Научная статья на тему 'Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы взаимоотношений в сфере пресечения таможенных правонарушений'

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы взаимоотношений в сфере пресечения таможенных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы взаимоотношений в сфере пресечения таможенных правонарушений»

правовые вопросы таможенного оела: история, теория, практика

À- 'ерешенкова

Понятие "культурные ценности" в международных актах и внутреннем законодательстве Российской Федерации

Для рассмотрения вопросов статьи, прежде всего, необходимо дать развернутое толкование основному понятию, которое будет использоваться на протяжении всей работы. Понятие это — "культурные ценности" (biens culrurels, culrural property, bienes culrurales).

В международно-правовом аспекте понятие "культурные ценности" имеет две особенности. Во-первых, в международных конвенциях или соглашениях (договорах) не существует универсального понятия "культурные ценности", которое охватывало бы все объекты, подпадающие под данное определение. Во-вторых, каждая международная конвенция дает определение культурных ценностей, исходя из специфики тех правоотношений, которые она призвана урегулировать. На основе этих двух особенностей и сложилось понятие "культурные ценности", фигурирующее в международных актах. Рассмотрим основные из них.

В договоре о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников, больше известном, как Пакт Рериха, который был принят 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, определение "культурные ценности" отсутствует. Объект защиты определен в статье 1 Пакта: "Исторические памятники, музеи и учреждения, служащие целям науки, искусства, образования и культуры..." Таким образом, в этом международном документе предпринята первая, пусть и слабая, попытка определения культурных ценностей, даже, несмотря на отсутствие самого понятия "культурные ценности" в содержании договора.

Впервые понятие "культурные ценности" встречается в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 г.2 Определение, содержащееся в статье 1 этой Конвенции мы рассмотрим подробнее.

Пункт 1 статьи 1 определяет, что под культурными ценностями в данной Конвенции подразумеваются ценности движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, независимо от их происхождения и владельца.

1 Международное право. Ведение боевых действий: сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. М., 1955. С. 30.

2 См.: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. Исполнительный регламент конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1955.

Из этого определения следует, что культурная ценность — это как движимое имущество, так и недвижимое, характерной или квалифицирующей чертой которого является, то обстоятельство, что оно (имущество) имеет большое значение для культурного наследия каждого народа. Раскрывая понятие "культурные ценности", Конвенция определяет лишь границы, право же государств и народов причислить ту, или иную вещь (имущество) к культурной ценности никто не ограничивает. Все зависит от исторического и культурного развития того или иного народа. Более того, Конвенция отмечает, что не принимаются во внимание происхождение культурной ценности, а также кто является ее владельцем. Право собственности на культурные ценности может принадлежать как государственным организациям культуры (музеям, галереям, библиотекам и т.д.), так и находиться в частной собственности.

Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей, разделяя их на 3 категории, причем культурными ценности считаются независимо от их происхождения и владельца:

1) Ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше3;

2) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных к первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов;

3) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Московский Кремль, сам представляющий собой архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности: музеи Московского Кремля, соборы, Царь-колокол, Царь-пушка и другие4. Центрами сосредоточения культурных ценностей могут быть признаны и целые города, такие, например, как Флоренция, Венеция, Суздаль.

3 См.: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. Исполнительный регламент конвенции. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М.,

19554.

4 См.: Московский Кремль, историко-культурный музей-заповедник. Материалы и исследования. М., 1973.

Определение культурных ценностей, данное Гаагской Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.) — очень обширное и наиболее полное. Это обусловлено теми отношениями, которые она призвана урегулировать и стремлением охватить как можно большее число объектов, подпадающих под понятие "культурные ценности" и пользующихся правовой защитой Конвенции.

Следующими международными актами, содержащими понятия культурных ценностей, являются два документа, принятые под эгидой ЮНЕСКО. 19 ноября 1964 г. были приняты Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности5, а 14 ноября 1970 г. — Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности6 (в дальнейшем, Рекомендации 1964 г., Конвенция 1970 г.)7.

Пункт 1 Рекомендации определяет культурные ценности как движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны. Государствам рекомендуется устанавливать критерии для отнесения находящихся на их территории ценностей к категории "имеющих большое значение для культурного достояния страны". Рекомендация дает следующий перечень таких предметов: произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнографические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы.

Конвенция 1970 г. определяет в статье 1 культурные ценности как "ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Если сравнить определения, данные в Рекомендации 1964 г. и Конвенции 1970 г. с определением культурных ценностей Гаагской Конвенции 1954 г., рассмотренной выше, то можно заметить, что в определениях, данных Рекомендацией 1964 г. и Конвенцией 1970 г., прямо предусмотрено право самих государств определять, что является культурной ценностью, исходя из ценности именно для данного народа (государства).

5 См.: Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 19 ноября 1964 г. ЮНЕСКО. Генеральная конференция. Сессия, 13-я. Резолюции. Париж. 1964 г.

6 См.: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. ЮНЕСКО. Акты генеральной конференции. Сессия 16-я. Резолюции. Париж. 1970 г.

7 По своей правовой природе эти два документа существенно отличаются. Рекомендации ЮНЕСКО принимаются простым большинством голосов, не требуют ратификации государствами-членами ЮНЕСКО, и носят рекомендательный характер. Конвенции принимаются на Генеральной Конференции ЮНЕСКО 2/3 голосов, требуют ратификации государствами-членами ЮНЕСКО и носят обязательный характер для стран, их ратифицировавших.

Конвенция 1970 г. делит культурные ценности на 11 категорий:

1) Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

2) Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также ценности, связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

3) Археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия (к тайным археологическим находкам относятся добытые при незаконно проводимых раскопках без специального разрешения государства)8;

4) Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

5) Старинные предметы более чем столетней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;

6) Этнологические материалы;

7) Художественные ценности, включающие: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки)9, оригинальные произведения скульптурного искусства из любых мат ериалов, оригинальные гравюры, эстампы и литографии, оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

8) Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие собой интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

9) Почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно и в коллекциях;

10) Архивы, включая фоно-, фото- и кино архивы;

11) Мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты.

Данная классификация приведена полностью.

При сравнении определений, данных Конвенцией 1970 г. и Рекомендацией 1964 г. стоит отметить, что Конвенция не делит культурные ценности на движимое и недвижимое имущество. Конечно, в силу характера Конвенции 1970 г., прежде всего, имеются в виду движимые объекты, но в силу своей природы это могут быть и недвижимые объекты.

Пункт 14 статьи 5 Конвенции 1970 г. предусматривает создание "национальной службы охраны культурных ценностей"10. В функции такой службы входит содействие разработке законодательных проектов по охра-

8 Примечание автора.

9 Исключенные объекты подпадают под охрану международных договоров о защите промышленной собственности.

10 См.: Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. ЮНЕСКО. Акты генеральной конференции. Сессия 16-я. Резолюции. Париж. 1970 г.

не культурного наследия. Особое значение для охраны культурных ценностей и предотвращения их вывоза имеют такие функции национальной службы, как составление и обновление на базе национального охранного реестра перечня важных культурных ценностей (государственных и частных), вывоз которых означал бы обеднение национального культурного наследия.

Конвенция предусматривает, что ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности, совершенные с нарушением правил, принятых государствами-участниками, считаются незаконными. Для ограничения вывоза государства обязались установить специальное свидетельство (сертификат), которым государство-экспортер удостоверяет, что оно дает разрешение на вывоз и запрет на вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено такое свидетельство (п. Ь ст. 6).

Наряду с этим, согласно конвенции, возможен и абсолютный запрет вывоза, т.к. предусматривается неотъемлемое право каждого государства объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми, т.е. лишенными права на вывоз (п. ё ст. 13).

Международный институт по унификации права ЮНИДРУА предложил проект Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, который был подписан на дипломатической конференции в Риме с 7 по 24 июня 1995 г. В этой Конвенции приводится классификация культурных ценностей полностью идентичная приводимой в статье 1 Конвенции 1970 г.

Вопросами определения "культурных ценностей" как понятия занимались и ученые-правоведы: поляк С. Нахлик, болгарин Е. Александров, россиянин М. Богуславский и другие.

Наиболее оригинальную точку зрения высказал Е. Александров: "Любые произведения, являющиеся результатом творческого самовыражения человека в прошлом или настоящем (в художественной, научной, культурной, образовательной областях), которые имеют значение для объяснения существовавшей в прошлом и для развития современной и текущей культуры, представляют собой культурные ценности" 1. Таким образом, к культурным ценностям Е. Александров причислил и объекты, охраняемые нормами авторского права. С этим можно согласиться в плане охраны культурных ценностей, так как международное право в области охраны культурных ценностей развивается в сторону расширения кодификации объектов защиты.

Проанализированные документы международного права послужили основанием для появления самостоятельных национальных законодательных актов, регулирующих обращение культурных ценностей. В Пакте Рериха определено, что в зависимости от исторического или националь-

11 Александров Е. Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. София, 1978 г. С. 9-10.

ного самосознания государства должно складываться и понятие "культурные ценности", а также все то, что должно быть к ним отнесено. Рекомендации 1964 г. правоустанавливают самостоятельность государств по определению критериев для отнесения находящихся на их территории ценностей к категории имеющих большое значение для культурного состояния страны.

Конвенция 1970 г. уже не делит культурные ценности на движимые и недвижимые, а, подразделяя их на категории, исходит из вида коллекции и техники исполнения предметов. Тем самым детализируется и уточняется список охраняемых ценностей.

В дальнейшем, употребляя термин "культурные ценности", мы будем подразумевать определение, данное статьей 1 Конвенции ООН 1970 г., представленное выше.

Рассмотрим понятия "культурные ценности" в российском законодательстве.

В ранее существовавшем союзном законе "Об охране и использовании памятников истории и культуры" есть понятие памятника истории и культуры: "...сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную цен-ность..."12

Российская Федерация, в своем нынешнем законодательстве широко использует термин "культурные ценности", а именно: статья 7 закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" определяет их как имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное и иное культурное значение. Это же определение используется в Федеральном законе РФ N 64 "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории РФ", принятом 15 апреля 1998 г.13

Федеральный закон "О ввозе и вывозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 является одним из основных руководящих документов, регламентирующих порядок вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию культурных ценностей.14 В настоящее время вместе с иными законодательными актами Российской Федерации дан -ный закон имеет целью сохранение культурного достояния России, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

Закон основан на принципе единого таможенного пространства и еди-

12 "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Закон СССР от 29 октября 1976 г. // Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 704.

3 "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории РФ". Федеральный закон от 5 апреля 1998 г. N 64. // Российская газета. 1998 г. N 77.

14 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 // Ведомости съезда народных депутатов и верховного совета Российской Федерации. 1993 г. N 20. С. 718.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.