Научная статья на тему 'Понятие "культурные ценности" в международных актах и внутреннем законодательстве Российской Федерации'

Понятие "культурные ценности" в международных актах и внутреннем законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1724
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие "культурные ценности" в международных актах и внутреннем законодательстве Российской Федерации»

правовые вопросы таможенного оела: история, теория, практика

À- 'ерешенкова

Понятие "культурные ценности" в международных актах и внутреннем законодательстве Российской Федерации

Для рассмотрения вопросов статьи, прежде всего, необходимо дать развернутое толкование основному понятию, которое будет использоваться на протяжении всей работы. Понятие это — "культурные ценности" (biens culrurels, culrural property, bienes culrurales).

В международно-правовом аспекте понятие "культурные ценности" имеет две особенности. Во-первых, в международных конвенциях или соглашениях (договорах) не существует универсального понятия "культурные ценности", которое охватывало бы все объекты, подпадающие под данное определение. Во-вторых, каждая международная конвенция дает определение культурных ценностей, исходя из специфики тех правоотношений, которые она призвана урегулировать. На основе этих двух особенностей и сложилось понятие "культурные ценности", фигурирующее в международных актах. Рассмотрим основные из них.

В договоре о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников, больше известном, как Пакт Рериха, который был принят 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, определение "культурные ценности" отсутствует. Объект защиты определен в статье 1 Пакта: "Исторические памятники, музеи и учреждения, служащие целям науки, искусства, образования и культуры..." Таким образом, в этом международном документе предпринята первая, пусть и слабая, попытка определения культурных ценностей, даже, несмотря на отсутствие самого понятия "культурные ценности" в содержании договора.

Впервые понятие "культурные ценности" встречается в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 г.2 Определение, содержащееся в статье 1 этой Конвенции мы рассмотрим подробнее.

Пункт 1 статьи 1 определяет, что под культурными ценностями в данной Конвенции подразумеваются ценности движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, независимо от их происхождения и владельца.

1 Международное право. Ведение боевых действий: сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. М., 1955. С. 30.

2 См.: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. Исполнительный регламент конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1955.

Из этого определения следует, что культурная ценность — это как движимое имущество, так и недвижимое, характерной или квалифицирующей чертой которого является, то обстоятельство, что оно (имущество) имеет большое значение для культурного наследия каждого народа. Раскрывая понятие "культурные ценности", Конвенция определяет лишь границы, право же государств и народов причислить ту, или иную вещь (имущество) к культурной ценности никто не ограничивает. Все зависит от исторического и культурного развития того или иного народа. Более того, Конвенция отмечает, что не принимаются во внимание происхождение культурной ценности, а также кто является ее владельцем. Право собственности на культурные ценности может принадлежать как государственным организациям культуры (музеям, галереям, библиотекам и т.д.), так и находиться в частной собственности.

Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей, разделяя их на 3 категории, причем культурными ценности считаются независимо от их происхождения и владельца:

1) Ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше3;

2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных к первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов;

3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Московский Кремль, сам представляющий собой архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности: музеи Московского Кремля, соборы, Царь-колокол, Царь-пушка и другие4. Центрами сосредоточения культурных ценностей могут быть признаны и целые города, такие, например, как Флоренция, Венеция, Суздаль.

3 См.: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. Исполнительный регламент конвенции. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М.,

19554.

4 См.: Московский Кремль, историко-культурный музей-заповедник. Материалы и исследования. М., 1973.

Определение культурных ценностей, данное Гаагской Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.) — очень обширное и наиболее полное. Это обусловлено теми отношениями, которые она призвана урегулировать и стремлением охватить как можно большее число объектов, подпадающих под понятие "культурные ценности" и пользующихся правовой защитой Конвенции.

Следующими международными актами, содержащими понятия культурных ценностей, являются два документа, принятые под эгидой ЮНЕСКО. 19 ноября 1964 г. были приняты Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности5, а 14 ноября 1970 г. — Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности6 (в дальнейшем, Рекомендации 1964 г., Конвенция 1970 г.)7.

Пункт 1 Рекомендации определяет культурные ценности как движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны. Государствам рекомендуется устанавливать критерии для отнесения находящихся на их территории ценностей к категории "имеющих большое значение для культурного достояния страны". Рекомендация дает следующий перечень таких предметов: произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнографические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы.

Конвенция 1970 г. определяет в статье 1 культурные ценности как "ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Если сравнить определения, данные в Рекомендации 1964 г. и Конвенции 1970 г. с определением культурных ценностей Гаагской Конвенции 1954 г., рассмотренной выше, то можно заметить, что в определениях, данных Рекомендацией 1964 г. и Конвенцией 1970 г., прямо предусмотрено право самих государств определять, что является культурной ценностью, исходя из ценности именно для данного народа (государства).

5 См.: Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 19 ноября 1964 г. ЮНЕСКО. Генеральная конференция. Сессия, 13-я. Резолюции. Париж. 1964 г.

6 См.: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. ЮНЕСКО. Акты генеральной конференции. Сессия 16-я. Резолюции. Париж. 1970 г.

7 По своей правовой природе эти два документа существенно отличаются. Рекомендации ЮНЕСКО принимаются простым большинством голосов, не требуют ратификации государствами-членами ЮНЕСКО, и носят рекомендательный характер. Конвенции принимаются на Генеральной Конференции ЮНЕСКО 2/3 голосов, требуют ратификации государствами-членами ЮНЕСКО и носят обязательный характер для стран, их ратифицировавших.

Конвенция 1970 г. делит культурные ценности на 11 категорий:

1) Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

2) Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также ценности, связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

3) Археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия (к тайным археологическим находкам относятся добытые при незаконно проводимых раскопках без специального разрешения государства)8;

4) Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

5) Старинные предметы более чем столетней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;

6) Этнологические материалы;

7) Художественные ценности, включающие: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки)9, оригинальные произведения скульптурного искусства из любых мат ериалов, оригинальные гравюры, эстампы и литографии, оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

8) Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие собой интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

9) Почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно и в коллекциях;

10) Архивы, включая фоно-, фото- и кино архивы;

11) Мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты.

Данная классификация приведена полностью.

При сравнении определений, данных Конвенцией 1970 г. и Рекомендацией 1964 г. стоит отметить, что Конвенция не делит культурные ценности на движимое и недвижимое имущество. Конечно, в силу характера Конвенции 1970 г., прежде всего, имеются в виду движимые объекты, но в силу своей природы это могут быть и недвижимые объекты.

Пункт 14 статьи 5 Конвенции 1970 г. предусматривает создание "национальной службы охраны культурных ценностей"10. В функции такой службы входит содействие разработке законодательных проектов по охра-

8 Примечание автора.

9 Исключенные объекты подпадают под охрану международных договоров о защите промышленной собственности.

10 См.: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. ЮНЕСКО. Акты генеральной конференции. Сессия 16-я. Резолюции. Париж. 1970 г.

не культурного наследия. Особое значение для охраны культурных ценностей и предотвращения их вывоза имеют такие функции национальной службы, как составление и обновление на базе национального охранного реестра перечня важных культурных ценностей (государственных и частных), вывоз которых означал бы обеднение национального культурного наследия.

Конвенция предусматривает, что ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности, совершенные с нарушением правил, принятых государствами-участниками, считаются незаконными. Для ограничения вывоза государства обязались установить специальное свидетельство (сертификат), которым государство-экспортер удостоверяет, что оно дает разрешение на вывоз и запрет на вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено такое свидетельство (п. Ь ст. 6).

Наряду с этим, согласно конвенции, возможен и абсолютный запрет вывоза, т.к. предусматривается неотъемлемое право каждого государства объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми, т.е. лишенными права на вывоз (п. ё ст. 13).

Международный институт по унификации права ЮНИДРУА предложил проект Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, который был подписан на дипломатической конференции в Риме с 7 по 24 июня 1995 г. В этой Конвенции приводится классификация культурных ценностей полностью идентичная приводимой в статье 1 Конвенции 1970 г.

Вопросами определения "культурных ценностей" как понятия занимались и ученые-правоведы: поляк С. Нахлик, болгарин Е. Александров, россиянин М. Богуславский и другие.

Наиболее оригинальную точку зрения высказал Е. Александров: "Любые произведения, являющиеся результатом творческого самовыражения человека в прошлом или настоящем (в художественной, научной, культурной, образовательной областях), которые имеют значение для объяснения существовавшей в прошлом и для развития современной и текущей культуры, представляют собой культурные ценности" 1. Таким образом, к культурным ценностям Е. Александров причислил и объекты, охраняемые нормами авторского права. С этим можно согласиться в плане охраны культурных ценностей, так как международное право в области охраны культурных ценностей развивается в сторону расширения кодификации объектов защиты.

Проанализированные документы международного права послужили основанием для появления самостоятельных национальных законодательных актов, регулирующих обращение культурных ценностей. В Пакте Рериха определено, что в зависимости от исторического или националь-

11 Александров Е. Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. София, 1978 г. С. 9-10.

ного самосознания государства должно складываться и понятие "культурные ценности", а также все то, что должно быть к ним отнесено. Рекомендации 1964 г. правоустанавливают самостоятельность государств по определению критериев для отнесения находящихся на их территории ценностей к категории имеющих большое значение для культурного состояния страны.

Конвенция 1970 г. уже не делит культурные ценности на движимые и недвижимые, а, подразделяя их на категории, исходит из вида коллекции и техники исполнения предметов. Тем самым детализируется и уточняется список охраняемых ценностей.

В дальнейшем, употребляя термин "культурные ценности", мы будем подразумевать определение, данное статьей 1 Конвенции ООН 1970 г., представленное выше.

Рассмотрим понятия "культурные ценности" в российском законодательстве.

В ранее существовавшем союзном законе "Об охране и использовании памятников истории и культуры" есть понятие памятника истории и культуры: "...сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную цен-ность..."12

Российская Федерация, в своем нынешнем законодательстве широко использует термин "культурные ценности", а именно: статья 7 закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" определяет их как имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное и иное культурное значение. Это же определение используется в Федеральном законе РФ N 64 "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории РФ", принятом 15 апреля 1998 г.13

Федеральный закон "О ввозе и вывозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 является одним из основных руководящих документов, регламентирующих порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей.14 В настоящее время вместе с иными законодательными актами Российской Федерации дан -ный закон имеет целью сохранение культурного достояния России, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

Закон основан на принципе единого таможенного пространства и еди-

12 "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Закон СССР от 29 октября 1976 г. // Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 704.

3 "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории РФ". Федеральный закон от 5 апреля 1998 г. N 64. // Российская газета. 1998 г. N 77.

14 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 // Ведомости съезда народных депутатов и верховного совета Российской Федерации. 1993 г. N 20. С. 718.

ного порядка вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории Российской Федерации независимо от формы собственности, а также для всех юридических, физических, должностных лиц и органов власти и управления.

Согласно статье 6 Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации.

Статья 7 ФЗ определяет категории предметов, подпадающих под действие настоящего Закона:

— исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

— предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

— художественные ценности, в том числе:

а) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

б) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

в) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

г) художественно оформленные предметы культового наз начения, в частности иконы;

д) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

— произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе:

а) художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

б) изделия традиционных народных художественных промыслов;

в) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

— старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

— редкие рукописи и документальные памятники;

— архивы, включая фото-, фоно-, кино-, и видеоархивы;

— уникальные и редкие музыкальные инструменты;

— почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

— старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

— редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представля-

ющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

— другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Действие настоящего Закона на основании статьи 8 не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Культурные ценности, не подлежащие вывозу из РФ, рассмотрены в статье 9 Закона:

— движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия РФ, независимо от времени их создания;

— движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;

— культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках и в других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы и библиотеки;

— культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Закон предусматривает регулирование вывоза с территории Российской Федерации и ввоза на территорию Российской Федерации, а также временный вывоз и временный ввоз культурных ценностей. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие статьи 9 действующего Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными Законом. Необходимо подчеркнуть, что вывоз и ввоз культурных ценностей, содержащих драгоценные камни, драгоценные металлы, а также виды оружия регулируются иными законодательными актами Российской Федерации. Это отмечено в статьях 20 и 21 Закона. Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей распространяется также и на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Следует отметить, что функции Федеральной службы переданы Департаменту по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

Определение "культурных ценностей", данное Федеральным законом 1993 г., носит достаточно полный характер и включает в себя категории предложенные Конвенцией 1970 г. Существенным недостатком российских норм является отсутствие комментария к понятию "сувенирные изделия", а именно: Федеральным законом не определены критерии, харак-

теризующие предметы как сувенирные.

Именно по этой причине, в практической работе специалисты часто сталкиваются с проблемами, связанными с отнесением предметов к культурным ценностям, заявленным к вывозу. Сложность представляет так же датирование предметов, выполненных на рубеже XIX и XX веков, так как существует четкий временной барьер запрета вывоза предметов возраст которых 100 и более лет.

Приказ Министерства культуры РФ N 844 от 8 июля 2001 г. "Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного наз начения с территории Российской Федерации" утвердил перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации N 4804-1 "О ввозе/вывозе культурных ценностей", вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

Указанный правовой акт устанавливает формы документов, а именно: свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории РФ и справок для вывоза с территории РФ предметов культурного назначения, оформляемых и выдаваемых Департаментом по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ или Территориальным управлением Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей.

Описанные выше документы оформляются по заключению экспертизы Экспертной комиссии при Территориальном управлении.

Помимо содержательной стороны, заключения экспертизы можно условно разделить на 3 вида, по результату проведенной экспертизы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— вышеперечисленные предметы (вписанные в бланк) не являются культурными ценностями и согласно ФЗ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" не требуют выдачи Свидетельства на право вывоза из РФ;

— вышеперечисленные предметы (вписанные в бланк) являются культурными ценностями, не подпадающими под действие статьи 9 ФЗ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и их вывоз за пределы РФ возможен;

— вышеперечисленные предметы (вписанные в бланк) являются культурными ценностями, имеют значительную историческую, художественную, научную, культурную ценность, попадают под действие статьи 9 ФЗ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и их вывоз за пределы РФ возможен только временно.

Таким образом, заявляемые к вывозу предметы условно можно разделить на группы: предметы культурного назначения и культурные ценности, которые в свою очередь разграничиваются на культурные ценности, разрешенные к вывозу без обязательства обратного ввоза и особо ценные, вывоз которых разрешен только временно.

Приказом утвержден перечень культурных ценностей, попадающих

под действие закона "О ввозе/вывозе культурных ценностей"15:

1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов Российской Федерации <*>. (<*> Для вывоза копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственных музеях и библиотеках системы Минкульту-ры России, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН, свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации не требуется.)

2. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

2.1. Мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

2.2. Предметы и коллекции обмундирования и снаряжения производственного, военного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;

2.3. Предметы техники (приборы, инструменты, аппаратура), оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;

2.4. Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

3. Художественные ценности, созданные более 50 лет назад <*>: (<*> Для вывоза живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, созданных менее 50лет назад, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящихся на государственном учете и отнесенных по результатам экспертизы к предметам культурного назначения, свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации не требуется. Для вывоза данных предметов требуется справка, выданная должностным лицом Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России, Территориального управления Минкультуры России по сохранению культурных ценностей или экспертом Минкультуры России, специально уполномоченным на выдачу справок для вывоза с территории Российской Федерации предметов культурного назначения, по форме, утвержденной Приложением N 2 к настоящему Приказу.)

3.1. Произведения живописи, скульптуры;

3.2. Произведения графики и оригинальные графические печатные формы;

15 Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации. Приложение N 1 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 7 августа 2001 г. N 844. С. 3.

3.3. Авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи;

3.4. Предметы отправления религиозных культов различных конфессий;

3.5. Предметы декоративно-прикладного искусства;

3.6. Художественно оформленное оружие.

4. Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства.

5. Печатные издания, созданные более 50 лет назад.

6. Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад.

7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты (в том числе авторские народные инструменты, созданные более 50 лет назад) <*>. (<*> Для вывоза прочих музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) изготовления, в том числе народных инструментов (балалайки, домры, баяны и т.п.), свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации не требуется. Для вывоза струнных смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычков, не являющихся уникальными и редкими, требуется паспорт на смычковые музыкальные инструменты/смычки, в котором Минкультуры России или его территориальными управлениями по сохранению культурных ценностей произведена следующая запись: "Министерство культуры Российской Федерации (или его территориальное управление по сохранению культурных ценностей) подтверждает, что данный инструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и может вывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации". Данная запись заверяется подписью должностного лица и печатью Минкультуры России либо его территориального управления по сохранению культурных ценностей.)

8. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные почтовые карточки и конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 50 лет назад.

9. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, создан ные более 50 лет назад.

10. Старинные ордена и медали <*>, а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад. (<*> Для вывоза личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным или его наследниками, а также значков, свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации не требуется.)

12. Редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия, в том числе:

12.1. Растения, животные и их части, независимо от способа консервации (включая гербарии, чучела, скорлупы и т.п.);

12.2. Искусственные или естественные препараты целых организмов (в том числе ископаемых), отдельных органов, их частей или систем;

12.3. Остатки ископаемых организмов и/или их частей (в том числе их отпечатки) независимо от сохранности;

12.4. Образцы и коллекции минералов (кроме синтетических), горных пород и природных некристаллических веществ земного и внез емного происхождения.

Данный перечень (с учетом сносок, отмеченных в скобках со звездочкой) практически полностью охватывает контролем предметы, имеющие культурную ценность для государства, т.к. даже современные работы и предметы быта, независимо от времени создания, могут быть отнесены к предметам культурного назначения только по результатам экспертизы (сноска к пункту 3 Перечня).

Данное положение подтверждается также пунктом 2 Приказа 844: "...на заявленные к вывозу... предметы культурного назначения, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие ФЗ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", оформляется справка..."16 Тем самым подчеркивается значимость и обязательность наличия решения эксперта в отношении предметов, заявленных к вывозу.

Пункт 7 Перечня также не исключает контроль вывоза музыкальных Инструментов, изготовленных за последнее пятидесятилетие. Сноска к данному пункту 7 Перечня говорит о необходимости записи Министерством культуры / Территориальным управлением МК РФ в паспорте струнных смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, конграбас), что они могут вывозиться без оформления на них свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ.

На основании приведенного выше комментария к сноскам Приказа N 844, некорректно выглядит часто присутствующее ошибочное мнение об отнесении к разряду сувенирных предметов, созданных после 1950 г. Это практически полностью выводит из под контроля современные работы, терминологически относимые к сувенирам только по дате изготовления, но не по художественной и иной ценности (шкатулки, подносы, игрушки и другие предметы).

Предметы декоративно-прикладного искусства и народной культуры по перечню культурных ценностей (Приказ N 844) могут быть отнесены по определению к сувенирам, что не исключает возможности их отнесения к культурным ценностям.

Данная точка зрения, на отнесение тех или иных предметов к культурным ценностям, принципиально отличается от положения по аналогичному вопросу в Конвенции 1970 г., где "...художественные ценности,

16 "Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории Российской Федерации". Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 7 августа 2001 г. N 844. С. 1.

включающие... полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки)", относятся к категории культурные ценности.

Большое количество пояснений в виде сносок к Приказу N 844 делают его сложным для восприятия, что существенным образом сказывается на правильности его трактования, в том числе и сотрудниками таможенных органов.

Традиционные художественные промыслы, такие как Палех, Чудово, Жостово, Федоскино, Дымковская игрушка, Тульские самовары и другие, как правило, наряду с серийными работами, поставленными на поток и выполняемыми по эталону мастера (являющиеся лишь предметами культурного назначения), имеют и редкие уникальные предметы выполненные или именитыми мастерами, или в очень сложной технике, а также с использованием дорогостоящих материалов. Последние ни как не могут быть отнесены к предметам культурного назначения и, соответственно, решение о вывозе уникальных сувенирных изделий может принимать только эксперт.

Можно рассмотреть на примере жостовских подносов элементы техники исполнения, которые значительно увеличивают ценность предмета. В зависимости от сложности по построению и письму, подносы делят на продукцию простую по композиции — массовую, и сложную многослойную по письму — уникальную. В зависимости от техники разложения цвета и последовательности создания композиции меняется и видимая объемность и глубина рисунка. Чем больше используется этапов наложения краски на рисунок, тем, соответственно, и ценнее произведение. Помимо этого на ценность подносов значительное влияние оказывает их форма: существует около 30 видов разработанных форм, штампуемых механическим прессом, но есть и формы, изготовляемые по заказу художника с элементами ручной ковки, чеканки, чернения, инкрустации перламутром. Также повышает художественную ценность изделия наличие уборок (орнаментальных рамок) или отводок (цветных, золотистых линии вдоль бортиков). Решение об отнесение предметов, в том числе и декоративно-прикладного искусства, к категории культурных ценностей может быть принято только специалистом (экспертом уполномоченным Министерством культуры).

Как видно из анализа международных норм, регулирующих правоотношения с культурными ценностями, в выше рассмотренных документах отсутствует градация по пятидесятилетней давности со срока изготовления, что в целом разграничивает предметы, имеющие ценность для государства только на две крупные группы. Это антикварные предметы, изготовленные более 100 лет назад и остальные, независимо от времени создания, представляющие интерес для палеонтологии, истории, этнологии, науки и техники, истории войн и обществ, а также связанные с жизнью

национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями, археологические находки, художественные ценности, оригинальные произведения скульптурного искусства, редкие рукописи, книги, марки, документы и издания, представляющие собой исторический, художественный, научный, литературный и другие интересы.

Соответственно, более простое деление культурных ценностей упро -щает лишь восприятие документов, определяющих их оборот и контроль, тем самым не исключая, а только подтверждая наличие обязательной экспертизы со стороны уполномоченных квалифицированных специалистов. Подобное деление ни коим образом не выводит из под контроля работы современников и не предлагает их относить к "сувенирам", что не редко приводит к уменьшению их ценность. Как уже было отмечено, нормы российского права все больше приближаются к расширению и уточнению понятия "культурные ценности".

Существующие нормы права в РФ практически исчерпывающе определяют и разделяют категории культурных ценностей. Единственную проблему создает сложность восприятия данных норм и их истолкование.

О. и. Ъаженова

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы взаимоотношений в сфере пресечения таможенных правонарушений

Огромное пространство Российского государства — это не только наше богатство, но и особая ответственность за сохранение и разумное использование его ресурсов.

В ходе радикальных экономических реформ регионы получили большую самостоятельность по проведению экономической политики. Но в результате, многие из них, в первую очередь Дальний Восток, оказались в определенном смысле брошенными федеральной властью т.е., зачастую, их проблемы остаются за пределами круга внимания федеральных органов власти. В создавшейся ситуации одним из основных источников выживания приграничных районов России стала внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). До недавнего времени подобная политика устраивала как "центр", так и региональную элиту. Либерализация внешне экономической деятельности и полная открытость страны позволяли решать задачи пополнения федерального бюджета и, одновременно, способствовали удовлетворению сиюминутных интересов отдельных групп, позволяя получать сверхприбыли от ВЭД.

Сегодня интересы государства требуют изменения существующей региональной политики, главной целью которой должна стать реальная защита национальных интересов государства. Для этого необходимо изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.