таким образом, на основе вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что мотивация важный элемент в управлении персоналом. Для эффективного существования компании нужно грамотно распределять обязанности, ресурсы и мотивировать своих работников на благотворную работу путем комплексного подхода как материальных.

Важным показателем в управлении пер-

выполнением задач, намеченных стратегий организации, целей, обеспечение грамотного использования физических и интеллектуальных возможностей работников, реализацию потенциала, улучшение морального климата в коллективе.

Обеспечение максимального сближения ожиданий организации и интересов работника, связанных с профессиональной деятельностью- основная цель работы с персоналом.

соналом служат усилия работников над

Библиографический список

1. Аксенова Е.А. Управление персоналом. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 423 с.

2. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 640 с.

3. Листик Е.М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-ое изд., и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 300 с.

4. Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации. - М.: Кнорус, 2018. - 175 с.

5. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: Проспект, 2017. - 534 с.

6. Соловцова М.С., Ананченкова П.И., Шапиро С.А. Совершествование системы стимулирования труда работников: монография. - М.: Директ-Медиа, 2017. - 138 с.

MOTIVATION AS A MAJOR FACTOR OF INCREASING EFFICIENCY OF PERSONNEL MANAGEMENT ORGANIZATION

E.V. Gordeeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Yu.S. Sevostyanova, Student Sochi State University (Russia, Sochi)

Abstract. The article deals with actual problems of formation of motivation of workers and the main factors affecting the efficiency of the personnel management system in the organization. As well as studied the problem of staff motivation. Such concepts as material and non-material incentives for staff are disclosed. Special attention is paid to the importance of non-material incentives.

Keywords: motivation, efficiency, personnel management, motivation system, employee, incentive, methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.